Аннотация: Текст издания: "Міръ Божій", No 3, 1897.
Столѣтіе итальянскаго поэта Леопарди. Въ будущемъ году, въ іюнѣ мѣсяцѣ, исполнится столѣтіе дня рожденія Джіакомо Леопарди, но Италія уже теперь готовится къ празднованію памяти своего знаменитаго народнаго поэта, воплощавшаго въ себѣ патріотизмъ итальянскаго народа и его стремленія къ свободѣ и независимости. Альфіери, Фосколо, Парини. всѣ эти предшественники независимости, въ концѣ XVIII вѣка всѣми силани старались пробудить въ итальянской молодежи стремленіе въ свободѣ. Надежды всѣхъ въ Италіи были обращены тогда въ сторону французской революціи, но она обманула возлагаемыя на нее ожиданія, такъ какъ именно миссіонеры французской республики явились въ Италію не со знаменемъ свободы въ рукахъ, а въ качествѣ побѣдителей, подъ командою честолюбца, стремившагося возложитъ на себя желѣзную корону. Царствованіе Наполеона I, затѣмъ священный союзъ, давили на Италію въ теченіе долгаго времени. Но уроки поэтовъ и мыслителей не пропали даромъ. Хотя заговоры карбонаріевъ и возмущенія 1820 года были потоплены въ крови,идея, вызвавшая ихъ въ жизни, не погибла; напротивъ, она оказалась въ высшей степени живучей и плодовитой. Началось движеніе, которое отразилось во всѣхъ областяхъ итальянской общественной жизни, въ литературѣ, поэзіи и искусствахъ. Леопарди явился олицетвореніемъ этого движенія. Въ шестнадцать лѣтъ онъ уже удивлялъ всѣхъ своими познаніями и былъ однимъ изъ первыхъ элинистовъ Европы и вступалъ даже въ споры съ самыми учеными филологами. Въ двадцать лѣтъ онъ уже занялъ первое мѣсто какъ лирическій поэтъ, равный Петраркѣ, а иногда даже превосходящій его силою своего стиха. Леопарди мечталъ о возвращеніи въ Италіи величія древнихъ временъ; онъ мечталъ о разрушенію всѣхъ цѣпей, объ интеллектуальномъ и нравственномъ возрожденіи своей родины, но не ограничиваясь одними только мечтаніями, указывалъ путъ къ этому и храбро пошелъ во главѣ піонеровъ, протянувъ руки къ горизонту, гдѣ уже занималась заря свободы. Леопарди умеръ рано, 39 лѣтъ, и Италія потеряла въ немъ одного изъ своихъ благороднѣйшихъ сыновъ, во пѣсни его остались и сдѣлались настоящимъ гимномъ свободѣ, который долженъ былъ привести въ побѣдѣ.
Джіакомо Леопарди росъ больной и слабый, и уличные мальчишки и его родномъ городѣ Реканати прозвали его "ilgobbetto" (горбатенькій). Но несмотря на это, его отецъ, больше изъ самолюбія, нежели отъ какихъ-либо другихъ побужденій, рано наша учить "то. Графъ Мональдо Леопарди былъ чрезвычайно образованъ и своего сына "желалъ сдѣлать такимъ же образованнымъ человѣкомъ. Сынъ превзошелъ его ожиданія въ этомъ отношеніи, но какъ только Джіакомо сталъ мыслить самостоятельно, между нимъ и его отцомъ произошли коренныя разногласія въ политическихъ взглядахъ. Насколько Джіакомо былъ врагомъ всякихъ притѣсненій, настолько отецъ его былъ сторонникомъ стараго режима. Между отцомъ и сыномъ происходили пререканія, но непреклонная воля Джіакомо восторжествовала.
Джіакомо пользовался большимъ уваженіемъ своихъ согражданъ и они доказали ему это, выбравъ его единогласно своимъ представителемъ въ національное собраніе. Но этому собранію не суждено было открыться. Австрійцы овладѣли Болоньей, такъ что Леопарди не пришлось говорить съ трибуны. Впрочемъ, въ письмѣ, написанномъ своему отцу изъ Флоренціи, Леопарди выражаетъ желаніе не вмѣшиваться открыто въ политику. Отецъ его былъ очень доволенъ, что неожиданная помѣха помѣшала его сыну стать въ ряды дѣятелей революція, такъ какъ онъ считалъ это позоромъ для своего имени, хотя самъ изъ какихъ-то стороннихъ соображеній записался въ число членовъ революціоннаго комитета и вотировалъ вмѣстѣ съ прочими за своего сына.
Какъ только революція была подавлена, графъ Мональдо открыто сталъ на сторону реакціи и въ своемъ реакціонномъ рвеніи опубликовалъ даже анонимный памфлетъ подъ заглавіемъ: "Маленькія бесѣды о событіяхъ года", съ эпиграфомъ: "La verita tutta е niente!" (Всю правду или ничего). Памфлетъ произвелъ огромный шумъ и былъ переведенъ на нѣсколько языковъ. Манцони рекомендовалъ эту брошюру Сентъ-Беву, какъ образецъ великолѣпной итальянской прозы, а Ламеннэ сдѣлалъ ей честь, написавъ длинное и серьезное опроверженіе. Въ послѣднему присоединился Джіаконо Леопарди; возмущенный, что ему приписывали авторство этого ультра-реакціоннаго памфлета, Джіакомо написалъ по этому поводу письмо своему отцу, въ которомъ предупреждалъ его, что онъ не согласенъ слыть за автора памфлета и намѣренъ напечатать опроверженіе во всѣхъ газетахъ.
Не слѣдуетъ забывать, что это было въ такую эпоху, когда въ Болоньи господствовало царство террора, также какъ и въ Моденѣ, гдѣ царствующій герцогъ былъ вторымъ Нерономъ. Судьба Сильвіо Пеллико указываетъ, что ожидало въ эти времена тѣхъ, кто боролся за свободу или защищалъ ее въ своихъ писаніяхъ. Леопарди, возмущенный тѣмъ, что его считаютъ "обращеннымъ" благодаря памфлету, напечаталъ въ газетахъ письмо по этому поводу, которое непремѣнно должно было навлечь за него гнѣвъ побѣдителей. Однако, благодаря тому, что многіе сильные міра продолжали все-таки считать его "обращеннымъ", онъ не подвергся карѣ властей. Но Италія не нанесла ему подобнаго оскорбленія. Она продолжала вѣрить въ своего пѣвца свободы и оставалась на его сторонѣ, черпая новыя силы въ его пѣсняхъ. Во всѣхъ случаяхъ, когда нужно было возбудить энтузіамзъ молодежи, распѣвались пѣсни Леопарди. Вліяніе его поэзіи не исчезло и съ его смертью, и не удивительно, что враги опасались этого вліянія, и въ Калабріи, напримѣръ, въ 1859 году, нѣкій Піетро Мерлино, былъ приговоренъ въ штрафу въ тысячу дукатовъ за то, что читалъ запрещенную книгу, озаглавленную: "Canti di Giacomo Leopardi". Ho черезъ годъ послѣ этого Викторъ Эммануилъ торжественно призналъ геній и заслуги народнаго поэта въ своей прокламаціи, обнародованной 3-го ноября 1860 года, въ которой объявилъ, что правительство подписываетъ 2.000 диръ на памятникъ въ честь Леопарди.
Европейская знаменитость Леопарди основывается, однако, не на его патріотическихъ пѣснахъ. Онъ былъ творцомъ пессимизма XIX вѣка, какъ онъ выразился въ философіи Шопенгауэра и Гертмана. Въ личной жизни глубоко несчастный, Леопарди выразилъ свое отрицательное отношеніе къ жизни въ геніальной формѣ. Его пессимистическая поэзія не имѣетъ себѣ равной по силѣ выраженія. Самъ онъ былъ человѣкъ мужественный и гордый, и девизомъ его жизни служила мысль, закованная имъ въ желѣзномъ стихѣ: "живи безъ жалобъ, умирай безъ страха". Въ столѣтнемъ юбилеѣ его рожденія приметъ, конечно, участіе вся европейская литература, чествуя въ лицѣ Леопарди одного изъ свѣточей человѣческой мысли и духовныхъ вождей вѣка.