Лернер Николай Осипович
Анненков П. В
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Лернер Николай Осипович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1911
Обновлено: 20/05/2016. 9k.
Статистика.
Статья
:
Справочная
Энциклопедические статьи
Иллюстрации/приложения: 1 штук.
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Н. Лернер
Оригинал здесь:
Русский биографический словарь
.
Анненков, Павел Васильевич
, известный писатель. Родился в семье богатого симбирского помещика 19 июля 1812 года; образование получил в горном корпусе, где дошел до старших, специальных классов, а затем слушал лекции в Петербургском университете, по философскому (историко-филологическому) факультету. В 1833 году поступил на службу, по финансовому ведомству, которую вскоре оставил. Сильное влияние оказал на него Белинский, к кружку которого он примкнул в 1839 году и об участниках которого впоследствии написал чрезвычайно ценные воспоминания ("Замечательное десятилетие" и пр.). В 1840 году
А.
уехал за границу, где провел несколько лет, от времени до времени наезжая, впрочем, в Россию. На Западе он очень интересовался социальными движениями и, между прочим, свел знакомство с К. Марксом. Письма его из-за границы, адресованные сначала к Белинскому, печатались в "Отечественных Записках"; они касались и общественной стороны европейской жизни, и литературной, и художественной. Они еще теснее скрепили связь
А.
с кружком Белинского, которого А. в 1847 году взял на свое попечение и возил за границу для лечения. Когда в руки друзей Белинского перешел "Современник",
А
. в нем стал помещать свои "
Письма из Парижа
" (1847 - 48); о парижской революции "безумного года" он рассказал впоследствии в статье: "
Париж в 1848 году
". В конце этого года
А.
вернулся в Россию, и в первой книге "Современника" в 1849 году напечатал "
Заметки о русской литературе 1848 года
", которыми открылась деятельность его как критика. Поселившись в своей казанской деревне,
А.
напечатал в "Современнике" в 1849 году "
Провинциальные письма
". Это лучшая из беллетристических вещей А.; ранее появились в "Современнике" повесть "
Кирюша
" (1847) и рассказ "
Она погибнет
" (1848). По поводу последнего Белинский писал ему: "род вашего таланта не такой, какой нужен поэту, для рассказчика же у вас гораздо больше таланта, чем сколько нужно". Критика очень сочувственно встретила "Провинциальные письма", с их картинками приволжского пейзажа и интеллигентского и простонародного быта; но в беллетристике, несмотря на ум и наблюдательность,
А.
видного положения не занял. В половине 1850-х годов
А.
занялся работой, не утратившей до сих пор своего значения, -
изданием сочинений Пушкина
и составлением первого крупного опыта его жизнеописания, под именем "Материалов для биографии". Специальная критика обнаружила и до сих пор продолжает обнаруживать много недостатков в его комментаторском, редакторском и биографическом труде, обличая и ошибки в освещении предмета, и шаткость метода, и общую небрежность; но нельзя не признать, что именно
А. положил начало наукообразному пушкиноведению
. Начал
А
. свою работу еще при николаевской цензуре, с которой ему пришлось выдержать долгую борьбу, а закончил уже при новом государе, когда получил возможность издать целый дополнительный том сочинений Пушкина. О тогдашних цензурных условиях, в которых отразилось общее тогдашнее положение литературы, А. рассказал в статье "
Любопытная тяжба
" ("Вестник Европы", 1881 год). На раздававшиеся впоследствии упреки в преднамеренном исключении из собрания произведений Пушкина многих пьес А., ссылаясь на те же цензурные условия, справедливо отвечал: "Достоверно, что, предоставив работу будущим и более свободным эпохам, не встретилось бы печальной необходимости жертвовать стихами, строфами, периодами пушкинского текста для сбережения остального клочка его раздробленной мысли, как это случилось и должно было случиться со многими отрывками и цельными его произведениями при несвоевременном их опубликовании". Памятником прежней цензуры навсегда останется эта статья, в которой А. рассказывает, как приходилось ему бороться с чудовищно-придирчивой и нелепо-подозрительной цензурой и даже "для устранения противников употреблять оружие, у них же отобранное или позаимствованное". Его "
Материалы для биографии
" в некоторых отношениях служат даже первоисточником; изучение Пушкина без них немыслимо (2-е издание вышло в 1873 году). За пушкинскими работами последовала биография Н. В. Станкевича ("Н.В. Ст. Переписка и его биография", М., 1857). Станкевича А. лично не знал, но, вращаясь в кружке, хранившем предание о нем и сделавшем его предметом культа, сумел понять его. И если образ Станкевича, который сам ничего не сделал для сохранения своего имени, живет в истории, то в значительной степени благодаря труду
А.
В том же году
А.
напечатал свои
воспоминания о Гоголе
, с которым жил вместе и был близок в Риме, в 1841 году. Вообще мемуары являются наиболее прочной и ценной частью литературного наследия
А.
; к ним принадлежат также
воспоминания об "идеалистах тридцатых годов" - Огареве, Белинском, Кольцове, В.П. Боткине, Грановском, Герцене, Бакунине, Тургеневе
(собраны в книге "
Литературные воспоминания
", СПб., 1909). В середине 1850-х годов А. выступил на поприще литературного критика и писал о многих современных явлениях литературы, между прочим - о произведениях Тургенева, графа Льва Толстого, графа Алексея Толстого, С.Т. Аксакова, Островского, Писемского, Салтыкова, Кохановской и других. "С первых критических этюдов, - говорит Пыпин, -
А.
упрекали в некоторой темноте его стиля; припоминаем из его бесед, что эта темнота была почти намеренная - с одной стороны, она давала иной раз ему возможность избежать внешнего неудобства, с другой - должна была удерживать читателя на высоте отвлеченных соображений, требовать и возбуждать его внимание". Но
А.
был таков всегда и при всяких условиях, что объяснялось не только размерами его дарования, но и основным недостатком его литературного миросозерцания - туманным эклектизмом, который не дал ему примкнуть к определенному направлению и на чем-нибудь остановиться. Он иногда являлся эстетиком и доказывал, что "развитие психологических сторон лица или многих лиц составляет основную идею всякого повествования, которое почерпает жизнь и силу в наблюдении душевных оттенков, тонких характерных отличий, игры бесчисленных волнений человеческого нравственного существа в соприкосновении его с другими людьми", и что "вряд ли дозволено делать рассказ проводником этических или иных соображений и по важности последних судить о нем". В другой же раз
А.
хвалил Тургенева за то, что "от него всегда можно ожидать именно того слова, которое на очереди, или которым занято большинство умов; преимущество это, кроме таланта, условливается и обширностью горизонта, каким пользуется его мысль". Писемского А. упрекал за то, что у него нет добродетельных героев, "этих избранных существ, которые возникали в фантазии авторов из потребности указать чувству читателя искупительную жертву несправедливости и ободрить его при торжестве неразумных, темных или порочных начал... Задача романа в том, чтобы показать читателю, куда должны обращаться его симпатии"... Такие противоположные взгляды на каждом шагу перемежаются в критических статьях А. Не выяснивший себе самому определенного литературно-общественного созерцания критик только запутывал читателя. Однако литературный вкус А. был очень развит; на него охотно полагался такой взыскательный художник, как Тургенев. В 1870-х годах
А.
вернулся к изучению Пушкина, и в 1873 году поместил в "Вестнике Европы" исследование: "
А.С. Пушкин в Александровскую эпоху
" (отдельное издание, СПб., 1874). Со стороны литературной техники и исторической ценности эта книга несравненно выше "Материалов для биографии", которыми можно только пользоваться, но которые трудно читать; правда, в своей второй работе, посвященной Пушкину,
А
. имел возможность говорить о многом таком, о чем двадцать лет назад ему приходилось молчать. Глубже погружаясь в изучение великого поэта,
А.
написал еще две интересные статьи: "
Общественные идеалы А.С. Пушкина
" ("Вестник Европы", 1880) и "
Литературные проекты А. С. Пушкина
" ("Вестник Европы", 1881). За труды о Пушкине
Московский университет
в 1880 году, во время празднования столетия памятника Пушкину, избрал
А.
своим
почетным членом
. Часть собранных им и не вполне использованных бумаг Пушкина хранится в библиотеке Академии Наук. В частной жизни А. отличался добротой и благожелательностью; на своем литературном пути он был образцом честного писателя, выше всего дорожившего литературой. Большое участие он принимал в деятельности литературного фонда в первые годы после его основания. Умер он 8 марта 1887 года за границей (в Дрездене), где провел последние двадцать лет своей жизни. Сочинения его (не все) вошли в три сборника: "
Воспоминания и критические очерки
" (три тома, СПб., 1877 - 1881); "
П. В. Анненков и его друзья, Литературные воспоминания и переписка 1835 - 1885 годов
" (СПб., 1892) и "
Литературные воспоминания
" (СПб., 1909). Биографические и библиографические сведения о нем см. у С. А. Венгерова в "Критико-биографическом словаре", т. I, 596 - 611, 954, и "Источниках словаря русских писателей", I, 79 - 81; некрологическая статья А. Н. Пыпина - в "Вестнике Европы" 1887, N 4; предисловие к "Литературным воспоминаниям".
Оставить комментарий
Лернер Николай Осипович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1911
Обновлено: 20/05/2016. 9k.
Статистика.
Статья
:
Справочная
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.