Лесевич Владимир Викторович
Лесевич В. В.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ЛЕСЕВИЧ Владимир Викторович [15(27).1.1837, с. Денисовка Лубен. у. Полтав. губ. -- 13(26).11.1905, Киев], философ, публицист; обществ, деятель. Из дворян. Пережил драму раннего сиротства; воспитывался бабушкой в семье родственников, испытывая гнетущее чувство зависимости от них. В 1848 поступил в 1-ю киев. г-зию, в 1851 -- в Николаев, инж. уч-ще в Петербурге. В 1855--56 учился в Николаев, инж. академии. В 1856--59 служил офицером в 1-м Кавк. саперном батальоне; участвовал в сражениях с горцами. В газ. "Кавказ" опубл. несколько заметок, в т. ч. ст. "Медицина и женщина" (1858, 10, 13 июля; псевд. Вл. Викторов), к-рую считал своей первой лит. работой. В 1861 окончил Академию Ген. штаба, но в 1863 вышел в отставку и занялся лит. деятельностью. Мировоззрение Л. сложилось в атмосфере идейного движения 60-х гг. Значит, влияние на него оказал П. Л. Лавров (ему посв. "Страничка из "Восп."" -- сб. "На славном посту", СПб., 1900), а позднее -- Н. К. Михайловский, вместе с к-рым Л. входил в 70-х гг. в кружок петерб. интеллигенции "Общество трезвых философов" и "Ольхинский клуб" (см.: Анненская А., Из прошлых лет. -- РБ, 1913, No 1, с. 65--66). Будучи религиозен в юности, Л. в нач. 60-х гг. под влиянием соч. Л. Фейербаха пережил духовный кризис. Видя в религии не свободу нравств. выбора для человека, а лишь зависимость от Бога и подчинение Ему ("В его душе, по словам современника, горел неугасимый огонь протеста против всякого насилия -- политического, умственного или морального -- все равно" -- Ганейзер Е., В. В. Лесевич в письмах и восп. -- ГМ, 1914, No 8, с. 90--91), "от страстной веры он перешел к страстному безверию и богоборчеству" (Флоровский Г., Пути рус. богословия, 4-е изд., Париж, 1988, с. 293).
   При освобождении крестьян Л. передал выкупные платежи в мирской капитал и на устройство в 1864 в своей деревне первой на Украине школы с преподаванием на укр. языке (вскоре закрытой властями; история этой школы получила широкое отражение в "С.-Петерб. вед.", "Домашней беседе", а также "Колоколе"). В кон. 60-х гг. Л. совершил поездку в Германию (см. его очерк "Из записной книжки путешественника" -- ОЗ, 1870, No 1) и Англию (по восп. Д. Д. Ахшарумова, встречался с А. И. Герценом). Позднее по подозрению в связи с рев. народниками Л. был арестован 3 апр. 1879 и в административном порядке выслан в Сибирь (сначала в Енисейск, затем в Красноярск, где его квартира была местом общения полит. ссыльных -- см.: Белоконский И. П., Дань времени. Восп., М., 1928); в 1881--82 отбывал ссылку в Казани, в 1882--85 в Полтаве, в 1885-- 1888 в Твери. В 1882 получил предложение Л. А. Тихомирова и Лаврова редактировать в Париже "Вест. Нар. воли", к-рое не решился принять [см. : Сухомлин В. И., Из эпохи упадка партии "Народная воля". -- КиС, 1926, No 4(25), с. 43]. Для "Вест. Нар. воли" Л. написал ст. "Революционеры и естественный ход событий" (1883, Женева, No 1; псевд. Украинец), в к-рой утверждал, что "насильственное истребление" представителей царской власти "имеет свое полное оправдание и обусловлено совершенною необходимостью" (с. 128). Обосновывал неизбежность революции в России и осуществление ее силами рев. партий ("сверху"), при этом скептически смотрел на возможность культурного просвещения деревни ("рутинная масса"). В 1888, вернувшись в Петербург, Л. примкнул к кружку Михайловского в "Рус. богатстве"; активно участвовал в организации ж-ла, был чл. ред. комитета до 1898. В 1901 вновь выслан за подписание письма с протестом против расправы с демонстрацией студентов и литераторов на Казанской площади в Петербурге: уехал в Полтав. губ. в имение зятя В. Н. Леонтовича. В 1902--03 был в Италии и Франции; в Париже участвовал в Междунар. социологич. конгрессе (1903), читал лекции в Высшей рус. школе обществ, наук. Конец жизни провел в Киеве.
   Л. разделял защищаемую Г. Н. Потаниным (другом Л.) идею областничества, понимая ее как полную автономию всех народностей Рос. империи. Активный сторонник нац. самоопределения Украины, Л. был связан со мн. деятелями укр. нац. движения (М. П. Драгомановым, В. Г. Малёваным и др.), организовал в Петербурге об-во по изучению этнографии и истории Украины, "капитал им. Шевченко" при Лит. фонде; Л. принадлежит идея благотворительного Об-ва издания полезных книг на укр. языке. Защищал равноправие нац. языков и необходимость просвещения народа на родном языке ("Всемирный язык и народные языки". -- РМ, 1900, No 11, 12). Глубоко интересовался нар. творчеством, готовил (но не завершил) иссл. по фольклору; в 1903 издал во Львове "Оповщання Р. Ф. Чмихала" со своей вступит, статьей (Етнографачний збарник. Вид. Етнографічна комгсия Наукового товариства (меня Шевченка, т. 14; на укр. языке).
   В 1887--89 совершил поездку с чтением лекций (о "науч. философии", фольклоре и творчестве Д. Дефо) по южным городам России, доходы от лекций поступали в Лит. фонд, членом к-та и секретарем к-рого он был, и местные благотворительные учреждения. Пользовался как лектор огромной популярностью.
   Лит.-филос. деятельность Л., сотрудничавшего во мн. демократич. изданиях ("Отеч. зап." -- с 1868 до закрытия ж-ла, "Совр. обозрение", "Знание", "Сев. вест.", "Рус. богатство", "Рус. мысль" и др.), всецело подчинена задаче пропаганды науч. мировоззрения. В работах "Опыт критического исследования основоначал позитивной философии" (СПб., 1877), "Письма о научной философии" (СПб., 1878) Л. обосновывал необходимость разработки теории познания, критич. изучения философии И. Канта. Л. -- крупнейший представитель рус. позитивизма, с 90-х гг. -- эмпириокритицизма (излагая в осн. идеи Р. Авенариуса, Л. перевел на рус. яз. более 50 новых фил ос. терминов). Опираясь на идеи О. Конта (пропаганде его взглядов поев, статьи Л. в "Отеч. зап." -- 1869, No 1, 4; 1870, No 12), Л. считал, что победа "позитивной", "научной" стадии в развитии мысли неизбежна, хотя ее замедляют "пережитки" теологии и метафизики. Разоблачать и искоренять эти "примыслы", по Л., -- долг прогрессивно мыслящего человека.
   Примечательна нетерпимость Л. к другим точкам зрения. Так, в язвительном по обыкновению выступлении на диспуте во время защиты магистер. дис. Вл. С. Соловьёва (см.: Михайловский, X, 92--93; Лосев А. Ф., В. Соловьев и его время, М., 1990, с. 32), а затем в печати ("Как иногда пишутся диссертации" -- ОЗ, 1875, No 1) Л. утверждал, что в дис. искажена картина филос. взглядов в Европе (фактически Л. нападал на метафизику вообще). Это выступление удостоилось лишь поучительного указания Соловьёва на невнимательное чтение его труда и неумение работать с источниками (см.: Соловьев Вл., Странное недоразумение. -- PB, 1875, No 2). Упрек Соловьёву в том, что он ратует за невозможное соединение "положительного знания" с метафизикой ("Письма о научной философии", СПб., 1878, с. 87), возвращается к Л. как его же собственная заслуга -- этот иронический подтекст серьезной и хвалебной статьи Соловьёва "О заслуге В. В. Лесевича для филос. образования в России" ("Вопросы философии и психологии", 1890, кн. 5) заставил Л. уклониться от ответа. Так же непримирим был Л. и к А. А. Козлову ("О чем поет кукушка?" -- СВ, 1886, No 2 и др.) и др. философам. Выступал с резкой критикой этич. учения Л. Н. Толстого, утверждая, что концепция "непротивления злу" -- это возрождение ("оживание") асоциального учения буддизма ("Буддийский нравственный тип" -- СВ, 1886, No 5); резко отзывался о Н. С. Лескове, поместил в "Отеч. зап." оскорбительные рец. на его рассказы "Владычный суд" (1877, No 8) и "Некрещеный поп" (1878, No 3).
   Выступая против православия и критикуя религ. мышление вообще, Л. в то же время глубоко интересовался историей буддизма ("Религ. свобода по эдиктам царя Асоки Великого" -- "Вопросы философии и психологии", 1889, кн. 1 и др.). Л. привлекала идея самостоятельного (безблагодатного) достижения нравств. идеала, самобытного развития личности. Отсюда его интерес к образу Робинзона Дефо (статьи Л. о нем: РБ, 1893, No 5, 7, 8; 1896, No 1; фрагмент одной из этих статей перепечатан в кн.: Дефо Д., Робинзон Крузо, М., "Высшая школа", 1990), истоки к-рого Л. предлагал видеть в образе "психологического Робинзона" -- Будды (воспринятого Дефо через легенду Ибн Туфайля, восходящую к легенде о Варлааме и Иосафе), парадоксально трансформированном.
   Лит.-критич. работы Л. о Данте, Г. Э. Лессинге, Б. Пересе Гальдосе, собранные в сб. "Этюды и очерки" (СПб., 1886; высокая оценка в рец.: СВ, 1886, No 11), и др. писателях насыщены ценным биографич. и ист. материалом, опираются на совр. науч. лит-ру. Л. принадлежит также очерк об англ. и исп. плутовском романе ("Происхождение совр. романа" -- РМ, 1898, No 11 ; 1901, No 4), первая работа о восприятии рус. лит-ры в Испании ("Взгляды исп. критики на рус. жизнь и рус. роман". -- РМ, 1888, No 10) и др.
   Изд.: Собр. соч., т. 1--3, М., [1915--17] (не окончено); Что такое магия? -- сб. "Луч", т. 1, СПб., 1866; Эмиль девятнадцатого столетия. -- ОЗ, 1871, M 5; Совр. фил ос. лит-ра на Западе. -- ОЗ, 1877, No 7; Новейшее движение в буддизме... -- РМ, 1887, M 8; О самообучении взрослых иностранным языкам. -- РБ, 1897, No 12; Неизвестный поэт [С. А. Корсак]. -- РМ, 1898, M 8; Е. П. Гребенка. Опыт характеристики. -- РМ, 1904, M 1--2; Международный язык культурных сношений. -- РМ, 1903, No 2; Эмпириокритицизм как единственная научная точка зрения, СПб., 1909.
   Лит.: Сб. по хоз. статистике Полтав. губ., т. 4, Полтава, 1885, с. 102--103; Надсон С. Я., Лит. очерки, СПб., 1887; Колубовский Я. Н., Мат-лы для истории философии в России (1855--88). XI. В. В. Лесевич. -- "Вопросы философии и психологии", 1891, кн. 8; Эртель А. И., Письма, М., 1909; Русанов Н. С, Архив Н. К. Михайловского.-- РБ, 1914, No 1; Мендельсон Н. М., Из восп. о Г. Н. Потанине. -- ГМ, 1922, No 1; Перцов (ук.); Петрункевич И. И., Из записок обществ, деятеля, Прага, 1934, с. 197--201; Златовратский H. H., Вост., М., 1956 (ук.); Лосский Н. О., История рус. философии, М., 1991, с. 440--41. * Некрологи, 1905: РБ, No 11/12 (С. Н. Южаков); "Киев. старина", No 11/12 (С. Ефремов); "Полтавщина", 16 нояб. (В. Г. Короленко); "Современность", 1906, No 1 (H. И. Кареев); Туманов Г., Один из последних шестидесятников. -- РМ, 1906, No 1. Брокгауз; НЭС; Венгеров. Источ.; Гранат; ФЭ; ИДРДВ; Муратова (2); Масанов.
   Архивы: ЦГАЛИ, ф. 301; ЦГАОР, ф. 102,7 д-во, 1894 г., д. 86, т. 3; 3 д-во, 1889 г., д. 74. т. 38; 3 д-во, 1893 г., д. 555; ф. 102, 00, 1898 г., д. 657; ЦГВИА, ф. 802, оп. 11, д. 2150 (ф. с. 1862 г.).

Е. И. Тарусина, при участии М. В. Пащенко.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 3. М., "Большая Российская энциклопедия", 1994

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru