---------------------------------
Лесков Н.С. Собрание сочинений в 11 т.
М., Государственное издательство художественной литературы, 1957;
Том 10: Воспоминания, статьи, очерки. с. 5-246.
OCR: sad369 (г. Омск)
---------------------------------
Число охотников выводить из всего диффамации у нас очень быстро
увеличивается: в этом теперь преуспевают уже не только люди светского, но и
духовного чина. Так, некто протоиерей Евген. Попов из Перми на этих днях
издал книгу, в которой без стеснения разъясняет имена лиц, безымянно
описанных в "Мелочах архиерейской жизни". Этот негодующий Евгений Попов,
очевидно, "мнит службу совершити богу", а может быть, и еще кому-нибудь
другому. Он утверждает, что рассказы о простых явлениях архиерейского жития
составляют самый яркий признак самого ужасного и вредного нравственного
падения, которое стало возможно только для нашего времени, "когда грабят и
стреляют". Да, да, это именно так и написано - рассказать, что у архиереев
могут случаться капризы, а также могут быть желудочные катары, нельзя, не
будучи причастным ко всей безнравственности нашего времени, "когда грабят и
стреляют". Приблизительно в том же роде высказался насчет этих важных
вопросов и "Церк<овный> вест<ник>", редактируемый профес<сором>
Предтеченским. Оба эти просвещенные духовные писателя, то есть Попов и
Предтеченский, принадлежащие одной и той же Петербургской духовной
академии, "благоугождали всяко", доказывая, что спускаться в такие сферы,
как обыденная жизнь архиереев, это сплетничество и небывалое покушение
оскорбить "величавые фигуры". И Попову и Предтеченскому казалось, что это
не бывало. Они прикинулись простачками и делают вид, будто совсем позабыли
про "Записки Гавриила Добрынина", где во всех видах подробно и талантливо
описан пьяный и своенравный архиерей Кирилл. Им дела нет, что это писано не
в наше время, когда... и т. д. Впрочем, им непростительно забывать, что надо,
на то они академические историки, чтобы знать, что спрятать и что сочинять
для истории. Но вот, к немалому их удовольствию, неожиданно подают им новый
случай поусердствовать и - кто же? "Русский вест<ник>", журнал самый
благонамеренный. В вышедшей на сих днях октябрьской книге этого московского
журнала мы находим следующие интересные, но не особенно "величавые"
сведения об известном сподвижнике Платона (Левшина), московском
архиепископе Августине (Виноградском).
"Преосв. Августин имел много превосходных качеств: он был весьма
строг, но справедлив; консисторию держал в ежовых рукавицах, и белое
духовенство, в то время грубое и распущенное, его трепетало. Он иногда
по-отечески бивал своею тростью, а не то и руками" (629) "Поживи он еще
год, мы увидали бы его московским митрополитом, но господь веку ему не
продлил. И отчего он умер? Не знаю, многим ли это известно. Вообще
говорили, что он скончался от чахотки. Это вздор: он был преплотный из
себя, а ему придумали смерть от чахотки. Он умер просто-напросто от икры.
Неприлично. Как будто и святые не умирали съеденные от зверей; мало ли
какой случай может выйти. Тут конфузного ничего нет для святителя. Вот как
это случилось. Преосвященному прислал кто-то в гостинец большую банку
зернистой икры. В субботу либо в воскресенье ему подали мало ли икры, или
вовсе не подали, только он, сидя уже за столом, потребовал, чтобы принесли.
Келейник бросился на погреб опрометью и от поспешности поскользнулся, упал
и разбил банку. Зная горячий и вспыльчивый нрав владыки, келейник не
решился доложить ему о том, что случилось. Страха ради он выбрал самые
крупные осколки стекла и подал икру на тарелке" (626). Августин "кушал
торопливо, не замечая, что глотает мелкие кусочки стекла", и от этого
заболел и умер. Следовательно, кажется, будет правильнее сказать, что
великий святитель угас даже не от икры, как говорит цитируемый автор
"Русского вестника", а просто - от мелкого стекла. Какая мелочь имела какое
влияние.
Что же касается чахотки, которой не было и которая была придумана
"преплотному" Августину ради приличия, то автор старается доказать это
стихами, ходившими на счет этого святителя по рукам в Москве. Стихи же эти
следующие:
Всем москвичам нам знать не худо,
Какие мы имеем чуда:
В Кремле стоит большой Ванюшка
И пребольшущая царь-пушка.
А чудо третье - Августин-Кадушка
И кроткая ханжа Марфушка (стр. 630).
ПРИМЕЧАНИЯ
ИЗ МЕЛОЧЕЙ АРХИЕРЕЙСКОЙ ЖИЗНИ
Впервые заметка опубликована в газете "Новое время", 1879, Љ 1325, 5
ноября, без подписи; впоследствии не перепечатывалась.
Выход в свет книги Лескова "Мелочи архиерейской жизни" вызвал большое
количество критических откликов - положительных в демократической печати,
резко отрицательных в различных реакционных органах (подробнее об отзывах
критики на "Мелочи архиерейской жизни" см. в примечаниях к т. 6 наст. изд.,
стр. 664 - 666).
Особенно злобными были отклики на произведения Лескова, как и
следовало ожидать, со стороны церковной печати. Отзывы официальных
представителей церкви носили, по сути, доносительный характер и
впоследствии сыграли свою роль при запрещении "Мелочей..." в т. VI Сочинений
Лескова (1889). Отклики церковников на "Мелочи архиерейской жизни" вынудили
автора выступить и печатно. Вслед за приведенной в настоящем томе заметкой
Лесков несколько дней спустя поместил в "Новом времени" (Љ 1330, 10 ноября)
еще одну заметку под заголовком: "Последнее слово о "Мелочах" (Письмо в
редакцию)" следующего содержания:
"На сих днях снова появилось несколько замечаний по поводу небольшой
моей книги: "Мелочи архиерейской жизни". Признаться, это порядочно уже
надоело, и мне, при всей моей неохоте, приходится сказать свое первое и,
надеюсь, последнее слово.
Зная не менее других, что касается моей книги, я утверждаю, что
указание на Евг. Попова как на сочлена проф. Предтеченского по
Петербургской академии имеет основание. Учился или не учился Попов в
академии - это мне неизвестно, но Попов выбран в почетные члены академии и
даже предлагался кем-то в доктора - это верно...
Статья "Церковного вестника" о "Мелочах" не есть одно воспроизведение
статей епископа Никанора, литературные труды которого мне давно известны, -
преимущественно со стороны их удивительно плохого стиля, образцы чего в
изобилии были рассеяны и в его защите Смарагда; там есть, например,
замечательное место о розе и навозе. Но преосвященный Никанор нигде не
дописывался до того, чтобы каверзно укорять меня в "лести
грубо-эгоистическим инстинктам толпы". А это именно и сказано в (ЉЉ 12, 13)
"Церковном вестнике", редактируемом проф. Предтеченским. Следовательно, это
тот самый тон, которого держится избранный член академии Евг. Попов.
Примите и проч. Н. Лесков".
9-го ноября 1879 г.
С.-Петербург.
Упоминаемая в заметке статья "Церковного вестника"
"Непоправимо-позоримая честь" (в Љ 12 - 13 названного журнала за 1879 год)
- перепечатка статьи уфимского епископа Никанора "Памяти преосвященного
Смарагда" из "Церковно-общественного вестника" (1879, ЉЉ 21 и 27, 2 и 4
марта).
Стр. 244. Диффамация - оглашение сведений, порочащих отдельных лиц или
целые учреждения.
...Евген. Попов... издал книгу... - Имеется в виду книга пермского
протоиерея Е. А. Попова "Великопермская и пермская епархии. 1379 - 1879",
Пермь, 1879.
Предтеченский, Андрей Иванович (ум. в 1893 г.) - духовный писатель, в
1874 - 1881 годах был редактором "Христианского чтения", а в 1875 и
"Церковного вестника"; в последнем была помещена статья епископа Никанора,
в которой содержались выпады против книги Лескова (см. в примечании выше).
Стр. 245. Добрынин, Гавриил Иванович (1752 - 1824) - служил келейником
и секретарем у ряда архиереев; "Записки", о которых говорит Лесков,
печатались в "Русской старине", 1871, ЉЉ 1 - 10.
...в... октябрьской книге этого московского журнала... - Лесков далее
цитирует (неточно) "Рассказы бабушки. Из воспоминаний пяти поколений.
Записанные и собранные ее внуком", печатавшиеся без подписи в "Русском
вестнике", 1878 (ЉЉ 3 - 8) и 1879 (ЉЉ 7 - 10).
Платон (Левшин) (1737 - 1812) - московский митрополит с 1775 года
Августин (Виноградский, А. В.) (1766 - 1819) - был московским
архиепископом в 1812 - 1819 годах.