Личков Леонид Семенович
Как и что читает народ в Восточной Сибири

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Какъ и что читаетъ народъ въ Восточной Сибири.

   Вопросъ о томъ, что въ дѣйствительности читаетъ нашъ народъ, до настоящаго времени представляетъ еще широкое поле для изученія. И если это можно съ извѣстнымъ правомъ сказать относительно положенія даннаго вопроса въ Европейской Россіи, то еще въ большей мѣрѣ сказанное должно относиться къ Сибири, столь отдаленной, столь бѣдной всякими спеціальными изслѣдованіями крестьянскаго быта и до послѣдняго времени столь мало интересовавшей нашу интеллегенцію. Въ Сибири, какъ само собою понятно, интересующій насъ вопросъ долженъ оказаться, и дѣйствительно оказывается, еще менѣе затронутымъ, чѣмъ это мы видимъ относительно Европейской Россіи.
   Вотъ почему всякая попытка въ этомъ смыслѣ заслуживаетъ извѣстнаго интереса и сравнительно даже небольшой запасъ данныхъ, могущихъ служить къ выясненію даннаго вопроса, долженъ имѣть свое значеніе для лицъ, интересующихся этою стороною народной жизни.
   Смотря на дѣло именно съ этой точки зрѣнія, т.-е. со стороны почти полнаго отсутствія въ сибирской литературѣ какихъ бы то ни было данныхъ по этому вопросу, авторъ настоящей статьи представилъ 1 ноября 1888 года восточно-сибирскому отдѣлу Географическаго Общества (въ г. Иркутскѣ) докладъ свой: "Къ вопросу о томъ, что читаетъ народъ въ нѣкоторыхъ селеніяхъ Иркутской губерніи". Докладъ этотъ былъ основанъ на матеріалахъ, относившихся къ 25 селеніямъ двухъ округовъ этой губерніи и попутно собранныхъ лицами, производившими въ то время, совмѣстно съ авторомъ, статистическое изслѣдованіе Восточной Сибири.
   Съ того времени не только увеличилось количество данныхъ по этому вопросу (такъ какъ изслѣдованіе Иркутской и Енисейской губ. уже закончено), но и выяснены самыя условія школьнаго образованія и распространенія грамотности въ тѣхъ мѣстностяхъ Восточной Сибири. Такое положеніе дѣла даетъ автору основаніе остановиться въ данномъ случаѣ на выясненіи этого вопроса съ большею подробностію (и большею обоснованностью), чѣмъ это можно было сдѣлать въ 1888 году.
   Матеріаломъ для настоящей статьи тоже послужили данныя, добытыя во время мѣстнаго статистическаго изслѣдованія названныхъ двухъ губерній въ періодъ времени съ 1888 по 1892 годъ. Данныя эти частью собраны были изслѣдователями непосредственно, частію сообщены учительницами и учителями сельскихъ школъ въ видѣ отвѣтовъ на вопросные листы, разосланные имъ для доставленія свѣдѣній о положеніи школьнаго дѣла въ ихъ селеніяхъ.
   Собранные о школьномъ дѣлѣ матеріалы уже использованы и обработаны въ изданіяхъ, вышедшихъ въ 1890--1894 гг. подъ общимъ именемъ Матеріаловъ по изслѣдованію землепользованія и хозяйственнаго быта сельскаго населенія Иркутской и Енисейской губерній, попутно же собранныя данныя, относящіяся къ вопросу о томъ, "какъ и что читаетъ народъ въ Восточной Сибири", спеціальной разработкѣ не подвергались. Это даетъ автору тѣмъ больше основаніе заняться изслѣдованіемъ даннаго вопроса по собраннымъ о немъ даннымъ, которыя иначе должны остаться не разработанными и не опубликованными.
   Для того, чтобы лучше уяснить значеніе и смыслъ тѣхъ выводовъ, которые вытекаютъ изъ матеріаловъ, собранныхъ по данному вопросу, необходимо прежде всего остановиться на хотя бы краткомъ выясненіи положенія въ изслѣдованной мѣстности народной грамотности и образованія. Между развитіемъ послѣднихъ и распространенностью охоты къ чтенію, какъ само собою понятно, должна существовать извѣстная связь. Уровень народнаго образованія долженъ повидимому до извѣстной степени обусловливать собою даже и самый выборъ читаемыхъ книгъ.
   Связь эта между распространенностью грамотности и развитіемъ охоты къ чтенію проходитъ красною чертою среди показаній мѣстныхъ учителей и самихъ крестьянъ нѣкоторыхъ селеній относительно причинъ отсутствія мѣстами какой бы то ни было охоты къ чтенію.
   Изъ свѣдѣній, сообщенныхъ относительно Иркутскаго инородческаго училища (Балаганскаго округа), видно, напримѣръ, что "одновременно съ увеличеніемъ числа грамотныхъ развивается у инородцевъ и любовь къ чтенію, что доказывается постепенно возрастающею покупкою книгъ для чтенія изъ мѣстныхъ лавочекъ. Въ с. Шамановскомъ (Нижнеудинскаго округа) "крестьяне книгъ не читаютъ, потому что населеніе почти не грамотно"; въ с. Нахвальскомъ (Красноярскаго округа), по показаніямъ учителя, "книгъ изъ школы крестьяне не берутъ, потому что количество грамотныхъ очень незначительно". Въ с. Еланцинскомъ (Всрхоленскаго округа) книгъ не читаютъ "потому что грамотныхъ очень мало"; въ с. Ангинскомъ (того же округа) "за неграмотностью населенія не было примѣровъ, чтобы взрослые брали въ училищѣ книги для чтенія". Въ с. Конторскомъ (Канскаго окр.) "книгами для чтенія населеніе не пользуется, такъ какъ школа недавно еще основана и нѣтъ взрослыхъ грамотныхъ". Въ с. Усть-Удинскомъ (Балаганск. окр.) "охота къ чтенію не развита" и объясняется это тѣмъ, что "до послѣдняго времени обученіе въ школѣ было поставлено чрезвычайно неудовлетворительно, потому что учителя сильно пьянствовали или занимались школой между дѣломъ; вслѣдствіе чего здѣсь не болѣе десятка грамотныхъ, научившихся въ школѣ, и крестьяне высказываютъ даже по этому поводу свое неудовольствіе". Въ с. Шелаболинѣ (Минусинскаго округа) "взрослыхъ грамотныхъ очень мало, поэтому нѣкоторые изъ мало-мальски знающихъ грамоту хотя и берутъ книги, но очень рѣдко: иной возьметъ, напримѣръ, четьи-минею и таскаетъ ее мѣсяцъ, или даже полгода и больше".
   Если имѣющія школы селенія, относительно которыхъ доставлены свѣдѣнія о степени распространенности въ народѣ охоты къ чтенію, распредѣлить по степени развитія въ нихъ грамотности (по % грамотныхъ), то эта связь между развитіемъ грамотности и охоты къ чтенію обнаружится весьма ясно:

0x01 graphic

   Такимъ образомъ, чѣмъ выше развита грамотность, тѣмъ больше и охота къ чтенію.
   Надо думать, что наиболѣе рельефнымъ выраженіемъ потребности деревни въ чтеніи слѣдуетъ считать появленіе случаевъ покупки для этого крестьянами книгъ на собственныя средства. Разъ это такъ, то интересно прослѣдить вліяніе школы (слѣдовательно и грамотности) на развитіе въ сельскомъ населеніи стремленія къ покупкѣ книгъ. Дѣлимъ для этого селенія, по которымъ имѣются потребныя свѣдѣнія, на двѣ группы,-- на селенія со старыми школами и селенія со школами новыми, болѣе или менѣе недавно основанными:

0x01 graphic

   Слѣдовательно, давность существованія школы оказываетъ на чтеніе крестьянъ (путемъ распространенія грамотности) то вліяніе, что развивающаяся потребность въ чтеніи побуждаетъ ихъ покупать книги: въ числѣ селеній со старыми школами не покупающихъ книгъ меньшій процентъ, чѣмъ въ селеніяхъ съ недавно устроенными школами, и наоборотъ.
   При наличности выясненной, такимъ образомъ, связи между развитіемъ грамотности и распространенностью охоты къ чтенію, наше изслѣдованіе вопроса о народномъ чтеніи было бы не полнымъ и недостаточно яснымъ, еслибы ему не предпослать необходимыхъ данныхъ, могущихъ охарактеризовать состояніе народнаго образованія и грамотности въ обслѣдованной мѣстности.
   Изъ собранныхъ данныхъ {Матеріалы по изслѣд. землепольз., т. II, в. 2 и в. 6; т. IV, в. 2.} относительно четырехъ округовъ (уѣздовъ) Енисейской и четырехъ Иркутской {Въ каждой изъ этихъ губерній по 5 округовъ, но Киренскій и Енисейскій округи не были обслѣдованы (хотя матеріалъ о чтеніи народномъ имѣется у насъ по нѣкоторымъ селеніямъ Енисейскаго округа).} губерній видно, что округи эти, по числу грамотныхъ, значительно уступая уѣздамъ центрально-промышленнаго района Европейской Россіи, занимаютъ въ этомъ отношеніи далеко не послѣднее мѣсто среди земледѣльческихъ уѣздовъ ея:

0x01 graphic

   Грамотность развита выше у мужчинъ, чѣмъ у женщинъ, и процентъ грамотныхъ выше у русскихъ, чѣмъ у инородцевъ, причемъ инородцы Иркутской губерніи -- буряты, значительно грамотнѣе татаръ Енисейской губерніи. Изъ общаго числа грамотныхъ до 40% общаго ихъ количества должны быть засчитаны въ число полуграмотныхъ, потому что они не умѣютъ писать. Сравнительно меньшая распространенность грамотности среди инородцевъ объясняется особенными условіями ихъ кочевого и скотоводческаго быта.
   Среди русскаго сельскаго населенія названныхъ двухъ губерній Восточной Сибири наибольшимъ развитіемъ грамотности отличается элементъ поселенческій, второе мѣсто занимаютъ крестьяне -- новоселы (изъ тѣхъ же ссыльнопоселенцевъ и изъ переселенцевъ) и послѣднее -- крестьяне-старожилы {Наибольшій процентъ грамотныхъ среди крестьянъ-старожиловъ замѣчается въ Верхолевскомъ округѣ Иркутской губерніи.}. Наименьшее развитіе грамотности у сибиряковъ-старожиловъ объясняется изолированностью сибирскаго населенія, громадностью разстояній между населенными пунктами, слабымъ развитіемъ торговли и промышленности,-- условіями, несомнѣнно, долженствующими тормазить развитіе грамотности,-- Правильность этого соображенія подтверждается, между прочимъ, и тѣмъ обстоятельствомъ, что по мѣрѣ, напримѣръ, приближенія къ г. Иркутску, центру промышленной и духовной жизни Иркутской губерніи, процентъ грамотныхъ среди старожиловъ правильно повышается, достигая въ Иркутскомъ округѣ 6,5, между тѣмъ, какъ въ наиболѣе удаленномъ отъ этого города округѣ (Нижнеудинскомъ) онъ равняется только 5,2. Точно также на большую, относительно, грамотность населенія Красноярскаго округа оказываетъ вліяніе близость губ. гор. Красноярска и притрактовое положеніе двухъ волостей этого округа (у московскаго почтоваго тракта).
   Громадное большинство ссыльно-поселенцевъ собственнаго хозяйства не имѣетъ, а живетъ наемнымъ трудомъ, и грамотность является для нихъ весьма полезнымъ подспорьемъ для пріисканія болѣе выгодныхъ занятій, между тѣмъ, какъ для крестьянъ-старожиловъ, по преимуществу занятыхъ земледѣліемъ въ собственномъ хозяйствѣ, грамота не составляетъ существенной практической необходимости.
   Кромѣ близости къ торговопромышленнымъ и крупнымъ городскимъ центрамъ, а также положенія мѣстности у трактовъ, положительное вліяніе на увеличеніе относительнаго числа грамотныхъ и учащихся имѣетъ также экономическое благосостояніе: въ зажиточныхъ состоятельныхъ семьяхъ процентъ учащихся и грамотныхъ достигаетъ наибольшей величины. Это обстоятельство съ несомнѣнностью указываетъ на то, что недостатокъ матеріальныхъ средствъ ограничиваетъ потребность въ грамотѣ и обученіи дѣтей: достаточно сказать, что дѣти изъ болѣе бѣдныхъ семей чаще отвлекаются отъ ученья для домашнихъ и полевыхъ работъ, больше совершаютъ манкировокъ и большій ихъ процентъ не оканчиваетъ курса въ школахъ. Само по себѣ занятіе земледѣліемъ не вліяетъ на грамотность положительно; не земледѣльческіе же промыслы, напротивъ, способствуютъ распространенію грамотности, а занятіе извозомъ -- въ особенности; условія, способствующія развитію скотоводства и охоты, на грамотность вліяютъ отрицательно.
   Разсадниками грамотности въ изслѣдованномъ районѣ являются три типа школъ: народныя училища министерства народнаго просвѣщенія, называемыя здѣсь просто приходскими школами; школы духовнаго вѣдомства, т.-е. такъ называемыя церковно-приходскія и миссіонерскія (у инородцевъ) и, наконецъ, частныя или домашнія школы. По удовлетворительности постановки школьнаго дѣла первое мѣсто занимаютъ министерскія школы. Тѣмъ не менѣе, благодаря несоотвѣтствію постановки преподаванія и несоотвѣтствія времени школьныхъ занятій съ условіями крестьянской жизни, въ результатѣ получается, что число манкировокъ учащихся въ нихъ очень значительно, что далеко не всѣ начавшіе курсъ кончаютъ его, что средній періодъ пребыванія учениковъ въ школѣ лишь немного болѣе половины времени, необходимаго для полнаго окончанія въ нихъ курса.
   Что касается церковно-приходскихъ школъ, то онѣ во всѣхъ отношеніяхъ -- и значительно -- уступаютъ министерскимъ: средній образовательный уровень преподавателей ихъ значительно ниже, время пребыванія учениковъ въ школѣ еще короче, манкировки учителей составляютъ въ этихъ школахъ обычное явленіе (состоя въ большинствѣ изъ лицъ духовнаго званія, имѣющихъ прямыя свои обязанности, учителя эти и не могутъ отдавать школѣ все свое время) и, наконецъ, въ учебныхъ пособіяхъ недостатокъ у этихъ школъ еще большій, чѣмъ у министерскихъ, а учебные результаты еще незначительнѣе.
   Хотя въ виду повсемѣстнаго и значительнаго распространенія домашнихъ школъ, а также большей примѣнимости ихъ къ условіямъ крестьянской жизни и довѣрія, съ какимъ относится къ нимъ крестьянское населеніе, онѣ, по числу своему, и играютъ въ дѣлѣ распространенія грамоты довольно видную роль, но вообще образовательнаго значенія, въ виду отсутствія въ нихъ организаціи и малограмотности самихъ учителей, къ сожалѣнію, онѣ имѣть не могутъ. Предпочтеніе оффиціальныхъ школъ обученію домашнихъ учителей дѣйствительно имѣетъ для крестьянъ свои реальныя основанія. Несмотря на то, что качественный составъ такихъ учителей весьма низокъ, домашній способъ обученія приспособленъ къ привычкамъ и быту крестьянъ гораздо больше, чѣмъ способъ обученія школьнаго. Родителямъ нравится, что дѣти цѣлый день заняты ученьемъ и "не балуются зря" всю вторую половину дня, какъ это они наблюдаютъ надъ учениками оффиціальныхъ школъ, отпускаемыми домой послѣ окончанія ученія около 2--3 часовъ пополудни. Кромѣ того, "въ случаѣ какой-нибудь спѣшной домашней работы, ученика домашней шкоды можно и оторвать на короткое время отъ ученья, безъ ущерба для послѣдняго, такъ какъ въ теченіе цѣлаго дня этотъ перерывъ легко наверстать. Полный курсъ ученья почти вдвое короче школьнаго, а самое ученье въ теченіе года начинается и кончается какъ разъ тогда, когда это удобно родителямъ; тогда какъ въ оффиціальной школѣ оно захватываетъ часть времени, въ которое дѣти безусловно необходимы для домашнихъ работъ. Наконецъ, родители хотя вообще и мало понимаютъ въ дѣлѣ обученія, но по-своему судятъ объ успѣшности преподаванія, замѣчая, какъ ученики постепенно выучиваютъ азы, склады, начинаютъ читать и т. д." {Матеріалы, т. IV, в. 2, стр. 33.}.
   Изслѣдованіе констатируетъ факты отказовъ нѣкоторыхъ сельскихъ обществъ отъ выдачи пособій на устройство и содержаніе новыхъ оффиціальныхъ школъ, а иногда и отказовъ въ пособіи школамъ уже существующимъ, что несомнѣнно указываетъ на отрицательное отношеніе нѣкоторой части крестьянъ къ вопросамъ грамотности. Надо замѣтить однаго, что и въ этихъ сельскихъ обществахъ обыкновенно имѣется часть такихъ членовъ, которые болѣе или менѣе сочувствуютъ школьному дѣлу; если же общества относятся къ нему отрицательно, то главнымъ образомъ въ виду необходимости тратить на школы собственныя средства. Само собою понятно, что даже и родители, желающіе отправлять своихъ дѣтей въ школу, предпочитали бы не тратиться на содержаніе школы; что же касается тѣхъ, которые дѣтей въ учебномъ возрастѣ не имѣютъ, или обучать ихъ грамотѣ не желаютъ, то обязанность платить на содержаніе школы представляется имъ и обременительной, и безусловно несправедливой: "пусть,-- говорятъ они,-- платитъ казна, или тѣ, кто дѣтей своихъ учитъ, а намъ платить не за что".
   Но, на-ряду съ такимъ отношеніемъ нѣкоторыхъ сельскихъ обществъ къ школьному дѣлу, извѣстна масса фактовъ существованія домашнихъ школъ, или домашняго обученія, съ наличностью котораго неизбѣжно связана необходимость значительныхъ издержекъ со стороны отдѣльныхъ семей на уплату своимъ учителямъ. Домашнее обученіе обходится дорого; а въ тѣхъ случаяхъ, когда въ данномъ селеніи имѣется и оффиціальная школа, родителямъ, обучающимъ дѣтей у домашнихъ учителей, приходится еще, по общественной раскладкѣ, платить и на эту оффиціальную школу. Въ подобныхъ случаяхъ распространенности домашняго обученія, да особенно еще при наличности свободныхъ мѣстъ въ оффиціальной школѣ, не можетъ быть, конечно, и рѣчи объ отрицательномъ отношеніи такихъ родителей къ вопросамъ грамотности.
   Сопоставляя это съ фактами отказовъ цѣлыхъ сельскихъ обществъ въ пособіяхъ оффиціальнымъ школамъ, невольно приходишь къ заключенію, что если сельское общество, въ ею цѣломъ, въ настоящее время не признаетъ еще необходимости грамотности, то польза ея признается отдѣльными лицами изъ среды сельскихъ обществъ. На-ряду съ этимъ, многіе мѣстные сельскіе учителя констатируютъ фактъ уменьшенія среди крестьянъ отрицательнаго и безразличнаго отношенія къ школѣ. Все это даетъ право думать, что школа постепенно завоевываетъ все-таки подобающее ей мѣсто въ глазахъ мѣстнаго сельскаго населенія.
   При данной постановкѣ школьнаго дѣла и указанномъ отношеніи къ нему со стороны большинства населенія, является все-таки несомнѣннымъ тотъ фактъ, что "въ послѣднія десятилѣтія грамотность сдѣлала здѣсь значительные успѣхи {См. тамъ же.}.
   Надо замѣтить кстати, что успѣхи школьнаго дѣла, въ смыслѣ вліянія на сельское населеніе, выражаются уже мѣстами не только въ распространеніи грамотности, но и во вліяніи на нравы. Изъ 19 селеній, по которымъ доставлены были учителями болѣе обстоятельныя свѣдѣнія по этому вопросу, только по одному даны въ этомъ отношеніи указанія какъ бы отрицательнаго свойства, но и то преимущественно относящіяся уже къ прошлому времени. Учитель кудинской школы (Хомут. вол., Иркутск. окр.) сообщилъ, что "грамотность въ прежнія времена, да отчасти и теперь, служила источникомъ дохода: грамотные, благодаря ихъ малочисленоости, кормились при составленіи приговоровъ; они не прикладывали рукъ безъ выпивки, а нерѣдко за подложныя или сомнительныя рукоприкладства получали не малую мзду, наприм., рубля два за подпись". Еще по одному селенію (с. Зиминское, Балаг. окр.) дано по этому вопросу указаніе довольно неопредѣленное: вліяніе школы мало проявляется на нравахъ населенія, любовь къ чтенію развивается медленно", но это указаніе -- скорѣе въ плюсъ, чѣмъ въ минусъ {Школа основана въ 1881 г., показаніе относится къ 1888 г.}. Еще по четыремъ школамъ сообщены указанія, что "школа вліянія на нравы населенія, повидимому, не оказываетъ и что любовь къ чтенію развивается медленно", но два изъ этихъ показаній относятся къ школамъ существовавшимъ только отъ 1 до 6 лѣтъ. Затѣмъ {Если не считать значительное число селеніи со школами (частію основанными совсѣмъ недавно), но которымъ не имѣется никакихъ свѣдѣній по этому вопросу.} идетъ рядъ показаній вполнѣ благопріятнаго свойства. Они настолько характерны, что нѣкоторыя изъ нихъ полезно привесть цѣликомъ "Грамотные крестьяне рѣзко выдѣляются на сельскихъ сходахъ, гдѣ они имѣютъ большое значеніе, сравнительно съ неграмотными" (с. Черемхово); "грамотные инородцы, въ особенности учившіеся въ школѣ, держатъ себя гораздо опрятнѣе неграмотныхъ {Буряты вообще неопрятны.}, въ большинствѣ случаевъ стараются во всемъ подражать русскимъ, а если кто и не дѣлаетъ еще этого, то единственно стѣсняясь прочихъ своихъ сородичей" (нукутское училище, балаг. вѣд.); "грамотность замѣтно вліяетъ на смягченіе нравовъ въ народѣ, замѣчается любовь къ чтенію книгъ разнаго рода" (с. Ключевское, Уринет. вол., Канск. окр., школа основана въ 1885 г.); "вліяніе школы на нравы населенія хотя и въ небольшой степени, но все-таки замѣчается: народъ сталъ не такъ грубъ; на уменьшеніе суевѣрій вліянія однако незамѣтно" (с. Сухобузимск., Красноярск. окр., школа основана въ 1863 г.); "школа имѣетъ вліяніе на нравы населенія въ томъ отношеніи, что крестьянинъ, обучавшійся въ школѣ, не будетъ ругаться нецензурными словами и не такъ упивается виномъ; притомъ развивается религіозность: обучавшійся наканунѣ праздника не пойдетъ въ кабакъ, а въ праздникъ сходитъ къ обѣднѣ; смягчается и отношеніе къ женщинѣ" (минист. школа въ с. Ирбенск., Канск. окр., 1865 г.). По отзывамъ священника с. Ѳека (Иркутск. округа, минист. школа, 1868 г.), "грамотные крестьяне религіознѣе, сознательнѣе относятся къ таинству исповѣди, вѣжливѣе въ обращеніи какъ съ посторонними, такъ и съ домашними". Изъ с. Кекуръ (Нахв. в., Красн. окр., минист. школа, 1883 г.), въ школьномъ бланкѣ сообщено, что "вообще любовь къ чтенію развивается плохо; но замѣтное вліяніе оказываетъ школа на уменьшеніе суевѣрій. Развитія религіозности незамѣтно; выдающіяся черты грамотныхъ: опрятность, умѣнье держать себя и болѣе свободное обращеніе въ разговорѣ". Изъ с. Вознесенскаго (Красн. окр., мин. уч., 1872 г.) сообщается, что хотя "вліяніе школы на нравы прослѣдить трудно", но, судя по ходу дѣла и по вліянію школы на развитіе любви къ чтенію, "можно положительно надѣяться, что когда училище дастъ населенію большее число грамотныхъ и библіотека увеличится, то чтеніе въ народѣ сильно разовьется", а изъ с. Арейскаго (Красн. окр., церк.-прих. школа, 1887 г.) сообщается, что окончившіе курсъ въ школѣ берутъ книги и въ школѣ и на сторонѣ "и относятся къ ней съ признательностью, сохраняя добрыя о ней воспоминанія". Въ свѣдѣніяхъ о братскомъ (Нижнеуд. окр.) училищѣ (мин. нар. просв., 1856 г.) отмѣчено, что "школа увеличиваетъ въ крестьянахъ любовь къ чтенію, а также смягчаетъ значеніе предразсудковъ и суевѣрій". Въ с. Курагинѣ (Минусинск. окр., школа мин. н. просв., 1879 г.) приходилось слышать по этому вопросу такіе отзывы: "наше село не такъ сильно суевѣріями и предразсудками -- окончившіе курсъ въ школѣ совсѣмъ оставляютъ суевѣрія и, путемъ бесѣды и книгъ, стараются даже указать своимъ родителямъ на ихъ невѣжество и доказать имъ нелѣпость суевѣрій". "Грамотнаго крестьянина, окончившаго курсъ въ школѣ, можно, чуть не съ перваго взгляда, отличить отъ неграмотнаго: во-первыхъ, по частому посѣщенію церкви и, во-вторыхъ, по обращенію съ людьми; въ семейной ихъ жизни почти не встрѣтишь брани и ссоръ съ женою и семейными; наконецъ, въ рѣшеніяхъ дѣлъ на волостныхъ сходахъ грамотному отдается предпочтеніе передъ неграмотными,-- голосъ первыхъ имѣетъ большій вѣсъ". Одинъ вполнѣ заурядный, но грамотный крестьянинъ села Курагина, 37 лѣтъ, такъ отозвался о неграмотныхъ: "черствые люди, ничего не понимающіе и не желающіе ученья. То ли дѣло, когда читать умѣешь; я такъ понимаю, что если читаешь книгу, то все равно, что говоришь съ нею: книга -- мой другъ".
   Если даже эти сообщенія лицъ, наблюдавшихъ деревню, не совсѣмъ точны, поскольку вообще могутъ быть неточны свѣдѣнія, сообщенныя по личнымъ впечатлѣніямъ,-- или можетъ быть даже нѣсколько пристрастны къ школѣ, то и за всѣмъ тѣмъ, при всемъ даже разнообразіи собранныхъ отзывовъ, благопріятное вліяніе школы не только на ростъ любви къ чтенію, но и на нравы населенія представляется для многихъ мѣстностей несомнѣннымъ.
   Остановившись на вопросѣ о томъ, насколько прочны даваемыя школою знанія и насколько вообще долго сказывается вліяніе школы на ученикахъ ея, слѣдуетъ сказать прежде всего, что большинство учившихся въ сельскихъ школахъ остается въ своихъ селеніяхъ при тѣхъ же занятіяхъ и хозяйствахъ, какія были у ихъ родителей. Меньшинство, и то преимущественно состоящее изъ дѣтей мѣщанскаго и купеческаго сословія, по окончаніи курса въ сельскихъ школахъ, переходитъ въ другія учебныя заведенія; изъ нихъ нѣкоторыя поступаютъ въ учительскія семинаріи. Часть изъ окончившихъ курсъ поступаетъ писцами въ волостныя и сельскія управленія, но это большею частью дѣти ссыльныхъ и тѣхъ изъ крестьянъ, которые совсѣмъ или почти совсѣмъ не занимаются земледѣліемъ,-- "дѣти же "настоящаго" крестьянина, и по окончаніи курса, связи съ землей въ огромномъ большинствѣ случаевъ не теряютъ" {Ibid., стр. 18.}.
   Въ первое время по окончаніи школьнаго обученія ученики не теряютъ обыкновенно и связи съ своею школой, но эта связь весьма нерѣдко длится какой-нибудь годъ-два, максимумъ три, и затѣмъ прерывается окончательно. Въ первое время по выходѣ изъ школы окончившіе курсъ болѣе или менѣе, часто берутъ изъ нея книжки для чтенія, но и пользованіе книгами не составляетъ, все-таки, общаго среди нихъ явленія; кромѣ того, они приходятъ иногда въ школу въ свободное время "позаниматься", чтобы подновить свои знанія, и посѣщаютъ спѣвки училищно-церковнаго хора. Дольше всего связь окончившихъ со школою выражается, все-таки, въ томъ, что бывшіе питомцы ея отъ времени до времени заходятъ въ школу за книжкой.
   Что касается того, насколько долго бывшіе ученики сохраняютъ пріобрѣтенныя въ ней званія, то отзывы, данные на этотъ счетъ сельскими учителями, довольно разнообразны и, очевидно, стоятъ въ зависимости отъ мѣстныхъ условій и особенностей, а можетъ быть также и отъ того, какъ поставлено было дѣло преподаванія въ школахъ. По замѣчанію однихъ учителей, "часть окончившихъ все перезабыла, а другіе кое-что еще помнятъ"; другіе преподаватели сельскихъ школъ говорятъ, что "знанія перезабываются, а умѣнья (чтеніе и письмо) сохраняются"; третьи сообщаютъ, что имъ "незамѣтно, чтобы бывшіе ученики или ученицы забывали пріобрѣтенное въ школѣ".
   Одно является вполнѣ несомнѣннымъ, это то, что въ большинствѣ умѣнье читать и писать не забываются или почти не забываются.
   Для насъ въ данномъ случаѣ важно отмѣтить тотъ фактъ, что, какъ-никакъ, а связь обучившихся со шкодою и долѣе и болѣе всего выражается въ чтеніи книгъ изъ школьной библіотеки и что умѣнье читать не забывается дольше другихъ знаній, пріобрѣтенныхъ въ школѣ. Въ этомъ отношеніи. не маловажно отмѣтить также, что у окончившихъ курсъ въ лютеранскихъ катехизаторскихъ школахъ (устроенныхъ въ трехъ колоніяхъ Енисейской губерніи для ссыльныхъ лютеранскаго вѣроисповѣданія) между ними и ихъ школою, несмотря на всю обособленность ихъ отъ окружающаго чисто-русскаго населенія окрестныхъ селеній, не сохраняется никакой связи. Такое явленіе обусловлено отсутствіемъ при этихъ училищахъ библіотекъ. "Достать книжки на родномъ языкѣ, на которомъ только и умѣетъ читать окончившій, кромѣ мѣстнаго катехизатора, рѣшительно негдѣ, а у послѣднихъ онѣ имѣются лишь въ очень ограниченномъ количествѣ и притомъ большею частію слишкомъ серьезны и не занимательны для окончившихъ курсъ мѣстной школы колонистовъ. А между тѣмъ, какъ пришлось убѣдиться во время изслѣдованій изъ распросовъ крестьянъ, молодежь не прочь бы почитать на досугѣ въ праздничные дни, да нечего, и именно отсутствіемъ библіотекъ можно объяснить тотъ фактъ, отмѣченный мѣстнымъ изслѣдованіемъ, что у молодыхъ людей чрезъ 3--4 года по окончаніи курса остается одно только умѣнье читать псалмы" {Тамъ же, стр. 29.}.
   Иными словами, въ учившихся остается потребность въ чтеніи, и эта потребность невольно поддерживаетъ ихъ связь со школою; съ другой стороны, знанія, полученныя въ школѣ, тѣмъ тверже сохраняются въ памяти, чѣмъ больше обучавшіеся въ школѣ имѣютъ возможность примѣнить ихъ на практикѣ -- чтеніемъ книгъ, получаемыхъ изъ школы, или даже и помимо ея, если послѣднее возможно по мѣстнымъ условіямъ деревенской жизни.
   Все только что сказанное неизбѣжно приводитъ насъ къ вопросу о состояніи школьныхъ библіотекъ, которымъ, при изложенныхъ условіяхъ, въ значительной мѣрѣ должна обусловливаться и поддерживаться и самая возможность и охота къ чтенію.
   Изъ приходскихъ школъ министерства народнаго просвѣщенія, находившихся въ періодъ изслѣдованія въ Иркутской губерніи {Въ 4 уѣздахъ 50 "министерскихъ" школъ.} (1888--1890 гг.), библіотекъ не было только въ трехъ. Объ относительномъ богатствѣ (или неполнотѣ) школьныхъ библіотекъ въ тѣхъ изъ этихъ училищъ, о которыхъ доставлены были учителями свѣдѣнія, можно судить по тому, что въ 27 изъ нихъ имѣлось, въ сложности, свыше 3,000 названій книгъ въ 9,800 экземплярахъ, или въ среднемъ около 370 на одну. Число экземпляровъ колебалось по библіотекамъ отъ 73 до 1,032, число названій отъ 21 до 481,-- слѣдовательно, степень обезпеченности разныхъ библіотекъ школами была далеко не одинакова. Въ Енисейской губерніи библіотеки для внѣкласснаго чтенія имѣются во всѣхъ министерскихъ школахъ, о которыхъ доставлены свѣдѣнія {Общее число министерскихъ школъ въ 3 обслѣдованныхъ округахъ Енисейской губерніи -- 28.}; число книгъ въ нихъ колеблется между 167 и 1,166, а число названій между 116 и 682; всего въ 24 училищахъ имѣется 7,896 названій, или, въ среднемъ, по 329 названій на одну библіотеку, а экземпляровъ (въ 25 училищахъ) имѣется 13,995, или по 560 на библіотеку. Неодинаковость обезпеченности книгами обусловлена главнѣйшимъ образомъ или недостаткомъ средствъ и училищъ, или же непродолжительностью времени, истекшаго съ момента открытія самихъ школъ. Въ церковно-приходскихъ школахъ библіотечки большею частію совершенно отсутствуютъ, а если онѣ гдѣ и есть, то ограничиваются весьма небольшимъ числомъ экземпляровъ {Общее число церковно-приходскихъ школъ: въ 4 обслѣдованныхъ округахъ Иркутской губ. 36, въ 3-хъ -- Енисейской губ.-- 41 (считая въ томъ числѣ 3 лютеранскія, катехизаторскія).}. Такъ, въ Верхоленскомъ округѣ изъ 8 школъ духовнаго вѣдомства только двѣ располагаютъ кое какими (весьма небольшими) библіотечками; въ Енисейской губерніи изъ 41 церковно-приходской школы библіотеки имѣются только при 12, въ нихъ имѣется 795 названій въ 1,574 экземплярахъ,.что, въ среднемъ на одну школу, даетъ по 66 названій и 131 экземпляру, т.-е. книгъ въ церковно-приходскихъ библіотекахъ значительно меньше, чѣмъ въ школахъ министерства народнаго просвѣщенія. Большинство книгъ въ этихъ библіотекахъ церковно-приходскихъ училищъ духовно-нравственнаго содержанія и присланы отъ епархіальнаго училищнаго совѣта.
   Такъ какъ, кромѣ книгъ, изъ школьныхъ библіотекъ бывшіе ученики школъ могутъ, или, вѣрнѣе сказать, могли бы пользоваться и выписываемыми при школахъ періодическими изданіями, то надобно теперь же указать на тотъ фактъ, что кромѣ Русскаго начальнаго учителя и Родника (да еще въ одномъ училищѣ -- Школьнаго обозрѣнія), никакихъ періодическихъ изданій школами не выписывается. Если сверхъ названныхъ при школахъ и выписываются тѣ или другія періодическія изданія, то выписка ихъ производится самими учителями, на ихъ собственныя скудныя средства, чѣмъ въ значительной мѣрѣ обусловливается и самый выборъ выписываемыхъ изданій. Изъ 44 учителей 3 округовъ Иркутской губерніи только 17 выписываютъ періодическія изданія, а въ Енисейской -- изъ 28--14. Въ періодъ изслѣдованія, по 1 изданію выписывало 17 учителей, по 2 -- 6, по 3 -- 6 и 4 -- 2 учителя. Выписываемыя изданія были слѣдующія: Русская Мысль въ количествѣ 3-хъ экз., Нива, Восточное Обозрѣніе по 5 экз., Лучъ въ 4-хъ экз., Сѣверъ и Сибирскій Вѣстникъ по 3 экземпл., Сѣверный Вѣстникъ, Родина, приложеніе къ журналу Родникъ и Свѣтъ по 2 экз., Сельскій Хозяинъ, Природа и Люди, Волжскій Вѣстникъ, Гражданинъ, Русское Богатство, Недѣля, Иллюстрированный Міръ, живописное Обозрѣніе, Царь-Колоколъ и Русскія Вѣдомости по 1 экземпляру.
   Но, кромѣ учителей, періодическія изданія выписываются и другими жителями деревни; поэтому, чтобы дать читателю болѣе полное представленіе вообще о составѣ и характерѣ выписываемыхъ въ деревню періодическихъ изданій, необходимо остановиться и на выпискѣ ихъ прочими жителями деревни.
   Нечего и говорить, что простой сѣрый мужикъ газеты не выписываетъ; она выписывается крестьянами болѣе зажиточными, преимущественно "торгующими", выписывается богатыми инородцами, священниками, посторонними деревнѣ людьми, проживающими въ ней ради торговли, ради службы на винокуренныхъ и желѣзодѣлательныхъ заводахъ и проч., сельскими и волостными правленіями и нѣкоторыми должностными лицами сихъ послѣднихъ. Но часть выписываемыхъ всѣми ими періодическихъ изданій, по прочтеніи "хозяевами", идетъ и "на деревнѣ", гдѣ и читается сѣрой крестьянскою публикой. Въ нѣкоторыхъ же селеніяхъ газеты и журналы, выписываемые болѣе богатыми крестьянами, берутся у нихъ для чтенія тоже только болѣе зажиточными изъ остальныхъ: наприм., въ с. Осинскомъ (Балаг. округа) выписываемые "торгующими" иллюстрированные журналы берутъ только близкіе имъ зажиточные люди -- три семьи, да, кромѣ того, одинъ крестьянинъ беретъ изъ волостного правленія Сельскій Вѣстникъ и Губернскія Вѣдомости.
   Въ нѣкоторыхъ сельскихъ управленіяхъ самая выписка той или иной газеты, или журнала, предпочтительно передъ прочими, обусловливается желаніемъ самихъ читающихъ крестьянъ. Въ с. Курагинѣ сельское управленіе выписываетъ Сельскій Вѣстникъ и сельскіе грамотеи, приходящіе туда по дѣламъ своимъ, почитываютъ его въ канцеляріи правленія, или же иногда беретъ его на домъ кто-нибудь изъ крестьянъ, къ которому и собираются его товарищи послушать, что говорится въ газетѣ. Въ с. Коростелевѣ (Ирб. вол., Канск. окр.) крестьяне интересуются чтеніемъ выписываемаго на имя сельскаго управленія Сельскаго Вѣстника,-- неграмотнымъ читаютъ дѣти, учащіеся въ школѣ, или сельскій писарь, когда они приходятъ въ сельское управленіе. Въ с. Вдовскомъ (Балахъ волости, Ачинск. окр.) сельское общество тоже выписываетъ Сельскій Вѣстникъ и Вѣстигжъ Краснаго Креста, грамотные крестьяне берутъ ихъ себѣ для чтенія на дома, и т. п. Въ с. Биликтурѣ (Ирк. окр.) священникъ выписываетъ Русскій Паломникъ, Епархіальныя Вѣдомости и Православное Обозрѣніе; мѣстный мелочной торговецъ изъ евреевъ -- Ниву, учитель -- Родину, Лучъ, Сельскій Хозяинъ,-- чтеніемъ этихъ изданій пользуется почти все наличное грамотное населеніе. Въ с. Маломъ Улуѣ (Назар. в., Ачмск. окр.) на сельско-общественный счетъ выписывается Вѣстникъ Краснаго Креста, но крестьяне имъ не пользуются, а читаетъ его сельскій писарь, который и разсказываетъ имъ изъ него, что найдетъ интереснымъ и полезнымъ. На-ряду съ этими, есть и такія селенія, гдѣ сельское управленіе выписываетъ на общественный счетъ ту или другую газету, а крестьяне и вниманія на нее не обращаютъ. Есть также и такія селенія, гдѣ выписываемыя отдѣльными лицами періодическія изданія тоже никѣмъ, кромѣ нихъ не читаются, по отсутствію желающихъ; бываетъ, впрочемъ, и такъ, что выписывающіе сами никому ихъ давать не желаютъ.
   Изъ предыдущаго видно, что чтеніе періодическихъ изданій въ деревнѣ составляетъ, главнымъ образомъ, удѣлъ людей болѣе зажиточныхъ, не занимающихся земледѣліемъ, торгующихъ и притомъ частію людей постороннихъ деревнѣ,-- словомъ, удѣлъ, такъ называемой, сельской интеллигенціи, хотя мѣстами газетой пользуется и нѣкоторая часть остального грамотнаго населенія деревни.
   Посмотримъ же теперь, какого рода періодическія изданія {Кромѣ выписываемыхъ сельскими учительницами и учителями.} выписываются въ деревню.
   Изъ собранныхъ по имѣющимъ школы селеніямъ свѣдѣній (въ этомъ отношеніи лишь приблизительно точнымъ, потому что не вездѣ указано, какія именно изданія въ какомъ числѣ выписываются) видно, что этими селеніями выписывается до 120 экземпляровъ разныхъ періодическихъ изданій. Изъ этого числа на долю иллюстрированныхъ изданій (Родина, Ни ва, Вокругъ Свѣта, Газета Гатцука, Лучъ, Живописное Обозрѣніе, Царь-Колоколъ и Иллюстрированный Міръ) приходилось около 44% общаго числа экземпляровъ всѣхъ выписываемыхъ изданій, на мѣстныя сибирскія газеты: Восточное Обозрѣніе и Сибирскій Вѣстникъ около 18%, на юмористическіе (тоже иллюстрированные) журналы (Шутъ, Сверчокъ, Осколки) около 9%, на Сельскій Вѣстникъ и Вѣстникъ Краснаго Креста около 10%, на Сельскій Хозяинъ 1 1/2%, на прочія свѣтскія газеты (Сынъ Отечества, Недѣля, Минута, Свѣтъ, Московскій Листокъ) 6%, на толстые журналы (Русская Мысль, Русскій Вѣстникъ, Русская Старина, Сѣверный Вѣстникъ) около 3 1/2%, на духовные газеты и журналы (Русскій Паломникъ, Епархіальныя Вѣдомости, Православное Обозрѣніе) свыше 8% {Духовные журналы и газеты выписываются почти исключительно священно-церковнослужителями.}. Толстые журналы выписываются только болѣе интеллигентными изъ богатыхъ бурятъ и богатыми же крестьянами, главнымъ образомъ, изъ торговаго села Тутурскаго (Верхоленск. округа).
   Изъ только что сказаннаго несомнѣнно преобладаніе любви къ легкому чтенію: одни иллюстрированныя и юмористическія изданія даютъ 53% общаго числа всѣхъ выписываемыхъ изданій.

Л. Личковъ.

(Окончаніе слѣдуетъ).

"Русская Мысль", кн.I, 1896

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru