Линев Дмитрий Александрович
Не хорошо и не полезно

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


Д. A. Линев (Далин)

Не хорошо и не полезно

  
   Русский фельетон. В помощь работникам печати.
   М., Политической литературы, 1958.
   OCR Бычков М. Н.
  
   В 90-е годы XIX в. в связи с некоторым оживлением общественной жизни начинает возрождаться и фельетон, возвращая себе право затрагивать политические темы, касаться больных сторон русской действительности. Фельетон становится непременной частью столбцов либерально-буржуазной прессы; получает распространение и фельетон с общедемократическими устремлениями.
   Демократическим духом пронизаны фельетоны Дмитрия Александровича Линева (1852--1920), писавшего под псевдонимом Далин. Выступив еще в середине 70-х годов со статьями и фельетонами, Далин сотрудничает в "Русском курьере", "Русской жизни", ведет ежедневную хронику и фельетон в "Биржевых ведомостях". В 90-е годы вышло несколько изданий его сборника фельетонов "Не сказки", на одно из которых положительной рецензией откликнулся М. Горький. "Эти картинки русской жизни,-- писал он,-- то полны глубокой печали, то пропитаны горькой иронией, всегда будят ум, всегда трогают сердце и о многом заставляют глубоко подумать, многое вспомнить". Горький считал, что Далин обладает "редкой особенностью фельетониста -- у него есть тонкое гражданское чутье".
  
  
   Поздравляю, читатель. Мы, оказывается, так шагнули вперед, что хоть и остановиться впору. Не только образованного кавалера, но и женщины образованной у нас стало видимо-невидимо. Чего лучше: горничные -- и те у нас с гимназическим образованием. Вы не верите? Напрасно. Я могу убедить вас в этом самым документальным образом.
   Передо мной один из номеров "Смоленского Вестника" 1). На последней странице этой газеты -- там, где образованная женщина до сих пор если и заявляла о себе наряду с кухаркой и горничной, то отнюдь не в качестве их конкурентки,-- теперь появилось и такое объявление: "Молодая девушка, окончившая курс в Духовщинской гимназии, ищет места горничной"... И образованная горничная назвала свою фамилию и сообщила подробный адрес.
   Доказательно, надеюсь?
   Вот как много у нас стало образованных женщин. Много их за прилавками в наших булочных, кондитерских и парфюмерных магазинах, не мало их чает, как манны небесной, какой-нибудь грошовой переписки... выступили они, наконец, в качестве ищущих места горничной, не замедлят, вероятно, явиться конкурентами и прачек и судомоек.
  

-----

  
   Одно только странно, благосклонный читатель мой... наряду с таким обилием образованных женщин много, очень много у нас жен и матерей, никакого курса не окончивших. Впрочем, и не это одно только странно. Непонятным является еще и вот что: в то самое время как наши сестры и дочери, получив среднее образование, принуждены снискивать себе пропитание хотя бы и службой горничных, наши сыновья и братья, заручившись гимназическими аттестатами, слишком далеки от чего-нибудь подобного.
   Они или превращаются в студентов или идут в разные канцелярии и правления, становятся чиновниками и во всяком случае, так сказать, белорабочими или же "благородно" голодают.
   За что, спрашивается, такое преимущество?
   За что такое поистине неджентльменское отношение к нашей прекрасной половине?
   Да, читатель, надо правду сказать, мы-таки большие лицемеры: мы так предупредительно уступаем женщине место в конке, так почтительно даем ей дорогу на улице, так стараемся завоевать внимание, так ценим (хотя и не подолгу) это внимание, красоту женщины, любовь ее -- и в то же время так немилосердно тесним ее в борьбе за существование, так несправедливы к ней в деле распределения труда, так жестоки, так безжалостны к ней, когда встречаемся с нею именно на этой арене!
  

-----

  
   Куда идти бедной девушке с самым лучшим гимназическим аттестатом?
   В университеты, в специальные высшие учебные заведения?
   Мы их еще не устроили для женщин.
   В чиновники, в писцы? Мы их не допускаем. Допустили было немногих счастливиц, обладательниц больших протекций, в кой-какие управления, да теперь и оттуда гоним.
   В учительницы?
   О, это ее любимое дело, она так к нему способна, так любовно и беззаветно может ему отдаться; но опять беда -- негде учить: мы все еще имеем только по одной школе на каждые шесть кабаков {Отчет департ[амента] неокладн[ых] сборов и отчеты гг. министра народного просвещения и обер-прокурора святейшего синода.}.
   Замуж выйти?
   Увы, мы и тут жестоки. Мы не стыдимся требовать от девушки в придачу к ее любви еще и "калым". Девушка сама по себе, без приданого -- слишком плохая кандидатка в жены. Она во всяком случае имеет не много шансов выйти замуж и тем более по влечению сердца.
   Что же делать незамужним, число которых все растет и растет? Что делать и тем, которые становятся подругами бедных тружеников? Что, наконец, делать вдовам?
  

-----

  
   Духовщинская барышня разрешила этот вопрос так: "Пойду в горничные". Ну, а скажите, читатель, или, вернее, читательница, по совести, согласитесь ли вы взять к себе в горничные девушку, окончившую курс в гимназии или прогимназии? Конечно, нет. Такая горничная вас будет стеснять, от такой горничной вы не в состоянии будете требовать некоторых услуг, вам с нею просто-напросто будет неловко. Да и какая горничная -- барышня? Гимназия учила ее геометрии и алгебре, знакомила ее с историей, литературой и другими учебными предметами, но не научила ни гладить, ни зашить, ни лакейски прислуживать. Она могла бы быть полезным работником всюду, где таким является кавалер с средним образованием; но в качестве горничной или кухарки она, без сомнения, принесет своим хозяевам только горе одно.
   И духовщинская барышня, я уверен, напрасно только потратилась на объявление. Она не получит места горничной. Ей будет предпочтена любая безграмотная служанка.
  

-----

  
   Мне кажется, что если уж мы настолько шагнули вперед, что можем позволить себе такую роскошь, как горничная с гимназическим образованием, то прежде всего нам следует позаботиться, чтобы барышень наших в гимназии хоть сколько-нибудь знакомили с их будущими обязанностями. Необходимо, думаю, позаботиться, чтобы в тех же гимназиях им давали некоторую подготовку и к другим черным работам. А то ведь, право, получается что-то уж очень безобразное: учится человек одному, а хлеб изволь добывать тем, чему вовсе не учился и к чему вовсе не готовился. Мы, таким образом, мало того, что не справедливы, но и, повторяю, жестоки.
   А в конце концов, в заключение, мне еще думается и вот что: в сущности вздор ведь, что мы шагнули вперед. Не от излишка в образованных женщинах наши гимназистки и институтки стоят за лавочными прилавками и вступают на путь конкуренции с горничными, а от нашего неуважения к ним, от злоупотребления правом сильного, от опасения приобрести в них и на поприще труда равноправных конкуренток.
   Не хорошо, не полезно и, конечно, менее всего деликатно.


КОММЕНТАРИИ

  
   В составлении комментариев принимал участие Л. Н. Арутюнов.
  
   Печатается по тексту: Д. A. Линев (Далин). Не сказки, изд. 3, Спб. 1900.
  
   1) "Смоленский Вестник" -- общественно-литературная газета, выходила с 1878 г. в Смоленске.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru