Лопухин Иван Владимирович
Лопухин И. В.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   Лопухин (Иван Владимирович, 1756--1816) -- известный мистик. В 1775 г. вступил в военную службу и дослужился до полковника; в 1782 г. определен советником Московской уголовной палаты, а потом и председателем ее. В судейскую практику Л. внес выработанный в нем чтением взгляд на исправительное значение наказаний и умеренное их применение. В 1785 г. он вышел в отставку и принял деятельное участие в литературных и филантропических предприятиях Новиковского кружка: перевел ряд мистических сочинений, написал в защиту русских масонов "Нравоучительный катехизис истинных фран-масонов" (1790 г., несколько изданий), был великим мастером одной из лож, помогал бедным, устраивал школы, открыл типографии в Москве, на свой счет отправил за границу студентов Невзорова и Колокольникова. "Катихизис" имеет важное значение для определения целей и задач фран-масонов вообще и убеждений самого автора. Любовь к Богу и ближнему, не исключая и врагов, и постоянное внутреннее совершенствование -- главные основы "Катихизиса", доказывающего отсутствие у масонов каких-либо политических стремлений. Важное значение для определения масонского учения (особенно обрядовой его стороны) имеет другое сочинение Л., написанное в 1791 г.: "Духовный рыцарь или ищущий премудрости". Когда в 1792 г. началось преследование мартинистов, Л. сначала назначен был в ссылку, но потом оставлен в Москве, "ради престарелого отца". До конца 1796 г. он проживал в Москве и напечатал: "Изображение мечты равенства и буйной свободы с пагубными их плодами" (1794), "Излияние сердца чтущего благость единоначалия" (1795), "Описание нескольких картин и список с некоторых отрывков, находящихся в магазине давнего смотрения на внутренние причины действий и на слепоту развращенных французов" (1795) и "Подражание некоторым песням Давыдовым" (стихами, 1796). С воцарением Павла I он внезапно был вызван в Петербург и назначен статс-секретарем, но в начале следующего года переведен сенатором в Москву. Здесь он занимался главным образом разбором уголовных и следственных дел, проявляя те же черты человеколюбия, что и в уголовной палате. В 1800 г. вместе с сенатором Спиридовым ревизовал губернии Казанскую, Вятскую и Оренбургскую, при чем обнаружил особенное попечение о крестьянах. Общий гуманный характер ревизии Л. виден из его брошюр: "Выписка наставлений и приказаний, данных гг. сенаторами при осмотре Вятской губ.". В 1801 г. Л. ревизовал Харьковскую губ. и занялся там разбором дела о духоборцах. Гуманное отношение его к ним навлекло на него обвинение в размножении их. Для опровержения этого обвинения он написал "Глас искренности", напечатанный не ранее 1816 г., в "Сионском вестнике". Александр I, однако, был доволен его действиями и много раз давал ему серьезные поручения. Вышедши в 1812 г. в отставку, он поселился в своем кромском имении на Оке и там скончался. За время с 1797 по 1816 гг. им написаны: "Замечания на известную книгу Руссо "Du Contrat Social", где Л., между прочим, высказывает мнение, что государственное устройство является чем-то случайным, а не самобытной органической формой; "Отрывки для чтения верующим" (1805); несколько статей в "Друге юношества" Невзорова; "Вера в Иисуса или кратчайший путь к Богу" и др. Характерным признаком всех сочинений Л. является пламенная религиозность и мистицизм. Большой интерес представляют "Записки" Л., изданные впервые в 1860 г., в "Чтениях Моск. общ. ист. и др. рос.", и Герценом в Лондоне (1860), а потом в "Русск. архиве" (1884), с портретом. Обстоятельная биография Л. написана Афанасьевым (в "Архиве истор. и практич. сведений", кн. I); ср. также Лонгинов, "Новиков и московские мартинисты" (1869); "Исторические очерки русского масонства и его главных представителей" (в "Орловских епарх. ведомостях", 1869, No 6 и след.); Незеленов, "Литературные направления"; Полторацкий, "Русские достопамятные люди" ("Рус. старина" 1892, No 7); Мертвого, "Записки"; Воейков, "Воспоминания" (в "Новостях литературы", 1825, No 5); Лубяновский, "Воспоминания" (М., 1872). Несколько писем Л. к Руничу, Сперанскому, Львовой и др. помещены в "Русск. архиве".

В. Р--в.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XVIII (1896): Лопари -- Малолетние преступники, с. 9

   

II.

   ЛОПУХИН Иван Владимирович [24.2(6.3).1756, с. Воскресенское (Ретяжи), близ Кром, Севской пров. Белгород, губ. (позже -- Кром. у. Орлов. губ.) -- 22.6(4.7).1816, там же; похоронен в местной церкви], публицист, мемуарист; гос. деятель, масон. Из старинного дворян, рода; внук двоюродного брата царицы Е. Ф. Лопухиной, первой жены Петра I. Детство провел в Киеве (отец, Вл. Ив., -- ген.-поручик, обер-комендант в Киеве, см. о нем: РБС), получил дом. образование, недостатки к-рого впоследствии самостоятельно восполнял. Выйдя из воен. службы (1775--82; нек-рое время поручик л.-гв. Преображен, полка; практически не служил по болезни), поступил советником в Моск. уголовную палату (1782); вскоре ее председатель (1784--85). Убежденный в том, что "жестокость... всегда бесполезное тиранство", Л. выступал за "умеренность в наказаниях" ("Записки...", с. 5, 3; здесь и далее ссылки на лондонское изд., 1860, репринт 1990), что послужило причиной его разногласий с ген.-губ. Я. А. Брюсом и вынужденной отставки в 1785.
   В молодости Л. увлекался просветит, философией (Вольтером и Ж. Ж. Руссо), переводил П. А. Гольбаха (пер. впоследствии был уничтожен самим Л.). К 1782 он уже чл. неск. масон, лож и новиковского масон. "Дружеского ученого об-ва", а в 1784 стал одним из руководителей "Типографич. компании" Н. И. Новикова и наряду с ним -- зачинателем масон, журналистики в России (в том же году Л. -- глава моск. розенкрейцеров). Среди друзей -- изв. масоны А. М. Кутузов, О. А. Поздеев, кн. Н. В. Репнин. В 80-е -- нач. 90-х гг. издает множество религ.-нравств. брошюр и переводов; испытывает влияние Ф. Фенелона, теософов и писателей-мистиков -- Л. К. Сен-Мартена, И. Г. Юнга-Штиллинга, К. Эккартсгаузена, г-жи Гюйон. Из ориг. соч. Л. наиб, известны труды, формулирующие теоретич. и мировоззренч. основы рус. масонства: "Некоторые черты о внутренней церкви, о едином пути истины и о различных путях заблуждения и гибели" (оба изд. -- СПб., 1798, 1799 -- на франц. яз.; 1801, 1816) -- книга, особенно популярная в Европе, "Катехизис истинных франк-масонов для употребления ищущих премудрости" (1790, на франц. яз.) и "Духовный рыцарь, или Ищущий премудрости" (М., на т. л. -- 5791; 1817, с прил. "Катехизиса...") -- комментиров. изложение ритуалов для вступающих в ложу. В двух последних книгах Л. настаивает на принципе лояльности масонов существующему строю, а также на совпадении масонства и "подлинного христианства". Одна из целей Л. -- снять с масонов обвинения в идеологич. связи с франц. рев-цией 1789, события к-рой усилили подозрения Екатерины II, усматривающей в деятельности рус. масонов политич. подоплеку и опасные заграничные связи. Проповедуя масонство, эту, по определению Л., "науку добра" (PC, 1874, No 2, с. 269), требующую обязат. практич. воплощения, гл. задачу масон, публицистики он видел в моральном перерождении каждого человека, совлечении с себя "ветхого Адама", предполагающем т. н. тройственное воздержание: обуздание не только "чувства" (страстей), но также "духа" и "разума", уклонившихся, в своей самонадеянности, от истины ("Духовный рыцарь..." -- в кн.: "Масонские труды", отд. II, с. 45); путь к такому перерождению лежит через самопознание и предполагает последоват. овладение своего рода "технологией", первонач. этап к-рой -- отвращение к ничтожности собств. "я" как оно есть. Постижение "внутр. человека" ведет, с т. з. Л., к откровению тайны мира и божеств, жизни, поскольку человек -- микрокосм всей "природы".
   В 1792, в связи с начавшимися преследованиями масонов, арестом Новикова, у Л. был произведен обыск, учинен допрос, во время к-рого он не раз ставил в тупик вопрошающего (ответы Л. на все вопросные пункты -- см.: Лонгинов, стб. 0125--0141); Л. угрожала ссылка, в последний момент замененная надзором в Москве. Со смертью Екатерины II наступает краткая (47 дней) придворная карьера Л.: Павел I вызывает его в Петербург (1796), назначает статс-секретарем (см. об этом в "Записках"). Вскоре удаленный от двора, Л. в янв. 1797 определен сенатором (получив чин тайного сов.) в 5-й Моск. деп-т; с этого времени возрождается его деятельность на судебном поприще. Как член многочисл. ревизий по губерниям (Казан., Вятской, Оренбург., Слободско-Укр.; в 1802--05 пред. комиссии в Крыму) Л., невзирая на чины, вскрывал злоупотребления, корыстолюбие, лихоимство.
   На основе судебных разбирательств написаны "Вопль старинного судьи, которого ныне иа смех называют филантропом..." (1796; отд. изд. -- М., 1862) -- в защиту несправедливо осужд. крестьянина и двух старообрядцев и "Глас искренности" (1801; опубл. в "Сион, вест." (1817, No 9) -- ж-ле единомышленника Л. А. Ф. Лабзина; там же благодарств. письмо Александра I] -- по делу духоборов в Слободско-Укр. губ. в 1801, "бедственное" положение к-рых было смягчено благодаря участию Л. Прямодушие Л. особенно сказалось в его отчетах Александру I, излагающих "тяготы" и неудачи в орг-ции земского войска (милиции) в 1806--07 -- к очевидному неудовольствию царя. Отчеты (т. н. донесения) и "судебные" соч. в отрывках вошли в "Записки".
   С 1807 Л. -- сенатор 8-го Моск. деп-та (в чине д. тайного сов.), фактически, видимо, до авг. 1812, когда он вынужден был покинуть Москву из-за вступления неприятеля; в февр. 1813 получил отпуск по состоянию здоровья, к-рый неоднократно продлевал (ИРЛИ, справка Л. Н. Ивановой). Свои взгляды на обществ, устройство Л. обобщил в кн. "Отрывки сочинения одного старинного судьи и его же Замечание на известную кн. Руссову "Du contrat Social"" (M., 1809). Поборник законности, справедливости и личной свободы ("Первый... желаю, чтоб не было на русской земле ни одного несвободного человека" -- "Записки", изд. 1860, с. 195--96), Л. не верил в возможность социального равенства и свободы; он видел в "крепостном состоянии" безусловное зло, однако сохранение его считал неизбежным для укрепления монархич. власти: "В России ослабление... подчиненности крестьян помещикам опаснее нашествия неприятельского" (там же).
   В 1810-е соч. Л. перепечатываются в "Друге юношества" (далее ДЮ) M. H. Невзорова, воспитанника и друга Л. ["Невзоров посвятил Л. стих. "На день рождения И. В. Л." (ДЮ, 1810, No 2), а также издание своего журнала в 1813]. Из новых трудов Л. публикует кн. "Нечто для размышления о молитве и сущности христианства" (Орёл, 1814), в к-рой полемически отстаивает мистич. "тайновидение", "внутр. христианство" (в противоположность "внешности христ. закона"; Л. при этом исправно соблюдал правос-лав. обряды), обличает духовную гордость и самолюбие.
   Л. был известен как филантроп: помогать ближнему было его страстью (см. восп. Ф. П. Лубяновского, для к-рого, как и для др. "ищущих юношей", он был покровителем и духовным наставником -- РА, 1872, кн. 1, стб. 109--10, 135--36, Невзорова -- БЗ, 1858, No 21), он раздавал все, что имел, в т. ч. и взятые в долг деньги у знатных сановников, зачастую не имея возможности их вернуть, что вызывало неудовольствие влият. заступников Л., в т. ч. M. M. Сперанского, с к-рым он переписывался и наставлял в масон. чтении.
   С 1812 Л. живет в подмоск. с. Савинском, в к-ром устроил своеобразный культурный мемориал, неоднократно описанный в лит-ре: В. А. Жуковским (ВЕ, 1809, No 4; об отношениях Л. с поэтом см. в кн.: Суровцев, с. 115--16), А. И. Ковальковым, А. Ф. Воейковым (НЛ, 1825, No 5). С 1814 чл. Библейского об-ва. Известны связи Л. со мн. литераторами 18--19 вв., преим. масонской ориентации: M. M. Херасковым, И. П. Тургеневым и др.; близко знаком был Л. с H. M. Карамзиным, однако неодобрительно отнесся к началу его лит. деятельности, видя в ней отступление от идеалов масонства. К концу жизни переезжает в свое орлов, имение, женится на крестьянке Матр. Ефим. Никитиной (1813), с к-рой, по словам Невзорова, жил ок. 30 лет, "не имея плотского сношения" (РБС, т. 10, с. 676; там же изложение полемич. т. з. на источник и "природу" долгов Л.).
   Л. -- автор "Записок о некоторых обстоятельствах жизни и службы..." (записаны под диктовку в 1809; отрывки опубл.: ДЮ, 1812, No 1; полностью: ЧОИДР, 1860, кн. 1--2; отд. изд. с предисл. О. М. Бодянского -- М., 1860; со вступит, ст. А. И. Герцена -- Лондон, 1860). Распространявшиеся в списках (Л. и сам охотно дарил их друзьям и знакомым), в т. ч. в декабрист, среде, они сыграли значит, роль в формировании в рус. об-ве образа идеального гражданина. "Записки" Л. -- уникальный в рус. мемуаристике памятник неск. эпох Рос. империи, воссоздающий наблюдаемые изнутри "пружины" бюрократич. гос. правления, судебного произвола, взяточничества. Мемуары выстроены как жизненный путь человека, через все перипетии судьбы следующего своим нравств. убеждениям и высоко понятому чувству служебного долга, исполнение к-рого требовало от Л. "смелого пренебрежения приказной формальностью" (БдЧ, 1861, т. 165, с. 4); "Он... идет так непохоже, так противуположно окружающему морю интриг, исканий, раболепия, что это бросается в глаза не только ген.-губернатору Брюсу, но даже самой Екатерине... Павлу... Александру..." (Герцен, XIV, 297--98).
   Цельность личности, прямодушие, бессребренничество, личное и гражд. бескорыстие и неподкупность, любовь к отечеству и неустанное бескомпромиссное служение ему создали Л. репутацию "уважаемого всеми мужа" (выражение Жуковского -- см.: ЗейдлицК. К., Жизнь и поэзия B. А. Жуковского, СПб., 1883, с. 57), в т. ч. людей не сходных с ним религ.-нравств. и противоположных политич. взглядов: знаменателен отклик на его смерть декабриста Н. И. Тургенева: ""И сотвори Бог человека по образу и подобию своему". Вот ему эпитафия" (Декабрист Н. И. Тургенев, Письма к брату C. И. Тургеневу, М.--Л., 1936, с. 197--98).
   Др. произв.: "Рассуждение о злоупотреблении разума некоторыми новыми писателями..." (М., 1780, 1787; то же -- ДЮ, 1809, No 2), "Подражание некоторым песням Давидовым" (стихами) (М., [1794], 1801, 1802), "Излияние сердца... ужасающегося, взирая на пагубные плоды мечтания равенства и буйной свободы" (М., 1794), пьеса "Торжество правосудия и добродетели, или Добрый судья" (М., 1794, 1798), "Изображение истинного христианства..." (М., 1800), "Вера в Иисуса, или Кратчайший путь к Богу" (СПб., 1804), "Отрывки для чтения верующим" (2-е изд., СПб., 1806).
   Изд.: Записки... -- РА, 1884, кн. 1 (изданы по списку, подаренному Жуковскому); Записки сенатора И. В. Лопухина, М., 1990 (репринтное лондон. изд. 1860); Масонские труды Л., М., 1913 (изд. подготовлено В. Ф. Саводником); Некоторые черты о внутр. церкви... -- В кн.: Рус. философия второй пол. XVIII в,, Свердловск, 1990 (там же о масон, трудах Л., с. 5-57).
   Письма: M. M. Сперанскому (РА, 1870, кн. 1; PC, 1877, No 12), А. М. Кутузову (в кн.: Барсков Я. Л., Переписка рус. масонов XVIII-го в., П., 1915), Д. П. Руничу (РА, 1870, кн. 2, стб. 1215--36), Е. П. Львовой (РА, 1884, кн. 2).
   Лит.: Афанасьев А. Н., И. В. Лопухин. -- В кн.: Архив ист. и практич. сведений..., кн. 1, СПб., 1860; Лонгинов М. Н., Новиков и моск. мартинисты, М., 1867 (ук.); Растопчин Ф. В., Записка о мартинистах, представленная в 1811 г. -- РА, 1875, кн. 3; Дубицкий А., И. В. Лопухин, Каз., 1889; Тихонравов Н. С., Четыре года из жизни Карамзина. -- Соч., т. 3, ч. 1, М., 1898, с. 258--75, см. также с. 60--81, 130--62; Суровцев А. П., И. В. Лопухин. Его масон, и гос. деятельность, СПб., 1901; ПиксановН. К., И. В. Лопухин. -- В кн.: Масонство в его прошлом и настоящем, т. 1, М., 1914; Пыпин А. Н., Рус. масонство. XVIII и первая четверть XIX в., П., 1916 (ук.); Вернадский Г. В., Рус. масонство в царствование Екатерины II, П., 1917; Ошерович Б. С, Очерки по истории рус. уголовно-правовой мысли, М., 1946, с. 80--91; Солодкий Б. С, Проблема человека в рус. масонстве. -- В кн.: Проблемы гуманизма в рус. философии, Краснодар, 1974; Афанасьев В. В., Жуковский, М., 1986, с. 27, 37, 137--38, 143; Эйдельман Н. Я., "Идет куда-то...". -- "Наука и жизнь", 1986, No 12. Геннади; РБС (обширная ст. Я. Барскова); Брокгауз; НЭС; Венгеров. Источ.; Мезьер; Гранат; СИЭ; БСЭ; История рус. лит-ры XVIII в. Библ. ук., Л., 1968 (ук).
   Архивы: ЦГИА, ф. 1147, оп. 1, д. 632, 1809 (дело о рассмотрении вопроса о долгах Л.) [справка Т. Г. Кучиной]; ИРЛИ, ф. 320, No 1279 (из ф. с. 1797 с доп. за последующие гг.); ф. 265, 233 (переписка с А. М. Кутузовым, Н. И. Трубецким и др.).

В. И. Мильдон.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 3. М., "Большая Российская энциклопедия", 1994

   
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru