Ловягин Роман Михайлович
Спуск на воду

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Спуск на воду. -- Мореходные суда строятся или в доке или на стапеле, т. е. наклонном помосте, на месте, укрепленном забивкой свай в грунт. В первом случае, по окончании постройки наполняют док водой и судно всплывает. В последнем -- т. е. при постройке на стапеле, необходимо устраивать особые приспособления для С. на воду. Приспособления для С. судов состоят в следующем: на стапеле, по сторонам от стапель-блоков, устраивают спусковой фундамент (фиг. 2 и 3), имеющий уклон больший, чем стапель (обыкновенно уклон фундамента = около 7/96' или 7/8" на 1 фут). Ширина каждой части спускового фундамента около 4--6 футов. Фундамент продолжается под воду до предела, требуемого условиями правильного С. (см. ниже), и тщательно покрывается салом по всей своей длине. На фундаменте ставятся полозья из толстых деревянных брусьев, соединенных между собой болтами. Пространство между корпусом судна и полозьями заполняется продольными брусьями (подбрюшниками) или вертикальными (копыльями) -- в оконечностях, скрепленными с полозьями. Вся эта система (полозья, подбрюшники и копылья) соединена с корпусом судна при помощи канатов (найтовов), обхватывающих судно в 3--5 местах и соединенных с полозьями при помощи рымов (колец), поставленных с внутренней стороны полоза. Копылья перевязываются при помощи продольных бревен (оглоблей), соединенных с правой и левой стороны также найтовами. Для того, чтобы оба полоза удержать на определенном расстоянии друг от друга, между полозьями ставятся поперечные распорки (иглы). Перед С. судна стапель-блоки, подставы и различного рода подпорки разбираются, так что вся тяжесть судна передается на полоз. Для уменьшения большого оседания судна при этом, между полозом и верхними частями спускового устройства ставятся клинья, которыми прижимают подбрюшники и полозья к корпусу судна. Для удержания судна на месте до С. носовая часть полоза прикрепляется канатом (задержником) к кусту свай, вбитых у высокого конца спускового фундамента; затем с наружной стороны каждого полоза ставятся стрелы -- брусья, одним концом упертые в выступ полоза, другим концом в выступ фундамента. Под верхний конец каждой стрелы подводится деревянный шар (яблоко) для того, чтобы она не упала и не произвела бы преждевременный спуск. По внешним сторонам спускового фундамента прикрепляется к нему, рядом с полозом, деревянный брус (рыбина) во всю длину фундамента, для предупреждения перекоса полоза во время схода судна. Перед С. сначала выбивают кормовые стрелы, затем носовые, после чего рубят задержники. Если судно при этом не тронется с места, то нажимают на полозья домкратом, упертым с одной стороны в носовой конец полозьев, с другой стороны в куст свай, или же передвигают полозья большими брусьями -- вагами в качестве рычагов. Конструкции спусковых приспособлений на различных верфях разнятся друг от друга в деталях: вместо двух полозьев ставят три (третий под килем), устраивая их меньших размеров; вместо задержников удерживают судно домкратами и т. д. Если водное пространство перед эллингом небольшое или если судно строится на берегу узкой реки, то спускают судно боком на нескольких полозьях (например, так был спущен на воду известный "Great Eastern"). Речные суда большей частью спускают на воду боком или же -- если судно может быть построено в течение зимы -- строят его на месте, затопляемом весной, когда вода сама их поднимет. При правильном С. судна, оно, пройдя в воду, на некотором расстоянии всплывает кормой (фиг. 4) и при дальнейшем движении совершенно отделяется от подводной части спускового фундамента. Если фундамент неверно рассчитан, то может корма погрузиться вниз, не всплыв наверх, подвергая судно большому риску (спусковой перелом -- фиг. 5). Для предупреждения такого случая иногда делают спусковой фундамент выпуклый, со стрелкой прогиба 11/2'--2' на длину около 500 футов. Так как корма более широкая в надводной части, чем нос, то она легче его может всплыть; это и представляет собой причину, почему С. судна совершается кормой, а не носом вперед. См. Гозе, "Руководство по кораблестроению" (перевод с французского, СПб., 1890); Gaide, "Constructions navales" (Париж). Теория спуска: см. Pollard et Dudebout, "ThИorie du navire" (Париж); И. Бубнов, "Спуск судна на воду" ("Морской Сборник", 1900).

Р. Л--н.

 []

 []

 []

 []

 []

   Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том XXXI (1900): София -- Статика, с. 314--315.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru