Ловягин Роман Михайлович
Черноморский флот

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Черноморский флот -- образован в царствование Екатерины II из азовского флота и судов, построенных в Херсоне, после основания последнего в 1778 г. Для успешного действия в войнах с Турцией, начатых еще Петром Великим, необходимо было стать твердой ногой на берегах Черного моря, путем сильного флота; между тем Азовское море не имело гаваней для глубокосидящих судов, могущих действовать в Черном море.
   Первым шагом к основанию флота и было основание на лимане ″Глубокая пристань″ города Херсона, в коем поведано было новороссийскому генерал-губернатору князю Потемкину ″завести гавань, верфи и укрепление оных″. Для заведования новым флотом и азовской флотилией было учреждено ″Черноморское адмиралтейское управление″, подчиненное Потемкину. После присоединения Крыма основан был новый порт -- Севастополь, который в 1784 г. был сделан главным портом Ч. флота. В 1785 г. был утвержден впервые штат Ч. флота: два 80-пушечных и десять 66-пушечных кораблей, 20 фрегатов, 3 камели и несколько мелких портовых и транспортных судов. Морских чинов полагалось всего 131/2 тысяч. Для судостроительных работ было выписано из Петербурга 40 семейств охтенских плотников; судостроительные материалы и принадлежности были доставлены из различных мест России.
   В 1787 г. Екатерина II произвела в Севастополе первый смотр народившемуся Ч. флоту, который вслед за тем успел выказать себя в войну с Турцией 1787--91 гг. Против турок действовали два отряда: лиманская флотилия контр-адмирала Мордвинова и севастопольская корабельная, под командой графа Войновича. Первая оказала большую помощь при взятии Кинбурна в 1787 г.; на следующий год она была разделена на два отряда -- гребную флотилию из 51 судна, под командой принца Нассау-Зигена, и парусную эскадру из 14 судов, под командой Поля Джонса. Турецкий флот в 1788 г. подступал к Очакову, осажденному войсками Потемкина; у входа в лиман он встретил одно из русских судов -- дубель-шлюпку, под командой капитана 2 ранга Сакена; окруженный целой эскадрой, Сакен отстреливался от нее до последней возможности и когда убедился в невозможности спасения, сцепился с ближайшим турецким кораблем и вместе с ним взлетел на воздух. Лиманский отряд два раза подвергался атаке турецкой эскадры (17 и 18 июня), но оба раза атака была отбита. Действия Войновича с севастопольской корабельной эскадрой были неудачны. Только в июле 1788 г. корабельной эскадре удалось отвлечь турецкий флот от Очакова к устьям Дуная, близ которых 8 июля у острова Фидониси произошла удачная стычка с турками; в ней особенно отличился капитан Ушаков (впоследствии известный адмирал). Для той же цели -- отвлечения флота от русских берегов -- производились в Черном море небольшие, но удачные крейсерские операции капитана Сенявина, который со своим отрядом брал в плен небольшие военные и торговые турецкие суда у берегов Румелии и Малой Азии. В 1790 г. Войнович был отозван в Херсон, и командование корабельной эскадрой поручено было более энергичному Ушакову, который одержал две победы над турецким флотом -- у Керченского пролива и у Тендры. Это расстроило план турецкого флота произвести большую десантную экспедицию в Крым, при участии малоазийских войск из Синопа и татар из Анапы. Русская лиманская флотилия (адмирала Рибаса) вошла в устья Дуная и помогла сухопутной армии овладеть крепостями Тульчей, Исакчей и Измаилом. Последнее поражение турецкому флоту в эту войну нанесено было Ушаковым при Калиакрии (31 июля 1791 г.). Первый основанный Потемкиным черноморский порт Херсон был еще в 1784 г. заменен Николаевом, основанным на месте слияния рек Буга и Ингула; сюда была переведена вся судостроительная деятельность из Херсона.
   Во время царствования императора Павла I Ч. флот принимал участие, совместно с англичанами и турками, в действиях в Архипелаге против французов; наша эскадра, под командой адмирала Ушакова, освободила Ионические острова из-под власти французов. В этой экспедиции принимал участие капитан Сенявин, который в царствование императора Александра I, в чине адмирала, отличился удачными действиями против турок (поражение турецкого флота при Афоне в 1807 г.) и помощью, оказанной освобождавшимся на Балканском полуострове славянским народностям. Во время войны 1828--29 гг. Ч. флот, под начальством адмирала Грейга, содействовал взятию крепостей Анапы, Варны и др.; в эту войну совершен был замечательный подвиг капитан-лейтенантом Казарским, который на бриге ″Меркурий″ подвергся нападению двух турецких линейных кораблей -- 110-пушечного и 74-пушечного, -- вступил с ними в бой и после упорной перестрелки успел перебить им рангоут и уйти.
   Наибольшую славу в истории русского флота Ч. флот или, точнее, личный состав его приобрел во время Восточной войны (1853--56) -- в Синопском бою и обороне Севастополя. Личный состав Ч. флота к этому времени был подготовлен адмиралом Лазаревым, бывшим с 1833 г. главным командиром Ч. флота и отличавшимся как административными способностями, так и боевыми качествами и уменьем воспитать в подчиненных такой же дух. Из его школы вышли адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин и другие славные деятели Севастопольской обороны. Ч. флот в это время состоял из трех 120-пушечных кораблей, двенадцати 84-пушечных, восьми фрегатов и около шестидесяти мелких судов -- бригов, шхун и небольших пароходов. Судовые команды распределялись по 17 экипажам, по 1000 человек в каждом. При превосходном личном составе техническая часть флота сильно отставала от западноевропейских флотов (а отчасти и от турецкого), где были введены паровые двигатели, более усовершенствованная артиллерия и даже делались попытки броненосного судостроения. Несмотря на это нашему флоту удалось одержать, под начальством Нахимова, блестящую победу при Синопе, где был уничтожен весь находившийся там турецкий флот и срыты береговые укрепления (18 ноября 1853 г.). При появлении в Черном море союзного англо-французского флота, значительно превосходившего наш по численности, Ч. флоту было слишком рискованно вступать с ним в бой, хотя и высказывались мнения, что следовало бы напасть на неприятельский флот при перевозке десанта, который можно было бы при этом уничтожить. Когда союзники уже приближались к Севастополю, решено было заградить им вход в бухту последним средством -- потоплением своих кораблей (см. Восточная война, VII, 290--299).
   Последствием этой войны был отказ России, по Парижскому трактату, от права иметь в Черном море военные суда, кроме самых незначительных. Поэтому к началу русско-турецкой кампании 1878--79 гг. Ч. флот состоял всего из двух поповок (см.), судов негодных для плавания в море и могущих быть лишь прибрежным оборонительным средством, 4-х старых деревянных корветов, императорской яхты ″Ливадия″ (построенной по плану поповок, но слегка удлиненной), 7 пароходов и нескольких мелких судов. Запрещение иметь боевой Ч. флот было снято с России в 1871 г., но ко времени русско-турецкой войны не было возможности организовать в Черном море, из-за дальности расстояния до мест добывания материалов и топлива, железное и броненосное судостроение. В начале военных действий Ч. флот распределен был следующим образом: почти все военные суда были оставлены для обороны северных прибрежных местностей (Одессы, Очакова, Севастополя и т. д.), наступательные же решено было производить крейсерскими операциями, взяв для того пароходы Русского общества пароходства и торговли: ″Великий Князь Константин″, ″Владимир″, ″Веста″, ″Аргонавт″ и ″Россия″, к которым присоединены были из судов флота ″Ливадия″ и пароход ″Эльборус″. Для действия на Дунае были посланы из Ч. флота две роты черноморских экипажей, под командой капитан-лейтенанта Бекитова. Преобладающим оружием в эту компанию была мина, только что введенная во флоте; только ее и можно было противопоставить турецким. броненосцам, с многочисленной артиллерией. Крейсерские операции имели целью нападение на неприятельские берега, на коммерческие пароходы, единичные военные суда и даже отряды, при благоприятных для минной атаки случаях, отвлечь внимание турецкого флота от Дуная и от берегов Кавказа, оставшихся без защиты. Организацией крейсерства занялся главный командир Ч. флота генерал-адъютант Аркас, давший командирам пароходов возможность широко развить личную инициативу и предприимчивость. Главные действия Ч. флота были следующие: 28 июня 1877 г. на Сулинском рейде была атакована турецкая эскадра минными катерами с ″Великим Князем Константином″ (командир -- лейтенант Макаров), причем турецкий броненосец получил серьезные повреждения; 6 июня тот же пароход сжег у Анатолийского берега 4 турецких брига; 11 июля пароход ″Веста″ (командир -- капитан-лейтенант Баранов) выдержал 5-часовой бой с броненосцем ″Фехти Буленд″, который получил повреждения и перестал преследовать его. У кавказского берега турецкий броненосец ″Ассари-Тевкент″ был взорван минной атакой катеров с ″Великого Князя Константина″ в то время, когда угрожал проходу у мыса Адлер, где должен был пройти русский сухопутный отряд. В декабре пароход ″Россия″ (командир -- капитан-лейтенант Баранов) захватил в море транспорт ″Мерсина″ с войсками. Транспорт был отведен в Севастополь и переименован в ″Пендераклию″. Кроме того, пароходы наши занимались перевозкой войск, доставкой различных предметов для действующей армии и в конце войны перевезли последнюю обратно в Россию. В 1880-х годах на Черном море устанавливается уже броненосное судостроение, которому сильно помогла разработка донецкого бассейна и близость железоделательных заводов.
   В настоящее время Ч. флот -- второй по величине в России, хотя значение его главным образом местное, в пределах Черного моря, выход из которого разрешается нашим военным судам, даже небольшим, очень редко. Боевые суда Ч. флота -- броненосцы, с тяжелой артиллерией и толстой броней, позволяющими им вступать в бой даже с прибрежными крепостями; запас топлива у них сравнительно небольшой. Суда эти в настоящее время (1903) следующие:
   1) эскадренные броненосцы: ″Екатерина II″ (длина 3331/2 фута, ширина 69 футов, осадка 27 футов 10 дюймов, водоизмещение 11000 тонн, скорость 15 узлов, артиллерия: шесть -- 12″ орудий, семь -- 6″ и скорострельн.); ″Чесма″ и ″Синоп″ того же типа; ″Двенадцать Апостолов″ (длина 342 фута, ширина 60 футов, осадка 271/2 футов, водоизмещение 8430 тонн, скорость 17 узлов, 4 -- 12″ пушек, 4 -- 6″ и скорострельн.), ″Георгий Победоносец″ (длина 3391/2 футов, ширина 69 футов, осадка 2872 фута, водоизмещение 11940 тонн, скорость -- 17 узлов, 6 -- 12″ пушек и 7 -- 6″ и скорострельн.), ″Три Святителя″ (длина 377 футов 9 дюймов, ширина 73 фута, осадка 28 футов 5 дюймов, водоизмещение 13300 тонн, скорость 17 узлов, 4 -- 12″ пушек и 8 -- 6″, 4 -- 120 мм и скорострельн.); ″Ростислав″ (длина 351 фут 10 дюймов, ширина 68 футов, осадка 27 футов, водоизмещение 8800 тонн, скорость 17 узлов, 4 -- 10″ орудий, 8 -- 6″ и скорострельн.); броненосец этот единственный в русском флоте, имеющий исключительно нефтяное отопление; ″Князь Потемкин-Таврический″ (длина 377 футов 9 дюймов, ширина 73 фута, осадка 27 футов, водоизмещение 12480 тонн, скорость 18 узлов, 4 -- 12″ орудий, 16 -- 6″ и скорострельн.).
   2) Из броненосцев береговой обороны имеются только две поповки (см.), в настоящее время уже сдаваемые к порту, т. е. разоружаемые навсегда.
   3) Крейсера I ранга: строящиеся ″Кагул″ и ″Очаков″, типа ″Богатырь″ (длина 434 фута 2 дюйма, ширина 54 фута, осадка 20 футов 8 дюймов, водоизмещение 6675 тонн, скорость 22 узла, 12 -- 6″ орудий и скорострельная артиллерия); ″Память Меркурия″ (длина 295 футов, ширина 40 футов 8 дюймов, осадка 19 футов 7 дюймов, водоизмещение 3000 тонн, скорость 14 узлов, 6 -- 6″ орудий и скорострельн.).
   4) Крейсеров II ранга не имеется; минных крейсеров три -- ″Капитан Сакен″, ″Казарский″ и ″Гридень″; водоизмещение первого 700 тонн, остальных -- 400 тонн, скорость хода около 22 узлов; мореходных канонерских лодок шесть -- ″Запорожец″, ″Донец″, ″Черноморец″, ″Терец″, ″Кубанец″ и ″Уралец″, в 1200 тонн водоизмещения и 12 узлов скорости (артиллерия у каждого 2 -- 8″ орудий на носу и 1 -- 6″ на корме, кроме скорострельных); миноносцев -- 26, из них четыре типа ″Сокол″, со скоростью 261/2 узлов, построенных в С.-Петербурге и переведенных через Босфор в Ч. флот; 2 парохода, 8 транспортов, 3 учебных судна, 1 плавучая тюрьма и несколько портовых и мелких судов.
   Судостроение производится в двух портах -- Севастополе и Николаеве, где имеются казенные адмиралтейства и доки (1 сухой, 1 плавучий и 1 док-мост в Севастополе). Кроме того, военные суда строятся на заводе частного общества судостроительных и железоделательных заводов в Николаеве. В административном отношении Ч. флот подчинен главному командиру Ч. флота и портов Черного моря, имеющему пребывание, вместе со своим штабом, в Севастополе. Для управления военными портами -- Севастополем, Николаевом и Батумом -- имеются в первом капитан над портом, в остальных командиры портов. Гидрографической частью ведает дирекция маяков и лоций Черного и Азовского морей, под начальством особого директора. Во время кампании суда Ч. флота разделяются на 2 отряда: практическую эскадру, под начальством старшего флагмана (вице-адмирала), и учебный минно-артиллерийский отряд, под командой контр-адмирала. Кроме того, посылаются станционерами в Средиземное море мореходные канонерские лодки. Из учебных заведений в Ч. флот существовал морской кадетский корпус, основанный Потемкиным в Херсоне, затем переведенный в Николаев, где был преобразован в юнкерское училище и во второй половине прошлого века уничтожен. Для обучения нижних чинов имеется несколько школ. Судовой состав Ч. флота распределяется по экипажам, от  28 по  37 включительно, численностью около 2000 человек каждый. Из наружных отличий Ч. флот имеет: георгиевские ленты на фуражках нижних чинов, данные за крымскую кампанию вместо черных, и летние фуражки у офицерских чинов -- совершенно белые, как и у армии в южных округах, надеваемые взамен фуражки с белым чехлом, как это делается в остальном русском флоте.
   Ср. Русский флот, Судостроение, Корабль, Восточная война. См. Ф. Веселаго, ″Материалы для истории русского флота″; А. Долгов, ″Военно-морская администрация″; ″Судовой список″, издаваемый ежегодно морским министерством; ″Военные флоты″ и ″Морская справочная книга″, издаваемые каждые 2--3 года великим князем Александром Михайловичем.

Р. Л--н.

   Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том XXXVIIIa (1903): Человек -- Чугуевский полк, с. 611--613.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru