Лозинский Евгений Иустинович
Совсем левый критик интеллигенции

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ЛЕВ ТОЛСТОЙ. Группа Музея "Ясная Поляна".


Совсем левый критик интеллигенции

   Евгений Иустинович Лозинский (1867 -- 1937) -- корреспондент и адресат Толстого. Родился в городе Брацлаве Подольской губ. в семье уездного казначея (ныне Брацлав - посёлок гор. типа в Винницкой обл. Украины с населением 4400 чел.). Происходил из столбового дворянского рода, но не был богатым, вёл скромный образ жизни и с молодых лет работал служащим, адвокатом, был активным публицистом. Печатался в С.-Петербурге, Москве, Киеве, Екатеринодаре, Казани, в т. ч. под псевдонимами Кармелюк, Подолянин, Устинов. В период переписки с Толстым проживал с семьёй в Киеве.
   С молодых лет Лозинский был увлечён этическими вопросами, написал ряд работ, посвящённых этой проблематике, в частности: "Фома Кампанелла: его жизнь и идеалы", "Неокантианские течения в марксизме: к истории этических исканий", "Современные этические искания", "Что такое социалистическая нравственность?". Однако революционные события 1905 г. в России повлияли на характер его творчества. Он стал заниматься социально-политическими проблемами революционного движения. По своим социальным убеждениям он был сторонником социалистических преобразований, но критиковал марксизм по ряду теоретических положений.
   Социально-философские работы Лозинского: "Что же такое, наконец, интеллигенция?", "Итоги парламентаризма", "Итоги и перспективы рабочего движения на Западе и в России" -- привлекли внимание Толстого в 1909 г. (автор прислал их в Ясную Поляну). В своих трудах Лозинский критиковал интеллигенцию и надеялся на рабочее движение. Толстой прочитал эти издания с удовольствием и живым интересом и даже написал Лозинскому похвальное письмо, в котором, однако, возражал автору работ, высказав иную мысль о роли рабочих людей в завоевании свободного и справедливого общества. Писатель, как известно, был сторонником отказа от насилия. Он констатировал, что трудящиеся сами участвуют в насилии, "которое, в виде полиции и войск, рабочий народ употребляет сам против себя" (79: 48). По его мнению, рабочие ещё не готовы к отказу от насилия ввиду своего нравственного несовершенства. Для прекращения насильственных действий против представителей своего слоя, писал Толстой, они должны были расценивать участие в силовых действиях "противным своему человеческому достоинству" (79: 48). Однако в реальной жизни это могут "только люди религиозные" (79: 48).
   После смерти писателя Лозинский написал статью "Лев Толстой об интеллигенции и рабочем вопросе" (СПб., 1911), в которой резко критиковал интеллигенцию в целом. По его мнению, она "хищническая по своим стремлениям" (с. 3), поэтому подготавливает своё будущее политическое и экономическое господство. Он писал, что "из маститой интеллигенции" Толстой был первым, кто подверг разоблачению и критике саму интеллигенцию, заботящуюся во всех революциях только о собственном благополучии. В то же время философ выступил против христианской идеи о непротивлении злу силой, проповеданной Толстым. Есть различие, писал он, между силой и насилием, поэтому нельзя считать насилием физическую самооборону: "Насилие, не встречающее сопротивления, тем самым уже приобретает хронический характер, возводится в систему, в обычную или правовую норму" (с. 9). Если со злом не бороться с помощью силы, оно будет только увеличиваться.
   Взгляды Толстого, присоединившегося по крестьянскому вопросу к программе американского экономиста Генри Джорджа, Лозинский также подверг критике. Американец выступал против частной собственности на землю и против феодального налога с земли. В то же время он оправдывал присвоение буржуазией прибавочной стоимости, которую та получала вследствие эксплуатации рабочих. Толстой, считал Лозинский, ошибочно усматривал панацею от всех социальных проблем "в земле", поскольку даже обобществлённая земля останется недоступной огромному классу пролетариев. Зажиточные крестьяне станут врагами пролетариата. Предложение самого Лозинского решать общественные проблемы посредством сплочения пролетариата и борьбы с безработицей может быть охарактеризовано как социальный "экономизм", не гарантирующий освобождение человека труда от эксплуатации.

Литература:

   * Лозинский Е. И. Лев Толстой об интеллигенции и рабочем вопросе. СПб.: Северная печатня, 1911. -- 16 с.

--------------------------------------------------------------------------

   ЛЕВ ТОЛСТОЙ. Группа Музея "Ясная Поляна"
   Исходный текст здесь: https://vk.com/wall-39641980_21027
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru