Маяковский Владимир Владимирович
Речь на могиле Серова

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


ВАЛЕНТИН СЕРОВ В ВОСПОМИНАНИЯХ, ДНЕВНИКАХ И ПЕРЕПИСКЕ СОВРЕМЕННИКОВ

2

   

В. В. МАЯКОВСКИЙ

   Владимир Владимирович Маяковский (1893--1930) поступил в Училище живописи незадолго перед смертью Серова. Однако он много был наслышан о нем от П. И. Келина, бывшего ученика Серова. Впоследствии в воспоминаниях о Маяковском Келин писал: "Я <...> часто говорил своим ученикам о Серове: о серовской линии, о его простоте, о его взглядах на искусство, показывал репродукции его работ, водил в Третьяковку. Маяковский Серова очень полюбил" (П. Келин. Маяковский в моей студии.-- "Искусство", 1940, No 3, стр. 30).
   
   На похоронах Серова Маяковский сказал речь, текст которой не сохранился. Краткое ее изложение приводилось в заметке "Похороны В. А. Серова", опубликованной в газете "Русское слово" (1911, 25 ноября, No 271). В настоящем издании оно перепечатывается.
   

Речь на могиле Серова

(В ИЗЛОЖЕНИИ ГАЗЕТЫ "РУССКОЕ СЛОВО")

   ...выступил ученик Училища живописи. Указав на тяжелые потери, которые понесло русское искусство за последние пять лет в лице Мусатова, Врубеля и, наконец, В. А. Серова, он высказался в том смысле, что лучшее чествование светлой памяти покойного -- следование его заветам1.
   

КОММЕНТАРИИ

   1 "В выступлении Маяковского,-- рассказывает Н. В. Ильин,-- прозвучали ноты, необычные для надгробной речи <...> Отдавая дань уважения заслугам покойного художника, Маяковский указывал, что одним из лучших заветов В. А. Серова было искание в искусстве новых путей. Смерть настигла художника в расцвете сил, но главное им уже сделано. Задача молодых -- не повторять того, что сделано учителем.
   Сказанные с большой серьезностью и силой, эти слова гармонировали с образом живого Серова, строгого в искусстве и к себе и к другим. Но они вызвали некоторое замешательство в толпе, окружавшей могилу" (В. Перцов. Маяковский. Жизнь и творчество. Т. I. М., 1954, стр. 157). П. И. Келин, воспитывавший своих учеников в уважении и любви к Серову, был глубоко тронут речью Маяковского и после похорон сказал ему: "Я вам очень благодарен, что вы так хорошо отнеслись к Серову" (П. Келин. Маяковский в моей студии.-- "Искусство", 1940, No 3, стр. 30).
   Об обстоятельствах, предшествовавших выступлению Маяковского на могиле Серова, упоминает Д. Д. Бурлюк: "В Училище живописи, ваяния и зодчества смерть Серова вызвала среди учеников большой отзвук. До того как нас, молодежь начала двадцатого века, отравил "микроб нового искусства", Серов был нашим кумиром. Был выбран в круглом зале комитет, и в него вошли от каждого класса по одному ученику. Из фигурного попал В. В. Маяковский; из натурного -- я. Мы должны были озаботиться: венком, подписью, а также представительством от Училища как на панихидах, так и в самой похоронной процессии и на далекое кладбище за город <...> День был холодный, морозный. Временами начиналась метель. Затем туманило. Когда вышли к кладбищу, оказалось, что народу "наших" -- не так уж много. За гробом -- стайкой -- родные и близкие, а потом -- россыпь толпы, смесь незнакомых лиц <...> Над раскрытой могилой Серова речь говорил Маяковский" (Д. Бурлюк. Три главы из книги "Маяковский и его современники".-- "Красная стрела". Сборник-антология. Нью-Йорк, 1932, стр. 15).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru