Макаренко Антон Семёнович
Речь на юбилее школы No 1 Ярославской железной дороги

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 4
   М.: Педагогика, 1984.
   

Речь на юбилее школы No 1 Ярославской железной дороги

   Дорогие товарищи!
   Ваше сегодняшее торжество волнует меня в нескольких, так сказать, разрезах. Прежде всего, я сам сын железнодорожника, сам окончил железнодорожное училище и сам девять лет работал учителем в железнодорожном училище. У меня поэтому достаточные основания для сравнения. На южных дорогах, а это были самые солидные дороги в старой России -- они протянулись от Харькова до Одессы и от Харькова до Севастополя,-- тогда было полтора десятка школ и не было среди них ни одной средней и ни одной неполной средней, а учеников было в этих школах всего около двух тысяч человек. И хотя вместе со мной работало очень много старых и заслуженных учителей, за девять лет моей дружбы я не помню ни одного чествования, ни одного юбилея, вообще ни одного собрания такого радостного, такого торжественного и такого волнующего1.
   На вашем сегодняшнем празднике меня волнует еще одно обстоятельство. Я вижу ваши лица, слышу ваши слова, слышу высказывания многих общественных сил, создавших вашу школу. Здесь собрались не только учителя, здесь собралось советское общество. Приятно, что в ваших лицах я не вижу ничего "шкрабьего", я узнаю в вас настоящих, больших деятелей советской школы. И школа ваша прекрасная. Для этого заключения достаточно общего впечатления. Я не сомневаюсь, что ваша школа -- одна из лучших московских школ. Многие сегодня говорили слова благодарности и восхищения по адресу отдельных лиц, и прежде всего по адресу директора т. Рыжковца. Как будто совершенно уместно было подумать: хвалят, ничего не поделаешь, юбилей, всегда уместно похвалить. Сегодня так подумать нельзя. У меня наметанный глаз, я хорошо вижу т. Рыжковца, я знаю его по походке и по полету -- это настоящий большой мастер своего дела. Я знаю, какое большое дело -- создать этот дворец, повесить вот эти гардины, я знаю, что это такое -- отдать одной школе двадцать лет. Это значит отдать жизнь. Я знаю, сколько таланта, сколько крупных начинаний, сколько мелочных забот нужно пережить, чтобы создать дружный коллектив -- главнейшее условие для настоящей творческой учительской работы.
   Среди вас я вижу и моего учителя -- Александра Константиновича Волнина2. После девяти лет работы в бедной железнодорожной школе я пошел учиться, и я попал в руки Александра Константиновича. Жизненные ценности не всегда поддаются точному измерению. Часто в руках наших нет даже тех масштабов, которыми можно измерить важнейшие явления. Так и мне трудно измерить и трудно вам рассказать, как много сделал для меня и для других Александр Константинович. Он был директором Полтавского учительского института перед самой революцией. В то время, разумеется, директор не мог открыто быть большевиком и воспитывать большевистские характеры. Но из его рук много вышло большевиков, и многие из них положили головы на фронтах гражданской войны. Это потому, что он был всегда настоящим человеком, и он воспитывал в нас лучшие человеческие стремления. В моем же педагогическом развитии он создал самые главные принципы и навыки духа.
   У него я заимствовал главное положение моей педагогической веры: как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему3.
   Сегодняшняя встреча с ним для меня чрезвычайно радостна. Я потерял его из виду двадцать два года назад. Я часто о нем вспоминал, и часто мне приходилось спрашивать себя: где Александр Константинович, отдал ли он революции свои замечательные силы? Не зная ничего о нем в течение такого долгого времени, я, естественно, начинал сомневаться. И вот сегодня я вижу, с какой большой благодарностью, с каким искренним горячим чувством здесь все чествуют Александра Константиновича, премируют его, подносят ему подарки и с каким искренним и надежным желанием все ожидают от него и впереди такой же большой и такой же человеческой работы в деле коммунистического воспитания.
   У вас сегодня грандиозное торжество. Оно гораздо значительнее, чем вам кажется. Это торжество новой школы, торжество революции, торжество новой культуры. Сейчас... наше учительство стоит перед самой почетной и самой трудной задачей: на него возлагаются надежды всей страны, это мы должны готовить людей для коммунистического общества, это на наших плечах должен подняться новый человек и поднять перед всем миром совершенное коммунистическое общество -- в творчестве новой культуры нам принадлежит самое почетное и самое видное место4.
   Мы можем гордиться и нашим прошлым и нашим будущим, мы можем радостно продолжать нашу работу.
   Поздравляю вас с праздником и желаю вам таких же больших побед впереди.
   Да здравствует советский учитель!
   

КОММЕНТАРИИ

   ЦГАЛИ СССР, ф. 332, оп. 4, ед. хр. 185, кол. л. 4, машинопись. Речь, произнесенная 18 февраля 1939 г. на праздновании 20-летия школы No 1 Ярославской железной дороги в Москве. Впервые опубликовано в сокращении в ст. А. К. Волнина "А. С. Макаренко в учительском институте" (Учебно-воспитательная работа в детских домах, 1941, No 2--3). Полностью опубликовано в издании: Макаренко А. С. Соч.: В 7-ми т. Т. 7.-- 1-е изд. М., 1952.
   1 А. С. Макаренко говорит о годах работы в дореволюционной школе.
   2 Волнин А. К.-- директор, председатель педагогического совета Полтавского учительского института во время обучения там А. С. Макаренко в 1914--1917 гг. В 50-х гг. преподаватель педагогического института в г. Кирове, заслуженный учитель школы РСФСР.
   3 См. п. 8 комментария к статье "Максим Горький в моей жизни", с. 376 данного тома.
   4 А. С. Макаренко имеет в виду, вероятно, решения XVIII съезда ВКП(б), где было указано, что в период завершения строительства социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму решающее значение приобретает дело коммунистического воспитания трудящихся.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru