Мак-Гахан Варвара Николаевна
Женское высшее и профессиональное образование в Соединенных Штатах

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

ПИСЬМА ИЗЪ АМЕРИКИ.

Женское высшее и профессіональное образованіе въ Соединенныхъ Штатахъ.

Запросъ русскихъ читательницъ.-- Американскія и русскія воззрѣнія.-- Cooper Institute.-- Pratt Institute.-- Земледѣльческій отдѣлъ его.-- Drexel Institute.-- Совмѣстное обученіе молодежи обоего пола.-- Студенческій антагонизмъ.-- Новый "Университетъ Чикаго".-- "Спеціально американскія" условія.-- Милліонеры-патроны.-- The Throop University.-- The Leland Stanford University.-- Курсы медицины и правовѣдѣнія.-- Медицинская практика.-- Женскія коллегіи и ихъ воспитанницы.-- Конкурренція.-- Стоимость жизни въ американскихъ городахъ.-- Отношеніе къ учащейся молодежи.

   Въ послѣднее время я убѣдилась, что въ выборѣ темъ для писемъ объ американской жизни я обошла многое изъ того, что интересуетъ моихъ соотечественницъ. Это доказывается многочисленными письмами, приходящими ко мнѣ съ разныхъ концовъ Россіи, съ Кавказа, изъ Сибири, письмами, полными запросовъ о вещахъ, касающихся главнымъ образомъ молодой женской интеллигенціи.
   Такъ какъ эти письменные запросы, по заявленію самихъ авторовъ ихъ, вызваны моими корреспонденціями, регулярно печатающимися въ "Сѣверномъ Вѣстникѣ", и подчасъ доставляются мнѣ самою редакціею, то, я полагаю, будетъ теперь кстати поговорить о предметахъ, интересующихъ моихъ соотечественницъ.
   Разбираясь въ письмахъ моихъ корреспондентокъ, я нахожу, что онѣ, въ большинствѣ случаевъ, написаны женщинами, стремящимися учиться -- "совершенствовать собственную личность", какъ выражается одна корреспондентка -- путемъ какихъ бы то ни было жертвъ, неудобствъ и лишеній. Опуская маловажные, побочные вопросы, которыхъ можно коснуться косвенно, я сведу самые существенные къ слѣдующимъ группамъ:
   І) Допускаются-ли въ Соединенныхъ Штатахъ женщины въ мужскія коллегіи и на какіе курсы? Какъ продолжителенъ курсъ ученія?
   2) Допускаются ли женщины въ мужскія техническія школы? Имѣются ли спеціально женскія техническія школы, а главнымъ образомъ земледѣльческія школы -- и гдѣ именно?
   3) Гдѣ имѣются наилучшіе медицинскіе курсы и школы правовѣдѣнія?
   4) Есть ли вечерніе курсы по наукамъ и профессіональнымъ предметамъ?
   5) На какомъ языкѣ ведется преподаваніе?
   6) Есть ли въ американскихъ городахъ спросъ на женскій трудъ: акушерки, фельдшерицы, преподавательницы языковъ, телеграфистки, переписчицы, конторщицы, телефонистки, стенографистки? Какъ этотъ трудъ оплачивается и какъ скоро его можно пріискать?
   7) Сколько нужно средствъ, чтобъ просуществовать годъ безъ занятій, и можно ли помѣститься въ русскомъ семействѣ?
   8) Куда можно обратиться за помощью и указаніями по пріѣздѣ въ Америку? и проч. и проч.
   Всѣ эти вопросы ставятся, не ради удовлетворенія простой любознательности, а съ практическою цѣлью -- воспользоваться полученными свѣдѣніями для рѣшенія того, не найдутъ ли русскія женщины въ Новомъ Свѣтѣ возможности учиться, и можно ли подготовиться тамъ къ той или другой профессіональной дѣятельности. Нѣкоторыя изъ моихъ корреспондентокъ прямо мотивируютъ свои вопросы тѣмъ обстоятельствомъ, что "въ наше время женщины могутъ занимать въ Россіи очень разнообразныя должности, но бѣда въ томъ, что нѣтъ возможности -- негдѣ -- получить профессіональное образованіе", требующееся для этихъ должностей. Въ одномъ письмѣ прямо заявляется слѣдующее: "Если условія будутъ благопріятны, то черезъ годъ я, съ нѣсколькими лицами, думаю отправиться въ погоню за знаніемъ. Намъ кажется, что Америка для этого самая подходящая страна, гдѣ всѣ пріѣзжающіе заражаются энергіей ея коренныхъ обитателей... "
   Если это послѣднее предположеніе моей -- очевидно юной -- корреспондентки основано на чемъ либо вычитанномъ ею изъ статей за моею подписью, то считаю прямою обязанностью дополнить прежде сказанное, сказавши, что въ Америкѣ энергія, безъ прочной подкладки здраваго, практическаго смысла, вызываетъ къ себѣ полное пренебреженіе, граничащее съ насмѣшкой.
   Презрительно-шутливое наименованіе "crank", которое такъ часто употребляется американцами въ разговорѣ, прилагается именно къ тѣмъ "богато одареннымъ", увлекающимся натурамъ, энергія которыхъ бьетъ черезъ край, не регулируясь будничной логикой и доводами здраваго смысла. Другой видъ "crank" -- по опредѣленію свѣдущихъ американскихъ лексикографовъ -- это человѣкъ, слѣпо преданный своей излюбленной идеѣ и пользующійся всѣми средствами къ проведенію ея на практикѣ.
   Къ тѣмъ и къ другимъ crank'амъ американцы относятся съ добродушнымъ презрѣніемъ, пока они сидятъ смирно; но лишь crank'омъ проявлена безпокойная энергія, ему немедленно обрываютъ крылья или арестомъ, или отправкою въ домъ умалишенныхъ и даже въ тюрьму. Это отношеніе къ такого рода "чудакамъ" не смягчается даже и тѣмъ простымъ соображеніемъ, что, не будь "crank'омъ" -- не было бы, пожалуй, и изобрѣтателей, и крупныхъ мыслителей...
   Все сказанное внушено желаніемъ отмѣтить тотъ фактъ, что всякій недостатокъ практичности непопуляренъ среди американцевъ. Можетъ быть, такой-же недостатокъ практичности, въ связи съ молодой опрометчивостью, подсказалъ моей энтузіасткѣ вопросъ о томъ, "на какомъ языкѣ ведется въ американскихъ школахъ преподаваніе?.."
   Отвѣчаю. Разумѣется, на англійскомъ; и, что еще важнѣе, по пріѣздѣ въ Америку шагу нельзя ступить безъ практическаго знанія англійскаго языка, которому весьма трудно удовлетворительно научиться самоучкой. Правда, что теоретическое знаніе англійскаго языка, хотя-бы и самоучкой, далеко не безполезно; при помощи такого знанія здѣсь можно въ одинъ-два мѣсяца научиться понимать американцевъ и свободно изъясняться на ихъ языкѣ; но за то, изучивъ англійскій языкъ самоучкой, запомнивъ слова съ произвольно имъ приданнымъ выговоромъ, почти трудно избавиться отъ рѣзкаго иностраннаго акцента, который, какъ насъ здѣсь увѣряютъ любезные американцы, весьма плѣнителенъ -- fascinating,-- но въ сущности крайне комиченъ.
   Кромѣ низшихъ публичныхъ школъ, нѣкоторыхъ сплошь наполненныхъ европейцами среднихъ и западныхъ штатовъ, все преподаваніе въ Америкѣ ведется исключительно на англійскомъ языкѣ; мало того: кромѣ американцевъ, подолгу живавшихъ въ Европѣ и весьма немногихъ другихъ, рѣшительно никто здѣсь не говоритъ ни на какомъ европейскомъ языкѣ, тѣмъ болѣе, что и въ обществѣ не принято говорить по-французски или по-нѣмецки.
   Перехожу теперь къ самому существенному вопросу.
   Въ Нью-Іоркѣ первое мѣсто въ ряду учебныхъ учрежденій, открывающихъ свои двери женщинамъ, наравнѣ съ мужчинами, является знаменитое Cooper Union, о которомъ экономистъ Генри Джоржъ, Беллами и всѣ другіе соціальные реформаторы говорятъ, что цѣлью стремленій всѣхъ гуманистовъ должно быть насажденіе по возможности большаго количества такихъ именно учрежденій. Пока-же оно единственное въ своемъ родѣ, за исключеніемъ только что открывшагося въ Филадельфіи Drexel Institute. Имѣются, правда, и въ другихъ большихъ городахъ учрежденія, основанныя на подобіе Куперовскаго союза или Cooper Institute, какъ его часто называютъ, но существенное отличіе ихъ отъ послѣдняго заключается въ томъ, что въ нихъ за ученіе взимается плата.
   Cooper Union построенъ въ 1857 г. по мысли и на деньги извѣстнаго въ свое время филантропа, милліонера Питера Купера, изъ бѣдняковъ превратившагося въ богача, но до конца жизни своей сожалѣвшаго, что онъ лишенъ былъ возможности въ молодости пріобрѣсти солидное знаніе.
   Постройка куперовскаго союза стоила Куперу 630,000 долларовъ, затѣмъ сынъ его положилъ на это учрежденіе 50,000 долларовъ; кромѣ того, Питеръ Куперъ пожертвовалъ капиталъ въ 300,000 долларовъ на поддержку, имѣющейся при союзѣ, большой читальни и библіотеки. Въ ней получается 455 различныхъ журналовъ и газетъ и имѣется двадцать тысячъ томовъ книгъ; посѣщаетъ ее ежедневно, среднимъ числомъ, 1,800 человѣкъ. Въ Cooper Union открыто публикѣ, безплатно, все -- начиная съ библіотеки и читальни и кончая огромною залою въ подвальномъ этажѣ, гдѣ по субботамъ читаются извѣстными лекторами популярныя лекціи съ туманными картинами, а во всякое другое время собираются публичные митинги; въ этомъ залѣ состоялись, въ свое время, самые замѣчательные, но послѣдствіямъ своимъ, политическія собранія. По большей части здѣсь происходятъ митинги различнѣйшихъ "истовъ" -- какъ зовутъ здѣсь всякаго пошиба соціалистовъ и всякія не оперившіяся, возникающія партіи, руководимыя смѣлыми идеями, не снискавшими еще популярности въ американскихъ народныхъ массахъ. По воскресеньямъ, вечеромъ, происходятъ знаменитые митинги общества "антагонизма бѣдности" -- Antipoverty Society, подъ руководствомъ отлученнаго отъ римской церкви краснорѣчиваго священника Макъ-Глинна. Эти сборища -- одно изъ замѣчательныхъ, по оригинальности, зрѣлищъ города Нью-Іорка.
   Всѣ расходы по содержанію зданія и преподаванію въ стѣнахъ его оплачиваются изъ доходовъ, получаемыхъ съ отдачи въ наймы магазиновъ въ нижнемъ этажѣ зданія и съ капитала, завѣщеннаго учрежденію Куперомъ.
   Классы, учрежденные при Куперовскомъ институтѣ, предназначаются на пользу наиболѣе бѣдному слою населенія, живущаго личнымъ заработкомъ, и старающагося въ тоже время подготовиться къ какой-нибудь спеціальности; потому большинство классовъ -- вечерніе, и ихъ посѣщаютъ свыше 3,500 учениковъ и ученицъ. Всѣ классы равно открыты для студентовъ обоего пола, за исключеніемъ классовъ рисованія, живописи и ваянія; никто не допускается въ Куперовскій институтъ моложе 15 лѣтъ и для поступленія въ него требуется умѣть свободно читать и писать и имѣть нѣкоторыя познанія въ ариѳметикѣ. Въ научномъ, какъ это здѣсь называется, отдѣлѣ института -- Scientific Department --
   полный курсъ длится пять лѣтъ; преподается математика во всѣхъ ея отдѣлахъ, физика, химія, астрономія, механика, черченіе и другія науки; въ словесномъ отдѣленіи преподается англійская литература, реторика, декламація. Кромѣ того, при институтѣ имѣются безплатные классы для стенографовъ, телеграфистовъ и для изученія способа дѣйствовать ручнымъ печатнымъ станкомъ; это послѣднее и стенографія изучаются одновременно, такъ какъ клеркъ записываетъ диктуемое ему хозяиномъ письмо стенографически, затѣмъ переписываетъ его на станкѣ печатнымъ шрифтомъ и приноситъ хозяину для просмотра и подписи. Въ каждомъ изъ этихъ трехъ классовъ имѣется по пятидесяти или шестидесяти учениковъ и ученицъ и попасть въ ихъ число можно не иначе, какъ записавшись кандидатомъ чуть ни за годъ или за два впередъ. Все преподаваніе въ институтѣ ведется по наиболѣе практическимъ методамъ. Женскіе утренніе классы рисованія, живописи и ваянія поставлены такъ, чтобы ученицы, за самое время ученія, имѣли возможность зарабатывать своимъ трудомъ деньги.
   Въ Бруклинѣ, отдѣленномъ отъ Нью-Іорка лишь рѣкою Истъ Риверъ, ближе всего къ Куперовскому институту по методамъ своимъ и приносимой имъ пользѣ подходитъ Pratt Institute. Существенная разница между ними состоитъ въ томъ, что въ Праттъ институтѣ нужно платить за ученье не особенно дешево. Но за то, въ этомъ послѣднемъ институтѣ, также равно доступномъ для учащихся обоего пола, открытомъ всего осенью 1887 года, примѣняются новѣйшіе методы обученія и обращается особенное вниманіе на техническіе классы. Тутъ все преподаваніе также разсчитано на то, чтобъ подготовить учениковъ къ какой-либо практической дѣятельности, могущей дать имъ заработокъ. Для поступленія сюда, нужно имѣть не менѣе 14 лѣтъ отъ роду и выдержать экзаменъ изъ грамматики, отечественной исторіи, географіи, ариѳметики и алгебры (до простыхъ уравненій).
   Въ большинствѣ отдѣленій института имѣются утренніе, дневные и вечерніе классы для удобства тѣхъ, которые заняты часть дня какимъ нибудь постороннимъ дѣломъ, и всѣ классы эти ведутся одинаково. Для тѣхъ-же учениковъ, которые не могутъ бывать въ институтѣ ежедневно, учреждены особые классы, съ уменьшеннымъ курсомъ, которые посѣщаются учениками черезъ день или два. Здѣсь кромѣ того читаются публичныя лекціи, на которыя, кромѣ учениковъ, допускается и обыкновенная публика.
   Техническая школа при институтѣ -- общеобразовательная, въ самомъ широкомъ значеніи этого слова: тутъ преподаются и науки, и искусства, имѣются ремесленные классы, въ которыхъ ученики получаютъ понятіе о различныхъ ремеслахъ, но курсъ преподаванія отнюдь не разсчитанъ на то, чтобъ выпускать отсюда учителей или готовыхъ ремесленниковъ; разносторонній характеръ преподаванія имѣетъ въ виду развивать въ равной степени, какъ умственныя, такъ и физическія способности учениковъ. Курсъ наукъ въ технической школѣ длится три года, составленъ превосходно: много времени удѣляется, конечно, математикѣ, физикѣ, механикѣ, отлично ведется преподаваніе химіи, рисованія, черченія, ваянія, хорошо поставлено преподаваніе англійскаго языка, риторики, исторіи, латыни, политической экономіи и гражданскаго права. Кромѣ того преподается бухгалтерія и имѣются ремесленные классы: столярные, токарные, кузнечные, классы шитья, кройки, кухоннаго дѣла и научной хозяйственной экономіи -- для дѣвушекъ. Въ ремесленныхъ классахъ и въ классахъ изящнаго искусства, ученики отдѣлены отъ ученицъ; во всѣхъ-же остальныхъ классахъ всѣ сидятъ вмѣстѣ. Плата вносится три раза въ годъ по 10, 15, или 20 долларовъ -- смотря потому, въ какомъ они находятся классѣ, книги и учебныя пособія обходятся каждому въ 15 или 20 долларовъ въ годъ.
   При институтѣ находятся также и различные спеціальные отдѣлы -- изящныхъ искусствъ, хозяйственныхъ знаній, стенографіи, печатанія ручнымъ станкомъ (typewriting); преподаются различныя ремесла и изъ ученья выпускаютъ уже готовыхъ на работу кузнецовъ, каменьщиковъ, столяровъ, портнихъ, ученыхъ кухарокъ, прачекъ, модистокъ и проч. Есть спеціальный отдѣлъ технологіи, а также и музыкальная школа, гдѣ впрочемъ не учатъ играть на музыкальныхъ инструментахъ, а преподаютъ теорію музыки и хоровое пѣніе. При институтѣ устроенъ также техническій музей, въ которомъ наглядно представлены разнообразнѣйшіе методы производства.
   Новый и чрезвычайно полезный для молодежи отдѣлъ при институтѣ -- библіотечный, выпускающій ученыхъ библіотекарей обоего пола: на библіотекарей въ Штатахъ спросъ растетъ съ каждымъ годомъ, такъ какъ быстро ростутъ вездѣ и библіотеки, а между тѣмъ людей способныхъ быть библіотекарями пока мало, а мѣста доставать не особенно трудно.
   Имѣется при институтѣ даже отдѣлъ земледѣлія и сельскаго хозяйства. Позади самаго института находится большое открытое мѣсто, на которомъ ученики обоего пола обучаются культурѣ растеній и цвѣтовъ, и теперь тамъ строятся теплицы для разведенія цвѣтовъ на продажу. Садоводство чрезвычайно выгодно здѣсь: за рождественскіе праздники, напримѣръ, въ Нью-Іоркѣ за дюжину розъ платилось по тридцати долларовъ -- т. е. свыше шестидесяти рублей, а поднесеніе молодымъ женщинамъ и дѣвушкамъ свѣжихъ цвѣтовъ обязательно для всякаго молодого человѣка, вращающагося въ свѣтскихъ кружкахъ. Главныя-же занятія учениковъ и ученицъ земледѣльческаго отдѣла института происходятъ на загородной фермѣ института, въ близкомъ разстояніи отъ Бруклина: тамъ ведутся искусственная культура деревьевъ, огородничество и всякаго рода работы по обработкѣ земли. При фермѣ имѣется образцовый скотный дворъ и разностороннее молочное хозяйство, которое ведется по научной системѣ. Само собою разумѣется, что изъ земледѣльческаго отдѣла своего Праттъ институтъ не выпускаетъ практическихъ фермеровъ, готовыхъ сейчасъ-же успѣшно вести фермерское хозяйство; но изъ этого отдѣла выходитъ молодежь, умѣющая испол пять все, что требуется въ сельскомъ хозяйствѣ и способная уже рѣшить -- по сердцу ей эта дѣятельность или нѣтъ. Конечно для тѣхъ, которые затѣмъ избираютъ фермерское дѣло -- надо еще годъ провести подъ руководствомъ практическаго фермера, чтобъ свыкнуться съ дѣломъ и работать съ успѣхомъ. Но въ фермеры ученики школы обыкновенно не идутъ, такъ какъ гораздо доходнѣе заниматься садоводствомъ, огородничествомъ, молочнымъ или птичнымъ хозяйствомъ.
   Во главѣ земледѣльческаго отдѣла института стоитъ бывшій воспитанникъ Cornell University -- единственнаго въ восточныхъ штатахъ большаго и богатаго университета, открытаго для мужчинъ и для женщинъ, и имѣющаго агрономическій отдѣлъ. На этомъ послѣднемъ отдѣлѣ числятся и дѣвушки, но, какъ слышно, туда поступаютъ лишь потому, что платы за ученіе въ немъ не полагается, а между тѣмъ на немъ читается общій курсъ наукъ и преподаются иностранные языки.
   При институтѣ Пратта введено еще не мало другихъ полезныхъ отдѣловъ, между которыми весьма замѣчателенъ отдѣлъ сбереженій, называемый The thrift и служащій къ тому, чтобъ выработать, какъ въ студентахъ, такъ и въ публикѣ вообще, склонность и способность къ сбереженіямъ и знаніе того, куда лучше эти сбереженія помѣщать.
   Всего при Pratt Institute въ настоящемъ году зачислено 3232 человѣка учащихся обоего пола. Плата за ученье значительно ниже для тѣхъ, которые посѣщаютъ вечерніе классы. Плата же за дневное ученье въ институтѣ разная -- между 15 долларами и 90 дол. платы за учебный годъ, вносимыми по третямъ. Самая высокая плата -- по 30 д. за треть, полагается за уроки портнихамъ и модисткамъ. Что же касается классовъ домашней экономіи, поварскаго искусства и прачешнаго -- то они посѣщаются преимущественно болѣе или менѣе зажиточными хозяйками, женщинами достаточнаго слоя: каждая коренная американка -- въ особенности въ провинціи -- хотя бы изъ самой богатой семьи, всегда имѣетъ понятіе о томъ, какъ готовить кушанье и стирать, а на классахъ института Пратта слушательницы получаютъ еще понятіе о гигіенѣ, о санитарномъ дѣлѣ, о способѣ приготовленія пищи для дѣтей и больныхъ.
   Институтъ Пратта -- частное учебное заведеніе, учрежденное однако вовсе не для того, чтобы получать извѣстный доходъ съ учениковъ. Плата за ученье такъ не велика, что она вся почти уходитъ на гонораръ преподавателямъ, и главной задачей основателя института -- весьма богатаго человѣка -- была популяризація ремесленнаго и техническаго образованія и доставленіе возможности наибольшему числу лицъ пріобрѣсти профессіональное образованіе или тѣ спеціальныя знанія, которыя имъ необходимы. Въ маѣ мѣсяцѣ 1890 г. руководители института разослали всѣмъ студентамъ и постороннимъ лицамъ, интересующимся преподаваніемъ, печатный списокъ вопросовъ, разсчитанныхъ на разъясненіе того, какія реформы и улучшенія слѣдуетъ предпринять въ интересахъ учащихся. На эти списки вопросовъ получено было до 556 отвѣтовъ, и однимъ изъ результатовъ этого предпріятія было то, что руководители института убѣдились въ томъ, что среди городской молодежи существуетъ серьезное стремленіе испробовать свои силы на сельскихъ работахъ. И вотъ, руководители института обратились съ запросами къ разнымъ фермерамъ, о которыхъ они имѣли свѣдѣнія, и добились того, что многіе изъ этихъ фермеровъ согласились брать къ себѣ на лѣтніе мѣсяцы, для исполненія сельскихъ работъ, городскую молодежь. Фермеръ не обязывается научить чему нибудь такого аматера-рабочаго, онъ ему ничего не платитъ за трудъ, а только кормитъ его за своимъ столомъ, какъ и остальныхъ рабочихъ. Молодой же горожанинъ, если и не научается фермерскому дѣлу за это пребываніе на фермѣ, все же выноситъ ясное представленіе о сельскомъ обиходѣ и получаетъ возможность наглядно судить, на сколько онъ для даннаго дѣла пригоденъ, и симпатично ли оно ему. Если дѣло ладится -- онъ можетъ уѣхать на Западъ, и потребовать себѣ 160 акровъ правительственной земли, годной подъ воздѣлываніе. Право на это количество земли имѣетъ всякій человѣкъ въ Америкѣ въ силу закона Homestead Law, если только онъ записался въ американское гражданство и обязался въ теченіи пяти лѣтъ жить на данномъ ему участкѣ и воздѣлывать его.
   Какъ, однако, ни хорошо поставленъ институтъ Пратта въ Бруклинѣ и Куперовскій институтъ въ Нью-Іоркѣ, обоимъ имъ приходится уступить пальму первенства только что открывшемуся въ Филадельфіи (17 декабря новаго стиля) учебному учрежденію того же характера. Называется это учрежденіе The Drexel Institute of Art, Science and Industry и основано оно по мысли и на деньги филадельфійскаго банкира милліонера Антона Дрексель. Этому Drexel Institute предстоитъ занять въ Филадельфіи такое же самое мѣсто, какое занимаетъ Cooper Institute въ Нью-Іоркѣ: разница лишь въ томъ, что Drexel Institute организованъ соотвѣтственно новѣйшимъ требованіямъ техническаго и профессіональнаго образованія и съ самаго открытія своего щедро снабженъ всѣми новѣйшими учебными приспособленіями. Кромѣ того, институтъ Дрексель больше размѣромъ своего Нью-Іоркскаго прототипа и все зданіе института отведено подъ различные классы и аудиторіи. Какъ и въ Куперскомъ институтѣ, въ Дрексель-институтѣ двери будутъ равно открыты какъ для мужчинъ, такъ и для женщинъ, но за ученье въ немъ будетъ полагаться маленькая плата: не дохода ради, такъ какъ денегъ у института довольно, но исключительно для того, чтобъ заручиться серьезными студентами и оградиться отъ наплыва людей, готовыхъ приписаться къ любому новому учрежденію, если это ничего не стоитъ. Самое строеніе института, обстановка, препараты и проч. обошлись Антону Дрекселю въ полмилліона долларовъ; кромѣ того, Дрексель пожертвовалъ этому учрежденію, одинъ милліонъ долларовъ на содержаніе. Директоромъ института приглашенъ М-r James Mac Allster, состоявшій до того главнымъ директоромъ публичныхъ школъ Филадельфіи и пользующійся блестящею репутаціею, какъ опытный и дѣльный педагогъ.
   Существуютъ школы, такъ или иначе служащія тѣмъ же цѣлямъ, и въ Чикаго, Бостонѣ, Санъ-Луи, Цинциннати. При этомъ, тогда какъ изъ большихъ коллегій востока одинъ только Корнеллевскій институтъ -- въ западной части штата Нью-Іорка -- принимаетъ студентовъ обоего пола, въ штатахъ запада совмѣстное обученіе молодежи обоего пола укоренилось крѣпко: по западную сторону Аллеганскихъ горъ нѣтъ ни одного университета, который-бы не принималъ женщинъ въ число слушателей на равнѣ съ мужчинами.
   Самымъ солиднымъ и большимъ университетомъ запада въ настоящее время считается университетъ Мичигана, помѣщающійся въ Ann Arbor; но изъ него за послѣднее время доходятъ сюда жалобы студентовъ мужчинъ, недовольныхъ допущеніемъ въ него женщинъ. Недавно начальство этого университета запретило печатать въ издаваемой студентами газетѣ статью, въ которой съ горечью указывалось на то, что усвоеніемъ системы совмѣстнаго для обоихъ половъ образованія университетъ Мичигана надѣлъ на себя вериги, и сталъ въ глазахъ ученаго міра много ниже университетовъ востока -- Гарварда, Уеля, Колумбіи и Принцтона, не допускающихъ къ себѣ женщинъ.
   Еще болѣе сильный антагонизмъ между студентами и студентками проявился въ American Medical College города Санъ-Луи. Тамъ всѣ студенты, за самыми малыми исключеніями, подписались подъ петиціей, поданной декану университета и ходатайствующей объ устраненіи студентокъ изъ этой медицинской школы. Однако деканъ не только отвѣчалъ отказомъ, но еще погрозилъ исключить изъ школы всѣхъ тѣхъ студентовъ, которые не откажутся отъ своего ходатайства. Большинство студентовъ зачеркнули свои подписи, но смута не улеглась, такъ какъ и изъ начальства всѣ, за исключеніемъ декана и одного профессора, поддерживаютъ студентовъ въ ихъ требованіи исключенія изъ школы студентокъ.
   Опытные люди однако не сочувствуютъ этому новому движенію. Новооткрывающійся этою осенью большой университетъ въ Чикаго вводитъ у себя совмѣстное для обоихъ половъ обученіе, а во главѣ этого новаго университета стоитъ президентъ William R. Harper, извѣстнѣйшій профессоръ Уельскаго университета и университета Чатокуи, бывшій передъ тѣмъ профессоромъ и въ университетахъ запада.
   На учрежденіе этого новаго университета въ Чикаго деньги были собраны главнымъ образомъ баптистами: одинъ J. D. Rockefeller, богатѣйшій собственникъ огромнѣйшей на свѣтѣ монополіи Standard vie Company, пожертвовалъ на устройство этого университета 1.600,000 долларовъ; 600,000 долларовъ собрано было для той же цѣли по общей подпискѣ, а нѣкто W. В. Ogden завѣщалъ цѣлое состояніе, около полумилліона долларовъ, на устройство при томъ же университетѣ технической школы его имени. Такъ какъ университетъ этотъ строится баптистами, то они и постановили, чтобы двѣ трети всего число попечителей университета были баптисты. Попечителей 21 человѣкъ, но дѣло съ самаго начала устроилось такъ, что 14 баптистовъ избраны въ попечители изъ такихъ людей, которые живутъ далеко отъ Чикаго, по разнымъ штатамъ сѣверо-запада, а семь попечителей не баптистовъ живутъ въ Чикаго и принимаютъ дѣятельное участіе въ университетскихъ дѣлахъ. Учредителями объявлено впрочемъ, что этотъ университетъ останется чуждъ всякаго сектаторскаго духа и будетъ, такъ сказать, вкладомъ американскихъ баптистовъ въ общую сокровищницу высшаго образованія страны.
   Чикаго слыветъ наиболѣе національнымъ изо всѣхъ американскихъ городовъ. И вотъ теперь устроители открывающагося въ немъ университета стремятся сдѣлать его наиболѣе американскимъ университетомъ изо всѣхъ университетовъ Соединенныхъ Штатовъ.
   Руководители этого новаго университета мечтаютъ о томъ, чтобы сдѣлать его проводникомъ всего, что есть наилучшаго въ американской системѣ образованія: не связанный никакими традиціями прошлаго, онъ имѣетъ полную возможность вводить у себя все, что найдетъ лучшаго у другихъ. Президентъ Харперъ близко на практикѣ знакомый съ различными методами англійскихъ и нѣмецкихъ университетовъ, рѣшился заимствовать у нихъ все, что найдетъ полезнымъ.
   Одною изъ главныхъ особенностей университета Чикаго будетъ то, что преподаваніе въ немъ и лекціи будутъ непрерывными въ теченіе всего года. Попечители университета озаботились подборомъ огромной библіотеки. По настоящее время ими уже закуплено 350,000 цѣнныхъ, томовъ, многіе изъ которыхъ -- книги единственныя въ своемъ родѣ, библіографическая рѣдкость. Лишь въ университетѣ Гарварда имѣется библіотека болѣе обширная, чѣмъ эта.
   Американцевъ часто упрекаютъ за ихъ страсть въ погонѣ за "всемогущимъ долларомъ". Справедливо или нѣтъ это обвиненіе, во всякомъ случаѣ нажившій богатство американецъ считаетъ себя въ нѣкоторомъ родѣ обязаннымъ обществу -- выражая это въ видѣ щедрыхъ пожертвованій на благотоворительныя учрежденія и на пользу высшаго образованія. Когда умираетъ милліонеръ, не отказавшій крупныхъ суммъ на такого рода цѣли -- это возбуждаетъ общее вниманіе и комментируется въ печати.
   Такъ, напримѣръ, на средства милліонера А. G. Troop основанъ недавно университетъ въ Колорадо для совмѣстнаго образованія женщинъ и мужчинъ. Другой подобный же университетъ находится на далекомъ западѣ, Palo Alto, въ Калифорніи: основатель его сенаторъ Станфордъ, назвавшій университетъ въ память своего умершаго сына: The Seland Stanford University, не щадитъ на это свое дѣтище никакихъ издержекъ.
   Медицинскія школы, допускающія женщинъ, особенно многочисленны на западѣ. Не мало женщинъ слушаетъ въ западныхъ коллегіяхъ и университетахъ и адвокатскіе курсы: я называю юридическіе курсы адвокатскими потому, что, за исключеніемъ Гарварда и, за послѣдніе года, Колумбіи, на юридическихъ американскихъ факультетахъ не читаютъ юриспруденціи, не преподаютъ римское и гражданское право, какъ науку, а просто пекутъ адвокатовъ, готовыхъ сейчасъ же съ университетской скамьи заниматься практикой. Въ настоящее время женщины допускаются, по мѣстнымъ законамъ, къ адвокатской практикѣ въ 16-ти штатахъ и трехъ территоріяхъ.
   Что касается восточныхъ штатовъ вообще и Нью-Іорка въ особенности, то здѣсь женщинамъ далеко не легко добиться университетскаго образованія. Есть и въ Нью-Іоркѣ, и въ Бостонѣ медицинскія школы исключительно для женщинъ, но эти школы не могутъ и сравниться со школами мужскими. Главное же неудобство для женщинъ-медиковъ является здѣсь въ томъ, что ихъ не допускаютъ заниматься ни въ одинъ изъ большихъ госпиталей и клиникъ, гдѣ имѣется наиболѣе широкое поле для наблюденій. Правда, что нѣкоторые изъ лучшихъ докторовъ-практиковъ Нью-Іорка, какъ напр., I)-r Shrady, редакторъ Medical JBecord, допускаетъ женщинъ медиковъ въ свою частную клинику и нерѣдко печатаетъ въ этомъ серьезномъ медицинскомъ журналѣ статьи сотрудниковъ-женщинъ. Но даже и онъ говоритъ, что женщинѣ лучше посвящать себя научнымъ изслѣдованіямъ при помощи микроскопа, которыя она можетъ производить и у себя на дому, чѣмъ вступать въ конкуренцію съ мужчинами-врачами, тѣмъ болѣе множество врачей-мужчинъ не находитъ въ себѣ практики.
   Въ обѣихъ здѣшнихъ женскихъ медицинскихъ коллегіяхъ въ гомеопатической, равно какъ и въ аллопатической -- плата за лекціи почти одинакова: за всѣ три года, что длится медицинскій курсъ, за ученіе каждой студенткѣ приходится отдать всего около 400 долларовъ, не считая расходовъ на книги, аппараты и на оплату матеріала для анатомическихъ занятій. Женщины-врачи здѣсь допускаются во всѣ лечебницы, въ Bellevue Hospital и на клиническія лекціи; студентокъ-аллопатовъ тоже допускаютъ на лекціи и операціи во многіе госпитали.
   Не смотря на тяжесть борьбы противъ общественнаго предубѣжденія, тѣ женщины-врачи Нью-Іорка, которыя добиваются практики, получаютъ большіе доходы -- и пользуются большою популярностью, хотя -- странно сказать -- преимущественно у иностранцевъ. Коренныя американки предпочитаютъ обращаться къ врачамъ-мужчинамъ. Въ настоящее время имѣются и женскіе госпитали подъ руководствомъ женщинъ врачей; въ Нью-Іоркѣ, въ Филадельфіи, въ Бостонѣ, Чикаго, Санъ-Франциско и въ Миннеаполисѣ. По всей странѣ насчитывается семь медицинскихъ коллегій, основанныхъ женщинами-врачами, и около пятидесяти учебныхъ учрежденій, въ которыхъ женщины допускаются къ изученію медицины.
   Въ зарѣчномъ отъ насъ городѣ Бруклинѣ открылись недавно аптекарскіе курсы для совмѣстнаго обученія, и на нихъ теперь записано четыре женщины и 65 студентовъ мужчинъ. Изученіе аптекарскаго дѣла является пока совершенною новостью: женщинъ аптекарей нигдѣ, кажется, еще здѣсь нѣтъ.
   Курсы правовѣдѣнія для женщинъ открыты были въ Нью-Іоркѣ всего года три назадъ, совершенно частнымъ образомъ. Ихъ открыла одна американка, М-rs Emily Remplin, кончившая курсъ въ Бернскомъ университетѣ, въ Швейцаріи. Эти курсы поддерживались при содѣйствіи возникшаго около того же времени въ Нью-Іоркѣ общества юридическаго образованія женщинъ. Курсы эти продолжались при семнадцати слушательницахъ два года, по истеченіи которыхъ покровительствовавшее имъ Общество Юридическаго Образованія женщинъ нашло болѣе цѣлесообразнымъ выхлопотать у Нью-Іоркскаго университета разрѣшеніе на допущеніе женщинъ въ университетъ наравнѣ со студентами. Въ сентябрѣ 1890 г. въ Нью-Іоркскій университетъ поступило на юридическій отдѣлъ четыре женщины, которыя будутъ выпущены уже этою весною: юридическое образованіе ихъ будетъ считаться къ этому времени оконченнымъ.
   На всемъ востокѣ Соединенныхъ Штатовъ полное совмѣстное ученіе студентовъ обоего пола введено лишь въ слѣдующихъ первостепенныхъ учебныхъ учрежденіяхъ: въ Cornell University и въ Бостонскомъ технологическомъ институтѣ. Уель упорно отказывается дѣлиться хотя бы малѣйшею частью своихъ учебныхъ приспособленій съ женщинами. При Гарвардскомъ университетѣ возникло женское отдѣленіе, такъ называемое Harvard Annex, но оно ведется совершенно независимо отъ мужского университета, имѣетъ другое начальство и руководителей, хотя въ немъ и читаютъ лекціи многіе изъ профессоровъ этого старѣйшаго и обширнѣйшаго изъ американскихъ университетовъ. Чуть-ли ни единственная льгота, распространенная властями Гарвардскаго университета на женское отдѣленіе, непрошенно возникшее при немъ 12 лѣтъ тому назадъ, состоитъ въ разрѣшеніи пользоваться книгами изъ огромной университетской библіотеки. За таковыми книгами изъ женскаго Annex два раза въ день посылается со спискомъ въ университетскую библіотеку посыльный, причемъ просимыя студентками книги выдаются лишь въ тѣхъ случаяхъ, когда онѣ не требуются студентамъ. При самомъ Annex имѣется лишь маленькая библіотека въ пять тысячъ томовъ. Справедливость требуетъ прибавить, что хотя студенты Гарварда смотрятъ не особенно дружелюбно на возникновеніе при ихъ университетѣ женскаго отдѣленія -- профессора относятся къ этому послѣднему съ полнѣйшею симпатіею и многіе изъ нихъ готовы, чѣмъ могутъ, ему помогать.
   Въ Нью-Іоркѣ, при Колумбійскомъ университетѣ, тоже недавно возникло женское отдѣленіе Barnard College, но связь его съ самимъ университетомъ самая слабая и студентки здѣсь, равно какъ и въ Гарвардѣ, слушаютъ лекціи отдѣльно отъ студентовъ, въ своемъ отдѣльномъ домѣ, внѣ стѣнъ университета. Какъ въ Гарвардѣ, такъ и въ Барнардъ-колледжѣ для студентокъ нѣтъ дортуаровъ, а размѣщаются онѣ, если не у родныхъ, то въ квартирахъ по городу; студентки Harvard Annex, если не живутъ съ родными, обязаны селиться въ Бостонѣ или его предмѣстьяхъ и въ тѣхъ лишь квартирахъ, которыя занесены въ списки училищнаго квартирнаго комитета; если же студентка пожелаетъ поселиться въ какомъ либо иномъ домѣ, то должна напередъ испросить на то разрѣшеніе, которое и выдается ей по наведеніи училищнымъ комитетомъ справокъ относительно солидности и респектабельности указаннаго дома.
   Существуютъ въ восточныхъ штатахъ нѣсколько спеціально женскихъ коллегій. Главными изъ нихъ является Bryn Mawr College, подъ Филадельфіей, Vassar College -- часахъ въ трехъ отъ Нью-Іорка, по рѣкѣ Гудсону и Wellesley-College -- въ Массачусетсѣ. Въ этомъ послѣднемъ учебномъ заведеніи насчитывается семьсотъ студентокъ, а въ Вассарѣколледжѣ и того болѣе. Оба учрежденія ведутся прекрасно, имѣютъ обще-образовательные курсы, отдѣленія физико-математическія и естественныхъ наукъ, при нихъ существуютъ обширные курсы политической экономіи, ведутся студентками серьезныя научныя изслѣдованія и наблюденія. Студентки устраиваютъ лодочныя гонки, имѣютъ клубы атлетическихъ упражненій -- точь въ точь какъ студенты въ мужскихъ коллегіяхъ. Но, не смотря на все это, коллегіи эти все же стоятъ много ниже первостепенныхъ мужскихъ коллегій, все еще смахиваютъ на пансіоны для дѣвицъ. Единственная въ Соединенныхъ Штатахъ женская коллегія, вполнѣ достойная занять мѣсто на ряду съ хорошими мужскими университетами -- это Bryn Магуг College, учрежденная на подобіе высшаго въ Америкѣ мужского университета Johns Hopkins. Хотя студентки и тамъ поддались искушенію спеціальнаго ученаго наряда и считаютъ нужнымъ облекаться въ черныя мантіи и шапочки съ четырехъугольными обшитыми матеріей дощечками, на подобіе mortar-board-cap Оксфордскаго университета -- это не мѣшаетъ имъ серьезно и разумно заниматься. Въ Bryn Магуг, по подобію мужского Джонсъ Хопкинсъ, студенткамъ предоставлено выбирать какія угодно отрасли знанія, причемъ занятія группируются со всевозможнымъ удобствомъ и свободою.
   Въ тѣ женскія коллегіи Америки, которыя расположены внѣ городовъ, какъ напр., Wellesley и Vassar, гдѣ для студентокъ имѣются помѣщенія въ самой коллегіи, представляютъ то неудобство, что какъ ученье, такъ и жизнь въ нихъ обходятся чрезвычайно дорого и потому доступны лишь дочерямъ весьма зажиточныхъ людей. Въ этихъ коллегіяхъ имѣется небольшое число даровыхъ ученицъ; но тѣ, что платятъ за лекціи, учебныя приспособленія и помѣщеніе, не могутъ за восемь-девять мѣсяцевъ учебнаго года прожить меньшую сумму, чѣмъ долларовъ восемьсотъ. Большинство-же тратитъ больше -- по тысячѣ и по двѣ тысячи въ годъ: на обстановку своихъ комнатъ, на клубы, на лодки, на велосипеды, на пріемы и прочіе расходы, обязательные для всякой "порядочной студентки". Даже самыя экономныя дѣвушки живутъ въ этихъ коллегіяхъ не иначе, какъ имѣя каждая отдѣльную спальню, причемъ каждыя двѣ спальни раздѣлены общей для владѣтельницъ ихъ гостиной, съ прекрасною мебелью, фортепіано, трюмо и проч. Столъ при этихъ коллегіяхъ отличный: лучшая провизія и фрукты поѣдаются въ нихъ въ неимовѣрномъ количествѣ; дознано, что студентки ѣдятъ не меньше студентовъ съ той поры, какъ онѣ такъ пристрастились къ атлетическимъ играмъ и наравнѣ со студентами твердо раздѣляютъ общеамериканское убѣжденіе въ томъ, что будущее принадлежитъ хорошо питаемымъ лицамъ и расамъ: the future belorgs to the beef eating nations!... Это же мнѣніе вполнѣ раздѣляется и профессорами: мало кто изъ нихъ полагаетъ прочныя надежды на студента, морящаго себя голодомъ, чтобы, экономничая на пищѣ, доставать средства, необходимыя на ученье.
   Къ сожалѣнію, приходится отмѣтить, что большинство женщинъ, получающихъ образованіе въ этихъ высшихъ женскихъ коллегіяхъ, не пользуются въ странѣ популярностью. И это вовсе не отъ какой-либо заносчивости или экстравагантности со стороны этихъ женщинъ: совсѣмъ наоборотъ. Странно сказать -- образованіе въ коллегіяхъ какъ-то нивелируетъ дѣвушекъ, приводитъ ихъ къ какому-то общему шаблону благовоспитанности, благонамѣренности и респектабельности и какъ-то совсѣмъ затираетъ въ менѣе энергичныхъ натурахъ всякую оригинальность. Эти женщины крѣпко вѣрятъ въ то, что призваны служить высшимъ цѣлямъ прогресса: онѣ щедро раздаютъ деньги на всякія похвальныя предпріятія, устраиваютъ клубы, общества личнаго самоусовершенствованія, готовы поддерживать всякое благое начинаніе, но не смотря на все это -- популярностью онѣ не пользуются. Слишкомъ какъ-то ужъ онѣ залакированы, слишкомъ уже "блюдутъ" онѣ себя, чтобы, чего Боже сохрани, словомъ или жестомъ не компрометировать свою Alma Mater, не поступиться своимъ refinement; говорятъ онѣ сдержаннымъ, искусственно мягкимъ голосомъ, будто въ комнатѣ тяжело больного, ходятъ будто по яйцамъ ступая, или неся какой-то священный огонь, который нужно оградить отъ вульгарнаго дуновенія толпы. Не смотря на то, что женщины эти смертельно боятся заслужить названіе "синяго чулка" и вслѣдствіе того обращаютъ особенное вниманіе на изящность своего туалета, даже прелесть, свойственная обыкновеннымъ молодымъ свѣтскимъ женщинамъ, въ нихъ не проявляется: всевсе рѣшительно въ нихъ точно поблекло, все отдано въ жертву "цивилизаціи", возведенной ими въ какой-то фетишъ. Сколько добра эти женщины ни дѣлаютъ -- и дѣятельность ихъ, и сами они остаются какими-то безцвѣтными. За то тѣ изъ ихъ числа, въ которыхъ внутренняя энергія и душевная индивидуальность перевѣшиваютъ губительную нивелировку "утонченнаго образованія" и страхъ соприкосновенія съ людской толпой -- тѣ, при свойственной американкамъ практичности, поражаютъ невольно европейца широтой своей полезной дѣятельности, широтою захвата своего свѣтлаго и свѣжаго ума.
   Но практическій умъ и энергія и здѣсь, въ Америкѣ, не обусловливаются высшимъ образованіемъ; и въ то время, какъ богатыя женщины, надѣленныя этими качествами и высшимъ образованіемъ, посвящаютъ себя организаціи какого-нибудь полезнаго общественнаго дѣла, выдающіяся по энергіи женщины не надѣлены виднымъ общественнымъ положеніемъ, высокимъ образованіемъ и деньгами -- употребляютъ свои способности на иныя цѣли, и часто собственными силами достигаютъ успѣха, богатства и извѣстности: именно благодаря тому, что не захотѣли идти по торной дорожкѣ.
   Такого рода исключительнаго покроя американскія женщины встрѣчаются за самыми различными занятіями: въ Айдахо есть, напримѣръ, молодая дѣвушка, уже шесть лѣтъ занимающаяся разведеніемъ лошадей; она сама управляетъ своимъ лошадинымъ заводомъ, сама выбираетъ жеребцовъ и кобылъ, сама и продаетъ своихъ лошадей, наживая большія деньги. Есть нѣсколько американокъ, которыя сами заправляютъ своими обширными выгонами съ тысячами головъ рогатаго скота, такъ называемыми cattleranches. Есть даже дѣвушка cow-boy, самаго отчаяннаго разряда, нерѣдко организующая грабительскіе набѣги на почту или на проѣзжихъ по степямъ. На Миссиссипи есть даже одинъ капитанъ судна -- женщина, вдова капитана. Въ Бостонѣ есть женщина, берущая подряды на похороны и бальзамированіе покойниковъ, что исполняетъ часто собственноручно. Изъ университета Корнеля недавно выпущена студентка съ дипломомъ ветеринарнаго врача. Въ Нью-Іоркѣ одна предпріимчивая дѣвушка взялась продолжать дѣло умершаго отца, который торговалъ недвижимой собственностью: дѣло у нея пошло прекрасно, распространилось на другіе штаты и въ Европу и теперь эта самая дѣвушка вступила на юридическій курсъ при New-York University, съ цѣлью научиться самой оберегать свои интересы въ судахъ; въ одномъ городѣ, неподалеку отъ Нью-Іорка, двѣ молодыя дѣвушки сами издаютъ, сами набираютъ и печатаютъ еженедѣльную газету. Но все это -- женщины исключительныя, возбуждающія своею оригинальною дѣятельностью комментаріи и всеобщее удивленіе.
   Въ большинствѣ случаевъ, у женщинъ, ищущихъ заработка, нѣтъ средствъ, чтобы тратить время на эксперименты, и потому онѣ вынуждены идти по слѣдамъ сотенъ и даже тысячъ себѣ подобныхъ, подготовляясь въ стенографистки, телеграфистки, переписчицы, учительницы, сидѣлки, бухгалтеры, доктора, декораторы, живописцы и проч. Во всѣхъ рѣшительно профессіяхъ и занятіяхъ -- за исключеніемъ врачебнаго дѣла -- женщина въ Соединенныхъ Штатахъ получаетъ меньшую противъ мужчинъ плату, хотя бы дѣлала столько же и такъ же хорошо, какъ ея мужской конкурентъ. Хуже всего оплачиваются профессіи переплетчицы и стенографистки, (четыре -- пять долларовъ въ недѣлю). Лучше всѣхъ другихъ профессій оплачивается дѣло сидѣлки: курсъ на сидѣлку смышленая дѣвушка способна пройти менѣе чѣмъ въ годъ въ любой изъ школъ, устроенныхъ для этого -- преимущественно церковными корпораціями; а между тѣмъ ловкая сидѣлка всегда найдетъ себѣ занятіе: ей платятъ по три доллара въ день при хорошемъ столѣ за уходъ за больнымъ какою нибудь обыкновенною, неприлипчивою болѣзнью; при заразныхъ болѣзняхъ плата значительно повышается: я знаю случаи, когда къ дифтеритнымъ больнымъ едва-едва находили сидѣлку и за пять долларовъ въ день на всемъ готовомъ. Хорошо также оплачивается должность бухгалтера или конфиденціальнаго клерка при людяхъ завѣдующихъ большими торговлями и предпріятіями. Чтобъ имѣть успѣхъ на поприщѣ американскаго репортера -- женщинѣ нужно родиться съ особымъ талантомъ, имѣть терпѣніе и здоровье, нужно умѣть никогда ни на какіе щелчки не обижаться, и ни мало не претендовать на какую ни на есть деликатность или знаки уваженія со стороны товарищей-мужчинъ. Обладая необходимыми данными, можно, будучи репортеромъ, зарабатывать долларовъ по 25 въ недѣлю -- особой подготовки не требуется, достаточно умѣть писать, легко и занимательно о томъ, что видѣлъ или слышалъ.
   Самое дешевое и вмѣстѣ самое удобное для учащихся помѣщеніе въ большихъ городахъ -- это въ домахъ, гдѣ отдаются комнаты со столомъ. Въ самыхъ дешевыхъ и плохихъ изъ нихъ можно получить маленькую комнату футовъ въ 8 длины, при 6 футахъ ширины, за 6 долларовъ въ недѣлю -- съ ѣдой, бѣльемъ, ванной, газомъ и проч. По газетному объявленію, въ частномъ семействѣ можно найти тоже помѣщеніе и за 5 долларовъ въ недѣлю, но ѣда здѣсь хуже и притомъ приходится тратить время на разговоры съ домашними и на выслушиваніе ихъ безконечныхъ разсказовъ.
   Трудно -- вѣрнѣе сказать, просто безумно -- разсчитывать на какой либо заработокъ въ Америкѣ за время ученья. Въ большихъ городахъ Америки такое великое множество иностранцевъ, ищущихъ уроковъ по своему родному языку, что спросъ въ сравненіи съ предложеніемъ на этомъ поприщѣ совершенно незначителенъ, да американцы притомъ не падки на изученіе иностранныхъ языковъ. Изрѣдка еще можно найти желающаго мѣняться уроками англійскаго языка за преподаваніе ему языка иностраннаго. Что же касается до уроковъ по общимъ предметамъ, то на нихъ совсѣмъ нѣтъ спроса: все обученіе идетъ въ школахъ или въ классахъ, устроенныхъ при различныхъ клубахъ. "Переписки" въ Америкѣ пріискать рѣшительно невозможно: требуется лишь переписка на станкахъ печатнымъ шрифтомъ, а эта работа дается не первому встрѣчному, а знакомому спеціалисту или въ контору, принимающую такого рода заказы.
   Американцу совсѣмъ неизвѣстенъ тотъ типъ "учащейся молодежи", который извѣстенъ въ Россіи. "Учащаяся молодежь" здѣсь признается обезпеченной молодежью: тѣ изъ учащихся, которые не живутъ на средства семьи и не обладаютъ своимъ состояніемъ, все же имѣютъ деньги, накопленныя ими за нѣсколько годовъ работы или учительства именно съ тою цѣлью, чтобы содержать себя на эти сбереженія за время ученья. "Учащейся молодежи", какъ отдѣльнаго слоя общества, въ Америкѣ не существуетъ, а къ "учащимся женщинамъ" американцы совершенно равнодушны: ими интересуются нисколько не болѣе, чѣмъ продавщицами или швеями. Существуетъ нѣсколько частныхъ организацій -- большею частью подъ эгидою богатыхъ женщинъ, воспитывавшихся въ коллегіяхъ -- которыя озабочиваются пріисканіемъ средствъ на поддержку "достойныхъ бѣдныхъ дѣвушекъ, стремящихся къ высшему образованію"; но эти организаціи имѣютъ характеръ частной благотворительности, не всегда удобной для людей независимыхъ, хотя и нуждающихся.
   Что же касается до чисто русскихъ людей, живущихъ издавна въ Соединенныхъ Штатахъ, то ихъ такъ немного, они такъ разбросаны, что не представляютъ собою даже и подобія какого бы то ни было кружка: но большей части это люди очень занятые, свыкнувшіеся съ американскимъ принципомъ times is money и мало склонные и способные браться за руководство соотечественниковъ и соотечественницъ, являющихся сюда по большей части подъ вліяніемъ европейскихъ идей и понятій совершенно къ здѣшней жизни непримѣнимыхъ.
   Чтобы чувствовать себя хорошо въ Америкѣ, надо въ ней обживаться годами.

В. Макъ-Гаханъ.

"Сѣверный Вѣстникъ", No 2, 1892

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru