Максимов Сергей Васильевич
Максимов С. В.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   МАКСИМОВ Сергей Васильевич [25.9(7.10). 1831, Парфентьев посад Кологрив. у. Костром, губ. -- 3(16).6.1901, Петербург; похоронен на Волковом кладб.], очеркист, этнограф, мемуарист; путешественник. Из мелкопоместной дворян, семьи. Лишился матери в двухлетнем возрасте; отец -- Вас. Никитич, почтмейстер, сосед и приятель опального П. А. Катенина, влияние личности к-рого М. испытал в детстве и юности. Единокровный брат Н. В. Максимова и В. В. Максимова -- хирурга, автора науч. трудов. Рано проявившийся талант общения с людьми помог ему впитать богатую крест, культуру Сев. края. Окончил Парфентьевопосад. и Кологрив. уездное уч-ща; в Костром. г-зии (1842--50) был первым учеником. В 1850 поступил на мед. ф-т Моск. ун-та; сошелся с "молодой редакцией" "Москвитянина", сдружился с А. Н. Островским. "Москве я обязан моими первыми литературными связями, моим литературным воспитанием (сценки и рассказы И. Ф. Горбунова, моск. очерки И. Т. Кокорева, "мужицкий говор" А. Ф. Писемского, работы И. П. Сахарова, И. М. Снегирёва, П. В. Киреевского, В. И. Даля. -- Ред.) и первыми проблесками моего сознания, что я должен чем-нибудь быть полезен народу" (Собр. соч., т. 1, с. XIII). В 1852 М. переехал в Петербург и стал студентом Медико-хирургич. академии. Здесь он сблизился с братьями Н. С. и В. С. Курочкиными, начал сотрудничество в "Справочном энциклопедия, словаре" А. В. Старчевского. Через Старчевского познакомился с редакцией ж. "Б-ка для чтения", где, по совету М. Л. Михайлова, опубл. первый художественно-этногр. очерк "Крестьянские посиделки в Костромской губернии" (1854, т. 123). Успех очерка подвигает М. к созданию новых, к-рые печатаются здесь же: "Извозчики" (1854, т. 124), "Несколько слов о музыкальности" (1854, т. 125), "Швецы" (1854, т. 125), "Маляр" (1854, т. 127), "Сергея" (1854, т. 128), "Дружка" (1855, т. 129), "Сысоев. (Современный случай)" (1855, т. 130), "Встреча" (1855, т. 131). И. С. Тургенев нашел в М. признаки лит. таланта, острую наблюдательность и при встрече посоветовал ему идти в народ, запасаться свежим материалом (см.: Тургенев, XXV, 217).
   Весной 1855 М. отправился в путешествие по Владимир., Нижегород., Вятской и Костром, губерниям, посетил Нижегород. ярмарку (познакомился здесь с В. И. Далем). Явившиеся результатом этого очерки (гл. обл. -- в БдЧ) впоследствии собраны в кн. "Лесная глушь. Картины народного быта" (т. 1--2, СПб., 1871; рец.: "Дело", 1871, No 12). В рец. на нее М. Е. Салтыков-Щедрин писал, что рассказы М. "должны быть настольною книгой для всех исследователей рус. народности, наравне с трудами Даля, Мельникова, Якушкина и других" (ОЗ, 1871, No12, с. 229).
   Очерки М. интересны как обилием этногр. материала, так и способом его воспроизведения. Писатель говорил, что в основе его творчества лежат "личные наблюдения, голые факты, целостно взятые из жизни..." (дороге" -- ОЗ, 1860, No 8, с. 220); от "физиологических" его очерки отличаются целостным изображением крест, бытия. Здесь не только сиюминутные наблюдения за крест, жизнью, не только узкосоциальный срез ее, но и народная ист. память, выражающаяся среди прочего и в столь интересующем М. фольклоре, фольклорном мироощущении, в соответствии с внутренним складом и ладом к-рого герои "шутки творят -- работу спорят". Наконец, М. изображает особый тип мужика-отходника одной из самых бойких и развитых местностей России, не похожего на оседлого хлебороба южных губерний, энергичного, предприимчивого, независимого и гордого, способного критически отнестись к окружающему. И в дальнейшем особым предметом худож.-этногр. описания М. становится "местный" крест, характер.
   Современники увидели в очерках М. "желание понять народный быт как он есть", с создавшими его условиями, "понять равноправно и человечно", "с особым ударением на мудрости и мудрености" (Пыпин А. Н., История рус. этнографии, т. 2, СПб., 1891, с. 70--71); их привлекало хождение М. в народ не для того, чтобы учить его, а для того, чтобы у него учиться, "чтобы вынести из моря народной жизни знания, без к-рых наша забота об этом народе всегда есть и будет делом мертворожденным" (Сементковский Р., Встречи и столкновения. -- PC, 1912, M 12, с. 572). В своем творчестве М. приблизился к тому, что оставалось в осн. вне поля зрения рус. классич. лит-ры: она видела психологию, быт мужика, "но того, что за бытом и психологией -- тысячелетнюю традицию, религиозный мир крестьянства -- "христианства" не чувствовала (см.: Федотов Г. П., Трагедия интеллигенции. -- В кн.: О России и рус. философской культуре, М., 1990, с. 425).
   Репутация талантливого писателя и проникновенного наблюдателя народной жизни позволила М. в 1856 принять участие в "лит. экспедиции", организованной Военно-мор. мин-вом. По рекомендации И. И. Панаева М. был приглашен для обследования прибрежий Белого моря, Ледовитого океана и Печоры. В февр. того же года он уволился по личному прошению из Медико-хирургич. академии и отправился в путешествие, итогом к-рого явилась кн. "Год на Севере", частично опубл. в ж-лах ("Мор. сб-к", 1857, No 11, 12; 1858, No 1--10; БдЧ, 1858, т. 151; 1859, т.155, 156; "Илл.", 1858, 20 марта, 3 апр.), а затем вышедшая отд. изд. (т. 1--2, СПб., 1859; 4-е изд., М., 1890; рец.: ОЗ, 1859, No 12; "Зап. РГО", 1862, No 2; РСл, 1860, No 2). Книга была удостоена малой зол. медали РГО. Отмечая, что главное для М. -- достоверность, точность в передаче фактов, А. В. Дружинин вместе с тем показал поэтич. сторону книги как результат единства научного и эстетич. подхода (БдЧ, 1860, т. 160, с. 16, 17). Сев. край в книге обрел свое неповторимое лицо в характерах отважных поморов, в картинах суровой природы, в описании быта и нравов карелов и лопарей, в драматич. событиях истории: от времен Новгород, первопроходцев до расцвета в период петровских преобразований и начавшегося к сер. 19 в. спада.
   Летом 1858, вдохновленный примером и советом П. И. Якушкина, М. отправился в путешествие по южнорус. губерниям в костюме "торговца средней руки". Материалы наблюдений вошли в кн. "Куль хлеба и его похождения" (СПб., 1873; 5-е изд., СПб., 1907), где "в ярких и живых красках изображен быт всего, что живет, движется, работает, наживает барыши, стонет и страдает, хлеба ради, на Руси" ["Гражданин", 1873, No 2, с. 56; ср. позднее признание В. В. Розанова: "Мое дело было быть с Передольским, Титовым, Максимовым ("Куль хлеба"); вот люди, вот русские" -- Розанов В. В., Несовместимые контрасты жития, М., 1990, с. 536].
   В 1859--61 по поручению Мор. мин-ва М. отправился к берегам Амура, куда в то время прибывали для освоения края первые партии крестьян-переселенцев, а в правительств, кругах шел спор о путях его освоения. Путешествие сопровождалось публикацией очерков в периодич. печати ("Мор. сб-к", 1860, No 8; 1861, No 2, 5, 6, 8, 10, 11; 1863, No 12; 1864, No 1--3; БдЧ, 1861, т. 167; "Илл.", 1861, 6, 13 июля; РСл, 1862, No 1; СО, 1863, 19, 20 дек.; "Модный магазин", 1864, No 8, 9), объединенных в кн. "На Востоке. Поездка на Амур" (СПб., 1864; 2-е изд., СПб., 1871; рец.: В. А. Зайцев -- РСл, 1864, No9).
   На обратном пути с Д. Востока, получив офиц. разрешение посещать тюрьмы и остроги, работать в местных архивах, М. занимался изучением прошлого и настоящего сиб. каторги, жизни обитателей "мертвых домов". Первая часть книги под назв. "Ссыльные и тюрьмы" (т. 1, Несчастные, СПб., 1862) была издана Мор. мин-вом с грифом "секретно" для служебного пользования. Впервые для широкого читателя эта "эпопея, в своем роде "Илиада" и "Одиссея" каторжной жизни" (Скабичевский А. М. Соч., т. 2, СПб., 1903, стб. 685), напечатана в "Вест. Европы" (1868, No 6--9) и некрасовских "Отеч. зап." (1869, No 1--5,8--10), а затем вышла отд. изд. -- "Сибирь и каторга" (ч. 1--3, СПб., 1871; 3-е изд., СПб., 1900; рец.: "Дело", 1871, No 3).
   Книга М. послужила Н. А. Некрасову одним из источников для поэм "Дедушка" и "Русские женщины", оказала влияние на "Историю одного города" Салтыкова-Щедрина и явилась лит. источником его рассказа "Испорченные дети" (1869). Л. Н. Толстой взял из нее сюжет для рассказа "За что?". А. П. Чехов, готовясь к поездке на о. Сахалин, изучал книгу М. и лично с ним беседовал.
   Странствия по лесному Заволжью, Рус. Северу и Сибири дали М. материал по истории раскола, положенный в основу его очерков ("Илл.", 1861, 20, 27 июля, 3, 10, 24,31 авг., 7сент.; СО, 1861, No38, 40), к-рые были собраны в кн. "Рассказы из истории старообрядчества по раскольничьим рукописям" (СПб., 1861). М. обращает внимание как на сугубо религиозные, так и на социальные причины раскола, видя в нем демокра-тич. оппозицию по отношению к офиц. властям.
   В 1862--63 по заданию Мор. мин-ва М. отправился на Каспий и реку Урал; изучал общинный быт казаков; проплыл морем до крайнего владения России на Каспии -- Ленкорани, познакомился с жизнью сектантов ("молокан", "субботников", "общих", "духоборов", "прыгунов", "скопцов"), с обрядами мусульман-шиитов (очерки дороги в Уральск", "Из Уральска" -- "Мор. сб-к", 1863, No 10, 11). По возвращении, обвиненный в связях с В. И. Кельсиевым, М. был привлечен по делу 32-х, попав под негласный полицейский надзор, в 1864 приговором Сената от суда освобожден (см.: ДРДР, т. 1, ч.2).
   В 1865 т-во "Обществ. польза" пригласило М. редактировать издания для народа. М. написал и ряд собств. книг для нар. чтения: "Край крещеного света" (т. 1--4, СПб., 1865--66; 9-е изд., СПб., 1898--1902) -- о жизни и культуре вогулов, зырян, вотяков, чувашей, мордвы, карелов, бурят, киргизов, калмыков и др. народов России; рус. земле. Рассказ первый", "О рус. людях. Рассказ второй" (обе -- СПб., 1865), "Как и чему учил Петр Великий народ свой", "Соловецкий монастырь", "Троицко-Сергиевская Лавра" (все три -- СПб., 1872), "Голодовка и зимовка на Новой Земле" (СПб., 1874), "Рассказы из рус. истории и кто человек, тому сродно все человеческое" (СПб., 1885), "Ледяное царство и мертвая земля" (СПб., 1886). М. раскрывает в этих книгах яркие страницы отеч. истории, приобщает читателя к духовным устоям России. Многочисленные очерки М. появляются и в периодич. изд. для детей, семьи и школы -- "Дет. чтении", "Игрушечке", "Задушевном слове", "Рус. школе".
   Последнее путешествие М. состоялось по заданию РГО в 1867--68 в составе этногр. экспедиции по изучению Сев.-Зап. края. Писатель обследовал Смоленскую, Могилёв., Витебскую, Вилен., Гроднен. и Минскую губернии. Материалы этой экспедиции печатались в газ. "Голос" (1868, 18 янв., 1, 6, 19, 22 марта), ж-ле "Древняя и новая Россия" (1876, No 6--8), в многотомном изд. "Живописная Россия" (т. 3, ч. 2, СПб.--М., 1882). Белорус, и смоленские впечатления вошли в кн. очерков "Бродячая Русь" (ОЗ, 1874, No 9--10; 1875, No 1; 1876, No 7--8, 10--12; отд. изд. под назв. "Бродячая Русь Христа-ради" -- СПб., 1877), в центре к-рой -- сборщики на Божий храм, нищие, богомольцы, бродячие торговцы и ремесленники-отходники, сектанты. М. показывает тысячелетние ист. корни паломничества "прошаков", "апостольским способом в подвиге добром подвизающихся", связывает нищелюбие рус. человека с православной традицией, согласно к-рой благотворительность была главным условием личного нравств. здоровья, по названиям храмов восстанавливает историю освоения рус. людьми Севера и Сибири. Яркая картина пореформенного разорения нарисована в главе "Нищая братия": побирушки и погорельцы, нищеброды и калики перехожие, наконец, "шувалики" -- настоящие бродяги, превратившие нищенство в профессию. Не скрывая распространенного в народе невежества и суеверия, М. поэтизирует высокие духовные помыслы, правдоискательство, чуткость к чужому горю и беде, худож. одаренность. В книге торжествует крест, взгляд на мир, с его здравым смыслом и простодушием, озорством и лукавством -- это привлекло к "Бродячей Руси" внимание Некрасова, использовавшего мотивы и сюжеты книги в "Пире на весь мир" из "Кому на Руси жить хорошо". "Бродячая Русь" включает в себя историю религ. раскола и анализ его совр. последствий.
   С февр. 1868 М. вступил в должность ред. "Ведомостей СПб. градоначальства и столичной полиции". Служба в офиц. издании не принесла ему удовлетворения. Начиная с 1883 в газ. "Новости" появляются его заметки под рубрикой "Не спуста слово молвится", затем они печатаются в суворинском "Нов. времени" и складываются в книгу "Крылатые слова" (СПб., 1890). М. дает в ней разъяснение многим рус. идиоматическим выражениям -- в глубинах языка открывается история народа.
   К этому времени писатель-путешественник все больше становился писателем-исследователем, просветителем, занимая в рус. литературе свое особое место. При этом хотя влияние славянофильской, рев.-демократической, народнической и даже "нововре-менской" идеологий ощутимо в творчестве М., его отличает свобода от идеологич. схем, обеспечивающая полноту воссоздания народного мира в его противоречивых и многозначных проявлениях. По словам современника, М. -- "человек, по преимуществу не политический" (В. И. Кельсиев -- ЛН, т. 41/42, с. 311). Его интересовало сочетание языч. и христ. начал в нар. религиозности ("Наше двоеверие" -- "Новь", 1885, No 22); он исследовал процесс слав, колонизации и роль в нем рус. монастырей: "Разоренная обитель" (РМ, 1887, No 10), "Первобытный лес", "Лесные жители", "Лесные города", "Островные монастыри", "Города Озерной области" ("Живописная Россия", ч. 1, СПб., 1881), много внимания уделял развитию нар. промыслов (см.: там же, т. 6, ч. 2, т. 7, ч. 2, СПб., 1899; т. 8, ч. 2, СПб., 1901).
   Яркий след в истории отеч. мемуаристики оставили восп. М. о рус. писателях и обществ. деятелях: "Один из наших народников. (Восп. о П. И. Якушкине)" (ЖО, 1883, No 40, 41, 45, 46), "Н. А. Бестужев. (По его письмам)" ("Набл.", 1883, No 3), "Памятка. По поводу заметки об А. Ф. Писемском" (НВ, 1884, 12 апр.), "Л. А. Мей. (Из личных восп.)" (РМ, 1887, No 7), "За А. Ф. Писемского. (По лит. восп.)" (НВ, 1889, 29 сент.), "Лит. экспедиция" (РМ, 1890, No 2), "Д. И. Завалишин. Из лит. восп." ("Труд", 1892, No 4), "Неподражаемый рассказчик. (По восп. об И. Ф. Горбунове)" (РМ, 1896, No 12), "А. Н. Островский. (По моим восп.)" (РМ, 1897, No 1, 3, 5; 1898, No1,4). За отд. лицами своих друзей и знакомых М. видит "мир", группу лиц, связанных между собою узами духовного родства, в центре внимания процесс дружеского общения и его нравств. результат -- взаимообогащение людей, "приелушливых" друг к другу.
   На закате дней М. оставил должность ред. "Ведомостей". В 1898 богатый меценат В. Н. Тенишев создал в Петербурге "Этногр. бюро", в к-ром М. взял на себя подготовку книги о нар. обычаях и верованиях Центр. России, поев, соответственно языч. и христ. основам крест, миросозерцания: "Нечистая сила" (СПб., 1899), "Нечистая, неведомая и крестная сила" (СПб., 1903; восторженная рец.: К. Бальмонт -- "Весы", 1904, No 3).
   В последний год жизни, тяжело болея горловой чахоткой, М. получил известие об избрании его поч. акад. по разряду изящной словесности. Кандидатуру М. предложил для избрания Чехов, считавший писателя знатоком "русской коренной жизни, ее духа, ее форм, ее юмора" (XVII, 224).
   Изд.: Собр. соч., т. 1--20, СПб., [1908]--[1913]; Крылатые слова, М., 1955 (послесл. и прим. Н. С. Ашукина); То же, Красноярск, 1989 (вступ. ст. В. П. Астафьева, прим. Н. С. Ашукина); Избр., М., 1981 (сост., вступ. ст. и прим. С. Н. Плеханова); Куль хлеба и его похождения, М., 1982 (предисл. Т. Мальцева, подг. текста и прим. С. Н. Плеханова); Год на Севере, Архангельск, 1984 (вступ. ст., подг. текста и прим. С. Н. Плеханова); Литературные путешествия, М., 1986 (сост., вступ. ст. и комм. Ю. В. Лебедева); Избр. произв., т. 1--2, М., 1987 (вступ. ст., подг. текста и комм. Ю. В. Лебедева); Куль хлеба. Рассказы и очерки, Л., 1987 (сост., вступ. ст. и прим. А. Н. Мартыновой); Нечистая, неведомая и крестная сила, М., 1989 (предисл. Т. Жариковой); Письма: И. Ф. Горбунову. -- В кн.: Горбунов И. Ф., Соч., т. 3, СПб., 1907; Д. И. Завалишину. -- В кн.: Щукинский сб-к, в. 10, М., 1912; А. Н. Островскому. -- В кн.: Неизд. письма... Из архива А. Н. Островского, М--Л., 1932; А. Ф. Писемскому. -- В кн.: Писемский А. Ф., Письма, М.--Л., 1936; А. В. Старчевскому. -- В кн.: Костромская земля, в. 1, Кострома, 1990.
   Лит.: Пыпин А. Н., Новейший этногр. стиль. -- BE, 1877, No 8; Касторский В., Писатели-костромичи (XVIII--XIX вв.), Кострома, 1958; Плеханов С, Странник. К 150-летию со дня рождения С. В. Максимова. -- "Наш современник", 1981, No 10; его же, Охота за словом, М., 1987; Гуминский В., Судьба писателя -- слово народное. -- "Лит. учеба", 1982, No 5; его же. Открытие мира, или Путешествия и странники, М., 1981; Лебедев Ю. В., С. В. Максимов и Н. А. Некрасов. -- РЛ, 1982, No 2; его же, В середине века, М., 1988; Мартынова А., Бытописатель земли русской, М., 1987; Лощиц Ю., Слушание земли, M., 1988; Майорова О., Отточия в угловых скобках. -- HM, 1988, No 5; Павлов А. В., К истории поездки М. на Амур.-- РЛ, 1992, No 2. * Некролог: "Курьер", 1901, 11 июня (В. Шулятиков). Фомин А. Г., Библ. ук. соч. С. В. Максимова. -- В кн.: Максимов С. В., Собр. соч., т. 20; КЛЭ; Муратова (1); Масанов (не указан псевд. Почетный академик).
   Архивы: ИРЛИ, ф. 565; ГПБ, ф. 461; ЦГАЛИ, ф. 1835; ГЦТМ, ф. 153; ГЛМ, ф. 125; Рос. этногр. музей, ф. 7, д. 1861--1863, 1469--1476; ГА Костром, обл., ф. 121, оп. 1, д. 7577 (ф.с. 10 янв. 1890 г.); РО Костром, ист.-архитект. музея-заповедника, ф. 1259, 2564; ЦГАОР, ф. 95, оп. 1, д. 27, ф. 112, оп. 1, д. 57, ф. 102. 3 д-во. 1882 г., д. 584.

Ю. В. Лебедев.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 3. М., "Большая Российская энциклопедия", 1994

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru