Есть слова, отъ которыхъ много терпятъ самыя вещи; ихъ уподобить можно Оберонову магическому рожку, заставляющему плясать стариковъ и даже одержимыхъ болѣзнями. Счастлива партія, счастливъ человѣкъ государственный, которой умѣетъ владѣть симъ волшебнымъ орудіемъ. Имъ влечетъ онъ упоенную толпу за собою, и у ногъ его сокрушаются самыя грозные препятства. Но горе ему, когда непобѣдимая власть истинъ: разсѣеть наконецъ всѣ Призраки! Прелестный садъ Армиды явится тогда ужасною пустыней, и въ несравненныхъ нимфахъ, которыя привлекали васъ цвѣточными вязями, увидимъ фурій, вооруженныхъ пламенниками и шипящими змѣями.
Настало ли то время, когда друзья законной Монархіи могутъ изъ рукъ такъ называемыхъ приверженцовъ идей либеральныхъ исторгнуть сію обманчивую призму, которую они представляютъ взорамъ, толпы обольщенной? Къ тебѣ особенно взываю, благородное, но, ислѣпленное юношество! Ты, въ которомъ сердца трепещутъ каждой разѣ при напоминаніи о либеральномъ, при семъ словѣ, неимѣющемъ смысла опредѣленнаго, но которое кажется тебѣ чѣмъ-то великимъ и благороднымъ! Не время ли вывести тебя изъ заблужденія, открыть предъ тобою, какія подлости, измѣны, неистовства, ужасные замыслы, ядовитыя мнѣнія таятся подъ завѣсою етаго слова?
Чтобы отдалить всякое заблужденіе, обыкновенно сперва опредѣляютъ значеніе слова. И такъ, что значить слово либеральный! откуда взялось оно? Оно пришло къ намъ съ Латинскаго языка.
Въ древнихъ республикахъ величайшее, неизмѣримое разстояніе было между человѣкомъ свободнымъ или гражданиномъ и между рабомъ. Только первый могъ пользоваться выгодами хорошаго воспитанія и ученія; только онъ значилъ что-нибудь въ нравственномъ и гражданскомъ порядкѣ. Отечество, искусства, науки, слава, добродѣтель существовали единственно для людей сего класса. Отъ того чувства, понятія, поступки свободнаго человѣка обыкновенно противуполагались чувствамъ, понятіямъ и поступкамъ рабскимъ.
Сообразно свойству Латинскаго языка, отъ слова liber свободный, произошло другое слово liberalis достойный свободнаго человѣка, приличный благорожденному, благовоспитанному.
Теренцій, Плавтъ, Цицеронъ благородную и приятную физіономію человѣка Хорошо воспитаннаго называютъ либеральною, liberal is facies, species, forma. Въ такомъ-же почти смыслѣ Теренцій жену изъ хорошаго дома называешь либеральною, liberales uxor, и ровный, приличный, выгодный бракъ также либеральнымъ" liberale conjugium {Plaut. Miles IV. T. 20.-- Terent. Andr. I. 1, 96. III, 5. 29 Phormio I. 5. 16 et cet.}.
Римскій Ораторъ называетъ либеральными liberales, качества и поступки человѣка благовоспитаннаго и при томъ имѣющаго независимое состояніе, то есть хорошій достатокъ. У него либеральный и тотъ, кто одѣвается опрятно и скромно {Cic. De offic. I, З9.}, и кто имѣетъ лице веселое и открытое {Idem. Brut. 25.}, и кто любитъ одолжатъ другой услугами своими и угожденіями {Idem. De offic. T. 14.}, наконецъ кто, не будучи склоненъ къ подозрительности, привыкъ обо всѣхъ имѣть хорошее мнѣніе {Idem. Epist. ad Qaintum Frat. T, 1, 4. A quibus rudis cum esses, videtur decipi posse liberdlitas tua, nam et quisque et optimus, ita difficilime alios improbos suspicatur.}.
Римскіе писатели перваго вѣка называли свободными вообще науки, приличныя свободному человѣку (studia liberalia), и тѣ познанія, которыя гражданинъ Греческій или Римскій почиталъ нужными для дѣтей своихъ. Исторія, Поезія, Философія, музыка, гимнастика были исключительною принадлежностію гражданина; всякимъ же ремесломъ рабскимъ, или наемническимъ занимались невольники и чужестранцы. "Какая наука по всей справедливости можетъ назваться свободною!" вопрошаетъ Сенека, и потомъ пишетъ: "Конечно ни словесность, ни Исторія, а единственно Философія нравоучительная ибо она дѣлаетъ духъ нашъ свободнымъ; прочія же науки служатъ только забавою, или средствами обогащаться {Sen. Epist. 88.}". Вотъ мнѣніе, котораго никакъ нельзя назвать либеральнымъ! Всѣ науки, если только имъ дано хорошее направленіе, содѣйствуютъ къ освобожденію души отъ ига страстей и пороковъ; всѣ онѣ любителямъ своимъ показываютъ истинную, высокую цѣль жизни, а не ту, къ которой влекутъ насъ личныя выгоды; и ежели онѣ сами собою, безъ посторонней помощи, не въ состояніи нравственному чувству датъ полной надо всѣмъ власти, по крайней мѣрѣ онѣ объясняютъ бытіе добродѣтели и знакомятъ съ нею сердца человѣческія.
Отъ наукъ и искусствъ либеральность перешла послѣ вообще къ идеямъ, и въ особенности къ идеямъ политическимъ. Политическая идея бываетъ либеральною, когда она соотвѣтствуешь нравственной цѣли бытія человѣческаго.; когда содѣйствуешь раскрытію и усовершенствованію нашихъ душевныхъ способностей; когда стремится она къ обезпеченію свободы общественной и нравъ цѣлаго общества отъ беззаконнаго насилія частныхъ лицъ, насилія анархическаго или деспотическаго; когда благоприятствуетъ она чувствамъ великодушнымъ, возвышеннымъ, патріотическимъ, а не тщеславію, не корыстолюбію, не подлости; однимъ словомъ, когда она достойна не коварнаго царедворца, не наемнаго ласкателя, не раба малодушнаго, но гражданина благомыслящаго, дѣятельнаго и правдиваго члена политическаго семейства.
Если въ этомъ опредѣленіи есть надлежащая точность, то спрашивается: гдѣ нынѣ искать должно идей, прямо либеральныхъ?
У тѣхъ ли, такъ называемыхъ, либеральныхъ или свободномыслящихъ, которые закономъ дочитаютъ прихоть вооруженной черни, ознаменовавшую 10 число Августа, или приказы военнаго престолохищница, подписанные 20 го Марта? У тѣхъ ли рабовъ, для которыхъ отечествомъ есть только земля, а не учрежденія, не законы, не правила, въ завѣтъ оставленныя намъ отъ предковъ нашихъ? У тѣхъ-ли льстецовъ революціи, которые боготворили и готовы боготворить неограниченную власть въ рукахъ демагога или солдата?
Нѣтъ, и я клянусь въ томъ достоинствомъ человѣка! Идеи истинно либеральныя состоятъ въ законности общества, установляющей права ненарушимыя, непреложныя и полагающей непобѣдимую преграду властолюбію частнаго человѣка; онѣ состоять въ законности Царей, въ особѣ Которыхъ представляется все общество Политическое; онѣ состоятъ въ нелицемѣрной любви къ отечеству, готовой на все для поддержанія законныхъ постановленій, готовой скорѣе погибнуть, Какъ погибъ Катонъ въ Утикѣ, или Ларошжакленъ на поляхъ Вандейскихъ, нежели пресмыкаться у ногъ похитителя.
Всякая идея либеральная должна быть справедлива и сообразна съ благоразуміемъ; но не всѣ идеи справедливыя и благоразумныя достойны называться либеральными. Мы знаемъ одну націю, и великую націю, которой нужно бы своихъ философовъ, своихъ писателей, своихъ политическихъ преобразователей довести до того, чтобъ они постарались напередъ возъимѣть мысли благоразумныя, а потомъ уже заботиться о либеральныхъ. Еще сказать надобно, что есть идеи свободныя, дерзкія и при томъ вовсе нелиберальныя. Атеистъ, отнимающій единственную надежду у добродѣтели; ученикъ Вольтера, унижающій нравственное бытіе наше своими кощунствами; мятежникъ, которой, проповѣдуя безпорядокъ, чтобы достигнуть власти, неуважаетъ спасительныхъ законовъ общежитія: всѣ люди сіи чванятся своими идеями будто бы либеральными, о которыхъ въ самомъ дѣлѣ ниже понятія они неимѣютъ. Ахъ! еслибъ идеи истинно либеральныя распространились между вами, еслибъ укоренились онѣ въ законахъ нашихъ; тогда идей своевольныхъ было бы участію -- одно лишь презрѣніе.
Какъ идеи либеральныя суть врожденныя всякому смыслу здравому и всякому сердцу прямому; то ихъ можно назвать естественными идеями общества политическаго, не говорю сего или другаго въ особенности, а разумѣю вообще здѣсь общество. политическое, здоровое, просвѣщенное, достигшее зрѣлаго возраста. Слѣдственно онѣ противуположны идеямъ революціоннымъ.
Назовете ли вы правиломъ либеральнымъ сіе мнимое равенство правѣ, которое желѣзною своей рукою уравниваетъ всѣ преимущества, законнымъ образомъ пріобрѣтенныя? Истинное равенство, и одно только возможное, есть то, которое охраняетъ равно какъ преимущества знатныхъ, такъ и собственность послѣдняго гражданина; которое всѣмъ членамъ общества дозволяетъ законнымъ образомъ достигать почестей и отличій; которое наконецъ достигшихъ защищаетъ отъ нападеній зависти и неправды. По ученію же революціонистовъ равенство правъ есть не что иное какъ искусство угнетать все, что возносится, и благоприятствуетъ всему тому, что пресмыкается.
Назовете ли вы либеральною политикой сіе безумное желаніе господствовать надъ Европою, проистекающее отъ слѣпаго егоизма и отъ совершеннаго незнанія объ успѣхахъ образованности? Между тѣмъ всѣ, называющіе себя либеральными. Французы еще и теперь горятъ желаніемъ предписывать законы другимъ націямъ; просвѣщать ихъ, истребляя огнемъ храмы въ ихъ отечествѣ, какъ нѣкогда Ксерксъ въ Елладѣ; исправлять системы ихъ финансовъ, отнимая у нихъ недвижимыя имущества, чтобы раздѣлить между собою.
Назовете ли вы также духомъ либеральнымъ жадность и нечестіе, покрытые красною шапкой? Неуважать благопристойности общественной, щеголять незнаніемъ языка и грубостію нравовъ, оскорблять знаменитость неразлучную со славою націи, возмущать спокойствіе совѣсти, расторгать узы семейства, за небесную благость воздавать неблагодарностію самою адскою, и во имя свободы вести на казнь Монарха друга свободы, -- вотъ подвиги духа мнимо либеральнаго, подвиги сообразные ученію и правиламъ революціонистовъ! И духъ сей не живетъ ли еще и теперь въ сихъ сочиненіяхъ, дышущихъ клеветами на всѣхъ защитниковъ религій, законной Монархіи, общественнаго порядка? Сіе мнимо либеральное книгопечатаніе не есть ли всегда дѣйствующее смертное орудіе? Къ счастію, желѣзо ваше, нѣкогда убійственное, лишилось остроты своей, палачи безсильные! поступками своими вы только себя выставляете, вы подвергаете себя презрѣнію общества!
Европа давно уже дала приличныя имена симъ мнимо либеральнымъ. Ихъ называли западными Гуннами, когда они разрушали все, неумѣя ничего построить; теперь называютъ ихъ Китайцами Европы, потому что; засѣвши въ революціонныхъ своихъ предразсудкахъ, въ своемъ философическомъ суевѣріи; они хотѣли бы поставить огромную стѣну между настоящимъ и прошедшимъ, хотѣли бы навсегда изгнать идеи истинно либеральныя, идеи набожности, общественнаго порядка и законной монархіи.
Мальтъ-Брюнъ.
-----
Мальт-Брен К. Что значит: либеральныя идеи: Из Journ. d[e] Deb[ats] / Мальт-Брюн // Вестн. Европы. -- 1819. -- Ч.107, N 19. -- С.216-225.