Жаркій лѣтній полдень. Солнце печетъ такъ, что всякая живая тварь попряталась по разнымъ тѣнистымъ уголкамъ. Одинъ Иванъ Петровичъ оставался на террасѣ своей дачи и продолжалъ лежать въ креслѣ-качалкѣ на самомъ пеклѣ.
-- Дядя, съ тобой сдѣлается солнечный ударъ,-- предупреждалъ время отъ времени свѣжій женскій голосъ откуда-то изъ-за спущенной занавѣски.
-- Пусть...-- хрипло отвѣтилъ Иванъ Петровичъ, продолжая лежать на солнцѣ.
-- Наконецъ ты просто изжаришься въ собственномъ соку, какъ хорошій бифштексъ!
-- Бифштексъ вещь недурная...
-- Дядюшка, миленькій, нехорошо упрямиться!..
-- Отстань!..
Пауза. Гдѣ-то сонно жужжитъ одурѣвшая отъ жара муха. Иванъ Петровичъ жмурится и закрываетъ глаза, но благодѣтельный сонъ не хочетъ осѣнить его своимъ темнымъ крыломъ. Въ сущности говоря, Иванъ Петровичъ невозможный человѣкъ, что онъ и самъ сознаётъ, какъ отлично сознаётъ и то, что онъ не можетъ быть не Иваномъ Петровичемъ. Такъ ужъ жизнь сложилась... Единственное достоинство, которое онъ приписываетъ себѣ -- это то, что онъ остался старымъ холостякомъ... Теперь онъ живетъ на дачѣ со своей племянницей Еленой Васильевной, которая случайно заѣхала навѣстить его да какъ-то такъ и осталась у него. Присутствіе молоденькой дѣвушки много скрасило холостое одиночество Ивана Петровича, но онъ изъ упрямства не хочетъ сознаться въ этомъ и постоянно ссорится съ гостьей изъ-за всякихъ пустяковъ, а больше всего изъ-за кушаній. Почему, напримѣръ, сегодня проклятыя зеленыя щи, а не ботвинья? Онъ терпѣть не можетъ вотъ именно этихъ зеленыхъ щей и долженъ ихъ ѣсть, потому что такъ хочетъ Елена Васильевна. А если онъ, Иванъ Петровичъ, хочетъ батвиньи? Вообще глупо и еще разъ глупо... Зачѣмъ, напримѣръ, исчезъ его халатъ? Елена Васильевна не выноситъ халатовъ и потихоньку стащила у него любимую вещь. Что она такое ему: мать, жена?.. Вотъ теперь съ утра и залѣзай въ костюмъ изъ китайскаго шелка и цѣлый день ходи, какъ связанный. Иванъ Петровичъ былъ недоволенъ и собственнымъ подчиненіемъ и капризничалъ, какъ слабонервная женщина, что, повидимому, доставляло Еленѣ Васильевнѣ удовольствіе. Да, онъ часто капризничалъ, потому что было на комъ сорвать расходившееся сердце, а Елена Васильевна умѣла такъ хорошо уговаривать. Въ азартѣ Иванъ Петровичъ начиналъ кричать тонкимъ голосомъ, закатывалъ глаза и отчаянно жестикулировалъ, что выходило со стороны очень смѣшно. Кипятился онъ изъ-за всякихъ пустяковъ, придирался то къ кучеру Андрею, то къ горничной Дуняшѣ, то къ кухаркѣ Матренѣ.
-- Дядя, печенка у васъ испортится...-- хладнокровно замѣчала Елена Васильевна, когда они были одни.
-- Вы меня хотите уморить!-- стоналъ Иванъ Петровичъ.-- Это какой-то заговоръ...
-- А вы до сихъ поръ еще не догадались, что окружены предателями и злодѣями?
Когда Иванъ Петровичъ былъ въ хорошемъ расположеніи духа, онъ ласково смотрѣлъ на племянницу и говорилъ:
-- Ну, иди, Буянка, я тебя поцѣлую.
Но "Буянка", въ свою очередь, не выносила нѣжностей вообще и уклонялась отъ родственныхъ поцѣлуевъ, а Иванъ Петровичъ только вздыхалъ и погружался въ мрачное раздумье. Въ пятьдесятъ лѣтъ онъ выглядѣлъ совсѣмъ старикомъ,-- толстый, обрюзгшій, сѣдой, съ желтымъ лицомъ и мутными глазами. Когда-то онъ былъ молодцомъ, но безсонныя ночи, красное вино и безпорядочная жизнь превратили его въ развалину. "Неужели жизнь прошла,-- часто думалъ онъ въ ужасѣ, чувствуя, какъ холодѣетъ отъ одной мысли о старости,-- и впереди ничего, ничего, ничего?"... А Елена Васильевна еще смѣется надъ его капризами и вообще дурнымъ расположеніемъ духа. Посадить бы ее въ его кожу, тогда... э, да что тутъ толковать: каждый дуракъ по-своему съ ума сходитъ. Развѣ Иванъ Петровичъ когда-нибудь жилъ? Это была фикція, миражъ, самообманъ, а не жизнь. Да и всѣ другіе тоже... Прожить цѣлую жизнь въ губернскомъ городѣ Чащиловѣ и умереть въ немъ -- развѣ это не трагедія? А между тѣмъ существуетъ голубое южное небо, чудеса цивилизаціи, тѣ завѣтные уголки, гдѣ жизнь кипитъ ключомъ. Всего одинъ разъ попалъ Иванъ Петровичъ въ провинцію да такъ и похоронилъ себя въ ней, точно застрялъ въ болотѣ. Вѣдь это наконецъ обидно, тѣмъ болѣе, что онъ никогда не думалъ именно такъ пройти свой жизненный путь. Единственнымъ утѣшеніемъ оставалась газета, служившая отдаленнымъ эхомъ творившейся гдѣ-то жизни. Да, гдѣ-то люди живутъ, волнуются, работаютъ, добиваются успѣха и находятъ свое удовлетвореніе. Эхъ, да что тутъ говорить, когда процессъ жизни сводится на халатъ и ботвинью, какъ въ данномъ случаѣ, когда Иванъ Петровичъ сердился на свою "Буянку" и хотѣлъ досадить ей хоть тѣмъ, что жарился на солнцѣ: пусть чувствуетъ. Буянка и чувствовала, но тоже выдерживала характеръ. Иванъ Петровичъ слышалъ ея осторожные шаги и сдержанный смѣхъ, и его разбирала злоба. А ей смѣшно, ей это нравится, такъ онъ на зло ей заживо изжаритъ самого себя на солнцѣ.
-- Да-съ, и буду жариться на солнцѣ,-- упрямо повторялъ уже про себя Иванъ Петровичъ, споря съ невидимымъ противникомъ.
Въ залѣ послышалось глухое бормотанье, щелканье и свистъ, а потомъ неистовый крикъ: "Что? какъ? почему?...". Это Буянка травила стараго попугая Карла Иваныча старой собачонкой Колдунчикомъ, которая сначала взвизгивала, а потомъ залилась азартнымъ лаемъ, захлебываясь старческой собачьей хрипотой. Но и этого было мало: къ Карлу Иванычу и Колдунчику присоединилась обезьяна Форсунка, которая ворчала и дико вскрикивала. Этотъ концертъ покрывался заразительнымъ дѣвичьимъ смѣхомъ и аплодисментами
-- Какъ вы сказали, милый дядюшка?-- спокойно спросила Буянка.-- Свинство? Къ чему такая откровенность... Колдунчикъ, пиль!..
-- Послушайте, Елена Васильевна, всему есть извѣстныя границы!.. Да-съ! Вы изъ моей квартиры дѣлаете какой-то разбойничій вертепъ...
-- Совершенно неумѣстное выраженіе, то-есть неподходящее къ данпому случаю. Вы могли сказать, что я устроила вамъ кошачій концертъ, а то: вертепъ. Что такое вертепъ?
Молодое лицо Буянки оставалось серьезнымъ въ разгаръ всевозможныхъ дурачествъ, какъ было и сейчасъ. Она строго и спокойно смотрѣла на дядю своими темно-сѣрыми глазами, и только въ углахъ серьезно слолсенныхъ губъ спряталась неуловимая улыбка. Свѣтло-русые, слегка вившіеся волосы находились въ большомъ безпорядкѣ, придавая обладательницѣ этой головки видъ маленькой колдуньи. Простенькая ситцевая кофточка, широкій кожаный поясъ и темная юбка составляли обычный домашній костюмъ Буянки. Контрастомъ являлись только настоящіе парижскіе ботинки съ узкимъ носкомъ и низкимъ каблукомъ: шикарная обувь была слабостью Буянки. Первое впечатлѣніе, которое производила дѣвушка, скорѣе было не въ ея пользу,-- есть такія лица, въ которыя нужно вглядѣться, чтобы понять ихъ скрытую внутреннюю красоту. Именно такое лицо было у Буянки: неправильное, съ мягкимъ носомъ, съ размякшимъ оваломъ нижней части, съ подвижными тонкими бровями. Что было у ней безусловно хорошо, такъ это голосъ -- чарующій, ласковый, съ полными бархатными нотами и такими милыми переходами изъ одного тона въ другой.
-- Если я нелитературно выражаюсь, то ты еще болѣе нелитературно себя держишь,-- ворчалъ Иванъ Петровичъ.-- Скажи, пожалуйста, на что это походитъ? Колдунчикъ, тубо!.. Карлъ Иванычъ... Форсунка, мерзавка!..
Вмѣсто отвѣта Буянка подхватила его подъ руку и подвела къ зеркалу.
-- А это на что походитъ?-- спрашивала она, указывая на глядѣвшую изъ зеркала физіономію.-- У, какая бука... Миленькій дядюшка, не хорошо сердиться!.. Посмотри, какія морщины на лбу и около глазъ, а нижняя губа надулась. Не одобряю... Не хорошо дѣлать сердитое лицо! Ну, будетъ дуться... Миленькій, хорошій, улыбнитесь!.. Еще немножко...
-- Когда сердятся, то кажутся еще старѣе, дядюшка, а тебѣ, навѣрно, хочется быть молодымъ... да?..
-- Кажется, я еще не настолько... гм... вообще...
-- Ага, я попала, кажется, въ слабое мѣсто?..
Буянка только хотѣла расхохотаться, какъ вдругъ остановилась и проговорила совершенно серьезно:
-- Послушай, дядя, я часто смотрю на тебя и все хочу спросить...
-- Вѣроятно, какую-нибудь глупость?
-- Нѣтъ, говорю совершенно серьезно... Я часто смотрю на тебя и думаю: вѣдь женщины любили вотъ это лицо, эти глаза, волосы?
-- Сдѣлаемъ такое предположеніе... но что же изъ этого слѣдуетъ?
-- Ахъ, меня это ужасно мучитъ... Да, мучитъ. Мнѣ кажется иногда, что какія-то тѣни проходятъ по нашимъ комнатамъ, такія грустныя женскія тѣни, съ опущенными глазами и недосказанными словами на губахъ. Вѣдь ты, милый дядюшка, самый скверный эгоистъ, а гдѣ же онѣ, которымъ ты клялся въ вѣчной любви, которыхъ ты ждалъ съ замирающимъ сердцемъ, для которыхъ выучивалъ нѣжные стишки и которыхъ наконецъ обманывалъ болѣе или менѣе успѣшно?.. Помнишь ту фотографію, которая виситъ въ кабинетѣ, тамъ ты такой красивый, въ глазахъ увѣренность, въ складѣ рта доволѣство. Такого мужчину, право, можно полюбить, и я попимаю тѣхъ женщинъ, которыя дѣлали тебѣ глазки, вызывающе смѣялись и шептали тебѣ разныя глупости. Бѣдныя, онѣ сейчасъ уже въ такомъ возрастѣ, когда серьезно раскаиваются въ своихъ собственныхъ грѣхахъ и поэтому, вѣроятно, такъ охотно обвиняютъ въ маленькихъ слабостяхъ всѣхъ остальныхъ смертныхъ.
-- Елена Васильевна, скажу вамъ то, съ чего началъ: вы говорите глупости...
-- А если мнѣ хочется знать? Мнѣ мало одной моей жизни, и я хочу знать, какъ жили другіе... Я хочу жить десятью жизнями. Наконецъ, что такое женщина: воплощеніе слабости. Развѣ мы узнаемъ когда-нибудь жизнь? Намъ все запрещено, все неприлично, все запечатано семью печатями, кромѣ кухни, дѣтской и модныхъ магазиновъ.
-- И хорошо сдѣлано, а иначе... ну, да объ этомъ не стоитъ и говорить. Каждый человѣкъ сумѣетъ надѣлать достаточно глупостей, будь онъ мужчиной или женщиной...
-- Это не отвѣтъ...
-- Послушай, вѣдь это мальчишество! Не могу же я, въ самомъ дѣлѣ, разсказывать такія вещи... Гм... Однимъ словомъ, ты забываешь, что ты, прежде всего, женщина, а въ частности дѣвушка.
-- Я отлично знаю это слово, которое отгораживаетъ все, какъ монастырская стѣна.
-- И къ лучшему: не всякое знаніе хорошо. Дѣвичья скромность въ тысячу разъ лучше нашей мужской опытности...
-- Договаривайте: женственность, невинность -- словомъ, цѣлый арсеналъ жалкихъ словъ!.. Вѣдь узнаетъ же ваша женственная и невинная голубица когда-нибудь все и узнаетъ всегда слишкомъ поздно... Тебѣ, дядя, просто стыдно, и ты прячешься вотъ за эти жалкія слова.
-- Развѣ съ тобой можно разговаривать? Однимъ словомъ, сорванецъ...
-- А вы мнѣ отравляете жизнь!.. Колдунчикъ, пиль!.. Форсунка, Карлъ Иванычъ!..
Притихнувшія животныя только ждали этого сигнала и подняли снова ужасный гвалтъ. Карлъ Иванычъ смѣшно топорщился на своей жердочкѣ и отчаянно вскрикивалъ: "Что? какъ? почему?". Форсунка ворчала, оскаливъ зубы, а Колдунчикъ лаялъ съ приступомъ, выкативъ глаза.
-- Что же это такое?-- взмолился Иванъ Петровичъ, затыкая уши.-- Елена Васильевна...
Поднятый гвалтъ опять покрывался дрожью молодого смѣха,-- Буянка хохотала заразительно, какъ русалка. Иванъ Петровичъ пробѣжалъ нѣсколько разъ по комнатѣ и, быстро повернувшись на каблукахъ, остановился, протянулъ впередъ правую руку и трагически произнесъ:
-- Вонъ! Сейчасъ же вонъ изъ моего дома, сударыня!..
-- Дядя, ты теперь ужасно походишь на памятникъ Барклая-де-Толли! Еще немного отставь лѣвую ногу... ха-ха!..
-- Вонъ!..
Въ этотъ моментъ въ дверяхъ гостиной показался молодой человѣкъ въ пестрой лѣтней парѣ и нерѣшительно остановился. Бритое актерское лицо посмотрѣло на происходившую сцену весело улыбавшимися глазами. Буянка первая замѣтила гостя, а Колдунчикъ съ визгомъ полетѣлъ къ нему въ ноги, точно запущенный кубарь.
-- Извините, что я вошелъ безъ доклада...-- оправдывался гость, отбиваясь ногой отъ собаки.-- Двери отворены...
-- Очень пріятно,-- уже совсѣмъ весело отвѣтила Буянка, протягивая руку и по-мужски крѣпко здороваясь съ гостемъ.-- Садитесь же!.. А гдѣ Савелій Ѳедорычъ?
-- Сейчасъ онъ на ярмаркѣ въ Солонцахъ, а оттуда проѣдетъ въ Загорскъ. Осенью будетъ здѣсь...
-- Съ труппой?
-- Да... Труппа въ полномъ составѣ. Я у него буду служитъ сезонъ, а пока хочу отдохнуть... Чащиловъ мнѣ нравится.
-- Вы наймите избушку въ Лохманкѣ,-- совѣтовала Буянка съ участіемъ къ положенію бродячаго комика.-- Это всего въ трехъ верстахъ отъ города, отсюда это рукой подать... Можно устроиться очень дешево и почти удобно.
-- Это въ которую же сторону, если итти отъ вашей дачи?
-- Изъ воротъ налѣво поведетъ дорожка въ гору, а подъ горой и Лохманка... Я даже могу проводить васъ, потому что часто гуляю по этой дорогѣ.
-- Очень вамъ благодаренъ... Но мнѣ совѣстно безпокоить васъ.
-- Елена, ты дай намъ чаю съ господиномъ комикомъ, а потомъ ужъ пойдешь провожать,-- замѣтилъ отдохнувшій Иванъ Петровичъ.-- Да и Лохманка прескверная деревнюшка...
-- Знаете, я не требовательный человѣкъ, Иванъ Петровичъ,-- застѣнчиво объяснялъ Чайкинъ:-- привычка...
На звонокъ Буянки показалась горничная Дуняша. Ей приказано было приготовить чай на террасѣ. Въ это время Иванъ Петровичъ разспрашивалъ, гостя о Добрецовѣ и хрипло смѣялся. Неисправимый человѣкъ этотъ Савелій Ѳедорычъ, настоящій театральный волкъ... Всѣ старые антрепренеры провалились, а онъ одинъ существуетъ. Ему слѣдовало бы поставить памятникъ "за трудолюбіе и искусство". Помилуйте, цѣлыхъ двадцать пять лѣтъ ухитриться просуществовать въ колеѣ провинціальнаго антрепренера,-- это чего-нибудь стоитъ!.. Чайкинъ улыбался и въ тактъ качалъ своей остриженной подъ гребенку головой. Онъ чувствовалъ, что Буянка разсматриваетъ его, и какъ-то весь съежился. Но его некрасивое и худое лицо просвѣтлялось отъ каждой улыбки, а сѣрые глаза смотрѣли такъ пытливо и какъ-то по-дѣтски довѣрчиво. Большія руки обличали "урожденнаго моветонъ", какъ говорилъ Иванъ Петровичъ, кичившійся своимъ дворянствомъ ни къ селу ни къ городу.
-- Мы съ Савеліемъ Ѳедоровичемъ старые друзья,-- объяснялъ Иванъ Петровичъ, переходя въ свой обычный добродушный тонъ.-- И я его очень уважаю... Хотя и принято смѣяться надъ стариками, которые хвалятъ все старое, но я все-таки скажу, что такихъ антрепренеровъ больше и не будетъ!..
-- Первая половина послѣдней фразы, кажется, направлена по моему адресу?-- съ улыбкой замѣтила Буянка.
-- А хоть бы и такъ...
-- Я хочу сказать только то, чтобы нашъ гость не принялъ на свой счетъ твоей выходки, дядя.
-- Ахъ, да... Ну что же, я имѣлъ только тебя въ виду, Буянка,-- забормоталъ старикъ и добродушно прибавилъ:-- мы съ ней частенько воюемъ, какъ давеча... Она ужасно портитъ мой характеръ.
Это посвященіе въ семейныя тайны заставило Чайкина улыбнуться, и онъ взглянулъ на Буянку благодарными глазами. Затѣмъ они перешли на террасу, куда поданъ былъ Дуняшей кипѣвшій самоваръ. Щеголѣски одѣтая горничная въ безукоризненно накрахмаленномъ передникѣ презрительно оглядѣла ежившагося гостя и про себя назвала "голоштанникомъ, актеришкой". Мало ли ихъ каждую зиму околачивается около господъ, а этотъ залетѣлъ пораньше другихъ. Отъ глазъ Буянки не ускользнулъ этотъ презрительный взглядъ, и она принялась угощать артиста съ преувеличенной любезностью, что еще больше смутило Чайкина.
-- Не хотите ли вы лимона? Нѣтъ?-- приставала къ нему Буянка.-- А то есть прекрасныя сливки... Дуняша, принесите клубничное варенье.
-- Пожалуйста, не безпокойтесь...-- просилъ Чайкинъ.-- Мнѣ довольно и одного лимона.
-- Пусть посуетится: это ей полезно,-- шутилъ Иванъ Петровичъ.
Гость явился въ качествѣ примиряющаго начала, и поэтому за нимъ ухаживалъ даже самъ Иванъ Петровичъ. Къ самомъ дѣлѣ, онъ давеча сильно разгорячился, и Богъ знаетъ, чѣмъ разыгралась бы послѣдняя стычка съ Буянкой. А сейчасъ она смотрѣла такъ спокойно и просто и такъ же спокойно и просто замѣтила ему:
-- Что же вы не извиняетесь, милостивый государь? Платонъ Егорычъ былъ благороднымъ свидѣтелемъ, какъ вы гнали меня давеча вонъ...
-- А если ты покушалась на мою жизнь?
Чайкинъ засмѣялся,-- онъ нюхомъ скитальца почувствовалъ себя здѣсь своимъ человѣкомъ. Прищуривъ немного глаза, онъ всматривался пристально въ этихъ "друзей артистовъ", какъ называлъ ихъ Савелій Ѳедорычъ въ своемъ актерскомъ кругу. "Это, братецъ ты мой, перлы и адаманты искусства,-- повторялъ старый антрепренеръ своимъ гнусавымъ голосомъ: -- безъ нихъ и намъ безъ смерти смерть". Онъ же объяснилъ Чайкину, что у всѣхъ такихъ "адамантовъ" одинъ общій недостатокъ -- любительскіе спектакли, которыхъ настоящему актеру слѣдуетъ по возможности избѣгать. Конечно, самъ Иванъ Петровичъ не играетъ, а племянница у него съ театральнымъ огонькомъ. Савелій Ѳедорычъ непрочь былъ подшутить надъ любителями, хотя въ каждомъ городѣ первымъ дѣломъ разыскивалъ какого-нибудь вліятельнаго покровителя, какимъ въ Чащиловѣ былъ Иванъ Петровичъ. "Конечно, онъ прохвостъ въ искусствѣ,-- гнусилъ Савелій Ѳедорычъ,-- а все-таки страстишка есть... Намъ это на руку!"
-- Я забылъ, Елена Васильевна, передать вамъ поклонъ отъ Михаила Евграфыча Бурова,-- проговорилъ Чайкинъ, выпивая второй стаканъ.
-- Развѣ онъ опять служитъ у Савелія Ѳедорыча?-- торопливо спрашивала Буянка.-- Вѣдь онъ, кажется, разошелся съ нимъ?
-- Да... что-то такое между ними было...--уклончиво отвѣтилъ Чайкинъ, смѣшно вытягивая губы впередъ.-- Но сейчасъ все уладилось... Въ нашемъ актерскомъ мірѣ все это дѣлается очень просто: сегодня поссорились, а завтра помирились.
-- О, это по моей части!-- засмѣялся Иванъ Петровичъ.-- Мнѣ постоянно приходится разыгрывать роль добраго генія: то примадонна капризничаетъ, то первый любовникъ на стѣну лѣзетъ, то комики бунтуютъ. Говоря откровенно, господа артисты самый безпокойный народъ. А Бурова я зналъ еще мальчикомъ... да. Способный былъ мальчикъ, а теперь его и рукой не достанешь. Помилуйте, первый любовникъ, дамы на рукахъ носятъ...
-- Вѣдь ты, дядя, это говоришь такъ, для краснаго словца.
-- Ага!.. Ужъ ты не влюблена ли въ него? Ха-ха...
Опять послѣдовала легкая размолвка, но Буянка на этотъ разъ промолчала. Наступалъ уже вечеръ, и на террасѣ дѣлалось прохладно. Открывавшійся съ террасы видъ на лѣсистую горку и пробиравшуюся въ ивнякахъ безыменную рѣчонку точно просвѣтлѣлъ, освободившись отъ дрожавшихъ переливовъ накаленнаго воздуха. Особенныхъ красотъ по штату не полагалось, какъ говорилъ Иванъ Петровичъ, но мирная сельская картина производила успокаивающее впечатлѣніе. Къ чайному столу подбѣжала Форсунка и смѣшно набивала ротъ сдобными сухарями. По пути она успѣла вытащить платокъ изъ пиджака Чайкина и спрятала его подъ кресло. Обезьянка такъ смѣшно моргала синими глазами, что Буянка, глядя на нее, расхохоталась. Колдунчикъ зналъ приличія и скромно гулялъ въ цвѣтникѣ передъ террасой,-- ему давали порцію сливокъ и сухарей уже послѣ чая. Умная собачонка точно нарочно вертѣлась передъ глазами, чтобы показать, какая она умная, я вмѣстѣ съ тѣмъ показать глупость Форсунки, не умѣвшей себя держать. Среди этихъ маневровъ умной собаки Колдунчикъ вдругъ залаялъ самымъ собачьимъ образомъ и бросился къ садовой рѣшеткѣ, виляя пушистымъ хвостомъ.
-- Это, навѣрно, Харлампій Яковличъ жалуетъ,-- объяснилъ Иванъ Петровичъ, вглядываясь въ извилистую дорожку, уползавшую пыльной змѣйкой въ молодой соснякъ.-- Онъ и есть... Колдунчикъ, пиль его! Съѣшь редактора...
По дорожкѣ изъ лѣсу выходилъ низенькаго роста господинъ, размахивавшій соломенной лѣтней шляпой. Онъ шелъ съ какимъ-то дѣтскимъ перевальцемъ и весело мурлыкалъ опереточный мотивъ. Небольшой ростъ и свѣжее лицо какъ-то не гармонировали съ большой сѣдой бородой и блестѣвшей лысиной. Онъ еще издали весело махнулъ своей соломенной шляпой и крикнулъ:
-- Бувайте здоровеньки, паны-братья!..
-- Вотъ человѣкъ, которому можно позавидовать: всегда веселъ, точно вчера родился,-- объяснялъ Иванъ Петровичъ.-- Вѣдь это цѣлый капиталъ! Вотъ учитесь, молодые люди, какъ слѣдуетъ жить на бѣломъ свѣтѣ!..
-- Про вовка промовка, а вовкъ у хату, говорилъ Харлампій Яколевичъ, отворяя садовую калитку,-- онъ любилъ говорить по-хохлацки, хотя и не былъ хохломъ.-- Примадонна, здравствуйте... А я пѣшкомъ пришелъ изъ города, господа. Отличный моціонъ, если бы не пыль.
Появленіе этого господина разсѣяло послѣднія тучки съ горизонта. Собственно говоря, онъ не давалъ никому рта раскрыть и даже отвѣчалъ за другихъ. Когда Буянка представила ему Чайкина, онъ не безъ хвастовства замѣтилъ:
-- Слышалъ-съ и знаю... Редакторъ провинціальной газеты долженъ все знать... Да-съ... А какъ поживаетъ Савелій Ѳедорычъ? Впрочемъ, что же я спрашиваю, когда впередъ можно сказать, что онъ, какъ сказалъ про себя Бисмаркъ, умретъ въ своихъ оглобляхъ, какъ водовозная кляча... И всѣ мы такія же водовозныя клячи, и у каждаго есть свои оглобли.
Страсть къ обобщеніямъ и наивное хвастовство не удивляли близкихъ знакомыхъ Харлампія Яковлевича, но на свѣжаго человѣка эта особенность производила невыгодное впечатлѣніе.
-- Ну, пошелъ городить околесную,-- смѣялся Иванъ Петровичъ.-- Договорится всегда человѣкъ до того, что ни въ какія ворота не пролѣзетъ... Мысли у тебя въ головѣ, Харлуша, прыгаютъ, какъ зайцы.
-- А ты знаешь, что заяцъ всегда по одному кругу скачетъ? Вотъ то-то и есть...
Съ редакторомъ близкіе знакомые не церемонились, какъ и онъ самъ, а поэтому Буянка сейчасъ же увела Чайкина прогуляться въ садъ. Дача была поставлена всего два года, и садъ разводился на мѣстѣ тощаго сосноваго лѣска, разрѣзаннаго теперь аллеями и подкрѣпленнаго свѣжими саженцами. Буянка нѣсколько разъ всматривалась въ комика, точно провѣряла свое первое впечатлѣніе. Собственно, она не рѣшалась сдѣлать одного вопроса, который у ней висѣлъ на кончикѣ языка. Такъ они обошли весь садъ, болтая о разныхъ разностяхъ, и только когда Чайкинъ началъ прощаться, онъ съ какимъ-то смущеніемъ проговорилъ:
-- А вѣдь я только вполовину исполнилъ порученіе... Михаила Евграфычъ просилъ меня передать вамъ письмо. Куда оно дѣвалось? Позвольте...
Обшаривъ карманы, онъ наконецъ подалъ длинный измятый конвертъ. Буянка вспыхнула и посмотрѣла прямо въ глаза Чайкину, точно хотѣла прочитать въ нихъ, другъ это или врагъ. Впрочемъ, если Буровъ ему довѣряетъ, то почему же она не можетъ довѣрятъ?.. Спрятавъ письмо, она молча и крѣпко пожала руку комика.
-- Надѣюсь, вы не будете насъ забывать?-- проговорила она послѣ нѣкоторой паузы.
-- Если вы позволите...
III.
Буянка не могла дождаться, когда наконецъ Чайкинъ уйдетъ,-- за него ухватился Харлампій Яковлевичъ, желавшій выяснить комику свою теорію драматическаго искусства. Она незамѣтно ушла въ свою комнату, нетерпеливо разорвала конвертъ и быстро пробѣжала небольшую, небрежно набросанную записку:
"Дорогая моя Буянка, я сдержалъ слово,-- писалъ Буровъ размашистымъ почеркомъ: -- ты желала, чтобы я еще одинъ сезонъ прослужилъ въ Чащиловѣ, и я исполнилъ твое желаніе, хотя у меня есть болѣе выгодные ангажементы, какъ, напримѣръ, въ южные города. Вообще оставаться на второй сезонъ рискованно: провинціальная публика любитъ новыя лица... Однимъ словомъ, я сдѣлалъ все для тебя, отъ Чайкина узнаешь остальное. Твой Мишель".
И только... Ни одного ласковаго слова, ни одной любовной ноты -- ничего. У Буянки сжалось сердце и на глазахъ невольно выступили слезы. Что же это такое? Такъ пишутъ женамъ мужья изъ разныхъ казенныхъ командировокъ, чтобы отвязаться, а она-то ждала этого письма, какъ праздника. Впрочемъ, развѣ Мишель походитъ на другихъ мужчинъ.
Передъ ея глазами въ радужномъ туманѣ мелькнуло блѣдное лицо, гордые темные глаза,-- нѣтъ, для такихъ людей достаточно одного слова: "твой Мишель". Чего же больше? Мой, мой, мой... Кажется, достаточно. Притомъ Мишель вообще не выноситъ нѣжностей и всегда съ такимъ презрѣніемъ говоритъ о разныхъ нервныхъ дамахъ.
-- Мой, мой, мой...-- вслухъ повторяла Буянка, точно въ звукахъ собственнаго голоса хотѣла найти недостававшее ей спокойствіе.
-- Нѣтъ, мой!..-- крикнула она, бросаясь на постель и пряча лицо въ подушку.-- Я хочу быть твоей рабой... ползать у твоихъ ногъ... Ты мой царь, мой орелъ!..
Надъ письменнымъ столомъ Буянки висѣлъ портретъ Бурова въ роли Уріеля Акосты -- это все, что осталось отъ него. Комната Буянки находилась на военномъ положеніи, какъ говорилъ Иванъ Петровичъ, потому что никто не смѣлъ входить въ нее, даже горничная Дуняша. Буянка сама убирала ее и не выносила, чтобы кто-нибудь нарушилъ ея порядокъ, исходя изъ принципа, что у каждаго человѣка долженъ быть хотя самый крошечный уголокъ, гдѣ онъ имѣетъ право быть самимъ собой, какъ въ данную минуту. Лежа на постели съ закрытыми глазами, Буянка почти видѣла живымъ обликъ любимаго человѣка, который для нея служилъ сейчасъ центромъ всѣхъ остальныхъ мыслей и чувствъ. Что значатъ другіе люди рядомъ съ Буровымъ, напримѣръ, этотъ жалкій комикъ Чайкинъ, служащій на посылкахъ въ роли театральнаго наперсника. Какой-то онъ жалкій и держать себя въ обществѣ, видимо, не привыкъ. Недаромъ горничная Дуняша съ такимъ презрѣніемъ отнеслась къ нему...
Иванъ Петровичъ и Харлампій Яковлевичъ просидѣли на террасѣ до глубокой ночи, одни поужинали и раза два чуть не подрались, какъ это случалось почти каждый разъ.
-- Ваня, ты врешь?-- приставалъ редакторъ.-- Ну, сознайся, голубчикъ: врешь?.. Я вижу, братику... все вижу...
-- Ничего ты не видишь, Харлуша... отстань. Ты просто глупъ до крайности -- и больше ничего
-- А ты ничего не смыслишь въ искусствѣ!
-- Я?.. Это ты ничего-то не смыслишь, а не я. Да-съ...
-- Я? Я ничего не смыслю? Отлично... А вотъ посмотри, я сыграю Расплюева, тогда и говори. У насъ вѣдь скоро спектакль готовится, пока Савелій Ѳедорычъ не нагрянулъ. Всѣмъ уже роли расписаны... Эхъ, я телятина: комикъ-то вѣдь здѣсь сидѣлъ, а у насъ именно комика и недостаетъ. И Буянка участвуетъ и я -- однимъ словомъ, всѣ.
-- Вся богадѣльня?..
-- Хорошо, хорошо... По французской поговоркѣ: хорошо смѣется тотъ, кто смѣется послѣднимъ. Увидимъ...
-- Будемъ посмотрѣть!
-- Кстати, и репетиціи можно устраивать вотъ здѣсь на дачѣ, подъ сѣнью струй, какъ говорилъ Хлестаковъ.
-- Этого еще недоставало! Благодарю, не ожидалъ...
-- Да тебя никто и не думалъ спрашивать: у насъ съ Буянкой рѣшено и подписало. А комика мы завербуемъ...
-- Онъ, кажется, предугадалъ это приглашеніе и благополучно улизнулъ.
-- Ничего: поймаемъ. Я впередъ анонсъ пропечатаю: "при благосклонномъ участіи"... а кстати, какъ его фамилія? Что-то такое: Воробьевъ, Галкинъ... Ну, да это все равно.
Редакторъ мѣстной газеты, Харлампій Яковлевичъ Петлинъ, представлялъ собой характерное явленіе. Онъ когда-то учился агрономіи, потомъ служилъ въ духовной консисторіи и акцизномъ вѣдомствѣ и кончилъ редактурой "мѣстнаго органа", носившаго громкое названіе "Курьера". Какъ большинство русскихъ людей, онъ учился совершенно не тому, что ему потомъ было нужно, служилъ тамъ, гдѣ все ему претило, и кончилъ по недоразумѣнію дѣломъ по душѣ, но связанный по рукамъ и ногамъ условіями провинціальной прессы. Сохраниться въ такой обстановкѣ было своего рода чудомъ, а Петлинъ дышалъ вѣчной юностью, волновался и пѣтушкомъ бѣжалъ впередъ. Его находили немножко болтуномъ, немножко сплетникомъ, но всѣ уважали, какъ безусловно честнаго человѣка. Къ числу его коньковъ принадлежала, между прочимъ, сцена, и онъ посвящалъ ей въ своемъ "Курьерѣ" не мало мѣста, хотя единственнымъ читателемъ этой газеты былъ корректоръ. "А вы читали мою статью о Буровѣ? Я его, шельмеца, пробралъ... Отца родного не пожалѣю!" Это былъ цѣлый культъ печатной бумаги, дававшій неистощимый матеріалъ злому уму Ивана Петровича. Кстати, что могло быть общаго между этими двумя людьми, а между нѣмъ Иванъ Петровичъ не могъ прожить дня безъ своего друга. Сближающимъ элементомъ являлась сцена. Друзья покровительствовали театру каждый по-своему и достигали извѣстнаго удовлетворенія.
Большой домъ Ивана Петровича въ Чащиловѣ служилъ пристанищемъ для артистовъ, въ немъ же устроена была большая зала для любительскихъ спектаклей, такъ что Петлинъ имѣлъ основаніе называть его "чащиловскимъ домомъ Мольера". Иванъ Петровичъ въ карты не игралъ и вообще не имѣлъ дорогихъ привычекъ, а потому считалъ себя въ правѣ допустить подобную роскошь. Въ провинціи еще живутъ такіе меценаты, и ихъ хорошо знаютъ не одни провинціальные артисты, а также и всѣ гастролирующія въ провинціи знаменитости. Послѣднія время отъ времени заглядывали и въ Чащиловъ, а Петлинъ открылъ въ своемъ "Курьерѣ" для нихъ особую рубрику: "наши дорогіе гости".
-- Помните, въ третьемъ годѣ пріѣзжалъ Василій Николаевичъ?-- говорилъ редакторъ, захлебываясь отъ восторга.-- Вотъ были спектакли!.. Да-съ, всѣ пальчики облизнешь... Или Анна Ѳедоровна когда гастролировала -- что же это такое было? Именины сердца, какъ говоритъ Гоголь.
Когда не было налицо "дорогихъ гостей" и самъ Савелій Ѳедоровичъ уѣзжалъ куда-нибудь со своей бродячей труппой, приходилось довольствоваться любителями. Любительство въ Чащиловѣ процвѣтало, хотя и подвергалось всевозможнымъ нападкамъ, на какія особенно падки корреспонденты столичныхъ газетъ. "Помилуйте, въ какомъ-нибудь Чащиловѣ и вдругъ ставятъ "Грозу" или "Свадьбу Кречинскаго"... Помилуйте, когда мы видѣли эти пьесы въ Маломъ театрѣ въ Москвѣ" и т. д. Петлинъ называлъ такихъ рецензентовъ самоѣдами, и его излюбленной темой было перечисленіе разныхъ театральныхъ знаменитостей, выступившихъ гдѣ-нибудь въ дебряхъ провинціальнаго любительства.
-- Помилуйте, это настоящая школа для начинающихъ талантовъ, и напрасно господа корреспонденты третируютъ любителей съ кондачка!-- спорилъ Петлинъ съ воображаемымъ противникомъ.-- Въ спеціальныхъ театральныхъ школахъ учатся сотни, а здѣсь тысячи... Если на каждую тысячу любителей придется всего одинъ талантливый человѣкъ, и то публика въ выигрышѣ. Откуда вербуетъ своихъ артистовъ Савелій Ѳедоровичъ? Изъ любителей. А столичныя сцены обираютъ уже провинціальныхъ антрепренеровъ... Такъ и должно быть, такъ и будетъ всегда. Напримѣръ, Буровъ,-- конечно, онъ важничаетъ, но ему вездѣ скатертью дорога, а я сказалъ это, когда онъ былъ еще мальчишкой.
Нужно сказать, что открывать таланты, поощрять ихъ и создавать имя артистамъ было слабостью Харлампія Яковлевича, хотя онъ на этомъ тернистомъ пути и встрѣчался постоянно съ одной черной неблагодарностью оперившихся господъ актеровъ. Впрочемъ, редакторъ былъ незлобивый человѣкъ и скоро примирялся съ обидой.
-- А вотъ посмотрите, какую примадонну я сдѣлаю изъ Буянки,-- повторялъ Петлинъ, когда оставался съ Иваномъ Петровичемъ съ глазу на глазъ.-- У нея есть театральный огонекъ... да. Ты, пожалуйста, не смѣйся!..
IV.
Буянка провела скверно ночь и, проснувшись поздно утромъ, почувствовала себя очень скверно. Ей сдѣлалось стыдно за свой вчерашній порывъ. При яркомъ дневномъ свѣтѣ мысль работала ясно и спокойно, и дѣвушка смотрѣла на вчерашнюю себя, какъ на чужую. Слезы, глупыя истерическія фразы, волненіе -- къ чему все это? Глупо и еще разъ глупо... О Буровѣ она старалась совсѣмъ не думать, а его письмо было для нея оскорбленіемъ. Да она и не любитъ его, если разобрать. Вся эта исторія скорѣе выражала неудовлетворенную потребность любви, а самъ по себѣ Буровъ порядочный нахалъ и вообще грубое животное. Наконецъ онъ просто малограмотный человѣкъ. Остается, слѣдовательно, одна внѣшность, кое-какія манеры и раздутая Харлампіемъ Яковлевичемъ популярность. По странной ассоціаціи идей Буянка всю ненависть сосредоточила теперь именно на несчастномъ редакторѣ. Конечно, онъ виноватъ во всемъ... По пути досталось и комику Чайкину. Вспомнивъ о немъ, Буянка даже покраснѣла: а если Буровъ посвятилъ этого наперсника въ ихъ тайну?.. Нѣтъ, этого не можетъ быть.
-- А чортъ съ ними!..-- вслухъ проговорила Буянка, быстро одѣваясь.
Сегодня она увидитъ Петлина на репетиціи и хоть на немъ сорветъ расходившееся сердце. Да, вѣдь сегодня репетиція, и у Буянки уже нѣсколько дней валялась принесенная Петлинымъ роль, а она еще не прикасалась къ ней. Отказываться сейчасъ было поздно. Эта забота сразу отвлекла вниманіе Буянки отъ вчерашняго. Она позвонила.
-- Что дядя?
-- Обнакновенно, на галдареѣ...
-- Скажи, чтобы лошадь закладывали: я ѣду въ городъ.
Пока Дуняша ходила, съ этимъ приказаніемъ, Буянка въ шляпѣ и въ лѣтней накидкѣ, съ зонтомъ въ рукахъ, вышла на террасу. Остановившись въ дверяхъ, она проговорила;
-- Что же вы не извинитесь, милый дядюшка? Вы меня вчера оскорбили.
-- Ну что жъ, виноватъ... да и ты тоже хороша.
-- Хорошо, я въ искупленіе своей вины заказала сегодня ботвинью... Довольны?...
-- А ты это на репетицію собралась? Вчера болталъ Харлуша... Какъ пьеса называется?
Буянка назвала пьесу одного моднаго автора, и Иванъ Петровичъ замахалъ обѣими руками.
-- Ахъ, знаю, знаю... Скроена и сшита, какъ платье, для одной женской роли, вѣрнѣе -- для одной извѣстной актрисы, а другихъ ролей не полагается. Играли бы лучше Островскаго, а то вѣдь смотрѣть нечего.
-- Островскій, надоѣлъ, и публика требуетъ новинокъ. Что же дѣлать, если лучше ничего нѣтъ?
-- Да, да, модная пьеса, съ припадочной героиней и декораціями изъ остальныхъ ролей. Ничего цѣльнаго, ни одного характера, о дѣйствіи нѣтъ и помину... Ахъ, ужъ эти мнѣ модные авторы!.. Во всемъ репертуарѣ ни одной свѣженькой пьесы, за которой можно было бы отдохнуть. Я бы на твоемъ мѣстѣ ни за что не сталъ участвовать.
-- Я обѣщала Петлину.
-- Лошадь подана,-- доложила Дуняша.
Щегольская лѣтняя пролетка на низкомъ ходу ждала у подъѣзда, кучеръ Андрей, натянувъ вожжи, выравнивалъ горячившуюся сѣрую въ яблокахъ лошадь,-- онъ любилъ ѣздить съ барышней. До города всего версты три, дорога мягкая -- катанье, а не ѣзда. Буянка часто сажала кучера рядомъ и правила лошадью сама. Но сейчасъ она сидѣла въ экипажѣ и всю дорогу думала почему-то о комикѣ Чайкинѣ.
Чащиловъ залегъ по теченію рѣки Лохманки неправильнымъ четырехугольникомъ, Эте былъ очень бойкій провинціальный городокъ, кругомъ обложенный промышленными заведеніями. Торговля, если и не процвѣтала, то все-таки жить было можно. Тонъ задавало чиновничество, нѣсколько богатыхъ купеческихъ фамилій и разорявшееся дворянство. Издали лѣтомъ городъ вѣчно былъ покрытъ пыльнымъ облакомъ. Въ воздухѣ тянулись темныя полосы фабричнаго дыма.
Главная улица въ Чащиловѣ называлась Московской. Домъ Ивана Петровича стоялъ на углу, наискось съ губернаторскимъ. Это была старинная и довольно вычурная постройка, съ колоннами и рѣзными фронтонами. Собственно во всемъ домѣ хороша была одна центральная зала человѣкъ на триста, съ приспособленной къ ней домашними средствами сценой. Первое, что поразило Буянку, когда экипажъ остановился у низенькаго подъѣзда, былъ комикъ Чайкинъ, поджидавшій кого-то съ чисто-театральнымъ терпѣніемъ.
-- А я уже поступилъ къ вамъ въ труппу, Елена Васильевна,-- проговорилъ онъ, протягивая руку.
-- Харлампій Яковлевичъ уже успѣлъ васъ завербовать?-- удивилась Буянка.
-- О, да... Сегодня рано утромъ получилъ отъ него записку, и вотъ жду здѣсь: господа любители не торопятся.
-- Да, это нашъ общій порокъ; мы вѣчно опаздываемъ.
Въ домѣ оставался лѣтомъ дворникъ да старикъ Сергѣй Иванычъ, извѣстный подъ именемъ дворецкаго. Сергѣй Иванычъ составлялъ въ домѣ все. Къ Буянкѣ старикъ особенно благоволилъ и только для нея "завѣдывалъ сценой", какъ онъ говорилъ, то-есть хранилъ декораціи, освѣщалъ сцену и такъ далѣе. Чайкина старикъ почему-то встрѣтилъ очень недружелюбно и просто не пустилъ въ залу. Мало ли кого Харлампій Яковлевичъ нашлетъ. Не въ своемъ домѣ распоряжается, а барышня пріѣдетъ, такъ какъ сама знаетъ. Пока Буянка разговаривала на подъѣздѣ, пріѣхалъ Петлинъ.
-- Никого нѣтъ?-- тревожно освѣдомился онъ, машинально подавая руку.-- Это наказаніе... Ужъ какъ я просилъ, чтобы не опаздывать. Тьфу...
-- А вы не волнуйтесь, Харлампій Яковлевичъ,-- успокаивала его Буянка.
Когда они вошли въ залу, Петлинъ отвелъ ее въ сторону к съ торжествомъ проговорилъ:
-- А какого я водевилятника приспособилъ? Небось, вы сами не догадались его пригласить? То-то... А у насъ именно водевилятника и недоставало!..
Любители начали собираться. Первой пріѣхала земская учительница Агаѳья Петровна Лукина,-- она еще только выступала, и ея амплуа на опредѣлилось. Счастливая сценическая наружность и свѣжее хорошенькое личико дѣлали ее замѣтной въ любительскомъ кружкѣ. Ей покровительствовала Любовь Михайловна Моторина, которую Иванъ Петровичъ называлъ "однимъ изъ семи смертныхъ грѣховъ". Это была полная высокая дама, неопредѣленныхъ лѣтъ, съ очень рѣшительнымъ лицомъ и большими темными глазами. Она играла grandes dames, если не было другихъ. Къ Лукиной она относилась съ особенной деспотическою любовью и всюду ее сопровождала, какъ и сейчасъ.
-- А гдѣ же у насъ Александръ Иванычъ?-- спрашивала Моторина, наступая на Петлина своей рельефной грудью.
-- Онъ, вѣроятно, скоро придетъ, Любовь Михайловна,-- оправдывался редакторъ, отступая передъ энергичной дамой.-- Кстати, позвольте вамъ представить: комикъ Чайкинъ...
-- Очень пріятно,-- равнодушно протянула Моторина, не подавая руки.-- Да гдѣ же, въ самомъ дѣлѣ, Александръ Иванычъ? Это свинство -- заставлять себя ждать...
Лукина была очень застѣнчивая дѣвушка и постоянно пряталась гдѣ-нибудь ко уголкамъ, какъ и сейчасъ. Крикливыя ноты въ голосѣ Моториной ничего хорошаго не обѣщали. Но въ самую критическую минуту появился самъ Александръ Иванычъ -- молодой человѣкъ "пріятной наружности", одѣтый съ претензіей на щегольство. Онъ ходилъ мягко, говорилъ вкрадчивымъ тихимъ голосомъ и, несмотря на то, что служилъ въ земствѣ помощникомъ секретаря, пользовался большимъ успѣхомъ въ дамскомъ обществѣ. Еще въ передней Александръ Иванычъ слышалъ, какъ бунтовала Любовь Михайловна, но только улыбнулся и съ улыбкой же подошелъ прямо къ ней.
-- А, легокъ на поминѣ...-- сразу успокоилась Моторина, развертывая свою роль.-- И хорошо сдѣлалъ, а то я уже взволновалась.
-- Я хотѣлъ уже послать за пожарными,-- объяснялъ Петлинъ на ухо улыбавшемуся Александру Иванычу.-- Настоящій пожаръ...
Александръ Иванычъ прежде всего разыскалъ Буянку, потомъ Лукину, по пути познакомился съ Чайкинымъ, кивнулъ головой хмурившемуся Сергѣю Иванычу и, вытирая лицо платкомъ, усталымъ голосомъ проговорилъ:
-- Сегодня очень жарко...
-- Можно начинать,-- замѣтила Буянка.
Она все время разговаривала съ Чайкинымъ, который начиналъ со интересовать. Этотъ комикъ держалъ себя съ заразительной простотой, точно хорошій старый знакомый. Онъ слѣдилъ за всѣми своими умными глазами и сразу попалъ въ курсъ дѣла. Между прочимъ, онъ сдѣлалъ нѣсколько характеристикъ присутствовавшихъ любителей, и Буянка весело засмѣялась. Въ Чайкинѣ былъ огонекъ, какимъ такъ рѣзко отличаются всѣ умные люди отъ природы. Разговаривая съ Буянкой, онъ разсказалъ ей про себя, что онъ южанинъ, учился въ гимназіи, а теперь, вотъ уже около шести лѣтъ, "служитъ" на сценѣ. Къ самому себѣ Чайкинъ относился тоже съ добродушной ироніей и передалъ по пути нѣсколько смѣшныхъ эпизодовъ, когда начиналъ службу.
"Какой онъ славный",-- невольно думала Буянка.
-- А вы давно знаете Бурова?-- спросила Буянка неожиданно для самой себя...
-- Нѣтъ, всего одинъ сезонъ...
Онъ понялъ недосказанный вопросъ и высказался о Буровѣ съ чистоактерской осторожностью,-- этотъ маневръ не понравился Буянкѣ.
Репетиція началась довольно вяло, особенно два первыхъ дѣйствія. Участвующіе не знали ролей, забывали реплики, путали выходы, и Петлинъ имѣлъ полное право бѣситься. Третій актъ у Буянки былъ свободенъ, и она за кулисами опять встрѣтила Чайкина, которому и разсказывала все время о чащиловскихъ любителяхъ. Въ Чащиловѣ существуетъ свой драматическій кружокъ, но они отдѣлились отъ него -- дядя поссорился со старшинами и Любовь Михайловна тоже, хотя они и ненавидятъ взаимно другъ друга. Петлинъ перешелъ на ихъ сторону. Въ кружкѣ есть порядочный первый любовникъ, по фамиліи Косульскій, а имъ приходится довольствоваться сладенькимъ Александромъ Иванычемъ, котораго дядя просто видѣть не можетъ.
-- А вы не думаете поступить на сцену?-- неожиданно спросилъ Чайкинъ, продолжая какую-то свою мысль.
-- Я?-- испугалась Буянка, точно Чайкинъ подслушалъ ея задушевную мысль.-- У меня не сценическая наружность...
-- У васъ хорошій голосъ, и потомъ, когда вы улыбаетесь... По-моему, только улыбка дѣлаетъ лицо дѣйствительно красивымъ.
-- А почему вы спросили меня о сценѣ?
-- Да такъ... Всѣ мы такъ начинаемъ, то-есть любительствомъ. Вѣдь сцена -- роковая вещь... Кто разъ прошелъ по театральнымъ подмосткамъ, тотъ навѣки обреченный человѣкъ.
-- Вы только всѣхъ насъ путаете, Харлампій Яковлевичъ... Шли бы къ себѣ въ редакцію, а то толчетесь здѣсь, не знаю зачѣмъ.
-- Благодарю, не ожидалъ, Любовь Михайловна.
Вмѣшательство Александра Ивановича потушило бурю въ самомъ началѣ, и репетиція кончилась благополучно. Въ водевилѣ выступили Чайкинъ, Лукина и комическая старуха Боброва. Съ первыхъ фразъ новаго комика Буянка почувствовала, что это настоящій талантъ, который играетъ просто, чего именно и недостаетъ любителямъ.
-- Каковъ водевилятникъ-то!..-- шепталъ ей Петлинъ.-- А изъ лѣсу-то кто -- все я жъ его пугалъ... Прелесть! Ну, а что касается Любови Михайловны, такъ она чуть-чуть меня не проглотила. Вотъ уродилась ядовитая баба!
Устроившійся спектакль мало интересовалъ Буянку. Она все время возилась съ попугаемъ или съ обезьяной, точно въ этомъ обществѣ хотѣла скрыться отъ спеціально-человѣческихъ мыслей и чувствъ. Дядя Иванъ Петровичъ слѣдилъ за ней и ропталъ:
-- Это скверная привычка: взять дѣло и замотать его.
-- А если мнѣ роль не нравится? Да и вообще мнѣ все надоѣло...
-- Разочарованная дѣвица... ха-ха!.. Вотъ это мило! А зачѣмъ брала роль, если чувствуешь себя никуда негодной? Вотъ ужъ этотъ новенькій водевилятинкъ въ лоскъ васъ всѣхъ положитъ, потому что у него есть выдержка, школа, наконецъ просто привычка работать... Да-съ, великое дѣло школа!.. Поэтому самый плохой актеришка всегда лучше самаго лучшаго любителя, а про вашего брата любительницъ и говорить нечего: сегодня у ней нервы, завтра она не расположена, послѣзавтра капризъ... тьфу!..
-- Говоря откровенно, вы боитесь, милый дядюшка, что мы осрамимся предъ драматическимъ кружкомъ? Любовь Михайловна надоѣла мнѣ этими разговорами о кружковцахъ... Ну, и пусть ихъ торжествуютъ. Чужія глупости не дѣлаютъ никого умнѣе...
-- Но это еще не даетъ намъ права дѣлать такія глупости!
Комикъ раза два завертывалъ на дачу, и Иванъ Петровичъ встрѣчалъ его съ особенной любезностью, чтобы показать Буянкѣ, какъ онъ цѣнитъ настоящій артистическій трудъ.
-- Вы пройдите-ка съ ней роль по-вашему, по-театральному,-- подуськивалъ Иванъ Петровичъ, фамильярно подмигивая комику,-- какъ это у васъ на сценѣ дѣлается... На репетиціяхъ Добрецовъ звѣрь-звѣремъ ходитъ. Видали и мы виды... Что же, иначе нельзя, потому это такое ужъ особенное дѣло. А прежде всего: субординація, выправка... Такъ я говорю?
Чайкинъ мягко соглашался съ ворчавшимъ старикомъ и улыбавшимися глазами наблюдалъ Буянку. Ему нравилось бывать здѣсь, на дачѣ, гдѣ онъ чувствовалъ себя какъ-то теплѣе, точно дома. Бываютъ такія семьи, въ которыхъ чужой человѣкъ чувствуетъ себя своимъ. Несмотря на свою относительную молодость, Чайкинъ успѣлъ исколесить почти всю Россію отъ Иркутска до Одессы. Буянка часто разспрашивала его объ этихъ артистическихъ tournées, забывая свою тетрадку съ недоученной ролью. Они вмѣстѣ уходили куда-нибудь подальше въ садъ и болтали о разныхъ разностяхъ.
-- Знаете, мнѣ почему-то кажется, что я знаю васъ, Платонъ Егоровичъ, и давно знаю... Вамъ случалось испытывать подобное чувство? Еще тогда, какъ вы вошли къ намъ въ гостиную въ первый разъ, я точно узнала васъ...
-- Это бываетъ, Елена Васильевна,-- соглашался Чайкинъ.
Онъ какъ-то не рѣшался высказать то, что чувствовалъ самъ, потому что робѣлъ въ присутствіи Буянки: она была такая образованная и съ настоящими манерами, какъ бывшая институтка.
Собственно говоря, это не было тѣмъ вульгарнымъ чувствомъ, когда нравится хорошенькая свѣжая дѣвушка, а что-то другое, чего еще Чайкинъ не испытывалъ. Ему нравилось слушать, какъ говоритъ Буянка, слѣдить за ея походкой и постоянно изучать это удивительное лицо, на которомъ отражалось всякое настроеніе съ особенной рельефностью. Есть такія лица, которыя красивы внутренней красотой. Буянка какъ-то между дѣломъ разсказала о себѣ всю подноготную: какъ она жила со вдовой-матерью, какъ потомъ училась въ институтѣ, какъ наконецъ попала къ дядѣ. Она умѣла разсказывать о самой себѣ, какъ о постороннемъ человѣкѣ, и даже относилась къ разнымъ періодамъ своей жизни иронически. Больше всего любилъ Чайкинъ, какъ она смѣялись, это дѣвичье лицо точно свѣтлѣло, а глаза искрились дѣтскимъ, добрымъ весельемъ.
-- Если говорить правду, такъ я совсѣмъ сумасшедшая,-- каялась Буянка:-- только безнадежно-глупые люди любятъ говорить вѣчно о себѣ, а я сколько наболтала вамъ про свою особу... Если бы я была на вашемъ мѣстѣ, то не удержалась бы и сказала: "Елена Васильевна, довольно!". Да! А вы умѣете слушать, Платонъ Егорычъ, это добродѣтель не изъ послѣднихъ... Такъ и хочется разсказать о себѣ еще что-нибудь.
Главнаго, конечно, не было сказано, т.-е. о Буровѣ. Чайкинъ это чувствовалъ и какъ-то весь точно сжимался,-- мысль о первомъ любовникѣ расхолаживала его, какъ струя холодной воды. Это было непріятное и тяжелое чувство, отгораживавшее его отъ Буянки стѣной. Стоило ему только вспомнитъ о Буровѣ, какъ сама Буянка начинала казаться совершенно другой, и онъ всматривался въ нее прищуренными глазами. Да, это была совсѣмъ другая дѣвушка, далекая отъ него и чужая. По какому-то тайному предчувствію Чайкинъ боялся готовившагося спектакля и радовался, что, благодаря неаккуратности господъ любителей, онъ былъ отложенъ на цѣлыхъ двѣ недѣли. Съ этимъ спектаклемъ заканчивалось и его знакомство съ Буянкой.
Разъ на репетиціи Чайкинъ пропустилъ поданную ему реплику и вызвалъ колкое замѣчаніе Моторикой:
-- Послушайте, молодой человѣкъ, вы разсѣяны, какъ жестоко влюбленный.
Онъ не нашелся, что отвѣтить, и только покраснѣлъ самымъ глупымъ образомъ, какъ пойманный за ухо мальчишка. Любовь Михайловна презрительно смѣрила его съ ногъ до головы, точно видѣла въ первый разъ, и пробормотала ему что-то, вѣроятно, очень обидное, но, къ счастію, Чайкинъ ничего не разслышалъ.
-- Не обращайте на нее вниманія,-- шепнула ему въ антрактѣ Буянка, видѣвшая эту сцену.-- Любовь Михайловна добрѣйшая женщина въ душѣ, какъ и мой дядюшка, но любитъ говорить дерзости...
-- Ахъ, да?.. Ну, тогда другое дѣло,-- спокойно согласилась Буянка и даже легонько вздохнула:-- понимаю: Агаѳья Петровна такая хорошенькая на сценѣ.
-- Вы угадали...
-- Кстати, нескромный вопросъ: вы женаты, Платонъ Егорычъ?
-- И да и нѣтъ...
-- Виновата, что навязываюсь со своимъ любопытствомъ. Въ вашемъ актерскомъ кругу свои взгляды на нѣкоторыя вещи... Вѣдь Буровъ можетъ отвѣтить то же самое про себя, какъ и вы?
-- Я, право, такъ мало знаю его семейную обстановку... Мы встрѣчаемся только на сценѣ.
На генеральную репетицію пріѣхалъ Иванъ Петровичъ и все раскритиковалъ. Это вызвало настоящую бурю, потому что на него напали Петлинъ и Моторина съ ожесточеніемъ кровно обиженныхъ людей. Произошла горячая схватка, едва не разстроившая спектакля.
-- Вы забываете одно, что я желаю вамъ же добра,-- кричалъ Иванъ Петровичъ, размахивая руками,-- Публика безжалостна къ любителямъ и по-своему права... да. Агаѳья Петровна прекрасная дѣвушка и талантливая учительница, но, иззвините меня, на сценѣ она не знаетъ, куда дѣвать ей руки.
-- Неправда, неправда!-- кричала Моторина, задыхаясь отъ волненія.-- Она только не ломается, а держитъ себя естественно... особенно рядомъ съ изломанностью и кривляньемъ записныхъ актрисъ... Да!
Спорившія стороны кончили тѣмъ, что обратились за разрѣшеніемъ вопроса къ Чайкину, чѣмъ поставили его въ крайне затруднительное положеніе.
-- Мнѣ трудно высказать опредѣленное мнѣніе уже потому, что я самъ участвую въ спектаклѣ,-- уклончиво объяснялъ онъ.-- Но могу сказать одно, что въ общемъ все идетъ порядочно, хотя по репетиціямъ и трудно судить.
-- Слышите: по репетиціямъ судить трудно!-- кричалъ Петлинъ, накидываясь на Ивана Петровича.-- А вы только смущаете насъ, и самое лучшее...
-- Убраться мнѣ къ чорту! Понимаю и благодарю, хотя и не ожидалъ...
Буянка отъ души хохотала надъ этой сценой: дядя такъ смѣшно отмахивался руками, когда Моторина наступала на него козыремъ, а Петлинъ забѣгалъ то съ одной стороны, то съ другой, какъ маленькая комнатная собачонка.
-- А чортъ съ вами!-- ругался Иванъ Петровичъ, отступая.-- Вамъ же добра желаю... Право, какіе-то сумасшедшіе собрались!.. И пьеса скверная и исполненіе никуда не годится. Такъ нельзя... Вотъ ужо разберутъ васъ кружковцы!.. Да... нарочно придутъ и будутъ наслаждаться вашимъ позоромъ.
-- Ты, къ сожалѣнію, ничего не смыслишь въ сценической постановкѣ, Иванъ Петровичъ!-- кричалъ вдогонку Петлинъ.
-- Я, я ничего не смыслю въ сценической постановкѣ?.. Послѣ этого...
Закуска являлась чѣмъ-то священнымъ и сразу потушила бурю. Иванъ Петровичъ былъ всегда большимъ хлѣбосоломъ и сейчасъ точно стряхнулъ съ себя весь артистическій гнѣвъ. Господа артисты явились въ столовую, какъ ни въ чемъ не бывало, а Моторина съѣла цѣлую коробку сардинокъ.
-- Въ сущности говоря, спектакль сойдетъ прилично,-- говорилъ Иванъ Петровичъ, запивая прожаренную по его вкусу котлетку краснымъ виномъ,-- хотя, конечно, и остается желать многаго... Господинъ Чайкинъ, если моя Буянка не будетъ знать роли, отвѣтственнымъ лицомъ являетесь вы; я поручалъ ее вамъ.
-- Ничего, все сойдетъ хорошо,-- успокаивалъ комикъ.-- Елена Васильевна сыграетъ такъ, какъ вы и не ожидаете...
-- Я давно это предсказываю!--вступился Петлинъ,-- По моему мнѣнію, совершенно ошибочная система оцѣнки дебютантовъ по короннымъ ролямъ... Нѣтъ, ты сыграй выходную рольку -- вотъ тогда я тебя узнаю. Хорошая роль сама за себя говоритъ, а настоящіе артисты изъ ничего создаютъ роли. Да-съ... Такъ и Елена Васильевна; мы ее опредѣлимъ на маленькой роли и въ слабой пьесѣ.
-- Со своей стороны, я только могу удивляться, Харлампій Яковлевичъ, что ты иногда можешь высказывать умныя вещи,-- шутилъ Иванъ Петровичъ.
-- Господа, я оскорбленъ! Впрочемъ, я сердиться сегодня не въ состояніи и поручу обижаться кому-нибудь за меня по довѣренности... Вотъ хотя вы, Александръ Ивановичъ... пожалуйста, обидитесь за меня...
Это вызвало общій смѣхъ, а скромный Александръ Ивановичъ только поджалъ губы -- онъ оберегалъ свое достоинство молодого человѣка, подающаго надежды. Есть люди, влюбленные въ самихъ себя, и къ нимъ принадлежалъ Александръ Ивановичъ. Онъ былъ, напримѣръ, увѣренъ, что всѣ молодыя дѣвушки влюблены въ него, а въ данномъ случаѣ Буянка и Агаѳья Петровна.
Эта увѣренность выработала въ немъ особый отеческій тонъ въ обращеніи съ дамами, а Буянка называла его за эту манеру говорить -- кислятиной. Она вообще немножко третировала его, а Александръ Ивановичъ обращался съ ней, какъ модный духовникъ. Впрочемъ, сейчасъ ей было по до него, и она почти не слыхала, что происходило за завтракомъ.
-- Знаете, я начинаю чего-то бояться,-- объясняла она Чайкину, придвигая свой стулъ къ нему.-- Вы испытывали это чувство? Совсѣмъ безотчетный, дѣтскій страхъ... Сама чувствую, что глупо, а между тѣмъ даже руки холодѣютъ. Вотъ пощупайте...
Она протянула обѣ руки и посмотрѣла прямо въ глаза. Руки были, дѣйствительно, холодны, какъ ледъ, и Чайкинъ только покачалъ головой. Ему нравилась въ Буянкѣ эта чарующая простота обращенія, когда она смотрѣла прямо въ глаза съ такой дѣтской довѣрчивостью. Положительно, она была настоящей красавицей, и Чайкинъ про себя провѣрялъ первое впечатлѣніе.
-- Что же вы молчите, какъ пень?-- сердито спрашивала Буянка, убирая руки.
-- Я... я... Пожалуйста, не дѣлайте сердитаго лица, Елена Васильевна: вы сейчасъ были такой красавицей.
Это признаніе вырвалось само собой, какъ невольный вздохъ, и Чайкинъ ужасно смутился. Буянка считала себя дурнушкой и строго посмотрѣла на комика, но его смущеніе успокоило ее, и она добродушно улыбнулась.
-- Отъ перваго человѣка я слышу такой комплиментъ...-- равнодушно замѣтила она.-- Жаль только, что другіе этого не находятъ.
V.
Чайкинъ сильно безпокоился за то, какъ проведетъ свою роль Буянка. Онъ забрался въ день спектакля на сцену раньше всѣхъ и безпокойно шагалъ изъ угла въ уголъ, машинально перечитывая розовую афишку, гласившую, что такого-то числа въ Чащиловѣ, съ дозволенія начальства, гг. любителями, при благосклонномъ участіи артиста П. Е. Чайкина, данъ будетъ спектакль,-- комедія "Порванныя струны", водевиль "Бочка меду и ложка дегтю", и въ заключеніе исполненъ будетъ дивертисментъ. Билеты заранѣе продавались при Чащиловскомъ Общественномъ клубѣ, извѣстномъ больше подъ названіемъ "Капернаума", въ колоніальномъ магазинѣ купца Махрова и въ книжномъ магазинѣ (тамъ же продавалась чайная посуда) купца Гусева. Въ день спектакля m-me Моторина собственноручно развезла десятка два билетовъ по короткимъ знакомымъ, а затѣмъ торжественно усѣлась въ кассу, устроенную въ первой комнатѣ дома Ивана Петровича. Она исполняла свой долгъ съ приличной строгостью и въ свободное время доучивала свою роль grande dame. Она даже обѣдать не пошла домой, а велѣла Сергѣю Ивановичу подать коробку сардинокъ въ столовую...
"Чего это водевилятиикъ нашъ забрался такую рань?-- раздумывала она, посматривая на золотые часики, прицѣпленные къ выпуклости груди,-- ни свѣтъ ни заря..."