Рукописные редакции. Подготовительные материалы. К статьям из "Вечных спутников"
Д. С. Мережковский. Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы
С.-Пб., "НАУКА", 2007
I. Общие предварительные замечания относительно литературной формы, языка, художественных приемов. 129 -- дилетант по теории. 199. 240. Любит искренность и простоту. 241 -- ненавидит вычурность, ищет народность. 378. 400. II 61 -- взгляд на народное творчество. 62; 159; 162; 170.
II 51, 52 -- строгость в отношении себя. 53; 54; 55; 56 -- отзыв об нем Этьена Пакье1. 79 -- отсутствие произвольной быстрой находчивости 326, 327 -- он слишком часто это повторяет, чтобы не видеть здесь кокетства. 336, 447 -- он ценит свою оригинальность.
Юмор Монтеня, незлобивый и грациозный. III 451 -- шутит над любовью.
Ирония III 453
II Литературные вкусы и наклонности Монтеня. 195. 237 -- ненависть риторики. 239. 238. 346, 347, 368; 372 -- критическое отношение к Цицерону. II 211, 212, 3, 4, 216. 217. 219. 220; 222, 3.
III 443. IV 201 -- любит и ценит красоту в искусстве. Чрезмерное поклонение древним. I 344, 345 -- он совсем чужд идеи прогресса. II 41. III 52; 134. IV 137.
Фамильярность, отсутствие доктрины, синтеза и систематизации как недостаток и типичность, жизненная яркость подробностей как достоинство, связанное с этим недостатком.
I 121 -- милый цинизм II 41. 216. 218. 219.
III 55. 301. 394 -- его поразительная искренность. 416.
IV 3. -- 49 -- сравнивает свои произведения с экскрементами. 197 неожиданный переход. 303 -- мы узнаем даже такую мелочь, как он любит сидеть; здесь проявляется и фамильярность, и какое-то уж слишком заботливое, нежное отношение к собственной особе; то же на стр. 312.
IV. Чужие влияния, которые имеет на себе Монтань {Над словом Монтань Руссо -- зачеркнуто}. Материал для его "Опытов".
I 72 Наблюдения во время путешествия; 142 -- обширная традиция по этнографии {Далее было: 208, 209 значение мускульной силы}; 243 Как воспитывали сам<ого> Монтеня. 244, <24>5.
II 216; 372, 373 -- влияние пирронизма.
V Его влияние на последующие теории Руссо, Вольтера, Паскаля и др. II 79 -- взгляд на ростки заимствований у Монтаня Руссо. 193. 208 -- Эмиль2. 230. 246 -- Исповедь Руссо3. 307 -- идеализирует деизм; 308. -- 358 -- теория уединения Руссо.
II 342 -- вред цивилизации. IV 262 -- сладость терзаний -- у Руссо то же самое.
IV (продолжение)
Из биографии Монтаня. IV. 177; 216, 217 -- постоянная опасность, которая грозила многим в его время, -- и от Короля и власти относительно телесной опасности. 242 -- 3 -- случай -- нападение солдата и мужество, которым его победил Монтань. 244, 245 -- случай с разбойниками, которых он тоже побеждает своим благородством. 260; 309 -- отец воспитывает его в народе.
VI. Из биографии Монтаня. I 245, 246, 247, 248, 249.
II 104 -- отец стр. 176, 177, 178, 239 -- умеренный темперамент. Очень спокойный, несмотря на то, что мать тревожная и эксцентричная. 240, 241; 243. 245; 249; 254, (25)5. III 21 не принимает участия в войне междоусобной; 62, 63; 70; 80 биография С. Бёва4; 84 -- ослабление воли. 91 -- он сам создает срединность и спокойствие своего темперамента. 353 {Было: 347} -- трудно и нескоро сходится с людьми. 358 Но по природе он очень общителен и любит людей (он только не любит практических интересов и борьбы с ними и реальной жертвы для них, -- он любит умственные наслаждения и доставлять ими такие наслаждения, как дилетант). 406--407 -- почти враждебное отношение к браку.
IV 87 -- боязнь одолжиться как у Руссо -- сравн. с 63 IV; 91, 105; 111 -- общительность -- 119; 149
Этические взгляды Монтаня
I 39. Внутренний критерий нравст<венности>. 47--8. Утилитарный взгляд на значение лжи. 84--85 Смерть и ее значение для каждой личности. 86 -- Цель разума и доброты {и доброты вписано} -- удовольствия. 87, 88 -- цель философии ср. с 224, 225 IV -- противоречия {ср. с 224, 225 IV -- противоречия вписано}. 94--5 -- memento mori5 ср. 226 IV {ср. 226 IV вписано}. 96 Мнение о смерти делает стоиком. 144 -- происхождение нравственности из обычая, привычки. 179 -- знание больше уважается, чем добродетель. 187--8 -- главная цель знания добро. 190; 220; 224 -- утилитарный, светский взгляд на добродетель. 410 стоицизм.
А) Скептицизм.
1) Философия основания скептицизма: "для sais-je?". 216. -- скептицизм, возникающий из созерцания разнообразия явлений мира; достижение объективности. 252, 253 сомнения относительно самого сомнения.
II. 47 -- сомнение в людях. 48, 55; 87 -- непостоянство воли. 88, 89 -- почти отрицание свободной воли. 92 -- зыбкие суждения, зависящие от минутного настроения. 96; 279 -- человек не центр мира. 280, 291, 297; 336, <33>7, <33>8, 344.
372 -- пирронизм. 412. 445. 446. 465. <46>6; 472.
479 -- шаткость познания происходит тоже от того, что оно зависит от минутного субъективного настроения 96 {96 вписано}, 480, 481, 482. 498, 502. 504 моя заметка об этом6. 525, 528, 529, 534; 549, 550.
8 {8 вписано над строкой}
IV 12--13 -- из его скептицизма возникает самая широкая терпимость.
9 {9 вписано над строкой}
13--14 -- терпимостью он напоминает Дж. Ст. Миля.
7 {7 вписано над строкой}
39 -- сила убеждения -- признак глупости.
6 {6 вписано над строкой}
191
2) Сомнения относительно науки
I 179 Тщета тогдашней схоластической {схоластической вписано} науки -- она не содействует добру. 180--<18>1 она -- чужая; 186; 188 -- наука {Было: знания} унижает еще тем, что ею занимаются для денег люди низкого происхождения.
I 254, (25)5; 341 -- знание не увеличивает счастья. 345, 347, 348, 365, <36>6. 480--545 {Было: 534.}.
III 264 сомнения относительно всего искусственного вообще -- из этого проистекает его глубокая ненависть к медицине.
IV 205 -- сомневается относительно пользы книг и знания вообще; ибо оно не способствует счастью: оно удовлетворяет только тщеславие. 228 -- блаженное {блаженное вписано} состояние невежества в естественном виде то, чего {Было: что}искусственно достигает наука. 254 недостаток схоластической науки. 255 -- недостаток метафизики.
3) <Сомнения относительно> религии I 59. 112. 255. Крайний скептицизм он делает орудием католицизма.
4 {4 вписано над строкой}
257 II. 79 -- бессознательно наносит удар католич<еству>. 112. Срав. далее с оправданием чисто античного {чисто античного вписано} самоубийства 114, 115, 135; 157.; 344.; 362, 363, 365., 376, 388, <38>9, 405 -- философия понятия Бога; 550 -- скептицизм приводит его к Богу.
IV -- 93 -- антирелигиозное воззрение на смерть.
Крайняя осторожность I. 70 -- терпимость. 314 {314 вписано над словом терпимость}, 136. 257.
1 2 3 {Цифры 1, 2, 3 вписаны над строкой}
II 66. 71 -- искреннее отрицание протестантизма. 72. 75, 76. 375--<37>6 -- его скептицизм совсем безопасный, даже ancilla theologiae7.
IV 193, 194; 196. 5 {Цифра 5 вписана над числом 196}. как осторожно он проповедует терпимость, но все-таки проповедует.
4) <Сомнения относительно> культуры и цивилизации.
I 188 избыток знаний уничтожает нашу самостоятельность и оригинальность. I 184 вред знания: лучше наивное невежество мужика. 193 знание сопровождает упадок нравов. 299. 307 идеализирует дикарей 308 возвращение к первобытному состоянию. 309. 313, 314; 321 322; 337
III 96 симпатия к музыке 230, 264 {264 вписано}, 504, 503 -- полное, но не только объясняемое историческим моментом, но и органическими свойствами его личности непонимание прогресса 504 505
IV. 38, 81 -- непонимание личного прогресса. 174 -- счастлив народ и величайший мудрец {Далее начато пред} 207 истинная любовь к простому народу 221 мужество народа 222, 227; 232, 269
5) <Сомнения относительно> государства, законов, нравственных правил, бытовых форм и т. д.
I 137 -- условность обычая. 138. -- относительность нравственных правил. 148. -- Относительность законов. 261--262 -- критика семьи 263. 322. 417, 418, 419, 420--421 сравнить с 384 {421 сравнить с 384 вписано} -- философский, абстрактный демократизм. 422, 423, 424.; 429, 430--432 -- отр<ицание> роскоши II 36, 37; 360 -- счастье дикарей без государя IV -- 126--171 -- сомнение в серьезности госуд<арственных> дел. 249 -- отсутствие законов -- благо. 256, 257; 258; 260 -- отрицание законов {Напротив вписано на полях последняя сторона его скептицизма -- стоицизм с главой о терпимости. См. 1}.
<Сомнения относительно> современных ему культуры и предрассудков {и предрассудков вписано} I 58. -- 59
116. II 143
III. 397. 485 -- равноправие женщин и мужчин, но тоже конечно теоретически
IV 2 -- презирает примат честолюбия то же на 324 {то же на 324 вписано над словом честолюбия}. IV 7 стр. {7 стр. вписано} презирает царскую власть с чисто личной точки зрения. 75 -- презирает национальные различия. 186 -- не верит в чудеса. 187 и дает им рациональные объяснения 189.
в) Психология{Было: психологическ.}
1) Различные эмоции. I стр. 9 -- то же. 77 страсть. 113 Сила воображения. 114, 115, 6. Он предчувствует современные настроения 119. 125, 126, 127. II 89, 92, 93 изменчивость настроения.
333 относительность чувства красоты. 521 -- органы {Было: чувство} чувства единственный путь познания
III 259 наследственность. 302 -- наслаждение чужими страданиями -- садизм и Достоевский. 329 -- блестящая, художественная психология раскаяния. 382 -- тонкая психология страха смерти.
2) Теория воспитания. 134--135; 183 -- презрение к схоластике 207 -- жизнь должна учить. 210--211 -- независимость убеждений и рабство практической деятельности. 208, 209 {208, 209 вписано} 215 -- путешествия. 216; 227 -- умственное переутомление в школах. 228--230 -- протест против физических наказаний. 232. II 177. 178. III 177
4) Его личные отношения к общественным интересам. I 210 {Было: 64, 75} -- 211 -- свобода мысли и рабство жизни. 211. 218.; 354, <35>5; 361. 362 -- субъективность его удаления из общества. 384. искренность его роялизма. 424, <42>5; 428. Ср. с 216, 211 IV m.
II. 343. III 87, 88. Проследить также из 66; 334 -- он небрежен к обществу, к честолюбию из-за 334, 335; многое уясняет его демократизм 354.
IV -- 68 -- неверие в прогресс 69 полный квиетизм объяснить 215 IV т. и 428 I т. и 242 IV и 260 IV {объяснить 215 IV т. и 428 I т. и 242 IV и 260 IV вписано под словами полный квиетизм} -- впрочем, вполне искренний70. 73. 150 {Было: 75}, 151, 152 -- теория пассивной, холодной жертвы 153, 154; 216, 7 ср. 428 I тома
Дилетантизм социальных взглядов.
I стр. 17 36, 37. Индифферентизм 18.; 150, 151 сравнить с 66 III тома, сравнить 148; 152, 153, 4, 5 ср. с 171.
157 -- умеренный даже в консерватизме 172 царям он советует то же непротивление злу. III 358, 359 -- дилетант<изм> в отношении к людям, 360 -- "passer le temps"8 (и Que sais-je?9) IV какими софизмами он утешает и успокаивает себя насчет опасности Франции 76.; 128.; 196 -- страшная робость в применении взглядов.
5) Теория самодовлеющей личности, связанная с его характером. I {Было: 204, 5; 254, 5}
2 2 {Цифры 2, 2 вписаны над числами 357. 358} 357. 358 {Было: ср. с главою о дружбе -- 358, 268; 334} теория уединения ср. с 243 -- 5 II т. 361
II 159. 173; 187 -- 366 II тома их результат 359 I тома
III 90, 91 -- 367 -- его убежище, 368 -- сравн. 358 {сравн. 358 вписано} -- отрицание ложного честолюбия и пустой, развращающей душу светской суеты заставляет его бежать <в> уединение, не в нирвану Руссо, а к отдыху, к уединенному досугу обеспеченного философа-дилетанта. IV его теория личного {его теория личного вписано} как протест против личного {личного вписано} рабства и подавления самостоятельности в Ср.<едние> В.<ека>. 151.
Неудача этой теории. III 387 -- печальная, одинокая, вырождающаяся старость 388, -- трагические ноты в его меланхолии 391 {391 вписано} 392 453 пессимистические взгляды на любовь и человека 477 сравн. с 453. -- 479 -- внутренняя трагедия старости и бессилия ср. с надменным, изящным и молодым эгоизмом 358 I т. 480, 482. IV -- 63 готов жить на чужой счет в полной зависимости, только бы не трудиться, не думать. -- Разве это истинная свобода? 114, 115 idée fixe10 о смерти. 312 -- мелочность и скудость интересов на склоне лет.
6) Дружба, женщины, отношение к отцу, благородство, мужество и джентльменство.
I 259, 260; 264 263 {263 вписано} недоверие к женщинам и непонимание их {их вписано} любви. 267--8 мистический экстаз дружбы. 269, 270, 272, 275, 276; 320 хвалит многоженство дикарей. 334. 408, 409 -- щедрость.
II. 78 -- 191 -- 192 недоверие к женщинам. 195.
III 72 его крайняя правдивость. 93 -- идеализация Ла Боэси11. 321, 322 -- правдивость абсолютная. 357 недоверие к женщинам 360, 364; 394 -- критика его искренности. 403, 404 средневековый {средневековый вписано} взгляд на брак 406. 407. 410 -- почти враждебное отношение к браку 413 положение женщин 415 -- испорченность женщин. 423 -- человеч<еская> сторона его отношения к женщине 438 -- тогдашний разврат. 439; 450, 451, 452, 453 -- старческие пессимистические взгляды на любовь -- грубый, но очень искренний взгляд на любовь. 477. IV 13--14 как он понимает откровенность дружбы и терпимость. 59 -- деспотичность по отношению к другу. 99 -- женщины 243, 245 -- мужество, благородство и храбрость, сила духа.
7) Мелкие, но характерные черточки из домашней жизни, наблюдений и обстановки.
стр. 22 -- его крайняя стыдливость 202 он льстит графине Гурзон12 340 -- как он одевался. 379 -- его несветскость. 400 -- мало семьянин.
II 63, 65, 152, 157. 243, 245 сравн. с 358 I тома. 249, 252.
III 55 лучше говорит, чем пишет. 65 -- плохой хозяин. 76 -- не терпит ни малейшего принуждения. 240 три лучших человека, по мнению Монт.<аня>, Гомер, Алекс.<андр> Мак.<едонский>, Эпаминонд 351 -- его несветскость. 352; 366 -- обстановка его кабинета, его дом {его дом вписано}, как он проводит время. 448 -- как легко он в мелочах подчиняется чужому влиянию.
IV -- 114 -- черта авторского тщеславия. С) Личность Монт.<аня> по его "Опытам"
1) Дилетантизм 1 {Было: и барство} 53, 89 {Было: 88}, 205. II {Было: 212--216, 217 созерцание мира} 150--159 -- старается успокоить себя насчет смерти ср. с 224, 225 IV противореч<ие> {Было: ср. с 224, 225 IV противореч.<ие>} (единственная вещь, которую нельзя исполнить по дилет<антски>) IV 114, 115 -- хочет комфортабельно и дилетантски умереть.
Вера и случай, т. е. бессознательно, органически и непроизвольно {т. е. бессознательно, органически и непроизвольно вписано}I 164; 165 -- он больше верит в случайность, в бессознательное {в бессознательное вписано}, чем в силу разума. 168 -- фатализм. 174, 333. II 21; IV 242, 243.
III 64 -- он сам понимает свое призвание в дилетантизме. 65. даже в мелочах см. 63 -- Очень важно -- 66. сравн. с 343 II тома и с 150, 151, 154, 152 I тома сравн., что пишет с IV том 69, 70. -- Это также объясняется из ничтожества представлявшейся тогда общественной деятельности 154, 171 IV тома, и 216, 217 IV
I 367 дилетантизм в науке. 7 {Цифра 7 вписана над дилетантизм в науке.}.368. II 210. 8 {Цифра 8 вписана над 210.}. III 368. 9 {Цифра 9 вписана над 368.}. и 369 I тома 358. 4 {Цифра 4 вписана над 358.}.
III 74 дилетант всяких мелких привычек ума и воли. 82, 83 -- дилетантизм в подробностях обыденной жизни -- также 63 стр. и 352. 360--361 -- дилетантизм в отношении к женщине. 364, 365; 366 дилетантизм в манере читать книги 368 и 369 I тома ср. с 154, 171 IV тома {и 369 I тома ср. с 154, 171 IV тома вписано} дилетантизм как цель и смысл жизни, науки, искусства -- он, впрочем, противополагает свой дилетантизм не деятельности для общественной пользы, не жертве, об этом он не имеет понятия {об этом он не имеет понятия вписано}, а суетности, честолюбию, алчности, тщеславию; его дилетантизм гораздо чище настоящей нравственности, рекомендующей полезную работу для других, но он вместе с тем выше суетного стремления к успеху и честолюбию, погоне за военной славой, за деньгами и грубыми наслаждениями, жизни среди сплетен и придворных интриг, составлявшей удел большинства тогдашней аристократии и здесь М.<онтань> умеренно поднялся над уровнем своего времени.
379 дилетант -- в эмоциях.
IV -- 54 -- je ne cherche qu'a passer13. 61; 145, 146, 147.
2) Его аристократизм и барство. I. 201 -- знание привлечения высокопост<авленных> лиц. 368 {368 вписано}. 363, 364--365. 367. -- книгу считает утомительной; праздность. 368. Не надо забывать, что все это субъективно -- он говорит "я" -- "мой возраст". 409 {Было: 403; 408}. II 48, 71, 72.
III 63, 64, 65 -- его барство в теории и практике. 66. -- Обломов XVI века. 82 его непрактичность. 83.
IV 3 стр. выбирает изящную жизнь в свое удовольствие вместо суровых подвигов. 55. 61 -- готов подчиниться, чтобы ни о чем не заботиться. 62 -- барство. 63 -- его призвание -- жить на чужой счет 69 и 70 {и 70 вписано}как результат 62 и 66 из III тома. 115 -- хочет умереть аристократично. 156, <15>7; 281 -- и в мелочах барских вкус; 299 -- слишком много и заботливо говорит о своих недугах. 31 -- сибаритство; нарушает сон, чтобы он казался приятным.
3) Радость жизни и умение пользоваться ею. Эпикуризм. Он -- оптимист. Отсутствие мистицизма. Античный взгляд на жизнь.
I стр. 9--97 -- Постоянно, но спокойно ждет смерти. 99 -- отсутствие квиетизма несмотря на фатализм. 104 Очень смутно говорит о будущей жизни. 105 Утешает себя насчет смерти.
221. 222 -- дух светлого возрождения. 223 -- красота и радость добродетели. 295 aurea mediocritas14 даже в мудрости. 363. 369.
331 -- он выжимает сок из наслаждения до последней капли.
332 отрицание мечтательности и напряженный свежий взгляд на жизнь. 333; II {II вписано.} 335 -- дорожит всем существом человеческим, даже телом. 338{Было: 337 -- отрицание аскетизма.}.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ВЕ -- журнал "Вестник Европы".
ВИЛ -- журнал "Вестник иностранной литературы".
ВС -- Мережковский Д. С. Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы. СПб., 1897.
"Записки" -- Записки А. О. Смирновой. (Из записных книжек. 1826--1845 гг.). СПб.: Изд. ред. "Северного вестника", 1895. Ч. 1.
МИ -- журнал "Мир Искусства".
HB -- газета "Новое время".
Опыты -- Мишель Монтень. Опыты: В 3 кн. / Изд. подгот. А. С. Бобович, Ф. А. Коган-Бернштейн, Н. Я. Рыкова, А. А. Смирнов. 2-е изд. М.: Наука, 1979. (Серия "Литературные памятники").
ПСС17 -- Мережковский Д. С. Полное собрание сочинений: В 17 т.
СПб.: М. О. Вольф, 1911--1913.
ПСС24 -- Мережковский Д. С. Полное собрание сочинений: В 24 т. М.: И. Д. Сытин, 1914.
ППМ -- Письма Плиния Младшего. Книги I--X / Изд. подгот. М. Е. Сергеенко, А. И. Доватур. 2-е изд. М.: Наука, 1984. (Серия "Литературные памятники").
"Разговоры" -- Разговоры с Гёте, собранные Эккерманом, в пер. с нем. Д. В. Аверкиева. Ч. 1--2. СПб.: Изд. А. С. Суворина, 1891.
РБ -- журнал "Русское богатство".
РМ -- журнал "Русская мысль".
РНБ -- Российская национальная библиотека (С.-Петербург).
РО -- журнал "Русское обозрение".
PC -- газета "Русское слово".
СВ -- журнал "Северный вестник".
ТГ -- "Театральная газета".
РУКОПИСНЫЕ РЕДАКЦИИ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЯМ ИЗ "ВЕЧНЫХ СПУТНИКОВ"
В данном разделе публикуются подготовительные материалы к ВС: черновой вариант 1-го раздела статьи "Марк Аврелий", "Выписки и заметки о Монтане", "Монтань", план и выписки к статье "Гёте".
В примечаниях восстановлены зачеркнутые фрагменты текста.
Выделения в тексте принадлежат Д. С. Мережковскому.
ВЫПИСКИ И ЗАМЕТКИ О МОНТАНЕ
Автограф. Мережковский Д. С. Выписки и заметки о Монтане. 22 л. // ИРЛИ. Арх. Д. С. Мережковского. No 24.348.
1...отзыв об нем Этьена Пакье. -- При встрече с Монтенем в Блуа в 1588 г. Э. Пакье упрекал его в использовании французских слов на гасконский манер. Этот отзыв он повторил в своем письме от 1619 г. к г-ну Пельже, советнику короля и главе Счетной палаты (Les lettres d'Estienne Pasquier. Paris, 1619. T. II. P. 377).
2...Эмиль. -- Имеется в виду педагогический трактат Ж.-Ж. Руссо "Эмиль, или О воспитании" (1762).
3...Исповедь Руссо... -- Автобиографическая книга Ж.-Ж. Руссо (1789).
4...биография С. Бева... -- Имеется в виду, видимо, сходство в общественной позиции Монтеня и Сент-Бёва, который уклонялся от прямых столкновений в литературной или общественной борьбе. Один из известных фактов такого рода в биографии Сент-Бёва -- отказ от участия в борьбе со сторонниками классицизма в составе кружка романтиков под руководством В. Гюго после Июльской революции. По образному выражению Г. Брандеса, "он был вообще так создан, что глядел на партии, школы, системы как на гостиницы, в которых он останавливался, никогда не распаковывая вполне своих вещей; кроме того, он был всегда склонен к сатире или насмешке над тем, что он оставил, но чему раньше поклонялся" (Брандес Г. Романтическая школа во Франции (начало) // Собр. соч. Г. Брандеса: В 20 т. / Пер. с датского М. В. Лучицкой. СПб., б. г. Т. 9. С. 321).
5memento mon -- помни о смерти (лат.).
6...шаткость познания происходит тоже от того со моя заметка об этом. -- Имеется в виду статья "Мистическое движение нашего века".