Михоэлс Соломон Михайлович
Шостакович

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Михоэлс: Статьи, беседы, речи. Статьи и воспоминания о Михоэлсе
   М.: "Искусство", 1981.
   

Шостакович

Выступление на заседании Комитета по Гос. премиям при СНК СССР 16 марта 1944 г.

   Я глубоко убежден в том, что музыке Шостаковича принадлежит ближайшее будущее. Настаиваю: ближайшее!
   Не помню, Баратынский или Вяземский сказал относительно Глинки: "Мне говорят, что это -- музыка будущего. Допускаю, но почему же меня в настоящее время заставляют слушать музыку будущего?" Примерно такие же суждения мы часто слышим сейчас о Шостаковиче. Но ведь теперь уже ясно, что со времени Баратынского и Вяземского имело смысл слушать Глинку.
   Говорят, что главным критерием в оценке музыкальных произведений должна быть доступность. Я этот критерий признаю и принимаю, но не безоговорочно. Прежде всего я считаю, что единственным критерием доступность служить не может. Многим недоступны Бетховен и Чайковский -- это означает только, что слушатели не обладают достаточной культурой. В музыкальном смысле они неграмотны. Им предстоит еще многому научиться, прежде чем они поймут величие Бетховена.
   Кроме того, нельзя забывать, что все истинно новое сталкивается с непониманием. Тут-то и возникает потребность в талантливой критике, в настоящих ценителях, способных защитить, поддержать и разъяснить новое искусство. Современники не понимали Бетховена, Стендаля, Маяковского... Можно было бы назвать и много других имен.
   Мы, строители будущего, должны быть особенно внимательны к тем художникам, которые умеют чувствовать будущее, опережают время. Шостакович -- именно такой художник.
   Шостакович -- ведущее имя, это вышка музыкальной культуры двадцатого века.

1944 г.

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru