Милль Джон Стюарт
Джон Стюарт Милль

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

ДЖОНЪ СТЮАРТЪ МИЛЛЬ.

0x01 graphic

   Немногимъ изъ современныхъ европейскихъ мыслителей выпало на долю быть учителями и руководителями общественнаго мнѣнія. Къ числу такихъ счастливыхъ исключеній принадлежитъ и Джонъ Стюартъ Милль, имя котораго неразрывно связано со всѣми идеями, развитіе которыхъ составляетъ славу настоящаго столѣтія. Если, по словамъ одного ученаго, нашъ вѣкъ будетъ извѣстенъ въ исторіи, какъ вѣкъ Дарвина, то нельзя не согласиться съ англійскимъ публицистомъ, который, въ томъ же смыслѣ, назвалъ наше время "политическимъ поколѣніемъ, образованнымъ ученіями Джона Стюарта Милля".
   Но въ чемъ состоятъ эти ученія? Не отличаясь геніальнымъ творчествомъ, не создавъ никакой новой философской школы, Милль придалъ форму, систематизировалъ и логически развилъ всѣ лучшія идеи предшествовавшихъ ему мыслителей. Врагъ безусловныхъ теорій онъ самъ не останавливался ни передъ чѣмъ въ логическомъ развитіи принциповъ и, въ свою очередь, выработавъ для данной минуты самые либеральные и гуманные взгляды на общественные и политическіе вопросы, не считалъ ихъ истинами безусловными, а подлежащими дальнѣйшему развитію. Убѣжденный, что ни одна теорія, какъ бы она не была закончена и совершенна для настоящаго времени, не можетъ оставаться неизмѣнной, что человѣческія идеи, какъ и все въ мірѣ, подлежитъ развитію, Милль скорѣе училъ тому, какъ мыслить, чѣмъ тому, что мыслить. Его спокойный анализъ, какъ говоритъ Бокль, сильно дѣйствовалъ на самые упорные, отсталые умы и онъ часто обезоруживалъ своихъ враговъ, побуждая практическихъ людей соглашаться, исключительно на одномъ практическомъ основаніи, съ такими заключеніями, справедливость которыхъ имъ невозможно было бы доказать научными доводами. Вмѣсгѣ съ этимъ онъ соединялъ глубину умозрѣній съ практичностью взглядовъ и доказалъ, что принципы, какъ бы они не казались возвышенны и далеки отъ обычныхъ понятій, всегда могутъ быть практически примѣнены къ жизни безъ ненужнаго излишка существующихъ общественныхъ условій.
   Не только своими сочиненіями, но и всею своею жизнью Д. О. Милль служилъ прогрессивному движенію нашего времени и до самой смерти, послѣдовавшей въ 1873 году, откликался на всѣ политическіе и общественные вопросы, выдвигаемые его родиною -- Англіею. Поэтому представляемъ въ общихъ чертахъ характеристику жизни и трудовъ этого замѣчательнаго человѣка, который, если и не займетъ такого мѣста въ исторіи, какъ Бэконъ или Лейбницъ, то, во всякомъ случаѣ, останется однимъ изъ выдающихся мыслителей девятнадцатаго столѣтія.
   Джонъ Стюартъ Милль родился 20 мая 1806 года. Отецъ его пользовался почетною извѣстностью, какъ авторъ весьма замѣчательной "Исторіи Великобританскихъ колоній", о которой Бокль, въ примѣчаніяхъ къ своей "Исторіи цивилизаціи Англіи", отзывается съ большимъ уваженіемъ. Кромѣ исторіи, отецъ Милля занимался также философіею и политикою, результатомъ чего явилось нѣсколько сочиненій по этимъ предметамъ. Способности сына не могли ускользнуть отъ вниманія съца, который лично занялся воспитаніемъ маленькаго Джона, не желая, вопреки общепринятому обычаю, отдавать его въ школу. Занимаясь соціальными науками, отецъ Милля не оставилялъ безъ вниманія и педагогику, основныя начала которой онъ и примѣнилъ къ воспитанію даровитаго мальчика. Онъ боялся отдавать его въ школу будучи того убѣжденія, что характеръ ребенка складывается очень рано и что поэтому было бы не раціонально представить его возможности натолкнуться на неблагопріятныя условія, существующія въ школьной жизни, вслѣдствіе недостатка надлежащаго присмотра. Обладая обширными знаніями въ наукахъ, отецъ Милля передалъ сыну часть своихъ свѣдѣній, что, при большомъ природномъ умѣ, дало возможность молодому Миллю въ 17 лѣтъ писать статьи для Westminster Review по философскимъ и политико-экономическимъ вопросамъ и потомъ обратить на себя вниманіе спеціалистовъ дѣла. Въ 18 лѣтъ Милль былъ уже виднымъ членомъ лондонскаго Debating Club. Этотъ клубъ не былъ похожъ ни на одинъ изъ тѣхъ, гдѣ ораторы пріобрѣтали расположеніе и апплодисменты аудиторіи рѣзкими выходками противъ существующаго порядка. Напротивъ того, этотъ клубъ былъ мѣстомъ сходокъ серьезныхъ людей, собиравшихся для разъясненія разныхъ запутанныхъ общественныхъ вопросовъ. Своими рѣчами въ этомъ клубѣ молодой Милль пріобрѣлъ такую извѣстность, что нѣкоторыя его эксцентричности послужили темою для одной изъ сатиръ безсмертнаго Мура. Эксцентричность Милля, за которую его осмѣялъ англійскій поэтъ, состояла въ его теоріи "нравственнаго воздержанія". Дѣло въ томъ, что въ то время вышла знаменитая книга Мальтуса: "Опытъ о народонаселеніи", въ которой выводился тотъ непреложный законъ природы, что возрастаніе народонаселенія и количество жизненнаго продовольствія находятся между собою въ отношеніяхъ геометрической прогрессіи къ ариѳметической, т. е., что населеніе возрастается сильнѣе, чѣмъ увеличивается пища; увлекшись этою теоріею, Милль сталъ проповѣдывать "воздержаніе", которое было не совсѣмъ тождественно въ "воздержаніемъ" Мальтуса. Послѣдній говорилъ о немедленномъ приложеніи своей теоріи къ жизни, между тѣмъ какъ Милль предполагалъ ея возможность существованія въ далекомъ будущемъ.
   Первымъ капитальнымъ сочиненіемъ, выдвинувшимъ Милля изъ ряда обыкновенныхъ журнальныхъ писателей, была его "Логика", успѣхъ которой имѣетъ тѣмъ большее значеніе, что она написана далеко необщедоступно. Милль вообще не стилистъ, но сочиненіямъ его свойственна какая-то особенная прелесть; онѣ иногда возбуждаютъ такое же удовольствіе, какъ при изученіи математики, когда какая-либо теорема, какъ бы сухо она не была изложена, восхищаетъ насъ своею геніальною простотою. Причина этого понятна. Милль только намекаетъ на извѣстное положеніе, слѣдствія же и подробности выводятся уже самимъ читателемъ. "Логика" Милля была переведена почти на всѣ европейскіе языки и всюду пользовалась огромнымъ успѣхомъ. Позже всѣхъ она появилась въ русскомъ переводѣ, которое въ настоящее время составляетъ уже библіографическую рѣдкость.
   Переходя затѣмъ къ дѣятельности Милля по позитивной философіи, мы должны прежде всего упомянуть, что позитивизмъ, появившійся въ тридцатыхъ годахъ настоящаго столѣтія, встрѣтитъ въ Миллѣ горячаго сторонника. Идеи Огюста Конта нашли въ немъ поддержку и онъ, одинъ изъ первыхъ, познакомилъ англичанъ съ этою философіею, находившей прежде такъ мало приверженцевъ, число которыхъ въ настоящее время составило могущественную школу, раздѣлившуюся на нѣсколько фракцій. Какъ извѣстно, позитивисты распадаются теперь на двѣ партіи или фракціи. Первые послѣдователи Литрэ переняли идеи Огюста Конта, изложенныя въ "Cours de philosophie positive". Они по придерживаются "Позитивной политики", написанной Контомъ позднѣе, равно какъ не хотятъ знать тѣхъ его предсмертныхъ сочиненій, которыя хотя и носятъ названіе позитивныхъ, по съ гораздо большимъ основаніемъ могутъ быть причислены къ метафизическимъ. Другая партія позитивистовъ, именуемая Огюстъ-контистами, признаетъ все написанное Контомъ за нѣчто въ родѣ откровенія и низводитъ высокій характеръ позитивиста на степень одной изъ тѣхъ безчисленныхъ сектъ, которыя находятся въ настоящее время въ Англіи и Америкѣ въ такомъ громадномъ количествѣ. Органомъ первой партіи позитивистовъ служитъ парижская "Revue positive". Милль принадлежалъ къ этой первой партіи и въ своихъ сочиненіяхъ всегда проводилъ идеи школы Литрэ.
   Въ области политической экономіи Милль поставилъ себѣ цѣлью разширить предѣлы ея, развивъ практически и философски идеи Адама Смита, Рикардо, Мальтуса, Вентана и другихъ своихъ предшественниковъ. Впрочемъ, нельзя сказать, чтобы груды въ этой области были только сводомъ чужихъ мнѣній; напротивъ того, многіе изъ вопросовъ и самые главные развиты Миллемъ въ такой степени, что принимаютъ совершенно новый характеръ. Въ его сочиненіи "Основы политической экономіи", переведенномъ и на русскій языкъ, вполнѣ выразились практическія стремленія нашего вѣка.
   Затѣмъ скажемъ нѣсколько словъ объ общественной дѣятельности Милля. Занимая видное мѣсто въ ость-индской компаніи и проводя всю жизнь въ кабинетныхъ вопросахъ, Милль не особенно старался выступить на публичную арену. Къ тому же ему не доставало многаго, чтобы занимать видное мѣсто въ палатѣ: у него былъ весьма слабый голосъ, рѣчь не блистала краснорѣчіемъ и въ общественныхъ собраніяхъ была совершенно неубѣдительна для слушателей. Выбранный въ 1865 году въ парламентъ, Милль не имѣлъ поэтому особеннаго успѣха, хотя по вопросамъ, требующимъ серьезнаго разсмотрѣнія, его рѣчи производили сильное впечатлѣніе. Въ палатѣ общинъ, Милль присоединился къ англійскимъ радикаламъ. Кромѣ того, крупныхъ землевладѣльцевъ онъ разсердилъ своимъ противодѣйствіемъ скученію земель въ однѣ руки, а буржуазію напугалъ своею поддержкою кандидатуры радикальнаго рабочаго Оджера. Вотъ почему на выборахъ 1868 года онъ былъ забалотированъ. Этимъ, однако, не прекратилась общественная дѣятельность Милля и онъ не разъ выступалъ ораторомъ на разныхъ митингахъ.
   Послѣдніе годы своей жизни Милль провелъ во французскомъ городѣ Авиньонѣ, гдѣ умерла его жена, къ которой онъ былъ такъ нѣжно привязанъ.
   Въ заключеніе всего, сказаннаго нами, приводимъ слова Бокля о значеніи дѣятельности Милля. "Еслибы, говоритъ Бокль, былъ созванъ судъ присяжныхъ изъ величайшихъ европейскихъ мыслителей и былъ бы предложенъ имъ на разрѣшеніе вопросъ, кто изъ современныхъ писателей сдѣлалъ всего болѣе для развитія знанія, они, конечно, не колеблясь, произнесли бы имя Джона Стюарта Милля".

"Живописное Обозрѣніе", No 25, 1875

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru