Мирович-Иванова Зинаида Сергеевна
Национальный союз домашнего чтения в Англии

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Текст издания: журнал "Міръ Божій", No 7, 1897.


Національный союзъ домашняго чтенія въ Англіи *).

   *) Рефератъ, читанный въ засѣданіи коммиссіи 6 марта 1897 г. по организаціи домашняго чтенія, состоящей при учебномъ отдѣлѣ "Общества распространенія техническихъ знаній".
   
   Въ рѣчи, произнесенной на собраніи "Національнаго союза домашняго чтенія", въ январѣ 1896 г., сэръ Джонъ Горстъ, министръ народнаго просвѣщенія въ Англіи, указалъ на тотъ важный пробѣлъ въ народномъ образованіи, который "союзъ" призванъ восполнить. "Трудно себѣ представить,-- замѣтилъ онъ,-- какъ велико число подростковъ, въ 16 и 17 лѣтъ позабывшихъ грамоту. Любопытное изслѣдованіе было недавно произведено въ Ипсвичѣ. Изъ нѣсколькихъ сотъ дѣтей лишь немногія могли еще читать; еще меньшее количество могло писать и всего одинъ изъ всѣхъ съумѣлъ рѣшить ариѳметическую задачу... Въ нѣсколько лѣтъ они утратили всѣ познанія, пріобрѣтенныя въ школѣ... Такое общество, какъ "Національный союзъ домашняго чтенія", полезное учащимъ и учащимся, является неоцѣненнымъ средствомъ борьбы противъ этого зла".
   "Національный союзъ домашняго чтенія" основанъ въ іюлѣ 1887 года по иниціативѣ доктора Пэтонъ и по примѣру уже ранѣе существовавшаго въ Шотоквѣ общества для распространенія домашняго чтенія. Американское и англійское общества въ главныхъ чертахъ сходны между собой. Цѣль и методъ ихъ -- одни и тѣ же: оба стремятся къ просвѣщенію массы посредствомъ систематическаго чтенія. Они разнятся между собой по нѣкоторымъ пріемамъ, принаровленнымъ къ общественнымъ потребностямъ той и другой страны. Преслѣдуя свои образовательныя цѣли, "Національный союзъ домашняго чтенія" долженъ былъ сообразоваться съ уровнемъ развитія и стремленіями весьма пестрой и разнообразной массы читателей. Подраздѣляя ихъ на группы, можно различить среди нихъ три главныхъ категоріи:
   1) Лица обоего пола, кончившія начальную школу и нуждающіяся въ руководствѣ для чтенія, чтобъ сохранить и расширить знанія, пріобрѣтенныя на школьной скамьѣ. Для этихъ лицъ курсъ домашняго чтенія находится въ прямой связи съ такъ-называемыми вечерними классами и отчасти замѣняетъ послѣдніе.
   2) Рабочіе, желающіе пополнить образованіе, полученное въ начальной школѣ. Для нихъ на первомъ планѣ стоитъ профессіональное обученіе, а также высшее общее образованіе, которое даетъ организація "University Extension" (Общество распространенія университетскаго образованія).
   3) Многочисленный разрядъ лицъ, кончившихъ среднее образованіе, но не имѣвшихъ возможности продолжать его въ коллежѣ; также и тѣ лица, которыя, кончивъ высшее образованіе, желаютъ освѣжить свои познанія или расширить ихъ въ новой области.
   Для удовлетворенія потребностей всѣхъ этихъ разнообразныхъ читателей курсъ чтенія для первыхъ двухъ разрядовъ разсчитанъ на 3 года, по 9 мѣсяцевъ каждый; для третьяго разряда -- на 4 года, по 9 мѣсяцевъ каждый.
   "Національный союзъ домашняго чтенія" ежегодно составляетъ списки книгъ для чтенія и печатаетъ ежемѣсячный журналъ, заключающій въ себѣ краткія характеристики, біографическіе очерки и критическія статьи, въ которыхъ разбираются изучаемыя книги. При этомъ союзъ подраздѣляетъ всѣхъ своихъ читателей на три секціи:
   а) Младшая секція -- лицъ обоего пола, только-что кончившихъ курсъ начальной школы.
   b) Секція общихъ курсовъ.
   c) Секція спеціальныхъ курсовъ.
   Къ этимъ тремъ секціямъ за послѣдніе два года прибавилась 4-я, такъ-называемая вводная, въ которой предлагается, за уменьшенную плату, чтеніе книгъ, изучавшихся въ предыдущіе годы.
   Для облегченія образовательныхъ задачъ, союзъ стремится соединить своихъ читателей въ кружки не менѣе, какъ изъ 5-ти членовъ, собирающихся при помощи руководителя для обсужденія и выясненія изучаемыхъ предметовъ. Соединеніе читателей въ кружки, помимо педагогическихъ преимуществъ, представляетъ и матеріальную выгоду: а) члены кружка вносятъ меньшую плату, чѣмъ отдѣльные читатели; b) они имѣютъ возможность сообща пріобрѣтать книги, необходимыя для изученія избраннаго ими курса.
   Всѣ члены читающаго кружка должны изучать одинъ и тотъ же курсъ, причемъ желательно, чтобы они одновременно читали тѣ же сочиненія. Если менѣе 5-ти членовъ желаютъ составить кружокъ, каждый долженъ вносить плату отдѣльнаго читателя. Руководители или сами составляютъ кружокъ, или же избираются членами уже образовавшагося кружка. Обязанности руководителя слѣдующія:
   1) Сообщать въ контору союза имя и адресъ каждаго члена кружка, списокъ требуемыхъ книгъ вмѣстѣ съ обозначеніемъ избираемаго кружкомъ курса,-- словомъ, служить оффиціальнымъ посредникомъ въ сношеніяхъ конторы съ членами кружка.
   2) Доставлять въ контору взносы членовъ кружка.
   3) Собирать кружокъ черезъ извѣстные промежутки времени для бесѣды по поводу прочитанныхъ сочиненій и объясненіе непонятныхъ вопросовъ.
   4) Раздавать членамъ кружка экземпляры ежемѣсячнаго журнала.
   5) По окончаніи ежегоднаго курса занятій посылать въ контору краткій отчетъ о занятіяхъ кружка.
   Для болѣе успѣшнаго развитія своей дѣятельности союзъ стремится къ учрежденію мѣстныхъ комитетовъ. Послѣдніе должны способствовать расширенію круга читателей, пропагандировать задачи союза въ городахъ и провинціи.
   Каждый мѣстный комитетъ, въ участкѣ котораго не менѣе 200 читателей, имѣетъ своего представителя въ Совѣтѣ союза.
   Для цѣлей пропаганды Совѣтъ указываетъ комитетамъ способы для расширенія круга читателей. А именно членамъ комитета рекомендуется: 1) Устраивать лекціи, бесѣды, митинги для пропаганды цѣлей и задачъ союза; также обращаться къ отдѣльнымъ лицамъ, сочувствующимъ дѣлу просвѣщенія. 2) Помѣщать свѣдѣнія о союзѣ въ мѣстныхъ органахъ печати. 3) Распространять рекомендованныя союзомъ книги въ общественныхъ и частныхъ библіотекахъ. 4) Обращаться къ воскреснымъ школамъ, клубамъ, рабочимъ и др. обществамъ, для выясненія преимуществъ систематическаго чтенія и т. д.
   Читатели, пользующіеся указаніями и руководствомъ союза домашняго чтенія, вносятъ небольшую ежегодную сумму; при этомъ отдѣльные читатели, какъ уже было сказано, платятъ больше, чѣмъ члены кружковъ; а именно размѣры членскихъ взносовъ слѣдующіе:
   а) Отдѣльные читатели вводной секціи платятъ 1 шил.; члены кружковъ -- 6 пенсовъ.
   b) Отдѣльные читатели младшей секціи платятъ 1 1/2 шил.; члены кружковъ -- 1 шил.
   c) Отдѣльные читатели секціи общихъ курсовъ платятъ 2 шил.; члены кружковъ -- 1 1/2 шил.
   d) Отдѣльные читатели секціи спеціальныхъ курсовъ платятъ 3 1/2 шил.; члены кружковъ -- 3 шил.
   Ежемѣсячный журналъ, издаваемый союзомъ, выходитъ въ 3-хъ номерахъ, соотвѣтственно 3-мъ главнымъ секціямъ; въ немъ разбираются книги, рекомендованныя въ качествѣ необходимыхъ пособій. Журналъ заключаетъ въ себѣ также указаніе на порядокъ чтенія, на лучшіе способы изученія, также отвѣты на вопросы, предлагаемые читателями. Для болѣе нагляднаго изученія, кромѣ журнала, пересылаются въ папкахъ фотографіи, рисунки, вырѣзки изъ газетъ и журналовъ, карты, діаграммы, разныя коллекціи -- словомъ, все то, что относится къ той или другой изучаемой книгѣ. Папки по почтѣ переходятъ отъ одного кружка къ другому.
   Журналъ, каждой изъ 3-хъ секцій, преслѣдуя, въ общемъ, однѣ и тѣ же задачи, стремится примѣняться къ потребностямъ различныхъ группъ читателей. Предлагая общій планъ занятій, союзъ слѣдующимъ образомъ опредѣляетъ характеръ каждой изъ 3-хъ секцій.
   Младшая секція имѣетъ въ виду сохранить и расширить знанія, пріобрѣтенныя въ школѣ; также дать спеціальныя техническія знанія, которыя могутъ быть полезны въ различныхъ дѣятельностяхъ; болѣе же всего -- внушить юношеству любовь къ такимъ наукамъ, какъ поэзія, естествовѣдѣніе, исторія и т. п.-- "къ наукамъ, которыя способствуютъ образованію истинныхъ идеаловъ жизни и открываютъ источники высочайшихъ наслажденій". Секція эта должна быть въ прямой связи съ такъ называемыми "продолжительными школами" (continuatian schools). Ею пользуются также съ большимъ успѣхомъ въ нѣкоторыхъ высшихъ школахъ и коллежахъ. Курсъ младшей секціи заключаетъ въ себѣ чтеніе по исторіи и литературѣ, біографіи, романы, путешествія, элементарныя свѣдѣнія, относящіяся къ правамъ и обязанностямъ гражданина. Читателямъ ея предлагаются 3 списка книгъ:
   1) Необходимыя пособія, разбираемыя въ ежемѣсячномъ журналѣ. Изъ нихъ не менѣе 6-ти книгъ (избранныхъ не менѣе, какъ изъ 3-хъ группъ) должны быть прочтены впродолженіи года для полученія свидѣтельства. 2) Дополнительныя пособія, относящіяся, по большей части, къ тѣмъ же предметамъ, какъ предъидущія, и предназначающіяся для дальнѣйшаго ихъ изученія. 3) Рекомендуемыя книги (стоящія въ менѣе тѣсной связи съ предметами, изучаемыми въ необходимыхъ пособіяхъ).
   Общіе курсы предназначаются, главнымъ образомъ, для рабочихъ, мужчинъ и женщинъ, для членовъ большихъ рабочихъ организацій, кооперативныхъ обществъ, торговыхъ союзовъ, клубовъ. Они отвѣчаютъ также потребностямъ лицъ, желающихъ пріобрѣсти общія познанія по предметамъ, касающимся обязанностей гражданина въ самоуправляющемся государствѣ; а также лицъ, желающихъ ознакомиться съ основами различныхъ научныхъ предметовъ прежде, чѣмъ приступить къ подробному ихъ изученію. Списокъ книгъ этой секціи подраздѣляется на необходимыя пособія и рекомендованныя.
   Свидѣтельства выдаются на тѣхъ же условіяхъ, какъ свидѣтельства предъидущей секціи, т. е. по прочтеніи 6-ти сочиненій, избранныхъ не менѣе, какъ изъ 3-хъ группъ необходимыхъ пособій.
   Спеціальные курсы сами по себѣ должны представлять полную программу чтенія, включающую въ себѣ всѣ главные общеобразовательные предметы (liberal éducation). Читателямъ рекомендуется изучать не менѣе 3-хъ курсовъ, избранныхъ, по крайней мѣрѣ, изъ 2-хъ отраслей наукъ (литература, естественныя науки, исторія, философія, исторія искусствъ). Каждый изъ спеціальныхъ курсовъ заключаетъ тройной списокъ книгъ:
   1) Необходимыя пособія, которыя должны быть всѣ прочтены тѣми, кто желаетъ получить свидѣтельство.
   2) Рекомендованныя пособія, болѣе подробно трактующія о тѣхъ же предметахъ.
   3) Справочныя книги -- для тѣхъ читателей, которые желаютъ подробно ознакомиться съ спеціальными вопросами.
   Кромѣ журнала, совѣтъ союза домашняго Чтенія выпускаетъ дополнительныя руководства: 1) по коммерческой ариѳметикѣ, 2) общія понятія о коммерческихъ методахъ (General knowledge of businen methods).
   Руководства эти, составленныя спеціалистами, могутъ быть пріобрѣтаемы членами за добавочный взносъ 1 шиллинга. По окончаніи годичнаго курса члены, изучившіе одинъ курсъ или болѣе, имѣютъ право получить свидѣтельство. При этомъ отдѣльные читатели сами даютъ формальное заявленіе о прохожденіи ими того или другого курса; за членовъ кружковъ такое заявленіе даютъ руководители. Лица, прошедшія полный 4-хъ-годичный курсъ, получаютъ спеціальное свидѣтельство. Экзамены не входятъ въ программу дѣятельности общества; но совѣтъ готовъ идти на встрѣчу желаніямъ извѣстнаго количества читателей, которые хотѣли бы подвергнуться экзамену, внеся за это добавочную плату. Относительно книгъ, рекомендуемыхъ читателямъ, исполнительный комитетъ предлагаетъ членамъ общества пріобрѣтать ихъ черезъ посредство центральной конторы. Союзъ доставляетъ книги по означенной на обложкѣ цѣнѣ, при чемъ почтовые расходы уплачиваются покупателемъ.
   Проглядывая отчеты союза домашняго чтенія за послѣдніе годы, мы отмѣчаемъ постепенное развитіе и расширеніе его дѣятельности. Прежде всего количество читателей значительно увеличилось: во 2-мъ годичномъ отчетѣ числилось 5.488 читателей, въ 3-мъ -- 7.350, въ 7-мъ послѣднемъ отчетѣ -- 8.145 читателей. Уже одинъ этотъ фактъ свидѣтельствуетъ о плодотворной дѣятельности союза и о соотвѣтствіи ея потребностямъ современнаго англійскаго общества. Курсы домашняго чтенія введены во многихъ школахъ грамотности, также въ вечернихъ школьныхъ классахъ (evening continuation schools). Введеніе союза домашняго чтенія въ общественныхъ элементарныхъ школахъ было одобрено въ отчетахъ нѣсколькихъ инспекторовъ; а при новыхъ законахъ по образованію явилась возможность получить субсидіи для кружковъ союза въ качествѣ высшихъ классовъ чтенія.
   Дѣятельность "Національнаго союза домашняго чтенія" не ограничивается одной Англіей: мы встрѣчаемъ вѣтви его въ Египтѣ, на Фолькландскихъ островахъ, въ Южной Африкѣ. Въ январѣ 1896 г. открылась вѣтвь общества въ Канадѣ, гдѣ организацію ея взялъ на себя женскій національный союзъ въ Монреалѣ; около того же времени основано было общество домашняго чтенія въ Ямайкѣ.
   Не смотря на успѣшный ходъ дѣла, матеріальное положеніе союза домашняго чтенія далеко не блестящее. Членскіе взносы не могутъ покрыть всѣхъ расходовъ по печатанію журнала, содержанію конторы и т. д. Отдѣльныя пожертвованія, субсидіи изъ фонда Гилькриста (Gilchrist trust) и другія случайныя вспомоществованія оказываются весьма недостаточными и союзъ до настоящаго времени едва сводитъ концы съ концами. Въ виду этого союзъ поставленъ въ необходимость ежегодно изыскивать средства къ существованію. Нѣкоторую матеріальную поддержку даетъ, между прочимъ, продажа членамъ книгъ для чтенія; также взносы почетныхъ членовъ.
   Несмотря на неудовлетворительное финансовое положеніе, союзъ бодро и энергично продолжаетъ свое дѣло, развивая его въ разныхъ направленіяхъ.
   Уже съ первыхъ лѣтъ своего существованія общество устраивало лѣтнія собранія, являющіяся пунктомъ объединенія для всѣхъ членовъ союза. На этихъ собраніяхъ, продолжающихся обыкновенно около 10-ти дней профессорами университетовъ и другими лекторами читаются лекціи, соприкасающіяся съ пройденнымъ зимою курсомъ: устраиваются прогулки, экскурсіи съ научными цѣлями и т. д.
   Въ послѣдніе годы при содѣйствіи -союза домашняго чтенія учреждены такъ называемые кооперативные праздники, имѣющіе въ виду, съ одной стороны, доставить лицамъ изъ работающаго класса отдыхъ въ красивой деревенской мѣстности, въ обществѣ интеллигентныхъ людей; съ другой стороны -- пропагандировать въ народѣ дѣло союза домашняго чтенія. Въ прошломъ году на средства общества кооперативныхъ праздниковъ нанято близъ Эдинбурга постоянное помѣщеніе, гдѣ могутъ пріютиться около 60-ти гостей. Лѣтомъ для посѣтителей устраиваются прогулки съ образовательными цѣлями подъ руководствомъ археологовъ и другихъ ученыхъ, сочувствующихъ просвѣщенію; еженедѣльно устраиваются лекціи, читаются рефераты и т. д.
   Теперь обратимся къ вопросу о распредѣленіи по группамъ читателей союза домашняго чтенія.
   Просматривая статистическія данныя, начиная съ отчета 3-го года, мы видимъ, что наибольшая цифра читателей, приходится сначала на долю секціи спеціальныхъ курсовъ; цифры читателей двухъ другихъ секцій колеблются. Въ послѣдніе же два года перевѣсъ оказывается на сторонѣ секціи общихъ курсовъ.
   Вотъ цифры, приводимыя въ отчетахъ союза домашняго чтенія:

3-й годъ.

   Секція спеціальныхъ курсовъ -- 3.099
   Секція общихъ курсовъ -- 1.938
   Младшая секція -- 2.313

4-й годъ.

   Секція спеціальныхъ курсовъ -- 2.846
   Секція общихъ курсовъ -- 2.057
   Младшая секція -- 2.159

5-й годъ.

   Секція спеціальныхъ курсовъ -- 2.714
   Секція общихъ курсовъ -- 2.511
   Младшая секція -- 2.489

6-й годъ.

   Секція спеціальныхъ курсовъ -- 2.749
   Секція общихъ курсовъ -- 3.125
   Младшая секція -- 2.321

7-й годъ.

   Секція спеціальныхъ курсовъ -- 2.699
   Секція общихъ курсовъ -- 3.345
   Младшая секція -- 1.853
   Съ 1895 г. къ прежнимъ секціямъ прибавлена новая -- вводная секція (92 читателя).
   Сообразно съ требованіями, предъявляемыми читателями, постепенно измѣняются и программы союза. Въ 1894 г., при началѣ новаго 4-хъ-годичнаго курса, союзъ отмѣчаетъ тяготѣніе читателей къ историко-литературнымъ предметамъ, и охлажденіе ихъ къ естественнымъ наукамъ (sciences), -- фактъ, объясняющійся, главнымъ образомъ, увеличеніемъ за послѣдніе годы техническихъ институтовъ и другихъ аналогичныхъ учрежденій. Соотвѣтственно ярко выразившемуся стремленію читателей къ изученію исторіи и, особенно, древней и современной литературы, союзъ выдвигаетъ эти предметы на 1-й планъ. Въ 1895 году совѣтъ даетъ въ 6-ти-годичномъ отчетѣ слѣдующую статистическую таблицу распредѣленія читателей спеціальныхъ курсовъ:
   Англійская исторія -- 799
   Англійская литература -- 795
   Браунингъ -- 538
   Шекспиръ -- 397
   Архитектура -- 336
   Греческая и римская исторіи -- 271
   Исторія Франціи -- 271
   Греческая и римская литературы -- 207
   Географія -- 186
   Этика -- 158
   Въ отчетѣ 1895 года мы впервые находимъ данныя относительно переписки съ читателями, а именно, въ теченіе года получено было 11.869 писемъ; отправлено -- 5.144 письма.
   Теперь намъ остается разсмотрѣть общій характеръ издаваемаго союзомъ ежемѣсячнаго журнала. Преслѣдуя въ общемъ одну и ту же цѣль -- помочь читателямъ разобраться въ изучаемыхъ предметахъ, каждая изъ секцій, на которыя подраздѣляется журналъ, носитъ особыя черты: каждая имѣетъ въ виду умственное развитіе и потребности своей отдѣльной группы читателей. Въ секціи общихъ курсовъ на 1-й планъ выдвигаются сочиненія по политической экономіи и общественнымъ наукамъ, при чемъ рекомендуются сочиненія Рёскина ("Untothislost"), Макъ Куна "Этика гражданства" (Mac Cunn "Ethica of Citizenship"), Маллока "Трудъ и народное благосостояніе" (Mallock "Labour and the populär welfare"), Гобсона "Проблеммы бѣдности" (Hobson "Problems of porerty").-- По исторіи рекомендуется сочиненіе: Макъ-Карти "Краткая исторія нашего времени"; Грина "Краткая исторія", Пюсэ "Прошедшая исторія Ирландіи" и т. д.
   По литературѣ предлагается изученіе одного изъ произведеній: Вальтеръ Скотта, Шекспира, Кингслэ, Джорджъ Элліотъ, Бёрнса; рекомендуются сочиненія Мейерса "Чтеніе о великихъ людяхъ", Карлейля "Бёрисъ и Скоттъ", Даудена -- о Шекспирѣ и т. д. по греческой литературѣ сочиненія: Коллинса "Платонъ", Патчера "Демосѳенъ", Морриса "Земной рай", Броунинга "Приключеніе Паластіона".
   Наиболѣе скромное мѣсто отводится естественнымъ наукамъ, изъ которыхъ предлагается для изученія одна астрономія (сочиненія Кристи, Чемберса, Проктора).
   Большая часть перечисленныхъ сочиненій разбираются и критикуются въ секціи общихъ курсовъ. Цѣлый рядъ статей выясняютъ главныя идеи, общій характеръ и значеніе рекомендуемыхъ сочиненій. Къ каждой статьѣ прилагаются провѣрочные вопросы. Рядомъ съ цѣлями научными авторы статей преслѣдуютъ и цѣли воспитательныя и гуманитарныя.
   Въ однѣхъ статьяхъ на первый планъ выдвигаются тенденціи религіозно-нравственныя, въ другихъ -- гражданскія. Такъ, книга Макъ-Куна рекомендуется тѣмъ, "кто желаетъ стать болѣе разумнымъ гражданиномъ и избирателемъ". Ярко выступаютъ также тенденціи патріотическія. Подводя итоги большей части статей, мы видимъ стремленіе внушить читателямъ любовь къ отечеству. Авторы статей не пропускаютъ при этомъ случая противупоставить историческому развитію Англіи исторію другихъ, менѣе счастливыхъ странъ. Съ этой точки зрѣнія французская революція конца XVIII в., при всемъ сочувствіи къ ея отвлеченнымъ принципамъ, внушаетъ имъ нѣкоторое отвращеніе, какъ явленіе уродливое и ненормальное.
   Но, говоря о патріотическомъ одушевленіи сотрудниковъ журнала, слѣдуетъ сдѣлать оговорку. Настроеніе это хотя преобладаетъ, но не исключаетъ и весьма рѣзкой критики родной страны. Въ статьѣ подъ заглавіемъ "Шесть главъ изъ исторіи Ирландіи" авторъ, разбирая выдающіеся факты исторіи Ирландіи, указываетъ на несправедливость и жестокость англійскаго правительства. Еще болѣе рѣзкую критику встрѣчаемъ мы въ статьѣ о Демосѳенѣ, гдѣ авторъ проводить нѣсколько натянутую параллель между древними Аѳинами и современной Англіей. Сравнивая причины изолированнаго положенія Аѳинъ въ эпоху Демосѳена и Англіи нашего времени, авторъ видитъ ихъ "въ высокомѣрномъ отношеніи къ союзникамъ, въ завоевательномъ духѣ, въ стремленіи удержать за собой первое мѣсто".
   "Исключительная и безславная (inglorious) заботливость Англіи о матеріальномъ благосостояніи, наклонность отодвинуть идеалъ національной справедливости и чести тамъ, гдѣ онъ несовмѣстимъ съ эгоистическими соображеніями -- все это", говоритъ авторъ, "напоминаетъ Аѳины, которыя Демосѳенъ стремился возвратить къ идеѣ долга".
   Дидактически-наставительный тонъ, нерѣдко проглядывающій въ секціи общихъ курсовъ, является преобладающей чертой въ младшей секціи, предназначающейся для дѣтей и подростковъ. Характеръ секціи обрисовывается отчасти въ инструкціяхъ секретаря союза -- о томъ какъ вести кружки младшей секціи. Такъ дается совѣтъ каждое собраніе начинать пѣніемъ, избирая предпочтительно національныя пѣсни или псалмы, имѣющіе возвышающее и облагораживающее вліяніе". Музыкой или чтеніемъ хорошаго, доступнаго беллетристическаго разсказа должно заключаться каждое собраніе. Во время собранія члены кружка приглашаются читать свои письменные отвѣты на предложенные въ журналѣ вопросы, бесѣдовать о прочитанномъ дома; руководитель кружка предлагаетъ вопросы и разъясняетъ недоразумѣнія, при чемъ ему рекомендуется обращать вниманіе юной аудиторіи на лучшія мѣста разбираемыхъ сочиненій -- "на геройскіе подвиги, возвышенныя, благородныя черты характера и, болѣе всего, на поэзію повседневной жизни".
   Наставительнымъ характеромъ отличаются и статьи младшей секціи. Въ очеркахъ, относящихся къ біографіи великихъ людей, авторы подчеркиваютъ положительныя черты описываемыхъ лицъ, стремятся возбудить сочувствіе къ нимъ читателей. Въ спискѣ рекомендуемыхъ для младшей секціи сочиненій, преобладаютъ легкіе историческіе и біографическіе очерки; значительное мѣсто отводится беллетристическимъ произведеніямъ съ моральной или исторической подкладкой. Рядомъ съ этимъ не упускаются изъ виду и цѣли воспитательно-гражданскія.
   Главная цѣль младшей секціи -- возбудить любознательность юныхъ читателей, пріохотить ихъ къ книгамъ, не обременяя память тяжелымъ научнымъ балластомъ. Соотвѣтственно общей тенденціи, и вопросы, прилагаемые къ статьямъ, имѣютъ цѣлью заставить читателя вдумываться въ книгу и развить въ немъ самостоятельное критическое сужденіе.
   Не совсѣмъ понятны нѣсколько своеобразные вопросы и совѣты по адресу читателей, помѣщенные въ приложеніи къ 5-му номеру младшей секціи настоящаго года (Members' page). Такъ, напр., рекомендуется переложить въ стихотворную форму (и притомъ съ музыкой) главу одного разсказа -- "Дядя Ремусъ". По поводу астрономической статьи предлагается читателю предугадать, "какія астрономическія открытія могутъ быть сдѣланы въ теченіе слѣдующаго столѣтія?" По поводу жизнеописанія Джона Ввели спрашивается: "какія части въ 1-й главѣ могутъ служить сюжетомъ для академическихъ картинъ?" Въ приложеніи къ 6-му номеру читателямъ предлагается иллюстрировать картинкой поэму Уордсворта; написать поэму въ честь Виктора Гюго или иллюстрировать картинкой какое-нибудь событіе изъ его жизни. При чтеніи одного фантастическаго разсказа предлагается раскрасить одну изъ картинокъ книги, а также написать двѣ басни о дѣйствующихъ лицахъ разсказа. При чтеніи астрономическаго сочиненія читателямъ дается мысль: написать разсказъ подъ заглавіемъ: "Мое путешествіе на планету Марсъ и что я тамъ видѣлъ", и при этомъ иллюстрировать путешествіе картинками и описать видъ земли и ноба по дорогѣ на Марсъ.
   Секція спеціальныхъ курсовъ выдѣляется въ журналѣ союза домашняго чтенія своимъ серьезнымъ научнымъ характеромъ.
   Первое мѣсто въ этихъ курсахъ занимаетъ англійская литература конца XVIII и XIX вв. и исторія Англіи XIX в. По литературѣ предлагается разборъ сочиненій Броунинга, Уордсворта, Кольриджа, Шелли, Бёрнса, Китса; рекомендуется сочиненіе Бёрлэ "Размышленіе о французской революціи" и т. д. Кромѣ вышеупомянутыхъ писателей, на первомъ планѣ стоитъ разборъ трагедій Шекспира -- одинъ изъ самыхъ популярныхъ предметовъ среди англійской публики; также разборъ сочиненій Броунинга. По исторіи Англіи рекомендуются и разбираются сочиненія: Макъ-Карти "Эпоха реформы" и Броунинга "Современная Англія"; Беджгота "Англійская конституція" и Брайта "Исторія Англіи". Кромѣ вышеупомянутыхъ научныхъ сочиненій предлагается чтеніе одного изъ романовъ Рида и Кингслэй -- "Альтонъ Локкъ". По всеобщей литературѣ на первомъ планѣ стоитъ изученіе французской литературы XVIII в. (Вольтеръ, Монтескьё, Руссо, д'Аламберъ, Дидро, Кондорсэ, Шенье и т. д.). По нѣмецкой литературѣ предлагается изученіе Шиллера. Кромѣ вышеупомянутыхъ предметовъ, въ числѣ необходимыхъ стоитъ изученіе британскихъ колоній (Австралія и Канада); также -- всеобщая литература конца эпохи Возрожденія. По исторіи музыки рекомендуется между прочимъ біографія Шуберта и сочиненія, относящіяся къ изученію музыкальной формы и инструментовки.
   Наиболѣе скромное мѣсто въ спеціальныхъ курсахъ опять-таки отводится естественнымъ наукамъ, изъ которыхъ предлагается изученіе одной ботаники, при чемъ рекомендуются сочиненія Грантъ-Аллена, Китченера и Скотта.
   Таково содержаніе и общій характеръ журнала союза домашняго чтенія. Несомнѣнно, что постановка всего дѣла соотвѣтствуетъ потребностямъ англійскаго общества и его стремленіямъ, о чемъ свидѣтельствуетъ какъ постепенное возростаніе числа членовъ національнаго союза, такъ и сочувственное къ нему отношеніе всей англійской печати.

Н. Мировичъ.

"Міръ Божій", No 7, 1897

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru