Миртов О.
Миртов О.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   МИРТОВ О. [наст. имя и фам. Ольга Эммануиловна Негрескул, в первом замужестве Котылёва, во втором -- Розенфельд; 19(31).1.1874, хутор ок. Екатерннослава -- 5.1.1939, Москва, похоронена на Новодевичьем клалб.], прозаик, драматург. Мать, М. П. Негрескул (1851--1919; см. о ней: Максик-ов. Дочь Лаврова -- "Вест. лит-ры", 1919, No 7; также -- ДРДР; ГАРФ. ф. 102, ОО, 1898 г.. д. 175, т. 2 "О ликвидации кружка дворянки Марии Петровны Негрескул"), -- дочь П. Л. Лаврова; после смерти от чахотки первого мужа М. Ф. Негрескула (1843 или 1849--1871), связанного с "нечаевским делом" и отпущенного из тюрьмы по болезни, вышла замуж за его брата Э. Ф. Негрескула (ок. 1852--?). М. -- старшая дочь от второго брака, имела двух сестер. Мать, подрабатывавшая переводами с франц. и нем. языков, позже была переписчицей всех произв. М. В 1882--89 М. училась в Екатеринослав. жен. г-зии (оставила по болезни).
   Ок. 10 лет (в 1890-е гг.) была в браке с А. И. Котылёвым.
   Котылев Ал-др Ив. (?--1917). петерб. репортер, сотрудник "бульварных" еженедельников "Скэтинг-Ринк". "Всемирная панорама", газ. "Петерб. листок". "Петерб. газ.". "Бирж. вед." и др. По свидетельству Б. А. Филиппова, "ценили его: и рекламу может создать, и крепкий мужик: не одного редактора по морде откатал, а одного издателя избил в лоск" (в его кн.: Всплывшее в памяти. Рассказы. Очерки. Восп., Лондон, 1990. с. 275--76). А. М. Ремизов называл его "королем петерб. шантажа, газетной утки и скандала" (Ремизов А., Встречи. Париж. 1981. с. 14: придумал ему прозвище Кот-и-Лев) и своим "благодетелем" ("третий год печатает Котылев мои сказки": "мордобоем" выбивает гонорары, с. 21. 33). по его словам, "добрая доля славы Куприна создана Котылёвым" (там же. с. 52). Котылев "покровительствовал <П. П.> Потемкину", с к-рым также связан известным в 1906 делом "кошкодавов" (там же, с. 51), М. развелась с Котылевым, считая его не только монархистом ("публично отрицал Свободу вообще" -- се письмо к П. Ф. Якубовичу от 17 июля 1905. ИРЛИ. ф. 266, оп. 5, No 87)? но и человеком "опустившимся и пошлым" (письмо А. Н. Острогорскому от 28 авг. 1906 -- ИРЛИ, Р. I, оп. 12, No 132). "После развода два сына жили с нею, но и с отцом нс прерывали связи: Котылев "каторжный", беззастенчивый, но именно как каторжный" с порывами доброго и горячего сердца" (Ремизов А., Встречи, с. 52).
   Архивы: РГАЛИ. ф. 2115.
   Жила в Харькове, потом в Петербурге.
   В кон. 1890-х гг. М. поехала "на голод" в д. Нижняя Баланда Казан. губ., где заведовала столовой, ухаживала за больными. В "С.-Петерб. вед." в 1899 опубл. статьи о тяжелейших условиях жизни населения этого края (подписываясь О. Котылёва; см., напр., номер за 5 июня). В ответ на ее публикации и письма в петерб. газеты со всей страны и из-за границы (благодаря Лаврову и матери М.) посылают голодающим деньги, продукты. Вернувшись в Петербург, М. занялась рев. работой. Поступила на фельдшерские курсы. Добывала средства к существованию худож. рукоделием.
   В 1901 при разгоне мартовской демонстрации у Казанского собора была избита казаками. Для лечения развившейся после этого легочной болезни выехала в Швейцарию, где печаталась в нелегальных изданиях. По возвращении в Россию поступила на рисовальные курсы при Об-ве поощрения художеств. В янв. 1903 М. арестовали вместе с матерью как участницу кружка "Объединение рев. сил памяти П. Лаврова", готовившего убийство В. К. Плеве. Ссылка в Вост. Сибирь на 5 лет была заменена из-за рус.-япон. войны ссылкой в Вологод. губ. В связи с отсрочкой по болезни в февр. 1903 вместе с матерью были отправлены в Мариуполь, а затем в сентябре через Петербург в ссылку. В 1905 амнистирована.
   В 1904 опубл. первый рассказ -- "Художник" ("Обр.", No 4--5). В ссылке написала пьесу "Алчущие" (шла также под назв. "Блаженны алчущие") (СПб., 1908), после временного запрещения поставленную с большими купюрами П. П. Гайдебуровым в Передвижном т-ре (сезон 1905/06). В пьесе отразились предчувствия рев. событий 1905--07, разл. "идейные течения в среде рус. культурных работников" (Г.-- ТнИ, 1908, No 50, с. 898), предпринята попытка уяснить роль творч. интеллигенции в освободит, движении. Наряду с этим значимой для М. была и тема "вечно женственного" (ее письмо В. А. Мироновой -- РГАЛИ, ф. 2534, оп. 1, No 19) -- и не только в творчестве, но и в создании собств. "женского" образа ("В ее внешности ничего не было "писательского", всегда нарядная "модница" она была похожа скорей на офицерскую жену, с хохолком и бархоткой, таких встречал Достоевский, а говорливость непрерывная и ни на какой гонорар не поддающаяся" -- Ремизов А., Встречи, с. 52).
   Критика отмечала серьезность проблематики, но упрекала автора в доктринерстве и митинговости (N.-- ТнИ, 1905, No 14, с. 212), "немотивированности" изложения (Л. Вас<илевск>ий -- "Речь". 1906. 28 марта), называя пьесу "окрошкой из недопонятых идей" (от Г. В. Плеханова до "мистицизма a la Мережковский"), а персонажей -- "манекенами с ярлыком" ("Театр", 1907, 21 сент.): В. Г. -- "Речь", 1907, 15 марта: БВед, веч. в., 1907. 14 марта.
   В очерках "Затерянные края" ("Обр.", 1905, No 4--6) о вымирающей чуваш. деревне М. пыталась осмыслить события, описанные ранее в ее репортажах "с голода". Во мн. произв. этих лет преобладает социальная проблематика: рассказ "Больные" ("Обр.", 1906, No 10) и очерк "Девятое января" (сб. "В борьбе", в. 2, СПб., 1906) рисуют атмосферу рев. событий 1905, жизнь обитателей трущоб показана в рассказе "Смерть херувимчика" (ВЕ, 1912, No 5). Среди коротких прозаич. произв. М. -- лирич. рассказы из жизни детей: "Тема" ("Юж. зап.", 1905. No 26), "Каштаны" ("Шиповник", кн. 8, СПб., 1909); проникнутая юмором бытовая зарисовка "Тик-так" ("Одес. новости". 1907, 25 дек.), психол. этюд "За чертой" ("День", 1913, 25 дек.).
   В основу ром. M. "Мертвая зыбь" (РМ, 1909, No 8--12; отд. изд. -- СПб., 1910; на нем. яз. -- Франкфурт-на-Майне, 1910, первая глава опубл. в сб. "Италии", СПб., 1909) легли впечатления вологод. ссыпки. В нем проявилась тенденция, характерная для лит-ры послерев. лет, отразившей разочарование, усталость, нарастание индивидуалистнч. настроений в среде революционно настроенной интеллигенции (Б. В. Савинков. Л. Н. Андреев), ссыльные описаны с иронией, часто близкой к шаржу: игра в конспирацию, бесконечные собрания и диспуты, мелочные дрязги, деформация характеров в связи с вынужденным бездельем и изоляцией от реальной полит. жизни; в то же время образы немногих последовательных революционеров романтизированы. В развитии темы любви как "права на счастье", в обрисовке гл. героя ощутимо влияние М. П. Арцыбашева. хотя, по мнению М., это, скорее, тот Санин, к-рого "не понял, проглядел Арцыбашев". В "ссылке" автор видела "болезнь, нарост", а в ссыльных -- "постепенно заболевающих", центром романа считала "драму души"; "может быть, есть срывание ореолов, но -- с толпы, с той накипи, к-рой действительно полна теперь ссылка, но не с революционеров вообще" (письмо к М. К. Иорданской -- ИРЛИ. ф. 528, оп. 1, No 539).
   Примечательно, как менялась оценка романа М. Горьким: в лек. 1909 он пишет А. В. Амфитеатрову: "это не без таланта, и хотя в том же тоне, как "Бледный Конь" [Савинкова], но честнее, искреннее" (ЛН. т. 95. с. 179). ему же в июне 1910: "капризно, претенциозно и тенденциозно" (ИМЛИ. Архив А. М. Горького, ПГ--РЛ. 1--25--71) и Н. Каржанскому (сент. 1910) -- ясно "стремление попасть в тон победителю мещанину", книга "антиреволюционна" (там же. 18--17--2). См. также реп.: Аякс <Измайлов А. А.>. Герои без ореола. -- БВед. веч. в., 1909. 5 сект.: Колтоновская Е., Критич. этюды, СПб., 1912, с. 70--73: В. Свенсен -- НЖдВ. 1910. No 23; Мюргит <В. А. Попова> -- НВ. 1909, 9 окт.; В. Боцяновский -- "Нов. Русь". 1909, 3 нояб.; отрицат. отзывы: С. Адрианов -- ВЕ, 1910, No 1; В. Львов-Рогачевский -- СМ, 1911. No 4.
   О новом ром. "Яблони цветут" (РМ, 1911, No 4--12; отд. изд. -- СПб., 1913) критика писала, что мн. страницы свидетельствуют о "серьёзности, глубине и талантливости автора" (В. Львов-Рогачевский -- "Совр.". 1913, No 9, с. 336), "настоящем вдохновении" и "интеллектуальной силе", что сцены любви обнаруживают "поэтичность, глубину ... необыкновенную тонкость и сложность" (Е. А. Колтоновская -- "Сиб. жизнь", 1912, 9 февр.; ее же -- "Библиотекарь", 1914, No 1; ее же -- "Всеобщий ежемесячник", 1911, No 11) и удачны зарисовки из жизни детей (НЖдВ. 1913, No 7). Однако худож. впечатление ослабляют длинноты, повторы, "худож. эклектизм" (Львов-Рогачевский; см. также: Вл. Кр<анихфельд> -- СМ, 1913, No 10; Л. Л-лит -- СевЗ. 1914, No 1).
   В 1904--05 М. сотрудничала как редактор у Острогорского в "Образовании", в журнале часто появлялись ее критич. обзоры. В 1911--12 совм. с мужем, И. М. Розенфельдом, редактировала ж. "Новая жизнь" и "Новый журнал для всех", вела в них беллетристич. отдел, изредка помещала и свои статьи (о Бальмонте -- "Новая жизнь", 1912, No 3). Печаталась в газ. "День", напр., очерк "В пути -- через всю Россию. (Впечатления)" (1914, 3 авг.), ст. "Слухи" (1914, 13 авг.), ""Шайка" Алеши Карамазова" (1916. 14 окт.). В газ. "Бирж. вед." (веч. в., 1914, 29 авг.) опубл. ее заметка "Нужен ли театр?", посв. иск-ву в период крупных потрясений, а в 1915 (25 янв.) -- рассказ о встречах с Лавровым в Париже.
   В период с 1914 по 1917 пишет три пьесы, посв. теме любви, тайнам жен. души. В драме "Маленькая женщина" (П., 1915, 1916; пост. в сезон 1915/16 в Москве и Петербурге) сюжетную основу составляет классич. ситуация любовного треугольника, гл. интерес сосредоточен на психол. мотивировках и "небанальных", по отзыву критики, размышлениях о любви (Ю. Соболев -- "Рампа и жизнь". 1915, No 38. с. 9).
   В центре пьесы, по мнению Колтоновской. "психологически-мистич. тема -- о роковом одиночестве человеческой души и о единственно возможном выходе из этого одиночества -- через великую индивидуальную любовь" (ВЕ, 1915, No 5, с. 351). Ту же "мистич. глубину", "двойное дно" пьесы отмстил И. В. Жилкин -- когда за "реальной плоскостью ... обыкновенным флиртом" просматривается "роковая, обреченная, жертвенная и вечная любовь" (РСл. 1915. 17 сент.). Критика указывала на нек-рые фальшивые ноты (Н. Эф<рос> -- РВед. 1915. 17 сент.). но в целом пьеса имела успех (рец.: Вл. С<оловьев> -- "Аполлон". 1915. No 2: Л. Гуревич -- "Речь", 1914, 29 дек.: БВед. веч. в., 1914, 12 дек.: Софит -- "Жен. дело". 1915. No 22: М. М. -- "Вятская мысль". 1917. 3 нояб.).
   В пьесе "Хищница" (П., 1916, 1917; пост. 1916 -- т-р Незлобина, Москва и Петербург), в к-рой предпринята попытка создать образ "женщины будущего" и анализируется психология "невинных хищников", мн. рецензенты находили общие мотивы с Арцыбашевым, героиню сравнивали также с ибсеновской Геддой Габлер.
   Нек-рые считали пьесу неудачной [С. Я. <С. В. Потресов (Яблоновский)> -- РСл. 1916, 20 янв.; Ю. Соболев -- "Театр". 1916, 20--21 янв.; его же -- "Рампа и жизнь", 1916, No 4: И. Рабинович -- "Речь". 1916. 2 марта]; "великолепным образчиком ... бестактной пошлости" (Бэн <Б. В. Назаревский> -- МВед. 1916. 20 янв.), другие находили ее "интересной и занимательной" (--ь <Э. М. Бескин> -- "Раннее утро", 1916. 20 янв.: Э. Б. (его же) -- "Театр. газ.". 1916. No 4: ср.: Анчар <В. Ф. Боцяновский> -- БВед. веч. в., 1916. 1 марта: П. Демич -- "Жен. жизнь". 1916. No 3: П. Н<езнамов> -- "Забайкальская новь", 1919. 21 нояб.). Парадоксальность мн. положений, вызов, брошенный "публике и морали", "нерв, парадокс, жизнь", к-рые в ней были, принесли пьесе зрительский успех (рец.: Л. Пасынков -- ТнИ. 1916. No 10, И. Джонсон <И. В. Иванов> -- там же. 1916. No 4: О. Миртов [о своей пьесе] -- БВед. веч. в., 1916. 25 апр.: там же. утр. в., 1915. 3 июля. б. п.; "День", 1916. 1 марта: Импрессионист <Б. И. Бентовин> -- там же, 1916, 2 марта: БВед. веч. в., 1915. 17 дек., и др.).
   "Сценич. недоразумением", "винегретом из давно и много раз виденного и слышанного" назвал критик (Д. Языков -- "Рампа и жизнь", 1918, No 9) пьесу о событиях 1-й мировой войны "Блаженная", шедшую в сезон 1917--18. Местами несвязная, растянутая, она была трудна дня сценич. воспроизведения, "пьеса для чтения, а не для театра", по отзыву Бескина ("Театр. газ.", 1918, No 10).
   После революции М. опубл. неск. рассказов, газ. заметок. Роман "Помещичий" (отд. изд. -- М., 1926) отличается трезвым и язвительным видением послеокт. социальных реалий, своеобразная стилистика, удачно передает языковую и обществ, "многоголосицу" растревоженного провинц. быта. Критика обвинила его в "пильняковщине" и идеологич. грехах (Г. Лелевич <Л. Г. Калмансон> -- "Молодая гвардия", 1924, No 7/8, с. 264; "Два письма [Н. Крандиевской к М. и ответ]" -- "Россия", 1925, No 5; Я. Л. -- "Молодая гвардия", 1926, No 12). Вероятно, по этой же причине не увидели свет произв. на совр. темы -- пьеса "Нищая королева", "Ржа", рассказы и большой ром. "Машенька" (см. материалы РГАЛИ).
   Лит.: Колтоновская Е. Женские силуэты. СПб., [1912]. с. 178--88: Короленко, X, 297--99; Гайдебуров П. П., Лит. наследие. Восп. Ст. Режиссерские экспликации. Выступления, М., 1977, с. 403: ЛН, т. 95 (ук.). + Некролог ЛГ. 1939. 10 янв. Писатели совр. эпохи (2); Dictionary of Russian women writen: Альм. и сб-ки (I); ИРДТ. т. 7 <ук.>; Масанов.
   Архивы: РГАЛИ. ф. 2534; Фемелиди: ф. 2252, оп. 1, No 172 (письма 1920--36 И. Г. Лежневу): ф. 770. оп. 1. No 217 (письма 1915 Е. П. Карпову): ГАРФ. ф. 102, 7 д-во, 1903 г., д. 72, ч. 15, ф. 102, ОО, 1906, д. 702. т. 10 [справка А. И. Тютюнник]; РГИА, ф. 1405, оп. 521, л. 457: ф. 1101, оп. 2. д. 440: ИРЛИ, ф. 629, No 26 (письма к Е. А. Колтоновской, 1913--16); РГБ, ф. 683, к. 2. No 12: РНБ. ф. 753. No 68 (письма к П. Б. Струве. 1910--11); ф. 352. No 178 (И. С. Книжник-Ветров. "Записки восьмидесятилетнего", ч. IV); сочувст. отзывы 1931 о ром. "На крутом повороте" -- No 2021 (M. Алексеев). 2052 (С. Малашкин). 2066 (М. Г. Сивачев).

О. Е. Блинкина.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 4. М., "Большая Российская энциклопедия", 1999

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru