Мошин Алексей Николаевич
Мошин А. Н.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   МОШИН Алексей Николаевич [16(28).5.1870, г. Великие Луки Псков. губ. -- 15.2.1929, г. Новоржев], прозаик, драматург, фольклорист, краевед. Из старинной купеч. обедневшей семьи. Отец, Ник. Ал-др., -- кустарь, изготовлял рыболовные снаряды, рыбачил, охотился, занимался расчисткою земель в низовьях р. Ловати. М. учился год в гор. уч-ще, затем кончил 5 кл. в реальном уч-ще, далее занимался самообразованием. Много читал, пользуясь в этом отношении советами С. И. Взорова, С. А. Венгерова, Д. Н. Овсянико-Куликовского и др. Сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости, потом -- по всем предметам ист.-филол. ф-та Петерб. ун-та. С 16 лет работал на железной дороге -- пом. таксировщика станции, старшим контролером путей и др. До 1912 служил в санитарно-врачебном отделе Петерб. гор. управы, уволился по болезни.
   Лит. деятельность начал в 1891. опубликовав заметку в газ. "Сиб. листок" (31 окт.); печатался во многих периодич. изд.: "Сибирь", "Курьер". "Русь", "Бирж. вед.". "Новости дня", "Вокруг света", "Театр и иск-во", "Совр. слово", "Рязан. листок" и др., его произв. помещались в лит. альманахах и сб-ках "Лит. вечера" (1897, кн. 9), "Волны" (1907, No 1), "Лепестки" (сб. 1, Вильна. 1910).
   Первый сб. М. "Очерки и наброски" (Саратов, 1898) почти полностью состоял из рассказов, ранее опубл. в периодике, "написанных хорошим лит. языком" и обнаруживающих в авторе "известный запас юмора и наблюдательности" (Н. А. <H. M. Архангельский> -- "Саратов. дневник", 1898, 28 дек.). Большинство рассказов сб-ка переиздано в составе следующей кн. "Штрихи и настроения" (М., 1901, 1903), вместо предисловия к к-рой опубл. беседа с Л. Н. Толстым; по утверждению М., Толстой не слишком одобрял повальное по тем временам увлечение писательством, однако, выслушав рассказ М. "Секрет Митрича", признал, что автору следует продолжать лиг. работу. Вопрос о "всеобщем праве писать", проблема объективной оценки произв. неизв. авторов чрезвычайно занимали М. (см. его беседу с В. Г. Короленко -- "Беседа", 1904, No 1).
   Рассказы М. разнообразны: бытоописательные ("Счастливцы", "Приятели"), насмешливо-критич. -- о тупости захолустной жизни ("Происшествие в городе Болотниске"), светлые, романтич., в чем-то сказочные житейские истории ("Со звездой", "Король огней"); драматичен рассказ "Оценка жизни" о гибели машиниста и бездушном отношении администрации к судьбе его семьи; дикие нравы провинц. заводишки, бесправие рабочих изображены в рассказе "Как Прошка пристроился". Книга вызвала многочисл. отклики -- в осн. доброжелательные. Отмечалась, правда, нек-рая "этюдность", непроработанность сюжетов "Ю-н <Н. Н. Вентцель> -- НВ, илл. прил., 1903, 23 июля), но рецензент "России" (О. G. <А. В. Амфитеатров> -- 1901, 31 авг.) писал, что М. тесно примыкает к школе Чехова, что его лучшие рассказы полны "того же глубокого, острого отрицания, того же .., презрения к среде, из быта которой они возникли, как и "Дядя Ваня" и "Три сестры""; сходная оценка прозвучала и в "Нов. времени" (В. Г. -- илл. прил., 1901, 18 апр.).
   Книгу завершал цикл мемуарных заметок о рус. писателях, позднее неоднократно выходивший отд. изданиями ("Ясная Поляна и Васильевка", СПб., 1904; "О писателях", СПб., 1905; "Новое о великих писателях", 2-е изд., СПб., 1908). Интерес к такого рода материалу М. унаследовал от деда по отцу, к-рый лично знал А. С. Пушкина, давшего ему совет собирать разл. предания. После смерти деда его записи попали к М. и положили начало его личной собират. работе.
   По сообщению М., вряд ли достоверному, в бумагах деда были и автографы Пушкина, по недоразумению уничтоженные; уцелел якобы лишь автограф оды "Вольность", к-рый М. в 1895 подарил Короленко, о чем нет никаких свидетельств. Собранные и записанные М. рассказы очевидцев о Пушкине, Н. В. Гоголе. И. С Тургеневе. К. А. Некрасове. Ф. М. Достоевском. М. Е. Салтыкове-Щедрине. Толстом, изложенные в подчеркнуто сжатом документальном стиле, вызвали споры; одни считали, что любой, хотя бы самый незначит. факт жизни великого писателя, важен и интересен, другие находили, что место подобных записок скорее "в собрании сочинений Кузьмы Пруткова" (Л. Иванович -- ИВ, 1908, No 10, с. 302); суровую оценку М. дал П. Е. Щеголев, усмотревший в них мелкость, незначительность записанного, стремление к бесцеремонной саморекламе (П. Ш.-- ИВ, 1904, No 9; см. также: РБ, 1904, No 11; К. -- "Киев. отклики", 1904, 26 июля; П. Г. -- "Слово", 1908, 7 марта; "Саратов. листок", 1905. 5 июня).
   Очерки и заметки о писателях М. печатал и в периодике: "В Ясной Поляне в день юбилея. (Неизданные до сих пор наблюдения)" ("Отклики Кавказа", 1910, 9 11 нояб.), "Полчаса у графа Льва Толстого" ("Саратов. дневник", 1898, 22 февр.), "Из восп. о Чехове" (НМ, 1904, No 139).
   Отклики М. на трагедию 9 янв. 1905 и активизацию крест. движения -- рассказы "За что?" (СПб., 1906; переизд. -- М.--Л., 1926) и "Усмирили" (СПб., 1906; переизд. -- М., 1928). Две книга рассказов -- "Гашиш и другие новые рассказы" (СПб., 1905, 1907) и "Крамола и другие новые рассказы" (СПб., 1908) -- М. выпустил как 2-ю и 3-ю книги "Штрихов и настроений". Он по-прежнему обращается к разнообразным темам и сюжетам, пытается осмыслить (в рассказах "Крамола", "Камень") остросоциальные проблемы, философствует ("Под открытым небом", "Илья" и др.). но совр. критика принимает его новые киши весьма сдержанно, часто -- и недоброжелательно, особенно первую из них: почти во всех статьях говорится об "удивительном однообразии", "томительной пустоте", "серости" (РМ, 1906, No 11, с. 293; B. Бр. -- "Книга", 1906, No 7), рассказы "не волнуют, не раздражают, не радуют и не заставляют ломать голову ..." (О. М<иртов> -- "Обр.", 1905, No 6, с. 122); лишь рецензент газ. "Псковитянин" (1907, 27 мая; подпись С-л-в) пишет, что благодаря "безыскусственности ... жизненной реальности, произв. М. читаются "легко, с наслаждением, оставляя в душе самое отрадное впечатление". В отзывах на сб. "Крамола..." также говорилось о "малохудожественном изложении" (БВед, 1908. 9 февр.).
   М. вел обширную переписку (в осн. делового характера). Состоял в Петерб. лит. об-ве, Моск. об-ве деятелей периодич. печати, ряде обществ, организаций, широко занимался благотворительностью. Был изв. коллекционером автографов (в его коллекции автографы А. П. Чехова. М. Горького. Л. Толстого, И. Е. Репина, Марка Твена и др., о чем он сообщает в письме А. Г. Горнфельду от 5 сент. 1907 -- РНБ, ф. 211, No 804) и картин; на его "вторниках" в 1907 в Петербурге, где царила "атмосфера красок и звуков" (ГЦТМ, ф. 179, No 76), бывали И. Е. Репин и А. Б. Нордман, Ф. И. Шаляпин, Т. Л. Щепкина-Куперник, братья В. Е. и К. Е. Маковские, А. Д. Вильнева, Вас. И. Немирович-Данченко и др.
   М. занимался краеведением, много путешествовал по России и др. странам. В кн. "Легенды Великих Лук" (Псков, 1915; последнее переизд. -- БТ, 1986. сб. 27) он опубл. краеведч. сведения о родном городе, предания, апокрифы, христ. легенды, документ. записи деда; к этой книге примыкают "Древние "псальмы" Псковского крал" с нотами (СПб., 1911, совм. с C. Г. Рыбаковым). В жанре путевых заметок написана кн. "От Днепра до Иордана" ("Красный звон", 1909, No 7--12).
   Драматургич. опыты М. опирались, как правило, на его же рассказы. Первая (совм. с К. С. Баранцевичем) попытка написать пьесу "Счастье" (ок. 1904) закончилась неудачей. Но 3 апр, 1912 на сцене Петерб. худож.-драм. об-ва была пост, и с успехом шла пьеса "Трын-трава" ("Волчков"), созданная на основе рассказа "Блуждающий огонек" (рец.: "Новая всемирная илл.", 1912, No 15; М. Мурашев -- "Артист и сцена", 1912, No 7; Е-р -- "Костромская жизнь", 1913, 28 мая). Написанная тогда же пьеса "Прошкина карьера" (др. назв. -- "У рубикона, или Прошкина карьера"), в к-рой М. развил тему социального бесправия заводских рабочих, только намеченную в рассказе "Как Прошка пристроился", к постановке не была разрешена (ценз. запрещение от 10 нояб. 1912). Пьесы на основе своих рассказов М. продолжат писать и посте 1917 (напр., этюд "Гашиш", пост, в 1918 в Тифлисе, в т-ре "Ладья Аргонавтов").
   В годы 1-й мировой войны М. служил в штабе Киев. воен. округа пом. старшего адъютанта (1915--46). После 1917. получив звание проф., преподавал эстетику в Одес. консерватории и Феодосийском ин-те нар. образования, много ездил по стране с лекциями. Был чл. Рабкроса, Всерос. Союза писателей, Моск. отделения Об-ва писателей и композиторов (РНБ. ф. 103, No 103). В 1925 передал свой архив в Пушкинский Дом и получил за это Пушкинскую медаль; после его смерти дочери передали туда же рукопись "Желанная" (собранные М. частушки Великолук. у.). Умер от инсульта во время чтений лекций в Новоржеве.
   Лит.: Толстой (ук.); К-р Ан., А. Мошин. Краткая критико-биогр. заметка. СПб., 1908; Письма Г. Мачтета М. -- В сб.: "Комета ... на 1905 г.", [СПб., 1905], с. 70--91; Письма М. к И. Е. Репину. -- В кн.: Репин и Украина. Письма деятелей укр. культуры к Репину. 1896--1927. К., 1962 (ук.). * Муратова (1); Масанов.
   Архивы: ИРЛИ, ф. 192; ф. 134, оп. 3, No 1138; ф. 313, оп. 5, No 46; ф. 391, No 40; Р. III, оп. 2, No 700, 1052 [справка М. В. Родюковой]: ГЦТМ, ф. 179; РГАЛИ, ф. 66, оп. 1, No 805 (письма И. А. Белоусову); ф. 675, оп. 1, No 10, л. 299--313 (биогр. мат-лы); ф. 341, оп. 1, No 279, л. 23 (биогр. справка); ф. 1624, оп. I, No 145 (биография); РГБ. Чех. и. 52, 38 (письма А. П. Чехову); РНБ, ф. 211, No 804 (письма А. Г. Горнфельду), No 1397 (письмо П. М. Пильскому); ф. 773, оп. 1, No 1291 (биогр. мат-лы); ф. 810, No 4 (письма Ф. Ф. Филлеру) [справка Т. В. Мисникевич); РГИА, ф. 776, оп. 9, No 1377 (свед. о привлечении Н. В. Корецкого к судебной ответственности за публ. рассказа М. "После народа").

О. Е. Блинкина

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 4. М., "Большая Российская энциклопедия", 1999

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru