Муйжель Виктор Васильевич
Муйжель В. В.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   МУЙЖЕЛЬ Виктор Васильевич [18(30).7.1880, дер. Уза Порхов. у. Псков. губ. -- 3.2.1924, Петроград; похоронен на Волховом кладб.], прозаик. Отец (белорус, по др. сведениям -- из литов. выходцев, принадлежал к податному сословию) обвенчался тайно с дочерью поляка, владельца небольшого имения, в к-ром был работником; в дальнейшем, служа по найму, часто менял места работы, поэтому детство М. прошло в разъездах по России и Ср. Азии. Систематич. образования не получил: учился в Псков. и 8-й петерб. г-зиях, Великолук. реальном уч-ще. В 17 лет ушел из дому, работал писцом у зем. начальника, приказчиком на лесоповале, канцеляристом в Мин-ве финансов (см.: Лит. календарь-альманах, СПб., 1908). В возрасте ок. 20 лет поступил вольнослушателем в Худож. уч-ще барона Штиглица, зарабатывал изготовлением литографий, гл. обр. для изд-ва П. П. Сойкина (автобиогр. подробности юности -- в рассказе "Встреча", опубл. поем.. Л., 1926). В 1900 выслан на два года "за политику" в Псков, где служил в зем. статистич. бюро. Вернувшись в Петербург, продолжил работу в изд-ве Сойкина: помещал свои рисунки в ж-лах "Родина", "Природа и люди". Первая выявленная публ. М. -- "эскиз" "Праздничное" в ж-ле "Отдых" (1902, No 10).
   Эта публ., очевидно, была забыта автором. По словам М., свой первый рассказ ("о преимуществах. деревен. жизни перед городской") он написал в 17--18 лет. впервые напечатался в ж. "Природа и люди" -- "кажется, под псевд. -- не то "Пскович", не то "Темноборский""; причину своей забывчивости объяснил тем, что "много рисовал под псевд. и спутался уже в них" (см.: Фидлер, с. 122--23; из этого источника названные псевд. попали в словарь Масанова). Однако в указанном ж-ле текстов, опубл. под такими псевд., нет. но имеется ист. очерк "Последний вечник. (Из поездки в Псков)" (1903, No 40), за подписью: В. В. Муйжель. Тогда же в ж. "Родина" появился очерк М. "Поганкины палаты во Пскове" (1903, No 3).
   Началом своей лит. деятельности М. считал рассказ "В непогоду" (МБ, 1904, No 8; отд. изд. -- СПб., 1904), отобранный для публ. А. И. Куприным (ИРЛИ, ф. 273, оп. 2, No 19, л. 3). Покинув Петербург, жил в Псков. губ., содержал лит. трудом семью; за 10 лет (1904--14) написал, по собств. подсчетам, 16 тт. по 10.5 л. (письмо В. Д. Бонч-Бруевичу -- РГБ, ф. 369, к. 305, No 4, л. 5). Печатался в ж-лах, в т. ч. "Рус. богатство", "Совр. мир", "Журн. для всех", "Лит. прил. к "Ниве"", "Новое слово", "Солнце России", "Огонек", "Правда", "Образование", "Пробуждение", а также в разл. альманахах и лит. сб-ках (напр.: "Зарницы", "Вершины", оба -- 1909). Рассказы М. выходили отд. изданиями, обычно в сериях "для народа" "Б-ка для всех", "Новая б-ка" и др.), затем объединялись в разных комбинациях в акт. сб-ки.
   В центре написанного -- рус. деревня, жизнь крестьянства; иногда герой -- крестьянин, оказавшийся в непривычных социальных условиях: в солдатах, в городе, на стр-ве ж. д., в ссылке, но всегда сохраняющий "мужицкий" характер. Картины сел. жизни исключительно мрачны; деревен. быт -- бессмысленная череда голодного существования, изнуряющего труда, пьянства, драк, ругани; в семьях царит алчность, недоверие, презрение к человеч. достоинству и жизни, соединенные с угодничеством и раболепством перед сильными.
   "Что ни рассказ, то жуть и кошмар..., то веет ужасом бездны. Деревня -- жестокая, темная, дикая и слепая. ... В мраке жестокости, во тьме невежества у него копошится человек-троглодит с его первобытными инстинктами и страстями" (М. Королицкий -- ВЕ. 1916, No 10. с. 370--71).
   Критика либер. толка встретила первые рассказы М., обнаружившие "близкое знакомство с крест. жизнью и ее правдивое воспроизведение" (Ф. Арнольд -- РМ, 1907, No 12, с. 236). доброжелательно: рассказ "Мужичья смерть" (МБ, 1905, No 3) и И. Айхенвальд назвал "трогательным", отметил влияние Л. Н. Толстого и В. Г. Короленко (РМ, 1905, No 4, с. 187). Социальная значимость выбираемых М. сюжетов, полит. актуальность тем [рассказ "Аренда" (РБ, 1906, No 8--9), отразивший крест. волнения в деревне в годы первой революции и вызвавший недовольство цензуры (см.: КВ, 1906, No 40, с. 946); рассказ "Кошмар" (РБ, 1906, No 1), воссоздающий картину дикой расправы казаков над мирно гулявшими студентами] импонировали критикам, ориентированным на реалистич. традиции: в произв. М. находили гуманизм и "искание правды" (Александрович Ю., После Чехова, М., 1908, с. 235), "верность заветам Гоголя--Толстого--Чехова" (М. Костеловская -- "Обр.", 1907, No 12, с. 141). В то же время было очевидно и худож. несовершенство его прозы: громоздкость, грузность, многословие и растянутость (А<йхенвальд Ю. И.> -- РМ, 1906, No 3, с. 205; No 11, с. 156); даже выделявшийся на "сером фоне" альманаха "Шиповник" (кн. 2 -- СПб., 1907) рассказ М. "Пока" (Горнфельд А. Г., Книги и люди. СПб., 1908, с. 123--25) вызвал упреки благожелательно настроенною рецензента тем, что "сух, растянут и местами скучен" из-за обилия описаний (П. Дмитриев -- "Обр.", 1907, No 8, с. 102).
   С появлением в 1908--10 "Рассказов" (т. 1--4, СПб.) складывается устойчивая репутация М. как добротного бытописателя, однако не обладающего крупным талантом (В. П. Полонский -- "Всеобщий ежемесячник", 1910, No 4), "бытовика с ясно выраженными народнич. симпатиями" (М. Костеловская -- "Обр.", 1907, No 12, с. 141). "Рассказы" обратили внимание критиков, стоящих на позициях "нового иск-ва", для к-рых произв. М. служили доказательством худож. упадка традиц. прозы, "мертвого, бездейственного реализма" (Н. Петровская -- "Весы", 1907, No 11, с. 60; ср.: отзыв Эллиса на рассказ "Пока" -- там же, No 8); А. Белый видел в творчестве М. пример неосознанности художником собств. настроения, отсутствия к.-л. худож. новизны: "Сколько раз это писалось и сколько раз будет написано и впредь всеми десятками, сотнями и тысячами грядущих литераторов?" ("Перевал", 1907, No 8--9, с. 96). Негодование вызывали сцены грубого насилия: озверевшие солдаты насилуют юную девушку ("Аренда"), то же проделывает больной сифилисом солдат ("Грех" -- альм. "Жизнь", СПб., 1908); сюжет с групповым изнасилованием полицейскими героини рассказа "Кошмар" встретил резкий протест А. Крайнего <З. Н. Гиппиус>: "нельзя на такие вещи реагировать "произв. иск-ва". Есть переживания, к-рые не могут служить лит. "сюжетом", или они не переживания" (РМ, 1911, No 9, с. 25; ср.: отзыв В. А. Чудовского -- "Аполлон", 1911, No 8, с. 72). Не меньшее неприятие вызывали и социальные взгляды М.: "... страна, где все воры, развратники и пьяницы, слабые дурачки или злые звери ..., где царит тупость, косность и жестокость. Эта страна -- Россия, и народ этот -- русские. Так уверяет г. М." (М. Кузмин -- "Аполлон", 1911, No 9, с. 75). Все это заслоняло от большинства критиков особенность худож. метода М. -- стремление воссоздать действительность сквозь призму начинающего пробуждаться сознания "героя из народа", что дало основание А. Белому в ст. "Символизм и совр. рус. иск-во" писать о соединении в его рассказах народничества с импрессионизмом ("Весы", 1908, No 10, с. 39).
   М. ни организационно, ни творчески не входил в устойчивые лит. объединения: по своей худож. манере тяготел к писателям-реалистам, группировавшимся вокруг "Журн. для всех", приезжая в столицу, проводил время с писателями -- завсегдатаями ресторана "Вена" (Куприн. А. Н. Толстой и др.), дружил с М. П. Ариыбашевым (их переписка -- РГАЛИ, ф. 328, оп. 1, No 18; РНБ, ф. 124, No 219, 222, 2916; ф. 497, No 144). В 1908 но предложению Л. Н. Андреева, поддержанному М. Горьким, подготовил для изд-ва "Знание" кн. рассказов, к-рая, однако, по прочтении была отвергнута Горьким, увидевшим в прозе М. "многословие", "реакц. содержание", "антидемократизм" и "мещанский романтизм" (Письмо К. П. Пятницкому, 1908 -- Архив Горького, IV, с. 250; см. также: ЛН, т. 95, с. 980). Негативную реакцию Горького Андреев объяснил дружбой и сотрудничеством М, с Арцыбашевым (см.: ЛН, т. 72, с. 531), в альм. к-рого ("Жизнь", 1908; "Смерть", 1910) он принимал участие.
   В 1910-х гг. М, стремится расширить жанровый и тематич. диапазон своего творчества, усилить в нем социальные мотивы. Однако крупная худож. форма ему не удается: роман "Год" (РБ, 1911, No 1--12). в к-ром уклад крест. жизни оказывается неподдающимся столыпинским аграрным преобразованиям, поразил критику своей непомерной растянутостью и породил коллективную эпиграмму (""Год" пройдет ... Честный народ, / Вот как буду жить на свете я / Коль на будущий нам год / Муйжель двинет "Многолетие"" -- см.: Дейч А., День нынешний и день минувший, М., 1969, с. 294). Пов. "Опустошение" (РБ, 1913, No 10-- 12; отд. изд. -- П., 1917). посв. послереволюц. разочарованию в обществ, идеалах ("себялюбие, пошлость, люди опускаются, уходят в личные мелочи, бегут общественности" -- см. письмо М. к А. Г. Горнфельду, РНБ, ф. 211, No 805, л. 15), была возвращена с требованием радикального сокращения, что чуть было не привело к разрыву М, с ред. "Рус. богатства" (копия переписки с Горнфельдом -- РГБ, ф. 135/II, к. 30, No 35. л. 1, 13--14).
   В эти годы М. несколько отходит от "деревенской" темы: действие переносится в большое торговое село или небольшой город; герои -- представители местной интеллигенции: учительница зем. школы (пов. "Учительница", "Новый журн. для всех", 1913, No 1, 2; отд. изд., П.--М., 1915), сотрудники небольшой провинц. газеты (пов. "Опустошение"). Однако общая тональность прозы М. не изменилась: действительность и здесь остается дикой, темной, ужасающе бессмысленной; критика продолжала отмечать "непомерную однотонность" письма, слабую обрисовку характеров и т. д. (М. Королицкий -- ВЕ, 1917, No 4--6).
   В 1914--15 -- воен. корреспондент "Бирж. ведомостей" в Галиции и Польше (корреспонденции составили сб. "С железом в руках, с крестом в сердце", П., 1915; рец.: Не-Буква <И. М. Василевский>, Душевная книга. -- ЖЖ, 1915, No 29). Вернувшись с фронта, М. выпускает короткие "гуманные" рассказы на воен. темы в "Дешевой нар. б-ке", издаваемой Скобелевским к-том ("Враги", "В пути", оба П., 1916).
   В 1914 М. составил четыре тома своих рассказов и продал их изд-ву "Жизнь и знание" (руководитель -- В. Д. Бонч-Бруевич), однако война разрушила эти планы (вышел лишь один том: "Опустошение", П., 1917).
   После Окт. революции сотрудничал в беспартийной, затем сов. печати: летом 1918 -- ред.-изд. беспартийных газ. "Молва" (вышло 17 номеров) и "Утренняя молва", где помешал свои фельетоны, призванные вселить в читателя социапьный оптимизм; также работал в pan. кооперативных изд-вах (напр., см.: ЛН, т. 92, кн. 4, с. 594). Печатался в ж. "Пламя", "Новый путь" и, подобно др. писателям нар. темы, активно изда-вал рассказы в массовых сериях, в т. ч. изд-ва Петрогр. совета рабочих и красноарм. депутатов и изд-ва "Прибой"; перерабатывал соч. заруб, авторов для широкого круга читателей (Швейхель Р., За свободу. Ром. из крест, войны 1525 г. в Германии, М.--П., 1923; Гамсун К., Соки земли, М., 1923). Темой его рассказов становится конфликт "нового со старым": работников со своими бывшими хозяевами ("Кухаркины дети", М., 1925); отца с сыном, нашедшим свое место в новой жизни (рассказ "Повстречались", "Звезда", 1924, No 1); честного труженика с дочерью свитского генерала (рассказ "Тайна" -- в сб. "Возвращение"). К ним примыкает единств. опыт в драматич. жанре -- "представление" "Питерский жених" [опубл. в подготовленном М. сб-ке пьес "Деревен. театр" (Л., 1924), в числе участников -- В. Я. Шишков, A. П. Чапыгин, В. Я. Ленский и др.]. Чтобы содержать семью, М. был вынужден вновь поступить на службу (чиновником в Главлеском) (см. анкету, составленную для Лит. отд. Наркомпроса, 1920 г. -- РГБ, ф. 81, к. 14, No 364). В 1920-е гг., больной туберкулезом, он жил продажей собств. имущества (письмо В. Я. Брюсову 29 янв. 1924 г. -- РГБ, ф. 386, к. 95, No 38); тщетно умолял Бонч-Бруевича издать купленные у него в 1914 рукописи.
   Изд.: Собр. соч., т. 1--11. СПб., 1911--12; Батарея смерти. -- Вахмистр Пеклеванный. -- Светлые души. П., [1916]; Отец Никодим. П., 1916; Хутор No 16, П., 1916; У моря. П.--M, 1914; Прохожий, П., 1919; Рассказы, т. 1, П., 1920; Попыжастый и др. рассказы. П., 1922; Путешествие, П., 1923; К новой жизни, М.--П., 1924; Возвращение. Последние рассказы. М.--Л., 1926 (предисл. П. Медведева).
   Лит.: Десятилетие ресторана "Вена", СПб., 1913, с. 52--56; Владиславлев И. В., Рус. писатели. 4-е изд., М.--Л., 1924; его же. Лит-ра великого десятилетия, М.--Л., 1928; Касторский С. В., В. Муйжель. -- В кн.: История рус. лит-ры, т. 10, М.--Л., 1954; Пиккиев И., Бытописатель рус. деревни. -- В альм.: На берегах Великой, кн. 10, Псков, 1958; Пехтерев А. С., К теме народа в творчестве М. эпохи первой рус. революции. -- В кн.: Рус. лит-ра XX в. Доокт. период. Тула, 1974; Изюмов Е. А., "Их имена забыться не должны". Д., 1989, с. 128--32; Чуковский К. И., Дневник, 1901--1929. М., 1991 (ук.): ЛН. т. 82, с. 204 (А. В. Луначарский о М., 1908 г.). + Фидлер; РВед. Сб.: НЭС: Гранат, КЛЭ: БСЭ; Рус. писатели; Альм. и сб-ки (1, 2): Муратова (1, 2; ук.): Смирнов-Сокольский (1, 2, 3): Масанов.
   Архивы: РГАЛИ, ф. 328: ИРЛИ, л. ф. в составе собрания А. Е. Бурцева; ф. 123, оп. 2, No 320--51; ф. 185, оп. 1, No 819 (письма В. С Миролюбову); ф. 123? оп. 2, No 337 (письма B. С. Миролюбова): ф. 377; ф. 155; ф. 273, оп. 2, No 19 (автобиогр. письмо П. В. Быкову, 1913 г.): РНБ, ф. 497; РГБ, ф. 135/II, к. 30, No 25 (письма В. Г. Короленко); ГА Псков. обл., ф. 8, оп. 1, д. 27, 28 (гимназич. дело).

А. А. Носов.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 4. М., "Большая Российская энциклопедия", 1999

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

моральный вред при дтп без вреда здоровью
Рейтинг@Mail.ru