Мунштейн Леонид Григорьевич
Мунштейн Л. Г.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   МУНШТЕЙН Леонид Григорьевич [Леон Гершкович; псевд. Lolo; 31.12.1866 (12.1.1867)*, Екатеринослав -- 6.8.1947, Ницца], поэт-фельетонист, драматург, переводчик, издатель, театр. деятель. Отец М. -- Григ. Ал-дрович Мунштейн, купец (умер в Лозанне 14 марта 1915; некролог, вероятно, написанный М., -- "Рампа и жизнь", 1915. No 12), мать -- Эмма Вранцфельд. До 1880 учился в Екатеринослав. г-зии, затем во 2-й киев, г-зии, к-рую окончил в 1886. В 1891 закончил юридич. ф-т Киев. ун-та (с дипломом 1-й степени), в списках студентов значится как "почетный гражданин иудейского вероисповедания" (ГА Киева). В 1892 вольнослушатель ист.-филол. ф-та Моск. ун-та. Женился на драм. актрисе и театр. рецензенте Вере Ник. Ильинской [по сцене Ильнарской; 8(20).10.1880, Кострома -- 28.1.1946, Ницца].
   Печататься начал студентом в 1886 в киев. газ. "Заря" -- лирич. стих. "Осень" ("На всех тоску наводит осень..." -- 23 нояб.) В 1887--90 публиковал лирич. стихи, а также фельетоны в стихах и прозе (в т. ч. "Дневник мичмана Дырки" -- 1888, 28 февр.; циклы "Suum cuo-que", "Из дневника") в газ. "Киев, слово". В нач. 1890-х гг. переехал в Москву. С дек. 1892 по янв. 1894 в ж. "Семья" публ. под псевд. Л. Монд лирич. стихи в духе С. Я. Надсона. Известность к М. пришла, когда он начал сотрудничать в газ. "Новости дня", опубл. в ней с 1894 по 1905 под псевд. Lolo свыше тысячи юмористич. и сатирич. сочинений в стихах под обшим загл. "Страничка из письма" -- своеобразную летопись обществ, жизни, в к-рой особое внимание уделялось лит-ре, театру и иск-ву. М. писал шаржи, пародии, эпиграммы, экспромты, диалоги в стихах, миниатюры для театра-кабаре, ориг. рецензии в стихах -- ему принадлежит первый отзыв о рассказе А. П. Чехова "Ариадна" (1895, 23 дек.), отклики на премьеры в МХТ пьес М. Горького "Мешане" и "На дне" (1902, 30 марта и 20 дек.). К 50-летню со дня смерти Н. В. Гоголя М. напечатал его биографию в стихах -- "Гоголь. Биогр. эскиз" ("Его взрастила мать Украина..." -- 1902, 21, 22 февр.). Пеструю тематику "страничек из письма" дополняли и развивали в той же газете и др. выступления поэта-фельетониста: "Па-родни: Шалости пера", "Монологи", "Causerie" (1902, 20 марта), "Театральный альбом".
   Своеобразная стилистика М. складывалась из сочетания "смешного", идущего от газетного фельетона, и лирического. При этом легкость, экспромтность, сиюминутность отклика на "факт", лаконизм и меткость характеристик, свежесть и неординарность рифм сочетались с тщательной технич. отделкой стиха.
   Его стихи исполнялись с эстрады (см. тексты М., переписанные М. Н. Ермоловой -- одной из их исполнительниц -- ГЦТМ, ф. 98, No 568, 530, 531), и К. С. Станиславский в письме к М. П. Лилиной из Ессентуков от 17 июля 1900 цитирует услышанный от М. экспромт "Чинаров с Редером сошлись на Машуке" (Станиславский К. С. Собр. соч., т. 8. М., 1960, с 181).
   М. -- пародист и эпиграмматист обращался за сюжетами к рус. классич. поэзии. В истории пародирования в рус. лит-ре пушкинского Онегина занимательной выглядит и версия М. "Онегин наших дней. (Роман-фельетон в стихах)" (М., 1896; первонач. в "Новостях для"; рец.: РМ, 1896, No 9).
   К прозе М. обращался реже. Из-за цензорских придирок он вынужден был перейти в "Новостях дня" к прозаич. жанру романа "на злобу дня" -- "Вечный праздник", его персонажи посещали новые выставки картин, театр, премьеры, конные бега и скачки, что получаю соответствующую иронич. или язвит. характеристику автора.
   В особый жанр сложились отклики М. на лит. юбилеи и некрологи: "И. С. Тургенев. К 25-летию со дня смерти" ("Тургенев!.. Много ли имен / Таких любимых, незабвенных...") ("Рампа", 1908, No 2), "У могилы Чехова" ("Ползли года чредою черной...") ("Киев. заря", 1905, 2 июля; в кн.: Чеховский юбилейный сб., М., 1910); стих., прочитанное на панихиде по В. Ф. Комиссаржевской "Не надо пошлых фраз, не надо жалких слов!" ("Пробуждение", 1910, в. 5; в кн.: Сб. памяти В. Ф. Комиссаржевской, СПб., 1911; под ред. Евт. Карпова), "Над святой могилой. Стих. памяти С. А. Муромцева" ("Пробуждение", 1910, в. 20).
   В 1905--07 М. сотрудничал в сатирич. ж. "Сигнал" (1905), "Стрелы", "Заклепка", "Гром", "Зарницы" (все в 1906) и др. В 1906 его стихи печатаются в сб-ках: "Книго-изд-во "Набат"" (М.), "В борьбе" (в. 1, СПб.), "Лит.-худож. сб." (Од.), в моек. газ. "Вечерняя заря" и в газ. "Киев. заря". Впоследствии М. нек-рые свои стихи рев. времени перепечатал в "Рампе и жизни" (1917). В иронич. автобиографии М., вспоминая ту пору своей жизни, писал: "И я, как все, считал священной / Одну лишь книгу: "Капитал", / И я на лире вдохновенно о Революции бряцал" ("Клочки из автобиографии" -- "Сегодня", Рига, 1937, 13 марта). По просьбе Ф. И. Шаляпина в 1906 в Киеве М. передал вырученные от концерта деньги на рев. нужды (см. письмо М. в редакцию киев. газ. "Отголоски жизни". 1906, 1 мая), что привело к его столкновению с властями и бегству из Киева. Гл. мишенью М.-сатирика были бюрократия, черносотенная пресса, трусливый обыватель. В 1907 он публ. полит. шаржи и газету-фельетон "Новая дума" на страницах моек. газ. "Утро свободы", а затем в моек. газ. "Утро России" -- пародийную газету "Тсс!.. Центральный орган всех умеренных и благонамеренных партий" (подзаголовок менялся).
   В 1908 М. и театр. критик Э. М. Бескин издают и редактируют в Москве илл. еженед. ж. "Рампа" (пробный номер вышел 15 авг. 1908). В восьмом номере, поев, десятилетию МХТ, М. перепечатал свои старые рецензии в стихах на постановки "Юлия Цезаря" У. Шекспира, "Царя Федора Иоанновича" А. К. Толстого, пьес Чехова и "Синей птицы" М. Метерлинка. Именно в "Рампе" начал печатать "Словарь сценических деятелей" (1908, с No 12) -- эпиграммы на актеров, драматургов, антрепренеров; словарь, по замыслу автора, должен был стать пародийно-юмористич. вариантом энциклопедии, посв. театру. В связи с возникшими между М. и Бескиным разногласиями "Рампа" разделилась на два независимых ж-ла: "Рампа и актер" (1909) Бескина и ж-л М. "Рампа и жизнь" (1909--18). ставший одним из самых популярных рус. театр, изданий, в нем, по словам М., "он всегда отстаивал интересы актерской братии и воевал с антрепренерами" (письмо А. А. Плещееву -- ГЦТМ, ф. 76, No 94). Журнал был хорошо иллюстрирован, в нем регулярно печаталась хроника текущих театр., муз., худож. событий Москвы и Петербурга, давалась обильная информация о провинц. рус. театре, отмечались юбилейные даты первых постановок пьес рус. классиков; помещались материалы о знаменитых актерах 19 в. -- П. С. Мочалове. М. С. Щепкине. К. Н. Рыбакове. Почти в каждом номере ж-ла публиковались произв. М.-юмориста. Среди прил. к "Рампе и жизни" выделяется кн. "Жрецы и жрицы искусства. Словарь сценич. деятелей. Стихи Lolo. Шаржи и карикатуры" (т. 1--2, М., 1910--12). С 1911 М. -- д. чл. Об-ва деятелей периодич. печати и лит-ры.
   Как драматург М. попробовал себя в 1900. На сцене моск. т-ра Корша была пост, его пьеска "Опечатка: Пустячок в 1 действии", в к-рой гл. роль играна тогда начинающая артистка Е. Н. Рощина-Инсарова. За дебютом последовала написанная М. совм. с Н. Никольским пьеса "Святое искусство. Сцены из жизни современной станицы" (М., 1901), злободневность к-рой носила скандальный характер -- ее содержанием стало известное банкротство С. И. Мамонтова, под прозрачными именами выводились знакомые публике лица.
   Л. Н. Андреев с негодованием писал, что пьеса "сплошь состоит из залезания в частную жизнь еще живых и действующих лиц", и сожалел, что М. был одним из ее авторов, т. к. считал, что в стихах М. "при всей их вынужденной злободневности часто проскальзывают искорки истинной поэзии" ("Курьер", 1901, 12 нояб., подпись Л.-ев).
   Успех имела пьеса М. "Вечный праздник" (СПб., 1903; в 1903 пост. в Москве в т-ре Корша, в 1904 -- в Петербурге в Суворин. т-ре), представляющая собой живые наброски курортной жизни Кисловодска.
   По свидетельству М., В. М. Дорошевич назвал ее "бокалом шампанского", а Ф. А. Корш после 25-го представления "душил" автора "в своих объятиях" (цит. письмо Плещееву). Необычайно смелым для того времени было и то, что действие в 1-м акте происходит в вагоне.
   Кроме ориг. пьес М. в 1902--08 шли переведенные им в стихах комедии О. Блюменталя "Фея Каприз" (1-я пост. в бенефис актрисы Миткевич, т-р Корша) и Л. Фульды "Причуды сердца" (с нем. яз.), "Шуты" М. Замакоиса (с франц.), комедия-сатира "2 х 2 = 5" Г. Вида (с датского). Все пьесы М., как правило, ставились сначала в Москве в т-ре Корша, затем в Петербурге и в провинции. Позже М. писал для театра-кабаре Н. Ф. Балиева "Летучая мышь", в т. ч. трагич. гротеск в стихах "В двенадцать часов по ночам" ("Рампа и жизнь", 1917, No 20). М. был устроителем в Москве благотворит, спектакля "Плоды просвещения" Л. Н. Толстого, рати в к-ром исполняли писатели (Е. Н. Чириков, Е. П. Гославский и др.).
   Февр. революцию 1917 М. приветствовал стихами "Освободителям!" ("Свобода! / Этот клич вчера звучал как бред...") (там же, 1917, No 12). Но в окт. 1917 он перепечатывает свое старое стих. "Мы свободны! Жизнь прекрасна!", добавив к нему новый, ирония, вариант и снабдив новым заголовком "История повторяется" (там же, No 43). В собств. продолжении баллады А. К. Толстого "Поток-богатырь" М. приводил пессимистич. параллели между "веснами" при Николае II, А. Ф. Керенском и В. И. Ленине (там же, 1918, No 16). В сент. 1918 в Москве в "Эрмитаже" поставлена комедия М. и Тэффи "Екатерина II" на музыку Ж. Оффенбаха. М. писал по этому поводу: "Успех нас не радовал: в публике преобладали кожаные куртки. Раскланивались мы смущенно из директорской ложи, а через 2 недели бежали в Киев" (цит. письмо Плещееву). В кон. 1918 он эмигрировал. По пути в зарубежье недолго работал в киев, изданиях -- "Мир" и в газ. "Чертова перечница" И. М. Василевского (Не-Буквы), в одес. газетах "Наше слово" и "Совр. слово", создал с Тэффи, А. Р. Кугелем, А. Н. Толстым и др. "Устную газету" в Одессе.
   В 1923--25 М. был худож. руководителем рус. театра "Маски" в Италии. Затем поселился в Ницце.
   Г. Кузнецова записала в своем дневнике после посещения М. вместе с И. А. Буниным осенью 1930; "Супруги Лоло, как и ждали мы, весь завтрак проговорили о подлости какого-то Колышко-Израильсона, травившего его все последнее время в своей газетке, и старались найти поддержку и успокоение в И. А., к-рый благодушно ел и успокаивал несчастного Лоло, к-рому состояние сердца не позволяло ни есть, ни пить" (ее кн.: Грасский дневник. Рассказы. Оливковый сад. М., 1995, с. 179--80).
   Печатался во мн. эмигрантских изданиях -- газ. "Последние новости", "Утро", "Рус. газета", "Рус. время", "Возрождение" (все -- Париж), "Руль" (Берлин), "Сегодня" (Рига), ж. "Театр и жизнь", "Илл. Россия" (оба -- Париж). В 1931 в Париже возобновил с М. Г. Корнфельдом сатирич. и юмористич. ж. "Сатирикон". Свои стихотв. фельетоны на полит. темы он публиковал под заголовком "Письма, на которые не отвечают" и "Cartes postales". Нападая на "Триэсерию" и ее правителей, М. использует "наработанные" им в дорев. время приемы и жанры стихотв. сатиры. Одновременно он ведет лирич. дневник писателя-эмигранта, томящегося ностальгией по утраченной родине, -- тематич. рубрика "Братья-писатели. Клочки из эмигрантского дневника" ("Братья-писатели, беженцы -- странники..." -- "Сегодня", 1926, 27 июня). В эмиграции М. продолжает свой "Словарь", включая в него эпиграммы как на литераторов-эмигрантов, так и на сов. писателей, -- "Братья писатели. Карманный словарь" ("Сегодня", 1926, 28 нояб., 12, 23, 29 дек.; 1927. 16, 30 янв., 13 февр., 22 июня). К "Словарю" примыкает воображаемая анкета "Когда мы вернемся в Россию". В число отвечающих на нее М. включил и себя ("Рус. слово", Харбин, 1926, 19 дек.).
   За рубежом М. смог выпустить только две книги: "О черте лысом и о всех его присных. Конец красной сказки" (Париж, 1922) и "Пыль Москвы. Лирика и сатира" (Париж, 1931; рец. M. Алданова -- "Илл. Россия", 1931, No 16). Лейтмотивом второй, итоговой книги становятся горестные странствия эмигранта: "Пыль Москвы на ленте старой шляпы / Я, как символ, свято берегу...". На издание в 1938 третьей книги "Москва далекая. Клочки воспоминаний" у М. не хватило средств. Появлявшиеся в эмигрант, прессе к его юбилеям статьи рассказывают в осн. о доэмигрантском периоде жизни М. В связи с 40-летием лит. деятельности М. в рижской газ. "Сегодня" П. М. Пильский вспоминал: "Особенным достоинством искрящихся злободневностью легких стихов Лоло была редкая в этой области черта -- лиричность, окутанная нежной дымкой грусти ... Самая большая его смелость заключается в том, что он не боялся изящества" (1930, 2 ноября), а в своей статье, поев. 70-летию М., приводил устный отзыв В. Я. Брюсова: "Лоло я читаю часто. Меня всегда заинтересовывают его рифмы. Писать каждый день и давать нешаблонные стихи, это -- трудное дело..." (там же, 1937, 13 марта). Брошенное мельком А. Г. Горнфельдом определение "рифмующий фельетонист" ("Лит. записки", 1922, No 3, с. 16) включает меткую характеристику жанра, избранного М., и созвучно его автобиогр. образу "ярого рифмодея" ("Рампа и жизнь", 1918, No 22, с. 12).
   Изд.: У райских врат". Антология сатиры к юмора. Б., 1922; Свободная песнь. Об. рев. песен и стих., Н.-Й., 1925; Автобиография (в стихах). -- В кн.: Гримасы кисти и пера. Сб. рус. юмористов .... Рига, [1928] (собрано В. Гадалиным: предисл. П. Пильского): Рождество в Москве. Кусочки восп. -- "Рупор". Харбин, 1935, 7 янв.; Клочки их автобиографии. -- "Сегодня", 1937, 12 марта: Стихи. -- В кн.: Стихотв. сатира, 1969; Рус. лит-ра XX в. в зеркале пародии, М., 1993 (сост., вступ. ст. и комм. О. Б. Кушлиной); Эпиграммы. -- ВЛ, 1991, No 11/12, с. 348--351 (вступ. заметка и публ. Ю. Ирошникова).
   Лит.: Скроботов, с. 91; "Рус. книга". Б., 1921, No 1, с. 26; Волжанин О., У Л. Г. Мунштейна-Lolo в Ницце. -- "Сегодня", 1930, 20 июля; Тэффи Н. А., 70-летие М. -- "Сегодня", 1937, 23 янв.; ее же, Так жили-были. Восп. о Lolo. -- "Рус. новости", 1947, 5 сент.; ее же, Житье-бытье. Рассказы, восп., М., 1991, с. 340; Е. X., Юбилей М. (Лоло). -- "Новое рус. слово". Н.-Й., 1937, 12 апр.; Яблоновский С. Недождавшемуся. -- "Рус. мысль", 1947, 6 сент.; Гольденвейзер А., Л. Г. Мунштейн-Lolo. -- "Новое рус. слово", 1947, 5 окт.; Колганова А. А., Вослед чужому гению. М., 1989, с. 51--52; Дон-Аминадо. Наша маленькая жизнь. М., 1994, с. 595; Флейтман Л., Абызов Ю., Равдин Б., Рус. печать в Риге. Из истории газ. "Сегодня" 1930-х гг. Кн. 1. На грани эпох. Станфорд, 1997, с. 343--351. * ЛЭ рус. зарубежья (автор В. Н. Чуваков); Абызов; Альм. и сб-ки (1, 2); Масанов (кроме Л. М-ь, Л. Му-н. Мун-к. Л. М-кш-ъ).
   Архивы: Метрич. книга г. Ниццы (дата рождения в записи о смерти М.); ГА Киева, ф. 81, оп. 59, No 133; ф. 16, оп. 465, No 596, 612, 615, 618, 619, 620, оп. 469, No 398 (документы Киев. ун-та. списки учащихся 2-й киев. г-зии); Южный Калифорнийский ун-т (США) -- восп. Н. Ф. Балиева; ГЦТМ, ф. 1, No 1853, 1937 (записки А. А. Бахрушину), No 1936, No 5728; ф. 117, No 262 (письмо А. А. Кондратьеву, 1903).

В. Н. Чуваков.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 4. М., "Большая Российская энциклопедия", 1999

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru