Мускатблит Федор Генрихович
Танцкласс

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О сборнике "Вехи"


  

MUSCA

Танцкласс
О сборнике "Вехи"

   Серия "Русский путь"
   Вехи: Pro et contra
   Антология. Издательство Русского Христианского гуманитарного института, Санкт-Петербург, 1998
  
   В Петербурге -- заседание Религиозно-философского о<бщест>ва о "Вехах".
   У нас -- в исторической комиссии учебного отдела -- беседа по поводу "Вех".
   В женском клубе -- реферат г. Штамма "Вехи".
   В "Речи", "Слове" и покойной "Нашей газете" -- полемика на почве "Вех"1.
   В "Новом времени" дифирамб А. Столыпина "Вехам": "Беспощадное и суровое зеркало интеллигентской сущности осталось налицо. Оно отшлифовано терпеливыми мастерскими руками людей правдивых и бесстрашных, а в такое зеркало всегда тянет заглянуть, хотя бы тайком и у рывком. Бедная интеллигенция -- у ней нет способов изъять "вредную" книгу из обращения!"
   "Правдивые и бесстрашные" -- это Струве, Бердяев, Булгаков, Гершензон, Франк, Кистяковский и Изгоев, сделавший, впрочем, совершенно определенную оговорку: "Я всецело принимаю изложенный там основной тезис, но расхожусь с остальными авторами в его принципиальной мотивировке".
   После такого аттестата совершенно очевидно, что все остальное от интеллигенции, за вычетом этих 7, -- "лживо и трусливо".
   За похвалой следует рекомендация: "Сборник ревизионных материалов под заглавием "Вехи" обязательно прочитать для каждого интересующегося судьбами России".
   "Вехи"... "Вех"... "Вехам"... "Вехами"... О, "Вехи"!..
   От всей души присоединяюсь:
   -- Обязательно прочитать!
   Я даже настаивал бы на немедленном проведении законопроекта "О принудительном прочтении книги, "Вехами" именуемой".
   И лично таскал бы каждого заупрямившегося интеллигента к ответу:
   -- Почто, раб худый, от исполнения нравственного долга уклоняешься?
   Нисколько не шучу.
   И отстаиваю свое положение со всей серьезностью. Нечего сектантствовать!
   И, заткнувши на манер Фамусова уши, неукоснительно твердить:
   -- Не слушаю, под суд!
   Пришел не какой-нибудь там Скалозуб.
   А группа лиц, одаренных критически мыслящим умом.
   Глубоким знанием.
   И, что самое главное, не фальсифицированной, а подлинной любовью к родине.
   Я ни на мгновение не сомневаюсь, что вы с негодованием отвергнете ироническую скорбь о том, что у нашей интеллигенции:
   -- Нет способов изъять "вредную" книгу из обращения! Эта улыбка, это остроумие -- это:
   -- Поклеп!
   Каков бы символ общественно-политической веры нашей интеллигенции ни был, тоски по "способам изъятия" даже самого неприятного для нее слова -- такой тоски в нем никогда не значилось.
   Не значится.
   И не будет значиться.
   Ибо это противоречит всей ее сущности.
   Всему внутреннему содержанию подлинной интеллигенции.
   Не той, которая драпируется в ее облачение, не имея на то никакого права.
   И уважает неприкосновенность речения тогда, когда оно выходит из ее уст или из-под ее пера.
   И только...
   Можно сказать так:
   -- Назови мне, кто тебя одобряет, и я определю тебя, кто ты.
   Это -- безусловная истина.
   Но сделайте над собой героическое усилие.
   Отбросьте руководство его.
   И не считайтесь с тем, что произведение встречено рукоплесканиями в газете А. С. Суворина2.
   И, бесспорно, встретит такой же прием в "Русском знамени"3.
   В "Почаевских известиях".
   И других органах правее здравого смысла.
   Не считайтесь!
   И примите эту книгу, как если бы вокруг вас никого и ничего не было.
   Представьте себе на миг, что вы живете на дне Тихого океана, в том месте его у Курильских островов, где глубина достигает 14 верст.
   Что на поверхности прошел русский пароход "Достоевский".
   Что некий пассажир нечаянно обронил "Вехи" за борт.
   И они опустились к вам.
   Такое "самовнушение" произвел над собой ваш покорный слуга.
   Каково же оставшееся у него от внимательного прочтения сборника впечатление?
   А вот какое.
   В нем -- очень много правды.
   Не скажу -- жестокой.
   По той простой причине, что правда -- не ковер, не стекло и не баранка.
   И, следовательно, не может быть ни шершавой, ни гладкой, ни с изюмом, ни на горчичном масле.
   Земная правда -- на Марсе я не был, не знаю -- это такое свойство суждения, которое по своей непреложности обязательно для всех.
   Человек дышит.
   Это -- правда.
   Если угодно, опровергайте чрез "Осведомительное бюро".
   Такой правды, повторяю, в книге очень много.
   Объективной.
   Но наряду с ней благодаря определенного цвета пенсне, которые издавна вросли в переносицу авторов -- за исключением лично мне дорогого А. С. Изгоева, -- выставлена другая, уже субъективная.
   И -- ровно с таким же апломбом ее непогрешимости, осуждение которого, но у своих противников, они поставили своей задачей.
   То же сектантство, но... от другой "печки".
   Одни напевают:
   -- A мы просо сеяли, сеяли... Сначала -- бытие. А потом -- сознание.
   Другие отвечают:
   -- А мы просо вытопчем, вытопчем... Сначала -- сознание. А потом бытие!
   Милостивые государи старшего возраста обоих станов!
   Пощадите!
   Пожертвуйте свои "Задушевные слова" наряду с другим, что совсем не нужно.
   Выбросьте в корзину оба "сначала" и оба "потом".
   И, став посреди столь огромного и светлого зала, как мир Божий, без кавычек, оставьте протертую, как старая калоша, пляску:
   -- От печки!
   Душно в вашем танцклассе!..

(Раннее утро. М., 1909. No 94: суббота, 25 апреля (8 мая). С. 2)

  

ПРИМЕЧАНИЯ

   Musca -- псевдоним Федора Генриховича Мускатблита, журналиста, составителя и автора предисловия к сборнику "По вехам" (М., 1909).
  
   1 До 25 апреля 1909 г. в "Речи" были опубликованы статьи А. Изгоева ("Еще о сборнике "Вехи"", 26 марта; "Ответ Д. А. Левину", 29 марта), Д. А. Левина ("Наброски", 25 и 29 марта), Н. Огнева ("О русской интеллигенции", 23 апреля); в "Слове" -- "Вехи новых путей, или предельная веха" (23 апреля), статьи С. Любоша ("Дуэль Мережковского и Струве", 23 апреля), П. Б. Струве ("Слабонервность или игра на слабых нервах", 29 марта), С. Л. Франка (""Вехи" и их критики", 1 апреля); в "Нашей газете" была опубликована статья Д. Философова "О любви к отечеству и народной гордости" (26 марта).
   2 Алексей Сергеевич Суворин (1834--1912) -- публицист, редактор-издатель газеты "Новое время". Подробнее о нем см.: Розанов В. В. Из припоминаний и мыслей об А. С. Суворине. М., 1992. 28 апреля в "Новом времени" была опубликована статья А. Столыпина "Интеллигенты об интеллигентах".
   3 В "Русском знамени" (газета "Союза русского народа") были опубликованы резко отрицательные статьи Д. Булатовича о "Вехах" (см. "библиографию "Вех"").
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru