Надеждин Николай Иванович
3аметка о Каменных бабах

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

3АМЕТКА О КАМЕННЫХ БАБАХ [1]

Н.И. Надеждина

(Известия Императорского Археологического Общества. Том 1. СПб. 1859. Ст. 165 - 168).

   Каменные изваяния грубой работы и безобразного вида, известные под общим наименованием "баб", находятся в степях Южной России, между Днепром и Волгою, преимущественно по обе стороны бассейна Донского. В наибольшем количестве сохранились они до сих пор в губерниях Екатеринославской и Харьковской, также в Полтавской и Воронежской, и в северных уездах Таврической. Есть или, по крайней мере, были прежде, и в восточной части губернии Херсонской, также в Земле Донских Казаков и в Кавказской области. Наконец, попадаются даже в южных уездах губернии Курской, где назад тому два года существовала одна "баба" по дороге из Белгорода в Хотмыжск, виденная мною и академиком Кеппеном.
   В южных пределах Сибири, особенно по губерниям Томской и Енисейской, находятся в значительном количестве подобного рода грубые каменные изваяния, в которых самовидцы замечали большое сходство с "бабами". Судя по изображениям их, присланным известным Г.И. Спасским, бывшим издателем "Сибирского Вестника", в Одесское Общество Истории и Древ-ностей, они действительно походят на "бабы" и, весьма вероятно, имеют с ними одинакое происхождение, а может быть, и одинакое значение.
   Так как Южно-Русские степи, в которых встречаются "бабы", находятся в непрерывной связи с юго-восточными степями Империи, а чрез них, и потом чрез степи Киргизские, соединяются с Южною Сибирью, то весьма правдоподобно предполагать, что и в этом промежутке могли быть, а может быть, есть и теперь, подобные изваяния. Почему, не мешало бы, по крайней мере, спросить местные начальства губерний Астраханской, Саратовской и Оренбургской, нет ли в них хотя преданий о существовавших когда-либо в таком роде болванах. Такие же вопросы можно бы было предложить в губернии Тамбовской и в Земле Черноморских Казаков, по соседству их с теми губерниями и областями, где "бабы" действительно находятся.
   Из известных доныне "баб", самая южная находится внутри Крыма, на Каче  [2], а самая северная по дороге из Белгорода в Хотмыжск, о которой было упомянуто  [3]. На запад, я помню, что слышал или читал об одной "бабе", находящейся по правую сторону Днепра, но где именно, не могу припомнить   [4]. Как же далеко простираются они на восток, до сих пор не известно.
   
   В заключение, считаю неизлишним упомянуть, что, по всей вероятности, не что иное, как нынешние Южно-Русские "бабы", разумелись в известной старинной песне о Полку Игоревом под именем "Тмутараканских болванов"  [5].
   

ПРИМЕЧАНИЯ Павла Степановича САВЕЛЬЕВА:

   1. Эта заметка, найденная в бумагах покойного Надеждина, была написана им для бывшего министра внутренних дел графа Л.А. Перовского, и вследствие её сделаны министром запросы о местонахождениях каменных баб начальствам разных губерний, от которых и получены сведения, напечатанные в извлечении в III томе Записок Археологического Общества (стр. 205 -- 220) в статье о каменных бабах. -- Примечание П.С. Савельева.
   2. Летом 1856 года я не отыскал уже упоминаемой бабы на Каче, хотя видел там несколько курганов.  -- П.С.
   3. Привезённые из южных губерний каменные бабы находятся даже под Москвою (одна поставлена была на так называемом "Проклятом месте", за Кунцовым), в С.-Петербурге (в Строгановом саду), и под Петербургом, в Коломягах, деревне графа Орлова-Денисова. -- П.С.
   4. На правой стороне Днепра сохранилось довольно "баб". Самая западная из виденных мною находится за Николаевым, в 15 верстах от города, по дороге в Одессу; она стоит на довольно высоком кургане. Ещё западнее, известны, по официальным сведениям, две бабы в Одесском уезде, у селений Новой Одессы и Белоусовки, близ дорог в Елисаветград и Вознесенск. -- П.С.
   5. Об этих "Тмутараканских болванах" (вернее о "Тмутараканском болване", потому что об одном только упоминает песнь Игорева) позволительно быть другого мнения. Русскому певцу нечего было бы упоминать об одиноком дальнем "болване", если б он разумел под ним простую "бабу", каких целые сотни находились тогда и доселе ещё встречаются в степях Южной России. Он разумел под "Тмутараканским болваном", вероятно, что-нибудь позамечательнее этих "баб". Это могла быть также "каменная баба", но художнического резца, а не простого каменотёса, -- именно одна из древних статуй, которые ещё сохранялись в его время в пределах Босфорского царства по обе стороны пролива. На Таманском полуострове, близ Тмутаракани, почти до прошедшего столетия стояли ещё две колоссальные статуи, воздвигнутыя божествам Санергу и Астарте, за 300 слишком лет до Рождества Христова, Комосарией, супругой Босфорского царя Перисада. Их-то, или одну из них, и мог разуметь певец Игоря, говоря о "болване" Тмутараканском. -- П.С.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru