Наумович Иван Григорьевич
Наумович И. Г.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   НАУМОВИЧ Иван (Иоанн) Григорьевич [14.1.1826, м. Козлове близ Каменки-Струмиловой, Галиция, Австрийская империя -- 4(16).8.1891, Новороссийск; позднее перезахоронен в Киеве, на кладб. Пустынно-Николаев. мон. (на Аскольдовой могиле)], журналист, поэт, прозаик; галицко-рус. обществ, деятель; протоиерей. Писал на языке, близком нар. разговорной речи вост.-слав, населения Галиции (см.: Драгоманов, 1873. No 10, с. 695; здесь же о нек-рых языковых аспектах т. н. галицко-рус. лит-ры -- No 9, с. 245--247; No 10, с. 698), и рус. языке. Из униатской семьи, отец -- учитель начального уч-ша, русин (о русинах см. в ст. А. В. Духнович). Окончив Львовскую г-зию (1844), учился в Львовской духовной сем. (униатской), откуда в 1848 был исключен за "шалость" полит, характера (в том же году в среде галиц. крестьян безуспешно агитировал в пользу восставших поляков). Вновь поступил в сем., окончив ее, принял сан священника (1851). Через нек-рое время сделался "обрядовцем", т. е. сторонником очищения униатского обряда от лат. влияния, возвращения к слав, яз. в богослужении, к соблюдению постов Вост. церкви и т. д. В 1861 избран нар. представителем в Львовский сейм (повторное избрание в 1867 не было утверждено сеймом). Вскоре приобрел известность как деятель "москвофильской" ("старорусской") партии, "поборник рус. народности" в речах и статьях, печатавшихся, в частности, в львовском ж. "Слово"; в программном манифесте ("Слово", 1866, No 59) выступай против наименования вост.-слав. населения Галиции "рутенами" или "русинами", т. к. оно, по Н., составляет единое целое с рус. народом. Член Рейхсрата -- державной думы (с 1873). В 1874 открыл в Коломые просветит. "Об-во в память М. Качковского" (о Качковском см.: Брокгауз), основанное на принципах "молись, учись, трудись, трезвись" и предназначавшееся для борьбы с польским засильем; избран пред. Об-ва (до 1877). Убедившись в бесплодности попыток реформирования униатской церкви, в 70-х гг. стал одним из инициаторов движения за возвращение в православие (осн. лозунг -- "прочь от Рима"), за что обвинялся в гос. измене; в 1881 арестован, осужден на неск. месяцев тюрьмы, лишен прихода и сана.
   Просьбу о пересмотре этого решения и развернутый анализ положения церкви содержит "апелляция" (изд. в переводе с лат. -- "Апелляция к папе Льву XIII рус. униатского священника Иоанна Наумовича против великого отлучения его от церкви по обвинению в схизме". СПб., 1883). написанная от лица Н. обществ. деятелем и публицистом А. И. Добрянским-Сачуровым (атрибуцию см.: Аристов, 1913). В ней обосновывается правота Н. (в т. ч. с опорой на положения Флорентийской унии 1439), объясняется, что стремление к воссоединению с Вост. церковью есть лишь реакция на религ. притеснения униатов, попытки ополячивания и "латинизации" населения Галиции, губительных для "галицко-рус." народа.
   Суд над Н. и "апелляция" имели широкий обществ. резонанс, однако положение Н. не изменилось, и в 1885 он. официально перейдя в православие, переехал с семьей в Киев, где получил сан и приход.
   Первое лит. выступление Н. -- "Стих во честь его превосходительству кир Михаилу Левицкому, митрополиту Галицкому" (Львов, 1848). С 1848, став деятельным членом культурно-просветит. об-ва "Галицко-рус. матица", издавал на его средства кн. для нар. чтения (в осн. по сел. хозяйству), а также стих, (приветств. "песни" "на случай", стих, дидактического характера, переволы, в т. ч. из В. Гюго) и повести из жизни сел. духовенства и крестьян Галиции. Выступал с опытами в драматич. жанрах (см.: Ваврик), ставившимися, как и его пер. "Жоржа Дандена" Мольера (под назв. "Гриць Мазниця, або мужь заманенный", Львов, 1849), на любит. сценах. Выпустил неск. познавательно-нравоучит. детских книг, в т. ч. "Золотую книжечку для детей" (Львов, 1874).
   Сотрудничал в зап.-укр. изданиях: "Зоря галицка" (1849--50), "Отеч. сб-к" (1853, 1857--58), "Вестник" (1857), "Сноп, Церковь и школа" (1858), "Слово" (1861--86), "Дом и школа" (1863), "Неделя" (1865) и мн. др. С 60-х гг. выступал также как публицист, а с нач. 1871 предпринял собственные изд.: газ. "Рус. рада" (совм. с М. И. Белоусом; 1871--85), ставшую первой в Галиции газ. для народа, и ж. "Наука" (1872--85). Публ. Н. появлялись и в рус. изданиях: ист.-этногр. ст. "О Галицкой Руси" ("Славянский сб.", т. 1, СПб., 1875).
   Ранние произв. Н. полдне" переиздавались в рус. пер.: "Четыре путеводителя доброй жизни: Страх Божий. Мудрость. Трезвость. Труд" (М., 1888; 2-е изд., М., 1896; рец.: MВед, 1889, 10 мая). "Заветные тополи" (К., 1888; реп.; МВед, 1889, 10 мая). "Псалтырник. Повесть из галицко-рус. народной жизни" (М., 1888; 3-е изд., СПб., 1901; реп.; ЖенО, 1889, No 4). "Сироты" (М., 1894). "Горит! Рассказы" (М., 1897). "Повести и рассказы из галицко-русской жизни" (СПб., 1901; переизд.; П., 1915, на обложке 1914). Проповеди и статьи из ж. "Наука" составили сб. "Беседы пастыря" (т. 1--2, СПб., 1902; в т. 1 -- "Автобиография" II.). Нек-рые из его стих. в пер. Н. В. Гербеля включены в антологию "Поэзия славян" (СПб., 1871).
   После переезда в Киев стал печататься по-русски (возможно, часть публ. -- переработки произв., выходивших ранее в зап.-укр. периодике). Его беллетристич. соч. публиковались в петерб. ж. "Странник" ("Роман Кузьмина" -- 1888, No 10--12; 1889. No 1, 2, 4, 5, публ. не окончена; и др.), выходили отд. изд. ("Как в простоте живут люди", СПб., 1891). Тематически и композиционно к ним близки кн. по сел. хозяйству; "Беседы Степана Сторазумова о сельском хозяйстве" (в. 1. К., 1888), "О. Феодор. Повесть. (Сельскохоз. беседы)" (в. 1, К., 1888; о пчеловодстве). Эти соч. отчетливо дидактичны; Н. включает в повествование "заповеди" (ре-лиг. и "практич." свойства), рисует, чаще в идеализир. виде, взаимоотношения сел. прихожан и их пастыря, ратующего за духовное просвещение народа, искоренение пороков (гл. обр. пьянства); в беседах с ним крестьянам раскрывается история Талийкой Руси, противоборство русинов и их притеснителей (неприязненно изображаются польские помещики, ксендзы и т. д.).
   Публиковал также религ.-нравств. и ист. произв.; "Христианские добродетели" (СПб., 1890). "Червонная Русь, ее прошлое и настоящее" (К., 1890). Ряд статей той же тематики печатался в "Церк. вед."; "Как избавиться русскому народу от пьянства" (1888, No 36), "О современном положении Галицкой Руси" (1888, No 50), "Церковная проповедь и беседа" (1889, No 24) и др. В просветит. целях составлял "Правоcл. нар. календари" (на 1890, 1891; изд. Св. Синодом).
   В печати лит. и полит. деятельность Н. получала разноречивые оценки -- от панегирич. (признавался "просветителем" Галиции) до критических. М. П. Драгоманов, называвший его одним из самых энергичных и талантливых галиц. деятелей, отмечавший доходчивость и живость его соч., вместе с тем отвергал языковые концепции Н., осуждал его за антисемит. и анти-польские высказывания, "религ. и нац. фанатизм" (Драгоманов, 1873, No 10, с. 690--92). Критически относился к нему И. Я. Франко, изобразивший Н. в "Думе про Наума Безумовича" (1878).
   В последние годы жизни, возведенный в сан протоиерея, Н. оставил приход и кроме литературной занимался финансово-экономич. деятельностью, стремясь помочь населению Галиции (делами ранее созданного Галицко-рус. нар. банка, пропагандой ссудо-сберегат. касс и т. д.; начинания Н. пользовались поддержкой мин. финансов И. А. Вышнеградского, с к-рым он был лично знаком). В кон. 1880, обеспокоенный усилившейся эмиграцией галичан в Юж. Америку, разрабатывал проекты переселения русинов в Россию (см. публ. "Письмо отца Наумовича и червонноруссы" -- PB, 1889, No 4; здесь же отрицат. отклик редакции на проект Н.). Летом 1891 отправился на Кавказ (где планировал основать будущие колонии галичан) и скоропостижно умер в гор. больнице Новороссийска. Предположения в последних письмах Н. о том, что за ним установлен негласный полни, надзор, а также нек-рые обстоятельства смерти позволили его друзьям выдвинуть версию об отравлении, официально не подтвержденную (ГАРФ).
   Лит.: <Драгоманов М. П.>. Русские в Галиции. Лит. и полит. заметки. -- ВЕ, 1873, No 1, с. 130, 144--45; No 2, с. 771--72; его же. Лит. движение в Галиции. -- Там же, No 9, с. 247; No 10, с. 687, 689--98, 711; его же. Литературно-публицистичні праці, т. 1--2. Киів. 1970 (ук.); Пыпин А. Н., Спасович В. Я. История слав. литератур. [2-е изд.], т. 1--2, СПб., 1879--81 (ук.); [О суде над Н.]. -- ВИ, 1882, No 702; [Мат-лы о пребывании Н. в России в 1884). -- "Илл. мир", 1884, No 42 (с биогр. очерком); Протоиерей И. Г. Наумович. -- "Рус. паломник", 1886, No 28--29 (б. п.); Соловьев И., Отец Иоанн Наумович. (Очерк его жизни и духовно-просветит. деятельности).-- РО, 1893, No 7, 8 (отд. изд. -- М., 1893); Мончаловский О. А., Памятная книжка в 25-лнтний юбилей Об-ва им. М. Качковского. 1874--1899. Львов. 1899, с. 6--9. 14--16. 25. 49--52; Памяти протоиерея И. Г. Наумовича. 1891--1911. Од., 1912; Аристов Ф. Ф., А. И. Добрянский-Сачуров. -- РА, 1913, No 4--5, с. 669--71 (об авторстве "Апелляции..."); его же. И. Г. Наумович. -- Там же, No 7; его же. Карпато-рус. библ., Львов, 1930, с. 17; Пилипчук Р. Я., Укр. т-р Вост. Галиции и Сев. Буковины (30--60-е гг. XIX в.). Автореф. дис. .... К., 1971, с. 10; Ваврик В. Р., И. Г. Наумович (1826-- 1891). -- В его кн.; Краткий очерк галицко-рус. письменности. Лувен, 1973, с. 42--44 (и ук.); Франко I. Я., Зібрання творів. т. 1--50, Киів, 1976--86 (см. доп. справочный том -- "Довіаковий...", Киів. 1989); Нечиталюк М. Ф., Оружием публициста. Вопросы истории, проблематики ... публицистики И. Франко. Львов, 1981, с. 24, 112--13. * Некрологи, 1891; ВИ, No 1178; ИВ, No 10; НВ, 9 авг.; "Странник", No 8. Межов; Ламбины; Березин; РБС; Брокгауз; Венгеров, Рус. кн., No 2838, 6014; Гранат, Левицкий И. Е. Галицко-рус. библ. за [1887--1889 гг.], Львов, 1888--90 (ук.); его же (сост.). Галицко-рус. библ. XIX столетия..., т. 1--2, Львов, 1888--95 (ук.); его же. Украінська бібліографія Австро-Угорщини за роки 1887--1900, т. 1--3, Львов, 1909--11; УРЕ; Масанов.
   Архивы; РНБ. ф. 558, No 247 (письма К. П. Победоносцеву. 1885--91); РГБ. ф. 239, к. 14, п. 29 (письмо M. H. Каткову); ф. 237/II, к. 12, п. 5 (письма В. А. Черкасскому); ГАРФ, ф. 109, 3 эксп., 1879, д. 14, ч. 1 (о перлюстрации писем H); ф. 102, 3 д-во, 1883, л. 843 (об обстоятельствах смерти); ф. 730, оп. 1, д. 5147 (письмо неустановл. лицу. 1888).

В. М. Бокова.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 4. М., "Большая Российская энциклопедия", 1999


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru