Нечаев Степан Дмитриевич
Мысли
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Нечаев Степан Дмитриевич
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1820
Обновлено: 18/12/2025. 11k.
Статистика.
Очерк
:
Публицистика
Публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Мысли.
Исторія Государствъ представляетъ хитрое сплетеніе происшествіи, одно отъ другаго происходящихъ. Обыкновенный человѣкъ едва различаетъ лишь нити сей испещренной ткани; но очи мудраго, проницая покровъ ея я ясно видятъ дѣйствующую руку великаго Художника.
*
Цѣлый міръ есть данникъ мудраго: нѣтъ вещи, пѣть событія въ сей беспредѣльной области которыя не могли бы принесть ему существенной пользы, далеко превосходящей всѣ богатства Моголовъ, всѣ тріумфы Цезарей.
*
Чтобъ поправить дурную скрыпку, искусный мастеръ разбиваешь ее въ куски, изъ которыхъ послѣ склеиваетъ прекрасный инструментѣ.-- Чтобъ исправить порочнаго человѣка, Провидѣніе часто избираетъ подобный способъ, сокрушая сердце его униженіемъ и страданіями.
*
Жизнь наша походитъ на курсъ практическаго ученія: старость представляетъ время отдохновенія, вакаціи; екзаменъ ожидаетъ насъ по смерти; тогда же назначатся и награды отличнымъ ученикамъ, а можетъ быть и переводъ изъ низшаго класса въ вышній.
*
Чтобъ жить самому въ покоѣ, надобно во первыхъ оставить въ покоѣ другихъ.
*
Тотъ не любитъ, тотъ убѣгаетъ общества, кто не умѣетъ сносить недостатковъ въ другихъ и терпѣть порицанія за свои недостатки.
*
Заблужденія людскія заставляютъ однихъ смѣяться, другихъ сожалѣть, третьихъ сердиться. Самые худшіе члены общества суть тѣ, кои совершенно къ нимъ равнодушны.
*
Люди обыкновенно судятъ по себѣ: злому человѣку кажутся всѣ злыми, доброму кажутся добрыми. Вотъ почему первой бываетъ осторожнѣе и слѣдственно рѣже обманывается, нежели послѣдній.
*
Хорошаго человѣка скоро узнать можно, дурнаго -- никогда.
*
Хотите ли знать несомнѣнный признакѣ подлаго человѣка?-- Онѣ столько же гордится предъ низшими себя, сколько раболѣпству отъ высшимъ.
*
Мы обыкновенно бываемъ либо рабами своихъ страстей либо жертвою чужихъ.
*
Ненастная погода заставляетъ усѣсться дома; -- несчастныя обстоятельства принуждаютъ войти въ самаго себя.
*
Многіе не знаютъ и не хотятъ знать себя потому, что знакомство съ негодяемъ вообще неприятно.
*
Общество есть застѣнокъ, скрывающій человѣка отъ самаго себя. Чѣмъ далѣе мы отъ него, тѣмъ ближе къ себѣ -- и обратно.
*
Успѣшныя послѣдствія какого нибудь предприятія суть обыкновенное, но самое невѣрное мѣрило ума человѣческаго.
*
Чтобъ поддержать свой характеръ часто навлекаемъ мы на себя большее безславіе, нежели оказывая безхарактерность
*
Мы счастливы -- только лишь счастіемъдругихъ.
*
Удовольствія тогда только доставляютъ намъ счастіе, когда мы обязаны за нихъ людямъ, достойнымъ любви и уваженія.
*
Питать благодарныя чувства за оказанное намъ добро есть безпрестанно возобновлять или увѣковѣчивать удовольствіе, имъ принесенное..
*
Влюбленный не можетъ быть атеистомъ.
*
Кто способенъ ненавидѣть, тотъ не можетъ любить.
*
Много есть занятій, которыя не терпятъ ни товарища, ни свидѣтеля: одно только сообщество милой супруги нигдѣ не лишнее; иногда служитъ оно даже лучшимъ дѣлу подспорьемъ.
*
Нѣтъ сомнѣнія, чело раннее супружество есть вѣрнѣйшее средство сохранить и цѣломудріе и здоровье молодаго человѣка; но съ другой стороны слишкомъ часто налагаетъ оно цѣпи -- цвѣточныя или желѣзныя -- на благородное стремленіе ко умственному совершенствованію. При счастіи мы не видимъ въ трудахъ нужды, въ несчастій теряемъ къ нимъ охоту.
*
Ежели члены одного семейства не могутъ быть друзьями истинными, то скоро становятся скрытными или явными врагами: средины шутъ не бываетъ
*
Спѣсь походитъ на блестящія ширмы, которыя закрываютъ часто вещи весьма неблестящія.
*
Чтобъ имѣть какую нибудь значительность, не надобно показывать все то, что ты знаешь, но кстати пользоваться на самомъ дѣлѣ тѣмъ, что ты знаешь.
*
Непренебрегайте смиреннымъ видомъ скромности и простоты: часто небогатой наружности шкатулка вмѣщаетъ въ себѣ драгоцѣннѣйшія вещи.
*
Человѣкъ не можетъ предать другимъ то, чего самъ не имѣетъ: вотъ причина, отъ чего порочные наставники сколько ни толку ютѣ о добродѣтели я не успѣваютъ научить дѣтей чистой нравственности.
*
Тотъ не имѣетъ истиннаго: понятія о сплетняхъ, кто не жилъ въ провинціальномъ городѣ.
*
Разсматривая ближе степень образованности въ провинціальныхъ обществахъ, скоро замѣтить можно, что коренные и постоянные жители губернскихъ городовъ въ утонченномъ образѣ жизни цѣлымъ полвѣкомъ отстали отъ счастливыхъ обитателей столицъ. Отъ того-то происходитъ, что всѣ старанія первыхъ подражать послѣднимъ въ обрядахъ общежитія, въ публичныхъ увеселеніяхъ, въ модахъ и проч. походятъ вообще на смѣшныя кривлянья дѣтей, представляющихъ изъ себя совершеннолѣтнихъ.
*
Въ древнемъ Римѣ нѣкто устроилъ такъ свой домъ, что съ улицы можно было видѣть все въ немъ происходившее, желая доказать тѣмъ непорочность своей жизни. Въ небольшихъ городахъ ненужно для сего перемѣнять принятую фасаду домовъ: тамъ и за высокими оградами все знаютъ, что вы дѣлаете... И въ етомъ отношеніи жизнь въ провинціальномъ городкѣ имѣетъ высокое достоинство, ибо по неволѣ дѣлаетъ васъ благоразумнѣе осторожнѣе, тогда какъ въ многолюдныхъ столицахъ большая удобность скрывать отъ публики предосудительные поступки многихъ приводитъ въ пагубный соблазнъ.
*
Преждевременная старость не разлучна съ позднимъ ребячествомъ разума.
*
Мы смѣемся надъ обычаями менѣе просвѣщенныхъ народовъ, но сами имѣемъ даже въ высшихъ сословіяхъ много такихъ, которые не уступаютъ имъ въ странности: есть, на примѣръ, обычай не платить долговъ; не страненъ ли онъ?
*
Къ числу названій, несообразныхъ съ существомъ предмета, принадлежитъ, кажется, и титулъ первыхъ счастливѣйшихъ временъ человѣческаго рода. Странно слышать, что именуютъ
золотымъ
такой вѣкъ, въ которомъ золото было совсѣмъ неизвѣстно, или же никакой цѣны не имѣло. Не будетъ ли справедливѣе придать это. прилагательное нашему несчастному періоду, когда золото сдѣлалось всемогущимъ божествомъ людей?
*
Скупцы гораздо болѣе полезны обществу, нежели какъ обыкновенно полагаютъ. Они копятъ деньги, не пользуясь ими, и совершенно въ томъ сходны съ смотрителями запасныхъ магазейновъ, откуда въ нужномъ случаѣ надежной человѣкъ всегда, можетъ получить ссуду.
*
Модной врачъ, который дѣлаетъ съ полсотни визитовъ на день, моритъ людей отъ опрометчивости; другой, вышедшій изъ моды и болѣе праздный, моритъ инымъ образомъ -- скучными разсказами. Что пользы мѣнять ихъ? Бѣдный паціентъ обыкновенно попадаетъ изъ Сциллы въ Харибду.
*
Теорія сновидѣній намъ еще мало извѣстна, но мы отвергаемъ всякое толкованіе оныхъ. Не желая нималѣйшей дать пищи суевѣрію, я думаю однако, что можнобъ было составить занимательную и полезную книгу, предлагая въ изъясненіи сновъ нравственныя мысли и совѣты.
*
Хорошій почеркъ то же для письма, что хорошая декламація для рѣчи -- часто единственное ихъ достоинство.
*
Прихоти
языка
налагаютъ деспотическое иго на игривость
мыслей.
*
Невсегда духъ пустословія царствуетъ на языкѣ женскомъ: мнѣ случалось иногда замѣчать его и на перѣ журналистовъ {Не грѣшно ли вамъ?}.
*
Память нужна писателю не столько для того, чтобъ знать хорошо, что было до него сочинено, сколько для того чтобъ въ твореніи своемъ сохранить порядокъ и согласіе всѣхъ частей, чтобъ непремѣнно сказать все нужное и избѣгнуть самомалѣйшихъ повтореніи, которыя несноснѣе всего для читателя, скупаго на время и вниманіе.
*
Когда сочинитель затрудняется въ выборѣ заглавія для своей книги,-- вѣрный признакъ, что ей пристанетъ заманчивое названіе:
Pot-pourrit,
или просто
дребедень.
*
Строгой и вѣрный вкусъ есть истинный оселокъ дарованія; приобрѣтеніе его во всякомъ случаѣ весьма полезно. Отличный талантъ достигаетъ съ нимъ возможной степени совершенства; напротивъ писатель, скудный даромъ, при свѣтѣ собственной здравой критики, рано познаетъ свои недостатки, теряетъ отважность и охоту заниматься сочиненіями, коихъ посредственность для самаго его становится скучною, и лучше хочетъ быть спокойнымъ цѣнителемъ прочихъ, чѣмъ оставаться на сценѣ безъ вѣрной на успѣхъ надежды.
С. Нечаевъ.
-----
Нечаев С.Д. Мысли / С.Нечаев // Вестн. Европы. -- 1820. -- Ч.109, N 1. -- С.3-11.
Оставить комментарий
Нечаев Степан Дмитриевич
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1820
Обновлено: 18/12/2025. 11k.
Статистика.
Очерк
:
Публицистика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.