Иннокентий
Слово, говоренное в день основания императорского Московского университета

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


РѢЧИ И СТИХИ,
ПРОИЗНЕСЕННЫЕ ВЪ ПАМЯТЬ НЕЗАБВЕННЫХЪ БЛАГОТВОРЕНІЙ
БЛАЖЕННЫЯ ПАМЯТИ
ГОСУДАРЯ
ИМПЕРАТОРА
АЛЕКСАНДРА I
оказанныхъ
МОСКОВСКОМУ УНИВЕРСИТЕТУ
"ПРИ ВОСПОМИНАНІИ ДНЯ ОСНОВАНІЯ ОНАГО,
12 Января 1826 года.

   

МОСКВА.
Въ Университетской Типографіи.
1826

   
   Императорскій Московскій Университетъ благоговѣя къ памяти своихъ Вѣнценосныхъ Покровителей, въ день основанія своего, 12 Января сего 1826 года, творилъ благодарное воспоминаніе объ Основательницѣ своей Елисаветѣ и Возстановителѣ АЛЕКСАНДРЪ L
   Послѣ Божественной литургіи въ Университетской церкви, праздновавшей въ сей день память Св. Мученицы Татіяны, Профессоръ Богословія и Архимандритъ Иннокентій произнесъ приличное сему торжественному случаю Слово изъ темы: Всякой человѣ<къ, а паче Хрістіанітъ долженъ прейти четыре вида измѣненій, доколѣ достигнетъ вѣчнаго и постояннаго бытія; и на каждомъ изъ сихъ отдѣленій разсматриваемы были доблести Благословеннаго АЛЕКСАНДРА I. По совершеніи молебствія провозглашено многолѣтіе нынѣ Царствующему ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ НИКОЛАЮ и всему Августѣйшему Дому.-- Потомъ въ залѣ Университетскаго Совѣта, въ присутствіи Его Превосходительства Г. Попечителя, Г. Ректора, Гг. Профессоровъ и Студентовъ прочтена Адъюнктомъ и Кавалеромъ Снегиревымъ Рѣчь о благодѣяніяхъ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА Московскому Университету; темою оной были слова ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ: благодарность необходима для души благодарной. За симъ читаны Стихи Кандидатомъ Слободчиковымъ и Студентомъ Полежаевымъ. Въ заключеніе сего торжественнаго дѣйствія, Г. Попечитель, Его Превосходительство А. А. Писаревъ предложилъ Гг. Профессорамъ на разсмотрѣніе Оду на сей день основанія Университета, сочиненную 15 лѣтнимъ изъ Лопасни крестьяниномъ Борисовымъ и представилъ Собранію самого сочинителя, ищущаго покровительства у Московскаго Университета для удовлетворенія непреодолимаго желанія своего учиться Словесности. За завтракомъ пито было здоровье ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ ПАВЛОВИЧА.
   

СЛОВО,
ГОВОРЕННОЕ
ВЪ ДЕНЬ ОСНОВАНІЯ
ИМПЕРАТОРСКАГО МОСКОВСКАГО
УНИВЕРСИТЕТА,

Января 12 дня 1826 года, въ У. ц.
ИМПЕРАТОРСКАГО Московскаго Университета Богословія и Церковной Исторіи Профессоромъ, Богоявленскимъ Архимандритомъ Иннокентіемъ.

   Торжественное собраніе, чтобы почтить, сей достопамятный день, день основаніе сего святилища наукъ, открылось; а Ангелъ Блюститель сего святилища навѣкъ сокрылся отъ него {Благословенный АЛЕКСАНДРЪ.}. Младые дѣти, благороднѣйшія отрасли отъ благихъ корней, предстали въ храмѣ семъ, дабы исповѣдать предъ Всевидящимъ и предъ всѣми земнородными свое высокое счастіе; но Отецъ Отечества, Отецъ, всегда веселящійся о чадѣхъ своихъ, отнятъ отъ нихъ; -- и радость ихъ превратилась въ сѣтованіе, молитвы -- въ тяжкія воздыханія. Воспитатели и воспитанники сего благословеннаго вертограда соединились воедино, дабы принести Богу благодарность за всѣ отъ Него ниспосланныя благодѣянія; но первѣйшій Благотворитель ихъ, воздвигшій изъ пепла сей разрушенный и опустошенный вертоградъ, обогатившій его всѣми драгоцѣннѣйшими произведеніями ума, искусства и природы, навѣкъ оставилъ ихъ; -- и одна печаль сокрушаешь сердца ихъ. Все величественное Тѣло сего просвѣщеннѣйшаго Сословія, облнкавшееся въ радость и веселіе, носитъ нынѣ на себѣ отпечатокъ глубокой скорби; ибо Душа его, его всегда оживотворявшая, ему свѣтъ и тецлоту сообщавшая, вѣчно разлучилась съ нимъ. О торжество плачевное! о радость печальнѣйшая! о свѣтлость дня мрачная! Но оставимъ сѣтованіе наше; покоримся безропотно волѣ Божіей, рокъ управляетъ вселенною; Имъ Царіе царствуютъ. И, если позволено читать тайну Судебъ Его, то я въ самой горести сей обрѣтаю многое къ утѣшенію, въ самой потерѣ -- отраду. Поелику въ настоящей смерти Успшаго о Богѣ АЛЕКСАНДРА вижу одно безсмертіе, одну мѣну временной сей жизни на вѣчную и радостную; вижу ЕГО новое рожденіе, новое бытіе; слышу даже оный гласъ Отца Небеснаго, благовременно ЕГО привѣтствующій; пріиду, Благословенный Мой; наслѣдуй уготованное Тебѣ, и подобнымъ, Тебѣ царствіе Мое отъ сложенія міра (Мат. 25. 34). И се время настало, въ которое благодарное Отечество безъ всякаго прекословія можетъ дать ЕМУ титло Благословеннаго, титло, которое не позволяли ЕМУ принять ЕГО скромность и ЕГО отношеніе воеѣо въ Провидѣнію Божію. Такъ, сыны Россіи! часъ смерти ЕГО есть часъ новаго высокаго бытія ЕГО. Величіе земное ничего уже не могло ЕМУ придать величественнѣйшаго, и слава вѣка сего -- славнѣйшаго, и счастіе Міра сего -- отличнѣйшаго. ОНЪ стоялъ за той степени земныхъ -- величія, славы, щастія, до которой едва ли кто изъ смертныхъ достигалъ. И такъ ОНЪ преходитъ въ страну, гдѣ нѣтъ величію предѣловъ, конца славѣ и границъ блаженству. Се былъ единственный Мужъ, Который въ тайнахъ царства земнаго постигъ тайны царства небеснѣго. Но, дабы каждый изъ насъ совершенно позналъ изъ настоящаго ЕГО будущее назначеніе: то мы -- такъ какъ всякой человѣкъ, а Паче Христіанинѣ, долженъ прейти четыре вида измѣненій, доколѣ достигнетъ вѣчнаго и постояннаго бытія, -- разсмотримъ доблести ЕГО на каждомъ поприщѣ сихъ отдѣленій и испытаній человѣческихъ. Внемлите слову моему!
   Первое наше явленіе на земли и первое измѣненіе есть рожденіе наше по плоти, есть переходъ нашъ изъ небытія въ бытіе. Сіе рожденіе, относительно къ существованію нашему, такъ какъ во времени начинающееся, есть конечно но началу своему временное но вѣчное и неизмѣняемое относительно къ Божіей волѣ; ибо у Него все отъ вѣчности предопредѣлено, все размѣрено,все расчислено, все разпоряжено, все устроено; все, когда и чему должно явиться, назначено такъ, что каждый изъ смертныхъ является на земли въ свое время по предначертанному опредѣленію Превѣчнаго, подобно тому, какъ являются небесныя свѣтила въ назначеннуію минуту въ своихъ мѣстахъ. Такъ Сл.! все не иначе здѣсь, какъ по Божіему изволенію, происходитъ, т. е. кто? гдѣ? въ какомъ состояній долженъ подвизаться на земли? Каждой, по мѣрѣ своихъ дарованій, разположеній, силъ, по мѣрѣ ревности и стремленія къ добру, по мѣрѣ образованности и способности его къ совершенію великихъ или обыкновенныхъ дѣлъ, общественныхъ или частныхъ, въ такомъ состояніи и поставляется, дабы онъ безпрепятственно. могъ исполнить обязанности свои и въ отношеніи къ Богу, и въ отношеніи къ ближнимъ, и въ отношеніи къ себѣ самому. Да и не только въ-частности взятый человѣкъ, но и цѣлые народы не иначе восходятъ на верхъ величія и славы, какъ по Божію изволенію, или когда сего бываютъ достойны по своей образованности, по общему духу стремиться къ высокому, благороднѣйшему и совершеннѣйшему. Разсматривая на сей. первой степени бытія каждаго смертнаго, мы примѣчаемъ, что блаженныя памяти ИМПЕРАТОРЪ АЛЕКСАНДРЪ не ТОКМО родился отъ царственныя, и притомъ могущественнаго Царства, Отрасли, но и Первородный -- родился въ день, въ которой солнце, по нашему видимому замѣчанію, дотолѣ уклонявшееся отъ насъ, начинаетъ паки возвращаться къ намъ, какъ бы въ знаменіе того, что съ рожденіемъ Благословеннаго АЛЕКСАНДРА начинается восхожденіе новаго, благодѣтельнаго Свѣтила на нашемъ полушаріи. Не можемъ здѣсь не упомянуть и того, что ОНЪ родился, имѣя всѣ тѣлесныя дарованія, Какъ то: красоту, стройность тѣла, здравіе въ превосходнѣйшемъ степени, дабы, какъ мы видѣли въ послѣдствіи, высокому ЕГО духу я великимъ ЕГО намѣреніямъ соотвѣтствовали и тѣлесныя ЕГО силы, дабы однимъ своимъ Царскимъ и величественнымъ видомъ ОНЪ могъ внушать въ каждомъ любовь къ Себѣ, должное уваженіе и страхъ сыновній. Ибо, не говоря о тѣхъ дивныхъ подвигахъ, которые ОНЪ за тринадцать предъ симъ лѣтъ совершилъ, ОНЪ же потомъ для блага какъ своихъ собственныхъ, такъ и другихъ странъ и народовъ предпринималъ трудныя и далекія путешествія, дабы лично все обозрѣть, всюду Самому присутствовать и дѣйствовать, вездѣ водворить миръ, благоденствіе, вездѣ совершишь щастіе народовъ.
   Второе и высшее сего рожденіе или измѣненіе человѣка есть рожденіе духовное. Неизслѣдимый въ совѣтахъ Своихъ Богъ, зря, что люди, чѣмъ далѣе отходили отъ первоначальныхъ временъ, тѣмъ болѣй становились плотію, и что духа жизни не было въ нихъ Опредѣлилъ въ святѣйшемъ совѣтѣ Своемъ снова породить человѣка высокимъ и неизглаголаннымъ словомъ Своимъ чрезъ содѣйствіе Пресвятаго Духа. Блаженна Россія, что всеблагій Господь отъ древнихъ лѣтъ не престаетъ сыновъ, ея порождать симъ духовнымъ рожденіемъ, банею паки бытія. Впрочемъ, сіе новое рожденіе не тогда токмо началось, когда явилось воплощенное Слово на земли; нѣтъ: сія тайна возрожденія духовнаго отъ первыхъ человѣковъ для всѣхъ народовъ и во всѣ времена была открыта, и будетъ. Ибо были посылаемы Пророки и учители во всѣ концы земли.-- Но токмо Пророки жаловались: Господи что верова слуху нашему, и мышца Господня кому открыся? Ис. 53; Большая часть людей совершенно отвергла законъ Божій, ведущій къ новому возрожденію, къ жизни духовной. И нынѣ, нынѣ, когда чрезъ Пришествіе на землю Мессіи благодать Божія въ обиліи изливается на человѣческій родъ, сколько народовъ есть" никакой другой жизни не вѣдущихъ, кромѣ жизни плотской!-- И что я говорю о невѣрныхъ? Обратимъ взоры на самыхъ тѣхъ, которые именуются вѣрными. Коль многіе и изъ нихъ сіе духовное рожденіе, сей драгоцѣнный даръ, котораго всякой изъ насъ съ младенчества удостоивается, оставляютъ въ забвеніи и небреженіи? А сіе-то и бываетъ главною виною, что жизнь плотская имѣетъ великой перевѣсъ предъ жизнію духовною, и что мы въ подвигамъ благочестія не простираемся далѣе; что наги рождаемся, то есть, обнаженны еще всякаго Божественнаго дѣла, наги часто и отходимъ, ничего вѣчнаго для себя не изготовивъ. Но сіе духовное рожденіе, или сія духовная жизнь въ полной мѣрѣ открылась въ жизни блаженныя памяти ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА. Всѣ, какія ОНЪ дѣла ни начиналъ, и упрашивалъ на нихъ при начинаніи благословенія Божія; и всѣ, какія ни совершалъ, относилъ не къ своей силѣ, по къ силѣ Всемогущаго.-- Онъ не токмо САМЪ во всемъ. полагался на Промыслъ Божій, но и всегда желалъ, чтобъ ЕГО подданные руководимы были, единственно симъ Промысломъ. Какъ ревностно ОНЪ старался, дабы пастыри церкви, которыхъ долгъ есть особенной вести другихъ къ духовной жизни, были сами духовны и руководствовались не человѣческими страстями, но силою Духа Божія! Какъ искренно желалъ; чтобъ воспитатели и наставники юношества были сколько просвѣщены-умомъ, столько просвѣщены и сердцемъ; и чтобъ всѣ наставленія ихъ стремились къ единственной цѣли -- къ кроткому и истинно Христіанскому образованію сердецъ юныхъ воспитанниковъ! И сіе-то ЕГО всегдашнее надѣяніе на Промыслъ Божій вознесло превыше всѣхъ смертныхъ на земли въ великую эпоху 1812 года, въ которой всякъ ясно могъ видѣть сильную руку Божію, его особенно покровительствовавшую. Не для чего вамъ напоминать оныя произшествія, которыя еще ни у кого не изгладились изъ памяти.-- Мы обратимъ вниманіе на необычайныя событія. Страшный сопротивникъ, воздвигнутый гнѣвомъ Всесильнаго въ сокрушеніе невѣрія отпадшихъ отъ Него и заблудшихся народовъ, покорившій уже весь Западъ подъ свое иго, надменный своимъ щастіемъ, не имѣвшій другой надежды, кромѣ надежды на самого себя, устремляется со всѣми покоренными имъ народами и на наше Отечество. Но великій АЛЕКСАНДРЪ противополагаетъ ему единственнаго защитника, Бога; -- и адамантовая сила врага сокрушается, какъ огромный, бурею несомый, корабль о каменную скалу, -- Въ послѣдствіи, когда онъ воздвигъ новыя, толико же сильныя, какъ и первыя полчища, и когда совѣщанія человѣческія вызвали изъ отдаленнѣйшаго края воина, прославившагося искусствомъ на полѣ браней: Богъ, сопровождающій во всѣхъ путяхъ Благословеннаго АЛЕКСАНДРА, не восхотѣлъ, чтобъ кто-либо изъ смертныхъ помогъ Тому, Кому самъ Онъ помощникъ и покровитель.-- Онъ даже посреди брани отъемлетъ и того защитника Россіи, котораго Самъ же Онъ въ опаснѣйшихъ случаяхъ сохранялъ до онаго бурнаго времени, дабы окончаніе толь необыкновенной брани предоставить нашему кроткому Давиду.-- Я говорю: кроткому, ибо послѣ ужаснѣйшаго опустошенія, нанесеннаго намъ врагомъ Вѣры и Отечества нашего, побѣдоносный Ирой не съ пламенемъ, какъ его сопротивникъ входилъ въ нашъ, по съ оливою мира вошелъ во враждебнѣйшій градъ; и сохраненіе собственности каждаго было отплатою за причиненныя имъ Россіи насилія.
   Третіе измѣненіе наше есть то состояніе, когда душа наша разлучается съ тѣломъ., Сіе поразительное состояніе сколько съ одной стороны видимо, столько съ другой покрыто тайною. Впрочемъ часъ смерти нашей есть важнѣйшій часъ въ жизни нашей; ибо оный рѣшитъ будущую нашу участь. На сей то часъ каждый изъ смертныхъ долженъ взирать съ особеннымъ вниманіемъ; къ сему то часу каждой долженъ готовъ быть во всякое время.-- Богъ, руководствующій чрезъ всю жизнь избраннаго Имъ Вождя народовъ -- втораго Моусея, не оставилъ ЕГО и при концѣ жизни содѣлашь достойнымъ Себя. Доселѣ ОНЪ жилъ токмо для блага и щастія подданныхъ своихъ.-- Каждый часъ жизни былъ ИМЪ размѣренъ и опредѣленъ, въ которой изливались милость и благодѣянія ЕГО на всѣ состоянія подчиненныхъ ЕМУ. Подъ конецъ, когда Всепромыслитель Богъ предопредѣлилъ ЕМУ время и день вступленія ЕГО въ новую жизнь, отторгаетъ ЕГО, можно сказать, отъ занятій общественныхъ, и обращаетъ къ занятію частной жизни. Здѣсь ОНЪ, сраженный внезапною болѣзнію, безтрепетно, съ полнымъ упованіемъ на Того, Коего силою ОНЪ царствовалъ и Коего царство распространялъ, съ твердымъ надѣяніемъ на заслуги Христовы, чрезъ пріобщеніе тѣла и крови Его, чрезъ послѣднее осязаніе, реку словомъ Евангельскимъ, ребрь Его, соединясь съ Нимъ, рекши въ себѣ оныя слова Апостола: "Господъ мой и Богъ мой," преходитъ въ вѣчность въ мертво-живыхъ объятіяхъ вѣнчанныя СУПРУГИ СВОЕЯ.-- Но и здѣсь паки мы зримъ, -- и сіе есть довольное доказательство того, что Богъ и по смерти праведниковъ, бодрствуетъ надъ ними, -- коль отмѣнныя отъ всѣхъ земнородныхъ готовитъ ЕМУ на земли почести послѣднія?-- Да не подумаетъ кто-либо, чтобъ сія смерть, приключившаяся ЕМУ, не въ мѣстѣ жительства ЕГО. а въ отдаленнѣйшемъ краю, на дальнѣйшихъ границахъ Россіи, была случайная.-- Нѣтъ: и сіе есть опредѣленіе Божіе, -- дабы сыны Россіи, которыхъ ОНЪ въ жизни, какъ чадолюбивый Отецъ, лично обозрѣвалъ и лично желалъ увѣриться въ ихъ благоденствіи, съ тѣмъ же жаромъ любви, съ какимъ ЕГО срѣтали и сопровождали живаго, сопроводили останки ЕГО и дали ЕМУ послѣднее Свое цѣлованіе. Оставимъ безъ всякаго рѣшенія оныя сужденія человѣческія: "что если бы ОНЪ долѣе жилъ, могъ бы болѣе принести пользы роду человѣческому" -- жить ЕМУ долѣе, или кончишь жизнь въ настоящее время, это есть Дѣло Судебъ Божіихъ. Впрочемъ? ОНЪ скончался въ такое мирное, щастливое, благословенное время, въ такую эпоху возвышенія и славы Россіи, въ какую еще, можетъ быть, ни одинъ изъ смертныхъ не умиралъ, -- сопровождаемый притомъ благословеніями всѣхъ сыновъ не одной обширной и многолюдной Россіи, но, можно сказать, половины жителей земнаго круга.
   Четвертое и послѣднее рожденіе или измѣненіе человѣка есть обратное соединеніе души нашея съ тѣломъ.-- Сіе измѣненіе и всѣ обстоятельства, оное сопровождающія, ясно и во многихъ мѣстахъ Священнаго Писанія изобразуются.-- И такъ я, оставляя говорить объ ономъ, такъ какъ извѣстнѣйшемъ, скажу токмо, что сіе четвертое и послѣднее состояніе человѣка есть не что иное, какъ совершенное и конечное рѣшеніе первыхъ трехъ состояній. И потому для праведниковъ оно есть царственный вѣнецъ, увѣнчивающій ихъ за ихъ подвиги благочестія. Разсмотримъ мы и на сей точкѣ -- да позволитъ намъ вѣчная Любовь раскрыть на время тайну Судебъ Свонкъ -- будущее состояніе Благословеннаго АЛЕКСАНДРА!-- Но что разсматривать?-- Судьбы сіи открыты.-- Тотъ, Котораго Богъ руководствовалъ отъ юности чрезъ всю жизнь, Которымъ спасъ милліоны народовъ отъ совершенныя погибели, чрезъ Котораго возставилъ и утвердилъ Вѣру свою, чрезъ Котораго связалъ крѣпкимъ союзомъ Христіанской любви Царей земныхъ и отдаленнѣйшіе народы, -- какое можетъ услышать другое слово отъ Отца Небеснаго, какъ токмо сіе: пріиди Благословенный Мой, наслѣдуй уготованное Тебѣ царствіе отъ сложенія міра?
   Сыны Россіи! коль еще щастиливы мы, что Богъ, отъемля отъ насъ Отца Отечества и не оставивъ намъ чадъ отъ НЕГО по плоти, оставилъ Благословѣннѣпшаго Наслѣдника ЕГО по духу ЕГО и по образу чувствованій, благополучно нынѣ царствующаго ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ ПАВЛОВИЧА. Да прервутъ нынѣ сѣтованія народы! Великій АЛЕКСАНДРЪ живетъ, и будетъ жить въ Великомъ ПРЕЕМНИКѢ ЕГО. Аминь.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru