Сумерки быстро надвигались. Въ комнатѣ становилось темно. Художница встала, расправила утомленные члены, убрала краски и, разстегнувъ воротъ своей длинной рабочей блузы, прошла въ неизбѣжный при каждомъ парижскомъ "appartement" cabinet de toillette, напѣвая въ полголоса:
Viens, car l'heure est brève.
Нина Александровна была высокая, стройная дѣвушка, лѣтъ девятнадцати, съ блѣдно-матовымъ подвижнымъ лицомъ и сѣрыми глазами съ зеленоватыми искрами. Небольшая голова, покрытая длинными, мягкими, почти черными волосами, переходившими на вискахъ и затылкѣ въ золотистые завитки, красиво сидѣла на тонкой геѣ. Ее нельзя было назвать красавицей, ни даже очень хорошенькой, но все въ ней изобличало породу: изящныя формы сухощаваго стана, длинныя узкія руки, нѣсколько крупный носъ,тонкій рисунокъ рта съ измѣнчивою улыбкой, то разсѣянною и загадочною, то нѣжною и ясною. Она была круглая сирота. Матери она не помнила совсѣмъ. Отецъ ея провелъ всю жизнь, придумывая разные планы, долженствовавшіе обогатить человѣчество, и кончилъ тѣмъ, что застрѣлился въ припадкѣ хандры послѣ цѣлаго года неистоваго пьянства.
Дѣвочку, которой тогда было пять лѣтъ, взяла на воспитаніе бабушка Прасковья Михайловна Высогорская, безвыѣздно проживавшая въ своей полуразвалившейся усадьбѣ въ О--й губерніи. Въ молодости Прасковья Михайловна слыла красавицей и львицей; объѣхала всю Европу, въ Римѣ съ умиленіемъ цѣловала туфлю папы, а въ Парижѣ, тоже съ умиленіемъ, плакала, колѣнопреклоненная, передъ статуей Вольтера. Но послѣ объявленія воли всѣ эти увлеченія отошли въ область воспоминаній. Она поселилась въ уцѣлѣвшемъ у нея сельцѣ Ключахъ, гдѣ предоставила себя въ безграничную власть ключницы Домнушки, умной, ворчливой старухи, пропитанной колотьями и ревматизмами.
Жила Прасковья Михайловна очень уединенно. Единственный человѣкъ, ее навѣщавшій, былъ Левъ Никанорычъ Рѣдкинъ, ея дальній родственникъ, мелкій помѣщикъ, про котораго ходили цѣлыя легенды, а на самомъ дѣлѣ безобидный чудакъ и добрѣйшее существо. Его такъ называемыя оригинальности сводились къ тому, что онъ ходилъ всегда безъ шапки, питалъ странную слабость къ сѣрымъ сюртукамъ, которыхъ у него была цѣлая коллекція самыхъ удивительныхъ фасоновъ, круглый годъ купался въ грязномъ, а по его увѣреніямъ, чудодѣйственномъ ключѣ и всею душой ненавидѣлъ лошадей и докторовъ, которыхъ называлъ "зловредными тварями". Левъ Никанорычъ былъ лучшій другъ маленькой Нины. Онъ пичкалъ ее пастилой, игралъ ей на флейтѣ свою любимую пьесу Полонезъ Огинскаго; когда она подрасла, бралъ ее по праздникамъ къ себѣ въ Липовку и читалъ ей тамъ выдержки изъ своего сочиненія Ошибки прогресса, нисколько не обижаясь ея замѣчаніями, что это ужасно-скучно. Впрочемъ, чтобъ утѣшить его, она всегда прибавляла, что это, все-таки, не скучнѣе уроковъ о. Николая, который, по желанію бабушки, долженъ былъ внушать ей, разъ въ недѣлю, "principes de religion". Эти уроки были сущимъ испытаніемъ для дѣвочки. Всѣ объясненія о. Николая, начинавшіяся обыкновенно со слова "аще", она пропускала мимо ушей въ полномъ убѣжденіи, что она все равно ничего не пойметъ. За то она не спускала глазъ съ его желтой косицы, недоумѣвая, отчего она всегда въ пуху, и рѣшила про себя, что, вѣрно, о. Николай, въ искупленіе своихъ грѣховъ, далъ обѣтъ никогда не чесаться. Кромѣ Льва Никанорыча, у Нины была еще и подруга, дочь скотницы, по прозванью рябая Машка, шустрая дѣвочка, съ которою Домнушка не позволяла ей "водиться" въ виду того, что она "холопка" и для барышни "не канпанія". Но запретный плодъ оказывалъ на барышню такое же дѣйствіе, какъ и на большинство грѣшныхъ людей: онъ ее соблазнялъ. Она видалась съ Машкой тайкомъ и разъ даже пропала куда-то съ нею и деревенскими мальчишками на цѣлый день, чѣмъ привела въ несказанный переполохъ весь домъ. Но вообще Нина пользовалась обширною свободой. Никто ее особенно не ласкалъ, никто и не бранилъ. У Домнушки вѣчно что-нибудь ломило, да ей было и некогда. Прасковья Михайловна больше витала въ прошломъ, сокращая тоску и однообразіе деревенскаго житья чтеніемъ романовъ. Она и внучкѣ не мѣшала читать, что ей вздумается, сама даже отдала ей ключъ отъ двухъ дряхлыхъ шкафовъ, носившихъ громкое названіе библіотеки, сказавъ въ видѣ назиданія: "Les livres n'ont jamais gâtés personne". Однажды Нина, прочитавшая Отцовъ и дѣтей, обратилась въ ней съ вопросомъ: "Bonne maman, что такое нигилистъ?" и Прасковья Михайловна совершенно спокойно отвѣтила: "Это дрянь, ma chère",-- не полюбопытствовавъ даже узнать, откуда внучка почерпнула такое слово.
Нинѣ минуло тринадцать лѣтъ, когда Прасковья Михайловна отвезла ее въ одинъ изъ лучшихъ дрезденскихъ пансіоновъ. Каждый годъ, во время каникулъ, она ѣздила ее навѣщать и онѣ проводили вакаціонные мѣсяцы въ Швейцаріи или Италіи, вдвоемъ, ни съ кѣмъ не знакомясь. Прасковья Михайловна, какъ и въ деревнѣ, всегда читала какой-нибудь романъ, а Нина не разставалась съ большимъ альбомомъ, въ который она списывала нравившіеся ей виды. Она знала наизусть всѣ картины дрезденской галлереи, иллюстрировала все, что читала, покрывала рисунками каждый клочекъ бумаги, столы, стѣны, подоконники, за что ей подчасъ жестоко доставалось отъ классныхъ дамъ. Въ пансіонѣ былъ превосходный учитель рисованія. Онъ находилъ, что "die kleine Russin" обладаетъ большими способностями, поощрялъ и баловалъ ее.
Черезъ три года Нина кончила пансіонскій курсъ. Пріѣхавшая за нею, по обыкновенію, Прасковья Михайловна не узнала внучки, въ нѣсколько мѣсяцевъ превратившейся изъ ребенка въ дѣвушку.
-- Mais, tu es énorme, ma chère, -- повторяла она безпрестанно.-- Ты такъ скоро вырасла, что я не успѣю оглянуться, какъ у меня будетъ une vieille fille sur les bras.
-- Что же ты думаешь со мною дѣлать?-- смѣясь, спрашивала Нина.
-- Право, не знаю; о тебѣ надо серьезно позаботиться. Ѣхать въ Петербургъ дорого. Supposons qu'en sacrifiant mes bijoux,-- а у меня ихъ осталось очень мало -- можно будетъ продержаться двѣ зимы... и, все-таки, на блестящую партію тебѣ разсчитывать трудно. Tu es bien gentille, ma petite, mais pas du tout belle, а теперь безъ приданаго и красавицы сидятъ до сѣдыхъ волосъ или выходятъ Богъ знаетъ за кого. Всѣмъ нужны деньги, деньги, деньги... Я думаю, что въ Москвѣ у тебя будетъ больше шансовъ,-- прибавила она, помолчавъ.-- Тамъ у меня еще сохранились связи... la princesse Tata, mon amie de Смольный... Нужно будетъ только пошлифовать тебя немного. Да, придется остановиться на Москвѣ.
-- А я, bonne maman, не желаю даже туда заглядывать къ твоей princesse Tata.
-- Куда же ты хочешь, ma chère?-- растерянно воскликнула Прасковья Михайловна.
-- Никуда... Ты сама понимаешь,-- заговорила вдругъ уторопленнымъ голосомъ дѣвушка,-- что ѣхать при нашихъ средствахъ въ Петербургъ или Москву въ надеждѣ, что кто-нибудь сжалится и женится на мнѣ, унизительно. Оставь меня въ Дрезденѣ или, еще лучше, отвези меня въ Мюнхенъ. Мнѣ кажется, что у меня есть талантъ къ живописи; я буду тамъ учиться въ академіи. Это будетъ стоить дешевле самаго скромнаго приданаго et c'est bien plus digne,-- докончила она.
Прасковья Михайловна долго молчала.
-- Я не могу этого рѣшить сразу,-- сказала она, наконецъ,-- я должна подумать.-- А если у тебя нѣтъ таланта... une artiste manquée! Это очень горько, Нина.
Она обратилась за разрѣшеніемъ своихъ сомнѣній къ извѣстному мюнхенскому профессору Штерну. Тотъ выразилъ мнѣніе, что у Нины несомнѣнное дарованіе, и Прасковья Михайловна рѣшилась оставить внучку въ Мюнхенѣ, предварительно устроивъ ее въ одномъ почтенномъ нѣмецкомъ семействѣ.
"Après tout,-- подумала она, уѣзжая въ Россію,-- cela vaut encore mieux que d'épouser quelque canaille de marchand".
Это было послѣднее свиданіе Нины съ бабушкой. Зимой она получила письмо отъ Льва Никанорыча, извѣщавшее, что Прасковья Михайловна скончалась, назначивъ его, Льва Никанорыча, опекуномъ внучки. Далѣе онъ писалъ, что Ключи она продала незадолго до смерти, что денегъ осталось до пяти тысячъ, кромѣ того, двѣ нитки жемчуга съ брилліантовымъ фермуаромъ и пара изумрудныхъ серегъ. Посланіе свое Левъ Никанорычъ кончалъ совѣтомъ вернуться домой, "а, впрочемъ,-- прибавлялъ онъ,-- если вы находите, что дальнѣйшее пребываніе за границей можетъ принести вамъ пользу, то я васъ, Ниночка, не неволю. Деньги въ приличномъ размѣрѣ буду высылать вамъ аккуратно".
II.
Нина усердно проработала въ Мюнхенѣ еще два года. Въ ней признавали выдающійся талантъ и предсказывали ей будущность. Въ средѣ художниковъ ее полюбили; всѣхъ привлекалъ ея живой нравъ, отсутствіе мелочности и зависти. Товарищи по искусству пламенно и на разныхъ языкахъ излагали ей волновавшія ихъ чувства; молодой профессоръ пластической анатоміи, голубоокій, свѣтлокудрый нѣмецъ съ шиллеровскимъ профилемъ, предложилъ ей даже руку и сердце, но она отклонила эту честь. Самымъ выдающимся событіемъ ея мюнхенской жизни было полученіе медали за первую самостоятельную картину Старая дѣва. Картина была небольшая и незамысловатая. Длинная аккуратная комната съ чинно разставленною незатѣйливою мебелью. Изъ-за темнаго полога виднѣется уголокъ кровати, три высоко взбитыхъ подушки, двѣ большихъ и одна маленькая, въ бѣлыхъ наволочкахъ съ кружевными прошивками. Среди комнаты обитый ситцемъ диванъ, на который въ изнеможеніи опустилась худенькая старушка въ лиловомъ платьѣ, коричневой шали, съ жиденькими прядями гладко зачесанныхъ полу сѣдыхъ волосъ. На колѣнахъ у нея клѣтка, изъ которой она только что вынула бездыханную канарейку. Горькая судорога искривила ея губы, по морщинистой щекѣ медленно скатывается слеза. Черная собаченка и жирная пестрая кошка, какъ бы понимая всю важность событія, пристально смотрятъ на хозяйку. Чувствуется, что въ этомъ узенькомъ существованіи смерть птички -- реальное горе, реальная утрата. И кошка ужь стара, и собака тоже. Картину купилъ какой-то богатый англичанинъ, а вскорѣ послѣ этого Нина, которой надоѣлъ Мюнхенъ, уѣхала въ Парижъ.
III.
Тамъ она попала въ кружокъ русскихъ эмигрантовъ.
Между своими парижскими знакомыми Нина особенно отличала Владиміра Васильевича Цвиленева. Ей правилась его рѣчь, то насмѣшливая и злая, то простая и задушевная, блескъ его горячихъ глазъ, вся его подвижная нервная фигура въ поношенномъ платьѣ, на которомъ странно выдѣлялись безукоризненною бѣлизной воротникъ и рукава тонкой сорочки. Нина звала его въ шутку "нищимъ принцемъ". Отъ остальнаго общества онъ держался нѣсколько въ сторонѣ; его тамъ не долюбливали и замѣтно побаивались, особенно энтузіасты,-- онъ такъ обидно относился къ ихъ радужнымъ проектамъ! Цвиленевъ часто и охотно ходилъ въ Нинѣ. Она всегда узнавала его быстрые шаги по лѣстницѣ и, не дожидаясь обычнаго стука, сама открывала ему дверь со словами:
-- Здравствуйте, Владиміръ Васильевичъ, я такъ и думала, что это вы.
-- Да, это я, моя милая барышня,-- говорилъ онъ, снимая свою мягкую широкополую шляпу.-- Спасаться пришелъ въ вашъ музей: хандра одолѣла.
-- Какъ, и васъ?
-- И меня, и меня, Нина Александровна, "уязвилъ бѣсъ благородный скуки тайной..."
-- Это вамъ въ наказаніе за то, что вы надъ всѣми смѣетесь.
-- Можетъ быть... хотя, по совѣсти говоря, это величайшая несправедливость. Вѣдь, намъ только и остается, что смѣяться, хныкать или мечтать на благодарную тему: "хорошо было бы, кабы..." и т. д. Впрочемъ, все это чепуха. Скажите лучше, здоровы ли вы? Вы сегодня ужасно блѣдны, совсѣмъ прозрачная.
Онъ пытливо посмотрѣлъ на нее своими лучистыми глазами.
Она немного покраснѣла.
-- Мнѣ что-то не по себѣ въ послѣднее время, -- сказала она,-- и сама не знаю съ чего. Чтобы развлечься, я вздумала отдѣлывать портретъ моей бабушки и еще больше раскисла. Хотите посмотрѣть мою бабушку? Она была красавица и на своемъ вѣку немало вскружила головъ и разбила сердецъ.
-- Любопытно, покажите.
Они подошли къ мольберту. Величественная старуха, съ грустнымъ выраженіемъ тонкаго правильнаго лица, сидѣла, откинувшись въ глубокомъ креслѣ и устремивъ вдаль задумчивый взглядъ.
-- Прекрасный портретъ,-- похвалилъ Цвиленевъ,-- видно, что похоже... и поза хорошая, изящная, и техника превосходная. А это что?-- и онъ указалъ на небольшую картину.-- Славная жакая усадьба! Такъ и вѣетъ стихами Фета:
Шепотъ, робкое дыханье,
Трели соловья...
-- Это наши Ключи, т.-е. теперь уже не наши.
-- Отлично написано,-- еще разъ похвалилъ Цвиленевъ и усѣлся на диванъ.-- Недюжинное у васъ дарованіе, Нина Александровна, вездѣ видѣнъ огонекъ, во всемъ сказывается что-то свое. Но одного таланта мало; нужно еще образованіе, а этимъ охъ какъ грѣшатъ русскіе художники; между тѣмъ, только образованіе спасаетъ отъ односторонности, всегда ведущей къ фальши. У васъ, напримѣръ, много вдумчивости, пожалуй слишкомъ много для вашихъ лѣтъ, но у васъ есть наклонность къ сантиментальности. Это очень опасная штука и легко можетъ перейти въ приторную слащавость... Да вы, кажется, меня не слушаете, сударыня, а я-то стараюсь...
Нина, засовывавшая въ каминъ огромный чайникъ, разсмѣялась.
-- Слушаю, слушаю,-- сказала она,-- и даже хочу наградить васъ чаемъ за умныя рѣчи. Нѣтъ, кромѣ шутокъ, Владиміръ Васильевичъ, я съ вами вполнѣ согласна, и вы не повѣрите, до чего меня огорчаетъ мое невѣжество. Я, вѣдь, совсѣмъ, совсѣмъ ничего не знаю.
Она даже вздохнула, проговоривъ это.
-- Вамъ-то, положимъ, нечего особенно печалиться,-- утѣшалъ ее Цвиленевъ,-- въ сравненіи со многими отечественными Рафаэлями вы еще Аристотель. У васъ вонъ въ библіотекѣ Шекспиръ стоитъ, Байронъ, Гёте, и Жоржъ Зандъ, и Альфредъ де-Мюссе, и всѣ наши. Вы все это читали?
-- Много разъ, это мои давнишніе любимцы...
-- Вотъ видите...
-- Ничего я не вижу... Всѣ мои знанія какъ-то безъ начала и безъ конца. У нашей ключницы Домнушки былъ сундукъ, въ который она запихивала рѣшительно все, а когда что-нибудь понадобится, ни за что бывало не отыщетъ. Вотъ моя голова точь въ точь Домнушкинъ сундукъ: чего нужно, того и нѣтъ.
-- Оригинальное сравненіе, -- замѣтилъ, усмѣхаясь, Цвиленевъ,-- надо сообщить его Грибкову; онъ запишетъ и всунетъ его въ поэму. Вѣдь, онъ все записываетъ.
Вода вскипѣла. Нина накрыла на столъ и принялась разливать чай. Цвиленевъ молча глядѣлъ на нее, перебирая пальцами свою густую черную съ замѣтною уже просѣдью бороду.
-- Знаете, о чемъ и часто думаю?-- начала она, подавая ему стаканъ.
-- Прелестный вопросъ, почемъ же мнѣ знать?
-- Не перебивайте, я сейчасъ скажу. Я все думаю, отчего это мнѣ не удавалось до сихъ поръ сталкиваться съ настоящими умными русскими.
-- Вѣроятно, потому, что ихъ нѣтъ.
-- Не шутите, Владиміръ Васильевичъ, и говорю серьезно. Судя по книгамъ, они гораздо интереснѣе другихъ умныхъ людей.
-- Развѣ въ Дрезденѣ, Мюнхенѣ, или гдѣ вы тамъ были, вы не встрѣчали русскихъ?
-- Встрѣчала художниковъ и художницъ, но...
-- Но что?
-- Это совсѣмъ не то, что я себѣ представляла. Правда, они не такъ мелочны, не такъ разсчетливы, какъ нѣмцы, на они грубы, лѣнивы, обо всемъ судятъ съ плеча, самаго высокаго, часто преувеличеннаго мнѣнія о своихъ талантахъ, а отъ малѣйшей неудачи приходятъ въ отчаяніе. Притомъ, ни въ одной колоніи тамошнихъ учащихся столько не сплетничали, какъ въ русской.
-- Быть можетъ, Нина Александровна, вамъ тамъ лично чѣмъ-нибудь досадили?-- спросилъ онъ.
-- О, нѣтъ, увѣряю васъ, меня тамъ всѣ любили и даже баловали, хотя я ни съ кѣмъ не была дружна.
-- И вы не нашли ни одной симпатичной черты въ вашихъ русскихъ товарищахъ?
-- Напротивъ, цѣлую гибель. Они добры, чрезвычайно отзывчивы на чужое горе, не только дѣлятся, но прямо отдаютъ послѣднее, и за это я ихъ очень любила. На нихъ только нельзя положиться: пока они съ вами хороши -- вы совершенство, а поссорились -- и хуже васъ человѣка въ мірѣ не найдется. Тамъ были двѣ барышни-подруги; вмѣстѣ изъ петербургской академіи пріѣхали и въ Мюнхенѣ вмѣстѣ жили, ихъ даже считали сестрами. И вотъ онѣ за что-то побранились. То-есть вы себѣ представить не можете, что онѣ другъ про друга послѣ разсказывали. Это возмутительно...
Цвиленевъ улыбнулся, глядя на возбужденное лицо Нины.
-- Да,-- сказалъ онъ,-- некрасиво, но вы не думайте, что это спеціально русская черта: она свойственна всѣмъ людямъ. Цѣнить врага умѣютъ лишь очень немногіе. Въ художникѣ, если хотите, эта страстность еще простительнѣе. Онъ исключительно живетъ въ сферѣ чувства и образовъ, его натура воспріимчивѣе, впечатлительнѣе, чѣмъ у насъ, простыхъ смертныхъ. Потому художники бываютъ сплошь да рядомъ невыносимы въ частной жизни и при близкомъ знакомствѣ разочаровываютъ своихъ пламенныхъ поклонниковъ... Ну, а здѣшніе русскіе вамъ тоже не по душѣ?-- спросилъ онъ.
-- Здѣшніе меня ужасно подавляютъ. Всѣ какіе-то растерянные. Васъ я больше всѣхъ люблю, но, вѣдь, вы тоже больной, вы только умнѣе другихъ, и потому это не такъ замѣтно.
-- Ай да скромница, всѣхъ отчитала, хорошо, очень хорошо!
-- Нѣтъ, Владиміръ Васильевичъ, зачѣмъ вы такъ принимаете? Не надо иронизировать; вѣдь, это совсѣмъ не смѣшно,-- заговорила она, чуть не плача.-- Я хочу знать, вы должны мнѣ разсказать, отчего здѣсь всѣ такіе искалѣченные.
-- Долго разсказывать, Нина Александровна, -- промолвилъ онъ, кусая губы,-- да и не особенно легко разгребать свою же могилу. Поживете и сами умудритесь. А что до умныхъ или, какъ вы выразились, "настоящихъ" русскихъ людей, то врядъ ли вы ихъ и на родинѣ встрѣтите въ данный моментъ.
IV.
Въ дверь громко постучались и затѣмъ въ нее чуть не разомъ вошли двое мужчинъ и двѣ барыни.
-- А мы къ вамъ компаніей,-- затрещала Дашенька Любимова (маленькая особа, бѣлокурая и стриженая, съ большимъ носомъ, какъ-то испуганно торчавшимъ на ея длинномъ лицѣ).-- Батюшки, да они тутъ вдвоемъ съ Володей чай распиваютъ! Идилія какая, скажите, пожалуйста.
-- Перестаньте вы молоть, поздороваться не дастъ,-- сказала вторая гостья, Марья Дмитріевна Огнева, смуглая, очень недурная собой барышня.
Изъ мужчинъ одного звали Грибковымъ, другой былъ извѣстенъ подъ уменьшительнымъ именемъ Костеньки.
Грибковъ былъ малый средняго роста, широкій въ плечахъ, съ черною кудластою головой и лицомъ, напоминавшимъ бульдога. Стихи его, весьми недурные, печатались въ "толстыхъ" журналахъ. Господинъ этотъ былъ воплощенное самомнѣніе; онъ благоговѣлъ передъ собой, малѣйшую критику принималъ за личное оскорбленіе, о современныхъ поэтахъ, какъ иностранныхъ, такъ и русскихъ, говорилъ не иначе, какъ скосивъ ротъ на сторону, и вѣчно былъ съ кѣмъ-нибудь въ ссорѣ, а чаще всего съ своею собственною сестрой.
Совсѣмъ другой человѣкъ былъ Костенька. Высокій, стройный, красивый, онъ постоянно находился въ ажитаціи, всегда что-нибудь устраивалъ, разстраивалъ, восторгался, возмущался, няньчился съ дѣтьми, ходилъ за больными, пріискивалъ квартиры для знакомыхъ. Въ юности онъ подавалъ блестящія надежды, которыхъ, какъ водится, не оправдалъ. Быть на виду, играть роль было его завѣтною мечтой, но безконечная лѣнь мѣшала ему: онъ все собирался серьезно заняться какою-нибудь спеціальностью, а кончалъ тѣмъ, что только секретарствовалъ въ безпрерывно нарождавшихся и скоропостижно умиравшихъ обществахъ. Костенька сообщилъ, что часъ тому назадъ пало министерство такимъ тономъ, словно поздравлялъ окружающихъ съ именинами. Новость никого особенно не тронула (только Дашенька пропищала: подлецы! оппортюнисты!) и онъ поспѣшилъ возвѣстить другую.
-- А я съ Викторомъ Гюго познакомился.
-- Какъ это васъ угораздило?-- изумился Цвиленевъ.
-- Да очень просто, зашелъ къ нему и отрекомендовался: такъ и такъ, молъ, русскій, поклонникъ вашего высокаго гуманнаго таланта. Ну, разговорились... толковалъ я ему битыхъ три часа про наше молодое поколѣніе. Онъ просто уши развѣсилъ.
-- Еще бы!-- вставилъ Цвиленевъ.
-- Какой вы, право, Костенька,-- начала Нина, укоризненно покачавъ головой, и не докончила.
Ее энергически поддержала Марья Дмитріевна.
-- И въ самомъ дѣлѣ, когда вамъ, наконецъ, надоѣстъ ломать изъ себя шута?-- воскликнула она.-- Жить не можетъ, чтобы не выкинуть какой-нибудь глупости. А все отъ бездѣлья! Гранитъ, гранитъ мостовую, поневолѣ всякая дурь въ голову полѣзетъ; ну, и прорветъ его: пойду, молъ, покажу Виктору Гюго, какіе между нами недоросли изъ дворянъ водятся... Эхъ, право, сидѣлъ бы ужь лучше дома.
Бѣдный Костенька, совсѣмъ сконфуженный отъ внезапнаго натиска, хлебнулъ большой глотокъ горячаго чая, обжегъ весь ротъ и обиженно отвернулся въ сторону.
-- Мнѣ, главное, что досадно, -- продолжала неумолимая Марья Дмитріевна, -- что вотъ эти (она кивнула на Цвиленева и Грибкова) тоже надъ нимъ потѣшаются, хотя сами въ милліонъ разъ хуже его и нисколько не умнѣе.
Цвиленевъ улыбнулся, а поэтъ хотѣлъ было оскорбиться, да раздумалъ и замѣтилъ только:
-- У Марьи Дмитріевны вѣчно парадоксы. Костенькѣ пришла фантазія идти на поклоненіе къ выдохшейся бездарной муміи, а я виноватъ.
Чтобы разсѣять собиравшіяся тучки, Нина обратилась къ Грибкову съ вопросомъ, не пишетъ ли онъ чего-нибудь новаго.
Грибковъ провелъ рукой по волосамъ и пріосанился:
-- Я занятъ теперь большою поэмой Самоубійцы, -- сказалъ онъ.
-- Что же, вы описываете вообще самоубійство или какіе-нибудь особенно поразившіе васъ факты?
-- Нѣтъ, меня больше интересовала тутъ психологическая сторона, причины, толкающія человѣка порѣшить съ собой. Вѣдь, по этому поводу существуетъ масса разногласій: одни говорятъ, что это легко, другіе -- что трудно, третьи утверждаютъ, что всѣ самоубійцы сумасшедшіе, четвертые, напротивъ, считаютъ ихъ мудрецами.
-- Эка важность: самоубійство!-- прервала Дашенька.-- Всунулъ голову въ петлю, спустилъ ноги -- и готово.
-- Не правда ли, какъ просто?-- сказалъ Цвиленевъ и взглянулъ на Нину.
-- Нѣтъ, разстаться съ жизнью не легко,-- убѣжденно промолвила Марья Дмитріевна, -- и скверна-то она, эта постылая жизнь, и не ждешь отъ нея ничего, а все тянешь... Въ молодости еще, мнѣ кажется, легче оборвать, не успѣлъ, по крайней мѣрѣ, такъ привыкнуть.
-- А по моему это положительно вздоръ,-- опять вмѣшалась Дашенька.-- Не понимаю, какъ вамъ, Марья Дмитріевна, не стыдно такъ сантиментальничать, а еще докторъ математики! Вотъ, помяните мое слово, чуть только мнѣ приспичитъ, я сейчасъ...
-- Заплачу,-- докончилъ Цвиленевъ.
Всѣ засмѣялись. Дашенька вскочила и со всего размаху стала колотить его по головѣ.
Цвиленевъ смиловался и разжалъ руку. Нинѣ не понравилась эта сцена и она недовольно нахмурила брови.
-- А, все-таки, вы баричъ,-- прошептала опять Дашенька и спряталась за Марью Дмитріевну.
-- Ладно, будетъ вамъ ругаться. Разскажите лучше, какъ вы съ посольскими чиновниками любезничали, чтобы они вамъ паспортъ дали.
-- Какъ же, сейчасъ! Вамъ бы только ха-ха-ха да хи-хи-хи. Уродъ эдакій, эгоистъ, только бы ему наслаждаться; сама видѣла, какъ онъ намедни въ кондитерской мороженое ѣлъ. Никогда, небойсь, не подумаетъ о другихъ. Вотъ Иванова несчастная вчера родила, такъ ребенка обернуть не во что было.
-- Помилуйте, чѣмъ же я виноватъ?-- защищался Цвиленевъ.
-- Костенька своихъ двѣ рубашки отдалъ,-- продолжала, не слушая, Дашенька.
-- Я готовъ отдать цѣлыхъ три, -- началъ Цвиленевъ, но его прервалъ вдругъ встрепенувшійся Костенька.
-- Не смѣйтесь, Цвиленевъ,-- заговорилъ онъ,-- еслибы вы видѣли эту бѣдную Иванову. Одна, по-французски ни слова, въ мансардѣ, изъ всѣхъ щелей вѣтеръ дуетъ, въ каминѣ ни уголька. Она, вѣдь, скрытная, никогда не жалуется, а тутъ, какъ увидала насъ съ Дашенькой, разрыдалась до истерики. Ребенокъ хилый, того и гляди умретъ, да и она, пожалуй, не выдержитъ.
Бесѣда какъ-то сразу оборвалась. Грибковъ, дувшійся, что на него мало обращаютъ вниманія, поднялся первый и сталъ прощаться съ Ниной. Затѣмъ поднялись остальные. Въ прихожей Нина остановила Дашеньку и, сунувъ ей въ руку скомканную бумажку, застѣнчиво прошептала:
-- Пожалуйста, передайте это Ивановой отъ себя, мнѣ неловко, я ее совсѣмъ не знаю.
-- Хорошо, хорошо,-- громко отвѣтила Дашенька,-- вы славная барынька (она потрепала ее по плечу), только ужь больно цирлихъ-манирлихъ. Ну, чего вы стѣсняетесь? Что тутъ за секреты? Вы отдаете свой излишекъ. Это естественно и раціонально. Это не пошлая филантропія, не милостыня, чтобы лѣвая или тамъ правая не знала...
-- Будетъ вамъ ораторствовать, Дашенька,-- остановила ее Марья Дмитріевна,-- пойдемте, договорите въ другой разъ.
V.
Нина познакомилась съ нѣсколькими французскими семействами. Сначала ее привлекала ихъ дѣятельная, энергическая жизнь, въ которой, казалось, не было мѣста русскому безалаберному метанію изъ угла въ уголъ. Но она скоро разочаровалась, и самодовольные французскіе буржуа, съ ихъ отполированнымъ либерализмомъ, сквозь который нѣтъ-нѣтъ и проглянетъ жадный кулакъ, сдѣлались ей противны.
"Ужь лучше мои полуголодныя, неуклюжія соотечественницы,-- писала она въ своемъ дневникѣ,-- чѣмъ эти крашеныя, перетянутыя, съ подведенными глазами куколки въ кудряшкахъ. Тѣ, если бросаются головою внизъ во имя невѣдомаго, то это невѣдомое, по крайней мѣрѣ, представляется имъ до того грандіознымъ, что не жаль изъ-за него расшибиться... А у этихъ невинныхъ птичекъ все ясно: богачъ мужъ -- marchanden gros -- основа жизни, мелкій журналистъ, актеръ бульварнаго театра -- ея украшеніе".
Она уходила въ Луврскій музей и тамъ забывала все, бродя по безконечнымъ амфиладамъ залъ. Успокоенная обаяніемъ прекрасныхъ образовъ, она садилась у ногъ Венеры Милосской и подолгу, не отрывая глазъ, глядѣла въ дивное лицо богини, точно ждала, что мраморныя уста раскроются и съ нихъ польются чудныя рѣчи о томъ чудномъ далекомъ времени, когда у нея были руки, когда алтари ея благоухали ароматомъ цвѣтовъ, когда она наполняла міръ неисчерпаемою нѣгой красоты и любви. Ниной иногда овладѣвало неудержимое желаніе поцѣловать гордыя нѣмыя губы богини. Разъ она даже не утерпѣла и уже наклонилась было къ статуѣ, но вдали показалась англійская чета съ Бедекеромъ въ рукахъ; она ясно услышала, какъ почтенная лэди, удостовѣрившись, что каждый номеръ дѣйствительно находится на своемъ мѣстѣ, произносила довольнымъ голосомъ: "oh yes". Ей стало стыдно за свое ребячество и она проворно исчезла.
У дверей своей квартиры она столкнулась съ Цвиленевымъ.
-- Здравствуйте, Владиміръ Васильевичъ, вы были у меня?
-- Да, и очень сожалѣлъ, что не засталъ: я собирался у васъ позаняться немножко, дома ужасная тоска, совсѣмъ не работается. Пустите, Нина Александровна, бѣднаго странника погрѣться у вашего огня,-- произнесъ онъ жалобно.
-- Сдѣлайте милость, бѣдный странникъ, -- сказала она, входя въ комнату, -- только огонь вамъ придется зажигать самому, я очень устала, за то обѣщаю вамъ не мѣшать, работайте сколько угодно.
Когда она вернулась, каминъ уже былъ растопленъ, угли пылали съ легкимъ трескомъ, разливая въ комнатѣ пріятный свѣтъ и теплоту. Цвиленевъ сидѣлъ въ углу за столикомъ и быстро строчилъ перомъ по бумагѣ.
Нина вынула изъ шкафа маленькій томикъ Фауста и, усѣвшись поближе къ камину, стала читать.
-- Какая, однако, отвратительная погода стоитъ, и не скажешь, что весна,-- замѣтилъ Цвиленевъ, не переставая писать.
Нина ничего не отвѣтила.
-- Видѣли, Нина Александровна, новую картину Мункаччи?-- спросилъ онъ, немного погодя.
-- Видѣла.
-- А что, хороша?
-- Хороша, т.-е. даже не такъ хороша, какъ оригинальна. Его Христосъ совсѣмъ не то, что, напримѣръ, тиціановскій: это болѣе осязательный, если хотите, болѣе вульгарный Христосъ. Вотъ посмотрите, у меня есть копія съ головы тиціановскаго Христа.
Она незамѣтно увлеклась, заговоривъ о любимой картинѣ, стала объяснять мельчайшія детали. Цвиленевъ отвѣчалъ на ея замѣчанія, отрываясь на мгновенье отъ бумаги, и, когда она умолкала, предлагалъ новый вопросъ.
-- А въ салонѣ были?
-- Какъ же, а вы были?
-- Нѣтъ еще, все собираюсь. Есть что-нибудь интересное?
-- Немного; впрочемъ, импрессіонисты выставили нѣсколько прелестныхъ картинъ. Знаете, эту школу положительно ждетъ будущность...
И она начала перечислять.
-- Вотъ и спасибо, Нина Александровна,-- говорилъ Цвиленевъ, складывая бумагу,-- съ вами всегда соединяешь полезное съ пріятнымъ.
-- Это какимъ образомъ?
-- Да я подъ вашу диктовку корреспонденцію о салонѣ написалъ, теперь и бѣгать самому не нужно: стало быть, экономія времени.
-- Владиміръ Васильевичъ, это безсовѣстно такое іезуитство. Я думала, вы въ самомъ дѣлѣ интересуетесь, а вы съ корыстною цѣлью выпытывали.
-- Ну, вотъ, сейчасъ и страшныя слова: корыстная цѣль! Какая тутъ корысть? Самая невинная хитрость.
-- Но развѣ можно писать о томъ, чего не знаешь?
-- Младенецъ милый! А вы думали, что пишутъ только о томъ, что знаютъ? Вѣдь, эдакъ бы всѣ газетчики по міру пошли. Въ сравненіи съ другими я еще пай-мальчикъ въ этомъ отношеніи, потому что черпаю свои свѣдѣнія у спеціалистовъ: по художественному отдѣлу, напримѣръ, у васъ, а въ политикѣ и всемъ прочемъ выручаетъ Костенька. Когда съ нимъ поговоришь часокъ-другой, можно ужь ни одной газеты въ руки не брать, -- онъ всѣ прочелъ, -- садись и смѣло пиши о чемъ угодно: о депутатскихъ преніяхъ, скандальномъ процессѣ, костюмѣ королевы Изабеллы, новой куклѣ въ витринѣ куафера, о митингѣ Луизы Мишель, капризахъ Сарры Бернаръ... о чемъ хочешь.
-- Какъ это мило, еще онъ же издѣвается, но меня вы больше не поймаете, а чтобы вылечить васъ отъ лѣни, я скажу Костенькѣ про ваши невинныя хитрости.
-- Чѣмъ замышлять козни, лучше напоите меня чаемъ изъ вашей bouillotte, а я вамъ буду новости разсказывать.
-- Веселыя?
-- Это какъ смотрѣть. Если поэту, напримѣръ, погруженному въ мечты о прекрасномъ и высокомъ, вылить на голову тазъ съ грязною водой, -- не въ фигуральномъ, а въ прямомъ смыслѣ,-- что, это, по вашему, весело?
-- Во всякомъ случаѣ назидательно. Это вы про кого же, про Грибкова?
-- Какъ вы догадливы! Да, про него. Нищета у нихъ, какъ вамъ извѣстно, страшная, сестра совсѣмъ надорвалась съ дѣтишками. Стираетъ, стряпаетъ, чинитъ, ну, и пристала къ нему: пиши да пиши, а онъ ей: я, молъ, не ремесленникъ. А у ней, надо вамъ сказать, въ придачу ко всѣмъ прелестямъ, уже два мѣсяца зубы болятъ, нервы-то и расходились. Схватила она, не говоря худаго слова, тазъ, да и бацъ на голову "пѣвцу любви и грусти нѣжной"... Эхъ, чортъ, кажется, перевралъ! Впрочемъ, вы поняли.
-- Несчастный Цвиленевъ!-- воскликнула Нина,-- какъ вы можете говорить подобнымъ тономъ о такихъ ужасныхъ вещахъ?
-- Привыкъ я очень къ такимъ сценамъ; вѣдь, это вамъ все вновѣ... Ну, что вы затуманились, моя дѣточка?
Онъ взялъ ее за руку и ласково заглянулъ ей въ лицо.
-- Я задумалась о Грибковѣ. Очень его жаль. У него, вѣдь, дѣйствительно есть талантъ и ничего-то, ничего изъ него не найдетъ, его затянетъ здѣшняя жизнь.
-- Да, его положеніе печальное. Онъ чувствуетъ, что могъ бы что-нибудь сдѣлать, и весь уходитъ на безплодныя потуги. Этимъ объясняется его мелочность, невыносимая обидчивость, болѣзненное самомнѣніе. Онъ или запьетъ, или опошлится до мерзости... чѣмъ мы всѣ обыкновенно кончаемъ.
-- Развѣ это такъ неизбѣжно, Владиміръ Васильевичъ?
-- Для насъ неизбѣжно, моя ласточка, вѣдь, мы не герои... А я вчера Кедрова за ухо выдралъ,-- сказалъ онъ, помолчавъ и, очевидно, желая перемѣнить разговоръ.
Нина вопросительно посмотрѣла на него.
-- За любопытство,-- пояснилъ онъ,-- вытащилъ у меня изъ ящика, вмѣсто папиросы, письмо и сталъ читать. Прелестный юноша! По младости и глупости согрѣшилъ и не знаетъ, бѣдняга, какъ ему выбраться на природный путь -- въ товарищи прокурора... Теперь онъ на побѣгушкахъ у очаровательной Глафиры Павловны. Вы ее еще не знаете? Стоитъ познакомиться. Глупа, доложу вамъ, одна какъ двадцать коровъ, а мужемъ, умнымъ и чрезвычайно ученымъ человѣкомъ, помыкаетъ, какъ тряпкой. Мы, говоритъ, съ Мишей, когда нашу книгу писали... а на самомъ дѣлѣ она, кромѣ какъ "милые родители, присылайте денегъ", ничего въ свою жизнь не писала.
-- Вотъ вамъ бы такую жену, Владиміръ Васильевичъ; она бы вамъ живо язычекъ подрѣзала,-- замѣтила Нина.
-- Мм... это еще бабушка на двое ворожила, -- возразилъ онъ,-- меня не такъ легко осѣдлать. Вѣрнѣе всего, что я никогда не женюсь. Такъ хоть ублажаешь себя -- Гамлетъ не Гамлетъ, а все же не кострюлька съ молокомъ и не сырыя пеленки... Простите, виноватъ... совсѣмъ забылъ, что возлѣ меня милая, скромная барышня, которая лишь въ качествѣ любопытной туристки заглянула въ наше болото... А знаете, Нина Александровна,-- сказалъ онъ вдругъ совершенно серьезно,-- вамъ въ самомъ дѣлѣ лучше уѣхать отсюда и поскорѣй.
-- Почему?-- спросила она.
-- Не для васъ здѣшній воздухъ; вы тутъ зачахнете. Вы и такъ уже начали хирѣть. Признайтесь, вѣдь, плохо работаете?
-- Плохо, Владиміръ Васильевичъ, все мысли разныя въ голову лѣзутъ.
-- Скверный признакъ, скоро резонерствовать начнете, а это первый шагъ въ лагерь неудачниковъ, въ нашъ лагерь.
-- Да куда ѣхать-то?-- задумчиво промолвила она.
-- Въ Россію, непремѣнно въ Россію, домой, -- заговорилъ онъ взволнованнымъ, прерывающимся голосомъ.-- Тамъ тяжко, тамъ душно, но потому-то и не слѣдуетъ оттуда уходить. Что мы тутъ всѣ? Вѣчные праздноболтающіе... Уѣзжайте, голубчикъ! Хоть и больно васъ отпускать... очень больно... а, все-таки, уѣзжайте.
Онъ нагнулся къ ней близко, близко. Она почувствовала на своей щекѣ его жаркое дыханіе, тихонько оттолкнула его и встала.
-- Не надо, Ниночка?-- сказалъ онъ, усмѣхаясь своею нервною усмѣшкой.
-- Не надо,-- отвѣтила она, вспыхивая.
VI.
Наступилъ канунъ русскаго новаго года, который положено было ознаменовать баломъ. За нѣсколько дней до бала все какъ будто оживилось. Присяжные распорядители съ Костенькой во главѣ бѣгали собирать деньги, суетились, закупали, хлопотали, стараясь изъ всѣхъ силъ не ударить въ грязь лицомъ. Помѣщеніе наняли надъ какою-то харчевней въ quartier Latin и, чтобы придать ему приличный случаю видъ, поставили вдоль обдерганныхъ стѣнъ десятка два полузасохшихъ фикусовъ въ большущихъ кадкахъ. Эффектъ вышелъ довольно печальный, но распорядителямъ нравилось.
Нина пріѣхала поздно. Ей пришлось пробираться наверхъ между двумя рядами любопытныхъ гарсоновъ, выстроившихся на лѣстницѣ, чтобы посмотрѣть, какъ веселятся "les nihilistes russes". Большая зала, скудно освѣщенная масляными лампами и свѣчами, была полна народу. Тутъ были и "легальные": присланные изъ разныхъ университетовъ молодые люди, будущіе профессора, студентки, музыканты, пѣвцы и пѣвицы, съѣхавшіеся со всѣхъ сторонъ учиться къ парижскимъ знаменитостямъ. Но главный фонъ составляли эмигранты. Всѣ почистились, прибодрялись, принарядились, даже Дашенька пришила кружевной воротничекъ къ платью и повязала взъерошенную голову ленточкой.
Среди залы красовалось обтертое піанино, на которомъ добровольный таперъ безуспѣшно выколачивалъ жиденькую польку. Гости еще не обошлись, не оглядѣлись и робко жались по темнымъ угламъ. Распорядители были въ отчаяніи: они такъ мечтали, чтобы все было непринужденно и весело. Больше всѣхъ огорчался Костенька. Онъ перебѣгалъ отъ одной дамы къ другой, представляя имъ по нѣскольку разъ однихъ и тѣхъ же лицъ, угощалъ всѣхъ фруктовою водой, хотя никому еще не было жарко, метался безъ всякой надобности изъ залы въ уборную, оттуда на лѣстницу, оттуда опять въ залу и старался не думать объ узкихъ лакированныхъ сапожкахъ, немилосердно жавшихъ ему ноги и за которые онъ сегодня утромъ заплатилъ въ "Bon Marché" 7 франковъ 95 сантимовъ.
-- Черти проклятые, 95 сантимовъ!-- шепталъ онъ укоризненно.-- Вѣдь, это чистѣйшій подвохъ, дескать олухъ-покупатель не сообразитъ, что 95 сантимовъ тотъ же франкъ.
У боковой стѣны возвышалось нѣсколько столовъ съ закупкой, скромнымъ дессертомъ и бутылками "petit Bordeaux" (Костенька заикнулся было о шампанскомъ, но его осмѣяли и онъ тутъ же устыдился своей дерзости). У одного изъ столовъ сидѣлъ мужчина лѣтъ шестидесяти, сѣдой, съ тонкими, изящными чертами лица, и декламировалъ задушевнѣйшимъ, нѣсколько разбитымъ и нѣсколько уже пьянымъ голосомъ:
"А если сонъ видѣнья посѣтятъ, о!..."
Это былъ всеобщій любимецъ Иванъ Иванычъ. Возлѣ него стоялъ Цвиленевъ и усердно съ нимъ чокался. Нина сѣла рядомъ съ Марьей Дмитріевной, смотрѣвшей въ этотъ вечеръ какъ-то особенно серьезно.
-- Какъ вы поживаете?-- спросила она, пожимая ей руку.
-- Такъ себѣ; вчера, наконецъ, защитила свою злополучную диссертацію.
-- И теперь вы докторъ математики?-- воскликнула Нина.-- Какая вы ученая! Просто страшно.
-- Еще бы не страшно! Я скоро кусаться начну,-- отвѣтила Марья Дмитріевна.
-- Какъ вамъ сказать?-- промолвила она.-- Послѣдній годъ мои занятія стали мнѣ казаться большою нелѣпостью и я продолжала ихъ только по привычкѣ. Ну, скажите сами, кому будетъ легче оттого, что я знаю "небесную механику" или ряды Гауса? Науки я впередъ не подвину, да и самой мнѣ отъ этого ни тепло, ни холодно... Ужасно глупо!
Въ нимъ подлетѣлъ Костенька.
-- Позвольте васъ пригласить на кадриль, Марья Дмитріевнѣ, Нина Александровна,-- проговорилъ онъ, запыхавшись и приглаживая свои безъ того прилипшіе ко лбу вихры.
-- Ну вотъ! Всегда вы надо иной труните. Я ангажирую Нину Александровну, а вамъ сейчасъ представлю кавалеровъ.
Общество оживилось. Послышались смѣхъ, шутки. Двое косматыхъ юношей подхватили подъ мышки Ивана Иваныча и кружились съ нимъ по комнатѣ, поминутно наскакивая на танцующихъ. Цвиленевъ вертѣлъ Нину, нашептывая полунасмѣшливо, полусерьезно:
-- О, вальсъ, культурный метаморфозъ пляски дикаря! Вальсъ и русскія уѣздныя барышни, это перлъ поэзіи. Посмотрите, какъ все мелькаетъ, несется, сливается... Какъ близко отъ меня теперь ваше блѣдное личико съ горячими глазами. Я чувствую на своей груди каждое біеніе вашего сердца...
Одинъ только Грибковъ, угрюмо стоя въ дверяхъ, съ такимъ презрѣніемъ глядѣлъ на кружившуюся публику, словно тутъ же собирался заклеймить ее безпощаднымъ стихомъ. Приближалось двѣнадцать часовъ. Танцы прекратились. Всѣ гости, человѣкъ сто, образовали полукругъ въ центрѣ комнаты. Въ бокалы разлили дешевенькое вино. Когда послышался первый ударъ дребезжащихъ стѣнныхъ часовъ, всѣ замолкли въ какомъ-то торжественномъ ожиданіи. Тишину прервалъ Иванъ Иванычъ. Онъ поднялъ свой бокалъ и произнесъ взволнованнымъ, дрожащимъ голосомъ:
-- Съ новымъ годомъ, господа. Пожелаемъ, чтобы для всѣхъ нашихъ близкихъ, гдѣ бы они ни были, наступившій годъ былъ годомъ облегченія.
Къ піанино подошла высокая круглолицая дѣвушка и затянула свѣжимъ сочнымъ голосомъ извѣстную Полоску.
...Все полоски своей ему жаль,
Все полоску свою вспоминаетъ,--
уныло подтягивалъ хоръ.
Нина заглядѣлась на эту группу. Трепетный свѣтъ догорающихъ лампъ и свѣчей падалъ на молодыя, уже измученныя лица, впалыя щеки, впалыя груди, изношенную, заплатанную одежду. На всемъ какъ бы разлита печать безнадежности.
"И все это погибшіе,-- подумала она,-- некуда голову приклонить: ни впередъ, ни назадъ. Вотъ этотъ, въ сѣромъ пальтишкѣ, совсѣмъ ребенокъ... ему не болѣе восемнадцати лѣтъ, и все ужь для него покончено. А та бѣдная, что кутается въ платокъ! Черезъ насколько дней она будетъ матерью, Костенька опять изорветъ на пеленки свою рубашку; прибавится еще ни за что, ни про что надорванная жизнь".
У нея захватило дыханіе, слезы сжали горло, сердце замерло отъ наплыва жалости и любви. Она вышла въ уборную и, уткнувшись головой въ спинку дивана, горько зарыдала.
-- Что съ вами, Высогорская?-- спрашивала ее Марья Дмитріевна, силясь разнять ея судорожно сжатыя руки.
-- У меня ужь давно все перегорѣло,-- отвѣтила та, подавая ей воду.
Изъ залы донесся шумъ голосовъ; нападали, очевидно, на Ивана Иваныча.
-- Вы постепеновецъ,-- взывалъ кто-то отчаянною фистулой,-- романтикъ, воображаете, что голодъ можно утолить чувствительными стишками.
-- Ничего подобнаго я не воображаю; я говорю только, что наука...
-- Старая пѣсня! Этимъ еще въ сороковые годы прекрасные юноши пробавлялись: поклонялись идеалу и драли мужиковъ на конюшнѣ.
-- Плевать намъ...
-- Господа,-- унимали распорядители,-- что тутъ за ссоры, за споры? Мы сегодня веселимся.
-- Къ чорту политику!-- вмѣшались благоразумные.-- Давайте лучше пить:
Выпьемъ, что ли, Ваня,
Съ холоду да съ горя,
Говорятъ, что пьянымъ
По колѣно море...
-- И то добре,-- согласился Иванъ Иванычъ.
-- Одѣвайтесь, Высогорская, и поѣдемъ домой, -- сказала Марья Дмитріевна.-- Ночуйте у меня, я, вѣдь, тутъ близко.
На лѣстницѣ онѣ столкнулись съ Цвиленевымъ. Онъ былъ страшно блѣденъ, на губахъ блуждала злая усмѣшка, пальцы быстро дергали бѣлый гастухъ. Увидѣвъ Нину, онъ захохоталъ:
-- Ага, моя красавица, убѣгаете отъ стррадальцевъ за идею... Н-да, букетъ-то ужь больно пахучій, а у дамъ нервы тонкіе, нѣжные... Что вы такъ на меня уставились? Что я пьянъ? Эка важность! Умному человѣку да разъ въ годъ не напиться... Ниночка, прелесть моя,-- заговорилъ онъ вдругъ жалобно, со слезами въ голосѣ,-- не сердитесь, дайте ручку, ну, хоть одинъ па-а-льчикъ...
-----
Было совсѣмъ рано. Нина и Марья Дмитріевна спали еще крѣпкимъ сномъ послѣ вчерашняго бала. Ихъ разбудили сильный стукъ въ дверь и охрипшій голосъ, кричавшій по-русски: "отворите, отворите скорѣй!" Первая очнулась Марья Дмитріевна. Она накинула попавшееся ей подъ руку пальто и бросилась открывать дверь.
-- Часа два тому назадъ. А почему -- неизвѣстно. Только и написалъ французскую записку на имя коммиссара, чтобы никого въ его смерти не винить. И какъ только я, оселъ, ничего не слышалъ? Вѣдь, я ночевалъ у него, нельзя было никакъ догадаться... такой былъ веселый.
-- И... на повалъ?-- выговорила Нина.
-- Въ томъ-то и дѣло, что нѣтъ: рана безусловно смертельная, и онъ страшно мучится. Когда я къ вамъ пошелъ, онъ еще хрипѣлъ, даже въ сознаніе пришелъ. Доктора тамъ -- одинъ нашъ, другой французъ; говорятъ, пуля прошибла легкое. Пойдемъ къ нему; онъ Нину Александровну велѣлъ привезти.
Обѣ дѣвушки торопливо одѣлись. Костенька позвалъ дремавшаго у газетнаго кіоска извощика и они отправились.
Всѣ молчали. Нина, стиснувъ зубы, пристально смотрѣла въ окошко кареты; ей казалось, что никогда дорога еще не тянулась такъ долго, что они никогда не доѣдутъ. Фіакръ подкатилъ къ огромному грязному дому въ узенькомъ, грязномъ переулкѣ. Они быстро зашагали по лѣстницѣ. Костенька остановился у мансарды надъ пятымъ этажемъ и осторожно постучалъ.