Испанцы имеют от природы острый ум, одарены весьма живым воображением. Они могли бы успеть и в науках, и в искусствах столь же много, сколько и знаменитые предки их; но до сего времени распространению между ими всех полезных знаний, служащих к просвещению ума и образованию вкуса, препятствовали беспрерывно строгая цензура и подозрительность самовластной инквизиции.
Воспитание молодых людей весьма недостаточно. Со стороны родителей излишняя любовь, а со стороны наставников несоответствующая цели метода, затрудняют приобретение знаний в полезных науках и искусствах. -- Молодой испанец пускается в поприще учености всегда охотно, но едва успеет он сделать несколько шагов, как безрассудная любовь родителей почитает уже его чудом учености, первым гением в свете. -- Наставник, истинной науки воспитания незнающий, утомляет питомца своего четыре или пять лет преподавателем латинской грамматики, потом шесть или восемь лет схоластическими тонкостями богословия, материями отвлеченными и тому подобным. От всего этого страсть к учению хладеет, наконец заступает место ее отвращение. История, география, математика, философия, науки изящные и иностранные языки позабыты совершенно, и ежели бы кому-нибудь вздумалось преподавать их, то, возможно, весьма немногие захотели бы слушать его уроки. Есть и такие отцы и учители, которые, почитая все науки, все новые системы воспитания открытым путем к разврату и неверию, от всего сердца их проклинают {Князь мира учредил в 1807 году училище в своем доме, в котором было назначено следовать методе Песталлоцци. Жители Мадрида тотчас начали роптать, называли это училище еретическим (потому что протестант был его начальником), и министр, покорясь необходимости, велел его уничтожить.}; и научась единственно тому, что для ремесла их или звания необходимо, признают себя довольными. Великие творения иностранных писателей доходят в Испанию редко; а ежели и доходят, то почти ни один из испанцев не читает их, по незнанию чужих языков. Одно могущественное и возвышенное дарование, собственное наблюдение и сила рассудка производили иногда в Испании мужей ученых и писателей: заслуги их тем важнее и почтеннее -- шествуя к великой цели, они сражались со множеством препятствий, и вовсе не имели тех пособий, которыми ученые мужи Германии, Франции и Англии всегда, можно сказать, окружаемы.
Впрочем, рассматривая испанцев со стороны нравственной, вы найдете вообще, что нравы их хороши и некоторые черты характера превосходны. Они гораздо благороднее португальцев и итальянцев. На первых они похожи только оливковым цветом тела, худощавостью и средственным ростом: со всем тем сложение их красивее и крепче. Их черные прекрасные глаза исполнены огня и выразительны; их черные волосы несравненно лучше, нежели у итальянцев. Испанцы важны, но не вялы, и, будучи живы, не имеют той ветрености и легкомыслия, которые свойственны французам. Приступая к делу, они медленны и осторожны; постоянны и быстры, решившись оное исполнить. Характер их есть спокойное равновесие пылкости и хладнокровия. Они великодушны, услужливы, весьма привержены к друзьям своими и щедры. Касательно последнего качества, совсем не таковы корыстолюбивые португальцы и скупые итальянцы. Сверх того испанцы умеренны, скромны, верны и честны. Последнюю добродетель находят между ими даже у простолюдинов.
Пороки их проистекают не из характера, напротив они имеют источником воспитание, о котором уже упомянуто, и чрезмерное влияние духовенства, которое и поныне действовало на народ весьма сильно. Главные из сих пороков -- мстительность и ревность, превращающаяся нередко в совершенное бесчеловечие; далее -- суеверие и гордость, или напыщенное мнение о своих правах и преимуществах, мнение, изъявляемое -- знатными в надутых и смешных обрядах и в надменном тоне, так называемом Grandezza, а простолюдинами в лени и странной спеси, неразлучных с неопрятностью и нищетою.
Впрочем, некоторые из народов, Испанию населяющих, не имеют почти совсем означенных пороков. Из числа их -- жители Галисии трудолюбивы чрезвычайно и к работам всякого рода привычны. Они тысячами ходят для промыслов в Португалию и другие испанские провинции. Каталонцы также весьма деятельны и способны ко всем рукоделиям и промышленности. Арагонцы, старо-кастильцы не менее любят работу, сверх того храбры, искренни, привержены к древним, простым обычаям своим и нравам. Напротив ново-кастильцы, следственно и жители Мадрида в новой Кастилии лежащего, изнежены и недеятельны; потому то изображения испанцев, писанные путешественниками и посланниками дворов чужестранных, дают понятие об одной только столице и собственно принадлежащей к ней провинции. Андалузцы худший народ во всей Испании. Кроме тех пороков, о которых мы сказали, они лукавы, лживы и большие хвастуны. Наконец находится в Испании народ совсем особливый и весьма похожий на британцев -- жители Бискайи. Они веселы, остроумны, прилежны, откровенны и любят свободу более всего на свете {Известие о сем необыкновенном и достойном внимания народе помещено в No 6 Вестника Европы на 1808 год. Переводчик.}.
-----
О народном характере испанцев: [О воспитании и нравах]: (С французскаго) // Вестн. Европы. -- 1808. -- Ч.40, N 15. -- С.227-232.