Некрасов Николай Алексеевич
Выступление в С.-Петербургском окружном суде по делу об издании стихотворений Т. Г. Шевченко

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Н. А. Некрасов. Полное собрание сочинений и писем в пятнадцати томах
   Том тринадцатый. Книга вторая. Материалы редакционно-издательской и общественной деятельности. Открытые письма. Автобиографические записи. Семейно-имущественные документы и прочее
   С.-Пб, "Наука", 1997
   

<ВЫСТУПЛЕНИЕ В С.-ПЕТЕРБУРГСКОМ ОКРУЖНОМ СУДЕ ПО ДЕЛУ ОБ ИЗДАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ Т. Г. ШЕВЧЕНКО>

   Поэт Николай Некрасов объяснил, что внутренняя тесная связь всех стихотворений Шевченко, как изданных в 1867 г. Кожанчиковым, так и изданных в 1840 г. самим Шевченко, не подлежит сомнению по той причине, что Шевченко был поэт глубоко и исключительно национальный, специализировавший для себя отдельную область, воспроизведению которой он посвятил всю свою жизнь и из которой не выходил ни однажды; именно задачею его поэзии было изображение народной жизни родной ему Украины, и в этом смысле все пьесы родственны, поясняя, дополняя друг друга и представляя в целом "житье-бытье того общества, среди которого ему суждено было родиться, работать, думать, терпеть и страдать".
   В настоящее время, когда деятельность Шевченко окончена и задача его поэзии выполнена, насколько позволила ему жизнь, исключение какого-либо стихотворения из изданий его произведений неизбежно отразилось бы на читателе в ущерб его пониманию, и это, по мнению Некрасова, есть лучшее, наглядное доказательство внутренней связи всех стихотворений Шевченко. Напр<имер>, у Шевченко есть пьеса "Утопленница", где представлена мать, утопившая свою дочь из зависти к ее красоте; и у того же Шевченко есть пьеса "Наймычка", где мать представляется величайшим идеалом материнской любви. Понятно, что если б явилось издание стихотворений Шевченко с пропуском одной из названных пьес, то читатель был бы поставлен по меньшей мере в недоумение касательно воззрения автора на одну из самых существенных строк народной жизни. Подобных примеров тесной внутренней связи в содержании стихотворений Шевченко можно бы представить много, но для этого нужно было бы пересказать содержание большей части пьес Шевченко с указанием, как одна пьеса выказывает одну, а другая -- другую сторону того же самого предмета, как такая-то пьеса поясняет и дополняет мысль, едва брошенную в такой-то, и т. п. Этот труд в настоящем он считает излишним после сказанного выше и ввиду того, что он имеет еще сказать.
   Оба издания, о которых идет речь, открываются пьесой "Думы мои, думы". Думы (о родине) томят автора, он не мог ни заспать их, ни выплакать, он их любит, ласкает и выливает на бумагу в надежде, что найдется и еще хоть одно сердце, которое заплачет над ними так, как плакал поэт. В этой радующей надежде поэт, оставаясь сам гибнуть на чужбине, высылает свои думы на Украину, где они найдут правду, найдут верное сердце и, быть может, наживут и славу их автору. Такое содержание этого стихотворения, которое есть, очевидно, род введения ко всей деятельности поэта, и заключает в себе указание, как сам автор смотрел на свои произведения и для чего писал их... Это вступительное стихотворение необходимо при каждом издании Шевченко, так как без него читатель был бы лишен достаточных данных для понимания как автора, так и его произведений. Таким образом, внутренняя связь между стихотворениями, изданными Кожанчиковым в 1867 г., и стихотворениями, изданными Шевченко в 1840 г., по его мнению, достаточно доказывается тем, что без стихотворения "Думы мои, думы", помещенного на первой странице издания 1840 г., не могло обойтись и позднейшее издание 1867 г. В противном случае это последнее издание не давало бы читателю достаточных данных для суждения об авторе и его произведениях, именно это лишило бы читателя драгоценного указания, как сам автор смотрел на свои произведения и для чего писал их.
   

КОММЕНТАРИИ

   Печатается по тексту первой публикации.
   Впервые опубликовано: Наше минуле, 1919, No 1--2, с. 47--48.
   В собрание сочинений впервые включено: ПСС, т. XII.
   Автограф не найден.
   
   Датируется 18 января 1871 г. В этот день Некрасов выступил в С.-Петербургском окружном суде в качестве эксперта по делу об издании стихотворений Т. Г. Шевченко. Поводом для выступления Некрасова, посвященного обоснованию внутренней связи всех произведений Шевченко (изданных в 1840 г. в Петербурге самим Шевченко, в 1844 -- И. Т. Лисенковым, в 1867 г.-- Д. Е. Кожанчиковым), послужил конфликт между издателями И. Т. Лисенковым и Д. Е. Кожанчиковым, завершившийся судебным процессом, длившимся несколько лет.
   8 февраля 1843 г. Шевченко продал петербургскому книгопродавцу и издателю И. Т. Лисенкову "в вечное и потомственное владение" право издания произведений, вошедших в "Кобзарь" 1840 г., и поэму "Гайдамаки" (1841). В 1844 г. И. Т. Лисенков издал "Чигиринский кобзарь" и "Гайдамаки", в 1867 г.-- "Чигиринский кобзарь" на украинском и русском языках (см.: Безъязычный В. Тарас Шевченко и книгопродавец Иван Лисенков.-- Книжная торговля, 1964, No 3, с. 34--36). В 1858 г. Шевченко завязал деловые контакты с другим петербургским книгопродавцем Д. Е. Кожанчиковым, предполагавшим издать более полный "Кобзарь". В эти годы намерение Д. Е. Кожанчикова не осуществилось, препятствием явилась цензура. "Запродал я было свои сочинения Кожанчикову за 2000 рублей (такое мое везенье), что я вместо денег только облизался", -- писал Шевченко М. С. Щепкину 13 ноября 1858 г. (Михаил Семенович Щепкин. Записки. Письма. Современники о М. С. Щепкине. М., 1952, с. 223). В 1867 г. Д. Е. Кожанчиков напечатал первое полное посмертное издание "Кобзаря", вызвавшее одобрительные отклики в печати (см. статьи Н. Арова (Женский вестник, 1867, No 7, с. 53--55), Н. Александрова (Женский вестник, 1867, No 8, с. 1--16), И. Прыжова (Голос, 1867, 29 июля, No 207)). Это издание "Кобзаря" послужило поводом для судебного дела, начатого И. Т. Лисенковым против Д. Е. Кожанчикова. Последний обвинялся в незаконном присвоении права издания сочинений Шевченко, полученного И. Т. Лисенковым 8 февраля 1843 г. В состав "Кобзаря", изданного Д. Е. Кожанчиковым в 1867 г., полностью вошли стихотворения из "Кобзаря" 1840 г. Судебный процесс состоялся 4 октября 1867 г. С.Петербургский окружной суд отказал И. Т. Лисенкову в иске (см.: Судебные решения С.-Петербургского окружного суда. По делу И. Т. Лисенкова с Д. Е. Кожанчиковым.-- Судебный вестник, 1867, 10 декабря, No 269; Любимов П. К вопросу о литературной собственности.-- Петербургский листок, 1868, 28 сентября, No 306). С.-Петербургская судебная палата подтвердила решение окружного суда, но кассационный департамент Сената отменил это решение и передал дело на рассмотрение Харьковской судебной палаты, по просьбе которой были заслушаны показания Некрасова. Другими экспертами были А. Н. Пыпин и Н. И. Костомаров (см.: Судебные заседания. В гражданском кассационном департаменте правительствующего Сената 23 февраля 1869 г.-- Судебный вестник, 1869, 6 марта, No 50; 7 марта, No 51; Ефремов С. Шевченко на лггературних позвав.-- Наше минуле, 1919, No 1--2, с. 34--56). И. Т. Лисенкову в иске было отказано и в С.-Петербургском окружном суде, и в Харьковской судебной палате, куда он подал апелляцию. Отзыв Некрасова, записанный в форме протокола, не только выполнял юридическую функцию, но и содержал высокую оценку творчества украинского поэта. Ср. стихотворение Некрасова "На смерть Шевченко" (1861) (см.: наст. изд., т. II, с. 111, 377--378). Проявлением интереса Некрасова к личности и поэзии Шевченко явилась и публикация в "Современнике" его стихотворений в переводе А. Н. Плещеева (1858, No 10; 1860, No 4), поэмы "Гайдамаки" в переводе П. А. Гайдебурова (1861, No 5), а также откликов на смерть Шевченко: в статье И. И. Панаева "Петербургская жизнь. Заметки Нового поэта" (1861, No 3) и редакционной заметке (1861, No 5). См. также: Евгеньев-Максимов В. Е., Шевченко и Некрасов.-- Звезда, 1939, No 3, с. 151--163; Прийма Ф. Я. Шевченко и русская литература XIX века. М.-- Л., 1961, с. 286; Чалый Д. В. Некрасов и украинская дооктябрьская поэзия. Киев, 1971, с. 46--75.
   С. 345. ...Шевченко был поэт глубоко и исключительно национальный ~ задачею его поэзии было изображение народной жизни родной ему Украины...-- Ср. с оценкой поэзии Шевченко в рецензии Н. А. Добролюбова "Кобзарь Тараса Шевченка" (СПб., 1860): "Он -- поэт совершенно народный <...> У Шевченка <...> весь круг его дум и сочувствий находится в совершенном соответствии со смыслом и строем народной жизни" (С, 1860, No 3, отд. III, с. 99--115; Добролюбов, т. VI, с. 142).
   С. 345. ..."житье-бытье того общества, среди которого ему суждено было родиться -- и страдать".-- Цитата из предисловия к "Кобзарю" Шевченко, изданному Д. Е. Кожанчиковым (СПб., 1867, с. VI).
   С. 345. В настоящее время, когда деятельность Шевченко окончена...-- Шевченко умер 26 февраля (10 марта) 1861 г. в Петербурге.
   С. 345. ...у Шевченко есть пьеса "Утопленница" -- есть пьеса "Наймычка"...-- Речь идет о самых известных поэмах Шевченко "Утопленница" (1843) и "Наймычка" (1845).
   С. 346. Оба издания, о которых идет речь, открываются пьесой "Думы мои, думы".-- Стихотворением "Думы мои, думы мои" (ставшим народной песней) открывалось каждое издание "Кобзаря".
   С. 346. Думы (о родине) томят автора -- быть может, наживут и славу их автору.-- Некрасов пересказывает близко к тексту содержание стихотворения Шевченко "Думы мои, думы мои".
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru