Неверов Александр Сергеевич
Неверов А. С.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   НЕВЕРОВ Александр Сергеевич [наст. фам. Скобелев; 12(24).12.1886, с. Новнковка Ставропольского у. Самар. губ. -- 24.12.1923, Москва; похоронен на Ваганьков. кладб.], прозаик, драматург. Отец, приписанный к мещанам г. Симбирска, закончив воен. службу унтер-офицером л.-гв. Уланского полка в Петербурге, крестьянствовал в Новнковке, позже в Сибири; был швейцаром, городовым в Самаре; мать умерла, когда Н. было 12 лет. Н. вырос любимцем в семье деда. Ник. Сем. Елисеева, бывшего крепостного, имевшего свой надел и бакалейную лавку, слывшего на селе "книжником". Рано выучился читать, первые книги -- молитвенник. Библия, прил. для народа к ж. "Родина". Окончил церковно-приход. школу, дальше учиться не захотел, помогал деду. "Лет двенадцати ... поразил ... самого себя стихотворством" (СП. Автобиографии, т. 2, с. 116). С 15 лет работал в типографии, мальчиком в магазинах, пытаясь найти занятие по душе. В 1903 Н. показал свои стихотв. опыты поэту-суриковиу С. В. Денисову, по совету к-рого поступил в 1904 во второклассную школу в с. Озёрки Ставропольского у., много читал, писал лирич. стихи (не сохр.) и эпиграммы на директора, был одним из организаторов забастовки учащихся и автором петиции с критикой "ужасной школьной атмосферы" и требованием придать школе общеобразоват. характер (опубл. "Вест. учителей", 1906, No 2, с. 70--71).
   В 1906 дебютировал рассказом "Горе залили" ("Вест, трезвости", No 135--36, март--апр.). После окончания школы в 1906 и неудачной попытки получить должность писаря в Самаре уехал к старшему брату в Оренбург (где недолго работал куплетистом в кафешантане). С 1906 по 1915 учительствовал в сельских школах Самар. губ. (в 1908 сдал экстерном испытания на звание учителя нач. училищ). Из мизерного жалованья рассчитывался с долгом за проживание в интернате с. Озерки и помогал сестре; позже писал об этом периоде: "Если бы не литература, я сошел бы с ума" (цит. по кн.: Страхов, с. 65). После публикации в газ. "Симб. вести" неск. очерков о произволе сел. богачей (в т. ч. "Право сильного" -- 1907, 17 янв.; подпись Иван Червячок) по доносам дир. Озёрской школы за Н. был установлен негласный надзор, длившийся 8 лет (мат-лы в Гос. архиве Самар. обл. -- см. об этом: Страхов, с. 58--61). В 1910--12 увлекался учением Л. Н. Толстого. В 1912 женился на сел. учительнице из крестьян Пелагее Анд. Зеленцовой. Тогда же перешел в земскую школу, что улучшило его материальное положение.
   С 1907 рассказы Н. относительно регулярно появляются в периодич. изданиях. В их сюжетной основе -- бытовые истории, в осн. драматич. "случаи" из деревенской жизни: издевательство пропойцы-мужа над женой ("Авдотьина жизнь" -- "Вест. трезвости", 1907, No 153, сент.), смерть доведенных до крайней нужды и отчаяния мужиков ("Под песнь вьюги" -- "Трезвые всходы", 1908, No 6/7; "Последнее средство" -- "Жизнь для всех", 1914, No 2) и смерть кормилицы-лошади ("На земле" -- там же, 1910, No 3), месть вдовы за самоубийство спившегося мужа -- кабатчику ("Баба Иван. Рассказ Николая Кирилыча" -- там же, 1910, No 6), самоубийство молодой попадьи, не вынесшей стяжательства мужа ("От неизвестных причин" -- там же, 1915, No 4). Рутинное существование сельской интеллигенции, тоска по любви, выход из душевного потрясения в залой изображены в рассказах "Серые дни", "Учитель Стройкин" (РБ, 1910, No 3; 1911, No 3), "Без цветов" ("Жизнь для всех", 1913, No 1; посвяшен сыну Борису). Пластич. бытописательство лучших рассказов Н., отмеченных острой наблюдательностью, передает угасающий ритм деревенской жизни, а вместе с тем и психологию неверовских персонажей: "глухую печаль", подспудное нарастание "звериной злобы" (не обязательно социально мотивированной), недоумение перед высшими запросами жизни и смутную тоску по ним. Влиянием И. А. Бунина отмечен рассказ "Музыка" (СМ, 1909, No 8).
   Немногочисл. отзывы были в осн. доброжелательными (В. Кривич -- "Аполлон", 1909, No 1; Гудаш <М. В. Морозов> -- "Всеобщ. Петерб. газета", прил., 1910, авт.). В. Я. Муринов в письме к Н. хвалив, рассказ "На земле" за интересную тему и "яркую образность" и советовал не увлекаться "внешней махровостью модернистского письма" (см. в кн.: Неверов А., Собр. соч., т. 1, Куйбышев, 1957, с. 355). Сходную оценку дал рассказу "Серые дни" В. Г. Короленко в письме к А. Г. Горнфельду от 6 дек. 1909: "Стиль немного (умеренно) модернистский, но красивый. ... Общий тон -- уныние и ... нек-рая растянутость" (там же, с. 354), а автору советовал писать и дальше, не бросая учительство, и обещал поддержку, однако не принял к публикации рассказы "Преступники" и "Прошлое" (позднее -- "Без цветов") и др. Позже Н. с признательностью вспоминал о Короленко (см. очерк "Чуткое сердце. Восп. о В. Короленко" -- "Коммуна", Самара, 1922, 14 янв.: перепечатано в кн.: Короленко в восп.). М. Горький, к-рому понравились рассказ Н. "Страх" ("Жизнь для всех", 1915, No 8/9). напоминавший о юморе А. П. Чехова (см.: Семеновский Д. М., Письма и встречи. (Восп.), М., 1938, с. 58--59), и рассказ "От неизвестных причин" (хотя в нем "недостаточно ярко показана убивающая душу попадейки бытовая обстановочка, наше жестокое, темное рус. житьишко" -- цит. по кн.: Неверов А., Собр. соч., т. 4. Куйбышев, 1958, с. 362). в 1915 предлагал Н. напечататься в сб-ке молодых авторов.
   Сам Н., размышляя о своих творч. возможностях, признавался (в письме к самар. литератору П. Яровому от 27 февр. 1914), что не видит сильных характеров, а создать их у него "нет такой силы. Ставить же их на ходули -- не позволяет то чувство, к-рое во мне есть ... Я пишу только о том, что переживаю, во что верю" (Неверов -- там же, с. 230).
   В янв. 1915 Н. был призвал в армию и зачислен рядовым в 4-ю роту Самар. пешей дружины. Вскоре назначен ротным писарем, а в сент. отправлен на курсы фельдшерских учеников при Самар. воен. лазарете. В рассказах этих лет в центре внимания Н. по-прежнему остается деревня -- придавленная войной и трудящаяся из последних сил ("В глухих местах" -- "Жизнь для всех", 1916, No 7), в к-рой заметную роль играют активные и самостоятельные женщины ("Бабья газета" -- там же, 1916, No 8), а вместо рус. мужиков, воюющих на фронте, в крест. хоз-вах работают австр. пленные ("Среди ополченцев" -- там же, 1915, No 1; "В плену", 1916; опубл. в газ. "Нар. жизнь", Самара, 1918, No 6--12; "Черное и белое" -- "Жизнь для всех", 1917, No 4).
   После Февр. революции Н. демобилизовался; через товарища по Озёрскоq школе Г. Н. Сарова, проф. революционера, сблизился с эсерами. В издававшихся Саровым газетах опубл. цикл из 4 очерков "В глухих местах", рисующих настроения в послерев. деревне -- реакцию на свержение самодержавия ("Воля"), страх перед анархией ("На новых правах"), попытки разобраться в полит. партиях ("Темный лес"; все три -- "Свободное слово", 1918, апр.) и неприятие большевистской идеи немедленного мира с Германией ("Солдатская горячка" -- "Народ", 1918, 26 окт.). Оставил учительскую и земскую деятельность ради лит. работы и один, без семьи, весной 1918 после тяжелого брюшного тифа переехал в Самару. Приветствовал декреты сов. власти о земле и мире. В Самаре встречался с редакторами большевистских газет, подружился с поэтом М. П. Герасимовым (прототип Гадалина в неоконч. пьесе Н. "Анна" -- ПСС. т. 4) и прозаиком А. К. Гольдебаевым (о нем рассказ Н. "Веселые ребята" -- "Коммуна", 1922, 7 янв.). Очерки осени 1918. опубл. в газ. "Народ", объединяет чувство тревоги за судьбу России ("Крест на горе" -- 10 сент., "Что делает деревня, когда ей не спится" -- 25 окт., подпись А. Новиковский; "О нар. армии" -- 12 сент., подпись С. Еланский). Н. призывает к объединению всех сил для сохранения демократич. завоеваний Февр. революции ("О гражд. войне" -- 13 сент., подпись С. Етанский; "О рус. черепках" -- 27 нояб.), осуждает бегство от большевиков из Самары купцов, фабрикантов, умных гос. людей ("В землю Ханаанскую" -- 18 окт.). Перед отступлением А. В. Колчака Н. остался в Уфе; после прихода большевиков работал в их газ. "Вперед" (очерк "В те дни" с эпиграфом "Горьким смехом моим посмеюся" -- о конце К-та учредит. собрания в Самаре -- 1919, 19 янв.; подпись С. Бояркин).
   В кон. янв.--нач. февр. 1919 вернулся в Самару. Рассказы "Случай из жизни" ("Рабочая газета", 1922, 26 нояб.; первонач. "Случай из жизни Саньки-маляра", 1919, стен. газета Агат-Роста; 3-я пр. на конкурсе стен. газет) и "Я хочу жить..." ("Красная Армия", 1919, No 3) знаменуют переход на позиции активной поддержки рев. идеи -- ради будущего детей надо или умереть или стать победителем. В Самаре Н. работал в пропагандистском ж. "Красная Армия", лит.-худож. ж. "Понизовье", редактировал сб. "Театр красноармейца", участвовал в лит. кружке "Звено", преподавал в школе ликвидации безграмотности. Создал Самар. нар. т-р, в к-ром был драматургом и актером. Важное значение для Н. имели знакомство и беседы о технике драмы с театр, деятелем Н. Г. Виноградовым-Мамонтом, бывшим слушателем студни В. Э. Мейерхольда и организатором Драматургии, мастерской Красной Армии при политуправлении Петрогр. воен. округа. Н. в этот период создал агит.-плакатные пьесы -- "Корона" ("Красная Армия", 1919, No 7/8), "Контрреволюция" (полный текст -- "Т-р красноармейца", в. 1, Самара, 1919), "Гражданская война" (Самара, 1922), бытовые драмы -- "Бабы" (М., 1920; 1-я пр. в 1921 на конкурсе Госиздата пьес из крест. жизни; пост. во мн. нар. т-рах России). "Захарова смерть" (1921, пост. в 1921 в самар. т-ре "Красноармеец" с Н. К. Симоновым в гл. роли; 2-я пр. на конкурсе пьес в Самаре и Вссрос. конкурсе рев. пьес ТЕО Наркомпроса в 1921; опубл. -- Самара, 1922); комедии -- "Смех и горе" (М., 1922). "Богомолы" ("Понизовье". Самара, 1922, No 4).
   "Подлинным лит. произведением" напил А. А. Блок пьесу "Захаром смерть", написанную "прекрасным рус. языком", и отмстил правдивость и изображении совр. деревенской жизни, охватившей ее душевной сумятицы и разлада: по его мнению. Н., отдавая предпочтение новым веяниям, "не насилует совести читателя": "худож. чуткость берегла его от лжи: старики вышли неправы, но они -- милые и живые. Носители нового -- сбившиеся с панталыку бабы, девки, мужики и казаки ... герои пьесы ... светлые личности, ищущие нового на словах, но только разрушающие старое на деле" (Блок, VI, 328--29; см. также: VII, 388).
   В 1922--23 Н. пишет статьи, в к-рых стремится определить задачи лит. творчества, понять секреты худож. мастерства классиков и присмотреться к опыту своих современников: программная ст. " О чем и как писать" ("Сов. деревня", прил., 1922, No 2), "Н. Лесков. Заячий ремиз" ("Красная новь", 1923, No 1), "Мертвое тело. [Рассказ А. П. Чехова]" ("Понизовье", 1922, No 6; высоко оценен в чеховедении, см.: Семанова М., Чехов и сов. лит-ра, 1917--1935, М.--Л., 1966, с. 87--92), "Приемы худож. творчества И. А. Бунина" (читалась в виде докладов в Самаре в 1920--22; опубл. в кн.: А. Неверов. Из архива писателя, Куйбышев, 1972), рецензии: "Глазами Пильняка" ("На посту", 1923, No 1 ), "В кругу заколдованном. Вс. Иванов" [альм. "Корабль", Калуга, 1923, No 1--2 (7/8)].
   Гл. темой Н. по-прежнему остаются деревен. жизнь, те процессы, к-рые внести в нее две войны и две революции: разрушение традиц. уклада, усвоение новой социальной идеологии при общем непонимании происходящего и растерянность перед ним (крестьяне то переходят на сторону большевиков, то сопротивляются им), "расслоение" в умах, рождающее бессмысленную жестокость (рассказы "Красноармеец Терехин" -- "Красная Армия", 1919, No 1; "Марья-большевичка" -- "Коммуна", 1921, 4 дек.; пов. "Андрон Непутевый" -- сб. "Недра", кн. 2, М., 1923). Здесь ярко проявилось свойственное прозе Н. обращение к стихни нар. речи и особенно -- ориентация на стилистику сказа (в т. ч. лесковского), былины; однако в повести, своеобразном эпосе совр. деревни, былинность -- знак не собирающего, а разрушающего сознания (подробнее см.: Андрушко). Меняющейся жизни деревни посв. также рассказы "По-новому" ("Красноармеец", 1919, No 10/15), "Головка" ("Крестьянка", 1923, No 10), "Полька-мазурка" ("Прожектор", 1923, No 8/9), комедии "Смех и горе", "Богомолы" о попытках с помощью разных махинаций приспособиться к новым порядкам. Об ужасах голода в Поволжье в 1921--22 рассказывает составленная из очерков "Книга о голоде". В др. жанре -- социально-панорамного романа (о борьбе идей в пореволюц. деревне) -- последнее соч. Н. "Гуси-лебеди" (1918--23; частично опубл.: "Молодая гвардия", 1923, No 2, 4--5; отд. изд. вышло посмертно: М.--Л., 1924).
   В 1921 собирал средства для голодающих Поволжья, ездил в Ташкент за хлебом для семьи (большую его часть раздал, в т. ч. отправил продуктовую посылку А. М. Ремизову). Материал и впечатления этой поездки легли в основу пов. "Ташкент -- город хлебный" (М., 1923), герой к-рой, двенадцатилетний мальчик, ради спасения семьи и хозяйства преодолевает, не теряя достоинства, драматич. испытания (голод, болезнь, смерть друга) на пути в "хлебный город". Этим соч. Н. вошел в классику сов. лит-ры (в изд-ве "Земля и фабрика" к 1928 вышло 16 изд.). О непобедимости народа, "у к-рого -- такие мальчики", говорил Ф. Кафка (Из разговоров Г. Яноуха с Ф. Кафкой. -- В кн.: Кафка Ф., Процесс [и др. Избранное], пер. с нем., М., 1989, с. 550).
   Критика в осн. оценила правдивость и своеобразие писательского дарования Н. По мнению А. К. Воронского. не всегда справедливому, "лицо жизни в вещах Н. ... жестокое, безжалостное, грубое, часто пошлое, искаженное, немое к человеч. страданию и горю" (А. Неверов. [Сб. ст.], с. 154). Е. И. Замятин относил Н. к передвижникам. вспахивающим "свои страницы доброй старой сохой реализма" ("Рус. иск-во", 1923, No 2/3, с. 58). В его творчестве видели "худож. репортаж", не подвластный какой-либо "идеологич." мерке, отмечали самобытность, простой, лаконичный и свежий язык [Н. Э. <Н. Р. Эрдман?> -- отзыв на сб. "Лицо жизни" (М., 1923) -- "Накануне", 1923, 29 июля].
   С 1922 Н. жил в Москве, участвовал в работе различных лит. объединений: "Кузница" (до нояб. 1923), "Никитинские субботники" и др., сотрудничал в многочисл. журналах. Летом 1923 побывал в родных местах, осенью обдумывал замысел "Повести о бабах". Умер во время приступа астмы.
   Изд.: ПСС, т. 1--7, М.--Л., (1926); Собр. соч., не вошедших в 7-томное илл., т. 1--2, М., 1926--27; Собр. соч., т. 1--4, Куйбышев, 1957--58 (сост., подг. текста и прич. В. П. Скобелева; вступ. ст. Н. И. Страхова); Избр. произв., М., 1958; О себе. -- В кн.; СП. Автобиографии, т. 2; Письма к Л. М. Клейнборту. -- РЛ, 1967, No 3 (публ. П. П. Ширмакова); Я хочу жить. Сб., М., 1984 (Предисл. Н. И. Страхова); Ташкент -- город хлебный. Рассказы. Очерки. Повести. Куйбышев, 1986 (сост., предисл. и кони. В. П. Скобелева); Марья-большевичка. Рассказы, М., 1987; Ташкент -- город хлебный. -- Гуси-лебеди. Рассказы, повести, роман, М., 1989 (вступ. ст. В. А. Чалмзева).
   Лит.: Блок (ук.); Горький (ук.); Архив Горького, X; Фатов H. H., А. С. Неверов. Очерк жизни и творчества. Л., 1926; А. Неверов. [Сб. ст.], М., 1928; А. С. Неверов. 1886--1961. Неверовская науч. конференция. Тезисы докладов. Куйбышев, 1961; Скобелев В. П., А. Неверов. Критико-биогр. очерк, М., 1964; История рус. сов. лит-ры, т. 4, М., 1971 (ук.); Ванюков А. И., Проза H. (1917--I923 гг.). Саратов, 1972; Страхов Н., А. Неверов. Жизнь. Личность. Творчество. 2-е изд., М., 1972; А. Неверов. Из архива писателя. Иссл. Восп., Куйбышев, 1972 (ред.-сост. В. П. Скобелев. Н. И. Страхов; библ. Н. М. Митраковой -- содержит алфавитный перечень первых публ. произв. Н. и хронологич. перечень лит-ры о жизни и творчестве Н., 1910--1970); Мушенко Е. П. Скобелев В. П., Кройчик Л. Е., Поэтика сказа, В., 1978 (ук.); Чалмаев В. А., Серафимович. Неверов, М., 1982 (ЖЗЛ); А. Неверов. К 100-летию со дня рождения. Восп. Статьи. Библ., Куйбышев, 1986 (сост. В. П. Скобелев, Б. А. Неверов-Скобелев; библ. Н. Ю. Акининой-Обориной. Э. Ю. Базилевской и Н. М. Митраковой -- включает произв. Н., изд. с 1961 по 1983; лит-ра о жизни и творчестве Н., 1970--1984); Андрушко Ч. (Andruszko Cz.), Сказ в повести и романе двадцатых гг. Л. Леонов, А. Неверов, И. Бабель, Познань, 1987; Лавров В. В., Истоки нар. трагедии. Роман Н. "Гуси-лебеди", Симферополь, 1991; Адамович Г., Критич. проза, М., 1996, с. 72--73, 345; ЛН, т. 70 (ук.); т. 90 (ук.) * ЛЭ; КЛЭ; ТЭ; БСЭ; Рус. писатели, 1990; Писатели совр. эпохи (1); Муратова (2); Рус. прозаики; Сов. лит-ведение и критика. Библ. ук., М., 1966; Масанов.
   Архивы; РГАЛИ. ф. 337, ИМЛИ, ф. 38; ИРЛИ, ф. 185; PI. ф. 377; ф. 586; РНБ. ф. 474.

И. П. Оловянникова.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 4. М., "Большая Российская энциклопедия", 1999

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Аккумуляторная дисковая погружная пила
Рейтинг@Mail.ru