Невзоров Максим Иванович
Невзоров М. И.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   НЕВЗОРОВ Максим Иванович [1763. Рязан. губ. -- 8(20).9.1827, Москва, похоронен на кладб. Симонова монастыря], поэт, журналист-издатель, публицист; масон. Из духовного звания. Рано лишился отца и воспитывался матерью, о к-рой сохранил теплые воспоминания ("Путешествие...", с. 10--11, 69--70). Учился в Рязан. семинарии (ок. 1770--79; см. "Образец смиренномудрия" -- "Совр. набл.". 1815. No 17, с. 122--23). По окончании в числе лучших учеников рекомендован в Моск. ун-т, в к-ром обучался на средства масонского "Дружеского ученого общества" 9 лет (среди соучеников С. С. Бобров): с 1779 по 1788, на юридич. и мед. ф-тах, награжден двумя зол. медалями -- обоих ф-тов. В ун-тские годы Н. сближается с И. В. Лопухиным, Новиковым и др. видными рус. масонами, один из "самых усердных питомцев переводческой семинарии" изв. масона И. Г. Шварца (Колюпанов, т. 1, кн. 1, с. 185), состоял членом "университетской" ложи "Гермес", ок. 1788 -- член ложи "Блистающая звезда", магистром к-рой был Лопухин.
   К Лопухину, принимавшему живейшее участие в судьбе студента, наставлявшему Н. в истинах масонского учения, добродетельной христ. жизни и поддерживавшему его материально, Н. сохранит признательность и любовь на протяжении всей жизни. В Лопухине он видел человека, отмеченного особым религ. призванием: "сам дух Христов и христианское откровение евангельское устами его исходили..." (из письма-восп. О. А. Поздееву -- БЗ, 1858, No 21, стб. 646): "Вы мой Иосиф, воспитавший меня нравственно и питавший физически" (ДЮ, 1813, No 1. [с. 3]).
   С масонскими идеями было связано большинство публикаций Н.: "Ода... Симону епископу Рязанскому и Шацкому... на случай тезоименитства" (М., 1781), перевод "Истинные правила христ. воспитания детей" (М., 1785). В 1788 по инициативе и на средства Новикова и Лопухина Н. вместе с др. студентом В. Н. Колокольниковым был послан за границу для продолжения мед. обучения и совершенствования в др. науках; был в Голландии, Лейпциге. Страсбурге, от намерения посетить Париж в нояб. 1790 вместе с Колокольниковым отказался из-за рев. событий (см.: PC, 1896, No И, с. 321--323); учился в Лейденском (в 1790 получил степень доктора медицины; практич. медиком Н., однако, никогда не был), Гёттингенском ун-тах (дек. 1790 -- янв. 1792). Летом 1791 Н. тяжело заболел лихорадкой, вслед за этим впал в тяжелую психич. депрессию (боялся быть отравленным и т.д. -- см.: там же, с. 336--37; "Сб. Рус. ист. об-ва", 1868, т. 2, с. 137--39). Выход из душевного кризиса он находит в чтении книг нравств.-богослов. характера, к-рые его "спасли"; увлекался соч. К. Эккартегаузена, И. Г. Юнга-Шталлинга и особенно Фомы Кемпийского.
   Вернувшись в Россию в февр. 1792, Н. и Колокольников были арестованы по делу мартинистов (в Риге, 6 марта помещены в Александро-Нев. монастырь, затем в Алексеевский равелин Петропавл. крепости: П. Пекарский -- Сб. ОРЯС, т. 7, No 4, СПб., 1869, с. 136, 208--209).
   Екатерина II подозревала рус. масонов (кружок Новикова--Лопухина) в преступных контактах с Пруссией, с франц. революционерами, поэтому обрушившееся на Н. и Колокольникова кары были первым звеном в репрессиях против масонства. На допросах Н. отказывался отвечать следователям и выражал сомнение в законности ареста. Как бывший студент он настаивал на своем праве давать показания только в присутствии депутата от ун-та и начал отвечать на вопросы следствия лишь 18 авт., в доме попечителя ун-та гр. И. И. Шувалова.
   Н. категорически отрицал к.-л. вину со своей стороны, "предосудительность" в поведении и идеях своих покровителей. Пространные ответы Н. (напр., убеждение в том, что в Александро-Нев. монастыре его "душили магнизациею", -- "Сб. Рус. ист. об-ва", т. 2, с. 142) привели следствие к выводу, что он "в уме помешан" (там же, с. 143); его перевели в петерб. психиатрич. лечебницу ("секретное" отделение при Обуховской больнице).
   По воцарении Павла I Н. был отпущен 16 апр. 1798 из больницы под опеку, "на отчет", Лопухина, жил, переселившись в Москву, в его доме, общался помимо Новикова с изв. масонами: ip. H. В. Репниным (позднее Н. написал его биографию "Примеры истинного геройства..." -- ДЮ, 1813, No 3, "Элегию на кончину..." -- ДЮ, 1811, No 1, и опубл. в своем пер. с франц. "Разные рассуждения.., кн. Репнина" -- ДЮ, 1813, No 6, 7). И. П. Тургеневым (см. посв. ему стих. Н. -- ДЮ, 1810, No 2), купцом Г. М. Походяшиным, масоном и филантропом, а также M. H. Муравьёвым.
   В янв. 1801 по "именному" указу Павла I (РГАДА), навещавшего Н. в больнице (по восп. Н.: БЗ, 1858, N; 21. стб. 653), определен в канцелярию Моск. ун-та с присвоением чина коллеж. асессора: с июня 1801 назначен инспектором над репетиторами, весной 1802 -- пом. цензора книг, печатаемых в ун-тской типографии, через год -- членом училищного к-та при ун-те, а в ноябре 1803 -- членом ун-тского Ценз. к-та. Н. инспектировал уч-ша в Смоленской губ. (1803) и дважды -- в Тверской.
   В 1805 Н. стал начальником ун-тской типографии (умелое управление к-рой приносило ощутимый доход ун-ту), в 1806 получил звание надворного, а в 1812 -- коллеж. советника. Всю жизнь занимавшийся филантропией, Н. в 1811 пожертвовал 4316 руб. в пользу ун-та "из любви к истинному просвещению и отечеству", за что был награжден бриллиантовым перстнем (РГИА, ф. 733, оп. 28, д. 50, л. 12--14 об., л, 18), а в 1812 издержал значит. сумму собств. денег на увеличение жалования типограф. служителям.
   Н. отличал скромный и даже аскетич. образ жизни: отказывал себе во всем (пил квас и воду), раздавая деньги нуждающимся, и лишь в крайних обстоятельствах принимал помощь от знакомых (из письма В. А. Жуковскому от 9 авг. 1817: "Когда угодно будет Богу восстановить меня в состояние возможности помогать ближним, то я буду стараться отыскивать подобных мне бедняков и, помогая им, вам отплачивать..." (РА, 1870, кн. 3, стб. 1952). С. П. Жихарев, в нравств. воспитании к-рого принимал участие Н., писал, будучи студентом, в 1805: "Каких гонений не натерпелся он за свою резкую правду и верность в дружбе! Как искренно прощает он врагам своим и как легко переносит свое положение! ... Ходит себе в холодной шинелишке по знакомым своим, большею частию из почетного духовенства, и не думает о будущем; говорит: "Довлеет дневи злоба его"" (Жихарев, I, 53; см. также: II, 30).
   Как поэт Н. -- автор од и стих, одич. характера -- выступает на рубеже веков: "Святейшею... Синода члену... Платону, митрополиту Московскому и Калужскому ... в лень тезоименитства..." (М., [1799]), "Богу благодарственная песнь России при наступлении нового столетия" (М., 1800; посв. Павлу I), "Его императорскому величеству Александру Первому..." (М., 1801; пожалован бриллиантовый перстень; две последние перепеч.: ДЮ, 1810, No 7, 9), "Ода на всерадостнейший день коронации... государя императора Александра Павловича..." (М., 1802, перепеч.: ДЮ, 1811, No 9; 2-я ода Александру "очень хороша" -- отклик Анд. И. Тургенева: Архив Тургеневых, II, 467), "Любовь. Лирич. соч." (СПб., 1803). Др. период его поэтич. творчества (1812--14) связан с Отеч. войной 1812 (в сент. 1812 Н. покинул уже занятую французами Москву и "нашел прибежище" в имении Лопухина в Савинском): "Ода на случай войны с французами 1812 г." (М., 1812; перепеч.: ДЮ, 1812, No 7), "На новый 1814 г." (МВед, 1814, 3 янв.), "Ода на чудесные российские победы" (ДЮ, 1814, No 4); все три соч. составили кн. Н. "Три оды" (2-е изд., М., 1814).
   Несовершенные в отношении стиля и рифмы, исполненные "одической риторики", оды Н. совмешают черты торжеств, и духовной поэзии 18 в.: гимны-восхваления героя, события от "липа" народа или природы, развернутые персонификации ("С растрепанными волосами / С полуугасшими глазами / Одно отчаяние там / И слух и сердце поражало" -- "Ода на всерадостнейшнй день..."), мистич. космизм (явная ориентация на поэтику Боброва), постоянное обращение к библейским образам.
   Особая миссия России, "Израиля нового" ("Три оды", с. 6). и рус. монарха, избранных Богом, -- осн. мотив поэзии Н.; неизменно подчеркиваются сакральность, миролюбие (война оправдана лишь как ответ на вызов противника) и истинное величие рус. монарха (Н. называет его "Иосией" -- по имени благочестивого израильского царя). Отсюда отличающие оды Н. монолога-молитвы героев Господу и России и монолога самого Бога, в уста к-рого Н. вкладывает напутствия и наставления россиянам по конкр. ист. поводам.
   В поэзии Н. обязательны свойств. "старым" масонам новиковского круга воспевание милосердия, противопоставление христ. любви к Богу и ближнему "языческой", обманчиво-обольстительной страсти, утверждение нац. и веротерпимости ("Да всех языки вер. и всех земель народы / обряшут дом себе в империи моей!" -- "Его НМЛ. величеству Александру Первому...", с. 7).
   В 1803 Н. издал "Путешествие в Казань, Вятку и Оренбург в 1800 г." (ч. 1, М.; продолжения не последовало), в к-ром описал впечатления от инспекторской поездки вместе с Лопухиным по провинц. городам России. "Путешествие...", написанное в форме путевых писем и полемически соотнесенное в авт. предисл. с "Письмами русского путешественника" H. M. Карамзина и "Путешествием в полуденную Россию" В. В. Измайлова, сочетает в себе особенности религ.-филос. трактата, очерка нравов (быта жителей увиденных городов и сел, в т. ч. казанских татар) с экскурсами в историю Владимира, Мурома, Казани и др. городов, включающими статистич. и топографич. известия. Для стиля характерно чередование сухой информативности и трафаретности сентиментального слога.
   Традиционная в сентименталистской словесности антитеза естеств. жизни (простых поселян) и ложной цивилизации получает у Н. своеобразное выражение: он описывает довольство и изобилие в крест, хозяйствах (крепостные графа Шереметева едят рябчиков и фазанов -- с. 56--57. и т. п.): авторское умиление вызывают жизненная сила и здоровье "дебелых" юных крестьян и крестьянок, объясняющихся друг другу в любви (с. 51--54). Оскудевшей нравственности цивилизованных современников Н. противопоставляет также моральную чистоту людей древних эпох [одобрит. отклик Ал-дра И. Тургенева на кн. Н.: Архив Тургеневых. II, III: Н. был хороню знаком (через их отца) с молодыми бр. Тургеневыми. Анд. С. Кайсаровым и пользовался их расположением].
   С янв. 1807 по апр. 1815 Н. издавал журнал "Друг юношества" (с 1813 -- "Друг юношества и всяких лет"); до 1809 соиздателями Н. были Багрянский и Д. И. Дмитриев. Издание было предпринято по предложению M. H. Муравьева, покровителя Н., попечителя Моск. ун-та. и печаталось в ун-тской типографии; поддержку Н. оказывали также Лопухин и отставной бригадир В. В. Чулков. Журнал предназначался для религ.-духовного воспитания юношества. Н. не печатал в нем любовных и авантюрных романов, к.-л. развлекат. сочинений, комедий и сатир; в них, по мнению Н., как и в лит-ре 18 в., "рассеяны" "соблазны, развраты", "правила испорченности, безбожия, неверия" (см. предисл. -- ДЮ, 1805, No 1, с. VIII--IX, и ДЮ, 1809, No 1); в "Разбойниках" Ф. Шиллера Н. находил идеализацию убийц и грабителей (ДЮ, 1809, No 5, с. 97--99; см. также его разбор "шиллеровой трагедии" -- ДЮ, 1811, No 2). Журнал, заполнявшийся произв. нравств.-религ. содержания, оригинальными и переводными (в т. ч. выполненными самим Н. -- с франц., нем. и лат.), ист. мемуарами, изречениями известных мыслителей, сентимент. письмами-"исповедями", назидат. пьесами, переложениями псалмов, духовными стих., торжеств. одами, полемич. сочинениями против вольнодумных просветителей, был скучен (особенно для юношества) и не имел успеха (тематич. перечень мат-лов -- см.: Бессонов, с. 118--23).
   Из известных тогда писателей (помимо регулярных перепечаток произв. Лопухина, публ. философнч. бесед Шварца -- ДЮ, 1812, No 5; 1813, No 1) в журнале эпизодически выступали (в 1812) лишь И. М. Долгоруков и П. И. Шаликов (посв. Н. стих. "К М. И. Невзорову" с высокой оценкой "его личности и полезности" издаваемого журнала -- Шаликов П. И., Соч., ч. 2. М., 1819, с. 73--74); основной же крут авторов --преим. студенты и воспитанники Моск. ун-та; М. Г. Гаврилов, Н. В. Голтяков, А. И. Ковальков, Наумов, Попов, С. А. Ремезов, А. Ф. Протопопов. Е. Тартов и мн. др. Издатель особенно заботился о поддержке одаренных детей, присылавших в "Друг юношества" свои сочинения (Софьи Бенкендорф, 9-летнего Никандра Дудышкина). Сам Н. на страницах журнала выступал в разнообразных жанрах; с одами, духовными стихами, переводами (часто перепечатки ранее опубликованного), ист. и лит. заметками, статьями по разделу естеств. наук (т. п. физич. известия -- землетрясения, град, бури и т. д., трактуемые издателем в религ.-мистич. духе) и особенно с нравоучит. и религ.-филос. рассуждениями ("Замечание на нек-рую ст. из публичных ведомостей" -- 1808, No 11--12; 1809, No 1; "Нек-рые замечания мои о писателях" -- 1812, No 6; "Мои мысли, навлеченные из соч. о таинствах души" -- 1815, No 1; "Мои мысли, извлеченные из истории римской" -- 1815, No 3; см. также др. публ. Н.; ДЮ, 1810, No 2; 1812, No 1, 3, 8; 1815, No 1, 4). Среди предметов нравоучит. разборов Н. -- щегольство, бездумная мода на все зап. новшества, пустые светские увеселения, воспитание -- истинное и ложное. Н. был также автором обозрений совр. европ. политики.
   Значит, часть его выступлений в журнале занизили примечания и развернутые комментарии к статьям др. авторов, часто корректирующие их взгляды и "заблуждения". Наиб. интересные публикации -- биографии знаменитых деятелей прошлого; Салона, Марка Аврелия, Цицерона, Фенелона, Магомета, Я. Гуса, М. Лютера (автором двух последних -- 1811, No 7, 5 -- и, видимо, мн. других был сам Н.) (см. Колюпанов, т. 1, кн. 2, с. 246--47).
   В духе ориентации журнала на "серьезные" жанры -- помещение религ.-этич. поэм "Избиение младенцев в Вифлееме" (1810, No 8, 10) Дж. Марино, "Мессиады" Ф. Г. Клопштока (1812, No 5, 8) (в переводе И. Восленского и А. И. Урываева), "Живописных и философских отрывков из соч. г. Боброва" (1810, No 6), бывшего для Н. образцом высокого "лирич. стихотворства" (в нем "кроме пиитического жару, видно искание истины" -- там же, с. 68). Н. поместил некролог Боброву (1810, No 5) и обширный критич. разбор его соч. (1810, No 6), в к-ром вступил в полемику с автором эпиграмм на Боброва П. А. Вяземским, обвинив его и лит. нравы совр. стихотворцев вообще в безнравственности (с. 63--68, 159--60). Все это свидетельствует об известной близости Н. к лит. и языковой программе "архаистов" и безусловном неприятии лит. принципов "Арзамаса". Для арзамасцев же и их окружения Н. -- писатель "вздоров", своеобразный символ бездарного литератора ретроградных убеждений (см. Рус. эпиграмма; "Дом сумасшедших" А. Ф. Воейкова; ОА, I, 19; ОА, III, 75; "Арзамас", ук.). Все более очевидное несоответствие журнала совр. культ. и лит. ситуации, падение читательского интереса, отсутствие средств заставили Н. прекратить издание.
   В 1813--14 одновременно с "Другом юношества" Н. издавал также "Историч. статистич. и географич. журнал" (был и его редактором -- с сент, 1812 и в 1813), опубл. в нем пер. (с франц.) "Описание Норвегии", ист. обзор "Католики в Англии", ст. "Новая исп. конституция" (1813, No 5/6), с привычным обличением "ложных увлечений" Вольтера и Ж. Ж. Руссо, там же опубл. большую ст. "Наполеонова политика или Царство гибели народной" (1812, No 9--10) -- внятное изложение биографии Наполеона, с попыткой рассмотреть его систему правления, просвещения и т. д. (вкл. тексты речей франц. императора к солдатам); вышла отд. изданием (М., 1813) по "желанию" Лопухина (я на его счет), к-рый в предисл. назвал ее "прекрасным -- образцовым в своем роде сочинением", а Н. "проницательным критиком" (с. V--VI; там же высокая опенка им ж. "Друг юношества"); отд. изд. включало и ст. Н. "Состояние европ. государств до начатия франц. войны 1812 г.". H . был также автором анонимной поучит, брошюры для нар. чтения "Грех не безделица" (3-е изд., СПб., 1817; к 1912 выдержала 20 изданий; авторство раскрыто А. И. Тургеневым; "Совр.", 1836, т. 4, с. 238), в к-рой предостерегал от опасности смеяться над грехом, т. е. "шутить" страданием и смертью.
   Отличавшийся независимым поведением и не стеснявший себя в нелицеприятных опенках ун-тского начальства, Н. вступил в конфликт с деканом мед. ф-та М. Я. Муаровым и ректором И. А. Геймом, обвинившим его в неудовлетворит. исполнении обязанностей нач. типографии, хотя Н. не раз предотвращал ее "расстройство" и спас "от расхищения... от неприятеля" (БЗ, 1858, No 21, стб. 657). Отстаивание Н. своей правоты было фанатичным; уверенный в божеств, участии в его судьбе (Бог, "ежели нужно, в заступлении моей правоты ниспустит с Неба огонь, пожирающий всякую неправду", из письма Гейму -- цит. по: Бессонов, с. 99), он представлял себя едва ли не гонимым пророком и мучеником (см.; PC, 1901, No 8, с. 431--34).
   19 февр. 1815 Н., считавший себя жертвой интриг, был отставлен от должности по распоряжению мин. нар. просв. гр. А. К. Разумовского, увидевшего в Н., на осн. "представлений" ректора ун-тского правления, попечителя Моск. учеб. округа П. И. Голенищева-Кутузова, а также его собств. рапортов, "беспокойный нрав.... неповиновение его начальству, странные мысли и выражения" (ЦИАМ, ф. 418, оп. 138, д. 130. л. 3); однако Н. длит. время отказывался сдавать типографию своему преемнику М. Т. Каченовскому (дело об увольнении Н. помечено поэтому 1815 и 1816 -- ЦИАМ. указ. лето, и 1814--1822 -- РГИА, ф. 733, оп. 28, д. 210, 265 листов).
   После отставки Н. проповедовал в кругу друзей (в 1810-е гг. и на моск. улицах) (см.; Васильчиков А. А., Семейство Разумовских, т. 2, СПб., 1880, с. 430), излагал свои взгляды в резких письмах сановникам, к-рые распространял среди знакомых. В письме митрополиту Новгород. и Петерб. Серафиму (23 нюня 1825) выступил в защиту Библейского общества, против запрещения масонских (мистич.) книг (ВЕ, 1868, No 12, с. 758--68), по мнению Н., "истинно-христианских"; "камень, которого ищет истинно-свободный каменщик... есть Христос", а "мистика", подвергаемая несправедливым гонениям, состоит в перерабатывании, при содействии духа святого, "чувственного и плотского человека в духовного" (Пыпин А. Н., Иссл. и статьи по эпохе Александра I, т. 1, П., 1916, с. 287--88; см. также; его же, Рус. масонство.... 1916, ук.). При этом Н. неканонически и произвольно толковал Евангелие (только внутреннее, а не "церковное" поклонение Богу признавал "непременным"), нек-рые его мистич. мечтания и рассуждения свидетельствуют о расстроенном умств. воображении [напр., уподобление себя божеств. посланнику, а Лопухина -- "апокалипсич. ангелу" или апостолу -- в рапортах в высшие инстанции (1814), в неизд. соч. "Нек-рые сведения мои о характере... имеющего скоро открыться на земле явления Сына Божия"; выдержки см.; РБС, т. 11, с. 675--76], чего нельзя сказать о его странном, но понятном современникам поведении в быту. "Про этого друга человечества, про эту олицетворенную добродетель и худого сказать было нечего". -- вспоминал мемуарист, наблюдавший Н. в последние годы (Кичеев, с. 107).
   Иногда мистицизм Н. переплетается с социальным критицизмом; он всегда осуждал жестокость и "самовластное неправосудие" власть имущих -- и даже радикализмом; в письмах 1820 мин. духовных дел и нар. просв. кн. А. Н. Голицыну (при содействии к-рого Н. в 1817 была назначена "половинная" пенсия -- РГИА), опубл. в ж. "Голос минувшего" (1913, No 12, с. 270--76; 1922, No 2 с, 185--86). Н. одновременно предсказывает начало царства Антихриста и грядущую в России революцию, видя причины смуты гл. обр. в грехах ист. лиц, "кровопийственных притеснениях и налогах" (там же, 1913, No 12, с. 272).
   Приверженность масонству Н. сохранил до конца жизни, но, будучи "питомцем" старой новиковской школы, он не принял новых масонов, занимавшихся "пустою суетностью" -- кабалистикой, алхимией, магнетизмом (из письма Поздееву 1817 -- БЗ, 1858, No 21, стб. 658).
   Умер в бедности на руках Жихарева, "отказавшись в предсмертной своей болезни от всяких медицинских пособий" (Кичеев, с. 105); похоронен на средства друзей.
   Др. произв.; пер. с лат. "Притчи, или Изречения Секстия Пифагорейца" (с посв. С. И. Плещееву) (М., 1801), "Стих." (2-е изд., М., 1804), "Исход мой из Москвы во время нашествия французов" (ДЮ, 1812, No 10), "Н. к О. А. Поздееву. Отрывок из послания 23 нюня 1817 г." (БЗ, 1858, No21).
   Лит.: Бессонов П., М. И. Невзоров. -- РусБ, 1856, т. 3; Третьяков M., M. И. Невзоров. (По поводу ст. г. Бессонова...). -- МВсд, 1857, 16 мая; Кичеев П. Г., Воен. о пребывании неприятеля в Москве в 1812 г., М., 1858, с. 99--108; Лопухин И. В., Записки. Лондон, 1860, с. 20, 62--63 (репринт -- М., 1990); Жихарев, 1989 (ук.); Лонгинов M. H., Новиков и моск. мартинисты. М., 1867, с. 243, 354--55; Сб. рус. ист. об-ва, т. 2. СПб., 1868, с. 100--02, 137--45; Дружинин А. В. Собр. соч., т. 7. СПб., 1865, с. 608; Караулов Г., Очерки истории рус. лит-ры, т. 1, Од., 1870, с. 542--43; Колюпанов Н., Биография А. И. Кошелева, т. 1, кн. 1, М., 1889, с. 183--95; т. 1, кн. 2, с. 246--47; Дубипкий А., И. В. Лопухин, Км., 1889, с. 85--90; Тихонравов Н. С, Соч., т. 3. ч. 2. М., 1898, с. 93; Барсуков (ук.); Архив Тургеневых. II (ук.); Тукалевский Вл., Искания рус. масонов. СПб., 1911, с. 68--70; Барсков Я., И. В. Лопухин, [П., 1914], с. 25--28; его же. Переписка моск. масонов XVIII в., П., 1915 (ук.); Кульман Н. К., М. И. Невзоров. -- В кл.; Масонство в его прошлом и настоящем, т. 2, [М.]. 1915; Пыпин А. Н., Рус. масонство. XVIII и 1-я четверть XIX в., П., 1916 (ук.); Лотман Ю. М., Краткие наставления рус. рыцарям. -- "Вестник ЛГУ", 1949, No 7, с. 133, 144; Рус. эпиграмма; "Арзамас" (ук.). Письма Н. И. Новикова. М., 1995 (ук.); ЛН, т. 59 (ук.). * Некрологи, 1827; СП, 13 окт.; ОЗ, No 91 (И. М. Снегирев); Брокгауз; МНекр.; Венгеров, Источ.; Геннади; Мезьер; РБС; Свиридова З. И., Холмов М. И. (сост.). Рус. журналы для детей, (1785--1917 гг.). Библ. ук. и аннотации, Л., 1982, с. 9--11.
   Архивы. РГАДА, ф. 7. Тайная канцелярия, д. 3586 ("Дело об определении Н. на службу в канцелярию Моск. ун-та по ходатайству сенатора Лопухина") [справка С. Р. Долговой]; ЦИАМ, ф. 418, оп. 138, д. 130 (дело "Об увольнении от должности нач. ун-тской типографии...", 1815 и 1816 гг.) [справка В. В. Александровой]; РГИА. 1349. он. 4, 1813 г., д. 55. л. 245--46 (ф. с., 1813 г.); ф. 733, оп. 28, д. 50, д. 174 (о награждениях Н.), д. 210 (об увольнении) [справка В. М. Лупановой]; РНБ (письма A. H. Голицына к H.); РГБ, ф. 233, к. 37, No 11 (биобибл. заметки С. Д. Полторацкого); ф. 237, No 68, 22--23 (письмо Н. архимандриту Герасиму, 1817; переписка с О. А. Поздеевым, 1817).

А. М. Ранчин, при участии Л. М. Щемелёвой.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 4. М., "Большая Российская энциклопедия", 1999

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru