Одоевский Владимир Федорович
Элементы народные

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:

  
  
  

    Владимир Федорович Одоевский. Элементы народные

  
  ----------------------------------------------------------------------------
   Серия "Литературные памятники"
   В.Ф. Одоевский "Русские ночи", М., "Наука", 1975
  ----------------------------------------------------------------------------
  
   Много толковали о судьбе, о цели человечества, о прогрессе и проч. т.
  п. Но все сии толкования производились с точки зрения народа, среди которого
  родился писатель. Знакомый лишь с элементами своего народа, он к ним
  приравнивал жизнь каждого другого. Западные писатели, не находя своих
  элементов, не понимают Северо-Востока; Северо-Восток по сей же причине
  осуждает на смерть Запад. Оно понятно: ни та, ни другая сторона не находят в
  другой тех элементов, в которых она привыкла видеть условия жизни. Великий,
  доселе вполне не оцененный подвиг Петра привил к славянским стихиям стихии
  западные. Запад ожидает еще Петра, который бы привил к нему {В подлиннике
  ошибочно: "к ней", - Ред.} стихии славянские, оттого страждет Запад, ибо
  тогда только образуется полнота человеческой жизни. Взгляните на его
  историческое развитие. Его характер: борьба и разрозненность. Славянский
  мир, пространством превосходящий Запад. был забыт, а в нем скрывается сила,
  необходимая Западу: чувство единства, которое во всей славянской истории
  является как постоянная формула уравнения, к которому окончательно
  приводятся все буквы, через какие бы изменения они ни проходили. Другая
  стихия, не менее важная - это то, что во всей вседневной жизни мы называем
  беспечностью и что в высшем своем значении есть вера в свою силу, почти не
  существующая в Европе, где жизнь почти без надежды на будущее. Неохотно
  организм принимает чуждые ему стихии, привыкший к одной пище, как бы ни была
  она груба, с трудом привыкает к другой, даже более питательной. Но есть
  верные признаки стремления Запада к Северо-Востоку. Это стремление невольно,
  но вырабатывается само собою Западом без сознания, против его убеждений. Сей
  признак я вижу в состоянии двух исповедаданий, издавна разделенных. Запад:
  папизм клонится к протестантизму, протестантизм к нанизму, т. е. каждое к
  своему отрицанию. Каждое из сих исповеданий на пути к другому старается дать
  формулу своим понятиям, и эта формула есть не что иное, как приближение к
  нашей церкви: как видно, недаром ежедневно молятся о соединении церквей.
  Один из весьма замечательных мыслителей Германии, Кениг, в своих изысканиях
  прочно попал на этот путь, не имея понятия о восточной церкви и никак не
  предполагая к ней приблизиться. Знаменитый Баадер {1} прямо выговорил эту
  мысль. Шеллинг на том же пути.
  
   -----
  
   Обвиняют Петра I в том, что он привил России просвещение, которое
  ограничило развитие какого-то собственно русского просвещения; точно так
  обвиняют садовника, зачем он привил махровую розу на шиповник. Роза не
  изменяет шиповника, он остается все прежний, лишь прививок на новом сучке
  делается сильнее, ибо получает новую пищу. К тому же, привьются только
  растения до некоторой степени однородные; если бы характер русского духа не
  соответствовал Петрову просвещению, оно бы не привилось к России.
  
  
  
  

    ПРИМЕЧАНИЯ

  
   Под этим заглавием в бумагах Одоевского сохранился ряд набросков, тесно
  связанных с замыслом "Русских ночей". Не исключено, однако, что писатель
  намеревался развернуть свои записи в статью уже после выхода книги в свет.
  "Элементы народные" публикуются впервые по автографам, хранящимся в ГПБ (I
  фрагмент - ГПБ, оп. 1, э 53, л. 15 об. и 84; II фрагмент - оп. 1, э 55, л.
  203).
   1 ... Кениг... Знаменитый Баадер... - см. примеч. 79, 80 на с. 302.
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru