Омулевский Иннокентий Васильевич
Омулевский И.В.: биобиблиографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ОМУЛЁВСКИЙ (настоящая фамилия -- Федоров), Иннокентий Васильевич [26.XI(8.XII).1836 (по другим данным -- 21.X(2.XI).1837), Петропавловский порт (Петропавловск-на-Камчатке).-- 26.XII.1883(7.1.1884), Петербург) -- прозаик, поэт, публицист, переводчик. Родился в семье исправника. В 1842 г. отец был переведен служить с Камчатки начальником полиции Иркутска, где прошли отрочество и юность будущего писателя. Он учился в классической гимназии, но аттестата не получил: отказался сдавать экзамен по предмету "Закон божий".
   Ранний, иркутский период жизни оказал большое влияние на становление личности О., о чем косвенно свидетельствует судьба главного героя романа "Шаг за шагом" Светлова, в которой отчасти отразились черты биографии автора. "Роман "Светлов" в 1/2 автобиографичен" (Скабичевский А. М. История русской литературы.-- Спб., 1909.-- С. 314). В Иркутске жило много ссыльных. Среди знакомых О. были декабристы, петрашевцы, участники польского революционного движения, общение с ними оказалось плодотворным для юноши. Оно обогатило его внутренний мир, повысило культурный уровень, демократизировало его взгляды. Биограф О.-- П. В. Быков свидетельствует, что О. "занимался чтением развивающих книг под руководством некоторых из ссыльных поляков и декабристов". В эти годы О. увлекся изучением польского языка, начал читать в оригинале произведения польской литературы. В "Набросках сибирского поэта" (опубл. в 1882 и 1884 гг.) он писал: "Я помню блестящую плеяду европейски образованных людей, дававших тон своему обществу, вносивших в его жизнь осмысленное уважение к личности, нравственную чистоплотность и благопристойность".
   Не без влияния своих опальных друзей в 1856 г. он отправился в Петербург и полный горячего желания жить и учиться в кругу передовой молодежи столицы стал вольнослушателем: юридического факультета университета.
   В 1857 г. в Петербурге под псевдонимом Омулевский вышел сборник переводов сонетов Адама Мицкевича. Книга "Мицкевич в переводе Омулевского" успеха не имела; в художественном отношении переводы были слабыми. Критически оценил работу молодого переводчика Добролюбов (Добролюбов Н. А. Собр. соч.: В 9 т.-- М.; Л., 1962.-- Т. II.-- С. 346--347) Однако это не охладило творческих порывов О., оставившего университет в 1858 г. Юридическая карьера не привлекала его. После недолгого пребывания в Витебске, где он служил чиновником особых поручений при губернаторе, и в Пскове О. вернулся в Петербург. Жизненный выбор был сделан. Он решил стать профессиональным литератором.
   Первыми читателями и судьями произведений писателя стали члены петербургского кружка сибиряков, основанного в конце 50 гг. студентом Петербургского университета, иркутянином Н. С. Щукиным, близким к Добролюбову и получавшим лондонские издания Герцена и Огарева. После отъезда Щукина в Сибирь в 1859 г. важную роль в кружке играли известные общественные деятели Сибири Г. Н. Потанин и Н. М. Ядринцев, принявшие участие в судьбе О. Заседания кружка сибиряков посещали выдающийся историк и публицист А. П. Щапов, его ученик историк С. С. Шашков, революционер-ученый И. А. Худяков, казахский просветитель Чокан Валиханов и др. (см.: Очерки русской литературы Сибири.-- Новосибирск, 1982.-- Т. 1.-- С. 342). Члены кружка были хорошо знакомы с передовой журналистикой, политической литературой, с подпольными изданиями и прокламациями. О., по воспоминаниям Ядринцева, "со всем пылом юности и жажды просвещения бросился в атмосферу горячих увлечений тогдашней русской молодежи" (Ядринцев Н. М. Сибирские литературные воспоминания // Восточное обозрение.-- 1884.-- No 33--34, 16 и 23 авг.).
   Творчество О. приходится в основном на 60--70 гг. Большую часть этого времени писатель провел в Петербурге. Жизнь писателя-разночинца была полна трудностей, материальных лишений, о чем он писал, напр., Некрасову: "В жизни людей -- а в жизни поэтов еще чаще -- бывают положения, когда, отстаивая право существования, не имеешь возможности соображать, красиво или некрасиво движение утопающего человека, хватающегося за первую твердую опору. В таком именно положении я прямо обращаюсь к Вам, как поэт к поэту" (Письмо Н. А. Некрасову от 26 февр. 1874 г. // Литературное наследство. Н. А. Некрасов.-- Т. 49--50). После отмены крепостного права О. в 1862 г. покинул Петербург и три года жил в Иркутске, где сотрудничал в местной газете "Амур". В 1873 г. он был арестован, чему предшествовал запрет публикации его романа "Попытка -- не шутка" (Дело.-- 1873.-- No 1.-- Главы I--III). Цензура увидела в нем подрыв социальных устоев общества.
   О. был обвинен в антиправительственных высказываниях и заключен сначала в Петропавловскую крепость, а затем в Петербургскую тюрьму Литовский замок, но в том же году был освобожден за недоказанностью преступления. Спасаясь от нищеты, вместе с семьей в 1879 г. он снова уехал в Иркутск, пребывание в котором омрачилось смертью отца. В 1880 г., год спустя, вернулся в Петербург, где после продолжительной и тяжелой болезни умер в нищете и одиночестве.
   Литературное наследие О. обширно и включает в себя прозаические, поэтические, публицистические произведения. В 1861 г. в журнале "Век" были опубликованы первые оригинальные стихи О.: "Битва", "Первая встреча" и др. В 1862 г. Щукин опубликовал в иркутском сборнике "Сибирские рассказы" первый рассказ О. "Сибирячка", имевший антикрепостническую направленность. Героиня рассказа Настя убивает развратника-барина и его жену, чтобы отомстить за издевательства над собой, и автор полон сочувствия к ней. В том же году был напечатан рассказ "Медные образки", раскрывший картину насилия, произвола властей, взяточничества чиновников. В этих малых жанрах О. явно ощущались тенденции нравоописания, очерковости, идущие от "натуральной школы". Те же идейно-художественные особенности обнаруживаются в его более поздней прозе: в очерке "Острожный художник" (1882), в рассказе "Сутки на станции" (опубл. в 1904 г.), в очерке "Без крова, хлеба и красок" (1883, не завершен), в очерках "Рассказы в осенние вечера" (не окончены), в цикле заметок "В мировой камере" (не завершен; опубл. в 1906 г.), в рассказе "Ученые разговоры" (не завершен; опубл. в 1986 г.). Написанные в пореформенную эпоху, эти произведения направлены против остатков крепостничества, в них нашла отражение социальная драма обитателей петербургских трущоб, в т. ч. и представителей демократического искусства.
   Наследие О.-прозаика, кроме малых жанровых форм, включает в себя и крупные. Это роман "Шаг за шагом" (1870--1871), незаконченный роман "Попытка -- не шутка" (1873), начало романа "Новый губернатор", начало повести "Софья Бессонова". Большую известность принес О. роман "Шаг за шагом", опубликованный в 1870 г. в журнале "Дело" с цензурными купюрами под названием "Светлов, его взгляды и деятельность" (В 1871 г. вышел отдельным изданием в Петербурге.) Роман был воспринят передовой общественностью как программное произведение. Быков свидетельствовал: "Молодежь им зачитывалась и в те времена, и значительно позднее, и вообще роман произвел настоящую сенсацию, не меньшую, чем "Что делать?" Чернышевского" (Быков П. В. Вступительная статья к "Полному собранию сочинений Омулевского (И. В. Федорова)"). Салтыков-Щедрин выделил роман "Шаг за шагом" в беллетристике 70 гг. (Салтыков-Щедрин М. Е. Полн. собр. соч.: В 20 т.-- М., 1970.-- Т. 9.-- С. 415--423). Ряд критиков (Скабичевский, Быков, Е. А. Колтоновская) связывали роман "Шаг за шагом" с писаревской идейной традицией, видели в главном герое Светлове черты писаревских "реалистов". Роман отразил историческую преемственность в освободительном движении в России, в числе героев -- декабрист Жилинский и петрашевец Варгунин. Свободное фермерство, объединенное в ассоциации производителей, выступает в романе как перспектива развития народной жизни (описание "трудового люда" на Ельцинской фабрике, предприятии свободного найма). В облике старосты Семена запечатлены характерные черты этого фермерства, как они представлялись просветителю-демократу. Суровые правительственные репрессии в пореформенный период подвели определенную часть русской демократии к трезвому осознанию соотношения сил прогресса и реакции, в свете которого осуждались попытки агитации среди крестьян с целью поднять их на политическую борьбу. Такая позиция свойственна и О. в изображении Ельцинского бунта. Герой романа -- сторонник постепенных преобразований ("Шаг за шагом"); он верит в силу "положительных знаний", науки, образования, пропагандирует атеизм, материализм, восхищается искусством, борется за эмансипацию женщин. В 1912 г. критик Колтоновская писала: "Отжили люди, отжили идеи, а навеянное ими светлое чувство осталось. Оно особенно явственно звучит в романе "Шаг за шагом". В этом разгадка его обаятельного впечатления на молодежь и того интереса, с каким он читается до сих пор, несмотря на устарелость сюжета и художественные недостатки" (Колтоновская Е. А. Критические этюды.-- Спб., 1912.-- С. 133).
   Роман "Шаг за шагом" пользовался успехом у передовых читателей нескольких поколений. Естественно, он вызвал к себе враждебное отношение со стороны царской цензуры и реакционной критики (К. Ф. Головин, С. С. Окрейц и др.). Дважды уничтожался тираж книги (1874, 1896). Изданный в 1906 г., роман более не допускался к переизданию и вновь вышел в свет лишь в первые годы Советской власти (1923).
   Заметный вклад внес О. также в демократическую поэзию 60--80 гг. Он печатался в журналах "Современник", "Искра", "Русское слово", "Будильник", "Живописное обозрение", литературно-политической газете "Восточное обозрение" и др. Подписывал свои стихотворения псевдонимами: Камчаткин, Камчадал, Веселый поэт, Сибирский поэт. Странствующий певец и др. В его поэзии исследователи (А. Л. Рубенович, И. Г. Васильев, С. Красноштанов) видят родство с "музой мести и печали" Некрасова, близок О. и к поэтам некрасовской школы М. Л. Михайлову, Д. Д. Минаеву, В. С. Курочкину, А. Н. Плещееву). Было опубликовано несколько поэтических сборников О.: "Песни жизни" (Пб., 1883) "Деревенские песни" (Пб., 1884), "Земной рай и тайна карьеры. Юмористические стихотворениям (Пб., 1884). Многие стихотворения не были опубликованы при жизни поэта ("Ваше благородие" "Карманная элегия", "Светской девице", "Улетайте от нас, соловьи..." и др.). Мотивы лирики О. разнообразны: народное горе ("Над колы белью", "Невеселая ночь", "Картинка", "Богачам", "Мои богатства" и др.); роль искусстве ("Перлы таланта", "Будущему поэту", "Самородок", "В стенах Эрмитажа" и др.); отношения "отцов и детей" ("Забудем те фразы, какими нас с детства...", "Монолог", "К молодому по колению" и др.); участь женщины ("Задушевная беседа", "Нашей подруге жизни", "Супружеская школа", "Совет", "На прощание" и др.) политическая борьба ("Все на свете трын-трава" "Дело святое за правду стоять", "Светает, товарищ", "О юноши! Не тот герой...", "Залетные птицы", "Море" и др.). В его гражданской лирике нередки элегические настроения ("Прощай., прости, прекрасный мир земной", "Лесные грезы", "Невозвратное", "Слепой художник", "Пс ком ты плачешь, ветер?" и др.); есть и сатира ("Когда я тружусь, попивая лафит", "Самодур" "Канцелярская философия", "Юмористически* вопли", "Свобода", "Счастливец", "На Новыё год" и др.).
   Через весь творческий путь О. проходит тема Сибири, которую поэт горячо любил. В 60--70 гг она была представлена отдельными стихотворениями. В 80 гг. написан цикл "Сибирские мотивы" (1881 --1883). Непосредственным поводом ь написанию цикла послужило возникновение газеты "Восточное обозрение" (1882) и тот интерес, который проявлялся к Сибири в русской передовой журналистике 70--80 гг. О. писал о сибиряках -- вольнолюбивых и деятельных людях и обычаях народов Сибири, о величественной сибирской природе и перспективах развития края ("На дальней родине моей", "Монолог", "Залетные птицы", "При разливе Оби", "Как в матерь верят дети, я так же верую в свой край!", "Я снам не верю", "Счастливый сон", "Подрастающим землячкам", "Сибиряк", "Ангарская гроза". "На берегах Енисея", "Бирюсинский лес", "Камчадал" и др.).
   О.-- автор многих репортажей и обзоров на злобу дня. Его публицистическая проза близка к писательскому дневнику ("Мимолетные наброски" в журнале "Живописное обозрение", "Наброски сибирского поэта", статья "Искусство камчадалов" в газете "Восточное обозрение"). О. был поэтом-переводчиком с польского языка: Мицкевич, Людвиг Кондратович (Владислав Сырокомля), Ю. Крашевский; а также с французского (В. Гюго).
   Разнообразная творческая деятельность О (прозаика, поэта, публициста, переводчика) была подчинена девизу, о котором он сам сказал так: "...во все время моей литературной деятельности я ни однажды не отклонялся от раз навсегда принятого мною направления..." (Макушин Н. И. И. В. Федоров (Омулевский) // Сибирская жизнь.-- 1904.-- No 244).
   Соч.: Полн. собр. соч.: В 2 т. / Под ред. П. В. Быкова.-- Пб., 1906; Собр. соч.: В 2 т. / Ред., статьи, примеч. М. К. Азадовского, И. Я. Айзенштока,-- Иркутск, 1936 (т. I не вышел): Шаг за шагом / Подгот. текста А. И. Кучминой; Вступ. ст. Т. А. Войтек.-- М" 1957; Избр. стихотворения / Вступ. ст. и ред. С. Красноштанова.-- Хабаровск, 1961; Шаг за шагом. Литературные памятники Сибири.-- Иркутск. 1983: Проза и публицистика / Вступ. ст. В. Д. Оскоцкого.--М., 1986.
   Лит.: Короленко В. Г. История моего современника // Собр. соч.-- М., 1955.-- Т. 7.-- С. 246; Васильев И. Г. Основные мотивы лирики Омулевского // Уч. зап. ЛГПИ им. А И Герцена.-- Л., 1959.-- Т. 210; Зиновьева М. Д., Рубенович А. Л. И. В. Федоров-Омулевский (1836--1883) // Очерки русской литературной Сибири.-- Новосибирск, 1982.- Т. 1.-- С. 403-416.

М. Д. Зиновьева

  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru