ОМУЛЕВСКИЙ (наст. фам. Фёдоров) Иннокентий Васильевич [26.11(8.12).183б, по др. сведениям -- 21.10 (2.11.1837, Петропавлов. порт -- 26.12.1883 (7.1.1884), Петербург, похоронен на Волковом кладб.). прозаик, поэт, переводчик. Сведения о том, что отец О. был исправником, с 1842 полицмейстером в Иркутске, арх. док-тами не подтверждаются. Мать -- из моск. купеч. семьи. Оставив (1848) после 6-го класса Иркутскую г-зию, служил мелким чиновником (в ГА Иркутской обл. док-тов об О. не выявлено; ф. с. О. в нарядах ф. с. чиновников Иркутской губ. за 1848--56 в РГИА нет -- справка С. И. Вареховой). По настоянию отца стал в 1856 вольнослушателем юрид. ф-та Петерб. ун-та, "со всем пылом молодости и жажды просвещения бросился в эту атмосферу горячих увлечений тогдашней рус. молодежи" (из восп. Н. М. Ядринцева, цит. по кн.: Петухов, с. 3). В 1857 издал (СПб.) первый сб-к переводов (б. ч. к-рых была сделана еще в Иркутске) -- "Сонеты" А. Мицкевича (отрицат. отзыв Н. А. Добролюбова -- "Совр.", 1858, No 3) с собств. предисловием, в к-ром писал о своем раннем "сознании красот великого польского поэта" (с. 5). Юношеское увлечение польской лит-рой, возникшее у О. не без влияния сосланных в Сибирь польских революционеров, сохранилось на всю жизнь. Он перевел драму К. Залевского "Марко Фоскарини" (СПб., 1877), стихи Л. Кондратовича, повесть Ю. И. Крашевского "Пан Твардовский" (не опубл.; рукопись -- РГАЛИ, ф. 371, No 4, л. 54). В нач. 1858, недослушав курса, уехал в Витебск, непродолжит. время служил чиновником особых поручений при губернаторе, после чего вновь возвратился в Петербург, где проживал до конца дней (за исключением проведенных в Иркутске 1862--65 и неск. месяцев в 1879). Интерес к лит-ре укрепился в петерб. кружке литераторов-сибиряков, группировавшихся вокруг Н. С. Щукина и Ядринцева. О. "в тогдашнее время был очень молод, талант его развертывался исключительно под влиянием обличит, направления. Он писал массу сатирич., юмористич. стихов, эпиграмм и т. д... Мы застали его в блестящую пору его планов, надежд; он был неистощимо весел и постоянно в припадках вдохновения" (из восп. Ядринцева. цит. по кн.: Петухов, с. 5). Как ориг. поэт О. дебютировал в 1861 -- поэма "Три промаха. Татарская легенда" ("Век", прил. к No 17, приб.). В числе первых прозаич. произв. -- "рассказы из путевых впечатлений" -- "Сибирячка" (сб. "Сиб. рассказы", Иркутск, 1862) и "Медные образки" (газ. "Амур", 1862, No 26). Известность О. принес ром. "Шаг за шагом" ("Дело", 1870, No 1--4, 6, 12; отд. изданием роман вышел в 1871 под назв. "Светлов. Его взгляды, характер и деятельность", изд. 1874 и 1896 были запрещены; рец.: HB, 1870, 24 февр., 21 марта, 5 мая; ВЕ, 1871, No 5 -- "Беллетристика добрых намерений"; "Дешевая б-ка для легкого чтения", 1871, No 1), от к-рого "веяло молодой верой и какой-то особенной бодростью", слово "революция" не просто прочитываюсь в подтексте, но "стояло впереди как туча, издали поблескивая своими молниями, на горизонте общества, вышедшего из крепостного строя и остановленного на пути к всестороннему раскрепощению" (Короленко, V, 316, 317). Действие романа (содержащего автобиогр. материал, в т. ч. знакомство с декабристами, петрашевцами, сочувствие их идеям) происходит в сиб. губ. городе и отражает разл. настроения разночинной интеллигенции в это "трудное время". Революционно-демокр. просветительство, постепенные преобразования, "шаг за шагом" приближающие революцию, -- вот путь, к-рый выбран гл. героем ("новым человеком" в духе Н. Г. Чернышевского) для того, чтобы "отстоять свою свободу, свое человеческое достоинство". В заключит, главе О., вероятно, предвидя упреки критики в адрес гл. героя как "человека фразы" ([Григ. Ник. Потанин], "Сибирь", 1876, No 44, с. 2), пишет о том, что "ничтожные средства" к практич. деятельности в настоящем не исключают "более широкой арены деятельности" в будущем.
Роман вызвал оживленную дискуссию: "Молодежь зачитывалась им, делала овации автору, сибиряки присылали ему поздравит., сочувственные письма. Романом интересовались читатели и среднего крута, и в высшем свете" (Быков, с. 77). Приветствуя появление романа. M. Е. Салтыков-Щедрин (ОЗ. 187]. NО 4) поставил сто в ряд ""новых" произведений, с полною добросовестностью относящихся к насущным вопросам современности", проникнутых "серьезными усилиями... освободиться от голословных разглагольствований и стать на дорогу образного воспроизведения жизни". Отмечая "долю книжности", он вместе с тем счел возможным сказать, что О. "в худож. отношении стоит далеко впереди тех более опытных беллетристов, к-рые идут с ним рука об руку в одном и том же честном лит. направлении" (IX, 417,418).
Второй ром. О. -- "Попытка -- не шутка" о роли женщин в "60-х годах и далее" -- начат печататься в "Деле" (1873, No 1), но был запрещен. Впервые полностью (включая 3 главы по жури, публикации и 6 глав, восстановленных по черновому автографу, найденному в РГАЛИ) издан в 1983. Первоначальная публ. романа возбудила не только ценз. гонения, но повлекла арест О. и заключение по обвинению в "антиправительств. высказываниях" сначала в Петропавлов. крепость, а затем в Литов. замок.
Архивными док-тами подтвержден только факт заключения О. в тюрьму на 2 месяца в 1872 "за дерзкие слова против особ императорской фамилии", к-рые он "будучи в пьяном виде позволил себе в разговоре" в трактире "Ямки" (на Казанской плошали). -- ГАРФ, ф. 109, оп. 230, д. 8770. В этой же справке сказано, что О. -- дворянин. (Сообщено Е. А. Данилиной.)
Новые замыслы -- пов. "Софья Бессонова" и ром. "Новый губернатор" -- остались неосуществленными (РГАЛИ, ф. 371, оп. 1, No 2, 5). В 1874 О. тяжело заболел (на короткое время потерял зрение). Женитьба (ок. 1877) и "появившиеся на свет дети увеличили нужду к лишения", к-рые прежде О. переносил сравнительно легко. "Чтобы есть и не остаться на улице, мне пришлось... заложить все мое платье, продать книга... словом, нужда окинула меня своим мертвящим оловянным глазом с головы до ног. Теперь не могу даже искать занятий, ибо не в чем выйти на улицу, и вот уже два месяца, как я не дышу свежим воздухом. Положение мое ужасно, безвыходно", -- писая он А. К. Шеллеру-Михайлову 21 марта 1877, признаваясь, что хватается за дружбу с ним "как утопающий за соломинку" (РГАЛИ, ф. 558, оп. 1, No 27, л. 1--2; цит. по ст.: Якушин, с. 161). Ситуация постоянно усугублялась тем, что долгие годы О. был "во власти того "российского недуга", к-рый загубил... немало других наших писателей и художников" (Быков, с. 77).
В 1883 был издан единств, прижизненный сб-к стихов О. -- "Песни жизни" (СПб.), в к-рый вошли переводы и б. ч. наиб, известных ориг. произв. поэта, опубл. ранее в журн. периодике (в т. ч. в ж. "Будильник", "Искра", "Жен. вест.", "Живописное обозр.", "Наблюдатель"). Критика почти единодушно отмечала неоригинальность поэзии О., рассматривая ее как результат, "переложения" им некрасовских мотивов и образов (ср., напр., стих. О. "Признание" и "Колыбельную песню" Н. А. Некрасова). Затрагивая в стихах ("На городском мосту", "Картинка", "Невеселая ночь", "Задушевная беседа" и др.) "чисто публиц. темы" (К. Арсеньев -- ВЕ, 1884, No 5, с. 267), ставшие традиционными для гражд. лирики (С. Я. Надсон: "те же советы молодому поколению бодро идти вперед, те же скорбные думы вслух "у гроба почившего труженика", горькие сетования на жизнь, стремления и призывы к свободе, к труду и знанию", -- ПСС, т. 2, П., 1917, с. 320), О. "не дает в своих произв. ни законченных, строго выдержанных типов, ни ярких образов и картин... Поэзии в строгом смысле этого слова в стихах О. немного, но зато в них есть та теплота, правда и жизненность, к-рые, как некогда выразился Тургенев, говоря о стихах Добролюбова, не хуже поэзии" (там же. с. 319). Стих. О., содержащие призывы к борьбе "за дело родины святое" ("Светает, товарищ!", "К молодому поколению", "О, юноши! Не тот герой..."), стали поэтич. рев. прокламациями молодежи, к-рую привлекал не только их "бодрый", агитац. характер, но прежде всего образ "мученика идеи", борца за свободу, способного к самопожертвованию. К числу поэтич. удач О. критика (К. Арсеньев -- ВЕ, 1884, No 5) отнесла стихи из цикла "Деревенские песни" (отд. изд. -- СПб., 1884), отмеченные чисто нар. юмором, и сатирич. стихи, "полные свежести" ("Моя примета", "Богачам", "Свобода"). Значит, место в сб-ке занимают "сиб. мотивы" -- стихи (в осн. с подзаголовком "дорожные наброски"), посв. "далекой, суровой стране" ("Монолог", "На берегах Енисея", "Ангарская греза", "На дальней родине моей" и др.). В ряде стих. этого цикла ("Камчадал") содержатся требования демокр. решения нац. проблем (напр., просвещения) малых народов -- "детей природы", что тематически сближает их с публиц. статьями О. в "Вост. обозр." (ст. "Искусство у камчадалов" и др.). Восхищаясь величественной природой Сибири, ее "запасами несметными", вольнолюбивым характером своих земляков (к-рых он несколько идеализировал), их обычаями и традициями, О. с волнением думает о настоящем "страны изгнания и мук" и о ее будущем. Его представления о завтрашней Сибири и Д. Востоке пронизаны пафосом социального оптимизма, характерного для творчества О. в целом: "Пройдут года -- и ты, страна родная/ Во всей красе могучей расцветешь" ("Счастливый сон").
Др. произв.: Рассказы и очерки: "Острожный художник" ("Худож. журнал", 1882, No 4, 5), "Наброски сиб. поэта" ("Вост. обозр.", 1882, No 24, 26), "Без крова, хлеба и красок" ("Худож. журнал", 1883, No 3), "Сутки на станции" (прнл. к газ. "Сиб. жизнь", 1904, 7 нояб., 31 дек.).
Изд.: Земной рай и тайна карьеры. [Юмористич. стих.]. СПб., 1884; Полное собр. соч., т. 1--2, СПб., 1906 (в т. 2 -- биогр. очерк и библ., сост. П. В. Быковым): Собр. соч., т. 2 (т. I не вышел). Иркутск. 1936: Избр. стихотворения. Хабаровск. 1961; [Стихи]. -- В кн.: Поэты-демократы 1870--80-х гг., М.--Л., 1962; Шаг за шагом. М., 1923; Иркутск. 1950; Хабаровск. 1952: М, 1957: Иркутск. 1983; [Стихи]. -- В кн.: Иоффе С. А., Стихов мелодия живая, Иркутск. 1983, с. 208--20; Проза и публицистика [вступ. ст. В. Д. Оскоцкого]. М., 1986.
Лит.: Ядринцев Н. М. Сиб. лит. восп. -- "Вост. обозр.". 1884, No 6, 26, 33, 34 (то же в кн.: "Лит. наследство Сибири", т. 4, Новосиб., 1979); его же, И. В. Федоров-Омулевский, там же. т. 5. Новосиб., 1980, Засодимский П. В., Из восп., М., 1986; Петухов Е. В., И. В. Федоров-Омулевский. Очерк его жизни и лит. деятельности, Томск, 1900; Колтоновская Е. Певец Сибири. -- "Сиб. вопросы", 1908, No 49--52; Быков П. В., Последняя встреча. -- "Нива", 1909, No 4; Чужак Н. Сиб. мотивы у И. В. Федорова-Омулевского. -- "Сиб. архив". 1913, No 2; Евгеньев В. О., О двух забытых романах. -- "Жизнь для всех". 1915, No 8--9, 10; Васильев И. Г., Материалы к биографии И. В. Федорова-Омулевского. -- "Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена", 1959, т. 198; его же. Основные мотивы лирики О., там же, 1959, т. 210; его же. Роман О. "Шаг за шагом". -- Там же. 1963, т. 245; Добровольский Л. М., Запрещ. книга в России. М., 1962. с. 115--16. 207; Егоров Б. Ф., Роман 1860-х -- нач. 1870-х гг. о "новых людях". Тарту. 1963; Пруцков Н. И., Роман о "новых людях". -- В кн.: История рус. романа, т. 2. М.--Л., 1964; Якушин Н., Новые факты жизни и творчества О. -- "Сиб. огни". 1966, No 11: Михайлова М. Г., Сибирью плененные, Якутск, 1969; Петряев Е., Где архив О.? -- В кн.: Лит. наследство Сибири, т. 3, Новосиб., 1974: Зиновьева М. Д., Стилевые особенности романа О. "Шаг за шагом". -- В кн.: "Очерки лит-ры и критики Сибири XVII--XX в.". Новосиб., 1976: Очерки рус. лит-ры Сибири, т. 1. Новосиб., 1982: Писатели Вост. Сибири, в. 2. ч. 1. Иркутск. 1983, с. 11--12; Васильев В., Под псевдонимом Камчаткин. -- "Дальний Восток", 1984, No 3; Абельтин Э. А., Песня -- свобода моя... Очерк жизни и творчества И. В. Федорова-Омулевского, Красноярск. 1987; ЛН, т. 11--12, 51--52, 53--54. + Некрологи: НВ, 1883, 28 дек.; "Эхо", 1884, 2 янв. Рус. писатели: КЛЭ: Муратова (1): Мезьер: Масанов.
Архивы: РГАЛИ, ф. 371; РГИА, ф. 776.
Н. В. Минаева, В. Д. Оскоцкий.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 4. М., "Большая Российская энциклопедия", 1999