Осоргин Михаил Андреевич
Инцидент в буфете

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   
   Осоргин М. А. Московские письма.
   Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2003. -- (Материалы Лаборатории городской культуры и СМИ Перм. ун-та. Вып. 1)
   

Инцидент в буфете

   Может быть, читатели уже слышали об инциденте, происшедшем с писателем Максимом Горьким в буфете Московского Художественно-общедоступного театра. Этот талантливый и симпатичный, в короткое время создавший себе имя, беллетрист в буфетной комнате театра пил чай вместе с другим, столь же прославленным писателем Ант. Чеховым. Едва публика заметила их, как столик был окружен молодежью, которая буквально смотрела в рот этим двум людям, известным всей России и, тем не менее, пившим чай и так же, как и все простые смертные: из стаканов, с сахаром и лимоном. Театральную публику вообще трудно упрекнуть в излишней культурности, в чем может убедиться и немосквич. Но когда имеет место такое редкое зрелище, как два современных "властителя дум" за одним чайным столиком, публика положительно превращается в толпу баранов. Вообще зрелище, по словам летописцев, получилось умилительное. Не будучи счастливым свидетелем происшедшего далее инцидента, я вынужден довольствоваться повествованием одного из сотрудников "Нового Дня", бывшего, вероятно, в числе глазевших "индивидцев", а впрочем, что также очень возможно, сидевшего в это время у себя дома и также пившего чай. Пешков (М. Горький), рассерженный такою формою выражения благоговения к нему и его коллеге, обратился к публике с краткою и выразительною речью: "Что вы глазеете на меня? Что я, -- Венера Медицийская, балерина или утопленник? Я пишу рассказы; они вам, очевидно, нравятся, -- очень рад этому обстоятельству. Но зачем же вы ходите за мною по следам, смотрите мне в рот, хлопаете мне?.. Напишу пьесу, понравится вам, -- ну и шлепайте себе на здоровье... Вот и сейчас в театре давно уже подняли занавес, идет такая чудная высокохудожественная пьеса, а вы предпочитаете стоять в фойе и смотреть, как я с Антоном Павловичем чай пью... Стыдно, господа, стыдно..." Какого эффекта желал достигнуть оратор, -- про то знает он, но публика... стала аплодировать. Максим Горький -- великий знаток человеческого сердца: он понял, что "публика любит, когда ее не уважают". Из этого курьезного инцидента газеты создали целую историю. Один из числа стоявших с разинутыми ртами вокруг столика и аплодировавших оратору, придя из театра домой, лег спать, а утром встал, обиделся на Горького и написал письмо в "Новое Время". Письмо это стоит прочесть: интереснейший литературный образчик, где русский человек сам сознается, что он задним умом крепок. А один петербургский иллюстрированный листок, в котором помещаются обыкновенно до жалости глупые остроты и каламбуры, нарисовал редьку с головою M. Горького вместо зелени и подписал снизу: "Публика Горькой редьке надоела хуже горькой редьки", или что-то вроде этого.
   В самом деле, неприятно положение признанного таланта в те минуты, когда его "не требует к священной жертве Аполлон". Я сам видел, в том же театре, как M. Горький, уже 7 дней спустя после инцидента, убегал из ложи, лишь только зажигалось электричество. Очевидно, надоедает быть в антрактах центром общего внимания и единственной точкой, на которую направлены все бинокли. Ант. Павл. Чехову не дают покоя даже на улице, когда он выходит из театрального подъезда; дело доходит постоянно до вмешательства полиции. Интересно, как поступил бы в данных случаях главный кумир, всемирно известный старик гр. Толстой, который теперь тихо и мирно живет в Москве в своем Хамовническом переулке и что-то не показывается нигде. Кстати, относительно его будущей пьесы ходят очень сбивчивые толки. Говорили, что пьеса почти уже закончена, что называется она "Труп". Теперь говорят, что никакой пьесы Толстой не написал и даже намерений не имел. Кому верить, если принять во внимание, что все слухи одинаково достоверны и являются, большею частью, результатом интервью репортеров с ... графским швейцаром!
   
   26 ноября 1900 г.
   

Комментарии

   Инцидент в буфете. 26 нояб. 1900 г.
   С. 125. "Новый день" -- популярная московская газета, издаваемая А.Я.Липскеровым.
   Что вы глазеете на меня?... -- на самом деле слова Горького были существенно искажены репортерами. Горькому пришлось оправдываться в газетах, в частности, в "Северном курьере" он писал: "Говоря с публикою, я не употреблял грубых выражений: "глазеете", "смотрите мне в рот", не говорил, что мне мешают пить чай с А.П.Чеховым, которого в это время тут не было... Я сказал вот что: "Мне, господа, лестно ваше внимание, спасибо! Но я не понимаю его. Я не Венера Медицийская, не пожар, не балерина, не утопленник; что интересного во внешности человека, который пишет рассказы?.. И как профессионалу-писателю мне обидно, что вы, слушая полную огромного значения пьесу Чехова, в антракте занимаетесь пустяками". Инцидент этот произошел 28 октября 1900 года на представлении "Чайки".
   Венера Медицейская -- статуя I в. до н.э., в которой нашла продолжение (вслед за Праксителем) традиция изображения Венеры полностью обнаженной.
   "Новое время" -- одна из самых популярных газет рубежа веков (1868-1917, Петербург). С 1876 года издавалась А.С.Сувориным, который сделал из нее первую в России массовую газету, ориентированную на вкусы рядового обывателя.
   С. 126. Дом в Долгохамовническом переулке Л.Толстой купил в 1882 году, и с тех пор он являлся его зимней резиденцией. В 1900 г. Толстой приехал в Москву 3 ноября и жил до 8 мая.
   Работать над пьесой "Труп" Л.Толстой начал еще в январе 1900 г. 12 декабря в письме Черткову он сообщает: "Драму "Труп" я шутя... написал начерно, но не только не думаю ее теперь кончать и печатать, но очень сомневаюсь, чтобы я когда-нибудь это сделал". Пьеса (под названием "Живой труп") была напечатана только в 1911 г.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru