Озеров Иван Христофорович
Муниципальные хозяйственныя предприятия в английских городах

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Муниципальныя хозяйственныя предпріятія въ англійскихъ городахъ.

   За послѣднее время въ европейскихъ городахъ ясно обнаружилось стремленіе къ расширенію своихъ хозяйственныхъ функцій, т.-е. къ переводу нѣкоторыхъ предпріятій въ свои собственныя руки. Это теченіе особенно сильно теперь въ американскихъ и англійскихъ городахъ. Газеты каждый день приносятъ намъ новыя свѣдѣнія, говорящія о быстромъ прогрессѣ въ этой области.
   Навстрѣчу этому теченію идетъ и циркуляръ нашего министерства финансовъ прошлаго года, обращающій вниманіе нашихъ городовъ на этотъ источникъ средствъ, что и дало намъ поводъ ознакомиться съ результатами этого движенія на Западѣ.
   Мы здѣсь остановимся лишь на городахъ Англіи и съ этою цѣлью главнымъ образомъ на нѣсколькихъ типичныхъ единицахъ и лишь кратко затѣмъ отмѣтимъ такое же параллельное теченіе и въ Германіи, Бельгіи, Швейцаріи.
   Для нѣсколькихъ городовъ (Бирмингама, Глазгова и друг.) мы дадимъ описаніе этого процесса въ его послѣдовательномъ развитіи.
   Въ Англіи Бирмингамъ былъ первымъ городомъ, который началъ переводить въ свое собственное завѣдываніе нѣкоторыя отрасли хозяйственной жизни, бывшія до того времени въ частномъ управленіи, и потому справедливо говорятъ, что муниципальные реформаторы такъ же тянутся къ Бирмингему, какъ глаза правовѣрныхъ обращены къ Меккѣ {Dolman: "The municipalities at work", 1895.}. Конечно, теперь онъ уже въ нѣкоторыхъ отношеніяхъ отсталъ, потерялъ свое первенство, но онъ первый смѣло и широко поднялъ знамя новой эры общиннаго хозяйства. Честь этого почина принадлежитъ Чэмберлену, бывшему мэру города. Чэмберленъ, будучи только что избранъ въ мэры, предложилъ выкупить газовые заводы у частной компаніи и передать городу. Онъ такъ удачно защищалъ свой планъ, что только 2 противъ 54 въ городскомъ совѣтѣ были противъ его плана. По вычисленіямъ Чэмберлена, городъ въ первый же годъ долженъ былъ получить прибыль въ 15--20,000 ф. ст., т.-е. 150--200 тыс. руб., а чрезъ 14 лѣтъ онъ долженъ будетъ получить, по его словамъ, 700 тыс. рублей. Его предсказанія болѣе чѣмъ оправдались: въ первый же годъ городъ получилъ прибыль въ 34,122 ф. ст., а въ 1884 г., т.-е, черезъ 14 лѣтъ послѣ операціи продажи, 70,337 ф. ст., а въ теченіе 17 лѣтъ, протекшихъ со времени выкупа газовыхъ заводовъ, городъ получилъ прибыли 7|4,000 ф. ст. (около 7.000,000 руб.), т.-е. въ среднемъ ежегодно по 42,000 ф. ст. Слѣдовательно, финансовый результатъ выкупа газоснабженія для города былъ какъ нельзя болѣе блестящимъ: городъ нашелъ здѣсь очень крупный источникъ средствъ. Ко это далеко не все. Жители также, помимо того, что эта прибыль отъ газовыхъ заводовъ дала возможность понизить налоги, выиграли еще на пониженіи цѣнъ на газъ; такъ, средняя цѣна на газъ въ 1875 г. была около 3 ш. 1 п., а въ слѣдующемъ году она была сведена до 2 ш. 10 п., въ 1879 г.-- до 2 ш. 7 п., въ 1881 г.-- до 2 ш. 4 п., въ 1884 г.-- до 2 ш. 2 п., въ 1885 г.-- до 2 ш. 1 п., а за періодъ 1887--93 гг.-- до 2 ш. 2 п. Сверхъ того, были сдѣланы сбереженія на освѣщеніи улицъ. Итакъ, и городъ, и потребители выиграли отъ этой политики; мало того, и на третьей группѣ, рабочихъ, эта политика отразилась самымъ благопріятнымъ образомъ, а именно въ 1889 г. былъ введенъ 8-ми часовой рабочій день для всѣхъ (1,500--2,000) рабочихъ, занятыхъ на газовомъ заводѣ, безъ уменьшенія заработной платы. За выкупомъ газовыхъ заводовъ послѣдовалъ въ 1876 г. выкупъ водоснабженія, которое до того времени также находилось въ частныхъ рукахъ. Городъ съ самаго начала не хотѣлъ получать крупной прибыли отъ воды, этого предмета первой потребности, и потому прибыль употреблялась на пониженіе стоимости воды и улучшеніе водопроводныхъ сооруженій.
   И дѣйствительно, потребленіе воды, благодаря ея дешевизнѣ, болѣе чѣмъ удвоилось въ періодъ съ 1876--1893 гг. Въ 1876 г., при населеніи въ 380,000, оно равнялось 3,031 милл. галлоновъ, т.-е. среднее дневное потребленіе составляли 8,30 галл., а въ 1893 г. среднее потребленіе возрасло до 16,74 галлоновъ {Dolman, l. c., р. 8,}. Въ 1893--94 г. вода дала прибыли 4,091 ф. ст.
   Не прошло еще двухъ лѣтъ со времени выкупа водоснабженія, какъ въ 1878 г. городъ снова принялся за новую грандіозную работу по предложенію того же неутомимаго Чэмберлена. Въ центрѣ Бирмингема былъ обширный кварталъ, переполненный рабочимъ населеніемъ. Конечно, здѣсь не было и рѣчи о соблюденіи какихъ-либо правилъ гигіены, и самое это мѣсто не даромъ называлось "slum area", т.-е. грязное, зараженное мѣсто, и, конечно, всякій благомыслящій гражданинъ не могъ не видѣть большой опасности для города въ существованіи такого мѣста. Чэмберленъ предложилъ скупить эти дома и построить новые, съ соблюденіемъ всѣхъ гигіеническихъ предписаній. "Здѣсь,-- говорилъ онъ,-- должна пройти такая же широкая дорога, какъ любой парижскій бульваръ". Предложеніе Чэмберлена было принято съ большимъ одушевленіемъ, и на покупку почти 4,000 домовъ и перестройку ихъ было затрачено городомъ въ 1889 г. около 1.657,000 ф. ст. Выполненіе этого плана какъ нельзя лучше отразилось на населеніи: въ то время, какъ въ теченіе 3 лѣтъ, предшествующихъ этой слойкѣ и перестройкѣ, процентъ смертности достигалъ здѣсь 53 на 1,000, послѣ же перестройки ихъ онъ упалъ до 21.
   Въ финансовомъ отношеніи эта операція также оказалась не безвыгодной.
   Бирмингемъ ту же политику расширяетъ теперь и на средства передвиженія, а именно на трамвайныя компаніи. До сихъ поръ линіи строили частными обществами, и имъ предоставлялось право эксплуатаціи ихъ на извѣстный срокъ, такъ что до истеченія этого срока бирмингемскому городскому управленію приходится ждать. Срокъ эксплуатаціи одной линіи истекаетъ въ 1903 г. Но городской совѣтъ рѣшилъ теперь на будущее время самъ строитъ всѣ трамвайныя линіи или непосредственно подъ своимъ завѣдываніемъ отдавать эту постройку предпринимателямъ. Такимъ образомъ городъ построилъ уже 33 мили трамвайной линіи, и онѣ сданы въ аренду на 14 лѣтъ. Въ 1892--93 гг. доходъ города отъ трамваевъ превышалъ расходъ на 5,743 ф. ст., а по истеченіи срока найна городъ получитъ въ свое владѣніе всю сѣть.
   Далѣе Бирмингемъ затратилъ около 70,000 ф. ст. на муниципальныя бали, которыя теперь, благодаря своей дешевизнѣ, всѣмъ доступны: такъ, здѣсь холодное обмываніе стоитъ только 1 пенни, т.-е. 4 копейки, пользованіе бассейномъ для плаванія для школьныхъ дѣтей стоитъ I1/, пенса, т.-е. 6 коп. Правда, благодаря этой дешевизнѣ, издержки не покрываются доходами: городъ тратятъ на бани 7,000 ф. ст., а получаетъ. 5,500 ф. ст.
   Въ собственности же городского управленія находятся шесть рынковъ, которые даютъ городу теперь чистой прибыли 5,000--6,000 ф. ст. Наконець, въ сентябрѣ 1894 г. Бирмингемъ открылъ муниципальное питейное заведеніе (public house), но съ очень строгой регламентаціей. Женщинамъ доступъ въ него совсѣмъ не дозволяется, а мужчинамъ лишь съ 18 лѣтъ. Въ утренніе часы никто не получаетъ болѣе одной кварты, а вечеромъ двухъ спиртныхъ напитковъ. Но въ первую половину года была уже получена прибыль въ 140 ф. ст., которая и была употреблена на устройство читальни.
   Въ другомъ англійскомъ городѣ, Брэдфордѣ, въ 1854 г. перешло въ руки городского управленія водоснабженіе, въ 1869 г.-- газовые заводы, въ 1865 г. рынки сдѣлались городской собственностью. Городъ самъ стропъ здѣсь трамвайныя линіи; далѣе, городъ имѣетъ свое собственное электрическое освѣщеніе, свои баня и прачечныя.
   При выкупѣ городомъ газовыхъ заводовъ изъ рукъ частныхъ компаній, эти послѣднія были очень довольны условіями выкупа, и даже компанія устроила банкетъ въ честь представителей города. Но, какъ совершенно вѣрно замѣчаетъ Dolman (1. с., р. 90), еслибы компанія сознавала только тотъ огромный ростъ газоваго дѣла, который имѣлъ мѣсто позднѣе, то, конечно, она не радовалась бы такъ.
   Дѣйствительно, городъ съ 1871 г. по 31 марта 1894 г. получилъ отъ газовыхъ заводовъ чистой прибыли 373,609 ф. ст., т.-е. въ среднемъ по 16,000 ф. ст. въ годъ (около 160,000 руб. ежегодно). Въ то же время и цѣна на газъ была значительно понижена: такъ, она еще въ 1873 г. была 3 шил. 6 пенс. за 1,000 куб. фут., а затѣмъ была постепенно понижена до 2 ш. 2. Сверхъ того на счетъ газоваго завода даромъ освѣщались городскія улицы, покупались лампы для освѣщенія города и даже уплачивалось жалованье фонарщикамъ, и, несмотря на все это, городъ получалъ очень высокую прибыль, какъ я уже указывалъ выше. Для газовыхъ заводовъ былъ заключенъ долгъ въ размѣрѣ 488,623 ф. ст., и уже 115,667 ф. ст. теперь уплачено. По балансу газоваго завода активъ показываетъ свыше 600,000 ф., а пассивъ всего 164,922 ф. ст.
   Въ 1890 г. городъ ввелъ свое собственное электрическое освѣщеніе, и оно сдѣлалось теперь могучимъ источникомъ дохода. Такъ, въ 1892 году чистый доходъ равнялся 1,385 ф. 1 ш. 10 п., въ 1893 г.-- 1,623 ф. 15 ш. 10 п. и въ 1894 г.-- 2,138 ф. 19 ш. 4 п., что составляетъ 10% на затраченный капиталъ. Цѣны на электрическое освѣщеніе гораздо ниже по сравненію съ цѣнами, установленными частными компаніями: такъ, цѣна здѣсь простирается до 5 п. per unit., а у частныхъ компаній -- въ Ливерпулѣ 7 п., въ Вестминстерѣ 6 п., Eastbourne Company 9 пенс.
   Городъ въ 1866 г. взялъ на 999 лѣтъ въ аренду рынки и теперь также имѣетъ чистой прибыли въ годъ отъ 20,000 до 30,000 ф. ст. Въ своей заботливости о чистотѣ населенія городъ не только не получаетъ никакой прибыли отъ. бань, но даже убытокъ, за то тарифъ и въ муниципальныхъ баняхъ очень низокъ: такъ, входъ въ плавательный бассейнъ стоитъ всего 1 п., ванна -- 2--3 пенса.
   Третій англійскій городъ -- Глазговъ -- явился за самое послѣднее время смѣлымъ новаторомъ въ области трамвайнаго передвиженія. Онъ первый взялъ въ свои руки всю трамвайную сѣть. Глазговъ, какъ и Ливерпуль и Манчестеръ, также самъ строилъ трамвайныя линіи, но послѣ постройки онъ отдавалъ ихъ въ аренду частной компаніи. Срокъ аренды истекъ въ 1894 году. Правда, аренда не была безвыгодна для города: такъ, послѣдній до 1891 г. всего затратилъ 345,000 ф. ст., а получилъ отъ компаніи 488,000 ф. ст. и, вѣроятно, контрактъ былъ бы возобновленъ, еслибъ компанія лучше относилась къ своимъ служащимъ. Но 14--16-часовой рабочій день я низкая заработная плата привела рабочихъ къ стачкѣ, которая, конечно, вскрыла для публики эту тяжелую картину трудовой жизни служащаго, и общественное мнѣніе было противъ компаніи. Тѣмъ не менѣе городъ хотѣлъ продолжить контрактъ съ обществомъ, но подъ условіемъ сокращенія рабочаго дня до 10 часовъ. Когда же компанія отказалась согласиться на это, то, подъ вліяніемъ общественнаго мнѣнія, городу ничего болѣе не оставалось дѣлать, какъ взять въ свои руки трамваи, что онъ и сдѣлалъ. Конечно, положеніе служащихъ было улучшено, рабочіе часы были сокращены, жалованье повышено; кромѣ того, линія была расширена, и такса за передвиженіе понижена {Dolman, 1. c., 67.}. Теперь можно ѣхать цѣлую милю за 1/2 пенса и при увеличеніи разстоянія тарифъ Понижается, такъ что за 1 пенни можно ѣхать цѣлыхъ три мили. Это сильно повысило число пассажировъ: такъ, когда за 4 недѣли (кончая 31-мъ мая) 1894 года было перевезено пассажировъ частною компаніей 4.428,518, за тѣ же четыре недѣли въ 1895 г. было перевезено на муниципальныхъ трамваяхъ 6.114,789, т.-е. на 38% болѣе {The Municipal Tear book 1897 г., стр. 855.}.
   Въ Глазговѣ было затрачено 130,000 ф. ст. на жилища рабочихъ (artisans dwellings). И здѣсь, въ этихъ муниципальныхъ домахъ, можно получитъ комнату хорошо обставленную даже за 4 ф. 10 ш. въ годъ, т.-е. около 45 руб.,-- что, конечно, по англійскимъ цѣнамъ баснословно дешево, а двѣ комнаты за 6 ф. 16 ш. При домахъ устроена прачечная съ платой за пользованіе въ 1 пенни за часъ (4 коп.) и рекреаціонный залъ для дѣтей на то время, когда матери заняты работой. Главный контингентъ жильцовъ составляютъ рабочіе, полицейскіе, клерки и мелкіе лавочники. Иногда нижній этажъ занятъ лавками, которыя также сдаются въ наймы {Ibidem, стр. 368.}. Въ Глазговѣ же выстроенъ такъ-назыв. "муниципальный семейный домъ" (municipal family house). Онъ имѣетъ 160 комнатъ и стоитъ 13,000 ф. ст. Догъ назначенъ для вдовъ или вдовцовъ съ дѣтьми, но онъ не есть благотворительное учрежденіе. Недѣльная плата за комнату съ человѣка, съ однимъ ребенкомъ -- 3 ш. 2 пенса, съ двумя дѣтьми -- 3 ш. 10 п. и т. д. Домъ имѣетъ общую столовую, большой залъ, но нѣкоторыя помѣщенія снабжены и отдѣльными столовыми. Все помѣщеніе освѣщено электричествомъ. По весьма дешевой цѣнѣ можно получать здѣсь обѣдъ (4 пенса16 коп.), завтракъ 2 1/2 пенса {Ibidem, стр. 869.}.
   При домѣ имѣются особыя няньки, на попеченіи которыхъ остаются дѣти въ отсутствіе ихъ родителей. Рабочія жилища построены также и въ Лондонѣ, причемъ затрачено около 3 милл. руб. (296,184 ф. ст.), всего 760 отдѣльныхъ помѣщеній (tenements) съ 2,000 комнатъ. То же самое мы видимъ въ Бирмингамѣ, Манчестерѣ, Ливерпулѣ, Wexford'ѣ и нѣкоторыхъ другихъ городахъ.
   Водоснабженіе въ Глазговѣ также находится въ рукахъ города. Несмотря на сильное пониженіе таксы на воду, доходы отъ водоснабженія очень крупны: такъ, въ 1890--91 гг. они простирались до 43,000 ф. ст., а въ 1889--90 г. даже превзошли 50,000 ф. ст.
   Городъ имѣетъ свои бани и прачечныя. На бани затрачено около 100,000 ф. ст., и здѣсь, какъ и въ Лидсѣ, какъ мы укажемъ ниже, отъ бань городъ не только не получаетъ прибыли, но даже убытки (около 1,000 ф. ст.). За послѣднее время былъ внесенъ въ городской совѣтъ планъ относительно устройства бань и прачечныхъ въ концѣ каждой улицы, чтобы сдѣлать такимъ образомъ баню доступной для всѣхъ. Авторы проекта выставляютъ всю полезность принятія послѣдняго и въ то же время указываютъ, что и въ финансовомъ отношеніи это предпріятіе будетъ покрываться отъ доходовъ съ него я, слѣдовательно, не потребуетъ лишнихъ затратъ отъ города. Любопытно отмѣтитъ здѣсь одну черту въ организаціи городскихъ прачечныхъ, а именно -- муниципалитетъ не только предоставляетъ свои прачечныя для стирки, но даже самъ беретъ бѣлье въ стирку, которое и стираютъ здѣсь особо нанятые служители. Въ этихъ прачечныхъ за 2 пенса женщина получаетъ право стирать въ теченіе цѣлаго часа, пользуясь всѣми усовершенствованіями {Albert Slaw: "Municipal gouvernement in great Britain". London, 1895 г., стр. 109--110.}.
   Рынки, электрическое освѣщеніе, газъ -- все это въ рукахъ города. Послѣдній не мало получаетъ прибыли отъ этихъ предпріятій: такъ, отъ газа онъ получаетъ 29,500 ф. ст., т.-е. около 290,000 рублей, отъ рынковъ 3,300 ф. ст. (въ 1893 г.).
   Любопытно отмѣтить здѣсь одну область, которую городъ беретъ въ свое вѣдѣніе: это -- музыку. Въ теченіе зимы въ двухъ большихъ помѣщеніяхъ по субботамъ даются "муниципальные концерты". Входная плата очень низка: 3 п. и 1 п., т.-е. 12 коп. и 4 коп. Несмотря на столь низкую плату, городу ничего не приходится приплачивать на содержаніе этихъ концертовъ, хотя для нихъ и приглашаются профессіональные артисты.
   Къ сожалѣнію, у меня нѣтъ болѣе подробныхъ данныхъ объ этой любопытной сторонѣ муниципальной жизни, и я укажу здѣсь на другой городъ, о которомъ Dolman приводитъ болѣе подробныя свѣдѣнія: это -- Ньюкестль на Тайнѣ. Здѣсь муниципальные концерты возникли въ 1882 г., въ среднемъ они посѣщаются около 1,670 лицами въ вечеръ, хотя и всего-то зала можетъ вмѣстить немного болѣе, а именно 1,700 человѣкъ. Плата и здѣсь очень низкая: 3 п. и 6 п., т.-е. 12 и 24 к.; приглашаются также профессіональные артисты, какъ-то: signor Fell, Carrod ins, Ciara Samuel и др., и, несмотря на все это, городу не только не приходится прикладывать изъ своихъ средствъ, но даже остается отъ концертовъ нѣкоторый чистый излишекъ въ его пользу: такъ, въ теченіе 11 лѣтъ отъ этихъ концертовъ было получено около 9,000 ф. ст., израсходовано около 8,000 ф. ст.
   Перейдемъ далѣе къ Лидсу.
   Въ Лидсѣ также находятся въ рукахъ города водоснабженіе, газовые заводы, трамваи. Въ 1893 г4 г. перевѣсъ доходовъ надъ расходами по водоснабженію превышалъ 24,434 ф. ст., изъ которыхъ 17,000 ф. ст. было употреблены на погашеніе долга и 7,000 ф. ст. на уменьшеніе налоговъ. Газовые заводы находятся въ рукахъ города уже болѣе 25 лѣтъ. Городъ долженъ былъ заплатить двумъ компаніямъ, эксплуатировавшимъ ихъ, почти 700,000 ф. ст. и сверхъ того, 1/2 милл. ф. ст. на расширеніе дѣла, теперь же по балансу чистый активъ равняется 215,227 ф. ст., и сверхъ того прибыль въ 1892--93 гг. равнялась 13,259 ф. ст. Трамваи съ 1894 г. также находятся въ рукахъ города. На выкупъ трамвайныхъ линій городъ сдѣлалъ заемъ въ 130,000 ф. ст. За 8 мѣсяцевъ эксплуатаціи чистая прибыль по уплатѣ % на занятый капиталъ и по отчисленіи на амортизацію равнялась 1,552 ф. 4 ш. 6 п. {Хотя номинально здѣсь былъ убытокъ въ 404 ф. ст., такъ какъ въ резервный фондъ было зачислено 1,956 ф. ст.}. Въ то же время городъ увеличилъ жалованье служащимъ, понизивъ рабочее время,-- все это увеличило издержки по эксплуатаціи на 3,000 ф. сравнительно съ частными компаніями, въ рукахъ которыхъ до того времени были трамваи. Отъ 3 рынковъ и хлѣбной биржи городъ получаетъ въ среднемъ ежегодно около 12,000 ф. ст., что составляетъ болѣе 4 1/2% на затраченный капиталъ (262,103 ф. ст.). Здѣсь надо отмѣтить очень любопытное явленіе, а именно покупку городомъ земли съ цѣлью сдачи ея въ аренду рабочимъ мелпи участками, такимъ образомъ бѣдный людъ въ свободные часы можетъ заполнить свой досугъ здоровою земледѣльческою работой и нѣсколько пополнить свой бюджетъ. Такъ въ 1892 г. было куплено городомъ около 46,700 кв. ярдовъ земли, и этотъ участокъ былъ раздѣленъ на 104 дѣлянки въ размѣрѣ отъ 243 до 550 кв. ярдовъ, затѣмъ былъ купленъ еще кусокъ земли въ 28,000 кв. ярдовъ и также разбитъ на 77 участковъ размѣромъ отъ 252 до 519. Размѣръ ренты установленъ очень низко, а именно въ 6 пенс. за кв. ярдъ. Городъ затратилъ на эту покупку около 7,000 ф. ст., финансовые результаты еще неизвѣстны, но во всякомъ случаѣ, по словамъ компетентныхъ лицъ, издержки будутъ вполнѣ покрыты.
   Въ Манчестерѣ область городского хозяйства не уже, если не шире, тѣмъ въ Бермингамѣ и въ нѣкоторыхъ отношеніяхъ онъ ушелъ далѣе послѣдняго. Такъ городъ здѣсь является собственникомъ канала, соединяющаго городъ съ моремъ. Постройка этого канала находилась въ рукахъ частнаго общества, но компанія, истративъ свои средства -- 10 1/2 милл. ф. ст., не могла довести дѣла до конца, и тогда-то муниципалитетъ, сдѣлавъ заемъ, далъ на окончаніе работы по проведенію канала 4 1/2 милл. ф. ст. Теперь городъ имѣетъ право назначать большинство директоровъ по управленію каналомъ. Рынки и трамваи, газоснабженіе и электрическое освѣщеніе также въ рукахъ города и даютъ крупная прибыли. Какъ особенность Манчестера, отмѣтимъ здѣсь постройку за самое послѣднее время особой гидравлической станціи для снабженія населенія водяною силой.
   До сихъ поръ каждый самъ заботился объ обезпеченіи себя водяною силой, и сильное развитіе пользованія послѣдней вызвало образованіе особой частной компанія, но городъ взялъ это дѣло въ свои руки. Это предпріятіе обѣщаетъ быть очень выгоднымъ какъ для потребителей, такъ и для города.
   Въ Ливерпулѣ въ рукахъ города находится водоснабженіе, рынки, бани, прачечныя, но газоснабженіе находится въ рукахъ частной компаніи, за то газъ и стоитъ здѣсь (3 ш. 4 п.) гораздо дороже, чѣмъ въ Манчестерѣ (2 ш. 6 п.), хотя въ послѣднемъ газовые заводы даютъ еще населенію около 60,000 ф. ст. въ годъ.
   Широкое развитіе муниципальныхъ предпріятій заставило, конечно, города производить и многіе нужные предметы въ своихъ собственныхъ мастерскихъ.
   Какъ всякое частное предпріятіе имѣетъ свои мастерскія для производства побочныхъ предметовъ, такъ и англійскіе муниципалитеты: такъ въ Манчестерѣ городской совѣтъ самъ за свой счетъ производитъ щетки, Лондонъ -- телѣги, сбрую, подковы.
   И такъ, одно за другимъ разнаго рода хозяйственныя предпріятія переходятъ изъ рукъ частныхъ лицъ въ руки общественныхъ предпріятій. По исчисленію Сиднея Вебба, всего вложено въ англійскія муниципальныя предпріятіяае менѣе 400.000,000 ф. ст. капиталу. Въ одно водоснабженіе вложено 60.000,000 ф. ст.; около 168 городскихъ и 500 мелкихъ общинъ (только въ Англіи и Уэльсѣ) имѣютъ свое собственное водоснабженіе, и теперь существуетъ только 150 частныхъ водопроводныхъ компаній въ Англіи. Но нѣкоторые изъ крупныхъ городовъ еще находятся въ рукахъ частныхъ компаній, какъ-то: Лондонъ, Бристоль, Нью-Кэстль, Портсмутъ, Норвичъ и нѣкоторые другіе. Въ газовомъ дѣлѣ вложено теперь 24.000,000 ф.ст. Не только крупнѣйшіе города, какъ Бирмингемъ, Манчестеръ, Эдинбургъ, имѣютъ свои газовые заводы, но и очень мелкіе, имѣющіе не болѣе 100--200 потребителей. Но изъ большихъ городовъ: въ Лондонѣ, Ливерпулѣ, Дублинѣ, Бристолѣ, Шеффильдѣ, Гуллѣ, Портсмутѣ, Плимутѣ -- газовые заводы еще находятся въ рукахъ частныхъ предпринимателей.
   Теперь уже мѣстныя муниципальныя учрежденія,-- говоритъ Веббъ въ другомъ мѣстѣ,-- имѣютъ въ своемъ завѣдываніи капиталъ въ 25 разъ большій, чѣмъ все англійское кооперативное движеніе, и они влагаютъ ежегодно въ ихъ предпріятія новый капиталъ на сумму большую, чѣмъ весь капиталъ, находящійся въ распоряженіи англійскаго и шотландскаго общества оптовыхъ закупокъ (English and Scottish Coop. Wholesale Societies {Sydney Webb L. L. В."Same facts and considerations abaut municipal socialism" въ The cooperative Wholesale Societies Limited Annual, 1896, стр. 320.}). Какъ быстро растутъ Муниципальныя хозяйственныя предпріятія, даетъ понятіе слѣдующая таблица за періодъ 1882--3 по 1893--4 гг. {См. ст. Webb'а въ The Coop. Wholesale Sodet. Annual, 1896, стр. 299.}

0x01 graphic

   Въ 1895--96 гг, число муниципальныхъ газовыхъ заводовъ поднялось до 203. Тогда какъ чистая прибыль за уплатой всѣхъ издержекъ въ 1882 году простиралась до 510,268 ф. ст., т. е. до 5 м. р., въ 1894--5 г. она достигла 622,366 ф. ст. {Gas understakings (local authorities). London (Parian. Papers), 1893. Return rebating to all authorised gasunderstakings in the united Kingdom belonginy to local Authorities... стр. 44--45.}.
   Муниципальные газовые заводы въ Англіи вездѣ имѣли блестящій успѣхъ,-- говорить Albert Shaw {Albert Shaw: "Municipal Gouvernement In Great Britain" 1895, стр. 208.}. "И всѣ эти муниципальныя предпріятія, за исключеніемъ впрочемъ лишь рынковъ, которые иногда со среднихъ вѣковъ были въ рукахъ городовъ, говоритъ только что вышедшее въ первый разъ сводное изданіе о муниципальной жизни въ Англіи {The municipal Jear book of the united Kingdom for 1897 by R. Donald, стр. VII.}, совершенно новаго происхожденія. 60 лѣтъ тому назадъ лишь немногіе города имѣли свое водоснабженіе, а теперь ихъ свыше 200. Только 30 лѣтъ тому назадъ какъ началась муниципализація газа. Электрическое освѣщеніе еще позднѣе начало переходить въ руки муниципалитетовъ, а теперь уже въ широкой степени оно находится въ рукахъ города. Трамваи быстро переходятъ въ руки публичныхъ властей, муниципальныя жилища для рабочихъ всего считаютъ за собой нѣсколько лѣтъ исторіи и обѣщаютъ сильное развитіе".
   Англійское законодательство долго не разрѣшало муниципалитетамъ эксплуатаціи трамваевъ. Актъ 1870 года далъ право муниципалитетамъ строитъ за свой счетъ трамвайныя линіи, но требовалъ непремѣнной сдачи въ аренду ихъ эксплуатаціи. Только нѣсколько лѣтъ тому назадъ была дозволена эксплуатація, и теперь многія общины сани эксплуатируютъ трамваи (наприм., Huddersfield, который явился иниціаторомъ на этомъ поприщѣ и въ видѣ исключенія получалъ еще право на эксплуатацію трамвайной линіи въ 1882 г., затѣмъ Плимутъ, Лидсъ, Шеффильдъ, Дувръ, Гулль и т. д.). Изъ 153 предпріятій 37 принадлежатъ муниципалитетамъ, но часть ихъ сдается въ аренду {См. Municipal Year booh, 1897, стр. 348--362.}.
   "Каждую недѣлю,-- говоритъ Daily Chronicle отъ 27 августа этого года (1897) приходятъ извѣстія о расширеніи муниципальныхъ предпріятій въ области трамваевъ, которыя должны пристыдить Лондонъ. Послѣднее извѣстіе идетъ изъ Dundee,-- продолжаетъ газета.-- Хотя еще до истеченія срока осталось 8 лѣтъ, но городской совѣтъ рѣшилъ произвести выкупъ всего трамвайнаго состава: потребность въ улучшеніи и растяженіи трамвайнаго передвиженія сильно чувствуется, и резолюція въ пользу выкупа прошла огромнымъ большинствомъ голосовъ. Если такъ дѣло продолжится,-- пишетъ далѣе Chronicle,-- то Лондонъ скоро очутится въ почетномъ одиночествѣ въ качествѣ одного крупнаго британскаго муниципалитета, который отказывается идти въ уровень со временемъ въ развитіи трамвайнаго дѣла" {Daily Chronicle, 1897, 27 авг.}.
   Электрическое освѣщеніе стало серьезно переходить въ руки муниципалитетовъ лишь въ 1882 г., и въ концѣ 1896 г. изъ 112 предпріятій уже 64 были въ рукахъ муниципалитетовъ и только 48 въ рукахъ частныхъ компаній, затѣмъ 19 строилось за счетъ муниципалитетовъ и только 7 компаніями.
   Вообще, говорится въ упомянутомъ уже ежегодникѣ, снабженіе электричества частными компаніями остановилось и ограничивается лишь той площадью, гдѣ оно успѣло пустить корни {The municip. Year Book, 338--348.} (новыхъ разрѣшеній на устройство электрическаго освѣщенія было въ рукахъ муниципалитетовъ въ 1896 г.-- 76, а въ рукахъ компаній лишь 11).
   И веденіе этихъ предпріятій является крупнымъ финансовымъ ресурсомъ: такъ Вольтовъ ежегодно отъ одного газа получаетъ 20,000 ф. ст., отъ воды 10,000 ф. ст., отъ рывковъ 3,000, и теперь устраивается здѣсь электрическое освѣщеніе, которое также будетъ давать доходъ. Эти доходы дали возможность понизить налоги на 1 ш. 6 пенсовъ на фунтъ. Газовый заводъ здѣсь былъ муниципализировавъ въ 1873 г. и по 1896 г. онъ успѣлъ дать для пониженія налоговъ 261,404 фун. ст., а въ резервный фондъ было отчислено 208,375 ф. ст., а съ заемнаго капитала списано 36,754 ф. ст. {Municipal Year Book, 326 и VIII.} и все это при одновременномъ пониженіи цѣны на газъ (съ 3 ш. 4 п. за 1,000 куб. футовъ до 2 ш. 6 п.).
   Нѣкоторыя общины, особенно шотландскія, стремятся къ пониженію цѣны услугъ, доставляемыхъ муниципальными предпріятіями. Но многія пользуются увеличеніемъ своихъ доходовъ на устройство госпиталей, библіотекъ и развитіе техническаго образованія. Публичныя библіотекнодна изъ главныхъ заботъ городского управленія. Такъ Ноттингемъ съ населеніемъ въ 229,000 имѣетъ одну центральную библіотеку съ читальной залой и 13 другихъ публичныхъ библіотекъ, также съ читальными залами. Брадфордъ (230,000 жителей) имѣетъ 10 библіотекъ и расходуетъ ежегодно около 5,000 ф. ст., Лидсъ (402,449) -- 23 библіотеки и 38 отдѣленій спеціально для юношескаго возраста и тратитъ на нихъ больше 5,000 фув. ст. въ годъ. Въ Манчестерѣ (534,299 жителей) одна центральная библіотека, 11 окружныхъ и 4 читальныхъ залы. Библіотеки имѣютъ 258,000 томовъ, выдаютъ въ годъ для чтенія 2.100,000, а одно содержаніе библіотеки стоитъ въ годъ 18,000 ф. ст., т.-е. почти 180,000 руб. Англійскіе города вполнѣ удовлетворительно снабжены теперь публичными библіотеками.
   Любопытно въ этомъ отношеніи свидѣтельство англійскаго кооперативнаго союза. Какъ извѣстно, потребительныя общества въ Англіи удѣляютъ значительныя суммы на улучшеніе народнаго образованія и много тратятъ, между прочимъ, на устройство библіотекъ или субсидіи уже существующимъ библіотекамъ. Особый комитетъ, назначенный кооперативнымъ союзомъ (Coop. Union) для изслѣдованія вопроса, какъ лучше расходовать эти суммы, пришелъ къ заключенію, что устройство библіотекъ въ виду широкой сѣти муниципальныхъ библіотекъ больше уже не является необходимостью и потому рекомендуетъ направить главное вниманіе на организацію спеціальнаго преподаванія принциповъ коопераціи и ея исторіи и т. д. {"Report on the Cooper Congress in Perth". 1897, Maneb, стр. 7--10.}.
   Другая задача, на которую муниципалитеты затрачиваютъ средства,-- это техническое образованіе. На учрежденіе техническихъ школъ было затрачено англійскими муниципалитетами за послѣднія 6 лѣтъ не менѣе 1.500,000 ф. ст., а ежегодно теперь тратится не менѣе 800,000 ф. ст. {The municipal Year Book. 1897, стр. 273 а passim.}. На эту цѣль тратится большинство суммъ, которыя получаются Counsy Councils отъ правительства въ силу акта 1890 г., а кромѣ того значительныя суммы затрачиваются или изъ общихъ средствъ муниципалитетовъ, или изъ средствъ, полученныхъ путемъ спеціальнаго обложенія. Въ значительной степени эта возможность затрачивать большія суммы на техническое образованіе объясняется усиленіемъ финансовыхъ средствъ муниципалитетовъ благодаря развитію хозяйственныхъ предпріятій за свой счетъ. Эта заботливость о техническомъ образованіи въ Англіи вынуждается теперь все болѣе и болѣе усиливающейся конкурренціей Германіи, которая по постановкѣ техническаго образованія стоить гораздо выше Англіи.
   Въ этомъ отношеніи любопытенъ послѣдній отчетъ англійскихъ коммиссіонеровъ, посланныхъ для ознакомленія въ Германіи съ техническимъ образованіемъ {"Report on a visit to Germany with a purpose of ascertaining the recent progress of technical education in that country". London, 1896.}. Отчетъ публикованъ очень недавно. Коммиссіонеры въ своемъ отчетѣ говорятъ, что они были поражены (greatly impressed) промышленными успѣхами Германіи съ 1882 г. Хотя возможно, говорятъ ммммссіонеры, что общая цифра иностранной торговли Германіи сравнительно съ Англіей была преувеличена, но нѣтъ сомнѣнія, что англійское господство въ нѣкоторыхъ отрасляхъ серьезно поколеблено. Германія дѣлаетъ большіе успѣхи и особенно въ тѣхъ отрасляхъ, гдѣ играютъ роль знаніе, техническое искусство, въ особенности это имѣетъ мѣсто въ электрическомъ и печатномъ дѣлѣ. "Относительно нѣкоторыхъ отраслей Баварія, наприм., говорятъ коммиссіонеры, когда мы впервые посѣтили ее въ 1882 г., была еще въ состояніи дѣтства. Теперь же мы нашли здѣсь обширныя фабрики съ тысячами рабочихъ. Прежде Баварія получала всѣ нужныя ей машины изъ Англіи, теперь она все болѣе и болѣе производитъ ихъ сама. Среди многихъ причинъ, которыя содѣйствовали развитію нѣмецкой индустріи, мы въ особенности должны указать на постановку техническаго образованія". Они указываютъ множество примѣровъ, какъ Германія не жалѣетъ денегъ на расширеніе и улучшеніе и открытіе новыхъ техническихъ школъ, лабораторій и т. д. Нѣмцы убѣждены -- продолжаютъ коммиссіонеры -- что та нація, которая имѣетъ лучшія школы, наилучше подготовлена къ индустріальной борьбѣ. Крупная промышленность, говорятъ коммиссіонеры, болѣе зависитъ теперь отъ успѣшнаго приложенія послѣднихъ открытій къ обыкновеннымъ процессамъ производства и, наоборотъ, менѣе и менѣе отъ такихъ фактовъ, какъ обладаніе страной угля, желѣза и другихъ сырыхъ матеріаловъ: дешевизна и быстрота путей сообщенія ставитъ теперь всѣ страны почти въ одинаковыя условія относительно естественныхъ источниковъ. Улучшенныя орудія и машины лишаютъ значенія ручную ловкость индивидуальнаго рабочаго, на которую мы, англичане, прежде полагались, и почти всѣми выгодами, которыми мы прежде гордились, теперь владѣютъ всѣ наши конкурренты въ большей или меньшей степени, но все это немного значитъ сравнительно съ научнымъ знаніемъ и приложеніемъ его къ нуждамъ промышленности. Въ Германіи все болѣе и болѣе растетъ сознаніе о необходимости большаго развитія рабочихъ, и мы въ особенности поражены,-- продолжаютъ коммиссіонеры (especially impressed),-- тѣмъ фактомъ, что предприниматели въ Германіи широко поощряютъ учениковъ (apprentices) посѣщать вечерніе классы, и въ нѣкоторыхъ отрасляхъ ученики имѣютъ два свободныхъ послѣобѣденныхъ дня для посѣщенія промышленныхъ классовъ. Любопытно заявленіе коммиссіонеровъ, что они были также поражены (struck) улучшеніями въ положеніи рабочаго класса въ Германіи и развивающейся все болѣе и болѣе тенденціей къ сокращенію рабочаго времени. Болѣе и болѣе,-- говорятъ они,-- среди фабрикантовъ и фабричныхъ инспекторовъ развивается мнѣніе, что есть извѣстный максимальный "рабочій день" ("labour day"), и всякое увеличеніе числа рабочихъ часовъ сверхъ этого maximum'а вредно какъ для качества, такъ и количества продукта (см. ibid., стр. 4). Далѣе коммиссіонеры цитируютъ слова Monaghan's, американскаго консула въ Хемницѣ, который сопровождалъ ихъ по одной ткацкой школѣ въ Германіи; онъ говорилъ, что если Америка и Англія въ техническомъ образованіи не послѣдуютъ за Германіей, то въ скоромъ времени (in the course of a few years) и та, и другая страна должны будутъ вынуждены предоставить Германіи первое мѣсто во всѣхъ высшихъ и болѣе выгодныхъ вѣтвяхъ промышленности и торговли {Ibidem, 12; см. объ этомъ же: "Made in Germany Ern. Williams".}. Сознаніе этой развивающейся конкурренціи Германіи и заставляетъ Англію заботиться теперь о техническомъ образованіи {О постановкѣ техническаго образованія въ Англіи, о своеобразной организаціи такъ назыв. англійскихъ политехникумовъ, гдѣ такъ прекрасно сплетается соціальная сторона (литературные и экономическіе клубы, debating societies, лекціи по разнаго рода общественнымъ вопросамъ и т. д.) съ техническимъ преподаваніемъ, мы надѣемся поговорить въ другой разъ.}.
   Мы не будемъ здѣсь входить въ описаніе того процесса, какимъ совершался переходъ частныхъ предпріятій въ руки города; часто первоначально община пыталась контролировать частное предпріятіе, таксировать цѣну продуктовъ и только въ концѣ-концовъ, когда эти палліативы были мало дѣйствительны, совершался полный переходъ предпріятія въ руки города,-- таковъ былъ процессъ въ Глазговѣ съ трамваями и во многихъ американскихъ городахъ съ газовыми заводами {См. въ "Sammlung der nation al ok. und statistisch. Ahhandl. des etaatswirtsch. Semin, zu Halle, herausgeg. von prof. Conrad, VIII В., 4 Heft.}.
   Такъ въ Англіи уже Gas Worxs Clarsen Act. 1847 г. ограничилъ прибыль газовыхъ компаній 10% на уплаченный (paid up.) капиталъ, но съ оговоркой, что избытки прибылей одного года могутъ употребляться на покрытіе дефицитовъ въ другіе.
   Кромѣ того, въ Англіи введена была такъ называемая Sliding Scale, а именно, извѣстный варьирующійся по мѣстностямъ размѣръ цѣны (standard of price) со всякимъ лишнимъ пенсомъ сверхъ этой цѣны дивидендъ понижается на 10%, а со всякимъ пониженіемъ цѣны ниже этого standards на 1 пенни дивидендъ подымается на 1%. Слѣдовательно, это уже ставило извѣстные предѣлы эксплуатаціи публики компаніями. При этомъ принимаются предосторожности, конечно, противъ уплаты процентовъ на "разводненный" капиталъ (inflated or watered stock) и иногда разрѣшается разводненіе на 100%, но съ пониженіемъ дозволеннаго процента съ 10 на 5% {Sohn H. Gray: "Die Stellung der privaten Beleuchtungsgesellschaften zu Stadt und Staat, 1893.}. Этотъ процессъ намъ напоминаетъ исторію перевода желѣзныхъ дорогъ въ руки государства, гдѣ также первоначально стремились сгладить дурныя черты частнаго хозяйствованія путемъ регламентаціи и лишь затѣмъ уже перешли къ выкупу ихъ государствомъ.
   По муниципалитеты, расширяя сферу своей хозяйственной дѣятельности, не только прокладываютъ самымъ этимъ фактовъ новую эру въ экономической и финансовой жизни городовъ, но и тѣмъ принципомъ, на которомъ они строятъ свои отношенія къ рабочимъ, занятымъ въ муниципальныхъ предпріятіяхъ.
   -Отношеніе города Бирмингема къ рабочимъ газоваго завода мы уже видѣли. Вообще же эта картина такова. Въ Бирмингемѣ лишь въ сравнительно немногихъ случаяхъ рабочіе часы въ 1893 г. превосходили 60 въ недѣлю а часто они были ниже 53, сверхурочная работа оплачивалась въ 1 1/4--1 1/2 раза сверхъ обычной. 82 лица получали пенсію всецѣло изъ городскихъ суммъ въ размѣрѣ 3,840 ф. 14 ш. 11 пенс. (т.-е. около 38,400 р.) и 140 изъ суммъ, въ образованіи которыхъ они сами участвовали. Торговый Бирмингемскій совѣтъ говорилъ, что городъ относится къ рабочимъ fairly well, т.-е. справедливо.
   Въ Манчестерѣ также, по словамъ секретаря торговаго совѣта, отношенія муниципалитета къ рабочимъ очень удовлетворительны "fairly satisfactory". Въ мартѣ 1891 г. городъ здѣсь включилъ во всѣ контракты требованіе "fair wages", т.-е. обязательной уплаты заработной платы въ размѣрѣ, принятомъ въ данномъ рабочемъ союзѣ. Манчестеръ ввелъ обязательное сбереженіе для всѣхъ рабочихъ и служащихъ, получающихъ менѣе 30 ш. (15 руб.) въ недѣлю, и добровольное для всѣхъ остальныхъ рабочихъ. При этомъ рабочій уплачиваетъ 3 3/4% со своего жалованья, а городъ уже отъ себя прибавляетъ 1 1/4%. Эти суммы числятся на счету у каждаго рабочаго, но онъ не можетъ ими располагать или взять, пока онъ состоитъ на службѣ у города, и лишь при достиженіи 65 лѣтъ или сдѣлавшись неспособнымъ къ труду, рабочій получаетъ эти деньги вмѣстѣ съ наросшими % изъ 4 (сложныхъ). Эта организація вошла въ силу съ 1 октября 1892 г., но въ концѣ 1894 г. уже участниковъ этой кассы было 1,587 человѣкъ (изъ 6,837) {Dolman, стр. 134.}.
   Многіе муниципалитеты въ Англіи требуютъ отъ предпринимателей, имѣющихъ городскіе подряды, чтобы они платили рабочимъ заработную плату, установленную рабочими союзами, какъ этого требуетъ Лондонъ, притонъ здѣсь въ видахъ контроля предприниматели обязаны показывать списки съ рабочими часами и заработною платой и въ случаѣ отказа подвергаются штрафу въ 3 ф. ст. {Soc. Prax. No 20. 1895.}, и въ Англіи уже около 200 городскихъ общинъ требуютъ отъ своихъ предпринимателей уплаты заработной платы, опредѣленной Trade Unions {Soc. Prax. V Jahrg. No 4.}. Эту же практику мы видимъ и въ городахъ Бельгіи {Soc. Prax. IV Jahrg., стр. 993 и 852, No 31.}, Германіи {Soc. Prax. V Jahrg. No 52.}, Швейцаріи. Такъ въ Винтертурѣ минимальная заработная плата опредѣлена въ 4 фр., а рабочій день -- 10 часовъ {Soc. Prax. V Jahrg. No 16.}.
   Еще ранѣе муниципалитеты при заключеніи контрактовъ съ частными компаніями включали условія относительно положенія рабочихъ: такъ Бирмингемъ, наприм., требовалъ отъ трамвайной компаніи, чтобы рабочій день не превосходилъ 10 час., Лондонъ требуемъ отъ North Metropolitan Tramway Company спеціальныхъ рабочихъ омнибусовъ съ пониженной таксой и чтобы положеніе рабочихъ относительно жалованья и часовъ работы не было хуже, чѣмъ на какой-либо другой частной компаніи въ Лондонѣ {Ths municip. Year Book, 1897, 359--360.}.
   Развитіе хозяйственныхъ предпріятій за свой счетъ также быстро идетъ и въ Германіи. Такъ въ большинствѣ нѣмецкихъ крупныхъ городовъ (съ населеніемъ свыше 80,000) теперь только муниципальные газовые заводы, за исключеніенъ лишь Берлина, Лейпцига и Кельна, гдѣ вмѣстѣ съ городскими заводами есть еще по частному заводу, а во Франкфуртѣ даже два частныхъ. Финансовые результаты муниципальнаго газоснабженія очень хороши: такъ Берлинъ получаетъ чистаго дохода 5.132,760 марокъ (доходы 18.922,372 и расходы вмѣстѣ съ % и погашеніемъ 13.789,612), Гамбургъ -- 2.644,415 м., Бреславль -- 615,743 м., Лейпцигъ -- 783,214 м., Кельнъ -- 701,851 м., Дрезденъ -- 861,196 м., Магдебургъ -- 357,151 м. {Neefe: "Statist. Jahrbuch deutscher Städte", 1894, стр. 333.}.
   Во Франціи также многіе газовые заводы въ рукахъ муниципалитетовъ, и преимущественно это имѣетъ мѣсто въ мелкихъ городахъ {Tournon, Sorlat, Nicolas de Port, Villeneuve sur Sonne и др.}, такъ изъ крупные связаны съ компаніями долгосрочными контрактами. Результаты муниципальнаго газоснабженія весьма удовлетворительны: такъ жители города Taorcoing, несмотря на то, что они имѣютъ чистой прибыли 300,000 фр., платятъ за газъ въ половину менѣе, чѣмъ въ Нанси, гдѣ газовые заводы находятся въ частныхъ рукахъ {Statistisches Jahrbuch deutscher Städte. Breslau, 1894, стр. 351, IV В, Spalte 9.}.
   Точно также и водоснабженіе находится въ рукахъ городского управленія. Neefe относительно рентабельности водоснабженія приводитъ слѣдующія данныя: Берлину водоснабженіе даетъ 11,1% (вездѣ % даны на капиталъ, какъ онъ числится въ данномъ году по балансу за отчисленіемъ на амортизацію и погашеніемъ долга) {Statist. Jahrbuch 1892 г., стр. 88.}.
   Мюнхену 9,1 проц.
   Бреславлю 15,7"
   Кельну на Рейнѣ 12,2 "
   Дрездену 12,6 "
   Магдебургу 11,5 "
   Хемницу 8,7 "
   Бремену 6,6 "
   Страсбургу 9,0 "
   Бармену 7,5 "
   Галле 21,2 "
   Висбадену 16,1 "
   Дунебергу 17,6 "
   Лахену 12,4 "
   Килю 5,6 "
   Въ абсолютныхъ цифрахъ нѣмецкіе города получили прибыли отъ водоснабженія:
   Берлинъ 5.367,000 м.
   Гамбургъ 1.558,128 "
   Лейпцигъ 672,500 "
   Мюнхенъ 745,564 "
   Бреславль 850,624 "
   Кельнъ на Рейнѣ 790,502 "
   Дрезденъ 907,439 " и т. д.
   Какъ мы видимъ, суммы очень значительныя. Далѣе нѣкоторые нѣмецкіе города имѣютъ свои собственные кирпичные заводы (Oppeln), и кирпичный заводъ здѣсь далъ въ 1894--95 г, чистой прибыли 10,500 мар.
   Любопытно, что въ Дартмундѣ 3 марта при постройкѣ одного правительственнаго зданія, въ виду высокихъ цѣнъ на кирпичъ, вызванныхъ синдикатомъ предпринимателей, былъ поднятъ вопросъ о постройкѣ своего кирпичнаго завода, но проектъ былъ отклоненъ. Но здѣсь въ первый разъ обсуждался вопросъ въ городскомъ совѣтѣ о борьбѣ съ синдикатами путемъ устройства своихъ собственныхъ предпріятій {Sociale Praxis, Jahrg. V, No 2.}. Лейпцигъ и Гамбургъ имѣютъ свои пекарни (собственно для цѣлей Armenverwaltung).
   Бреславль, Кёльнъ, Людвигсгафенъ и другіе имѣютъ свои собственныя аптеки. Кельнскія аптеки въ 1891--92 гг. отпустили лѣкарствъ по 89,761 рецепту. Многіе города взяли въ свои руки устройство бань и купаленъ (такъ Берлинъ и др.). По тому же пути идутъ и швейцарскіе города. Такъ Цюрихъ заключилъ контрактъ съ частнымъ обществомъ о переходѣ конки (Pferdebahn) въ руки города съ 31 декабря 1896 г. (за 1.750,000 фр.) {Schweizerische Blätter für Wirtschafte und Socialpolitik 1894 г., стр. 357.}.
   Однимъ словомъ, стремленіе современной муниципальной политики можетъ быть выражено словами: "Approvisionirung der Stadt durch die Kommune selbst mit Ausschluss des Zwischenhandels {Sociale Praxis, V Jahrg., No 9.}, т.-е. снабженіе города за свой собственный счетъ безъ услугъ посредниковъ. И этотъ процессъ идетъ очень быстрыми шагами. Переводъ частныхъ предпріятій въ руки муниципалитетовъ является средствомъ борьбы съ синдикатами. Съ другой стороны муниципализація не сопровождается тѣми опасностями, съ какими соединенъ при извѣстныхъ условіяхъ переходъ частныхъ предпріятій въ руки государства (давленіе на служащихъ при выборахъ въ конституціонныхъ странахъ, наприм., Пруссія).
   Въ сферѣ муниципальныхъ предпріятій съ расширеніемъ ихъ, вѣроятно, будетъ совершаться тотъ же процессъ, какой мы видимъ теперь въ государственныхъ предпріятіяхъ. Эти послѣднія первоначально эксплоатировались государствомъ лишь въ цѣляхъ полученія какъ можно больше дохода, но затѣмъ это начало отступаетъ на второй планъ, и нѣкоторыя предпріятія ведутся иногда теперь даже по "принципу чистаго расхода" (телеграфъ, почта).
   Мы уже видѣли, что нѣкоторые муниципалитеты, стараясь удешевить пользованіе банями, ведутъ дѣло съ убыткомъ для себя.
   Нельзя не пожелать, чтобы наши города энергичнѣе взялись за эксплоатацію за свой счетъ нѣкоторыхъ предпріятій, находящихся теперь въ частныхъ рукахъ {И теперь уже Москва, наприм., получила за 1896 годъ чистаго дохода отъ однѣхъ боенъ 175,000 руб. См. Русскія Вѣдомости 1897 г., No 224.}.

Ив. Озеровъ.

"Русская Мысль", кн.XII, 1897

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru