ПАНАЕВ Владимир Иванович [6(17).11.1792, г. Тетюши Казан. наместничества -- 20.11(2.12). 1859, Харьков; похоронен в Александро-Нев. лавре (Петербург)], поэт, прозаик, мемуарист. Дядя И. И. Панаева, В. А. Панаева и И. А. Панаева.
ОтецП., Ив. Ив. Панаев (1753. Туринск -- 1796. Ирбит). -- обществ. деятель; масон; в 1775 адъютант ген.-майора [р. М. П. Румянцева, знакомый Н. И. Новикова. И. В. Лопухина. Г. Р. Державина. Я. Б. Княжнина. И. А. Дмитревского. И. П. Тургенева, автор филос.-моралистич. сочинений (не печатались): с 1781 в отставке: в 1782 губ. стряпчий в Казани, где женился на Над. Вас. Страховой, двоюродной племяннице Державина. С 1786 губ. прокурор в Перми, заведующий Перм. нар. уч-щем (где покровительствовал юному А. Ф. Мерзляхову,а затем отправил его в Моск. ун-т). Принимал активное участие в организации поездки за границу H. М. Карамзина, с к-рым и позднее сохранял добрые отношения (см.: ВЕ, 1867, No 9, с. 196--205: Бантыш-Каменский Д. Н., Словарь достопамятных людей..., ч. II, СПб., 1847).
После внезапной смерти отца П. с братьями воспитывался в доме Ал-дра Вас. Страхова, брата матери (Тетюши, Казань). Молодые Панаевы рано обнаружили интерес к лит-ре.
Ал-др Ив. (1788--1868), своекоштный ученик Казан. г-зии (с 1800). студент Казан. ун-та (1805--07). с бр. Иваном (1787--1813) и Николаем (1785--?) (см.: Михайловский, с. 9) выпускал рукоп. ж. "Аркадские пастушки" (1804), где помещал "идиллич. прозу" в подражание Карамзину; в 1806--07 вместе с близким другом С. Т. Аксаковым -- "Журнал наших занятий" (сохранилось 6 номеров) с переводными и ориг. стихами и ист. новеллами-анекдотами (см. в кн.: Аксаков С. Т., Семейная хроника и восп., М., 1856, прил.: Машинский, с. 21); с Аксаковым и бр. Иваном, имевшим в дружеском кружке репутацию "первого лирика" (Аксаков С Т., Собр. соч., т. 2. М., 1986, с. 176), участник лит. Об-ва вольных упражнений в рос. словесности при Казан. г-зии (пред. -- H. M. Ибрагимов, участники: бр. В. М. Перевощиков, Д. М. Перевощиков и др.; со временем переросло в Об-во любителей отеч. словесности при Казан. ун-те; см.: Булич, 1904: архив -- ИРЛИ, ф. 107).
Ал-др и Иван в 1807 вступили в воен. службу в л.-гв. Улан. полк (с 1808 корнеты, с 1813 поручики). Иван скончался от болезни в Петербурге (его сын -- И. И. Панаев); Ал-др участвовал в Отеч. войне и заграничных походах, с 1816 штаб-ротмистр, с 1818 подполк. Иркутского гусар. полка (Бобровский П. О., История л.-гв. Уланского... полка, т. 2, СПб., 1903, прил., с. 289); с 1820 отставной полк.; спорадически выступал в ж. "Благонамеренный" (шарады; подпись: А-р П-в); его сын -- В. А. Панаев. Четвертый брат П. -- Петр (1798--1870), подполк. -- с 1834 в отставке; сестры: Поликсена (1789--1848), замужем за Ф. М. Рындовским,поэтесса-дилетант, участница ж. "Благонамеренный", ей посвящена книга идиллий П.; Татьяна (1783--1809), Варвара (1791--?), Глафира (1794--1880), ставшая женой Ф. С. Лихачева (Шульгин А., Родословная дворян Панаевых, СПб, 1894). О сотрудничестве сестер в "Благонамеренном" упомянуто и в мемуарах А. Я. Панаевой.
П. воспитывался дома, затем в Казан. г-зии. Его ранние лит. ориентации определялись в общении с братьями, Аксаковым (с его подражаниями сентнменталист. лирике) и преподавателем словесности Ибрагимовым; первое его стих. "Зима" (не сохр.) написано "в нижнем классе" г-зии и посв. Аксакову, отсюда же идет его устойчивое тяготение к идиллич. жанру. С преобразованием г-зии в Казан. ун-т П. становится одним из первых его студентов (18 февр. 1805 -- 15 мая 1807; с авг. 1811 кандидат; в 1815 увален по прошению -- Михайловский, с. 9, 29, 54). Уже 27 авг. 1807 он представил в Об-во вольных упражнений неск. басен ("Два персиянина". "Орёл и малиновка", "Пристрастный выбор") и патриотич. стихи (ИРЛИ, ф. 107, No 26); в 1811--12 "студенты-кандидаты" П. и И. М. Попов вместе с магистром Д. П. Самсоновым (ему как близкому другу адресовано стих. П. "К Д. П. Са<мс>онову" -- СО, 1817, No 34) по постановлению совета г-зии участвуют в еженед. лит. занятиях на дому у В. Перевощикова, представляя ему соч. и пер. (Загоскин, т. 2, ук.; Радзиевская С. Б., Описание рукоп. Науч. б-кн им. Н. И. Лобачевского, в. 1, Каз., 1958, с. 4). 12 дек. 1812 на открытии Об-ва любителей отеч. словесности П. читает "Похвальное слово Александру I" (опубл. 1815), с к-рым связывал начало своей лит. известности; в дальнейшем -- активный участник об-ва. Под влиянием братьев, а затем известного идиллика Ф. К. Броннера (1758--1850), преподававшего в 1810--17 в Казани теоретич. физику, бывшего друга и последователя С. Геснера, П. начинает специально культивировать жанр идиллии (в 1813 Броннер представляет его идиллии попечителю -- Булич, 1904). Одна из первых идиллий "Дафнис и Милон" (1810, опубл.: "Соревнователь", 1820, No 2) отразила юношеское чувство П. к дочери проф. И. Ф. Яковкина.
Ок. 1814 об идиллиях П. известили Державина, к-рый ободрил начинающего поэта. В авг. 1815 он приехал в Петербург, представился Державину и вскоре вошел в лит. круги. С 1816 чл. возобновившегося ВОЛСНХ (называемого посте возобновления также Михайловским об-вом); с янв. 1820 чл. ВОЛРС. Печатается в "Сыне отечества" (1816--1819). "Соревнователе" (1820--22, 1824), но особенно -- в "Благонамеренном" (1818--21, 1824), с издателем к-рого, А. Е. Измайловым, сошелся ближе других. Стал одним из активнейших и наиб. авторитетных участников Михайловского об-ва, со мн. членами к-рого (Измайлов, М. В. Милонов, О. М. Сомов. Б. М. Фёдоров) состоял в дружеских или приятельских отношениях, иногда восходивших еше к казан. периоду (бр. Ал-др М. Княжевич, В. М. Княжевич и Д. М. Княжевич). Параллельно успешно служат в Деп. юстиции (1816--17; коллеж. секр.), экспедиции гл. директора путей сообщения (пом. столоначальника, 1817; нач. стала, тит. сов., 1819), комиссии духовных уч-щ (в 1820--25 нач. исполнит, стола; в 1823 -- коллеж. ас.), под начальством И. И. Ястребцова; принимал ближайшее участие в низвержении М. Л. Магницкого.
Лит. работы П. кон. 1810 -- нач. 1820-х гг. жанрово разнообразны; неск. речей и похвальных слов: М. И. Кутузову (1814; отд. изд. -- СПб., 1823), "Краткое похвальное слово Державину" (СО, 1817, No 5), охранительно-патриотич. "Речь о любви к отечеству" (СО, 1819, No 14); новеллы-анекдоты в жанре "справедливой" или "полусправедливой" повести со старательной разработкой сюжетной интрига: "Жестокая игра судьбы", "Отеческое наказание", "Приключение в маскараде" (все три с подзаголовком "Истинное происшествие"; "Благ.", 1819, No 3, 8; 1820, No 1; 2-я повесть -- сюжетный аналог "Метели" A. С. Пушкина -- см.: Гиппиус B. В., От Пушкина до Блока, М.--Л., 1966, с. 25); альбомные стихи, послания, элегии, среди к-рых есть несколько, несомненно, удачных ("Вечер", 1820; медитация "К родине", 1820, навеянная восп. детства). Однако осн. жанром П. остается идиллия, принципы к-рой он формулирует в рассуждении "О пастушеской, или сельской поэзии" ("Благ.", 1818, No 10). Ему чужд идиллич. тип "Hschergedichte" ("песен рыбака"), созданный Броннером, -- образцом для него является преромантич. Геснер: вослед ему П. ищет в идиллии патриарх, "невинности", "чистоты нравов" и "языка сердца". Он отвергает, хотя и не безусловно, возможность совр. идиллии, ибо "продолжительное рабство" сделало "грубыми и лукавыми" нынешних пастухов, а совр. сознание исключило мифол. вымыслы. Стремление к культурно-ист. локализации рассказа, передаче ист. психологии П. совершенно несвойственно; требование непременной назидательности, осуждение всего "низкого" и "грубого", рационализм и прямолинейность характеров сближают его с эпигонами позднего сентиментализма (в 1817 К. Н. Батюшков ассоциировал его "пастушеское" имя с "медом, патокой, молоком, творогом, [П. И.] Шаликовым и тмином, спрыснутым водой" (письмо Н. И. Гнедичу; см.: Батюшков К. Н., Соч., т. 2, М., 1989, с. 449).
Идиллии П. явились, однако, и лит. достижением, отличаясь свободой версификации, естественностью рассказа и упорядоченностью поэтич. языка ("Коридон", 1817; "Палемон", 1818; "Сновидение", 1819; все три даты -- написание); они показали также гибкость и вместимость самого жанра: от дескриптивной элегии ("Осень", написана в 1819) до небольшого сценич. действия, впрочем, обычно лишенного драм, начала. Вместе с тем строго выдержанные в пределах нейтральной, "средней" лексико-стилистич. нормы, они производили впечатление слишком правильных и холодных поэтич. этюдов. В 1820 они были изданы отд. сб-ком: "Идиллии Владимира Панаева" (СПб.).
Выход сб-ка рекламировался в "Соревнователе" (1820, No 2) и особенно "Благонамеренном" (1820, No 9), где отмечались -простота и естественность разговора, нежность и сила в чувствованиях, верность и живость в картинах и описаниях, легкая и исправная версификация" идиллий, многие изк-рых объявлялись "образцовыми" (с. 224). Репутацию "прекрасного" собрания закрепила зол. медаль, полученная от Рос. акад. в окт. 1820 (см.: Сухомлинов), что снискало П. особое внимание А. С Шишкова, Актом офиц. признания стало награждение поэта зол. часами от имп. Елизаветы Алексеевны (февр. 1821; см.: "Благ.", 1821, No 3, приб., с. 14). В печати к имени П. прикрепляется эпитет "русского Геспера".
Выход "Идиллий" выдвинул П. в число осн. лит. фигур Михайловского об-ва; Измайлов ввел его и в дом. лит. кружок С. Д. Пономарёвой -- "Сословие друзей просвещения", или С. Д. П. (по инициалам хозяйки); в кружке он носил прозвище-псевд. Аркадин, под к-рым выступал в ж-ле.
П. вошел в об-во Пономарёвой, по-видимому, в янв. 1821; на протяжении след. месяцев развертывается его роман с Софьей Дмитриевной, в к-ром он явился соперником Измайлова, Сомова. П. Л. Яковлева, а затем Е. А. Баратынского и А. А. Дельвига. Перипетии личных отношений окрасили тонами недоброжелательства взаимные оценки, в частности П. и Баратынского, что сказалось и в резкой характеристике Баратынского и др. (кроме "гениального Пушкина") в панаевских мемуарах. П. возражал против допущения в дом Пономарёвой "лицеистов", ссыпаясь на их "самонадеянность", "бесцеремонность", "безнравственность", "пристрастие"; причины антагонизма лежали, однако, глубже -- в несовместимости лит. принципов и ориентации (ср. позднее, 1845, замечание П. А. Плетнёва: П. "не уважал никогда лучшей нашей лит. шкалы" -- Грот и Плетнев. И, 623--24). П. сочувствовал борьбе (а, м. б., и стимулировал ее) "Благонамеренного", возглавляемого Измайловым, против "вакхической" ("сладострастной") и "либеральной" поэзии "союза поэтов", хотя не принимал участия в печатной полемике. Отношения, видимо, особенно обострились после того, как Яковлев с друзьями был принят в доме Пономарёвой (по-видимому, авг.--сент. 1821: Вацуро, С. Д. П., с. 171--72) вопреки его совету и в его отсутствие.
Положение П. как признанного лит. "мэтра" "измайловцев" иронически обыгрывалось в полемич. выступлениях Баратынского ["Гнедичу, который советовал сочинителю писать сатиры", 1823 (ранняя ред. стих. "Г<неди>чу"), эпиграмма "Идиллик новый на искус", 1824 или 1825, куплеты (вместе с Дельвигом) "Певцы 15-го класса", 1823] и Пушкина ("Русскому Геснеру", опубл. 1827), где сформулированы осн. упреки идиллику: "вялость", "холодность", "сухость". Для Пушкина П. -- образец чиновничьего поэта, "идиллический коллеж, асессор" (письмо Л. С. Пушкину, 4 дек. 1824). Конфликт с пушкинским кругом привел к отдалению П. от дома Пономарёвой, с чем современники связывали любовную драчу и безвременную смерть хозяйки. (Об истории этого об-ва, в центре к-рого находилась очаровательная женщина, умная, образованная, обладавшая изящным кокетством и вместе с тем по-детски шаловливая и непосредственная, бесстрашная и беззащитная, см.: Веселовский; Вацуро, С. Д. П.)
В нач. 1820-х гг. П. обратился к фольк. традиции и создал ряд стилизаций нар. песни, стремясь сблизить ее с идиллией в своем понимании ("Расставанье", "Мать и дочь: Опыт народной идиллии", обе -- 1826). По воспоминаниям Б. М. Фёдорова, друга и биографа П., он был "знаток рус. пословиц, поговорок и песен" и искал в них выражения нар. характера, предпочитая его консервативные и патриарх, черты (Федоров, с. 14). Такое восприятие сказалось в пов. "Иван Костин" ("Б-ка для чтения, составленная из ... произв. изящной словесности...", 1823, кн. 10; отд. изд. -- М., 1829; 3-е изд., СПб., 1856) -- одном из ранних и удачных образцов рус. психол. повести; отойдя от рационалистич. характерологич. схем. П. создал драм. тип крест. женского характера: героиня повести -- носительница незыблемой религ.-нравств. нормы, существо безропотно страдающее, но не утерявшее ни мужества, ни великодушия. Лаконизм и динамичность повествования, попытка уловить диалектику поведения и чувства предвосхищали достижения рус. психол. прозы 1830-х гг. С кон. 1820-х гг. П. лишь изредка публикует небольшие повести ("Наталья. Истинное происшествие" -- альм. "Денница на 1830 г.", М., 1830; "Венгерский гусар. Рассказ" -- БдЧ, 1834, т. 2).
В 1823 совершил поездку в Казань: в 1824 женился на дочери казан. вице-губ. Праск. Ал-др. Жмахиной (1804--77) и целиком погрузился в служебную деятельность. В 1826 нач. 5-го (с 1827 -- 2-го) Дел. уделов, где под его начальством служит Н. В. Гоголь, отзывающийся о нем весьма благожелательно (X, 176), с 1832 дир. канцелярии министра ими. двора (коллеж. сов.); чл. к-та по рассмотрению рекрутского устава (1826--37), управляющий Контролем (с 1838). чл. Комиссии для устройства финансовой части в Петерб. театр, дирекции (1840), статс-секр. (1856). управляющий канцелярией Мин-ва имп. театров (с 1844 тайный сов.). Тесно связанный с виднейшими деятелями бюрократич. сферы. П. удостаивается ми. рус. и иностр. орденов (в т. ч. св. Анны 1-й степени с короной. Александра Невского. Белого Орла, прусского Красного Орла 2-й ст. со звездой), чл. многочисл. науч. и лит. об-в. С мая 1833 д. чл. Рос. академии: с окт. 184] ординарный акад. по Отд. рус. языка и словесности АН.
Любитель живописи, П. в течение 50 лет собрал одну из лучших в столице частных картинных галерей (с 1832 поч. вольный общник, с 1848 поч. чл. Акад. художеств). В своих лит. вкусах и симпатиях остановился на 1820-х гг.; он органически не приемлет совр. лит-ры, начиная с Гоголя, за ее демократически-разночинный характер и в 1840--50-е гг. представляет в глазах связанного с ним молодого поколения литераторов (его племянник И. Панаев, молодые бр. К. С. и И. С. Аксаковы) фигуру архаическую, смешную и реакционную (по описанию А. И. Шуберт, он походил на маркиза 18-го столетия, с изысканными манерами, в паричке и светлом галстуке -- "Моя жизнь. 1827--1883 г.", СПб., 1911, с. CII--CIII). Опубликованные посмертно его "Воспоминания" (не полностью) посвящены адм., обществ. и отчасти лит. быту России 1820--50 (ВЕ, 1867, No 9, 12; PC, 1892, No 11; 1893, No 2, 5) -- с рассказами о Магницком, Шишкове, Л. А. Перовском, M. M. Сперанском и др.; интересные по материалу, но пристрастные в оценках, они вызвали ряд полемич. откликов (ВЕ, 1867, No 12; 1868, No 4; возражения в связи с освещением биографии Баратынского -- РА. 1868. кн. 1 -- Н. В. Путята; кн. 2 -- П. Г. Кичеев).
Изд.: Поэты 1820--1830. т. 1 (биогр. справка, подг. текста и прим. В. Э. Вацуро): Отеческое наказание. -- Приключение в маскараде. [Рассказы]. -- В кн.: Нечаянная свадьба. М., 1991; Письма к И. М. Симонову (5: 1839--54) -- в кн.: прошлое, далекое и близкое. Каз., 1993.
Лит.: Федоров Б., В. И. Панаев. Восп. с обозрением его идиллий, СПб., 1860; Гербель; Сухомлинов М. И., История Рос. Академии, в. 8, СПб., 1887, с. 244--47, 422: Михайловский А. И., Преподаватели, учившиеся и служившие в имп. Казан. ун-те. 2-е изд., ч. 1, в. 1, (1805--1854), СПб., 1912: Загоскин Н. П. История имп. Казан. ун-та за первые 100 лет сто существования. 1804--1904, т. 1--4, Каз., 1902 (ук.); Булич H. H., Из первых лет Казан. ун-та. 2-е изд., ч. I, СПб., 1904, с. 523. и след.; ч. 2, с. 237--38; Машинский С. М., С. Аксаков..., 2-е изд., М., 1973 (ук.); Красноперов Д. А., Семья Панаевых. -- В кн.: Пермский край: Старая Пермь. (1723--1917). Пермь, 1992. Белинский (ук.): Достоевский (ук.); Булич H. H., Очерки по истории рус. лит-ры и просвещения с нач. XIX в., 2-е изд., СПб., 1912, с. 533--43: Веселовский А. А., Сословие друзей просвещения. Дружеское лит. об-во С. Д. Пономаревой. -- "Рус. библиофил". 1912, No 4: Кукулевич А. М., Рус. идиллия Н. И. Гнедича "Рыбаки". -- "Уч. зап. Ленингр. ун-та", 1939, No 46, в. 3. сер. филол. наут: Рус. повесть XIX в. История и проблематика жанра. Л., 1973, с. 207--10 (ст. В. Э. Вацуро): Вацуро В. Э., Рус. идиллия в эпоху романтизма. -- В кн.: Рус. романтизм. Л., 1978: Данилевский Р. Ю., Россия и Швейцария. Лит. связи XVIII--XIX вв., Л., 1984; Беляев Ю., Свидание через века. М., 1988, с. 35--36 (о нов. П. "Происшествие 1812 г."); Вацуро В. Э., С. Д. П. Из истории лит. быта пушкинской поры. М., 1989: Батурова Т. К., Психол. повесть в альм. "Денница". -- В кн.: Взаимодействие творч. индивидуальностей рус. писателей XIX -- нач. XX в., М., 1994, с. 42--15. + Старчевский: Сл. ОЛРС РБС: Мат-лы для биографии Н. И. Лобачевского. М.--Л., 1948 (сост. Л. Б. Модзалевский): Черейский; Муратова (1); Масанов.
Архивы: ИРЛИ, ф. 381 (в т. ч. ф, с. 1859 г.); РГАЛИ, ф. 382 (В. И., И. И. и А. Я. Панаевых); РНБ. Ук. (в т. ч., ф. 291 -- 4 письма М. Н. Загоскину); РГВИА, ф. 489, оп. 1. д. 2639 (ф. с. А. И. Панаева. 1814 г.); ф. 395. оп. 23. 1834 г., д. 658 (ф, с. П. И. Панаева, 1834 г.).
В. Э. Вацуро.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 4. М., "Большая Российская энциклопедия", 1994