Первухин Михаил Константинович
Женщина с моря

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


Михаил Первухин

Женщина с моря

   Они были русские, а она была итальянка, да еще неаполитанка. И всех их, как говорится, черт веревочкою связал, чтобы, должно быть, потешиться.
   Митрофан Сапрыкин вообразил себя скульптором, потому что в богоспасаемом граде Шадринске из мокрой глины лепил коников и однажды изобразил смотрителя городского училища. Поэтому он, побывав в екатеринбургском художественном училище, отправился прямо в Париж, а потом, сам не зная, как именно, возвращаясь в Россию через Берн и Берлин, -- очутился на Санта Лючии. Это -- в Неаполе.
   Викентий Моргунов был родом из Усть-Медведицкой станицы, учился в Новочеркасске. Рисовал. Был ретушером у какого-то новочеркасского фотографа. А потом отправился "усовершенствоваться" в Рим и тоже неведомо почему -- застрял в Неаполе, на Вомеро. Может быть, причиною этому было то обстоятельство, что на Вомеро, -- это в Неаполе, -- имеется ресторанчик добродушного толстяка Чезаре, -- и в этом ресторанчике русским верят и им открывают маленький кредит. Кормят макаронами и еще дают жареных в деревянном масле каракатиц и осьминогов. Чтобы осьминога можно было есть, -- его предварительно надо поготовить, когда он еще жив. Его вытаскивают за гибкие щупальца, -- он страшно живуч даже и вне родной стихии, -- и потом начинают колотить им, как мешком с мякотью, по каменной плите. Предпочитается для этого, конечно, тротуар. Прохожие останавливаются, созерцают, обмениваются замечаниями, дают советы. Иногда помогают.
   В Неаполе Сапрыкину и Моргунову жилось, как говорится, ни шатко и ни валко, ни на сторону: работали они очень мало, но не очень много и голодали, ибо то тот, то другой получал маленькую сумму денег из дому. Сапрыкин -- от верившего в его талант младшего брата, городского учителя в Шадринске, и от сестры, земской акушерки. Моргунову помогала какая-то ветхая деньми тетя, имевшая в Усть-Медведицкой небольшой хутор. Ну, и, кроме того, оба они использовали все местные ресурсы: заводили знакомства с приезжающими в Неаполь русскими туристами, иногда служили проводниками по окрестностям, иногда сбывали богатым туристам свои работы, а иногда, попросту, "взимали дань", то есть, получали подачки от жалостливых людей. Но делалось это с большим достоинством, и если деньги выпрашивались, то всегда "под работу".
   -- Вы мне только адрес оставьте! -- говорил скульптор Сапрыкин. -- Не успеете вы в Россию вернуться, а я вас такой статуэткой помпеянки, танцующей "танец пчелы" ушибу, что вы только глаза раскроете! Настоящий кэлькшоз получите!
   -- Вы мне одолжили, -- деловито говорил попавшемуся россиянину Моргунов, -- вы мне одолжили пятнадцать лир. Дайте мне еще тридцать пять и тогда всего будет пятьдесят. Я сегодня же принимаюсь за работу, посвященную вам. Это будет картина размером пятьдесят на семьдесят. Любимый размер моего учителя Миккетти. Я уже надумал сюжет: неаполитанская пастушка смотрит со скалы на море. На заднем фоне -- дымящийся Везувий. Пересылка, разумеется, на ваш счет. На это вы добавите десять лир. Спасибо. Ваш адрес я уже записал. Счастливого пути! Кланяйтесь России!
   Получив деньги, они наедались досыта, давали кое-что в счет старого долга в траттории Чезаре, на Вомеро, накупали кое-какой провизии, Моргунов пополнял запасы красок и кистей, а Сапрыкин непременно отправлялся в дешевую фотографию и заказывал полдюжины карточек размера "Миньон" для отсылки в Россию, причем позировал перед гипсовым бюстом Зевса, но в фартуке, и со скальпелем в руке, как будто бюст был им только что высечен из мрамора. Потом они решали устроить маленькую товарищескую пирушку, или "чертогон", а потом, завтра, приняться-таки за работу. За настоящую серьезную работу. Шлялись из одной остерии в другую, пили понемногу и здесь и там, горячо спорили об искусстве, немного -- о политике. Хмелели. Моргунов, хмелея, делался все более и более серьезным, крахмальным, а Сапрыкин -- буйно веселым и шаловливым. Из-за этого ссорились.
   -- Напиваться до свинского положения, -- веско говорил Моргунов, -- это священное право каждого индивидуума. Но необходимо соблюдать приличия и... и не делать свинства!
   -- А если я хочу делать свинство? -- протестовал задорно, весело Сапрыкин. -- Имеешь ты право мне запретить, Викешка?
   -- Называйте меня просто Викентием Артамоновичем! И, конечно, право запрещать -- имею!
   -- Вот и врешь, Портомоевич или Артамонович! Вот и врешь! Это было бы гнусным насилием над свободною личностью!
   Моргунов долго соображал. Потом медленно выговаривал:
   -- Но бывают случаи, когда, во имя высших идеалов человечества, права индивидуума должны подвергаться ограничению. Да! И если ты будешь скандалить...
   -- И что ты со мною сделаешь?
   Моргунов долго соображал. Потом говорил:
   -- Изловлю и разобью морду!
   Сапрыкин, длинноногий, юркий, отскакивал, становился в боевую позу и кричал:
   -- Попробуй! Только попробуй! Я тебе раньше всю рожу исцарапаю!
   Потом они мирились и опять шатались по остериям. Пели русские песни, произносили речи и, наконец, добирались в ту конуру, которая служила им и квартирой и студией. Раньше это была конюшня для ослов. Теперь жили они: скульптор из Шадринска, Митрофан Сидорович Сапрыкин, и художник из Усть-Медведицкой, Викентий Артамонович Моргунов.

* * *

   Она сказала, что ее зовут Джиневрою. Но это было ложью: сама она иногда забывалась и не отзывалась на имя Джиневры.
   Моргунов и Сапрыкин нашли ее в подворотне. Она забилась туда, по-видимому, спасаясь от кого-то, прячась. Все ее платье было обращено в лохмотья, так что для прикрытия ее наготы Моргунов пожертвовал свое осеннее пальто. На красивом лбу виднелся свежий порез, и порезаны, но не сильно, были красивые смуглые пальцы.
   Нашли они ее в таком состоянии, вернувшись домой после скитаний по городу в тщетных поисках какого-нибудь заработка: наткнулись, пробираясь в темноте к собственной студии-конюшне. Вероятно, она спала, забившись в нишу. Испугалась, взвизгнула, как дикая кошка. Потом засмеялась и пробормотала:
   -- Я думала, -- это Дженнаро! А это форестьеры!
   Лил проливной дождь. Было холодно. До утра было далеко.
   -- Синьорина! -- серьезно вымолвил Моргунов. -- Вы, ночуя здесь, рискуете получить насморк!
   -- Синьорина! -- поддержал бывший, несмотря на голод, в веселом настроении Сапрыкин. -- У нас есть конура. Если бы вы пожелали...
   Она сначала резко и грубо отказалась, а потом смирилась и пошла за ними. И когда Моргунов зажег огарок, слабо осветивший студию, он сказал Сапрыкину:
   -- Она ляжет на моей койке.
   -- А ты? -- заинтересовался, морща нос, Сапрыкин.
   -- А я лягу вместе с тобою, чтобы не позволить тебе совершить гнусность!
   Сапрыкин несказанно обрадовался.
   -- Да, да! Ты ляжешь со мною! И если ты только вздумаешь ночью пойти к ней, то я... я такой визг подниму, что все черти переполошатся! Так и знай!
   -- Да. Мы должны быть рыцарски честными! -- веско выговорил Моргунов. -- Раз это несчастное существо доверилось нашей чести и приняло наше гостеприимство, то малейшая эротическая выходка с твоей или с моей стороны была бы непростительной гнусностью!
   -- Да! -- согласился Сапрыкин и добавил: -- И, кроме того, -- я видел -- она, ложась, взяла стилет. Понимаешь?
   -- Стилет? -- заинтересовался Моргунов. -- Зачем это?
   -- Понятно! Чтобы заколоть того, который...
   -- О стилете я не подумал! -- признался Моргунов. -- Гм! Ну, так, в самом деле, Троша, мы будем корректными! Мы будем настоящими джентльменами! А то, ведь, она кишки выпустить может!
   -- Очень просто, выпустит! Пропали тогда макароны!
   -- Какие? -- удивился Моргунов.
   -- А с соком из баклажанов! Те самые, что мы сегодня ели у синьора Чезаре! Положим, что мы за эти макароны еще не платили, но, все же, было бы жалко потерять их таким экстраординарным образом!
   -- Да, жалко! -- согласился Моргунов. -- Но будем спать!

* * *

   Утром Джиневра проснулась раньше, чем проснулись ее хозяева. Двигаясь совершенно беззвучно, она подошла к их ложу, внимательно осмотрела. Ей ужасно хотелось засмеяться, когда она глядела на испещренное веснушками худое и покрытое рыжими кустиками маленькое лицо тощего и костлявого Сапрыкина. Но она сдержалась. Потом она осмотрела испытующим взором и словно из чугуна отлитое, одутловатое лицо Моргунова.
   -- Этот -- сильный! -- пробормотала она. -- Сильнее Дженнаро! Машинально коснулась пальцами пореза на лбу и подула на порезы на пальцах.
   Осмотрела студию, перевернула кучу тряпья, висевшую на стене, пошарила в карманах и сделала гримаску:
   -- Ни единого сольдо!
   Обратила внимание на прибитые гвоздями прямо к корявой стене эскизы углем, сделанные Моргуновым, и с безошибочным инстинктом решила:
   -- Это тот, толстый делал.
   Поглядела на кучу обломков скульптурной глины, из которой торчали руки и ноги, головы людские, и конские, решила:
   -- А тот, рыжий, у которого тонконогие паучки в ноздрях сидят и в ушах, скульптор. И оба -- форестьеры. Тедески? Н-нет! Тедески всегда опрятно одеваются и у них имеются деньги! А эти...
   Нашла на столе корку хлеба, изгрызла. С полу подобрала окурок папиросы, закурила. И, сидя на краю уступленной ей Моргуновым койки, задумалась. Задумавшись, бормотала:
   -- Во всяком случае, -- я могу спать здесь. Они пусть спят на другой койке, или на полу. И... и они должны будут перестать пить и начать работать. Да. Когда имеешь женщину, то или женщина должна работать для тебя, или ты должен работать для женщины. Я работала для Дженнаро, и он меня съел. Их двое. Они должны работать для женщины. Другой женщины у них нет. Иначе здесь было бы чище.

* * *

   Да, она сделала то, чего до нее никто сделать не мог: она каким-то образом заставила их обоих работать и работать усердно и продуктивно. Для Моргунова она нашла работу на фабричке вееров, -- расписывать эти веера по сатину и шелку гуашью, расцвечивать сусальным золотом. Лира за дюжину. Он делал до пяти дюжин в день. Для Сапрыкина она нашла другую работу -- лепить из глины и раскрашивать статуэтки Мадонны, Сан-Дженнаро, Иисуса Младенца, Иоанна Крестителя и прочее. Сама приносила работу на дом, сидела, понукая работающих, сама относила уже исполненную работу на фабрики, получала плату, делала покупки, стряпала, стирала. Действительно, -- и она не сидела сложа руки, а работала.
   Если не работала, то куда-то исчезала. Бегала, совещалась, расспрашивала, разузнавала и иногда приносила совершенно неожиданные новости. Так, однажды, приодев Сапрыкина и Моргунова в кем-то одолженные костюмы, свела их к русскому консулу, -- вернее сказать, к заменявшему его вице-консулу, чистокровному неаполитанцу, не умевшему говорить по-русски, -- и сама объяснилась с ним, представившись в качестве квартирной хозяйки.
   -- Я ему сказала, -- потом призналась она, -- что вы только что приехали, и что на пароходе у вас украли вещи и деньги. И... и он, осел, поверил! И он дал вам по пятьдесят лир под залог ваших паспортов! Вот они, сто лир!
   Моргунов насупился, Сапрыкин взвизгнул.
   -- Сто лир? Сто лир?
   -- Да. И у меня от хозяйства осталось еще лир семьдесят за месяц. И... и я уже нашла подходящую квартиру: студия, но не конюшня для ослов, а настоящая студия, и при ней кухня, -- настоящая кухня! -- и еще каморка. В каморке я буду спать, и у меня будет кровать с кисейным пологом, будет комод, а на комоде -- Мадонна из воску в атласном платье. А вы будете спать в студии. Но не на одной койке, а на двух: двери моей каморки хорошо запираются. И у меня есть стилет...
   -- Что ты об этом думаешь? -- осведомился солидно поправляя резиновый воротник, Моргунов у Сапрыкина. У того моментально сморщилось лицо, глаза сделались невероятно хитрыми, и он ответил:
   -- Я держусь того же мнения, что и ты!
   -- Но я еще не составил себе определенного мнения! Видишь ли, ведь решается очень важный вопрос!
   Сапрыкин испуганно подтвердил:
   -- Да, кажется, решается оч-чень важный вопрос, Викеша!
   -- Она пытается сделать из меня порядочного и приличного человека! -- продолжал Моргунов.
   -- Викентий! Но, ведь, она хочет проделать то же самое и со мною!
   -- Кроме того, Митрофан, -- кроме того, она намеревается заставить нас с тобою систематически работать! Понимаешь? Систематически работать! И... и я боюсь, что она уже заставила нас работать!
   -- Я... я сам опасаюсь, что это так! -- согласился Сапрыкин.
   -- Вопрос, насколько это совпадает с нашими личными интересами?
   -- Да, да! Насколько это совпадает с нашими личными интересами?
   -- Н-но... но я со своей стороны склоняюсь к тому, что мы могли бы, пожалуй, попробовать. Эксперимент нас ни к чему не обязывает, в конце концов! Мы жили в конюшне. Почему не попробовать жить в порядочной квартире?
   -- Мы жрали требуху! Почему не попробовать питаться иначе?
   -- Так что...
   -- Присоединяюсь!

* * *

   Неаполитанская колония не сразу заметила преображение двух представителей богемы. Тем более, что и раньше они пропадали по месяцам и иногда появлялись прилично одетыми -- в платье с чужого плеча. Тем больше, что и раньше они иногда как будто работали.
   Преображение началось с того, что Сапрыкин и Моргунов перестали появляться в остерии Чезаре, в читалке на Вомеро, приоделись, почти перестали пить, во всяком случае -- перестали пьянствовать и перестали обирать приезжих русских туристов. Затем пошло дальше. Джиневра без устали хлопотала, выискивая, иногда положительно создавая им работу. У нее проявился дух поразительной изобретательности, проявились, Бог весть, откуда взятые знания, опыт, гениальная интуиция.
   На неаполитанском рейде остановилась русская средиземноморская эскадра в составе четырех крейсеров и нескольких миноносцев. На один из крейсеров явился Митрофан Сапрыкин и обратился к офицерам с предложением следующего характера:
   -- Господа офицеры запасаются в Неаполе всяческого рода сувенирами, покупают фотографии, картинки, статуэтки. При этом они пользуются услугами комиссионеров. Комиссионеры -- мошенники. Офицеров заставляют переплачивать втридорога. В Неаполе имеется "русский кружок учащейся молодежи", задавшийся целью защищать интересы соотечественников. Художник Моргунов и скульптор Сапрыкин, -- оба питомцы и стипендиаты петербургской Академии художеств, -- являются делегатами этого кружка, и предлагают господам офицерам свое полное содействие на случай каких бы то ни было покупок, посещения музеев, поездок в окрестности, и так далее. Особенно предлагается содействие на тот случай, если господа офицеры пожелают приобрести картины, статуэтки, мелкие изделия из мрамора и лавы, мозаику, кораллы. Кстати, -- в мастерской делегатов имеется некоторое количество товара: мрамор работы Сапрыкина, картины работы Моргунова.
   Кое-кто из офицеров соблазнился. Нашлись охотники посетить студию соотечественников. И там какой-то наивный мичман, видя множество статуэток и картин, искренно удивлялся:
   -- Господи?! Да когда же это, господа, вы успели наработать столько? Ведь, я бы и за двадцать лет не успел...
   Эскадра простояла две недели. Сапрыкин и Моргунов ездили с офицерством на Везувий, посещали Помпею, возили офицеров в Сорренто и на Капри, водили по музеям.
   Когда эскадра ушла, Джиневра, стоявшая все время за спиною "преображенных", сводила счеты:
   -- Мрамору и прочего продано на семь тысяч. В магазин мы должны заплатить пять тысяч. Наши комиссионные -- две тысячи. Картин продано на три тысячи двести, но наши комиссионные -- тысяча пятьсот. Кроме того, -- вы лично заработали свыше трехсот лир. За вычетом всех, решительно всех расходов, -- у нас остается, все же, три тысячи шестьсот пятьдесят лир. Я уже заказала себе черное шелковое платье, пальто с меховым воротником. Шляпу мне принесут завтра. Но я хочу иметь золотые дамские часики с двойною цепочкою, сережки с бриллиантиками, пару колец. Кроме того, у меня совсем нет белья... Да и вам надо приодеться. Наше хозяйство тоже нуждается в расходах. Например, -- я уже велела принести зеркало...
   -- Зеркало?
   Оба разинули рты.
   -- Да, зеркало! Не могу же я одеваться без большого зеркала?

* * *

   Но она заставляла их работать и в художественной области. Ведь, Сапрыкин мог же все-таки лепить? Пусть лепит! Нужна натурщица? Хорошо. Разве Джиневра урод? Разве позировать так трудно? Глупости! Этому можно научиться! Ведь, Моргунов умеет рисовать и писать красками? Ну, вот! Пусть пишет! С кого? С нее, с Джиневры: она может позировать и для того, и для другого разом...
   И, вот началась работа. Сапрыкин лепил с Джиневры то купальщицу, то Диану, то отдыхающую рыбачку. Моргунов быстро приспособился писать картины псевдоисторического содержания, где неизменно фигурировала великолепно сложенная нагая Джиневра. Альбом репродукций картин Альмы Тадемы и Семирадского, фотографии с картин Дальбоно и других -- давали ему возможность довольно удачно создавать псевдоантичную обстановку. Но дело было не в обстановке, а в центральной фигуре, -- в нагой и полной соблазна фигуре самой Джиневры. У Джиневры завелись специальные комиссионеры, которые таскали статуэтки Сапрыкина и картины Моргунова по отелям, где останавливаются богатые англичане и американцы. И статуэтки продавались десятками, и Моргунов не успевал писать своих картин.
   Иногда в общей квартире этого странного трио разыгрывались бурные сцены: Сапрыкин и Моргунов ссорились и даже... и даже дрались друг с другом. Близость к Джиневре не прошла для них безнаказанно: они оба жадно домогались обладания ею, бешено ревновали друг к другу и дрались из-за нее.
   Ее это только забавляло, и иногда она стравливала их, но в то же время, когда драка принимала, по ее мнению, опасные размеры, -- она собственноручно растаскивала их, била обоих и царапала им лица. И одной ее угрозы -- сегодня же уйти от них -- оказывалось достаточным для того, чтобы оба они смирились и буквально ползали у ее ног, умоляя о прощении.
   Идиллия длилась больше двух лет. А потом...
   А потом оборвалась.
   Как-то раз Джиневра ушла в город по делам. Через несколько часов Сапрыкина и Моргунова вызвали в старинный городской госпиталь "деи инкурабили". Туда с улицы была доставлена прирезанная кем-то Джиневра. У нее было перехвачено ножом горло, чуть ли не от уха и до уха. Когда ее доставили в госпиталь, еще теплились искорки жизни. Она говорить не могла, но пыталась написать что-то коснеющими пальцами. На бумаге стояли каракули:
   -- Джен... о-на... ротт...
   Должно быть, это было имя ее убийцы. Вероятно, его звали "Дженнаро". Вероятно, у него имелось прозвище, уличная кличка "О-назо-ротто" -- "Сломанный нос". Должно быть, -- он раньше пропадал, -- сидел в тюрьме или ездил в Америку. Вернулся, узнал, что брошенная им Джиневра живет с двумя форестьерами, выследил и... прирезал.
   Но все это было только из области догадок. Произведенные полицией розыски ни к чему не привели. Квартира и студия оказались нанятыми на имя Джиневры. Все имущество, -- обстановка, белье и прочее -- числилось за нею. Сапрыкина и Моргунова попросту выкинули из студии. Правда, им позволено было унести с собою картины, этюды, статуэтки... Все то, что, -- предполагалось, -- было их личным имуществом.
   Они за грош распродали все это, и потом...
   Держались они, очевидно, только влиянием Джиневры. Работали только под чарами ее женского обаяния, под стимулом когда-нибудь добиться обладания ею. Раз ее не было...

* * *

   Они и сейчас живут в Неаполе. Совершенно опустились. Пьют, нищенствуют, голодают. Живут только воспоминанием о Джиневре. Иногда, в минуты просветления, отправляются на кладбище, сидят у могилы Джиневры. Сапрыкин не то смеется, не то плачет. Моргунов всегда сидит, по собственному выражению, "чугунною тумбою". Смотрит в пространство...
   Иногда они начинают толковать, что им пора бы вернуться в Россию. Пусть только Сапрыкину пришлет денег его сестра земская акушерка, а Моргунову его тетя, которая собирается продать хуторок в Усть-Медведицкой.
   -- Надо уезжать! -- хихикая, бормочет Сапрыкин. -- А то, ведь, мы с тобою, Викенька, совсем пропадем здесь, в Неаполе!
   -- Называй меня просто Викентием Артамоновичем! -- поправляет его важно Моргунов. -- Действительно, если так будет продолжаться, то мы погибнем!
   Но они не уедут...
  
   1918 г.
  

----------------------------------------------------

   Исходник здесь: Фонарь. Иллюстрированный художественно-литературный журнал.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru