Писарев Александр Александрович
Стихотворения

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Биографическая справка
    Нынешние мудрецы
    Плач славянки над телом ее любезного
    Милостыня игрока
    Храм изящного, или Славная картинная галерея графа Александра Сергеевича Строганова в Санктпетербурге
    Impromptu на смерть И. П. Пнина


                               А. А. Писарев

                               Стихотворения

----------------------------------------------------------------------------
     Поэты-радищевцы
     Серия "Библиотека поэта". Большая серия. Второе издание.
     Вступительная статья, биографические справки, составление и  подготовка
текста П. А. Орлова
     Примечания П. А. Орлова и Г. А. Лихоткина
----------------------------------------------------------------------------

                                 СОДЕРЖАНИЕ

     Биографическая справка
     217. Нынешние мудрецы
     218. Плач славянки над телом ее любезного
     219. Милостыня игрока
     220. Храм изящного, или  Славная  картинная  галерея  графа  Александра
Сергеевича Строганова в Санктпетербурге
     221. Impromptu на смерть И. П. Пнина

     Александр  Александрович  Писарев  родился  в  1780 году в Петербурге в
семье   состоятельного   и   европейски   образованного  дворянина.  Получив
основательное  домашнее воспитание, он затем обучался в Сухопутном кадетском
корпусе,  который закончил в 1796 году. Будуч и офицером Семеновского полка,
Писарев  дослужился  до  генеральского чина. Он участвовал во всех походах и
войнах  против  Наполеона. С 1825 по 1830 год он был попечителем Московского
университета  и  председателем  Общества  истории  и  древностей российских,
Общества  любителей  российской  словесности,  Общества испытателей природы,
почетным  членом  Академии  наук и Академии художеств. В 1830-е годы Писарев
был сенатором и военным губернатором в Варшаве, затем подал в отставку и жил
в Москве. Умер он 24 июня 1848 года.
     Писарев  был  чрезвычайно плодовитым писателем. Начало его литературной
деятельности  относится  к  1802 году. Захваченный либеральными настроениями
того  времени,  он  написал  несколько  сатир  и  басен, но в скором времени
полностью переключился на военно-патриотические оды, гимны и "хоры", которые
более  соответствовали  его  общественным  убеждениям и литературным вкусам.
Печатался  Писарев  в  "Новостях  русской  литературы", "Северном вестнике",
"Журнале  для  пользы  и  удовольствия",  "Лицее",  "Северном  Меркурии" и в
некоторых других периодических изданиях.
     Писаревым написаны следующие три книги по вопросам искусства: "Предметы
для  художников,  избранные из российской истории, славянского баснословия и
из  всех  русских сочинений в стихах и прозе" (1807), "Начертание художеств,
или  Правила  в  живописи,  скульптуре, гравировании и архитектуре" (1808) и
"Общие правила театра, выбранные из полного собрания сочинений г. Вольтера и
расположенные по порядку драматических правил" (1809).
     В  1817  году  он  напечатал  "Военные  письма  и  замечания,  наиболее
относящиеся  к  незабвенному  1812 году", а в 1825 году - сборник "Калужские
вечера,  или  Отрывки  сочинений  и  переводов  в  стихах  и  прозе  военных
литераторов". В оба издания вошли и стихотворения самого Писарева.
     В  Вольное общество Писарев был принят 22 октября 1804 года и оставался
в  его  рядах  до  самого закрытия. Однако его верноподданнические взгляды и
архаические  вкусы  расходились  с  либеральными настроениями и литературной
программой других членов Общества.


                           217. НЫНЕШНИЕ МУДРЕЦЫ

                       Вон с бала ты, Сократ, Сенека,
                       Вон, вон, Платон и Эпиктет...
                       Не вашего мы, братцы, века...
                       Упрячьтесь - в мой хоть кабинет.

                       Бывало, мудрецы не смели
                       У вас на бал ступить ногой
                       И в школах по углам сидели,
                       Покачивая головой.

                       Иной весь век свой не смеялся,
                    10 Другой с усмешкой боль терпел;
                       Иной как язвы дам боялся,
                       Другой век в бочке лишь сидел.

                       Лаис, Аспазий убегали,
                       Кто только чуть был помудрей.
                       А мы б экспромты им писали
                       И без семи во лбу пядей.

                       То наши мудрецы уж хваты!..
                       В театре, развалясь, сидят,
                       На бале, будто бы крылаты,
                    20 Раз триста вальсом пролетят.

                       С ужимкой, с шарканьем подходят
                       То к той прекрасной, то к другой,
                       Со всеми молвить тут находят,
                       Не роясь в древности седой.

                       И почему ж не так, скажите,
                       Нам век минутный свой прожить?
                       Того ль вы, древние, хотите,
                       Чтоб, в мире живши, нам не жить!

                       Иль тот всю мудрость постигает,
                    30 Умно кто дремлет и молчит?
                       Иль с неба звезды тот хватает,
                       Кто кажет пасмурнее вид?

                       У нас пусть пляшет систематик,
                       Пусть пляшет астроном с трубой,
                       Пиит, историк, математик
                       Пусть шаркают умно ногой.

                       Лишь только бы из кабинета
                       Не развращали всех умы.
                       А там, хоть их бы всех Лизета
                    40 С ума свела, - прощаем мы.

                       Певец бессмертной "Россияды"
                       Писал ли в клобе, над рекой,
                       Внушали ль Маши, Нереяды,
                       Равно мы чтим его душой.

                       Дворец ли, хижина убога
                       Скрывает славного певца,
                       Воспевшего Фелицу, бога...
                       Равно достоин он венца.

                       У милых ли за туалетом
                    50 "Наталью", "Лизу" пишут нам,
                       Или под липовым наметом,
                       Равно конца нет похвалам.

                       Но кто взялся хулить "Дидону",
                       "Росслава", "Тита", "Хвастуна" -
                       Враг самому тот Аполлону,
                       Того нам слава не нужна.

                       Подобные листки к местечку
                       Откладываем мы сберечь,
                       Чтоб трубку в случае иль свечку
                    60 Могли бы ими мы зажечь.

                       Пиши пасквили хоть в чулане
                       Иль в кабинете муз самих,
                       Будь в шитом, в смуром ли кафтане,
                       Равно презрителен твой стих.

                       В концерте, в клобе ли ругаешь,
                       Ругаешь дома ль у себя -
                       Равно невинность обижаешь...
                       Она не трогает тебя.

                       Не будь глупцом у женщин скрытных,
                    70 Но знай подчас им угождать,
                       Среди обедов поздних, сытных
                       Умей ты есть и замечать.

                       Ужель, чтобы не развратиться,
                       Нам брать в товарищи зверей?
                       Учись, с людьми как обходиться,
                       И знай: ты в мире для людей.

                       В лесах, в пещерах неприступных
                       Потухнет пламя всех страстей.
                       В столицах шумных, многолюдных
                    80 Знай быть полезным для людей.

                       Покинем древнюю методу
                       На всё смотреть чтоб сентябрем.
                       И только, только в непогоду
                       Мы в кабинет себя запрем.

                       Когда ж писать, коль век резвиться?
                       С талантом долго ли писать?
                       А без таланта не годится
                       Бумагу белую марать.

                       Ахти! уж время наступает
                    90 Принарядиться мне на бал...
                       Эх! Гришка долго убирает!..
                       Куплетов триста б написал.

                       <1804>


                 218. ПЛАЧ СЛАВЯНКИ НАД ТЕЛОМ ЕЕ ЛЮБЕЗНОГО

                        Лейтесь, лейтесь вы ручьями,
                        Слезы из очей моих,
                        И страданиями полну
                        Орошайте бедну грудь.
                        Я навек того лишилась,
                        Дорог, дорог кто мне был!..

                        Друг любезный, друг сердечный,
                        Милый нравом и душой,
                        Ратоборец храбрый, смелый,
                     10 Витязей и слава, честь...
                        Что ты? - ах! лишь прах единый,
                        И жилище гроб тебе.

                        Всё мне мрачно, всё постыло,
                        Вся вселенная пуста.
                        Ах! бывало, солнце красно
                        И серебряну луну,
                        И себя, и всю вселенну
                        Находила в нем одном!..

                        Всё свершилося с несчастной!..
                     20 Свижусь ли я с ним когда?
                        Отзовется ль его голос
                        В пламенной моей груди?
                        Страстные мои лобзанья,
                        Ах, согреют ли его?..

                        Удалюсь в пещеры мрачны,
                        Удалюся за моря;
                        Но куда бежать несчастной,
                        Удалюсь ли от себя!
                        Ах! доколе бьется сердце,
                     30 Горести дотоль со мной!

                        Но чей глас с горы несется?
                        Что за пенье слышу я?..
                        Вижу ратников сквозь слезы,
                        Медленно они идут...
                        Загоревши их ланиты
                        Моет крупная слеза.

                        Витязи! кого несете
                        Вы под мантией своей?..
                        Ваши слезы, ах, ответом
                     40 Служат сердцу моему,
                        Витязи, увы, несете
                        Друга сердца моего!

                        Други! дайте мне проститься
                        С ним уже в последний раз...
                        И потом сырой землею
                        Вы засыпьте гроб его!..
                        Ах! почто в одном с ним гробе
                        Не позволите мне лечь!..

                        Утереть должна я слезы...
                     50 Смерть его - ему венец;
                        За Отечество сражаясь,
                        Ранами покрыт, упал.
                        Радоваться бы мне должно,
                        Что мой друг так кончил век.

                        Ты, Отечество драгое,
                        Окропи сей гроб слезой!..
                        Ты признательно к достойным,
                        Помнишь важность всех заслуг.
                        За тебя кто жизнь потратит,
                     60 Тот ликует в небесах.

                        <1804>


                           219. МИЛОСТЫНЯ ИГРОКА

                  "По чести, сострадать несчастным я умею,
                          Готов их искупить покой!
                                 Постой...
                            Лишь чуть разбогатею
                            Своею я игрой,
                  То докажу, что лгать язык не знает мой" -
                  Так в проигрышный час Понтер наш рассуждает.
                  Не более прошло дни три, а много пять,
                  Как двойка милая его обогащает...
                                   И принуждает
                  Какого-то глупца пять тысяч отсчитать.
                  Летит, летит Понтер зефира тут скорее
                  Ко Грации своей с улыбкой на устах
                     И застает - всего что мудренее...
                         У Маши - в спальне? Нет, в сенях, -
                         Он бедного на костылях,
                         Который подаянья просит.
                  "Вон, вон, старик!" - Понтер и палку уж заносит.
                         Но бедный смел тут прошептать:
                         "Чем милостыню б мне подать
                            За всё мое служенье,
                         Побить хотите в награжденье?"
                  - "Ба, ба, старик, тебя узнал я тот же час...
                  Служил ты у меня?" - "Я дядькой был у вас,
                  Господь помог вскормить такого мне детину..."
                         - "Гей! Гришка, дай ему полтину", -
                         Понтер погромче закричал
                     И с тысячьми к красотке побежал.

                  <1804>


                            220. ХРАМ ИЗЯЩНОГО,
                                    ИЛИ
                 СЛАВНАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ ГРАФА АЛЕКСАНДРА
                  СЕРГЕЕВИЧА СТРОГАНОВА В САНКТПЕТЕРБУРГЕ

                         В любимой Фебовой столице,
                         Среди жилищ веселий, неги,
                         Усматриваешь дивный храм:
                         Убежище наук, художеств,
                         Училище приветствий, ласки,
                         Гостеприимности пример...
                         В нем по стенам средь пурпур, злата
                         Чудесной живописи гений
                         Развесил славные труды:
                      10 Пуссеня, Рубенса, Вернета,
                         Карраша, Ван-Дика, Лер_е_сса {*}
                         И прочих творческих умов,
                         Которые своею кистью
                         Похитили красы природы.
                         {* Славные живописцы, которых
                         произведения находятся в галерее
                         графа А. С. Строганова.}


                         А здесь - ваяние резцом
                         Одушевило самый камень.
                         И дышат статуи и бюсты,
                         И бронза ярко здесь горит
                         В изображеньях чудовидных,
                      20 Иль, обвивался кольцами
                         То около курильниц, ваз,
                         Фарфоровых или агатных,
                         Сугубит разноцветны блески...
                         В конце сей залы по размеру
                         Во светлых, зеркальных тут нишах
                         Стоят стекольчатые шкафы
                         С произведеньями умов:
                         Писателей древнейших, новых
                         О всем изящном и полезном;
                      30 А возле - свертки чертежей
                         Славнейших зодчих, географов
                         И астрономов, мореходцев.
                         Там над химическим жерлом
                         Нависли аспидные свесы,
                         Их держат бронзовые мумьи
                         На твердых головах своих.
                         Поодаль - нужные орудья
                         К исследованию природы,
                         Ее - и тайн ее чудес.

                      40 В сей храм нередко сами боги
                         С Олимпа ликовать нисходят,
                         И хороводы граций, нимф
                         По глянцевитому паркету
                         Узорчато кружатся вдоволь.
                         Подчас же музыка гремит,
                         И Фебу, музам в угожденье
                         Тут слышны громки гимны, хоры,
                         Бряцанье лир и рокот арф...
                         Таков сей храм и так украшен
                      50 Он мужем кротким, благонравным;
                         Во славу вечную ему
                         Убежище наук, художеств
                         Соделалося храмом славы!..

                         <1805>


                  221. IMPROMPTU {*} НА СМЕРТЬ И. П. ПНИНА
               (написанное в самое то время, когда секретарь
                Общества люб<ителей> н<аук>, с<ловесности> и
                 х<удожеств> читал донесение о смерти сего
                           достойного президента)

              _Он был, и нет его_!.. - прискорбие сердечно!..
              В сих кратких двух словах вся краткость наших дней;
              Но тот, кто съединял ум с кроткою душей,
              В чувствительных сердцах живет, живет тот вечно.

              23 сентября 1805

              {* Экспромт (франц.). - Ред.}


                                 ПРИМЕЧАНИЯ

     Стихотворное наследие писателей, входивших в Вольное общество любителей
словесности, наук и художеств, относится ко второй половине 1790-х годов и к
первой четверти XIX в. Оно было представлено многочисленными публикациями  в
журналах и альманахах того времени  и  -  в  гораздо  меньшей  степени  -  в
персональных авторских сборниках. В 1935 г. этот  обширный,  разрозненный  и
почти забытый художественный материал впервые был собран  воедино  в  книге,
носившей название "Поэты-радищевцы", и издан  в  Большой  серии  "Библиотеки
поэта" известным литературоведом В. Н. Орловым. В сборнике были представлены
произведения двадцати четырех поэтов: И.  П.  Пнина,  И.  М.  Борна,  В.  В.
Попугаева, А. Г.  Волкова,  В.  И.  Красовского,  В.  В.  Дмитриева,  М.  К.
Михайлова, Н. Ф.  Остолопова,  А.  Е.  Измайлова,  Д.  Ф.  Бринкена,  И.  А.
Кованько, М. Олешева, Ф. П. Вронченко, Н. А. Радищева, В. А. Радищева, Г. П.
Каменева, Н. С. Арцыбашева, И. И. Чернявского, С. А. Москотильнихова, А.  А.
Писарева, Ф. И. Ленкевича, А. П. Бенитцкого, В. Ф. Вельяминова-Зернова и  И.
Г. Аристова. Одновременно в той же  Большой  серии  "Библиотеки  поэта"  под
редакцией В. Н. Орлова были  изданы  "Стихотворения"  одного  из  крупнейших
представителей Вольного общества - А.  Х.  Востокова  (Л.,  1935).  В  обоих
изданиях,  оснащенных   обширным   библиографическим,   текстологическим   и
историко-литературным  комментарием,  был  использован   огромный   архивный
материал, периодика конца XVIII - начала XIX в. В 1952 и  1961  гг.  сборник
"Поэты-радищевцы", под  редакцией  В.  Н.  Орлова,  выходил  в  Малой  серии
"Библиотеки поэта". В нем были представлены четыре автора: И. П. Пнин, В. В.
Попугаев, И. М. Борн и А. Х. Востоков.
     В настоящем, втором издании произведений  поэтов  Вольного  общества  в
Большой серии "Библиотеки поэта" избранные  стихотворения  А.  Х.  Востокова
печатаются вместе с произведениями других  членов  этого  объединения,  круг
которых, сравнительно с изданием 1935 г., несколько сужен. Из  перечисленных
выше поэтов в сборник не вошли стихи М. К. Михайлова, Д. Ф. Бринкена, Ф.  П.
Вронченко, В. А. Радищева, И. И. Чернявского, поскольку  их  наследие  очень
невелико по количеству произведений, а также В. Ф. Вельяминова-Зернова и  И.
Г.  Аристова,  не  сыгравших  существенной  роли  ни  в  организации,  ни  в
литературной деятельности Вольного общества.
     В  расположении  материала  составитель   руководствовался   следующими
принципами:  1)  идейно-художественной  значимостью  творчества  каждого  из
названных писателей; 2)  ролью  поэта  в  идейной  и  организационной  жизни
Общества; 3) временем вступления в Вольное общество. Открывает сборник А. Х.
Востоков - наиболее видный из представленных здесь  поэтов,  отдавший  много
сил и времени Вольному обществу почти на всем протяжении его  существования.
За ним следует И.  П.  Пнин  -  поэт  бесспорно  талантливый,  но  не  столь
разносторонний,  как  Востоков,  автор  смелых  философских  од;   один   из
президентов Общества. Далее идут Борн и  Попугаев,  наиболее  радикальные  в
политическом  отношении  писатели,  организаторы  и   идейные   руководители
Общества на первом этапе его существования; А. Е. Измайлов, автор остроумных
сказок, басен, сатирических миниатюр, бывший с 1816 до  1826  г.  бессменным
председателем   Общества.   Далее   выстраиваются   "рядовые"   его   члены,
расположенные по времени их вступления в Вольное общество. В конце  сборника
выделена группа "казанских" писателей: Г. П. Каменев, Н. С. Арцыбашев, С. А.
Москотильников. Некоторые из авторов, помещенных в настоящем  сборнике,  уже
были  представлены  в  других  изданиях  Большой   серии.   Так,   в   книге
"Поэты-сатирики конца XVIII - начала XIX в." (1959) напечатаны  "разговоры",
эпиграммы, эпитафии и надписи А.  Е.  Измайлова;  в  сборнике  "Стихотворная
сказка (новелла) XVIII - начала XIX века" (1969) -  сказки  и  басни  И.  П.
Пнина, А. А. Писарева, И. Г. Аристова, А. П. Бенитцкого, М. Олешева,  А.  Е.
Измайлова; в книге "Поэты 1790-1810-х годов" (1971)  -  произведения  Г.  П.
Каменева, Н. Ф. Остолопова, А.  П.  Бенитцкого.  Принимая  во  внимание  это
обстоятельство, составитель  данного  сборника  стремился,  по  возможности,
избежать дублирования художественного материала, помещенного в перечисленных
изданиях. Именно этим объясняется  исключение  из  книги  басен  Бенитцкого,
ограничение числа  басен  и  сказок  Измайлова.  Однако  полностью  избежать
повторной публикации некоторых произведений все же не  удалось,  так  как  в
противном  случае  это  привело  бы  к   чрезмерно   обедненной   экспозиции
творческого наследия поэтов Вольного общества.
     В настоящем издании печатается ряд новых, до сего  времени  неизвестных
произведений. К ним относится  прежде  всего  поэма  Г.  П.  Каменева  "Граф
Глейхен",  считавшаяся  до  сих  пор  утерянной.  В  издании  1935  г.  были
представлены лишь двенадцать начальных стихов ее, сохранившихся в  одной  из
статей Н. Второва, биографа Каменева. Полный  текст  поэмы  состоит  из  436
стихов. Впервые печатаются два  стихотворения  А.  Х.  Востокова  из  архива
поэта: "Я - русский; верности и веры не нарушу..." и  "П.  А.  С".  К  числу
находок принадлежит также дневник И. М.  Борна,  составной  частью  которого
является "Curriculum vitae"  писателя,  позволивший  заполнить  ряд  крупных
пробелов в его биографии. Произведения Попугаева  дополнены  стихотворениями
из сборника "Минуты муз" и альманаха "Свиток муз".
     Рукописное наследство Вольного  общества  в  основном  сосредоточено  в
нескольких  архивохранилищах  Ленинграда.   В   Фундаментальной   библиотеке
Ленинградского  государственного  университета  находятся   остатки   архива
Вольного общества (протоколы заседаний, тексты речей, рецензии  и  автографы
стихотворений разных авторов). Другая  часть  материалов  Вольного  общества
хранится в Отделе рукописей Института русской литературы Академии наук  СССР
(Пушкинский дом). Здесь наиболее полно представлен архив А. Е. Измайлова,  в
бумагах которого имеются также автографы стихотворений других  поэтов,  речь
В.  В.  Попугаева  на  кончину  И.  П.  Пнина  (считалась   утерянной,   см.
"Поэты-радищевцы", 1935, с. 168), "Опись  делам  С.-Петербургского  общества
любителей наук, словесности и художеств" и "Устав общества".  Бумаги  А.  Х.
Востокова переданы в Архив Академии наук СССР, среди них - рукопись сборника
"Минуты муз" В. В. Попугаева,  включающая  в  себя  и  ранние  стихи  А.  Г.
Волкова. В Отделе рукописей Государственной публичной библиотеки им.  М.  Е.
Салтыкова-Щедрина находится "Книга протоколов и др<угих>  записок"  Вольного
общества (конец 1801 -  первая  половина  1802  г.)  и  автографы  некоторых
произведений Г. П. Каменева.  Основным  источником  публикации  произведений
поэтов  Вольного  общества  являются  его  собственные   издания,   журналы,
связанные с ним, а также стихотворные сборники некоторых его членов. Все эти
издания перечислены в списке условных сокращений.
     Произведения  каждого  из   авторов   расположены   в   хронологической
последовательности  и,  как  правило,  публикуются  в  последней   авторской
редакции. Значительные текстовые различия в  редакциях  отражены  в  разделе
"Другие редакции и варианты". Произведения,  включенные  в  данный  сборник,
заново сверены с текстом автографов, периодических изданий и альманахов. Это
позволило  внести  уточнения  и  дополнения  в  текст  ряда   стихотворений,
опубликованных в 1935 г. в сборнике  "Поэты-радищевцы".  Некоторые  из  этих
уточнений  оговорены  в  примечаниях  (см.  No  109,  112,  258  и  др.).  В
примечаниях сначала указывается первая публикация произведения, а затем  все
последующие перепечатки, содержащие какие-либо смысловые изменения в тексте.
Далее  приводятся  данные  для   датировки   (если   они   известны).   Ниже
комментируется  сам  текст,  а  именно:  малоизвестные  собственные   имена,
географические названия, обстоятельства,  послужившие  поводом  к  написанию
произведения,  содержащиеся  в   нем   намеки,   мифологические   сюжеты   и
встречающиеся в тексте цитаты. В примечаниях к переводам из Горация названия
оригиналов заменены краткими общепринятыми ссылками на номер книги  и  номер
оды римского поэта. Звездочка перед порядковым номером примечания  означает,
что к этому стихотворению имеется материал  в  разделе  "Другие  редакции  и
варианты". Примечания к стихотворениям И. П. Пнина, В. В. Попугаева,  А.  Е.
Измайлова, Н. Ф. Остолопова, Н. С. Арцыбашева (вместе с  относящимся  к  ним
материалом в разделе  "Другие  редакции  и  варианты")  подготовлены  Г.  А.
Лихоткиным, весь остальной комментарий принадлежит П. А. Орлову.
     В  биографических  справках  о  поэтах  Вольного  общества  использован
богатейший материал, опубликованный В. Н. Орловым  в  сб.  "Поэты-радищевцы"
(1935).
     Условные  сокращения,  принятые  в  примечаниях  и  в  разделе  "Другие
редакции и варианты"

     ААН - Архив Академии наук СССР (Ленинград).
     АС - Н. Ф. Остолопов, Апологические стихотворения, СПб., 1827.
     Б - "Благонамеренный".
     БАН - Рукописный отдел Библиотеки Академии наук СССР (Ленинград).
     БиС - А. Е. Измайлов, Басни и сказки,  СПб.  (1814;  изд.  2-1826,  чч.
1-2).
     Бобров - Е. А. Бобров, Литература и просвещение в России  в  XIX  веке,
тт. 3-4, Казань, 1902.
     BE - "Вестник Европы".
     ГБЛ - Рукописный  отдел  Государственной  библиотеки  СССР  им.  В.  И.
Ленина.
     ГПБ - Рукописный отдел Государственной публичной библиотеки им.  М.  Е.
Салтыкова-Щедрина.
     ДВ - "Драматический вестник".
     ЕС - "Ежемесячные сочинения".
     ЖдПУ - "Журнал для пользы и удовольствия".
     ЖМНП - "Журнал министерства народного просвещения".
     ЖРС - "Журнал российской словесности".
     Ип - "Иппокрена, или Утехи любословия".
     ЛГУ - Архив Вольного общества любителей словесности, наук и  художеств.
Фундаментальная библиотека Ленинградского государственного университета.
     Летопись - А. Х. Востоков, Летопись  моя.  -  В  кн.:  "Заметки  А.  Х.
Востокова о его жизни", СПб., 1901.
     ЛН - "Литературное наследство".
     ЛС - "Любитель словесности".
     МГУ   -   Научная   библиотека   им.   А.   М.   Горького   Московского
государственного университета.
     ММ - В. В. Попугаев, Минуты муз, СПб., 1801.
     НБиС - Новые басни и сказки Александра Измайлова, СПб., 1817.
     НРЛ - "Новости русской литературы".
     ОЛ - А. Х. Востоков, Опыты лирические, чч. 1-2, СПб., 1805-1806.
     ПД - Рукописный отдел Института русской литературы Академии  наук  СССР
(Пушкинский дом).
     ПИ - "Периодическое издание Вольного  общества  любителей  словесности,
наук и художеств", ч. 1, СПб., 1804.
     ПР  -   "Поэты-радищевцы".   Редакция   и   комментарии   Вл.   Орлова.
Вступительные статьи В. А. Десницкого и В. Н.  Орлова,  "Библиотека  поэта",
Большая серия, Л., 1935.
     ПрД - Н. Ф. Остолопов, Прежние досуги,  или  Опыты  в  некоторых  родах
стихотворства, СПб., 1816.
     ПРм - "Поэты-радищевцы".  Вступительная  статья,  подготовка  текста  и
примечания В. Н. Орлова, "Библиотека поэта", Малая серия, Л., 1952.
     РВ - "Русский вестник".
     ред. - редакция текста.
     PC - "Русская старина".
     СБ - "Сокращенная библиотека в пользу  господам  воспитанникам  Первого
кадетского корпуса", чч. 1-2, СПб., 1800-1802.
     СВ - "Северный вестник".
     СвМ - альм. "Свиток муз", кн. 1-2, СПб., 1802-1803.
     СМ - "Северный Меркурий".
     СО - "Сын отечества".
     СПВ  -  "Санктпетербургский   вестник.   Издание   Общества   любителей
словесности, наук и художеств".
     СПЖ - "Санктпетербургский журнал".
     ст. - стих.
     ст-ние - стихотворение.
     Стих. В - Стихотворения Александра Востокова, в  трех  книгах.  Издание
исправленное и умноженное, СПб., 1821.
     СЦ - альм. "Северные цветы", СПб., 1825-1832.
     Т -"Талия, или Собрание разных новых сочинений в стихах и прозе", ч. 1,
СПб., 1907.
     Цв - "Цветник".

                               СТИХОТВОРЕНИЯ

     217. СВ, 1804, No 1, с. 61, вместо подписи: "----------" (об  атрибуции
Писареву этого и других ст-ний со знаком " -------" см. прим. 221). Сократ -
см. прим. 18. Сенека Луций Анней (ок. 4 до н. э.  -  65  н.  э.)  -  римский
философ-стоик, политический деятель; был обвинен в заговоре против Нерона  и
по его приказу покончил жизнь самоубийством. Платон - см. прим. 19.  Эпиктет
(ок. 50 - ок. 138) - древнегреческий философ-стоик. Век в бочке лишь сидел -
имеется в виду древнегреческий  философ  Диоген  (ок.  404-323  до  и.  э.);
основатель кинической школы, Диоген проповедовал пренебрежение к  роскоши  и
удобствам жизни; в согласии с своим учением жил, по преданию, в бочке. Лаиса
(V в. до н. э.) - древнегреческая  гетера,  прославившаяся  своей  красотой;
позже - нарицательное имя продажной женщины. Аспазия (р. ок. 470 до н. э.) -
жена известного политического  деятеля  Древней  Греции  Перикла;  славилась
умом, образованностью и красотой, собирала вокруг себя философов,  поэтов  и
художников. Позже ее именем называли женщин, покровительствовавших наукам  и
искусствам. Певец бессмертной "Россияды" - М. М. Херасков (см.  прим.  187).
Воспевшего Фелицу, бога. Речь идет о  Державине,  авторе  "Оды  к  премудрой
киргиз-кайсацкой царевне Фелице"  (1782)  и  оды  "Бог"  (1784).  "Наталью",
"Лизу" пишут нам. Речь идет о повестях Н. М.  Карамзина  "Наталья,  боярская
дочь" (1792)  и  "Бедная  Лиза"  (1792).  Но  кто  взялся  хулить  "Дидону",
"Росслава", "Тита", "Хвастуна" - перечень драматических произведений  Я.  Б.
Княжнина: трагедий "Дидона" (1769). "Росслав" (1784),  "Титове)  милосердие"
(1785) и комедии "Хвастун" (1786).
     218-219. СВ, 1804, No 2, с. 199 и No 5, с. 231, вместо подписи:
     220. ЖдПУ, 1805, No 8, с. 114, вместо подписи: "------------" Строганов
Александр  Сергеевич  (1733-1811)  -  граф,  сенатор,   президент   Академии
художеств, директор  Публичной  библиотеки.  В  его  великолепном  особняке,
построенном  в  1752-1754  гг.  В.  В.  Растрелли,   находились   знаменитый
"Минеральный кабинет" и картинная галерея, в которой  были  собраны  полотна
виднейших европейских художников, эстампы, медали и монеты. В последние годы
жизни Строганов руководил постройкой Казанского собора  (проект  архитектора
Воронихина). Пуссен Никола (1594-1665) -  французский  живописец-классицист.
Рубенс Петер Пауль  (1577-1640)  -  фламандский  художник.  Вернет  -  Вернё
Клод-Жозеф  (1714-1789)  -  французский  художник-пейзажист,   представитель
позднего классицизма. Карраш - Карраччи Аннибале (1560-1609)  -  итальянский
художник-жанрист и портретист. Ван-Дик  -  Ван-Дейк  Антонис  (1599-1641)  -
фламандский  художник-портретист,   ученик   Рубенса.   Пересе   Герард   де
(1641-1711) - голландский живописец и офортист, представитель академического
классицизма.
     221. ЖРС, 1805, No 10, с. 93, вместо подписи:  "----------".  Прочитано
на траурном заседании Вольного общества, посвященном памяти И. П. Пнина,  23
сентября 1805 г. В сообщении об этом заседании, напечатанном в  журнале  СВ,
были названы члены Общества, выступившие с речами. "Александр  Александрович
Писарев, - говорилось там, -  написал  в  присутствии  Общества  экспромт  в
четырех  стихах"  (СВ,  1805,  No  10,  с.  86).  Благодаря  этому  указанию
устанавливается автор и других ст-ний, подписанных знаком: "----------".

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru