Плещеев Алексей Николаевич
Плещеев А. Н.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ПЛЕЩЕЕВ Алексей Николаевич [8(20).12,* по др. сведениям -- 22.11(4.12).1825. Кострома -- 26.9.1893, Париж; похоронен в Москве на Новодевнчьем кладб.], поэт, переводчик, прозаик, драматург. Отец А. А. Плещеева. В старинном дворян. роду П. -- неск. литераторов, в т. ч. изв. в кон. 18 в. писатель С. И. Плещеев. Отец -- Ник. Сер., служил чиновником по особым поручениям при арханг., вологод. и олонец. ген.-губернаторе; с 1826 -- на должности губ. лесничего в Н. Новгороде, где прошло раннее детство П. Мать -- Ет. Ал-др. (урожд. Горскина), из костром, дворян. Дала сыну хорошее дом. образование (знал три иностр. языка). После смерти отца (1832) П. вместе с матерью (к-рую нежно любил) поселился в родовом имении в Княгинин. у. Нижегород. губ. Возможно, вследствие этой ранней утраты П. рос нервным и впечатлительным. В 1839, добившись пенсии, мать переезжает с сыном в Петербург и отдает его (1840) в Школу гвард. подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, учеба в к-рой вызвала в П. "самую искреннюю антипатию" V воен. службе. Уволившись "по болезни" (1842), он поступает на ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та по разряду восточных яз. (1843). Заметное влияние оказали на него лекции проф. В. С. Порошина, поклонника Ш. Фурье (ср. письмо П. к А. П. Чехову от 12 сент. 1889: "мы воспитывались и развивались на франц. культуре, на идеях 48 года" -- ЛН, т. 68, с. 348). К 1843--44 относятся первые стих. П. Складываются его лит. интересы, круг знакомств (покровительствующий начинающему поэту ректор ун-та П. А. Плетнёв, А. А. Краевский, А. Н. и В. Н. Майковы, в доме к-рых П. встречался с Ф. М. Достоевским, И. А. Гончаровым, Д. В. Григоровичем, M. E. Салтыковым-Щедриным и др.). Большую роль в становлении личности П. сыграла студенч. среда, бекетовский кружок (см. Бекетов А. Н.). Царившее в нем критич. отношение ко мн. явлениям обществ, жизни усилило и скепсис П. по отношению к учебе: мн. предметами он занимался "без всякой любви" (письмо к Плетнёву от 8 июня 1845 -- ЛА, в. 6. с. 211). Это, а также материальные затруднения и глазная болезнь привели его к решению уйти из ун-та (лето 1845).
   В 1844 П. познакомился с М. В. Петрашевским, с 1845 стал посещать его "пятницы", особенно тяготея к "дуровскому" кружку, в к-ром преобладали лит. интересы (Достоевский, С. Ф. Дуров, А. И. Пальм и др.). На следствии П. показал, что, "будучи характера впечатлительного ... не раз подчинялся влиянию к.-л. прочитанной ... книга или к.-л. разговора..." (Дело петрашевцев, т. III, М--Л., 1951, с. 304). Изв. откровенность этого признания подтверждается и восп. П. П. Ссмёнова-Тян-Шанского: "... туманно было ... направление этого идеалиста в душе, человека доброго и мягкого характера. Он сочувствовал всему, что казалось ему гуманным и высоким, но определенных тенденций у него не было, а примкнул он к кружку потому, что видел в нем более идеалистические, чем практические стремления" ("Петрашевцы в восп. современников", [т. I], М.--Л., 1926, с. 52). Зимой 1848/49 он вместе с Н. А. Мордвиновым и А. П. Милюковым переводит памфлет "Слово верующего" франц. христ. социалиста Ф. Р. де Ламенне, интерес к к-рому выдает христ. окраску его социалистич. взглядов.
   В марте 1849 П. едет в Москву; пересылает текст письма В. Г. Белинского к Н. В. Гоголю, прочитанный Достоевским на одном из заседаний кружка и занявший ключевое место в последующем обвинении. В эту пору уважит, отношение к западникам (Т. Н. Грановскому и др.) соседствует у П. с резкими отзывами о славянофилах (см. письмо к Дурову от 26 марта 1849 -- "Филос. и обществ.-полит. произв. петрашевцев", [М.], 1953, с. 722--23), что естественно при общей западнич. ориентации кружка Петрашевского. (Спустя десять лет, под влиянием моск. атмосферы, П. увидит "в славянофилах больше жизни, энергии и любви, чем в западниках" -- письмо к Е. И. Барановскому от 22 дек. 1859 -- "Шестидесятые годы", с. 454.)
   Начиная с 1844, когда в "Совр." (No 2) появилась (за подписью "А. П-въ") первая подборка стих.: цикл "Ночные думы" и "Песня странника. Из Рюккерта", П. регулярно печатается в "Репертуаре и Пантеоне", "Иллюстрации" и др. изд. Ранняя лирика тяготеет к жанрам послания, элегии и акцентирует в основном "общие" романтич. мотивы (особенно сильно влияние М. Ю. Лермонтова) -- ранней смерти ("Страдал он в жизни много, много...", (1846); угловые скобки здесь и далее означают, что произв. написано не позже данной даты), разлуки ("Прости", (1846)), бегства с возлюбленной "от народа подальше" ("Челнок", (1844)) и т. д. В стих. "Дездемоне (Виардо Гарсии)", (1843--44), "Старик за фортепьяно", (1844) и др. ощутим романтич. культ музыки. Обращение П. к социальной теме ("В ужасной наготе еще не представали/ Мне бедствия тогда страны моей родной,/ И муки братьев дух еше не волновали;/ Но ныне он прозрел, и чужд ему покой!" -- "На зов друзей", (1845)) повлекло отход в 1845--46 от Плетнёва [по мнению к-рого, П. находился под сильным воздействием "доктрины Краевского", т. е. статей Белинского (лично знакомы с 1847), опубл. в "Отеч. записках"] и его политически нейтрального "Совр.". Из стих, такого рода (написанных, как правило, в форме ораторских обращений к своему поколению) особую известность получило "Вперед! Без страха и сомненья...", (1846), ставшее гимном неск. поколений демократич. молодежи. Лирика П. этих лет несет отпечаток идей петрашевцев с их верой в грядущее равенство и братство, а также "гуманнческого космополитизма" В. Майкова: "Навеки в мире воцарится/ Священной истины закон" ("Поэту", (1846)). Надежды на будущее могут быть связаны у П. с вмешательством высшей силы ("Новый год", 1848). "Распятый на кресте божественный плебей" ("На зов друзей") -- образ, тоже связанный с христ. стороной исканий ранних рус. утопистов, в рус. традиции восходящий к Белинскому и ставший "общим местом" демокр. сознания. Большая часть стих, этих лет вошла в первый сб. П. -- "Стихотворения. 1845--1846" (СПб., 1846).
   Сочетание в нем гражд. и любовной лирики осознано П. как принципиальная позиция (эпиграф к кн.: "Homo sura. et nihil humani a me alienum pulo" -- "Я человек, и ничто человеческое кие не чуждо"). Широта "сферы сочувствий" была, с одной стороны, отмечена одобрением [Д. П. <Протопопов> -- ЛГ, 1847, 13 февр.). а с другой -- вызвала упреки в отсутствии у П. "определенного направления" ("Финский вест.". 1846. т. Х[Г). В. Майков назвал П. "бесспорно первым нашим поэтом в наст. время" (ср.: "Помните ли вы время, когда П. был нашим первым поэтом?" -- Н. Н. Страхов -- Достоевскому. 1870) и отмстил, что он "сильно сочувствует вопросам своего времени, страдает всеми недугами своего века.." (ОЗ. 1346. No 10. с. 39. 40). В противовес Майкову. Белинский (с этому времени изменивший свое отношение к -рефлективной" поэзии н критически относившийся к утопизму) причислил П. (нс называя имени, но ссылаясь именно на его кн.) к "маленьким талантам", усмотрев в его стихал только "пленной мысли раздраженье" ("Совр.", 1847, No 1, с. 31--32).
   В апр. 1849 П. был арестован в Москве и доставлен в Петропавлов. крепость. 22 дек. 1849 вместе с др. петрашевцами, приговоренный к расстрелу, мужественно ожидал казни на Семеновском плацу (свидетельство самого П. см. в кн.: Ф. М. Достоевский в забытых и неизв. восп. современников, СПб., 1993, с. 41). В последний момент приговор
   П. был заменен 4-летней каторгой, а затем вновь смягчен "во внимание к молодым летам": П., лишенный всех прав состояния, был отправлен рядовым в отдельный Оренбург, корпус. В янв. 1850 прибыл в Уральск, зачислен рядовым в линейный батальон No 1. Тяжелая поднадзорная служба и казарм, жизнь скрашивались знакомством с др. ссыльными -- Т. Г. Шевченко, польскими революционерами (З. Сераковский и др.), а также общением с местной интеллигенцией в доме подполковника В. Д. Дандевиля в Оренбурге, куда П. был переведен в марте 1852. Положение П. несколько смягчилось благодаря хлопотам матери, еще по Петербургу знакомой с Оренбург. губернатором В. А. Перовским. Он дал П. возможность продвинуться по службе путем участия в июле 1853 в штурме кокандской крепости Ак-Мечеть (после взятия -- форт Перовский). За "отличие в деле" в дек. 1853 П. произведен в унтер-офицеры (но офицерское звание получил лишь в 1856). Имея чин прапорщика, П. смог оставить воен. службу и определиться (в чине коллеж. рег.) в Оренбург. погранич. комиссию (1857--58). К этому времени относится знакомство и тесное общение с врачом И. В. Павловым, А. М. Жемчужниковым, встреча с М. Л. Михайловым, благодаря к-рому П. устанавливает контакты со столичными журналами.
   Стихи П. периода ссылки, подкрепл. личным жизн. опытом, во мн. перекликаются с поэзией 40-х гг., но уже лишены нередко ощущавшейся в них условной лит. позы. Сочетанием традиц. образности и поэтич. искренности отмечены и любовные стихи, посв. Ечикониде Ал-др. Рудневой, дочери местного чиновника, ставшей в окт. 1857 женой П. ("Когда твой кроткий, ясный взор...". "Тобой лишь ясны дни мои...", оба -- 1857). Эти и др. стих., с 1856 публиковавшиеся в "Рус. вестнике" и с 1858 -- в "Совр.", вошли в сб. "Стихотворения" (СПб., 1858; сдержанный отзыв Н. А. Добролюбова -- "Совр.", 1858, No 10, с. 194; доброжелат. рец. А. Тихменева -- "Ате-ней", 1858, No51), изд. в отсутствие П.
   В апр. 1857 П., сохранявшему и в армии "учтивость ... чисто боярскую" (Из восп. Н. А. Виноградова -- РГАЛИ, ф. 378, оп. 1, No 36, л. 3) и вообще являвшему собой "одно из аристократич. имен лит-ры" (Розанов В. В., О писательстве и писателях, М., 1995, с. 477), было возвращено звание потомств. дворянина. Выхлопотав отпуск, П. в мае 1858 выезжает в Петербург. Знакомится с Н. А. Некрасовым, Н. Г. Чернышевским, высоко отзывавшимся о П.-поэте (см.: Чернышевский, XIV, 64, 70--71), Добролюбовым, с к-рым до самой его смерти будет вести переписку (ему посв. стих. П. "Ты жаждал правды, жаждал света...", 1881). С апр. 1859 -- в Оренбурге, служит в губ. канцелярии. В авг. 1859, получив разрешение, поселяется в Москве (с сохранением секр. надзора до переезда в Петербург в 1872; в 1863 в связи с провокацией В. Д. Костомарова привлекался к следствию по делу Чернышевского) и полностью отдается лит. деятельности: печатается, в частности, в "Рус. вестнике", "Времени", "Совр.".
   Одно из стих., опубл. в этом х-ле. -- "Еше одна -- и тяжкая утрата..." ошибочно атрибутировалось П. (см. Эльзон): автограф стих., храняшийся в РГАЛИ (ф. 167. оп. 3. No 21. л. 11). свидетельствует об авторстве А. В. Дружинина (сообщено Б. Ф. Егоровым).
   В 1860 П. становится пайщиком и чл. ред. "Моск. вест."; заботясь о том, чтобы газета имела "цвет, направление", привлекает к сотрудничеству лучшие имена. В 60-е гг. в его доме на лит. и муз. вечерах бывают Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, А. Ф. Писемский, Н. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, актеры Малого т-ра. П. не принадлежал к к.-л. лит.-обществ. партии (по определению Добролюбова, "стоит на распутье двух дорог"; см. также его пародию на выражавшее "либеральную тенденцию" стих. П. "Трудились, бедные, вы, отдыху не зная...", Добролюбов, VII, 523). Оставаясь в нек-рой степени "человеком 2-й пол. 40-х гг." (письмо П. к Чехову от 12 сент. 1889 -- ЛН, т. 68. с. 348) и симпатизируя всему, что считал гуманным и передовым, П. вместе с тем ощущал потребность в определении собств. позиции: "Нужно сказать новое слово, а где оно?" (из письма Достоевскому в 1862. -- В кн.: Ф. М. Достоевский. Мат-лы и исследования, Л., 1935, с. 458).
   В 1861 выходит сб. "Стихотворения" (СПб.), в 1863 -- "Новые стихотворения" (СПб.). Выделив удачные, искренние стихи, В. В. Крестовский вместе с тем отмечает, что в поэзии П. нет "особенной яркости и особенного разнообразия" и что он "пишет головой, гае следовало бы говорить сердцу" (РСл, 1861, No 3, с. 73, 76). Во многом сходную оценку дали М.М.Достоевский ("Время", 1861, No 3) и В. Р. Зотов (рец. на сб. 1863 -- БдЧ, 1864, No 2, б. п.), попытавшийся также сформулировать общую характеристику поколения П. В рец. Салтыкова-Щедрина на эту книгу талант П. -- "гуманитарного лирика", назван "скромным, но честным и искренним": "он сумел возвыситься над миром мотыльковым и перенес свою лиру в мир человеческих интересов" ("Совр.", 1864, No 1, с. 82). Резко отрицат. анонимная рец. на сб. 1863 в "Отеч. зап." (1864, No 5) откровенно предвзята и имеет, по предположению самого П., полит. подоплеку (см.: Пустильник, 1988, с. 100). П., вслед Некрасову (у к-рого подчас заимствует нек-рые сюжетные ситуации -- ср. "Я у матушки выросла в хате ..." (1860) и "Тройку" Некрасова), обращается к жанру гор. зарисовки ("На улице", (1860)), стих.-новеллы с сильно выраженным "бытовым" началом ("Она и он", (1862)), ожидаяя в поэзии традицию "натуральной школы", что, по мнению Михайлова, было малоудачно: "элегич. стихи его не перестраиваются на сатирич. лад" ("Совр.", 1861. No 3, с. 94). Наибю интересны у П. в этот период собственно лирич., пейзажно-филос. стих.: "Облака", цикл "Летние песни" (написанный, впрочем, не без влияния А. А. Фета). П. ценил в лирике Некрасова изображение нар. жизни, к-рое "исполнено у него такой любви, что мнение нек-рых, будто бы он хорош только тогда, когда негодует, оказывается совершенно несостоятельным" (МВед, 1861, 17 янв.). Притягивала П. и сама личность поэта: "Некрасова я люблю. В нем есть стороны, влекущие к нему невольно; за них прощаешь ему многое" (письмо А. М. Жемчужникову от 25 июля 1875 -- РМ, 1913, No 7, с. 128). Влияние Некрасова (крестьян, тематика, "ролевая" лирика) ощущается и в стихах П. для детей -- сб-кн "Подснежник" (М., 1878; рец.: "Новые книги", 1878, No 5) и "Дедушкины песни" (М., 1891). В 1861 П. издал совм. с Ф. Н. Бергом сб.-хрестоматию "Детская книжка" (СПб.; положит, рец. В. В. Крестовского -- РСл, 1861, 14 6), в 1873 совм. с Н. А. Ачександровым сб. "На праздник" (СПб.; в числе авторов -- сам П., Я. П. Полонский, Некрасов и др.; рец. -- "Сияние", 1873, No 7, с. 112). Критика отметила "регулирующую тенденцию", опирающуюся "на почву общих понятий о зле и добре" (ОЗ, 1878, No5, с. 98). Нек-рые из дет. стих. П. (напр., "Старик") получили хрестоматийную известность.
   Поэтич. мастерство П. в наиб, степени проявилось в его переводах, к-рыми он занимался на протяжении всего творч. пути. Круг переводимых авторов, преим. романтич. типа (в т. ч. Дж. Байрон, Г. Гейне, Ш. Петёфи, Т. Мур, В. Гюго, М. Гартман; всего более 30), обусловил широту творч. диапазона переводчика, обязал к поиску разнообразных поэтич. средств, адекватных оригиналу (напр., "Сельские песни" польск. поэта С. Витвицкого, в т. ч. широко изв. стих. "Травка зеленеет..."; подробнее см.: РЛ, 1976, No 4, с. 194). В лучших переводах стих П. обретает выразительность, не всегда свойственную его орнг. лирике ("Повсюду ненавистный запах масла.../ Вот лампа замигала... и шипя/ С отчаяньем -- последняя -- угасла!/ Тот бедный пламень был -- душа моя". -- "Спектакль окончен..." Гейне). Очевидно, переводч. работа была ближе П. по самому складу его дарования, не предполагавшего значит. собств. поэтич. открытий, но чутко улавливавшего ценное в чужом творчестве. По замечанию М. Достоевского, "П. в переводах еще более поэт, чем в оригиналах" ("Время", 1861, No 3, с. 160). Ю. И. Айхенвальд считал, что у переводимых поэтов П. "черпал ... те звуки и темы, на к-рые ему недоставало собств. мощи и творчества" (Айхенвальд Ю.. Силуэты рус. писателей, М., 1994, с. 279). Среди крупных поэтич. переводов П. -- драматич. баллада Гейне "Вильям Ратклиф" ("Совр.", 1859, No 11, с поев. Чернышевскому; отд. изд. -- СПб., 1869), отрывок нз трагедии Байрона "Сарданапал" (ОЗ, 1875, No 7). Мелодичность ориг. стих, и переводов П. не раз привлек, кала внимание композиторов (Чайковский, М. П. Мусоргский, С. В. Рахманинов и др.).
   Как прозаик П. дебютировал (на время отойдя от поэзии) в 1847 рассказом "Енотовая шуба" (ОЗ, No 10, посв. "Ф. М. Д<остоевско>му"). Следом появляются рассказы "Папироска" ("Совр.", 1848, No 1), "Протекция" (СПбВед, 1848, 3, 5, 6. 9-- 13 марта), пов. "Шалость" (ОЗ, 1848, No 11), "Дружеские советы" (ОЗ, 1849, No 3), в к-рых П. выступает в русле натуральной школы, сатирически или иронически (с "сострадательной насмешкой" -- Добролюбов) изображая героев разных слоев петерб. населения: от "лишних" людей до представителей "солидной жизни" (по определению М. Достоевского; его отзыв о прозе П. см.: "Пантеон", 1848, No 5). Социальная и психологич. типология героев становится более отчетливой в кон. 50-х гг., на к-рые пришелся пик творчества П.-прозаика (таково, напр., изображение "артистич." и "практич." типов в пов. "Наследство" -- PB, 1857, No 16, и "Призвание" -- "Светоч", 1860, кн. 1--2). В числе лучших -- пов. "Отец и дочь" (PB, 1857, No 19), где тема протеста "маленького человека" воплощена в динамич. трагич. сюжете (по-видимому, именно эту пов. читает не могущая "удержаться от слез" мать героини чеховского рассказа "Невеста" -- см.: Чехов, X, 207), а также пов. с автобиогр. мотивами "Пашинцев" СРВ, 1859, No 21--23), особо ценимая П., и "Две карьеры" ("Совр.", 1859, No 12), в к-рых он обращается к образу "героя времени" -- молодого интеллигента. Если Пашинцев терпит моральный крах, то герой второй пов., напротив, сохраняет достоинство и благородство. Оба героя умирают, погубл. средой (сходная ситуация -- в рассказах "Благодеяние", 1859, "Лотерея", 1863).
   Добролюбов, откликнувшийся на сб. "Повести и рассказы" (из произв. 40--50-х гг., ч. 1--2, М., 1860), видит в героях-мечтателях П. "наивность и неумелость", отсутствие "сознательности и определенности стремлений"; у нек-рых из них он замечает, однако, "при всей видимой апатии и неразвитости -- смутное сознание неудовлетворительности своего положения" (Добролюбов. VI. 202. 208). А. П. Милюков отмстил "водевильностъ" и сюжетное однообразие произв. писателя, что не мешает им "быть оригинальными и интересными" ("Светоч", 1860, кн. 3, с. 71, 72).
   В целом проза П., как правило, ориентирована на лит. образцы: он использует лерм., гоголевские и др. сюжетные ситуации (ср., напр., поев. П. пов. "Белые ночи" Достоевского и сюжет пов. П. "Дружеские советы"), мотивы. Герои постоянно и много читают; лит. пристрастия должны, по замыслу П., прояснять характер персонажей, однако этот худож. прием используется им несколько прямолинейно. Встречаются и необязательные сюжетные линии. Сам П. признавался: "Все мои повести вообще -- вещи неважные..." (письмо Добролюбову от 25 февр. 1860 -- РМ, 1913, No 1, с. 145). В 1880 П. издал 2-й сб. своей прозы -- "Житейское" (СПб.; положит, отзыв -- РБ, 1880, No 6), куда вошли произв. кон. 50-х -- 60-х гг.
   П. был близок к театр. среде, тесно общался с А. Н. Островским, мн. актерами, участвовал в разл. театр.-обществ. начинаниях (старшина Артистич. кружка, пред. Об-ва сценич. деятелен и проч.), был хорошим чтецом (см.: Из восп. Анны Бренко. -- В альм.: Лазурь, в. 1, М.. 1989, с. 163--64), немало писал для театра. Известны 13 ориг. пьес П., преим. сатирич. комедии; в т. ч.: "Услуга", "Нет худа без добра" (обе -- БдЧ, 1860, No 7/8), "Счастливая чета" ("Совр.", 1862, No 3), "Командирша" ("Время", 1862, No 10), "Братья" ("Рус. сцена", 1864, No 2). Пьесы П., как правило, невелики по объему, просты и занимательны по сюжету. Они ставились в Малом, Александрин. и др. театрах.
   В 1864 умирает жена П. На руках поэта, тяжело перенесшего эту потерю (см. цикл стих. "Памяти Е. А. Плешеевой", 1865), осталось трое детей: Александр (А. А. Плещеев), Елена и Николай. Пережив в нач. 60-х гг. свой жизненный и творч. пик, он вступил теперь в длившуюся четверть века полосу "мытарств литераторского необеспеченного существования" (Боборыкин, т. 1, с. 402). Материальные затруднения вынуждают П. определиться на тяготившую его службу в Гос. контроль и заниматься ею до 1875 (подробнее см.: ИРЛИ, ф. 273, оп. 2, No 115, ф.с. 1893 г.); по служебной лестнице дошел до чина тит. сов. (1872). Со 2-й пол. 60-х гг. у П. новая семья -- Ек. Мих. Данилова (урожд. Успенская) и дочь (в ф, с. и завещании именуется воспитанницей) Любовь (р. 1869).
   На рубеже 1871--72 П. переезжает в Петербург, где с 1872 становится секретарем ред. "Отеч. записок", а после смерти Некрасова -- зав. стихотв. отделом; редакция ж-ла находилась в квартире П. на Спасской ул. П. публикует в ж-ле собств. сокращ. переводы романов Э. Золя "Брюхо [так в пер.] Парижа" (1873, No 7--8; в предисл. он высказал ряд соображений о лит-ре франц. натурализма, в к-рой ценил "широкий захват"), Стендаля "Красное и черное" (1874, No 3--6), бр. Гонкуров "Молодая буржуазия" (1876, No 11--12) и др. и одновременно компилятивные работы по зап.-европ. истории и социологии ("Вот работа, за к-рую я бы взялся с любовью: изложение социальных систем" -- РМ, 1913, No 1, с. 145), напр. "Жизнь и переписка Прудона" (1873, No 11 ; вызвала ценз, затруднения), "Несколько портретов 18 века" (1880, No 4--5) и др. К соч. такого рода относится и "Жизнь Диккенса" (СПб., 1891). В 1874 П., еше в молодости пробовавший себя в публицистич. жанре (фельетоны в "Рус инвалиде", 1846--48), вел в "Отеч. зап." рубрику "Совр. заметки". С 1874 по рекомендации Некрасова сотрудничал в "Бирж, вед.", где помимо рец. публиковал "Летучие заметки из обществ, жизни". В эти же годы П. "переделал" ок. 30 комедий заруб, драматургов, в т. ч. Э. М. Лабиша, Пальерона. После закрытия в 1884 "Отеч. зап." П. -- зав. лит. отделом "Сев. вест.", в создании к-рого принял участие. В 70-- 80-е гт. П., загруженный лит. поденщиной, к лирике обращается относительно редко. Итог своего творч. пути подвел сб-ками "Стихотворения" (1846--86) (М., 1887; отклики 1887: СВ, No 1, РМ, No 2, ВЕ, No 3) и "Песни старого друга" (М., 1891; выдержал 5 изд.).
   В 80-е гг., отмеченные общим интересом к "людям 40-х годов", П. находится в центре лит. жизни, поддерживает молодых писателей -- В. М. Гаршина, С. Я. Надсона (письма ему 1882--85 см.: "Невский альманах", в. 2, П., 1917), А. Н. Апухтина, И. 3. Сурикова и др., общается с Д. С. Мережковским (см. его эссе "Памяти А. Н. Плещеева" -- в сб.: А. Н. Плещеев, 1911), З. Н. Гиппиус (см. гл. "Благоухание седин" в ее восп. "Живые лица", т. 2. Тб., 1991). Одним из первых оценил талант А. П. Чехова, с к-рым познакомился с 1887 и вел насыщенную лит. переписку, опубликовал в "Сев. вест." "Степь" (см.: Памятные книжные даты. 1988, М., 1988, с. 101--102), "Скучную историю" и др. его произв. Хотя отношения П. с "совр. молодежью" вызывали разноречивые мнения (В. А. Тихонов: "... ухаживает и ... подлаживается. Чуть кто поизвестнее становится, он уж тут как тут...", ИРЛИ, ф. 567, No 3, л. 29), черты его личности привлекали окружающих: "Это был мягкий, скромный, почти всегда грустно настроенный и, я бы сказал, запуганный жизнью человек, если бы не то присущее ему изящество, с к-рым он нес бремя жизни" (Н. К. Михайловский -- РБ, 1893, No10, с. 140). 60-летне П. (осень 1885) и 40-летие его лит. деятельности были торжественно отмечены (15 янв. 1886) лит. общественностью (подробнее см. за 1886: ЖО, т. 4; "Нива", No 17; "Новь", т. XII, No 23; РВед, No 14).
   В 1890 в результате разногласий внутри ред. П. уходит из "Сев. вест." и остается без твердых доходов. Смерть богатого родственника в 1890 делает его обладателем крупного состояния. П. участвует в ряде благотворит. акций. С 1890 несколько раз выезжал для лечения за границу (первое путешествие по Европе -- Италия, Франция, Германия, Англия -- состоялось в мае--июне 1862; дорожная записная книжка -- РГАЛИ, ф, 378, оп. 1, No 8). Умер от апоплексич. удара в Париже, откуда намеревался ехать в Ниццу. Смерть П. вызвала ряд поэтич. откликов (К. М. Фофанов, К. Д. Бальмонт, К. Хетагуров и др.).
   Др. произв. Пьесы: "Свидание" ("Время", 1861, No 11), "Попутчик" ("Эпоха", 1864, No 9), "Жилец", М., [1885].
   Изд.: Сборник театр. пьес для домашних и любительских спектаклей, т. 1--3. СПб.. 1876--1880; Стихотворения (1846--1891), СПб., 1894 (вступ. ст. П. И. Вейнберга); Повести и рассказы, т. 1--2, СПб., 1896--97 (вступ. ст. П. В. Быкова; есть библ.); Стихотворения, 4-е доп. изд., СПб., 1905 (вступ. ст. П. В. Быкова; есть библ.); Стихотворения. [М.--Л.]. 1937 (БПмс; вступ. ст. Г. Сорокина); Стихотворения. [Л.]. 1948 (БПбс; вступ. ст. А. В. Федорова); Стихотворения. Л., 1950 (БПмс); Стихотворения. Л., 1957 (БПмс); Поэты-петрашевцы; Избранное. М., 1960 (вступ. ст. Н. М. Гайдснкова к В. И. Коровина); Полн. собр. стихотворений, М.--Л., 1964 (БПбс; вступ. ст. М. Я. Полякова); Стихотворения. М., 1975 (вступ. ст. Л. С. Пустильник); Житейские сиены. М., 1986 (вступ. ст. Н. Г. Кузина); Стихотворения. Проза, М., 1988; Папироска. -- В сб.; Живые картины. М-, 1988; Стихотворения. Проза, М., 1991.
   Письма: Плетнев, т. 2; Неизд. стихи и письма к Л. З. Дандевиль. -- MГ, 1908, No 7, No 10; Письма П. к Е. И. Барановскому. -- В сб.; Шестидесятые годы. М.--Л., 1940 (публ. М. А. Панченко); Письма П. к разным липам. -- ЛА, в. б. М.--Л., 1961 (есть библ. опубл. писем П.); "Такие души я любил давно..." -- Письма П. [к М. И. Ларионовой]. -- "Лит. Россия", 1984. 13 янв. (публ. М. Филина); Переписка А. П. Чехова, т. I, М., 1984; Переписка Н. А. Некрасова, т. 2. M., 1987.
   Лит.: Белинский; Герцен; Некрасов; Тургенев; Добролюбов; Чернышевский; Достоевский; Островский; Салтыков-Щедрин; Толстой; Чехов (все -- ук.); Достоевский в восп. (ук.); Гербель; А. Н. Плещеев. -- "Театр. мирок". 1892, No 5; Плещеев А. А., Что вспомнилось. Соч., т. 3. СПб,. 1914; то же. отд. изд. -- Париж, 1931; Скабичевский А., Характеристика П. как поэта. -- "Новости н бирж, газ.", 1893, 30 сент., 7 окт.; Гольцев В., П. как поэт и прозаик. -- В сб.; Привет!, СПб., 1898; Заболотский П. А., Поэт гуманности и светлых идеалов, Варшава. 1904;Сакулин П. Н., А. Н. Плещеев. -- В кн.; История рус. лит-ры. т. 3, М-, 1909; А. Н. Плещеев. Его жизнь и соч. Сб. ист.-лит. статей, М., 1911 (сост. В. И. Покровский); Покровский К., Стихотворения П. для дет. возраста. М., 1911; Круглов А. В., А. Н. Плещеев. Биография и характеристика. [М.]. 1914; Семевский М. И., Петрашевцы. С. Н. Дуров, А. И. Пальм, Ф. М. Достоевский и А. Н. Плещеев. -- ГМ. 1915, No 11--12; Комарович В. Л., Юность Достоевского. -- "Былое", 1924, No 23; Скафтыыов А., Чернышевский и П. -- В сб.; Н. Г. Чернышевский, Саратов. 1926; Феоктистов; Петрашевцы (ук.); Жуковская Ек., Записки. Л., 1930, с. 123--139; Быков П. В., Силуэты далекого прошлого, М.--Л., 1930, с. 133--43; Бикмухаметова Е. М., Гражд. лирика П. 40-х гг. XIX века. -- "Уч. зап. Казан, гос. пед. ин-та", в. 12, 1958; Гаранина Н. С. Театр.-критич. деятельность П. -- Вестник МГУ, сер. VII, 1960, No 4; Анов Н. И., Ак-Мечеть. Ист. ром., А.-А., 1965; Щуров И. А., Лирика П. -- В сб.; Писатель и жизнь, в. 3. М., 1966; его же, А. Н. Плещеев. Жизнь и творчество. Я., 1977; Пустильник Л. С, Автор статьи "Темное царство" (Забытый отзыв о Добролюбове),-- ВЛ, 1961, No 11; ее же. Атрибуция анонимных и псевдонимных критич. статей и рецензий П. -- ФН, 1962, No 2; ее же, Жизнь и творчество П., M., 1981, 2-е изд. М., 1988; Поляков М., Встречи с неизвестным [П. и Белинский]. -- "Наука и жизнь", 1961, No 8; его же. Поэзия тюрьмы и ссылки. -- В его кн.: Цена пророчества и бунта, М., 1975; Гордон Я. И., Гейне в России (1830--1860-е гг.), Душанбе, 1973, с. 117--27; Очерки историк рус. театр. критики, [кн. 2]. Л., 1976, с. 196--207; Масальская Г. И., Творч. искания писателей натуральной школы и проза П. -- В сб.: Проблемы реализма, в. III, Вологда, 1976; ее же. Гоголевские традиции комического в лит-ре натуральной школы (сатира П.). -- В кн.: Вопросы рус. лит-ры, в. 2(40), Львов, 1982; Никитина Ф. Г., Петрашевцы и Ламенне. -- В сб.; Достоевский. Иссл. и мат-лы. т. 3. Л., 1978; Головко И. В., Рус. критика в борьбе за реализм (А. Н. Плещеев, М. Л. Михайлов), Минск, 1980; Лаврищева Т. И., Романсы и дет. песни П. И. Чайковского на стихи П. -- В сб.; П. И, Чайковский и рус. лит-ра. Ижевск, 1980 (ук.); Прийма Ф. Я., П. и Христо Ботев. -- В сб.: Классич. наследие и современность, Л., 1981; Эльтон М. Д., Об авторе одного стих. в некрасовском "Современнике". -- В сб.; Н. А. Некрасов и его время, в. 7. Калининград, 1983; Первые рус. социалисты. Л., 1984 (ук.); Рус. писатели в Москве, M., 1987, с. 529--539; Егоров Б. Ф., Петрашевцы. Л., 1988 (ук.); Кузин Н., Плещеев. М., 1988 (ЖЗЛ); Головко В. М., Поэтика рус. повести, Саратов, 1992, с. 127--47; его же. Рус. реалистич. повесть. Герменевтика и типология жанра. М.--Ставрополь, 1995 (ук.); ЛН, т. 51--52, 68, 84, кн. 1. + Некрологи, 1893; НВ, 27 сент.; СПбВед. 27 сент.; РБ, No 10, с. 139--41 (Н. К. Михайловский); МБ, No 11 (В. Острогорский); ИВ, 1893, No 11; "Курьер Львовский", No 286 (И. Франко), Быков П. В., Библ. стихотворений П., СПб., 1898; Михневич; Языков; Брокгауз; Гранат; Березин; Вольф (ук.); Каталог ОРДП; Полный алфавитный список драматич. соч. на рус. языке... СПб., 1888 (ук.); ЛЭ; КЛЭ; Лерм. энц.; Рус. писатели, 1990; НДРДВ; ИРДТ; Иванов; Смирнов-Сокольский; Боград. "Совр."; Боград, ОЗ (1, 2); Метьер; Муратова (1); Масанов, Архивы; РГАЛИ, ф. 378; ИРЛИ, Р. III; РГБ, ф. 178, ГЛМ, ф. 145; РНБ, ф. 1029, No 76, 79, 94, ф. 621, No 668, ф. 608, оп. 1, No 2527 и др. (письма ратным лицам), ф. 438 (Литфонд), ф. 236, No 174, ф. 118, No 1270 и др. (автографы стих. П.), ф. 118, No 59, л. 247--361 (библ. публикаций П.); РГИА, ф. 1343, оп. 27, д. 3466, л. 114 (копия м. с.), д. 3459. л. 22--52 и д. 3466. л. 104 об, (дело о дворянстве П.), д. 3459. л. 27--31 (копия ф. с. 1891 г.) [справка Л. М. Сеселкиной].

А. В. Кулагин.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 4. М., "Большая Российская энциклопедия", 1999

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru