* "Беловодье" -- сказочная страна, куда стремились старообрядцы. Таким Беловодьем оказался в XVIII ст. Бухтарминский край, где долгое время как старообрядцы, так и другие беглые, жили "сами по себе", т. е. автономной республикой. В конце XVIII ст., стесненные Алтайскими заводами, они сначала хотели перейти в Китайское подданство, но получили отказ, "объявились русскому государству" и были зачислены сначала в разряд "ясачных", а потом крестьян.
** РГАЛИ Ф.602. Редакция журнала "Красная новь". Оп.1. Ед. хр. 162. Л. 1--40.
Сыну моему посвящаю
1.Земля древняя
Темный нерукотворный Спас со строгими глазами, казалось, кивал при трепетном свете тяжелой хрустальной, на кованых серебряных подвесках лампады, тягучей как мед, речи такого же строгого, темного, с длинной белой бородой старца.
Кадильный дым -- синий, -- где свет хрустальной лампады ткал золотую паутину, и белый, как зимний туман, -- где конечные нити лампадной паутины терялись, ходил по прокуренной моленной, касаясь застывших лиц, собравшихся слушать чудный сказ о древней земле, о земле древнего обрядового безнарядья, именуемой Белыми водами, страной дальней и свободной.
"Объявитель сего раб Иисуса Христа, Кирилло, -- лился поток старцевой речи, а в правой руке его, как голубь, трепетала "тайна странническая", знак верующих, -- уволен из Иерусалима-града Божия в разные города и веси ради души прокормления, грешному же телу ради всякого озлобления. Промышлять ему праведными трудами и работами, еже работати с прилежанием, а пить и есть с воздержанием, против всех не прекословить, токмо Бога славословить; убивающих тела не бояться, но Бога бояться и терпением укрепляться, ходить правым путем во Христе, дабы не задержали беси раба Божия Кирилла нигде. Утверди мя, Господи, во старых заповедях стояти и от Востока Тебя, Христа, к Западу -- сиречь к Антихристу, не отступати. Господь просвещение мое и спаситель мой, кого убоюся. А кто мя ради веры погонит, тот яве ся с Антихристом во ад готовит".
Старец, повертев в руках желтую бумажку с уставными знаками тайны страннической, бережно поцеловал и спрятал за пазуху, потом встал и широко перекрестился длинными худыми пальцами на Спаса. Вперегонку с ним замелькали руки собравшихся.
Долго мелькали руки, слышались вздохи и отбивались широкие поясные поклоны. В чьих-то руках курилась струйка благовонного ладана и ритмично чакала медная кадильница с осьмиконечным крестом.
"Раб Иисусов, странник Кирилло, -- четко и раздельно бросил старец-уставщик, -- объяви нам свою тайну во имя Господа нашего Иисуса Христа. Аминь".
Все сели.
"Велика мать земля, -- снова полился мед старцевой речи, -- велика земля и неузнаны пути Господни. Не древние ли пророци и угодники святые предсказали нам, что по злобе первенец сатанин в мир приидет, и те, кои примут его суть, его верноподданные. Они поклялись ему, яко помазаннику, а он помазанник Сатаны; мы же не кланяемся ему, не приносим чести и покорения с Петра-немчинина всем государям и царицам и не хочем писаться в книги антихристовы и платить дани орлу двухголовому и души своей никонианской ереси в плен не даем имати. А за это за все муки тяжкие имеем и гонимы, как звери, на земле живем, в лесах скрываясь.
Но уходим мы из миру, а Антихрист по нашим следам идет, и вечно. И вечно, и всегда будет так, пока землю древнего благочестия не обрящем мы.
Смутные вести ходили о дальней святой земле, и многие усумнились.
И я, грешник, по слабости души моей, как Фома неверный, тако ж думал. Но сподобил меня, раба немощного, маломощного, Господь своими очами узреть ту землю.
Странник я по гроб своей жизни, бегун по духу моему. И был я во граде воеводском Тобольском, маломощна вера там, и был я во граде Тюменьском, а из града Тюмени в дальне-сибирские страны ходил. Был я у Ямышева озера в степи Джунгарской, где люди сибирские с азиатцами торг ведут.
Ходил в крепости недавние, Омскую, Семипалатинскую, да на устье реки Ульбы, где острожец Усть-Каменгорный стоит.
И встретил я старца веры твердой и великой, и тот старец сказал мне: "Решилась ныне истина, Антихрист угнездился на царском престоле и нет истинного священства на Руси".
А потом тот старец сказывал мне о земле Беловодской, путь ему ведом был туда от одного человека.
И пошли мы туда.
И далек тот путь и проход туда весьма труден. И там нужно идти неверными.
Двенадцать суток ходу морем и три дня голодной степью. И дойдешь до высокой каменной горы и через нее проход труден и отсюда еще дивно ходу. Всего три месяца с половиной надо идти. И вот пошли мы от той реки Ульбы в землю Беловодскую со старцем и сподобил нас Господь увидеть ее.
Дивно, за горами великими, за лесами дремучими, где белые воды текут, есть страна Божия. Сто сорок церквей там и при них много епископов, которые по святости своей в мороз босиком ходят. Жизнь там беспечальная. Нет в той стране окладов двойных, царских податей и повинностей.
Земли там хорошие, хлебопашественные, народ не мног и духом крепок, в реках быстрых, с гор великих исходящих, рыбы множество, а в лесах темных зверь черный и красный в изобилии плодится.
А самое главное и первое -- в Беловодье сохранилась вера старая, непомраченная, со всеми благодатными путями спасения. Занесли туда сокровище веры люди русские, от гонений еретика Никона бежавшие.
И совет держал я с тремя старцами схимниками, в пещере живущими.
И сказал мне первый старец, имя моего не спрашивая: "Раб Божий, Кирилл, вижу духом тебя и говорю тебе: "Никто не уйдет от Антихристовой печати, если на землю Беловодскую не ступит"".
Изрек второй старец мне: "Радостно сердцу моему; не умерла праведная вера Христова на Руси, иди в мир, Кирилла, а ты, Хрисанф (так старца спутника моего звали), оставайся здесь и молись за странников, с Руси идущих в землю Беловодскую".
Тут сказал мне старец ветхий, двадцать лет молчавший: "Мир -- блудница есть. В мире неудобь, можно сохранити добродетель и начати бегати мира и жить в пустынях. Но маломощному не под силу тот искус. Антихрист силен и долго его царство продолжится. Кто хочет праведной смерти и ограды против козней его, да не устрашится путей трудных и дальних в землю Беловодскую. Иди в мир и скажи так. Больше ничего не говори".
Старец замолчал и вздохнул в белую бороду. За ним тихо вздохнули все и в моленной наступила тишина.
-- Чего ты нам присоветуешь? -- спросил голос.
"Ничего, -- ответил старец, -- ничего, родимый, я только труба недостойная".
И трепетно звеня и срываясь, заговорил Иосаф: "Это перст Божий, то перст духа. Разве не в аду мы живем? Ныне среди людей не осталось ни Бога, ни православия, ни веры. Разве не в аду мы живем, разве не ждет нас ад? Разве мы соблюдаем чистоту, живучи в мире? Разве не кругом нас табачники и бритоусцы? День страшного суда близок, не спасут нас белые одежды и гробы холодные. Не спасет нас огонь чистительный. Через сожжение тело сжигается. Может ли огонь душу спалить? Разве не идет смятение в наших сердцах, разве не отстали слабые от веры праведной из-за пыток мучительных? И дети наши: "корень горести выспрь прозябаяй" {Т. е. курят табак.}. Мое слово, может, и не по чину сорвавшееся, -- наперед старших, но я готов принять мучения великие и смерть, но пойти в страну Беловодскую".
Как лопнувшая струна, оборвался голос, и снова родилась тишина в моленной.
И слышал старец, что духом многие в страну Беловодскую ушли и новый мед розлил он -- сладкий и пахучий по дрогнувшим сердцам.
"Я пришел по указу святителя, я никого не зову с собой. После благолепия Беловодского тяжко мне здесь, как в темной яме острога за стражей великой, в железах.
Язык мой немощен обсказать все о древлей земле. Кто пойдет со мной, кто возьмет крест Иисуса, будет мне братом-попутчиком".
"Мы с тобой", -- дрогнуло несколько голосов. Позвякивая кадильницей, Иосаф соскочил с лавки и неистово закадил на лик Спаса.
Люди, охваченные видением Беловодья, поднялись и запели радостно и протяжно: "Спаси, Господи, люди твоя и благослови достояние, победи благоверным рабам твоим на сопротивные даруй и своя сохраняя крестом люди".
А там, за высокими алмазными хребтами для незримых очей духовидцев горела куполами многих церквей земля древляя, земля правой веры, земля Беловодская и колокольным звоном многих звонниц звала к себе.
2. За Камнем
Неизведанными путями, нетореными дорогами пошел народ в землю Беловодскую из лесов Уральских, с заводов царских от тяготы великой, от гонений за правую веру, минуя заставы крепкие и хитрость воеводскую.
"И стала великая пустота в селах тех, -- писали воеводы, -- и убыль царской казне".
Но народ, что великая, буйная, полая вода -- запрудой ее не удержишь, когда многие врозь идут.
Напрасно бирючи, по древнему обычаю, кричали в уездах по торгам и малым торжкам о беглых тех людях, бежавших в лес и поле, о воровстве их и строгом царевом указе.
Никто не слушал бирючей, памятуя тягость свою.
Дивно с вожаком старцем Кириллой вышло, и много на пути пристало гулящих беглых людей.
Кто от судового государева дела бежал, а судовое дело-то тяжелое: "били за него нещадно на правеже и <в> тюрьму бросали, а тюрьма земляная, -- рассказывали царские плотнички, -- мы оцинжали и перепухли с голода, некоторые умерли, а слабодушные давили и резали до смерти себя от того судового дела".
-- Как не принять тех людей, -- судили беловодцы и принимали их, -- не помешают.
Много на Руси несчастных, не одни царевы плотники.
Пристали к беловодцам и холопы беглые, от неволи боярской бежавшие, и крестьяне монастырские, от монастырского смирения, смотря по вине, бежавшие, и солдаты петровские, и крестьяне-бобыли из разных вотчин, и другой всякий люд.
Твердой рукой вел Кирилла, видно запомнил путь дальний в землю Беловодскую, да приключилась с ним хворость.
Сначала перемогался старец, не подавал виду людям, только желтел лицом, глухо кашлял, мерз ночами.
Но осилила его хворость, занедюжил, ноги отказались служить, лег в телегу под бараний тулуп в июньскую жару и сухим костлявым пальцем указывал путь.
"До места бы, -- вздыхали беловодцы, поглядывая на воскового Кириллу, -- до места бы дошел".
Не случилось так. Накануне Петрова дня многие слышали вечером: петух поет. Петуха никакого и нет, а слышится, мерещится.
Не к добру петушиное пение к вечеру -- к покойнику.
Оно так и случилось.
Только светать начало, еле брезжить, стал звать Кирилла народ.
Повскакали, кто спал, растолкали, подошли к старцу. Сел он на телеге, вздохнул, закашлялся и только и успел сказать: "Смерть пришла, смертушка. Простите меня... Иосаф, веди далее народ. Умираю я".
Повалился Кирилла и дух испустил.
Горевал народ, плакал, больше всех Иосаф убивался, ближе всех он к старцу был -- огненностью своей полюбился ему.
Выкопали на пригорке могилу, выдолбили колоду, снарядили старца, пелены наложили и с молитвами и со слезами в землю закопали, а на холмик колья положили, да медный крест над могилой в сосну врезали.
"Тебе, Иосаф, старец наказал вести. Будь вождем, веди", -- сказал народ.
Закраснелся Иосаф и заплакал: "Братья мои, -- сказал он, -- может, вы думаете, что, дай ему царство небесное, рай Иисусов, старец Кирилла мне путь в Беловодье открыл. Все собирался старец открыть мне путь... Так и не собрался. Какой я вам вождь и передовщик, когда пути не знаю, в первый раз в этих местах. Ослобоните, люди добрые, меня".
Еще больше закручинился народ.
"Тогда старики, пусть старики рассудят, это их дело. Пусть выручают, обезножели мы".
На этом все согласились.
Старики оставили народ у табора, а сами в лес пошли на беседу, совет держать.
Долго старики разговаривали, народ томился, тоже совет промеж себя держал. Маломочные каялись, что на край света пошли.
Пришли старики и такое слово молвили:
"Слыхали мы примерно от покойного старца Кириллы, где земля Беловодская, а истинно, где она есть прямой дорогой, нам неведомо. От одного берега мы отплыли, а к другому не пристали. Может, Беловодье ближе, чем думаем. Решили мы идти вперед, пока сил хватит, а не найдем пути, не допустит нас Господь, выберем место пашенное, осядем, где Господь Бог рукою щедрой рассыпал всякого добра на поживу человека. Силы наберем, передовщиков пошлем разведовать о Беловодье, а может, Господь Бог пошлет и человека, знающего о стране Беловодской. Вот все, что Господь нас надоумил от нашей глупости и от нашего разума вам присоветовать. Кто может лучше присоветовать -- послушаемся".
Лучше никто не присоветовал, и пошел народ своим путем без твердой руки старца, искать землю Беловодскую, пошел без веры в сердце, уповая на благость вышнего.
Не оставил старец покровительства своего. Темной ночью, когда все спали, пришел он к Иосафу, белый, распеленанный, и сказал ему:
"Ты не бойся, дурачок, меня, я Кирилла. Вижу скорбь вашу и пришел к тебе. Пока я только до третьего неба дошел, буду наставлять тебя, а когда сподобит Господь на седьмое небо подняться, оставлю. Не горюйте, на верном пути вы. Идите дальше, близко земля Беловодская, а путь вам я показывать буду. Припади к земле и колокольный звон услышишь. Это я ангелов буду просить, чтобы в мир они врата открывали и небесный звон вам слышно было".
"Отче, -- взмолился Иосаф, -- укажи лучше путь мне, при жизни своей праведной ты обещал мне, да смерть твоя помешала. Укажи, благодетель, великое облегчение было бы народу".
И потряс тут старец бородой и строго сказал Иосафу:
"Иосаф, сын мой, в безбрачии жизнь я провел и неведом мне птичий грех, сыном по духу зову я тебя. Не могу я открыть тебе пути, ибо я умер и уста мои запечатаны".
Благословил старец Иосафа и тихонечко в лес ушел.
Утром коротко старикам Иосаф сказал: "Видение мне было", -- и рассказал по порядку.
Подумали старики и, указывая на чудские бугры, что на правом берегу реки Убы в землю вросли, сказали Иосафу: "Не болтай пока народу о видении, может, от этих могил наваждение идет".
Прошло два дня и ятно услышал Иосаф колокольный звон, так ятно, что не утерпел и стариков позвал.
"Слушайте, может, меня обводит, припадите к земле. Колокольный звон многих церквей я слышу".
Припали старики к земле. Слушали. Кто слышит, кто не слышит. По праведности видение открывается. Под конец все стали слышать и народу об Иосафовом видении и о звоне колокольном многих церквей небесных объявили.
Острог Устькаменогорский обошли, что на реке Ульбе стоит, о котором старец Кирилла сказывал, дикими тропами пошли, а все же стороной узнали, что за камнем земля богатая, где жить в легкости можно и никто там не сыщет.
Тут вскоре второе виденье Иосаф увидел. Пришел старец Кирилла, с просветленным лицом, вокруг головы венчик золотой святительский горит, и посмотрел он на Иосафа ласково и в легкости молвил ему:
"Скоро предстану пред лицом самого Господа Бога, на седьмое небо взойду. Пришел к тебе проститься до встречи в садах райских. Слушай, Иосаф, ведомо мне, народ устал, ропщет народ на дальность пути, место дикое. Маловерных число умножается. Вижу я, скорбишь ты духом о маломощности плоти и духа людей. Все время тебя думы не оставляют. Извелся ты совсем. Слушай, Иосаф, сын мой нареченный, близко есть река, край дикий. Пусть народ отдохнет. А сам не теряй веры, ищи страны Беловодские, ищи. Да будет Иисус Христос с тобою. Аминь".
Благословил старец Кирилла Иосафа и как дым стаял, не дал слова молвить.
Объявил видение свое Иосаф старикам, а старики народу, и порешил народ идти до пригожих земель и отдых иметь недолгий, чтобы с новыми силами дальше странствовать.
Еще шли три дня, а потом старики созвали сотоварищество и собрались все в круг.
Самый старый, Иван Хмелев, объявил народу:
"Дали мы зарок идти три дня. Прошло три дня, и теперь нам надо наше житье временное обсудить. Шли мы сотовариществом, как одна семья, людно. Теперь конец пути. Земля здесь большая и свободная, места много. Пусть каждый любует место для житья себе, строит починочек. Жить мы будем сотовариществом, дела наши решать миром. От врагов наших защиту держать дружно -- скопом. Кто жаждет пустынного житья, пусть идет с Богом за наши грехи молиться".
Иван Хмелев поклонился.
Зажужжал народ, обрадовался: умаялся и отощал от дальнего пути, и на житье временное, на новых местах согласился.
Только Иосаф духом скорбел о земле Беловодской.
Разбрелся народ врозь вскоре. Затюкали топоры в глухих лесах, закурился дымок на починках, выгоняя зверей вверх к алмазным белкам.
Вместе со зверями ушел неспокойный духом Иосаф на пустынное жительство в горы, ближе к Богу.
3. Каменщики
Путников Кирилловых тридцать душ пришло на землю новую. А земля та новая не совсем пуста была. На реке Ульбе за хребтом, Холозуном именуемом, люди старой веры, хотя в малом числе, но живали. А дальше за ущелинами горными жили иноземцы азиатцы киргизские, а подале еще царство Китайское начиналось, Богдо-Хану подвластное.
Радостная встреча произошла с теми тремя людьми, которые спервоначалу за Холозуном жили.
Расселился народ по рекам Бухтарме, Белой, Язовой и другим, которым имени было не дадено. Кто избы построил из кондового леса, берестом покрыл, кто в пещерах землянушечки настроили, а праведники в горы ушли.
С народом тамошним киргизьем и калмычьем ознакомились, скота немного выменяли и о хлебушке на новых местах стали думать.
Плохо было одно -- в тамошних местах соли не было, а без соли какая еда для крещеного человека, слабость телесная от несоленой еды доспевается.
На реке, Безымянной прозванной, а потом Околелихой она стала, поселились пять душ: Иван Околелов с бабой Ульяной, да двое братьев Порогудовых -- Макся с Лукой, да старик Соврасов Козьма. Неподалеку в горах Иосаф спасался, около сотоварищей прокармливаясь.
И вот как встреча произошла с людьми теми, в горах укрывшимися.
Скучал Иосаф, духом мутился, все в настоящее Беловодье стремился, не находил себе покою. То молился в своей пещере, слезами обливаясь, то в Околелиху шел, лошадь брал у братьев Переваловых и куда-то ездил, а то и пешком ходил.
Стал народ о соли скучать.
И пришел тут Иосаф к Ивану Околелову:
"Немочно мне, -- говорит, -- чует сердце, народ на здешней земле обживется и о земле Беловодской забудет".
"Большую тяготу ты на себя взял в летах молодых, -- на это слово Ульяна ответила. -- Другой ты совсем стал после смерти Кирилловой, царство ему небесное".
"Одна надежа есть, -- сказал Козьма, -- ты не горюй шибко. Соли в здешних местах нету, народу не выдюжить. А мне заметно, земля та Беловодская близко, если Господь в здешней местности соли не сотворил".
Макся Перевалов, черный да волосатый, почто его больше Черным Максей звали, не твердый в вере человек, приобретательный, усмехнулся да и брякнул:
"Что горюешь, соболи здешние добрые, мест скотопитательных и пашенных достаточно. Народ в безвестии будет жить, как в своем царстве. Вот ежли ты о соли позаботился, соли поискал, дело бы доброе сделал".
Ничего не сказал Иосаф Максе Черному, перекрестился и вышел.
Неделю не спускался с гор, а через неделю пришел с тремя людьми, сам четвертый и сказал:
"Послушал тебя, Макся, пошел соль искать, нашел людей веры истинной, весть о старце Кирилле получил".
И после этих слов все по порядку рассказал:
"Правильно ты, Макся, сказал. Если соли не будет, народ обессилит и не дойдет до Беловодья. Ты не так сказал, а я обдумал по-другому. Пошел я бродить. Дошел я до устья реки Черной, до заимки Архипа, пошел дальше и набрел я на пещеру, а в пещере той соль увидел. Обрадовался я немало, взял на язык, отведал. Нет, не соль, земля, соли подобная. Дальше пошел и дорогою на другую пещеру наткнулся. Дымком нанесло. Думал, почуялось. Нет. Людей нашел. Вот они сами..."
Угостили тех людей, чем Бог послал. Поели они немного, и старшой из них свою жизнь за Камнем обсказал:
"Пришли они втроем, как есть и в эту пору, чтобы жить в легкости, старую веру сохранить в чистоте.
Сначала жилье свое обосновали на реке Ульбе за хребтом Холзуном. Потом к ним четвертый пристал, странник Кирилла, в Русь направляющийся.
Недолго пожил Кирилла, пошел дальше. Поймали его. Спрашивали, кто такой, откудова родом. Где жил. Близко казаки ходили от нас, думали, что откроют.
Не открыли, видно, Кирилла не выдал.
Испужались мы, бросили свое жительство, дальше в камни ушли. Потом проведали, когда ваш народ пришел. Боялись открыться. А дальше, знаете, инок Иосаф нас открыл, и сердце радостью наполнилось. О земле Беловодской ничего не знаем, и старец Кирилла нам про то не рассказывал".
Приняли Околеловские людей пришлых в сотоварищество. Построили они зимовье рядом и зажили.
Вскоре проведал народ о стране вольной, к тому же рудное дело в горах Алтайских князьев Демидовых стало шибко развиваться.
Сначала не слышно было о заводах княжеских, а потом, когда крестьян в кабалу записали и тяжесть жизни учинилась великая, народ валом пошел за Камень на реку Бухтарму -- земли вольные.
Сказывают, сначала шмельцеры Битков и Плотников бежали. Словили их власти царские, под кнутом их о бегстве допросили, и сказали они: что в землю Бухтарминскую бежали, чтобы никто их никогда отыскать не мог и чтобы жить в легкости.
С этих пор весть пошла о Камне, больше пошел народ в бега, чаще посылались солдатские команды, и жизнь беспокойнее стала.
Киргизишки тоже не дремали, пакостили. А китайцы им помогали и оберегали.
Началась волчья жизнь, тяжелая, но вольная. Закалялся народ в безначалии и про Беловодье забыл.
Скорбел инок Иосаф, не сходил с горы из своей кельи, ел мало, святым духом подкармливаясь, и, когда приходил народ (чудесную силу он приобрел), укорял в малосильности:
"Плотью к земле мы прилепились и забыли о земле древлей. А, может, Камень перевалить, да землю Китайскую перейти, обрели бы мы землю истинную".
Хмурился народ приходящий, а иногда и отвечал:
"Земля здесь не пахана, хлебородная, одно только беда -- соли нет".
А охальник Макся Черный не стеснялся инока и говорил:
"Без соли еще дюжить можно, а без бабы совсем чижало".
Сорамшинник Макся, а инок все же снисходительно относился:
"Эх, Макся, Макся, брехун ты, а доброй души человек и в бабе гибель твоя".
Слово за слово предсказал инок Иосаф про Максину гибель и про первое убийство на Бухтарме.
Снюхался Макся с Ульяной -- бабой Околелова. Не хотел бабу делить. Отделиться захотел. Построил себе избу новую, переманил Ульяну. Баба-дура, ушла, и жить с ней стал.
Не стерпел Околелов, к старикам и народу обратился.
"Грех пошел, старички почтенные, -- начал он обсказывать свое дело. -- Макся Черный Ульяну переманил. Я спорить не стал из-за бабы, но грех тут идет. Надо змея убить".
Недолго старички судили и порешили:
"Вернуть Ульяну к мужу, а Максю пристыдить".
"Неправильно, -- взъерыжился Макся, -- раз баба ушла добровольно, пусть Околелов на Руси себе добывает другую. У бабы душа есть. Бабы были святые угодницы. Так решать нельзя".
"Ты закон не ломай, -- ответили старички, -- смуту не сей, а то на тебя управу найдем".
"А если так, -- крикнул Макся, -- то и я управлюсь с вами".
Плюнул и ушел.
Как старики постановили, так и все произошло. Ульяну к мужу палкой березовой пригнали, а Макся куда-то скрылся. Не стало, как сквозь землю сгинул.
Немного прошло время -- объявился Макся, да не один, а с командой воинской, знать, недоброе задумал.
Сбудоражился народ.
"Ратуйте, кто за веру православную, кто против антихриста и никониан поганых", -- клич пошел.
Собрался народ на конях, оборужился и силой пошел, а вперед для розыску передовщиков-дозорщиков выслал. Пошли тропами дикими, где козлы одни ходят, навстречу воинской команде.
Выследили и схоронилися, а когда ночью солдаты стали кашу варить, пальбу открыли.
Испугались солдаты, бросили кашу и в бегство обратились. Мало ушло, все больше косточки свои в долинке схоронили.
Не ушел и злодей Макся Черный, подстрелили его, как козла горного, изловили и на суд народный доставили.
"Твоя вина известна. Помолись перед смертью", -- сказал суд народный.
Не задумался Макся.
"Ладно, помолюсь, -- ответил, -- но наперед хочу у инока Иосафа исповедаться. Поди в этом мне не откажете".
"Черного кобеля не вымоешь добела", -- сказали старики, но за Иосафом послали.
Пришел он, исповедал и горько так молвил:
"Макся, не я ли тебе сказал о твоем смертном дне. Вот он пришел".
Потом Иосаф к миру обратился и огненно укорил мир:
"Маломощные, судом человеческим вы судите", -- крикнул он и, не взглянув ни на кого, ушел на горные выси.
Задумался мир после этих слов.
"А правильно сказал Иосаф, -- судили старики, -- надо суд Божий".
-- Верно, верно, -- вторил народ.
И тогда вышел Иван Хмелев, поклонился миру и веское слово сказал:
"Не дадено людям судить своей рукой. Не хотим мы убийства Макси. Пусть будет суд Божий. Возьмем, свяжем плот, посадим Максю, дадим ему еды на два дня да шест в руки да пустим в Бухтарму. Коли выберется Макся, Бог не судил умереть ему, потонет -- Божья воля, Божий суд".
Согласился народ с Хмелевым. Живо связали ветхий плот, который и курицу не выдюжит, посадили Максю, дали ему шест в руки да ковригу бросили, как псу, и от берега толкнули.
Завертелся плот, закружился и понесся по быстрой реке, кувыркаясь через камни, как щепка малая.
Не пристал Макся Черный к берегу, так и умер без погребения.
4. За солью
Перевалили в степь.
Поехали в Кулунду за солью. Артель собралась в пять душ: Егорка Бугров, Лука Перегудов, Алешка Быков, Васька Загуменный да инок Иосаф. Перед отвалом инок к артели пристал. Смеялся народ шибко: "Инок, одначе, за бабой поехал", -- говорили зубоскалы.
В каменщиках баб было мало, все мужики, а поэтому за бабами, как за зверем, охотились, -- воровали на Руси.
Степь не Камень. Простор великий, трав обилие и мрачности нету. Как на ладони все.
За Камнем лес и горы небо заслоняют, а в степи до самого края, где земля с небом сходится, все видно. Колочки зеленеют, березки богомолки стоят, сосняк, увальчики малые, озера, как горная слюда, в траву брошенная, на вольном солнце блестят.
Нету строгости в степи, радости в ней, солнца больше, и для спасения души по этому самому она мало пригодна.
Взять хотя бы журавля, птицу длинноногую, посмотришь на него, как около озера он топчется, невольно смех берет.
Васька Загуменный, когда колком ехали, вперед ушел да и затянул во все горло без чина всякого:
"Птица райская, завомая Сирин,
Глас ее в пении весьма силен.
На востоце, в Эдемском рае пребывает,
Непрестанно пение красно воспевает.
Праведным будущую радость возвещает.
Которую Господь святым своим обещает.
Временем влетает и на землю к нам
Подобно сладкопесенно поет, якоже и там.
Всяк бо человек, во плоти живя,
Не может слышати гласа ея.
Аще кому слышати случится,
Таковый от житья сего отлучится,
Но не яко там он пребывает,
А вослед ея теча над умирает".
"Нашел место песню петь, -- недовольно буркнул Лука. -- Егорка, догони его да заткни ему печурку".
Егорка поехал нагонять Ваську, но тот уже перестал петь.
"Пусть поет, -- проговорил инок Иосаф, -- засиделись мы в темноте за Камнем, а теперь как-то душе свободнее. Петь не грех. Слышишь, как птицы гладкогласно поют, от радости".
"Чудной Иосаф, -- подумал Лука, -- то праведность великая его разбирает, то соблазн одобряет. Нетвердой души человек".
Не высказал своих дум Лука, а только Иосафу сказал:
"Петь здесь не место, могут киргизы перенять. Жизнь наша волчья", -- и недовольно плюнул в желтые душистые цветы.
"Далеко, што ли?" -- спросил Алешка Быков.
"Хватит еще, паря, похлыняем", -- ответил мрачно Лука, который на обратном пути замыслил добыть себе бабу.
Не выходит из головы. Думал он, склонив голову: "Маломощна плоть, видно, нашего роду Перегудовского. Макся, царство ему небесное, сгиб от плоти".
Вечером в колке станом стали. Похлебку сварили, бадану {Бадан -- Saxifraga crassifolia, растение, употребляемое вместо чая.} попили и спать легли, чтоб до свету выехать.
Инок Иосаф молиться остался, да за однемя и караул держать.
Как раз в эту самую ночь и случилась беда.
Киргизишки учуяли. Днем в стороне держались, издали по следу шли, а ночью колок обложили кругом и осаду повели издали.
"Отъели мы шанежек да каралек", -- начал было Васька Загуменный, да сразу притих, когда киргизья, как волки, завыли.
"Богородица в головьях, -- лязгая зубами, начал Лука, -- андели по стенам, архандели по углам, вокруг нашего дома каменная ограда, железный тын, на каждой-то тынинке по маковке, на каждой-то маковке по крестику, на каждом крестике по анделу и по арханделу. Андели, архандели, спасите нас в сегодняшнюю ночь от врагов-супостатов".
Пригодился тут инок Иосаф. Сразу верховодство взял.
"Васька, иди к лошадям и вяжи к деревьям ближе, -- командовал он, -- а вы, сотоварищи, порох на полках перемените, кремни направьте и место поудобнее выберите и, когда скажу, стреляйте".
Сделали, как сказал инок. Потом он новое надумал, когда Васька вернулся.
"Иди, Васька, запаливай на той полянке костер".
А в темной степи выли киргизы, сила их была, и ближе все вой слышался.
На полянке, на самом конце колка, пламя к небу взметнулось -- Васька сушник зажег. Завыли пуще прежнего киргизы и давай поливать стрелами из темноты по костру.
"Теперь стрелять приготовляйся ты, Лука, да без промашки, сейчас киргиз на огонь налетит", -- распоряжался инок.
И верно, близко к костру удалой джигит подлетел на коне.
"Господи, сподоби", -- приложился Лука, и не стало джигита, а конь, как стрела, в степь ускакал.
Стих вой киргизский, видно, коня джигитова ловили, а тем временем Иосаф приказ отдал:
"Не устоять нам против силы киргизской, много их, как волков, садись на коней и поедем в степь, может, выедем из орды".
Киргизы растерялись от одинокого выстрела, изловили коня и завыли еще громче и звонче, а тем временем каменщики в правую сторону колка ударили, потом в степь выехали и мимо киргиз проехали. Не поняли, видно, киргизы, за своих приняли.
Перед утром дождь сильный ударил и стер следы конские и выручил артель из беды великой, погони киргизской. Всю ночь под дождем ехали каменщики, далеко ушли вперед к соленым озерам, от соли не отступились: полные кожи повезли за Камень.
На обратьи другой дорогой поехали: Лука настоял -- беспременно бабу надо залучить; на слабость плоти жаловался.
Артель думала, что инок заупрямится, а он сразу согласие дал:
"Поедемте, только без убивства бабу добывать", -- сказал он.
Поручило и на этой охоте каменщикам. Покос стоял на Руси. Покосы от деревень дальные, которые за тридцать верст будут. Вот и порешили ехать покосами, так как на покосах малолюдство: семьями косят, да и от скорой погони можно быть в безопасности.
Ехали с опаской от начальства, да и от крестьян тамошних. Мужик ведь не киргизишка, со сноровкой человек.
Заприметили один покос. Вдалеке станом стали. Ваську, как помоложе да побойче, разведовать послали.
Поехал Васька, песню запел, да на кержацкое пение-гнусение та песня больше походила, чем на скоморошество никониан.
Подъехал. Видит, два мужика, три бабы косят. Поздоровкался, слез с коня. Мужики сумнительно посмотрели, да не растерялся Васька:
"Твое прозванье как будет?" -- после здоровканья спросил он рыжего мужика.
"А тебе что?" -- ответили мужики.
Тут Васька как ни в чем не бывало и говорит: "Мне-то незачем, да вот начальство с заводу приехало и всех мужиков требует в деревню. Я с начальством пришел, нездешний, ну вот по покосам искать поехал. Начальство значит послало".
"Ястри его, -- выругались мужики, -- и всегда этому начальству в страдно время приспичит".
А потом пристально на Ваську посмотрели да и брякнули:
"Раз ты с начальством приехал, тогда бумагу показывай. Без бумаги не поедем".
Струхнул Васька и думает: каку им бумагу представлю. А мужики побойчели, пристали: "Показывай, а то тебя живой рукой свяжем".
"Бумагу вам показывать не след, -- ответил он, -- так как от начальства воли не имею, а раз вы угрозы наговариваете, так покажу я вам бумагу".
Вынул с груди молитву с ангелами, расписанными лазурью, и показал мужикам.
Как взглянули мужики на ангелов, лазурью расписанных, так и ахнули, давай вшей чесать.
"Вот тебе, паря, и покосили", -- говорят друг другу.
Тут Васька опять маху не дал:
"Че, -- говорит, -- покосили, бабы-то у вас зачем, пусть бабы косят, а вы езжайте, а мне ближний покос укажите, поеду дале народ собирать".
Мялись, мялись мужики и порешили: баб косить оставить, а самим в деревню ехать. Ваське покос ближний рассказали.
Поехал Васька, как будто на покос, а сам кругом да кругом, да к артели и вернулся.
"Ну, Лука, быть тебе с бабой", -- сказал он и объявил все как было.
Обождала маленько артель, чтоб мужики уехали да стемняло. А когда стемняло, поехали на покос. Тихо подъехали, даже собак не разбудили, к табору пошли.
Залаяли собаки, заревели бабы, бежать было хотели. Да где им! Изловили двух девок, одну молоденькую, другую постарше. Связали их, да и на коней.
Всю ночь ехали без отдыху, перед утром коням дохнуть немного дали, поехали дальше. Погони боялись. Ушли благополучно. Девок развязали и дорогой же делить начали. Васька взял помоложе -- Марью, а Лука постарше -- Катерину.
А когда на знакомые тропы выехали да к Камню стали подъезжать, облегченно вздохнули.