Подъячев Семен Павлович
Подъячев С. П.: биобиблиографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ПОДЬЯЧЕВ, Семен Павлович [29.I(10.II).1886, дер. Обольяново (ныне Подьячево) Дмитровского у. Московской губ.--17.II.1934, там же) -- прозаик. Окончил сельскую школу. Один год учился в Череповецком техническом училище, которое вынужден был оставить из-за бедности. С этого времени начинается его самостоятельная жизнь. Приходит в Москву, где работает наборщиком в типографии, сторожем на железной дороге, дворником. Вновь возвращается в деревню, нанимается батраком к помещику, трудится на торфяных болотах. Живет в монастырях в качестве рабочего и послушника. На время уходит в Петербург. Вскоре возвращается в свою деревню, чтобы уже окончательно поселиться в ней и вести жизнь простого крестьянина.
   Писать начал с детства, писал стихами, затем обратился к прозе. Первые печатные произведения П.-- рассказы "Осечка" и "Встреча" -- появились в журнале "Россия". На П. обратили внимание, когда в журнале "Русское богатство" появились его очерки "Мытарства" (1902), "По этапу" (1903) и повесть "Среди рабочих" (1904). Эти произведения имеют автобиографический характер. Их содержанием стали пережитые автором "мытарства", типичные для тысяч русских мужиков, волею обстоятельств вовлеченных в процесс "раскрестьянивания". В очерке "Мытарства" описываются страдания деревенского человека, очутившегося в поисках заработка в Москве. Писатель создает галерею людей "городского дна", представителей разных социальных классов: здесь и впавшие в нищету крестьяне и рабочие, и спившийся дворянин со всеми чертами моральной деградации. Страшные картины московское работного дома, описанные П., потрясли общественность. На очерки откликнулись В. Г. Короленко, М. Горький, А. С. Серафимович.
   Большое значение для П. имела революция 1905 г. Уже в преддверии ее он создает повести "Среди рабочих" о судьбе деревенского пролетариата. Эта повесть правдиво передает настроение беднейшего крестьянства накануне революции. В повести широкой панорамой представляя на жизнь старой русской деревни и вместе с тем показано появление ростков нового сознания в ней. П. создает яркие самобытные образа крестьян, всех их объединяет острая ненависть к угнетателям. Впервые у П. появляется персонаж (кузнец Журлов), который способен открыто бросить вызов "хозяевам жизни". Хотя события 1905--1907 гг. не нашли прямого отражения в его творчестве, эти произведения свидетельствовали об умении писателя чутко откликаться на ход времени. И в лучших произведениях, написанных между двумя революциями деятельная активная личность утверждается как эстетический идеал (Демьян из очерка "У старверов", 1907; Маркел из рассказа "Разлад", 1908). Рождение нового социального сознания в "маленьком человеке" показано в повести "Забытые" (1909). В центре повести жизнь "забытого" историей человека, пьяницы и неудачника Даенкина. Но ветер истории коснулся и таких, как он. В "забытом" человеке появляются ростки нового сознания: стремление жить жизнью страны, жажда улучшения жизни. Так появляется в творчестве П. тема обновления.
   Но в большинстве произведений П., написанных до 1917 г., показана старая русская деревня, тяжелая жизнь крестьян, доведенных до крайней степени нужды столыпинской реформой. Рабская психология мужика, его темнота, забитость, семейные неурядицы, доходящие до открытой вражды, мучения женщины, страшная участь детей -- все это глубоко правдиво отражено в рассказах: "У староверов", "Разлад", "Тьма" (1908), "Зло" (1909), "Семейное торжество", "Жизнь и смерть" (1910), "Шпитаты" (1913), "На площадке вагона" (1915), "За грибками, за ягодками" (1916). Писатель не боится показать, как в этих страшных нечеловеческих условиях люди, ожесточаются, морально деградируют, и в то же время он дает понять, что не они в этом виноваты. "Семен П.,-- писал М. Горький,-- рассказывал о деревне... задумчиво, не громко и всегда как бы в тоне вопросов: -- Разве это все можно считать человеческой жизнью? Разве такими должны быть люди? Но разве в этих условиях могут они быть иными?" (Семен Подьячев. Предисловие // Подьячев С. П. Полн. собр. соч -- Т. 1.-- С. 6). Часто его произведения заканчиваются трагически: "Разлад", "Тьма", "Жизнь и смерть", "Как Иван "провел" время" (1912), и мн. др.
   Большой цикл составляют рассказы о сельских хищниках. Кулаки, трактирщики, попы, лавочники изображены в рассказах: "Семейное торжество", "Разлад", "Тьма", "Благодетель" (1914), "Неприятности", "С новостями пришел" (1914). Вершиной сатирического цикла о богатых людях села является рассказ "Карьера Захара Федорыча Дрыкалина" (1915).
   Произведения, написанные в годы империалистической войны, выражают недовольство политикой царизма и полны ожиданий скорых социальных перемен: "В трудное время", "Обыденное" (1914), "Дезертир" (1915), "За язык пропадаю" (1917) и др. "Со всех четырех сторон ветер нам встречу",-- образно говорит об этом герой П.
   Большое значение для творческого становления П. имели его дружеские связи с В. Г. Короленко, И. М. Касаткиным и особенно с М. Горьким. Около 50 лет П. был бесстрашным бытописателем русской деревни. Творческую манеру писателя составляет знание русской деревни, наблюдательность, драматизм и предельная простота повествования, ощущение исторического времени, богатство народного языка. П. был достойным продолжателем традиций писателей-демократов 60 гг.: Решетникова, Левитова, Г. И. Успенского и др.
   Не все художественно равноценно в большом литературном наследии П. "Ваша сила -- знание быта и наблюдательность, слабость -- однообразие и громоздкость формы",-- писал ему Короленко (Короленко о литературе.-- С. 572). Многие описания натуралистичны, концовки некоторых произведений откровенно морализаторские, много вульгаризмов в языке персонажей.
   Революцию 1917 г. П. встретил с большой радостью и сразу же активно включился в общественную жизнь. Будучи заведующим волостным отделом народного образования, он много делает для своего края. Несколько лет был председателем объединения крестьянских писателей. В 1918 г. стал большевиком.
   По-прежнему в центре внимания писателя жизнь деревни. Основная тема послеоктябрьского творчества П.-- утверждение новой жизни ("Нашел", 1921; "Новые полсапожки", 1922; "Папаша хресный", 1924) и борьба с пережитками прошлого в сознании крестьян ("Письмо", 1924; "Сквозь строй", 1925; "Бабий агроном", 1926).
   Большой цикл рассказов составляют произведения о врагах Советской власти, не останавливающихся перед убийством: "Семейный разлад" (1922), "Злобная тьма" (1923), "Комолая злоба" (1928). С годами росло сатирическое мастерство П. Зло смеясь, по-щедрински, он резко отрицательно изображает "примазавшихся" к Советской власти и забюрократившихся коммунистов, превратившихся в "вельмож": "Комиссар" (1923), "Сынок приехал" (1926), "Репетиция", "Отдыхающий", "Доходная статья" (1927), "Сынок" (1928).
   Последнее, произведение П.-- автобиографическая повесть "Моя жизнь" (1924--1934), написанная по совету М. Горького.
  
   Соч.: Полн. собр. соч. / Вступ. ст. М. Горького и критико-биографический очерк И. Кубикова.-- М.; Л., 1927--1930.-- T. I--II; Избр. произв. / Вступ. ст. Н. И. Пруцкова. -- М., 1951; Избранное / Вступ. ст. А. К. Котова.-- М., 1955.
   Лит: Короленко В. Г. О литературе.-- М., 1957; Макина М. А. Семен Подьячев: Литературный портрет.-- М., 1981; Котов А. К. Статьи о русских писателях. - М., 1986.

Д. У. Якибова

  
   Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
   Том 2. М--Я. Под редакцией П. А. Николаева.
   М., "Просвещение", 1990


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru