Погодин Михаил Петрович
Исторические афоризмы
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Погодин Михаил Петрович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1834
Обновлено: 06/10/2018. 208k.
Статистика.
Статья
:
История
История
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Погодин М. П. Избранные труды / М. П. Погодин
М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. -- (Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времен до начала XX века).
ИСТОРИЧЕСКИЕ АФОРИЗМЫ
Предисловие
Издавая в свет свои Исторические Афоризмы, я должен предупредить читателей об их происхождении и настоящем назначении.
Это суть мысли, кои в разные времена приходили мне в голову при чтении сочинений о разных исторических предметах, при размышлении об Истории, и кои я записывал в свою памятную книжку. Лаская себя надеждою, что от некоторых из них не откажется, может быть, и Наука, я назначаю их, впрочем, теперь преимущественно для моих слушателей, чтоб доставить им темы для рассуждений, бесед, ученых состязаний, -- чтоб обратить их внимание на разные происшествия, пропускаемые в Историях, особенно наших, -- дать примеры, со сколь разных сторон можно рассматривать исторические явления, -- и содействовать к изощрению их исторического рассудка, к образованию в уме их понятия, что есть История, и чего в ней, по моему мнению, искать можно и должно.
Сообразно с этой целию, мне не нужно было давать своим Афоризмам никакой искусственной формы, приводить их в порядок или систему. Я оставил их так, как они родились, со всеми признаками их происхождения: одни мысли недоговорены, другие повторены несколько раз под разными формами, третьи только что намечены. Иногда читатель найдет старые мысли, в новых только выражениях, кои показались мне удачными. И так в этом собрании не должно искать никакой последовательности, связи, никакого целого. Развить некоторые мысли я намерен в других сочинениях, и даже скоро, например, рассуждение о Реформации у меня почти уже готово
128
.
Надеясь принести пользу своим слушателям, а может быть, и другим любителям Истории, я ставлю себя в невыгодное положение пред нашими судьями: ибо, если справедливо сказал один Французский Министр, что во всяких трех строках печатных можно отыскать уголовное преступление, то подобные отрывки всего удобнее могут подать повод к кривым толкованиям. Потому я вперед прошу моих рецензентов судить меня по духу целого сочинения, а не по одному какому-либо месту, не вполне понятому ими, может быть, по моей вине, если я выразился не ясно, может быть, по их вине, если они берутся судить об этом месте, не быв хорошо знакомыми с тем историческим предметом, к которому оно относится, а История, скажу здесь кстати, имеет свои логарифмы, дифференциалы и таинства, доступные только для посвященных. Для того-то приложил я здесь первую мою Лекцию об Истории
129
, в которой старался изложить вполне, хотя и кратко, свое мнение об этой Науке, и которую благоволят иметь в виду мои судьи.
Но всякое благонамеренное замечание, опровержение, основанное на знании дела, я приму с благодарностию, и воспользуюсь в других книжках.
М. Погодин
1836 г.
Января 29
Исторические афоризмы
История должна из всего рода человеческого сотворить одну единицу, одного человека, и представить биографию этого человека, чрез все степени его возраста.
Многочисленные народы, жившие и действовавшие в продолжение тысячелетий, доставят в такую биографию, может быть, по одной черте.
Черту сию узнают великие Историки.
* * *
Есть один закон, по коему образуется человечество, -- но в каждом народе ход сего образования изменяется вследствие разных внешних обстоятельств, и дело частного Историка показать, каким образом и по каким причинам происходит изменение, как отражается в частных явлениях общий закон.
Он должен показать также и участие народа в общем образовании рода человеческого; в первом случае он связывал кольца в частную цепь, -- во втором из частной цепи он делает одно кольцо и указывает ему место в общей цепи.
* * *
Каждая точка предмета пускает от себя луч, и все лучи сосредотачиваются в нашем глазе. -- Луч солнечный составляют цвета зеленый, красный и проч. -- так и Историки: пусть представляют теперь Историю Религий, образов правления, искусств, наук Все сии предметы вместе составляют одно целое, Историю, в нашем понятии.
Монархии, древние и новые, могут составить одну беспрерывную Историю, -- сия История покажет постепенные усовершенствования Монархического правления. То же можно сказать и о других правлениях.
В этом случае не надобно держаться имен собственных: иначе, необходимо, История всякого такого предмета прерывается. Надобно забыть Греков, Персов, Индейцев, а смотреть на один предмет свой, на правление ли, или на образованность, на искусства и т. п. Персы, Греки, Индейцы должны быть в глазах наших разными образами (формами), в коих последовательно проявлялась рассматриваемая нами идея.
В такой Истории, составленной из частей многих Историй, главным предметом будет, то или другое, одно отвлеченное явление человеческой жизни.
Другая История может рассуждать о совокупности явлений человеческой жизни, которая будет для нее также единицею, хотя и крупнейшею.
Для третьей Истории единицею есть один народ; или собрание народов в одной части света и т. д.
Из таких Историй откроется положительно то, что теперь только предугадывается: везде царствует один закон. Монархический, Республиканский образ правления, торговля, изящные искусства, развивались и развиваются по тому же закону, по которому развивались и развиваются царство прозябаемых
130
, ум человеческий, планетная система, язык, наука Истории и пр. и пр.
Все Истории могут быть вытянуты параллельными линиями своего рода; все они суть вид одного рода и находят себе разительное подобие в развитии царств природы.
* * *
Философ может иметь идеал, систему отвлеченную Истории, (прошедшей и будущей), но сия система мертва без положительного приложения.
* * *
В Истории царствовал доселе эмпиризм
131
, -- и необходимо. Только с эмпирическими познаниями можно строить системы.
Пусть работают Эмпирики, собирают, очищают, распределяют события: тогда из самой Истории явится и разовьется ее система. Прикладывать Историю к готовой теории -- то же что класть ее на Прокрустово ложе
132
. Эта наука даже в руках Эмпириков начнет теперь переменять лицо свое. Она занимается теперь еще разностями, экземплярами, -- но их естественно будут подводить под итоги и уменьшать число собственных имен. Одни опыты будут удачнее других.
* * *
Прежде давал я название Истории, коей темный идеал ношу в груди моей: вечная память. Теперь думаю, что ее лучше назвать: судьбы Божий.
* * *
Историк-Поэт, невольно, без сознания, так излагает иногда происшествия, что читатель мыслящий сам видит в них стройное развитие, систему, или, по крайней мере, приготовляется к системе.
* * *
Как трудно дойти до того, чтоб представлять себе живо Историю современную, без исторических выкладок, -- знать, не прибегая к памяти, как был и что делал человек в Риме, Скифии, Эфиопии, во время Греческого Сократа, Сиракузского Тимолеона
133
!
Какое должно быть наслаждение слышать эту Историческую гармонию!
Но довольно пока, если и соло какое-нибудь понимаешь и чувствуешь.
* * *
Время настоящее есть плод прошедшего и семя будущего. Другими словами: в Истории идет Геометрическая прогрессия
134
. Найдя среднее пропорциональное число, можно предвещать и будущее, как теперь прорекается прошедшее. Вот пример подобной пропорции: если Крестовый поход так относится к реформации, то как реформация относится к Z и проч.? К. П : Р. = Р : Z. - Таким образом можно отыскивать и первый, и второй, и третий, и четвертый члены. Можно также сравнять развитие совокупной Истории государств, в известный период времени, с фугою -- таким музыкальным сочинением, в продолжение которого несколько раз возобновляется начало, -- с движением диагональной линии.
* * *
Род человеческий, если взглянуть на него в известное время, поднимается вверх по лестнице. Есть люди, которые стоят на верхней видимой ступени (человеческого образования), которые суть соль земли; -- до других свет просвещения не доходил, как до нас -- свет иной звезды, над млечным путем находящейся! -- Точно то же можно сказать и о народах, о государствах, если рассматривать их отдельно. Каждый народ, каждое государство перебывает на всех ступенях в свое время, так или иначе, раньше или позднее, крепче или слабее, медленнее или скорее. Частная История берет каждый народ с первой его ступени и доводит до той, на коей он стоит теперь, показывая вместе и взаимное влияние народов, как электрическая сила пробегает чрез все кольца длинной цепи и сообщает удары краям. Сие влияние ускоряется более и более, по мере того, как более связывается колец. Это очевидно на политике: например вступление иного Министра в управление отзывается ныне уже во всей Европе.
* * *
Норманны восьмого столетия, Литовцы, Пруссы одиннадцатого, Русские Славяне до Св. Владимира принадлежат собственно Древней Истории. -- К ней же принадлежит, может быть, и настоящая История многих народов Азии, Африки, Америки. Сии народы стоят теперь на нижних ступенях, но со временем, поднимаясь вверх, они, может быть, достигнут тех, на которых ныне стоят Европейцы, кои будут тогда еще выше, если нет на их пути, сих последних, какой-либо точки солнцестоятельной. Новая История есть История Христианская.
* * *
Времени, которое было в Европе, не было еще в Азии и Африке: так солнце освещает страны -- одну за другою, и Европейский вечер есть Американское утро. В Торнео
135
день продолжается шесть месяцев.
* * *
Чем больше будет развиваться человечество, тем деяния его будут яснее, простее, и наконец, Историею будет самое настоящее время, т. е. человек будет вместе и действовать и знать свои действия, или, лучше, уже не будет Истории. Так тело падает к центру с увеличивающеюся быстротою.
* * *
Доселе рассуждают более всего об одной политической Истории. Нужна История жилищ человеческих: пещера, шалаш, изба, дом, дворец. Пищи: вода, сырое мясо, соус; мореплавания: выдолбленный пень, лодка, корабль, пароход. Политики, ремесел и т. д.
* * *
Одно и то же событие является в разных формах: так, усиление Монархической власти и ослабление Феодализма начинается в Западных Европейских государствах с Крестовых походов, а в России -- с Монгольского ига. -- Образование в Германии подвинуто реформацией), а во Франции была уничтожена реформация
136
, между тем образование идет своим путем.
* * *
Многих великих людей должно назвать только счастливыми: многие достойнейшие при противных обстоятельствах не получают половины их успехов. Занимаясь Историею, более удивляешься человечеству, нежели людям. Они -- мелки, велико оно.
* * *
Представьте себе, (я требую возможного только в воображении) что человек, не имеющий понятия о музыке, но одаренный от природы всеми способностями, чтоб чувствовать и понимать ее, получает партитуру какой-нибудь огромной оратории
137
и все музыкальные инструменты, на коих она может быть разыграна, -- с голым известием, что условными знаками, им видимыми, (нотами), означаются разные звуки, производимые на данных инструментах. -- Он хочет по сим двум данным представить себе исполнение (ex cution) сего великого музыкального произведения. Ему должно, во-первых, испытать все инструменты и узнать все их возможные звуки, переметить их, и привести в порядок свои новые ноты, отыскать посредством соображений, опытов, отношение своих нот к данным, (как бы посредством фальшивого арифметического правила), узнать таким образом какой звук и на каком инструменте тою или другою данною нотою изображается, разыграть партитуру по частям, и проч. и проч. -- Сколько усилий ума потребно, чтоб попасть на сии средства, сколько потребно труда, чтоб воспользоваться сими средствами? Целые поколения прейдут, пока наконец внуку внуков удастся достигнуть отдаленной цели прародителя и насладиться божественною гармониею. --
Труднейшая задача задается Историку: он сам должен ловить все звуки, (летописи, Несторы, Григории Турские
138
) отличить фальшивые от верных (Историческая Критика, -- Шлецеры, Круги
139
), незначительные от важных, сложить в одну кучу (История, собрания деяний, -- Роллени
140
); разобрать сии кучи по родам истории, (частные Истории Религии, торговли, Герены
141
); провидеть, что в сей куче и кучах должна быть система, какой-нибудь порядок, гармония, (Шлецеры, Гердеры, Шиллеры
142
); доказать это положительно a priori (Шеллинги
143
), делать опыты, как найти сию систему (Асты, Штуцманы
144
), наконец найти ее и прочесть Историю так, как глухой Бетховен
145
читал партитуры.
* * *
Происшествие принимает форму в глазах ясновидящего Историка, и представляется ему, как произведение Изящного искусства, уже в пространстве, а не во времени. Если он в своем сочинении передает читателям сие ощущение, то по справедливости заслужит имя Историка-Художника. -- Но всегда ли в такой Истории отражается как в зеркале истинный образ происшествия, народа? Нет, а между тем читатель всегда будет наслаждаться таким сочинением, точно так, как мы восхищаемся теперь портретами Вандика
146
, не заботясь нимало о том, похожи ли они были на подлинники, или нет. -- До сих пор в Историях едва ли не больше мы видим Историков, нежели народы. По большей части они дают нам свои стекла, чрез которые мы должны смотреть на деяния, и редко сии стекла не изменяют цвета предметов.
* * *
Историк по преимуществу есть венец народа, ибо в нем народ узнает себя, (достигает до своего самопознания).
* * *
Происшествия можно так же разделить на роды, виды, разности, как разделяют растения, минералы и проч.
* * *
Историческая Критика должна допустить доказательства a priori, откровения Поэтов, о коих не смели думать и смелые Шлецеры: неужели, например, время, протекшее до появления памятников, должно погибнуть для Истории?
* * *
Получим ли мы надлежащее понятие о живом человеке, если опишут нам порознь (хотя бы верно) его руки, ноги, лице, туловище, -- если даже покажут его остов? -- Этот вопрос применить можно к Истории.
* * *
Какой древний музыкант, слушая разные инструменты, мог вообразить, что все их звуки можно перевесть на один инструмент? -- и однако родилась Святая Сесилия, которая изобрела фортепиано
147
. -- Как хлопочут теперь Историки о методе Истории. -- Да снизойдет к нам скорее Святая Сесилия!
* * *
Человек и природа сначала бывают связаны узами неразрывными и имеют одну общую Историю; человек долго остается рабом земли, им обитаемой, и зависит от нее, как бы ее произведение, цветок или дерево. Образ его жизни, образ его мыслей, почти определяются ею. Здесь должно искать преимущественно источника различия в древних языческих религиях, образах правления и проч.
Гора имеет свой климат, свой воздух, свой язык и свой образ мыслей; равнина также. Персиянин, рожденный близ нефтяных источников, в стране неугасимого огня, поклоняется Богу под сим образом, и его Философия принимает два начала -- свет и тьму
148
. Вавилонянин, житель долин, над коими на вечно-ясном небе сверкают звезды не-мерцаемым светом, чтит светила и занимается прежде всех Астрономиею
149
. Жителей равнин гораздо легче содержать в повиновении, чем Горцев. В средней Азии, на тучных пастбищах, без хлеба и леса возникает кочевой образ жизни, в плодоносном Египте -- земледелие, в приморской Финикии -- торговля, Троглодитная Архитектура -- среди естественных пещер Эфиопии
150
.
Вот отношение Географии и вообще Естественной Истории к Истории. Чем более человек образовывается, чем более духовная часть его совершенствуется, тем более выходит она из под власти природы вещественной, и из раба ее делается властелином. Так душа младенческая безусловно повинуется телу, а человек зрелый может управлять и страстями.
* * *
Народы вступают в брак между собою, как лица, и от сих бракосочетаний происходят новые народы, новое потомство. Так Норманны женились на наших Славянах, Франки -- на Галлах, Англо-Саксы -- на Бриттах, Вест-Готы -- на Испанцах, Ост-Готы -- на Италианцах, Венгры -- на Паннонцах, Норманны -- на Сицилийцах, Немецкие Рыцари -- на Пруссах
151
и проч. Сии мужья, несмотря на малочисленность, преобразовали совершенно своих жен со всем их приданым; (нашим Славянам, например, Норманны дали все политическое устройство). В сем отношении все почти Европейские Государства начались одинаким образом. -- Примечательно, что многие жены получили и имена от сих мужей победителей. Галлия была названа Франциею, Британия -- Англиею, и проч. --
В древних Государствах также мы видим везде два начала, положительное и страдательное, действительное и отрицательное, мужеское и женское, даже до первого государства -- Адама и Евы.
Самая большая общая свадьба в Европе была у мужественных народов Немецких с изнежившеюся Римскою Империею
152
.
А нет ли народов вдовых, безбрачных, народов мужского и женского рода, и какое влияние имеет на Историю то или другое состояние?
* * *
Где просвещение на земле? В одном углу -- в Европе. Каким образом можно приобщить к сей трапезе дикарей или полудикарей Азиатских, Африканских, Американских -- сии миллионы сынов человеческих, кои живут теперь только жизнию животного. Для сего нужен Крестовый, или, лучше, Европейский поход. Денгамы, Боудичи, Клаппертоны
153
заведут с сими дикарями торговлю, привезут к нам их растения, животных, обогатят нас сведениями психологическими, и только. Все сии народы остановились на одной степени, и не двигаются. Только тогда, как Европейцы сядут на престолах Ашантиев, Бирманов, Японцев
154
, и заведут порядок Европейский, примененный, разумеется, ко внешним обстоятельствам, только тогда сии народы, составляющие большую часть рода человеческого, пробудятся от глубокого сна своего. Вот свадьба, которую еще сыграть осталось. Пятьсот тысяч Европейцев с тысячью пушек, и Хам поклонится Иафету
155
, и Европейцы будут первым коленом, первою кастою в мире, как Пасаргады в Персии
156
, как белые в Америке. Невольно вспомнишь Наполеона {Это написано в 1826 году; я не мог добраться до истины в рассуждениях Французов об их нынешнем Алжире.}. Не странно ли, подумаешь, Европейцы дерутся за всякий угол земли, а там ждут их страны, медом и млеком текущие, об которых они не думают.
Но, может быть, сим народам предназначено природою не выходить из своего состояния; у Негра череп совсем не похож на Европейский. Может быть Африканцы, например, будут иметь какого-нибудь своего Мугаммеда
157
, но Европейское образование для них неприступно и вредно? Может быть, -- однако Мулаты не много отличаются от белых, однако Турки и жители Египта привыкают с успехом к изменениям Махмута и Мегемета-Али
158
, и вообще движение вперед возможно со всякой точки.
Я читал Тьерри (Histoire de la conquête de l'Angleterre par les Normands)
159
. На с 58 встречаю место: "по счастливому случаю сильнейший из предводителей Англо-Саксонских, Этельберт, Царь страны Кентской, только что вступил в супружество с
женщиною
Франкского рода, Католической веры, пред прибытием Епископа Августина, посланного Папою Григорием для проповедания Христианской веры к Англо-Саксам. Вероятно, что супруга-Христианка Царя-язычника не оставалась в бездействии при сем великом произношении, и что все усилия семейной нежности были устремлены на то, чтоб сделать Этельберта благоприятным миссонерам". После Этельберт получил Св. крещение.
Далее на с. 78: "Чрез несколько лет после сих происшествий сестра Эдбальда (сына Этельбертова), по имени Этельберга, была выдана замуж за языческого начальника страны на севере от Гумбера. Молодая
супруга
отправилась в сопровождении священника Павлина... По плану Папы Григория, и в надежде, что верная жена обратит неверного мужа. -- ... Когда же она сделалась беременна, то Павлин объявил отцу, Эдвину, что он умолил Бога даровать ей роды без муки, с условием, чтоб дитя было окрещено". -- Чрез несколько времени, вследствие новых усилий священника и жены, язычник и сам получил Св. крещение.
На с. 85: Чрез тридцать лет после обращения жителей Гумбера, одна
женщина
из сей страны обратила начальника королевства Мерции, которое простиралось от Гумбера до Темзы.
Прочитав сии страницы, одни за другими, я вспомнил об известном обращении Кловиса
Клотильдою.
Об нем у Тьерри же (с. 56): По счастливому, или, может быть, подготовленному случаю, Король, которого хотели обратить к Римской Вере, взял себе в супружество
женщину,
которая одна в княжеском роду была Христианкою; любовь сей православной жены, как говорят летописцы, смягчила мало-помалу сердце неверного мужа. После, пред сражением с Германскими племенами, Кловис призвал Бога Клотильдина и произнес обет сделаться Христианином в случае победы. Он победил и окрестился".
У меня мелькнул в голове вопрос: не везде ли Христианская Вера была вводима первоначально чрез женщин? Мне представился Константин и мать его
Елена
160
,
принимавшая такое участие в распространении Христианской Веры по Римской Империи; потом наш Владимир и
Ольга
с
Анною
161
;
главными причинами Христианства в России;
Гедвига,
вышедшая замуж за Ягайлу
162
, с условием, чтоб он ввел Христианскую Веру в Литве...
"Домбровка,
дочь Болеслава, Богемского Князя, не хотела отдать руки своей Мечиславу I (Королю Польскому) иначе, как с условием, чтоб он и народ его приняли Христианскую Веру. Мечислав не выполнил сего условия, пока ласки и угождения его супруги не склонили его к тому, и проч. " (Бантке, 1.66
165
).
"Король Карл Простой предлагает тебе (так говорил посланным для негоциации Архиепископ Руанский Роллу, Нормандскому владетелю) дочь свою в супружество со всею страною между рекою Эптой и Бретанью, если ты сделаешься Христианином и будешь жить в мире с Королевством." (Тьерри 1,179).
Нить моих припоминаний и выписок прервал г. Венелин
164
. -- Как введена в Болгарии Христианская Вера? -- "Одну Княжну,..., Владимировну какую-то, Византийцы взяли в плен, воспитали у себя в Христианском законе, потом отпустили на родину, и она убедила брата креститься". -- А в Венгрии? -- "Ну,
Шарольта,
Христианка, убедила Короля Гейзу... На что же это?" -- Я рассказал, и он напомнил мне еще о Грузинской Тамари.
Сюда можно присоединить Богемскую
Людмилу
и Лонгобардскую
Теоделинду.
Итак, Христианство введено везде чрез женщин. Но это, скажут, случай! Да, случай, одинаковый. А одинаковый случай есть закон.
Но если б и были где исключения, видоизменения! -- они могут происходить от других, известных и неизвестных причин, и кажутся нам противоречиями при нашей настоящей близорукости: землю называют круглою, и справедливо, хотя на ней есть Чимборассо и Дева-лагири
165
. Исторических происшествий нельзя подводить под строгие алгебраические формулы или логические категории. (Об этом замечании прошу читателей припоминать и при других моих положениях).
Я вспомнил о предречениях Еве и Св. Деве Марии
166
, предречениях, из коих первым начинается и определяется древняя История, а вторым -- новая.
А как началась Христианская Вера в Германии? Не читав никаких частностей, не имев никаких книг для справок под рукою, я остановился было -- но мне пришли на память Саксонцы. Карл Великий тридцать лет воевал с ними
167
, принуждая их всякими казнями принять Христианскую Веру. Пораженные, в крайности, они крестились; но, чуть оправившись, возвращались опять, несмотря ни на какие угрозы, к своим идолам. Наконец уже, приняв самые жестокие меры, он успел в своем намерении. Тут же вспомнил я и об языческих Пруссах, против коих был проповедан Крестовый поход, и кои, наконец, под мечем и в огне, разоренные и измученные, приняли крест от Рыцарей Немецкого ордена
168
. Следовательно, здесь не так введена Христианская Вера, как в других Европейских Государствах, а чрез принуждение. Тут представилась мне Реформация, явление в общеисторическом смысле, принадлежащее бесспорно Германии. Точно, в Саксонии родился Лютер, в Саксонском Университете проповедал он свое учение. Фридрих Мудрый, Курфюрст Саксонский
169
, был первым покровителем, смело можно сказать, сохранителем его мысли; Мориц Саксонский доставил Протестантам Пассавский договор, краеугольный камень всех их последующих отношений
170
. А Пруссия -- секуляризация Албрехта
171
, была примером для всей Германии и прочего Севера, главной побудительной причиной для Имперских Чинов стать под знамя Виттенбергского Профессора
172
. Саксония и Пруссия -- колыбель Реформации.
После мне случилось прочесть о введении Христианской Веры в Швецию, Данию, Норвегию, Богемию, страны, принявшие Реформацию. Мое предположение подтвердилось: каких усилий, сколько времени стоило ввести Христианскую Веру в северные государства! Олов Тригвезон принуждал с ужасною жестокостию своих подданных креститься
173
, говорит Рюс в своей Шведской Истории (98) и т. д.
Итак, не там ли Реформация, где было прежде принуждение? Стеснение и расширение, action et réaction
174
, по закону какой-то духовной упругости?
Как же удивительна эта сила, пролетающая чрез тысячелетия по времени, как электрическая чрез пространство? Что за процесс здесь совершается? Неужели есть связь между косностию животного, безразличного Саксонца, и буйным гением Лютера?
И это взгляд на происшествие, на Реформацию, (может быть, неверный), с одной только его стороны, то есть, только на образ его явления, внешний, не на самое явление, не на сущность его, не на отношение к предыдущим нравственным причинам, следствиям, ко всему человечеству и т. д. Здесь мы смотрим, так сказать, на одно колесо в огромной машине, и изыскиваем, почему оно так движется, а не иначе, не заботясь нимало о тысячах прочих колес и отношениях их между собою. На Реформацию можно смотреть со многих еще точек; и всякое ее действие, (как и действие других происшествий, напр., Крестовых походов, Александра Македонского, Петра Великого
175
) совершилось, разумеется, по закону, и закон этот, одинаков в различных формах, и все сии различные формы складываются, так сказать, между собою во времени и пространстве, и в суммах их, малых и больших, частных и общих, проявляется опять тот же закон, и везде порядок, согласие, гармония. И вот задача Истории: разобрать сии слагаемые, найти их сумму, понять их соответствия, причины, действия, правила, законы, почуять Бога.
* * *
Реформация дала бытие Голландской Республике
176
, которая тот же час, по необходимости, сделалась морскою Державою, образцовой) для всей Европы, начала всемирную торговлю, и дала новое направление государственному хозяйству; Реформация вдохнула политическую жизнь в Немецкие Государства, подчинила окончательно Венгрию и Богемию Австрии, положила краеугольный камень бытия Пруссии, которая сделалась после первостепенным государством, утвердила могущество Густава Вазы
177
, и после доставила Швеции первенство на Севере, сделалась основанием Английской конституции
178
и условием Английской независимости, основала внутреннее могущество Людовика XIV, разорила Ирландию, унизила Испанию, погубила отчасти Польшу, населила Америку
179
; в течение полутораста лет была главною пружиною политики Европейской, и приводила все государства в сношения, производила войны общие, частные, междоусобные, со всеми их следствиями; содействовала к увеличению власти Государей, приблизила Духовенство к народам, породила дух нетерпимости, дух противоречия, дух исследования, свергла схоластические оковы с Философии, имела влияние на все науки, на все просвещение, как и на политику, влияние полезное и вредное. Итак, Реформация есть явление всемирное, необходимое!
Ах! -- говорит Лютер в своих записках, с каким трепетом предстал я пред Кардиналом Каэтаном
180
, присланным из Рима исследовать первые мои действия. Я пал пред ним на колени, потом поклонился в землю, и встал тогда только, как получил троекратное приказание. Если б Папа взял тогда мое дело к себе на рассуждение (говоря по нашему: положил под красное сукно) и заставил бы молчать моих противников, я не пошел бы далее. Я сам тогда ни об чем еще не думал, и не видал никаких злоупотреблений Папской власти, но у меня требовали, чтоб я отрекся, и проч.
Сравните же это начало с последствиями!
И как удивителен ход Реформации! Случилось же, что Папе Льву понадобились деньги на церковь Св. Петра и приданое сестре; что он смотрел сквозь пальцы на Латинский спор двух Немецких монахов в варварской стороне? что Фридрих Мудрый принял сначала Лютера под свое покровительство, (а он не видал его, и не читал его сочинений); случилось же, что междуцарствие продолжалось долго, и Папа имел нужду в Курфюрсте; что Император Карл V сделался ему одолженным; случилось же, что Карлу противостояли Франциск и Солиман
181
, случилось же, что Экк
182
раздражил Лютера, и проч., и проч. Всемирное происшествие со всеми своими бесконечными действиями висело ежеминутно на волоске! На волоске держалась такая тяжесть! Что же, кто же держал ее!
Взглянем с другой точки. Реформацию приняли только северные государства, а в южных -- только северные половины. Рассудок, говорят, принадлежит преимущественно Северу, чувство -- Югу. Это правда, но менее ли удивительно приложение сего замечания к событию: рассудок в хорошую и дурную сторону должен развиться на Севере и вдруг, в исполнение этого предопределения, закона, как нарочно являются там Тецель
183
и Лютер.
Взглянем еще с другой точки. Реформацию приняли только Немецкие племена: Германия, Англия, Голландия, Швеция, Дания, Пруссия. Одним словом, Реформация есть взгляд Немца на Религию: как будто ей предназначены были пределы распространения, за которыми она уже ничего не значила, как иные болезни лишаются своей силы в других климатах!
И сколько еще точек, с которых можно смотреть на это происшествие как и на всякое другое! Как переплетаются следствия, отношения и причины! Всякое происшествие можно сравнить с многоугольником, который тысячами своих сторон прикасается к тысячам других многоугольников.
* * *
В то почти время, как Лютер ссорился с Тецелем в Саксонии, -- при осаде Пампелуны в Испании, в продолжение ничтожной войны за Наварру, один Бискайский дворянин получает тяжелую рану в ногу; в больнице ему не позволяют вставать с постели, и он от скуки принимается читать жития католических святых; воображение его воспламеняется, он решается следовать по их стопам и прославиться подвигами во славу церкви. Этот дворянин Игнатий Лойола, а его решение -- зародыш ордена Иезуитов, который занимает важное место в летописях рода человеческого. Лютер и Лойола -- два противоположные полюса: один проповедует свободу разума, другой слепую веру. Надо же было случиться, чтобы в одно время основались две такие силы, Реформация и орден Иезуитов!
* * *
Напрасно говорят: Религия Лютеранская, Католическая, Епископальная. Гораздо правильнее: Религия Христианская Немецкая, Италианская, Английская. Всякий народ под своим углом зрения смотрит на вещи, и то же представляется ему не так, как другому. Немцам должно предоставить отвлечения: они все отвлекают. И вот Религия, что касается до обрядов, простая алгебраическая формула. Другие ее отличия относятся также более или менее к народному духу.
* * *
Шатобриан говорит (Etudes historique, СХХХ)
184
, что Реформация есть нападение истины философской, в одежде Христианской, на истину религиозную: почему бы не смотреть на Лютера, как на преемника Ариев, Македониев, Пелагиев
185
, а на сих, как на преемников Греческой Философии? Сии возражения, в продолжение веков, верно составляют свое благоустроенное целое, выражающее какую-либо сторону человеческого духа.
* * *
Крайности, к коим увлеклась Реформация, относятся преимущественно к догматам религии.
Желательно было бы, чтоб наши ученые Духовные показали отношение Реформации к Христианской религии в первоначальном ее виде, потом к Католицизму, и, наконец, к Греческому Православию.
* * *
Желательно было бы иметь философское сравнение догматов.
* * *
Всякая философская система есть только что одностороннее развитие ума, и все они составляют одно целое, которое постепенно развивалось. Почему не взглянуть с этой точки и на различные исповедания Христианские? Все исповедания, отдельно от Православного Греческого -- Римско-католическое, Лютеранское, Реформатское, Епископальное, Пресвитерианское, Квакерское, Гернгутерское и проч., нельзя ли назвать по их формам разными религиозными системами, кои составляют также одно целое?
* * *
Есть одна истина, но всякой человек смотрит на нее под своим углом. Одно Евангелие дано человеческому роду, но всякий народ понимает оное, прилагает свои действия к оному, по-своему, (пока все люди не составили одного стада). Так всякий народ имеет свою физиономию, философию, нравственность, поэзию и религию, или лучше, взгляд на Религию.
* * *
Все сии различия, видоизменения, оттенки происходят отчасти от первоначального различия племен. Без справки в Истории, можно сказать, что Ирландцы не родные братья Британцам, Бельгийцы -- Голландцам, Афиняне -- Спартанцам. Сие различие, различие семени, отражается в первых движениях полудикой орды и последних зрелых предприятиях общества, восшедшего на высокую степень гражданственности, в нестройных, элементарных звуках языка и глубочайших размышлениях Философии.
* * *
В Германии два главных племени: Саксонцы и Баварцы. И вот одни принимают Реформацию, другие, Баварцы, являются главными ее противниками: какую помощь оказывала Бавария Австрии в продолжение тридцатилетней войны! Словом, Саксония и Бавария -- полные представительницы обеих сторон в Истории Реформации.
* * *
К следствиям Реформации, особенно в Германии, причисляют много такого, что принадлежит не ей одной, а тому народу, которым произведена она сама. Ум Немецкий точно так не мог довольствоваться долее формами схоластики, как и сносить оковы Папские, -- уважать какие-либо пределы, извне ему назначенные, как и не рассуждать о таких-то политических отношениях. Следовательно, Немецкая Реформация и Философия суть только родные сестры, а не мать с дочерью. То же должно сказать о многих других, так называемых, следствиях Реформации. Ее, по моему мнению, должно почитать только старшею сестрою, которая, в свою очередь, бесспорно содействовала много к образованию младших.
* * *
Написав слова "следствия Реформации", я подумал: почему же нельзя назвать их, чрез одну причину назад, следствием Католицизма, породившего Реформацию? Ведь говорим же мы: Реформация произвела Голландию, а Голландия -- морскую всемирную торговлю, -- следовательно, всемирная морская торговля принадлежит к следствиям Реформации; ведь говорим же мы, что Наполеон есть сын революции! Если захватим еще причиною глубже, то назовем сии явления своевременными следствиями, или лучше, необходимыми, хотя и отрицательными явлениями в жизни Христианской Религии, -- человеческим, местным развитием одной какой-либо стороны ее.
Как же мудрено распознать, от чего что происходит, что к чему клонится! Как переплетаются причины и следствия! Повторяю вопрос: можно ли представить Историю? Где форма для нее? Историю вполне можно только чувствовать.
* * *
Европу можно разделять исторически на две главные половины: Западную и Восточную. Первою возобладали племена Немецкие, во второй остались Славянские. Первая завоевана; вторая занята. В первой пришлецы и туземцы; во второй только туземцы. В первой феодализм, во второй уделы. Первая получила Христианскую Веру из Рима, вторая -- из Константинополя. По разделении церкви, (которая разделилась сама по себе, независимо от этого политического различия), первая осталась за Папою, вторая -- за Патриархом. Государства Западные основаны на развалинах Западной Римской Империи, Восточные составились из областей Восточной, и стран, прилежавших к ней. В Государствах Западных История начинается преимуществом духовной власти над светскою, в Славянских искони духовная власть подчинялась Государям, как и в Константинополе. Следствия сего преимущества, общие и частные, Крестовые походы, Реформация, в Славянских Государствах производятся другими причинами. Западные Государства можно почитать продолжением Римской Западной Империи; Славянские -- продолжением Восточной. (Я говорю вообще: впрочем, и сии царства, как царства природы, сходятся между собою неприметно).
* * *
На Историю Восточной Римской Империи должно смотреть как на продолжение древней Греческой Истории; обе они составляют одно целое, то есть Греческая История разделяется на языческую и Христианскую. Иоанн Златоуст и Григорий Назианзин
186
были родом такие же Греки, как Платон или Аристотель, и в этом отношении, как авторы, должны стоять на одной линии. Языческие Философы и Христианские Философы. Отношение Греческой Философии к Христианской Религии.
Присоединение Греции к Риму есть как бы частный эпизод, который не имел никаких ощутительных следствий для Греции: напротив, Греки возымели влияние на Римлян.
Замечательно, что Христианская Вера была принята торжественно и распространилась сперва в Греции: Греки, жившие в умственной сфере, приняли ее скорее, легче, чем Римляне, жившие внешнею жизнию. Но как удивительно сцепляются происшествия: Греки, приняв Христианскую Веру, не имели средств распространить ее, и потому как будто б нарочно они заранее были подчинены Риму, чтоб его помощию, в лице Императора Константина
187
, совершить это дело, необходимое по закону судеб, и соделать ее Государственною в Римской Империи. Христианская Греция имеет опять свои периоды. Для Христианской Веры нужен был на первое время новый город. Рим, со всеми своими памятниками язычества, не мог сделаться вдруг Христианским. Ему необходимо было время для перехода, промежуток. И вот новая столица, Константинополь, избранная однако ж Константином по своим личным соображениям.
* * *
Разрушение Западной Римской Империи начинают нападением варваров. -- Нет. Разрушение Западной Римской Империи начато введением Христианской Религии, а совершено варварами. Христианская Религия поразила ее языческую душу, а варвары только раздробили ее скудельное тело.
* * *
Германия на восток от Франции и запад от России; Россия на восток от Германии и запад от Азии; вся Европа со всеми восточными своими частями на запад от Азии. Греки развили духовную сторону древнего человека сравнительно с прочими древними народами, но весь древний мир в сравнении с Христианским развил только телесного человека. -- А может быть, если число возьмем еще крупнее, всему земному человеку, (то есть древнему и новому), предназначено развить только все еще часть полного человека, и земной человек к тому будущему, идеальному относится так как древний к Христианину.
* * *
История Азиатских Государств опять должна составить одно целое (Малоазиатские, Персидские, Калифат, Монголия, Турция), в смысле политическом, Религиозном, ученом и проч.
* * *
Борьба Востока с Западом все продолжается: Азия нападала на Европу в лице Персов (на Греков), Аннибала, Антиоха и Митридада (на Римлян)
188
, в древнем мире; в новом -- в лице Аравитян, Монголов и Турок. -- Аравитян победил Карл Мартелл
189
при Туре; удар Монголов приняла на себя Россия; Турок от стен Вены (самый дальний их шаг в Европе) отразил Собиесский
190
. Сии нападения были с трех сторон, с востока, запада и юга. (Было еще нападение Венгров -- разбиты при Лехском поле
191
).
(Замечательно сходство Русского Иоанна III с Фердинандом Католиком
192
: они оба соединили свои государства в одно целое, и избавились от чуждого ига, Монгольского и Аравийского).
* * *
Рим древний (воинственный, материальный), Рим средний (церковный, духовный), Рим новый (художественный). Вечный город!
Римские воины и Римские миссионеры. Инструкции Римским префектам и Римским легатам.
* * *
История Иезуитов должна составлять непрерывное целое с Историею Пап. Вместо одного Гильдебранда
193
на Римском престоле рассыпались тысячи Гильдебрандов по всем Государствам Европейским. Это та же идея, (в некоторых отношениях), другая только форма. Та же цель, другой только путь, сообразный с временем и обстоятельствами, или лучше -- дальнейшее развитие того же начала, злоупотребленного. Папы действовали своею духовною властию материальнее, если можно так выразиться, нежели Иезуиты. Папы заставляли верить, Иезуиты убеждали. Папы приказывали, грозили; Иезуиты кланялись, пронырствовали.
Лойола начал действовать почти в одно время с Лютером, в разные стороны. Иезуиты и Лютеране пустились в крайности. Сравнить сии крайности -- между ними должно быть соответствие, аналогия.
Какие великие итоги! И между тем, они суть не что иное, как транспорты, входящие в состав одной единицы.
* * *
Из Истории учения Аристотелева между язычниками, Мугамме-данами и Христианами можно составить также одно целое: как на один предмет смотрят язычники, Мугаммедане, Христиане? Сравнить Перипатетиков с Схоластиками
194
. Схоластики развили форму мышления, приложили языческой метод рассуждения к предметам Христианским. Определить отношение Схоластиков к Лютеру.
* * *
Западная половина Европы опять (см. с. 29) разделяется на две части: в одной получили первенство Немецкие пришельцы, в другой -- туземцы. Это первенство досталось в одних Государствах раньше, в других позднее. Отсюда, разумеется, вместе с другими причинами, разные видоизменения. В Италии, Испании победители подчинились совершенно побежденным, (в Испании однако ж явились после другие победители, которые в свою очередь упали); во Франции также, но борьба продолжалась гораздо дольше, сильнее. В Англии решительный верх взяли пришлецы. Сообразно с различным основанием, мы находим параллельные явления в прочих отраслях жизни сих Государств. Реформация и Папство. Так в Италии и Испании строжайший Католицизм, во Франции вольности Галликанской церкви
195
, в Англии Епископальная, Реформатская церковь. Управление Испанское, Английское, Французское. Духовенство, Аристократия, среднее состояние. В Германии племена родственные отнимали земли одно у другого или у племен Славянских. Почти сколько победителей, столько и побежденных. Там феодализм, самый обширный, Имперские чины, Курфюрсты, нынешнее разделение.
Славянские Государства представляют такую же лестницу видоизменений другого рода. Стоит сравнить Историю Богемии, Польши, России, Болгарии, Мекленбурга, Славянских стран огреченных, онемеченных, отуреченных.
* * *
В древности также должно обратить внимание на основание Монархий: они, как и новые, составились из победителей и побежденных; из них иногда победители были образованнее, иногда -- побежденные, например: Мидяне были образованнее Персов, а Египтяне -- грубее пришельцев из Эфиопии. Не происходит ли также различия в Истории сих народов от такого различия в начале? Здесь должно иметь в виду народочислие тех и других, также -- народ-победитель состоит ли из одного племени или многих различных.
* * *
Каждое из новых Государств Европейских начало действовать только в своих границах, и представило собой всю Европу, т. е. в каждом Государстве, основанном одинаково с другими, происходили одни явления, завоевание, феодализм, междоусобные войны. (Средние века). Они оканчиваются везде самодержавием. Вся Европа становится так сказать одним феодальным Государством, и начинаются новые междоусобные войны, войны между Государями, которые оканчиваются Наполеоном и Священным союзом
196
. (Новая История). Внутренние волнения другого рода, политические пропаганды -- и когда-нибудь союз Европейских Амфиктионов
197
, (новейшая и будущая История), коему полагается основание нынешними Конгрессами
198
.
В период феодализма царствовали одни династии; самодержавие начато или развито другими.
* * *
В Англии преимущественно развилось, и очень рано, право личности; Habeas corpus
199
, дом мой -- крепость моя. Не потому ли, что там дикие Немецкие пришлецы, которым собственно принадлежит это чувство, взяли тотчас решительный верх? -- А впрочем, все шло общей Европейской чередою: так Генрих VIII, Елизавета
200
в Монархическую эпоху Европы управляли Парламентами по своему произволению. (Как поразительно сохранение родовых признаков и их развития при частных видоизменениях!) Так в Германии -- несмотря на постановление об избирательном правлении, в вышесказанную эпоху, избирались на престол Императорский Принцы из одного дома, сын после отца, Австрийские
201
).
Могущественная и гордая Аристократия Английская, ведет свое начало от того же решительного первенства пришельцев.
Сравнить ее с Польскою Шляхтою. Верно при основании Польши племя победительное, или пришлое, были слишком многочисленно в сравнении с побежденным. Оттуда все коренные, смертельные болезни, Польского Королевства.
* * *
Все пороки и добродетели, принадлежащие личности, развились наиболее в Англии. Кстати, прибавим, что деньги играют важную роль в Английской Истории. Magna Charta
202
, Парламенты, падение Стюартов
203
-- все из-за денег и от денег. Деньги есть рычаг, на котором обращается Английская Политика, иногда -- цель, иногда -- средство. Укажу только на последнюю роль Англии в Истории Наполеона, игранную деньгами. А до какой революции или до какой важной мысли в науке несметный долг Англии доведет Английское правительство, или какого-нибудь ученого! -- Это будет непременно. Несоразмерное богатство и нищета Англичан также произведут какую-нибудь государственную мысль, которая будет иметь великие следствия для Государств. -- Но это будущая История. Определить значение денег в Английской Истории.
* * *
В Испании Духовенство преимуществовало сначала при Визиготах
204
, в эпоху основания Государства, и вот влияние его в продолжение всей Истории: соборы Толедские, Доминикане, Каноническое право, Инквизиция, Лойола, Филипп II, сила Иезуитов до сих пор, Патеры-Партизаны
205
. Прибавьте беспрерывную войну с Мугаммеданскою Религиею, и оттуда воинственный его характер. А почему Духовенство преимуществовало сначала! Это зависело от характера народа, от климата. Самое Духовенство подверглось влиянию сих причин, и оттуда его характер мрачный, подозрительный, инквизиционный. (Сила климата и других местных причин удивительна: внук Людовика XIV
206
вступил на Испанский престол, но чрез несколько лет соотечественники его не узнавали -- куда девалась Французская живость! Так он переменился).
* * *
Где История новой Италии? Не в бесконечных распрях мелких Герцогов, не в скучных кознях хитрых посланников, не в соблазнительных интригах развратных Кардиналов, не в бесплодных буллах
207
слабых Пап, но на картинах Рафаеля, Гвида-Рени, Тициана, Доминикина, Микель-Анджело
208
, в произведениях изящных искусств.
* * *
Так точно имена многих Немецких Императоров, Курфюрстов, Герцогов помрачаются именами Лейбница, Канта, Фихте, Шеллинга, Винкельмана, Лессинга, Галлера
209
. Вот где История Германии -- в системах, теориях, изысканиях, рассуждениях над облаками.
* * *
Есть уделы для народов: так в древнем мире предоставлено было Грекам одно дело, Египтянам другое, Римлянам третье; Французам в новом мире -- все общественное, гражданское, политическое, с хорошей и дурной стороны. Это даже поразительно, как взглянешь на их Историю с такой точки: все важнейшие Европейские явления этого рода начались во Франции -- невольно рождается мысль о Промысле, Деснице путеводствующей.
У Франков прежде всех варварских народов
Христианская
вера сделалась господствующею и
Государственною.
Франки прежде всех уселись на одном месте, и
феодальная
система у них началась прежде других и развилась наиполнее.
Характером первой Истории Средних веков было преимущество духовной власти над светской: Франки (Пипин, Карл Великий) положили
основание могуществу Пап
предоставлением им земель Лонгобардских
210
. В начале новой это могущество потрясено Реформациею, а
первый подкоп
под оное подвели они же: Филипп Красивый убедил Климента V перенести престол
в Авиньон
211
;
отсель начался великой раскол на Западе, в продолжение коего Папы лишились верования в свою святость, а сим приуготовилось преимущественно
падение Папской власти
(Альбийцы, Валдейцы)
212
.
Задушить Реформацию более всего может быть мешали Карлу V войны с Франциском I
213
.
Рыцарство,
чадо феодализма, было самое блистательное во Франции (у них первые постановления. В продолжение второго Крестового похода
214
Французские Рыцари отличались пред всеми. Первые
Турниры
были во Франции.)
К
Крестовым походам
подвинул Европу Француз -- Петр Пустынник (из Амьеня в Пикардии)
215
. Собор, на коем был положен первый Крестовый поход, был во Франции (в Клермонте)
216
. Иерусалим покорен был Французом Годфридом Бульонским
217
.
На развалинах Феодализма основано
Самодержавие --
прежде других во Франции, Людовиком XI
218
, при котором преимущественно усилена власть Монархическая, и образовалось Государство в настоящем смысле этого слова, состоящее из правительства и народа.
Бессменные войска,
первое средство к поддержанию и утверждению Монархической власти, введены и устроены первоначально во Франции, при Карле VII
219
. И отселе сила Государства сосредоточилась в войске и его предводителе Короле.
Сюда относится и супротивное учреждение
национальной гвардии
по предложению Лафайета
220
.
Первые постоянные
налоги,
Королевские
суды, --
средства к сосредоточению власти во Франции.
Характер новой Европейской Истории есть образование связи между Государствами, кого оне составили одно живое целое. Сия
связь
началась среди
Итальянских войн,
замышленных Французами (Карл VIII в 1494 г.
221
)
Учреждение
Посольств,
(из коих некоторые теперь и отменяются), так называемой
кабинетной Политики, почт
принадлежит Французам (Людовик XI, Ришелье
222
).
Кофейные, трактиры,
кои можно назвать первою палатою депутатов, начались в Франции.
Университеты,
в настоящем значении этого слова,
карты, язык, моды, политические журналы, Вольтер
с прочими Энциклопедистами
223
, которые провели
каналы
в народе для
повсеместного распространения знаний, --
или дали народу в руки нож, обоюдоострый.
Франция дала пример кровавой
Революции
22
4
,
да, видя, народы содрогаются и поучаются.
Никогда Государства не соединялись так крепко между собою, как восстав на
Наполеона.
Он упал, но узел, завязанный его крепкою мышцею, уже не развяжется, и теперь едва ли будет в Европе какая война между Государями. Священный союз
225
-- последнее укрепление связи, начатой Итальянскими войнами.
Сюда же принадлежат замыслы Наполеона, Хартия Людовика XVIII
226
, Король Французов Людовик Филипп
227
, Политическая пропаганда, нынешнее укрепление Парижа.
Общественное мнение нигде так не сильно и не важно, как во Франции. Что скажет публика -- об этом думает и Министр, и актер и автор, и Наполеон.
Общество нигде так не приятно, как во Франции. Способность говорить, Комедия, Сатира.
Плутарх сравнивает людей между собою
228
-- любопытно бы сравнить народы, например Германцев с Греками, Французов с Римлянами, Англичан с Карфагенянами, Финикиянами. Сравнить пятисотлетние междоусобные распри и войны Римлян с Французской Революциею, а Наполеона -- с Цезарем и Августом.
Французы имеют разительное сходство с Римлянами. Политическая жизнь тех и других. Воинский дух также одинаков. Те и другие народ не пиитический
229
. Как Римляне не творили, а только подражали Грекам, так Французы подражают или думают подражать древним. Красноречие, проза, у тех и других достигла высокой степени.
(Напрасно сравнивают Французов с Афинянами; одно какое-либо частное свойство, например, легкомыслие не определяет еще общего сходства).
Из юго-западных Европейских народов Немцам принадлежит идея; Англичанам -- личность; Французам -- общественность; Итальянцам -- чувство.
Дикари покорили Римскую Империю физически и покорились ей нравственно.
* * *
На запад напали Немцы и приняли его веру (Христианскую); на восток напали Арабы и дали ему свою (Мугаммеданскую).
* * *
Отделением светской власти от духовной духовенство защищалось сперва от варваров, а после гражданское правительство от духовенства. В первом случае духовенство само положило основание свободы совести, которое после было целию реформации. Так люди делают одно, а выходит другое.
* * *
Все соседние народы -- Этеоклы и Полиники
230
между собою: Шведы с Датчанами, Шотландцы с Англичанами, Англичане с Французами, и проч.
* * *
Право на престол -- вот источник почти всех войн Европейских в продолжение трех последних столетий. Очевидно, что это только форма происшествий, необходимых по какому-то высшему историческому закону, форма не относящаяся до тонкости развития. Сюда же относятся Государства-приданные.
* * *
На Юге сильнее природа, на Севере -- человек. Нынешний Юг в древнем мире был Севером. Древняя Италия и Греция были Севером в отношении к малой Азии, в собственном, хотя не географическом смысле.
* * *
Вино бывает в брожении пред тем временем, как является напитком, веселящим сердце; зерно, посеянное в землю, перемерзнет, перегниет прежде, нежели даст плод сторицею: за что же вопиют так на варваров средних веков -- Дагобертов, Ярополков, Рольфов
231
! Дух человеческий также перебраживается.
* * *
У Римлян по изгнании Царей переменилась только форма правления, а при вступлении Императоров -- дух.
* * *
Происшествия складываются: всю Европу, например, в 1813 году, мы видели в двух лицах, Наполеон и Александр.
* * *
Все идет к единству: так, в Европе уже одно летосчисление, а прежде у Римлян -- свое, у Греков -- свое, у Галлов -- свое. Наполеон хотел ввести одну меру, один вес, одну монету, и очень вероятно, такие вопросы скоро будут предлагаться на конгрессах Европейских, вытесняя собою вопросы политические, миры и войны, которые, по крайне мере, за прежние причины и поводы прекратятся.
* * *
Народ без Историка -- творение недовершенное, без самопознания.
* * *
Язык народа, расходящегося в разные стороны, разделяется на разные наречия; так и Религия, и правление получают свои наречия.
* * *
В древние времена Этрурия
232
образовалась раньше всех Итальянских областей, коим и передала свое образование. И в новые времена Флоренция сделалась колыбелию наук и искусств, и Медицисы
233
сообщили свое имя веку возрождения.
* * *
Имена древних народов происходят по преданию от родоначальников (Евреи от Евера
234
), и сим доказывается естественное происхождение племен и государств от семейств. Напрасно новые критики восстают против этого производства.
* * *
С XV и XVI только века характер Европейских народов начинается обозначаться чертами ясными. Дотоле они имели общие черты; все дикари, варвары и младенцы похожи друг на друга.
* * *
Византийская Империя
235
между новыми Европейскими государствами похожа была на старика, запоздалого в новом поколении, хотя и нечуждого новым идеям.
* * *
Табак, чай, кофе, сахар -- нельзя ли поставить рядом с порохом, как средства, ведущие к одной цели: ослаблению физической силы, прекращению, (хотя и отдаленному), войн, смягчению нравов и т. п.; а карты не содействовали ль к уравнению имений?
* * *
Кошка и тигр имеют сходные родовые признаки и различаются в видовых. Так и происшествия в разных Государствах.
* * *
Приметно в Истории, что люди часто долго ищут чего-нибудь, а находят, когда не имеют в нем нужды или остывают в желаниях своих.
* * *
Греческие честолюбцы, не получив успеха в своих личных, мелких замыслах, в гневе против своих граждан, оставляют отечество, и хотят отмстить за полученные обиды; они возбуждают сильного Царя на слабое, разделенное свое отечество; они объясняют ему, как легко совершить ему это завоевание, они манят его славою и добычею. -- И одного слова Дариева
236
достаточно, кажется, для присоединения этих меньших областей к его титулу! -- Как вероятны все их предложения! А какое следствие? К этому кольцу прицепляется еще несколько колец, это происшествие влечет за собою естественно другое, третье, четвертое, и Дарий Кодоман
237
, наследник Дария Истаспа
238
, повергается в прах пред Александром Македонским, и основано владычество Европы над всеми странами древнего Мира.
* * *
Гераклиды нападают на Пелопонесс
23
9
, и между племенами Греческими происходит общее движение: одно племя вытесняет другое и занимает его жилища. Некоторые Эоляне, за ними Ионяне, а потом и Доряне
240
, не находя себе убежища в Греции, принуждены удалиться на берега Малой Азии. Кто бы подумал, что это насильственное изгнание будет иметь важные и благодетельные следствия на всю Грецию! Переселенцы входят в соприкосновение с образованнейшими народами Азиатскими, заводят торговлю, богатеют, производят Омира
241
, (за которого семь городов состязаются), образуются и передают свое образование соотечественникам, с коими, разумеется связь, не прерывалась.
* * *
Происшествие в этом же роде: Фокейцы
242
не хотят нести ига Персидского, после того, как Кир
243
распространил свои завоевания до берегов Средиземного моря, -- и вот виноград и маслина в Европе, источник богатства Французского! Они уехали из Азии, основали Массилию
244
(Марсель), и перевезли туда эти драгоценные растения.
* * *
Александр
245
, разрушив Персидскую Монархию, распространив свои завоевания от Нила до Инда, хочет основать столицу всемирной Монархии на Востоке, в Вавилоне, но столица должна была по закону судьбы быть на Западе, Азия должна была уступить первенство Европе, и он пред исполнением своего великого предприятия умер от лихорадки.
* * *
Кавказские горы в отношении к восточным завоевателям и восточному просвещению были тем же, чем Альпийские были долго для Римлян.
* * *
Многие Историки хвалят государства, эпохи, лица, одни на счет других. Химику нужен такой-то состав; он делает двадцать опытов, которые ему не удаются; наконец двадцать первый удовлетворяет его ожиданию, но этот двадцать первый не мог бы быть, если б не было двадцати прежних. Рассматривая Историю народов, примечаешь подобное явление; они служат друг другу как будто ступенями, корректурами и равно важны в Истории рода человеческого. Ботаник в зерне видит плод, а в плоду -- зерно. Он не отдает преимущества ни тому, ни другому, а смотрит с любовию на всю жизнь растения. В часах много колес и пружин разной важности, но часы не могут хорошо идти, если бы испортилось хотя одно из них, самое маловажное.
Но можно иметь симпатию и антипатию к тому или другому времени, лицу -- это происходит от частного расположения души и разных обстоятельств. Так, Шлецер терпеть не мог Александра Македонского; так один любит рассматривать причины событий, другой -- их следствия; один поклоняется Зенону, а другой чтит Диогена
246
.
* * *
В древней Истории было больше национальностей, потому что было меньше связей между народами, которые с трудом могли перенимать друг у друга. Но мы охотно уступаем такую национальность, которая покупалась уединением, за благодеяния, которые доставляются нам посредством взаимных услуг.
* * *
Всяким событием продолжается, дополняется царство человеческих действий -- творение нравственного мира.
* * *
До сих пор занимались больше всего материальною, телесною, внешнею, то есть политическою частию Истории; теперь начинают заниматься внутреннею, душевною.
* * *
Вся История народа явствует из первых его действий (как все огромное дерево заключается в зародыше, как в младенце виден уже весь будущий человек); например, в управлении Ромула и отношении его малочисленного отряда к прочим соседним племенам Итальянским заключается уже причина будущего преимущества над ними и над всем древним миром. Последующие действия суть только развитие первого начала, а первое начало определяется преимущественно местом пребывания: сын персти -- человек
247
, это выражение имеет глубокое Историческое значение.
* * *
Всякое Государство состоит ныне из Правительства и народа. Казалось бы -- это есть самое естественное состояние гражданского общества; но сколько времени, трудов, опытов, крови стоило оно для людей! Сколько насилия должно было употребить, чтоб дать им эту внешнюю форму! -- И не прежде, как уже в XVI столетии, стихии (сословия) общества разделились и получили свою самобытность. -- Они боролись и неистовствовали не меньше стихий мира физического, и долго господствовал огонь, долго господствовала вода, пока, наконец, все пришло в порядок под сению монархической власти.
* * *
Древний мир делится на две половины: восток и запад, деспотизм и республику. Ныне место Азиатского деспотизма заняла Европейская монархия, а древний запад отодвинулся -- в Америку. В этом смысле не так ли относится нынешняя Европа к Америке, как древняя Азия к древней Европе?
* * *
Для западной церкви был Лютер; первые ереси, расколы. Прения в Константинополе не занимали ль его места в восточной церкви?
* * *
Представить борьбу язычества и Христианства параллельно с распрею Пап и Лютера.
* * *
Почему не было религиозных войн в древнем мире?
* * *
Не соответствует ли Китаю в Азии -- Египет в Африке? А в Европе какое Государство?
* * *
Affranchissement des communes
248
во Франции соответствует учреждению Нижнего Парламента в Англии
249
. Какими параллельными линиями идут Истории Государств!
* * *
Форма переживает идею. Папа нашего времени тот же, что и в одиннадцатом и в двенадцатом веке, но так ли он уважается? Римская Республика -- и царствование Августа. В этом смысле нас часто обманывают слова. Дворяне, купцы, ремесленники в Европе совсем теперь не то, что были в XIII или XIV веке, находятся совсем в других отношениях между собою, нежели тогда, хотя сохраняют прежние имена свои. Так, теперь в Европе нет уже деспотизма, и общественное мнение, даже без счета голосов, имеет свое действие.
* * *
Многие войны между Государствами в средние времена похожи по своим причинам на поединки между лицами.
* * *
Если следить происшествия, кажется все просто и развертывается одно из другого, а посмотреть на края, то есть на причины и следствия -- как мудрено!
* * *
Сперва сила средобежная в каждом Государстве, а потом во всей Европе.
* * *
От крайностей всего труднее избежать человеку: Лютер пошел против злоупотреблений и нанес удар добрым началам. Следующий текст можно поставить эпиграфом ко всей Истории Реформации: "Оставите роста обое до жатвы. Да не когда восторгающе плевелы, восторгаете купно с ними пшеницу"
250
.
* * *
Основание всему политическому кладет в Европе война; рассмотреть вообще войну исторически, влияние ее. Те же войны в науках, междоусобные, государственные, народные, те же феодалы, те же деспоты. Те же войны в человеке (феодальные страсти, самодержавный рассудок и пр.) Те же войны между стихиями.
* * *
Именно в то время, когда заря просвещения занялась в Италии, Французы прошли завоевывать ее и нечаянно засветили там божественного огня.
* * *
Визиты заменяются карточками, ассигнации идут за звонкую монету. Кредит составляет душу торговли. Проценты употребляются на содержание вместо капиталов. В Европейской Истории не было ни одной войны без каких-либо предлогов, и чем далее, тем они благовиднее. От поединков осталась только форма, и смертоубийства при них случаются гораздо реже. Бесчестные люди имеют также некоторые законы чести. -- Везде развитие, которое принадлежит Истории.
* * *
Вы видите розу, липу, виноград -- каждое из сих растений занимает свое место в общей системе царства прозябаемых, которое посредством его выражает какую-либо степень своего развития. Того же должно искать и в событиях. Гораздо труднее найти в них такое целое, ибо они, мимотекущие, разнообразные, не имеют таких явственных признаков, и Историки долго будут сбиваться, принимая роды за виды, и наоборот, -- но в этом-то и состоит жизнь науки!
* * *
В углу, в малой части небольшого полуострова, живет несколько народцев. Долго они ссорятся между собою, и первенство переходит между ними ежедневно от одного к другому. Сборные жители одного городка решаются несколько раз оставить свои лачуги и поселиться в другом месте. Лет сот-пять стоит он занятый собой и соседями в том тесном кругу. Завоеватели не знают почти об его существовании и не удостаивают чести принять в свои Монархии. Но проходит еще несколько лет, и имя этого Рима становится тожественным всему миру, и весь мир преклоняет колено пред последним его представителем; силе его ничто противостать не может; глубоко пускает он свои корни; мысль о падении не смеет возникнуть в уме наблюдателя; вечно простоит он, кажется, на своем месте, посмеиваясь бурям. Но проходит еще несколько лет -- червь подточил его корень, и с первым порывом ветра падает он многоветвистый, и прахом своим далеко покрывает окружность, и вот новые растения возникают на разметанных его останках, новые Государства Европейские.
* * *
Сравнить личную безопасность дикаря, живущего в кругу своего семейства, -- дикаря, живущего с своим племенем, -- члена древних Государств, -- Европейца средних веков, -- нового гражданина, когда все страны в нашей части света составили одно целое, -- цепь пособий, доставленных человеку обществом к достижению его высокой цели. Сравнить сии состояния в других отношениях.
* * *
Человек, государство, мир сперва действует, а потом познает свои действия. Сила средобежная и средостремительная.
* * *
Теперь нечего бояться таких революций, как переселение народов, нашествие Аравитян и т. п. -- Теперь предстоят роду человеческому революции другого рода: Месмеры, Гали, Ганеманы, Перкинсы
251
, будут изменять лицо гражданских обществ тихо, без кровопролития. Найди какой-нибудь Смит
252
способ увеличивать обращение денег, изобрети какой-нибудь Деви
253
новый порох, действующий без ружья...
* * *
Прошедшее человечества в отношении к Историку есть материя, в которую он, как Пигмалион
254
, вдыхает свою душу: Гиббону
255
оно представляется так, Гердеру -- иначе.
* * *
В Африке природа берет еще верх над человеком.
* * *
Семя иной мысли мелькнет между людьми и пропадет, и следа его не видать. Оно как будто погребается в земле. Посмотришь -- на другом краю мира новое растение поднимается на почве. Буря клонит его там долу, но в третьем месте чрез тысячу лет оно достигает своего цвету, и дает плод, который вдруг разражается с громом в каком-нибудь великом происшествии и потрясает весь свет или наполняет его благоуханием. Виклиф делает скромное замечание в Оксфорде
256
, Гуса жгут на костре в Констанце
257
, Лютер переводит Библию в Вартбургской темнице
258
, -- и вот война по всей Европе, народы стонут, царства падают, и среди всеобщего разрушения возникает новый порядок вещей.
* * *
Замечательно, что в важных происшествиях является вдруг множество великих характеров, которые как будто мешают и ставят лишние препоны друг другу, между тем как в другое время дюжинные люди волочатся спокойно по глубоким колеям привычки и давности.
* * *
История -- картина великого мастера: время стерло с нее живые краски, невежество испортило гениальный чертеж, злонамеренность провела свои кривые линии... какой знаток возьмется восстановить ее?
* * *
Крестовые походы содействовали к усилению Турок -- какое сцепление обстоятельств!
* * *
Положением почти всех Европейских Государств определялась их самобытность. В Средней Европе образовались две первоклассные державы, очевидно необходимые в системе Европейской: Пруссия и Австрия. А взгляните на их начала: как малы и незначительны их гнезда, Бранденбург и собственно так называемая Австрия! При каком странном стечении обстоятельств налипли к ним другие владения! Что за разнородность! А это так должно было быть.
* * *
Один думает в тишине своего кабинета над книгою, другому мысль мелькнет в церкви среди молитвы, третий встретится с нею в дружеском разговоре. Кажется -- сии мысли остаются без всякого следствия, и, одинокие, погребенные в душах, забываются, погибают. Нет, они сообщаются между собою чрез тайные каналы по воздуху, складываются вместе на невидимых счетах природы, и итог их обнаруживается иногда чрез девяносто девять лет в сотое.
* * *
Тридцатилетняя война переменила вид Европы, а от какой копеешной свечки загоралась она в Богемии! Кто бы поверил, что простолюдины Чешские, запирая низменную церковь Протестантов в Клостерберге, произведут кровопролитную войну между всеми Европейскими Государствами и Вестфальский мир
259
с его всеми огромными следствиями! А какая связь этой распри Католиков и Протестантов Чешских с первыми Богомилами, Павликианами, и последующими Гусситами
260
?
* * *
Происшествия для нас иероглифы
261
, которых сокровенного смысла мы не постигаем, которых одни только наружные узоры нас прельщают.
* * *
Государства, как люди, умирают от старости, скоропостижно, ударом, от истощения жизненного начала, естественного или насильственного.
* * *
Какая связь между первыми индульгенциями для Крестоносцев
262
с индульгенциями, за которые вспыхнула Реформация?
* * *
Перкинс, Фультон
263
! Да будут благословенны имена сии! Где приуготовились и совершились великие перевороты, переменившие лицо земли? В келье Шварца, на чердаке Гутгенберговом, в рабочей Колумба, в каморке Канта или Шеллинга.
* * *
Каждый человек действует для себя, по своему плану, а выходит общее действие, исполняется другой высший план, и из суровых, тонких, гнилых нитей биографических сплетается каменная ткань Истории.
* * *
Любопытно наблюдать, как Государства выходят на общую сцену, играют роли первоклассные и второклассные, уступают место одно другому, возвращаются в свои границы, занимаются внутренними делами и проч., -- как центр политики переносится из страны в страну: то в Испанию, то Францию, то Германию, то Англию, то Швецию, то Россию... Какая череда наблюдается ими?
* * *
На Истории лежит еще семь печатей.
* * *
Первые войны предпринимаемы были из охоты воевать, от избытка физической силы, как кулачные бои.
Любопытно и мелочи сравнивать в Истории: кому неизвестен соблазнительный процесс предпоследней Английской Королевы
264
! Но у Англичан был уже такой же, и в том же отвратительном виде, процесс Анны Булен
265
.
У Иоанна Грозного было шесть жен, у Английского Иоанна, то есть Генриха, столько же. Их смертные болезни (и предвещания, коих оба верили) такие же.
Принцы с титлом Анжу счастливы на получение престолов (Неаполитанский, Польский, Английский, Испанский, Голландский)
266
.
Тремя братьями кончилась прямая линия Людовика IX: (Людовик X, Филипп V и Карл IV), и линия Валуа (Франциск I, Карл IX и Генрих III)
267
.
Генуэзцы первые начали ездить морем в Палестину, Генуэзцы же открыли и Америку.
Начало древнего Рима при Ромуле, Императорского при Августе, а конец при Ромуле Августуле
268
.
Константинополь основан Константином и упал при Константине
26
^
Отторжение Нидерландов от Испании и Американских Штатов от Англии
270
.
Сравнить намерения Александра Македонского и Наполеона
271
, (Вавилон и остров Св. Елены), Филиппа Македонского с Фридрихом Великим
272
, Людовика XIV с Юстинианом
273
, революции Французскую, Английскую, Шведскую, Датскую.
После революций Английской и Французской прежние династии вступали на престол, (в Англии -- Стюарты, во Франции -- Бурбоны), и потом опять уступали место другим (Дома Ганноверский, Орлеанский)
274
.
* * *
Примечается иногда как будто б один дух во многих людях: например, в прошедшем столетии не один ли sensus humanitas
275
между Американцами у Франклина
276
, между Немцами у Гердера, между Французами у Руссо, между Русскими у Карамзина
277
и между Англичанами у Стерна
278
?
* * *
Лев X, величайший покровитель наук и искусств, для построения церкви Св. Петра в Риме нуждается в деньгах, и решается грубым невежественным Немцам (он верно такими почитал их) продавать индульгенции, -- и вот первый повод Реформации. Странная судьба Льва X: он действовал на просвещение с умыслом и без умысла, желая и противясь.
* * *
Феодалы угнетали народ сперва из своих замков во Франции, а потом из дворцов, определяясь в службу и занимая высшие места. Сперва вооружались против них Короли, а потом -- граждане.
* * *
В недрах Государств основываются теперь новые Государства авторами и богачами.
* * *
Почему Польша, при близости своей к Европе, при ранних связях с нею и Римским двором, с Латинским языком между духовными, начав образование в одно время со всеми Европейскими Государствами, не снискала своему языку такого внимания как Россия? Точно то же должно сказать о Швеции, Дании, Нидерландах.
* * *
К Цезарю и Наполеону власть пришла сама собою, потому что они были способнее всех своих современников.
* * *
Не должно объяснять деяния народа его законами, учреждениями, но законы и учреждения его Историею: деяниями производятся законы и первым разумом бывает нужда; потом законы и учреждения в свою очередь в руках правителей перегоняют народ и разум действует на нужду.
* * *
Сравнить инструкции древнего Римского Сената и наставления Пап своим легатам, вообще всю Историю Рима языческого и Христианского параллельными линиями: Римских Консулов и рыцарей духовных орденов и т. п.
* * *
Прежде не было обязательств, договоров письменных -- какая трудность, казалось бы, для суда! Но подсудимые были простее, и из слов, из глаз скорее можно было узнать истину, чем из нынешних подробных следствий. -- А в затруднительных случаях испытание огнем, водою, железом, к которому все имели доверенности.
* * *
В языке происходят изменения, кажется, случайные, а взгляните на всю его Историю -- это развитие правильное, по общему закону.
* * *
Завоеватели оказали ту великую услугу человечеству, что соединяли многие народы вместе, чем облегчались мена понятий и распространение всяких нововведений между ними. Всякий следующий завоеватель захватывал пространство обширнейшее в сравнении с своим предшественником: Халдеи, Персы, Македоняне, Римляне.
* * *
Если б не было Филиппа II, то не было бы и Голландской Республики, в которой вскоре после Филиппа II печатался Спиноза
279
, (несмотря на тогдашнее мнение об нем), и находили себе убежище все изгнанники. А Анархия производит деспотизм и крайности сходятся.
* * *
В древней Истории было больше мужей доблестных, в новой -- добродетельных.
* * *
Вот является гений: он стоит в самом низком ряду между своими современниками; вдруг маловажный случай, одно слово, движение, один взгляд дает ему почувствовать его назначение. Он содрогнулся. Неизмеримая, блестящая будущность пред ним открылась. -- Он окидывает проницательным взором все окружающее, видит все средства, -- порывается из толпы. Препятствия падают: вот он поднимается выше и выше. Всякий день новые миллионы укладываются в его подножие. Уже он выше всех. Но внутренняя сила все влечет его; подножие не может уже поддерживать, и вот стремглав падает он в такую же неизмеримую пропасть, и клик удивления вырывается из уст всего человечества в память о Наполеоне.
* * *
В новой Истории больше великих происшествий, или лучше -- происшествия увеличиваются, действия их распространяются; круги концентрические.
* * *
Испанцы мало принимали участия в Крестовых походах. Это может быть одна из причин, почему они отстали от других Европейских Государств.
* * *
Взятием Константинополя Крестоносцы дожгли Александрийскую библиотеку
280
.
* * *
Чем Государства образованнее, тем более точек соприкосновения между ними, тем больше поводов к неудовольствиям и войнам -- до полного образования, или, еще прежде, до большего занятия домашними делами. Ученые ссорятся чаще всех.
* * *
Почему от Греческого языка не произошло никаких языков?
* * *
Время Августово потому ставят иные высоко, что смотрят на него, как на окончание славного республиканского времени; а если посмотреть на него, как на начало последующих ужасов?
* * *
Период от Августа до Ромула Августула -- есть болезнь, старость Рима, низводившая его постепенно в могилу. Такое огромное тело не могло разрушиться скорее. (При Антонинах
281
ему стало было легче, но естественно ненадолго.)
* * *
Не представляет ли литература каждого народа какого-либо элемента литературы вообще? Языки -- также.
* * *
Если бы Геркулан и Помпею
282
не завалило лавою, то мы по сохранившимся и переделанным городам не получили бы такого ясного понятия о городах древних. -- Геркулан и Помпея живут по смерти.
* * *
В воздухе всегда одна соразмерность составных частей: на 78 долей азота 22 оксигена
283
. Не бывает ли подобной соразмерности и в нравственном мире?
* * *
Наполеон, если верить ему, хотел передвинуть людей на несколько столетий вперед, хотел заменить собою, пережить человечество в продолжение нескольких столетий, но судьба, необходимость, или этот X хотел, чтобы сии столетия развертывались не в сокращении, а сполна, и он упал, упал от безделиц, получивших свою значительность, магическим прикосновением судьбы, от задержки Груши
284
, от ошибки Вандама
285
и тому под. Что же значит личность?
* * *
Человек должен иногда спать для восстановления сил своих; Государство так же; и человечество, -- разница та, что общего сна, так как и общей ночи, не бывает, и солнце, закатываясь для одной части света, восходит для другой.
* * *
Какое значение имеет владение Крестоносцев в Константинополе?
* * *
Не живет ли один народ более настоящим, другой -- прошедшим, третий -- будущим?
Всякое происшествие, как всякое движение по закону механики, есть следствие многих частных причин и сил.
* * *
Горы сперва помогали распространению образования, а потом мешали.
* * *
Всякое происшествие можно сравнить с шаром: с новой точки представляется он новой стороной, которая слитно соединяется со всеми прочими. Так Крестовые походы соединены с духом Христианской Религии, с политикою Пап, с феодализмом, рыцарством, торговлею, рабством, правлением, силою Турецкою, падением Константинополя, а сии -- между собою и с новыми происшествиями...
* * *
От чего не могло образоваться наследование престола после Августа в одном роде? Замечательно, что первые Императоры, как нарочно, были бездетны.