Покровский Герасим Федорович
О войне, ея следствиях, справедливости ее и несправедливости

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

О войнѣ, ея слѣдствіяхъ, справедливости ея и несправедливости.

   Высокіе Поеты, друзья человѣчества, въ твореніяхъ своихъ прославляютъ вѣкъ золотой,-- вѣкъ, когда люди слѣдовали неиспорченному разуму, когда творили добро по естественному побужденію сердца, когда не дѣлали другъ другу никакихъ насилій, когда они не толпились ни предъ судьями, ни предъ Судилищами, когда одна совѣсть имъ служила и ихъ трибуналамъ и ихъ мздовоздаятелямъ. Можетъ бытъ сходилъ съ высоты неба на дольнюю землю блаженный вѣкѣ Сатурновъ; но безпокойные люди, подобно мятежнымъ Титанамъ, прогнали его отъ себя, и между ими должно: было возгорѣться пламя брани.
   Я вижу мысленно самую мрачную, самую оскорбительную картину для человѣчества, когда міръ младенчествовалъ. На земли существуетъ одно только семейство; кажется, и чувство родства, и чувство тяжелаго скукою одиночества должны были связывать его неразрывными узами дружества: но братъ умерщвляетъ единокровнаго брата. Еще міръ въ колыбели младенчества, но Ювалъ, Вулканъ первобытныхъ временъ, племя перваго человѣкоубійцы, раскаляя въ горнилѣ желѣзо, разбивая его тяжелымъ млатомъ, остритъ лезвіе меча на пораженіе себѣ подобныхъ. Великій потопъ смываетъ пятна человѣческой крови, невинно пролитой; его волны, покрывшіе собою высочайшія горы, поглощаютъ развращенныхъ съ ихъ развращеніемъ. Но геній войны носится верху воды, и снова воскрешаетъ въ обитателяхъ міра убійственное искусство коварнаго изобрѣтателя.
   Если искры вражды, сокрывшіяся въ сердцѣ человѣка противу подобнаго себѣ, не погашены великимъ потопомъ, покрывшимъ волнами все лице земли; то нѣтъ удивленія, когда съ начала вѣковъ возстаютъ общества противу обществъ, когда съ начала вѣковъ ополчаются Царства на Царства; нѣтъ удивленія, когда сіи искры превращаются между народами въ пламя, которое причиняетъ ужаснѣйшіе пожары.
   Слѣды войны -- разоренія, бѣдствія невозвратныя потери. Огнедышущія горы, наводненія, землетрясенія, причиняютъ страшныя опустошенія; но войны приносятъ съ собою большія бѣдствія, нежели грозныя явленія Природы. Отъ наводненія, случившагося въ царствованіе Валентіана и Валенція, Александрія въ одно время вдругъ лишилась пятидесяти тысячъ гражданъ. Дикія племена, Готѳы, Гунны, Вандалы, Герулы, истребили огнемъ и мечемъ цѣлую пространнѣйшую въ свѣтѣ Монархію,-- и нынѣ Римляне, народъ нѣкогда и славный и великій, народъ нѣкогда и неустрашимый въ битвахъ и великодушный въ побѣдахъ, извѣстны только по одному имени. Съ нашествіемъ Ордынцевъ въ сію благословенную страну погасился свѣтъ наукъ, и горизонтъ Европы обложился глубокою ночью варварства, невѣжества, суевѣрія; съ ихъ нашествіемъ погибли всѣ искусства -- лучшее украшеніе жизни человѣческой.
   Ужасъ объемлетъ чувства, когда воображаешь рѣки пролитой крови человѣческой, поля усѣянныя костьми защитниковъ отечества, остатки людей спасшихся отъ побѣдителей, но побѣжденныхъ собственнымъ страхомъ, укрывающихся въ развалинахъ церквей, въ семъ утѣшительномъ прибѣжищѣ несчастныхъ, или въ отчаяніи оставляющихъ родные домы и ищущихъ покрова въ дремучихъ лѣсахъ и въ разсѣлинахъ горъ,-- когда мысленно видишь ихъ томимыхъ голодомъ, несноснѣйшимъ самой смерти и преслѣдуемыхъ безжалостнымъ злодѣемъ! Когда воображаешь мертвую пустоту города, покинутаго жителями и пощаженнаго неприятедемъ; тогда самое воображеніе бѣжитъ его какъ страшнаго привидѣнія, и даже дерзновеннѣйшій не отваживается вступить въ него безъ ужаса, отталкивающаго его отъ прежняго жилища!
   Но мало сихъ бѣдствій, которыя война приноситъ съ собою. Многія столѣтія погружаются въ океанъ вѣчности, пока общества дѣлаются Царствами; но Царства, плодъ многихъ вѣковъ, война уничтожаетъ навѣки однимъ махомъ своего убійственнаго меча. Донынѣ не возстаетъ Греція, свѣтило наукъ и жилище изящныхъ искусствъ, на которую сперва наложили тяжелую руку Римляне, потомъ Мусульмане, поклонники Магомета; и донынѣ не воскресаетъ Римъ изъ мрачнаго своего гроба.
   Довольно видѣть одну сію картину, чтобъ вмѣстѣ съ Маркомъ Авреліемъ, симъ великодушнѣйшимъ Монархомъ, называть войну бичемъ рода человѣческаго; но когда дѣло идетъ о защитѣ отечества, о пользѣ общемъ, о счастіи, о спокойствіи гражданъ,-- тогда она не бичь, но благо народное и самый тотъ, кто назвалъ ее столь укорительнымъ именемъ, въ подобномъ случаѣ бралъ оружіе, предводительствовалъ воинствомъ, и какъ герой, поборникъ славы Имперіи своей, безтрепетно подвергался всѣмъ опасностямъ. Маркѣ Аврелій съ самымъ слабымъ здоровьемъ, въ продолженіи суровыхъ осьми зимъ, вооружась мечемъ, стоялъ на стражѣ на берегахъ Дуная. окованныхъ льдомъ, для пораженія непріятеля, дерзавшаго нарушать спокойствіе его государства.
   И всякое государство должно отражать силу силою, когда или похищаютъ у него собственность, или грозятъ его безопасности, или дѣлаютъ ему насилія. Въ семъ случаѣ война оправдываетъ сама себя, хотя бы еще далеко стояла туча политической бури, которая можетъ пронестись отъ чуждыхъ странъ, хотя бы она еще таилась въ высокихъ облакахъ съ разрушительными своими громами. Если въ сердцѣ государства благодѣтельныя власти по праву защищаютъ гражданъ отъ утѣсненій; то внѣ государства Цари, несравненно по праву, отражаютъ бѣдствія, наносимыя ему чуждыми племенами.
   Но войны, которыя ведутъ изъ властолюбія, недостойны предъ человѣчествомъ извиненія. Какой человѣческой власти, какому могуществу Природа даетъ право нарушать права чуждыхъ обществѣ, которыя не дѣлаютъ никому ни вреда, ни обиды! Цезарь, восторжествовавши надъ всею Галліею, отъ сей опустошенной его оружіемъ страны обращаетъ взоръ свой на Британнію. Не богатства, не драгоцѣнности природы -- Британія тогда изобиловала однимъ оловомъ -- суетная слава повела сего Героя и его воинство въ сей новый, совсѣмъ тогда неизвѣстный міръ, И изъ суетности одного человѣка цѣлой край земли потерпѣлъ бѣдствія ни чѣмъ ненаградимыя, потерявъ многія тысячи людей на полѣ кровавой сѣчи. Чудное, достойное жалости дѣйствіе Природы человѣческой! Непобѣдимая склонность къ славѣ военной -- болѣзнь людей великихъ!
   Никто не сомнѣвается, что такая война несправедлива; но тѣ войны, которыя ведутъ изъ корысти, мнѣ славы преобладанія, не только несправедливы,-- онѣ дики, безчеловѣчны, потому что ихъ слѣдствія самыя ужасныя: варварство, невѣжество, суевѣріе, рабство, состояніе и самое постыдное, и самое унизительное, которое равняешь родѣ человѣческій съ безсловесными. Такого роду войны вели Аттилы, Тамерланы, Чингисъ-Ханы, и Исторія проклинаетъ сихъ варварскихъ разрушителей.
   Древность оплакивала смерть Александра Великаго Македонскаго. Сей великодушный Г$рои поставилъ свои трофеи на берегахъ Гифаза, и имя его отъ Греціи до предѣловъ Индіи славно его благодѣяніями. Онъ, шествуя съ воинствомъ своимъ въ чуждыя далекія страны, повсюду на пути своемъ освобождалъ народы отъ тягостныхъ цѣпей порабощенія.
   Но сколь несравненно, славно Имя новаго Александра Великаго -- АЛЕКСАНДРА Сѣвернаго! ОНЪ спасъ отъ ига неволи и Свое Отечество и тѣ двадесять два племени народовъ, которые съ тираномъ свѣта шли ковать намъ цѣпи нашего порабощенія!....
   Что я мысленно вижу? Идутъ, движутся какъ огромные столпы страшныя орды неистоваго Французскаго Омара, идутъ на насъ исполинскими шагами полки воиновъ съ духомъ всей злобы, предводящей ими: съ грабительствомъ, съ варварствомъ, со свирѣпствомъ, со всѣми адскими ухищреніями, со всякою смертію; идутъ и нарушаютъ уже съ давнихъ временъ ненарушаемыя права народныя, и въ упоеніи гордости, и въ ослѣпленіи своемъ, не объявляя войны, какъ варвары, дѣлающіе хищническіе набѣги, смѣло вторгаются въ предѣлы Россіи; идутъ, и на пути своемъ къ сердцу ея опустошаютъ грады и веси, и какъ страшная сила наводненія, расторгаютъ оплоты наши, твердыни наши; идутъ, и огнь и мечь ненасытимаго властолюбивымъ преобладаніемъ сопостата поядаютъ Москву съ храмами, воздвигнутыми вѣчному Міроздателю, со всѣми богатствами ея, многими вѣками отъ Россіянъ собираемыми,-- поядаютъ древнюю Столицу нашу, матерь, украшеніе и вѣнецъ градовъ Россійскихъ!
   Столь дерзкое вторженіе врага въ первопрестольный нашъ градъ, столь неслыханное злодѣйское опустошеніе онаго, распространило ужасъ и безмолвное уныніе во всѣхъ областяхъ Россіи. Тогда, казалось, остановилось біеніе пульса нашего Отечества, и тогда, казалось, Смерть съ косою своею на крыльяхъ носилась надъ главами всѣхъ насъ.
   Какой народъ въ столь горестномъ состояніи не приметъ оружія и не пойдетъ со всѣми силами, со всею быстротою, какъ въ воздухѣ несется туча противъ тучи, на утѣснителя своего? Священный долгъ любви къ Отечеству повелѣваетъ защищать его отъ опасностей, грозящихъ ему опустошеніями, и по сому долгу всякое государство, и великое и малое обладая правомъ независимой самостоятельности, должно ополчаться всѣмъ оружіемъ. противъ нарушителей своего спокойствія, и по сему долгу подобная война почитается и нужною и законною, и справедливою. Никто не укоряетъ владѣльца дома несправедливостію, когда онъ гонитъ изъ него или хищника, или разстроителя семейственнаго счастія. Россіяне ополчились, возстали, двинулись противъ врага,-- и Богъ, сильный и крѣпкій въ бранѣхъ, всегда поборающій правдѣ, совершилъ неисповѣдимыя чудеса въ немощахъ неустрашимаго нашего воинства.
   И гдѣ священная хоругвь Церкви, сіе знаменіе праведной и спасительной Вѣры, всегда развѣваетъ на сторонѣ законныхъ державныхъ властей; гдѣ Дворянство, сія твердая опора Царствѣ земныхъ, издревле прославившее себя знаменитыми военными подвигами и на сушѣ и на морѣ, вооружается мечемъ, по единому мановенію Монарха, съ дружиною, собираемою имъ отъ достоянія Своего; гдѣ Купечество, сіе почтенное сословіе, охотно несетъ на олтарь Отечества въ жертву часть стяжанія своего; гдѣ вѣрноподданные, незнакомые ни съ чувствами, ни съ мнѣніями всемірныхъ гражданъ, движутся всею ревностію, кипящею въ ихъ груди противъ нарушителя общаго покоя; и гдѣ Монархъ, предводимый Богомъ, Его молніями и громами, ревнуетъ о благѣ народа своего: тамъ кто, и что постоитъ? Россіяне возстали, двинулись, и спасли Отечество свое отъ гибели, и спасли отъ нея многія Царства. Какимъ великимъ, какимъ необыкновеннымъ, какимъ несравненнымъ человѣколюбіемъ ознаменовали себя Россіяне, наши соотечественники, нашъ добрый Царь и сподвижники Е'го славы -- Вожди грознаго вашего воинства!
   По мнѣнію Цицерона, въ свѣтѣ два рода несправедливостей: первая бываетъ тогда, когда люди наносятъ другимъ обиду; вторая въ то время, когда они, имѣя силу и средства защищать, не защищаютъ себѣ подобныхъ. По. его мнѣнью, кто нападаетъ на кого нибудь, тотъ какъ бы налагаетъ убійственныя руки на гражданина; а кто не защищаетъ его, какъ бы покидалъ своихъ родителей, или друзей, или отечество.
   Россіяне! въ вашей войнѣ противъ Галловъ не только не падаетъ на васъ ниже тѣнь сихъ двухъ несправедливостей, но вы въ семъ дѣлѣ увѣнчались всѣми неувядаемыми похвалами! Вы защищая себя, защитили сосѣдственныя Державы по правиламъ Святой хрістіанской Религіи: вы не друзей, не ближнихъ,-- вы враговъ вашихъ, приходившихъ къ вамъ на погибель вашу, избавили отъ бѣдственнаго порабощенія.
   Великій ГОСУДАРЬ! дѣла Твои,-- и вы воины, и вы славные Вожди Россійскіе,-- дѣла ваши нынѣ проповѣдуетъ вся Европа однимъ общинъ языкомъ! Вы совершили войну законную, справедливую. Отечество и вся Европа именуетъ васъ своими спасителями.
   ГОСУДАРЬ! вся Европа есть храмѣ Твоея безсмертныя славы, и храмѣ славы вашея, неустрашимые ратаи! вся Европа есть ватѣ памятникъ, который дотолѣ пребудетъ, доколѣ время всепогубляющее не сокрушитъ рукою своею лѣтописей міра!

Г. Покровскій.

   Ярославль.

-----

   Покровский Г.Ф. О войне, ея следствиях, справедливости ея и несправедливости / Г.Покровский // Вестн. Европы. -- 1817. -- Ч.94, N 14. -- С.85--95.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru