Попов-Дубовской Вениамин Серафимович
Маяковский и театр

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


МАЯКОВСКИЙ И ТЕАТР

   Значение Маяковского как поэта поручило общее признание и оценку, хотя еще недостаточна глубина этого значения. Значение же его для театра не только не оценено, но еще и не понято. А между тем оно достаточно велико.
   Маяковский на театре -- новатор, проживавший здесь новый путь в смысле формы, стиля и содержания. И немудрено, что на театре, на этом: наиболее консервативном участке искусства, он встретил особо упорное сопротивление, непонимание и нападки.
   Маяковский серьезно выступил в театре в первый раз в театре Мейерхольда со своей "Мистерией-Буфф". С этим театром он связал всю свою драматургическую деятельность. Для театра эта пьеса была находкой, потому что во-первых, принципы ее построения и сценические качества совпадали с принципами театра, искавшего новых путей. Во-вторых, это была подлинно революционная пьеса, в каких театр как раз нуждался.
   "Мистерия-Буфф" явилась для нашего Театра своего рода, эрой -- началом практических поисков новой формы, нового жанра. Самый факт постановки этой необычной по форме пьесы уже имел капитальное значение. А как пьеса революционная, она твердо увязывала эти новые формы с задачами обслуживания революции.
   Не преувеличивая, достоинств этой пьесы -- ибо автор впервые взялся за творчество в новом для него виде искусства, за сложную ударную пьесу в стихах и притом на общие темы,-- можно сказать, что заложенные в ней принципы; динамика, новый строй сценического действия с разрушением кулис и обычной сценической обстановки, общий каркас действия, в котором содержание может обновляться, творческая свобода для режиссера и пр.,-- все это явилось первичной, зародышевой ступенью для будущих форм одного из новых видов драматического искусства.
   Следующую пьесу Маяковский написал через 8 лет. Почему такой большой перерыв? Ведь Маяковский любил театр и рвался к нему. Для него театр был наиболее подходящим ударным выражением его буйного творчества. Мы об'ясняем этот перерыв тем, что первые годы нэпа и вообще восстановительный период с его относительным "умиротворением", и неотчетливостью (для Маяковского) классовых установок,-- не давал ему возможности твердо прощупать нужный для пьесы революционный материал и организовать его в твердой целеустановке. Пьеса типа "Мистерии" была для него пройденной ступенью, а пьеса на современном материале еще не давалась. Он нашел и материал и целеустановку лишь тогда, когда революция вошла в русло реконструктивного периода с его железной целеустановкой, с живыми конкретными задачами, с его пятилеткой и коллективизацией, самокритикой и практической борьбой с ненавистным Маяковскому бюрократизмом и т. п. И он взялся писать своего "Клопа".
   Это -- пьеса на современном материале,-- так по крайней мере думал Маяковский. Мы здесь видим, как развертывались те особенности: театрального творчества Маяковского, которые заложены были в "Мистерии". Язвительный, острый язык, фантастика, перемешанная о бытовыми чертами, крепкий напор, беспощадность иронии, которая превращала пьесу в общественную сатиру,-- таковы основные черты "Клопа". Как на недостаток указывали, что об'екты этой сатиры слишком общи для театрального действия и слишком ограничены (границами обывательщины), чтобы получить значение общезначимых для нашей эпохи символов. Но эти справедливые упреки слишком выпячивались, заслоняя собой и затирая бесспорные новаторские и художественные достоинства пьесы.
   Третью свою, последнюю пьесу -- "Баню" -- Маяковский писал с увлечением и возлагал на нее большие надежды. Он чувствовал, что, наконец, подбирается к настоящему материалу, выравнивает отставание материала от формы. "Баня", по мысли Маяковского, должна была явиться пьесой, приближавшейся по захвату к типу "Мистерии". В рамки ее Маяковский старался захватить возможно шире современный материал в разнообразных его видах -- бюрократизм, старая эстетика, всевозможные проявления пошлости и тупости и пр. Можно утверждать, что в этой пьесе Маяковскому удалось достигнуть относительного равновесия частей. Маяковский все больше овладевал методом отбора материала, основной для него задачей. Материал был взят правильно, хотя еще недостаточно полно и современно. В "Бане" Маяковский наконец вышел на твердый путь свободного развернутого театрального творчества. Но оно неожиданно оборвалось.
   Два слова о постановке "Бани" -- собственно, не о постановке, а о зрителе, точнее -- о его впечатлениях. Многие, побывавшие на "Бане", вынесли из спектакля смутное впечатление -- неудовлетворенность и недоумение. Не отрицание, а именно недоумение. Не "плохо", а "странно". В этом нет ничего удивительного. Мы знаем в истории театра много пьес, которые на первых порах решительно проваливались, а потом становились общепризнанными образцами. Достаточно вспомнить провал чеховской "Чайки" или провал оперы "Кармен", из-за которого автор Бизе покончил самоубийством.
   Это значит, что новый стиль, появляясь на театре, должен завоевать себе зрителя и, лишь завоевавши, он прочно им овладевает. Так и пьесы Маяковского. Они непривычны, слишком новы для нашего зрителя, воспитанного, в общем на старом театре. Для него часто непонятна даже самая структура пьесы. Кажется, например, надуманной и неуместной так называемая фантастика Маяковского, хотя тот же зритель мистическую фантастику Гауптмана или Леонида Андреева хотя и ругает, но признает, как закономерную театральную форму.
   По мере того, как эта непривычка к новому и связанное с нею недоверие будут изживаться, зритель научится мудреной науке -- подходить к пьесе просто, без оглядок без предвзятости, без разыскивания особого глубокомыслия и привычных форм и тогда Маяковский на театре прочно завоюет себе массового зрителя, несмотря на недостатки своих пьес, которые бесспорно составят фундамент одного из важнейших видов будущего пролетарского театра.

В. ПОПОВ-ДУБОВСКИЙ.

"Литературная газета", экстренный выпуск, 1930

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru