Протопопов Михаил Алексеевич
Протопопов М. А.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:

  Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01160697.htm
  
  Протопопов (Михаил Алексеевич) - талантливый критик. Родился в 1848 году, сын чиновника города Чухломы, внучатный племянник тобольского архиепископа Афанасия Протопопова. Учился в московском Константиновском межевом институте и некоторое время служил офицером-топографом. На литературное поприще выступил в 1877 году (под псевдонимом Н. Морозов) статьей "Литературная злоба дня" в "Отечественных Записках", где до закрытия журнала был постоянным сотрудником по отделу "новых книг". В 1878 году принимал деятельное участие в газете "Русская Правда", в начале 80-х годов в "Слове", "Устоях" и "Деле". В 1884 году был арестован и после 6-месячного заключения выслан на несколько лет в Чухлому. В конце 80-х годов писал в "Северном Вестнике", в 90-х годах - деятельный сотрудник "Русской Мысли" и "Русского Богатства". Часть критических статей Протопопова собрана им в книге "Литературно-критические характеристики" (Санкт-Петербург, 1894; 2-е изд., без перемен, 1898). Отдельно вышла также книжка о Белинском в биографической библиотеке Ф.Ф. Павленкова (2 изд.). Протопопов всецело примыкает к публицистической школе русской критики. Чисто литературные стороны произведения его совершенно не занимают, и все его внимание обращено исключительно на анализ общественных и нравственных явлений, затрагиваемых данным произведением. В своих взглядах и симпатиях Протопопов до последнего времени был прямолинейным выразителем взглядов Добролюбова, Писарева и Чернышевского. В статьях последнего времени проглядывают элементы мистицизма. Как теоретик, Протопопов мало оригинален. Не представляет он интереса и как ценитель литературных произведений, непосредственно художественные качества которых и не интересуют его, и не всегда им в полной мере определяются. Но его статьям придает интерес талантливость изложения, достигающая настоящего блеска в статьях насмешливых. У Протопопова замечательный юмор, чуждый вульгарности и изящный. Статьи и библиографические заметки, где он кого-нибудь вышучивает, принадлежат к лучшим образчикам тонко-литературного остроумия. С. В.
  
  
  Гольдинер В. Протопопов // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
  Т. 9. - М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. "Сов. Энцикл.", 1935. - Стб. 338-339.
  
  http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-3382.htm
  
  ПРОТОПОПОВ Михаил Алексеевич [1848-1915] - лит-ый критик. Печатался в "Отечественных записках", в "Устоях", "Слове", "Деле" и "Русском богатстве". В 1884 лит-ая деятельность П. была прервана арестом. В конце 80-х гг. П. возобновил свою деятельность в "Северном вестнике", в 90-х гг. участвовал в "Русском богатстве" и "Русской мысли".
  Мировоззрение П. сформировалось в 70-х гг. под влиянием народников - Лаврова и Михайловского. Народнический характер его общественно-политических взглядов нашел свое наиболее полное выражение в статье "Литературная злоба дня" ("Отечественные записки", 1877, под псевд. Н. Морозов). Как народник П. выступал сторонником идейного искусства. Он утверждал, что лит-ра до сих пор занималась гл. обр. вопросами индивидуальной нравственности, теперь же она должна перейти к разработке социальных вопросов. Произведения психологические должны уступить место произведениям социально-тенденциозным. Подлинным видом лит-ой критики П. считал критику публицистическую. С точки зрения публицистической критики, как ее понимал П., художественное произведение - не более как удобный повод для критика формулировать свои воззрения на жизнь и ее явления. Вопросы же генезиса творчества писателя, особенностей его таланта и его художественной манеры П. оставлял в удел пренебрежительно третируемой им исторической и эстетической критике. П. писал о Гл. Успенском, Решетникове, Златовратском, Надсоне, Якубовиче и др.
  Выступив на лит-ом поприще как представитель разночинной народнической интеллигенции, отражавшей интересы мелкого товаропроизводителя, П., по мере развития капитализма и разложения в связи с этим мировоззрения народничества, все более эволюционировал в сторону либерализма. Однако оставшиеся в его мировоззрении народнические иллюзии мешали ему понять прогрессивность капитализма. Отсюда борьба, к-рую П. одновременно вел с "последовательными" народниками, сохранившими веру в "устои" и идеализирующими мужика, и с выступившим на общественную арену марксизмом. В какой мере для П. осталось чуждо и непонятно значение марксизма, можно судить по тому напр., что он рассматривал марксизм в теснейшей связи с символизмом и декадентством, с которыми также вел ожесточенную борьбу.
  Положительные идеи П. сводились к примитивно-культурническому требованию просвещения масс как панацеи от всех зол: "Чему учить народ? Учите его тому, что хорошо знаете и чему придаете цену сами. Сельский хозяин пусть учит агрономии, учитель - грамоте, священник - религии, техник - техническим наукам и ремеслам, писатель - элементарным основам науки и государственности".
  Неудивительно, что при непонимании реального пути общественного прогресса П. оказался в стороне от широких дорог общественной жизни и закончил свою лит-ую деятельность почти за 15 лет до своей смерти.
  
  Библиография: I. Литературно-критические характеристики, СПБ, 1896, изд. 2, 1898; Критические статьи, М., 1903.
  
  II. Бельчиков Н. Ф., М. А. Протопопов, в книге его: Народничество в литературе и критике, М., 1934.
  
  III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4, Л., 1924; Ульянов Н. А. и Ульянов В. Н., Указатель журнальной литературы, вып. II, Москва, 1913.
   В. Гольдинер

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru