Прыжов Иван Гаврилович
Углицкие юродивые и предсказатели

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   
   Прыжов И. Г. Очерки русского быта
   М.: Институт русской цивилизации, 2017.
   

УГЛИЦКИЕ ЮРОДИВЫЕ И ПРЕДСКАЗАТЕЛИ

   ...В каждом человеческом обществе, будь оно английское или японское, всегда найдется особого рода черты и явления, которые весьма ясно будут говорить вам о взглядах, понятиях и верованиях этого общества, а следовательно, и о степени его развития. У нас на Руси к числу таких характеристичных явлений, бесспорно, принадлежат, между прочим, и разные святоши, предсказыватели и вообще юродивые. Недавно в Москве появилась книжка, в которой рассказываются биографии 26 подобных личностей, подвизавшихся в первопрестольной столице русского царства. В относительном размере, здешняя местность наделена этим добром не менее Москвы. Еще не так давно отошли к праотцам появлявшиеся от времени до времени в Угличе Ионушка и Василис (правильнее: Василиск) Макарыч и куда-то исчез Андрей или Андрюшка. Ионушка был существо толстое, плешивое, сопящее, с несвязною речью и замашками юродивого, а Василис Макарыч, напротив, смотрел не только приличным, но даже и благообразным старцем. Не слышно, чтоб к ним обращались за предсказаниями; но за всем тем, если Ионушка, на основании некоторых его поступков, действительно не мог быть причислен к разряду обыкновенных смертных, то мы весьма удивляемся, на каком основании мнение народа ставило на одну доску с ним и Василиса Макарыча... Что касается до того, как он держал себя, то некоторые из его поступков были весьма разумны. Так, например, слышали мы, что, сидя в своей келье в селе Архангельском, в одиннадцати верстах от Углича, где было постоянное его местопребывание, Василис Макарыч занимался чуть ли не бесплатным обучением славянской грамоте тамошних крестьянских ребятишек. А народ все-таки считал этого старика каким-то блаженным! Что же касается до Андрея, то этот нисколько не походил ни на Ионушку, ни на Василиса Макарыча. Молодой высокий парень, в костюме монастырского послушника, с сумою за плечами и четками в руках, -- вообще порядочная прогарь, как говорят, -- он водил знакомство преимущественно с барынями подходящего ему развития, носил им просвирки, попивал у них чаек и пленял их рассказами о своих странствованиях по белу свету. Он был из крестьян; его ловили и даже секли, но отучить от бродяжничества не могли: Андрей все-таки оставался Андреем. Однажды его заперли по какому-то случаю в амбар или сарай; Андрею не понравилось, -- он сделал отверстие в кровле своей тюрьмы и вылез на волю...
   -- Зачем ты разломал кровлю? -- спрашивают его.
   -- Я не ломал, -- отвечает Андрей.
   -- Да как же это случилось, что на кровле дыра и ты на свободе?
   -- Я только помолился, -- говорит он, -- "Милосердия двери отверзи нам!" -- кровля-то и отверзлась, я и вылез...
   В настоящее время у нас существует отец Петр и так называемый Иванушка Тульский, хотя мы и не знаем наверно, действительно ли он из Тулы. Иванушка живет где-то около Углича и посещает город тоже периодически. Он лишен употребления ног, а потому и разъезжает: летом -- на небольшой тележке, а зимою -- на санках. Экипажи его обыкновенно возят какие-нибудь усердствующие бабы, в числе двух или трех. Если их две, то одна из них идет в корню, а другая поддерживает тележку или сани сзади; если же три, то уж в корень закладываются две. Эти же бабы вытаскивают Иванушку из экипажа и вносят его куда нужно -- в дом или в церковь. Иванушка тоже, кажется, не пророчествует, а только дает благословение и советы. Как предсказатель, наиболее гремит отец Петр, жительствующий весьма недалеко от Углича, в слободе, называемой Иерусалимской, где он в прежние времена был священником. Мы не знаем отца Петра лично, но, судя по рассказам тех, кто имел с ним дело, он говорит весьма неясно. Иногда отец Петр употребляет даже какие-нибудь знаки и действия для изображения того или другого обстоятельства. Поэтому под руками у него всегда находится порядочный запас камешков, щепок, бумажек и т. п. Свернет отец Петр из тряпки или хлопка что-нибудь вроде человеческого подобия и положит эту штуку в коробочку, -- значит, смотря по обстоятельствам вопрошающей стороны, быть покойнику или новорожденному и пр. Отец Петр известен не только в Угличе и его уезде, но и в некоторых других городах здешней губернии, известен даже и за чертою губернии. Народу у него бывает много, в особенности из женщин.
   

ПРИМЕЧАНИЯ

   Текст по: "Спб. ведомости". 1865. No 34. Подзаголовк: "Корреспонденция Спб. ведомостей".
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru